Программа по предпрофильной подготовке «Твоя профессиональная карьера»



Скачать 230.33 Kb.
страница1/7
Дата25.04.2016
Размер230.33 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7
Федеральный институт развития образования

Департамент образования и науки Кемеровской области

Кузбасский региональный центр психолого–педагогической, медицинской

и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»



«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Материалы образовательной конференции

Кемерово 2015

Редакционная коллегия:

И.А. Свиридова, доктор медицинских наук, профессор, директор ГОО «Кузбасский РЦППМС»;

Э.В. Працун, кандидат педагогических наук, заместитель директора ГОО «Кузбасский РЦППМС»;

Т.В. Яворовская, методист ГОО «Кузбасский РЦППМС»;

Н.П. Кривошеина, методист ГОО «Кузбасский РЦППМС»;

А.Ю. Павлова, методист ГОО «Кузбасский РЦППМС»;

М.С. Коломеец, методист ГОО «Кузбасский РЦППМС»;
В сборнике представлены материалы специалистов образовательных организаций Кемеровской области по проблеме профессиональной ориентации выпускников 9-х классов в современной школе.

Материалы сборника могут представлять интерес для специалистов образовательных организаций, занимающихся профориентации школьников.



Оглавление

Предпрофильная подготовка учащихся как основа профориентационной работы педагога-психолога

Лисовец О.В………………………………………………………………………….

5

Организация профориентационной работы с учетом возрастных особенностей школьников

Рабенко Т.В……………………………………………………………………….....

8

Модульная дополнительная общеразвивающая программа по предпрофильной подготовке «Твоя профессиональная карьера»

Ефимова Н.И………………………………………………………………………..

12

Профориентация через учебный предмет (на примере русского языка и литературы)

Марьина Г.В…………………………………………………………………………

17

Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования

Вахрушева А.Г………………………………………………………………………

21

Изучение профильных и профессиональных намерений обучающихся как одно из направлений профориентационной работы в школе

Калинина М.В., Трапезникова Л.Л…………………………………………

23

Профориентационная работа средствами краеведения в современной школе

Шахова Л.К…………………………………………………………………

26

Использование метафорических ассоциативных карт в профориентационной работе

Крайзман В.Е., Калинин А.Л…………………………………………………….

28

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения детей с ОВЗ

Шевелева Е.Ю………………………………………………………………………

32

Профориентация в сельской школе: активизирующие методы работы с учащимися

Борисова С.В……………………………………………………………………….

35

Совместная деятельность детского дома с учреждениями социума по профессиональному самоопределению воспитанников (из опыта работы региональной инновационной площадки)

Серова Н.А., Султанбекова Т.В…………………………………………………

37

Роль учебных комбинатов в профориентации учащихся

Боровкова Т.В…………………………………………………………………….....

40

Верный выбор профессии – это залог будущего успеха в жизни

Орехова Т.П…………………………………………………...............................

43

Деятельность родителей и педагогов в содействии профессиональному самоопределению обучающихся

Чернушкина Н.В……………………………………………………………

46

Волонтерское движение как форма практической поддержки самоопределения учащихся

Шлыкова В.Н………………………………………………………………………..

49

Профессиональное информирование в профориентационной работе с обучающимися образовательных организаций

Роут О.А……………………………………………………………………………..

51

Особенности профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома

Валикова Ю.В……………………………………………………………………...

55

Особенности профориентации учащихся с ОВЗ (на примере школы-интерната санаторного типа)

Елисеева Ю.Ю………………………………………………………………………

58

Учёт индивидуально-типологических особенностей обучающихся при выборе направления профильного и профессионального образования

Кошко Н.Н., Блинова Н.Г…………………………………………………………

62

Региональная профориентация в контексте системного подхода: система и среда

Тарлавский В.И……………………………………………………………………..

64

Профессиональная ориентация, как форма профилактической работы по адаптации воспитанников в социуме, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях

Самсонова Е.М…………………………………………………………….............

69

Роль диагностики и консультирования обучающихся школьников в профессиональном самоопределении

Кирсанова Е.Ю……………………………………………………………………..

72

Приложение…………………………………………………………………

75



ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ

КАК ОСНОВА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
О.В. Лисовец, педагог – психолог

ГОО «Кузбасский РЦППМС» отделения

Гурьевского муниципального района
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Ежегодно нам приходится сталкиваться с тем, что большинство старшеклассников выбирают профессию по совету родителей или по несуществующим основаниям, что приводит к неудовлетворенности от полученной профессии. Часто учащиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Однако в случае решения этой проблемы и работая именно в данном направлении, они приобретают ценный опыт и новые способности - способности выбирать и осуществлять свой выбор.

Смысл профориентационной работы в школе заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознание требований профессии к человеку, степени сформированности у него профессионально важных качеств. Они формируются только на основе личностных качеств и жизненных ценностей. Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества с взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение. Таким человеком может стать классный руководитель, педагог-предметник, пользующийся доверием со стороны ученика, а так же педагог-психолог. Тем более что профориентация является одним из направлений деятельности педагога-психолога.

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя, свои личностные особенности, особенности мышления, нервной системы, темперамента, характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее. Работа именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор.

В рамках предпрофильной подготовки в МБОУ « СОШ № 25 г.Салаира» реализуется курс «Я выбираю профессию», целью которого является создание условий для профессиональной ориентации обучающихся. Программа курса составлена на основе профориентационных программ, разработанных Г.В. Резапкиной, Н.С. Пряжниковым, С.Н. Чистяковой. Занятия проводятся педагом-психологом 1 час в неделю с учащимися 9-х классов.

В программе содержит диагностический блок, где учащиеся имеют возможность изучить собственные интересы, склонности и профессионально важные качества личности. Для систематизации результатов диагностики мы используем специальную профориентационную карту, которая представляет собой таблицу, куда заносятся названия методик и выводы по каждой из них. Таблица занимает одну сторону печатного листа. Это даёт возможность наглядно увидеть общую картину выраженности профессиональных интересов, профессионально важные качества личности, сравнить результаты различных методик. Психологу данная карта позволяет увидеть картину личности учащегося в целом, сопоставить требования профессии с личностью учащегося, найти противоречия и сходные качества, на основе сопоставления можно сделать вывод об уровне профессиональной пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности. Во время индивидуальных консультаций такая карта просто незаменима.

Программа построена с учётом информационной нагрузки школьника. Она направлена на то, чтобы подросток смог почувствовать радость самопознания, свою индивидуальность, попробовал бы задуматься о своём будущем. В результате этих занятий у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.

Профориентация не ограничивается только предпрофильной подготовкой. В 14-15 лет подростки начинают задумываться о своём будущем. В первую очередь это связано с необходимостью сделать первый осознанный выбор – 10 класс или получение профессионального образования. Необходимость сдачи ЕГЭ тоже является фактором, из-за которого подростки, не уверенные в своих силах, хотят уйти после 9-го класса. Задача психолога заключается в том, чтобы подвести подростка к осознанному выбору будущего образовательного маршрута. Подросток должен прочувствовать, что это именно его выбор, а не навязанный кем-то извне. Как известно, мало только, знать о современном мире профессий, о своих личностных особенностях. Для развития устойчивого интереса и мотивации к труду, надо ещё и самому приложить некоторые усилия, пробовать себя в той или иной профессиональной или учебной деятельности. Чтобы активизировать подростков, я стараюсь привлекать их к исследовательской и проектной деятельности. Мы изучаем современный рынок труда, востребованность профессий в районе и области, составляем профессиограммы востребованных профессий, исследуем влияние личностных особенностей человека на выбор профессии, создаём творческие проекты. Исследовательская деятельность является хорошим стимулом для формирования профессионального интереса к труду, повышает мотивацию к осознанному выбору. Кроме того, ребята приобретают навыки публичного выступления, что также способствует формированию уверенности в своих силах и повышению самооценки.

В практике моей работы как педагога-психолога предусмотрены психологические часы, индивидуальные и групповые консультации с учащимися. К вопросам профессионального самоопределения мы обращаемся с 5-го класса. На психологических часах я рассказываю ребятам о современных профессиях, о правилах выбора профессии, об успехах представителей различных профессий, используя для этого презентации, которые создают учащиеся 9-х классов во время прохождения предпрофильной подготовки. Да и сами девятиклассники являются моими помощниками, с удовольствием принимая участие в подобных мероприятиях. Такая организация работы способствует тому, что к началу обучения в 9-м классе у многих ребят формируется интерес к некоторым видам труда, и появляются учащиеся с вполне сформированными профессиональными взглядами. Поэтому, несмотря на то, что предпрофильная подготовка относится к внеурочной деятельности, эти занятия вызывают у ребят большую заинтересованность.

Целью профориентационной работы в старшем звене является уточнение профессиональных планов. Основная роль отводится индивидуальным консультациям с более углублённым изучением личностных качеств обучающихся, помощь в составлении дальнейшего образовательного маршрута, при необходимости психологическая поддержка, особенно если профессиональные планы не соответствуют возможностям ученика. Во время психологических часов особое внимание уделяется профориентационной игре как средству формирования не только профессионального, но и личностного самоопределения.

На выбор профессии влияет родительская позиция в данном вопросе, поэтому вопросу родительского просвещения необходимо уделять особое внимание. На родительских собраниях не только педагог-психолог, но и классные руководители говорят о том, что решение о будущем образовательном и профессиональном маршруте должно быть совместным и обязательно с учётом мнения самого подростка. Информация для родителей размещена на школьных стендах, школьном сайте и постоянно обновляется.

Эффективность такой организации профориентационной работы подтверждается ежегодным мониторингом готовности выпускников к профессиональному выбору.

В заключении хочется отметить, что подобная организация профориентационной работы, когда в основе её лежит предпрофильная подготовка учащихся, даёт возможности для творчества и педагога-психолога, и обучающихся. В результате у одних учащихся профессиональные планы укрепляются, и с ними можно вести дальнейшую работу, у других может произойти изменение намерений, следовательно, педагогу-психологу и подростку заново надо анализировать интересы и склонности, намечать новые области труда и пути ознакомления с ними. В любом случае эта работа необходима и очень полезна, так как активизирует учащегося, даёт возможность приобретать новый опыт и расширять свой профессиональный кругозор.




ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Т.В. Рабенко, педагог-психолог

ГОО «Кузбасский РЦППМС» отделения

Гурьевского муниципального района
В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект - организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества.

Профориентация - рекомендации человеку относительно выбора профессии. Этот термин широко используется и затрагивает определенное тестирование навыков и способностей, психологическую оценку личности, мотивации, целей в жизни и т.д. Вообще, профориентация нацелена на управление индивида в ту область деятельности, для которой у него были обнаружены большие способности.

Профориентационный минимум - совокупность обязательной информации по профориентации, отраженной в законодательных и нормативно-правовых документах; формирование осведомленности и освоение выпускниками основных понятий, характеризующих ситуацию изменений на рынке труда (перспективные программы развития, новые виды деятельности, условия получения профессионального образования, новые специальности).

Профориентационная работа в МБОУ «Сосновская СОШ» Гурьевского района проводится под руководством заместителя директора по воспитательной работе, классными руководителями, педагогом-психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями – предметниками и охватывает три этапа:



1-й – пассивно-поисковый этап первичного профессионального выбора ребёнка, охватывает период его обучения в 1 – 7-х классах.

2-й – активно-поисковый этап профориентации в основном проходит в 8-9х классах.

3-й этап – этап профессионального самоопределения - учащиеся 10 – 11класса.
Педагоги нашей школы считают, что главное - помочь учащимся разобраться в том, как профессии и специальности соответствуют целям, потребностям и успешной жизнедеятельности общества.

Главные задачи  деятельности по профориентации:

- сформировать у учащихся положительное отношение к труду;

- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

- научить соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами;

- научить анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Основными направлениями профориентации в школе являются:

- Профессиональная информация.

- Профессиональное воспитание.

- Профессиональная консультация.



Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

При проведении профориентационной работы следует обязательно учитывать возрастные особенности школьников. Обучение на начальной, основной и старшей ступени должно быть организовано по-разному.

Ключевую позицию в организации работы по профориентации должно занимать психологическое сопровождение ученика с учетом его индивидуальных особенностей на протяжении всего периода обучения в школе. Это поможет подготовить учащегося к осознанному выбору будущей профессии.

С учетом психологических и возрастных особенностей учащихся в нашей школе выделяют следующие этапы профориентационной работы.

1-4 классы.

Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.

5-7 классы.

Развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности, формирование образа “Я”, приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики, технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре.

Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

Основными формами организации профессионального ориентации на этом этапе в нашей школе являются: беседы, встречи с представителями разных профессий, выезды на производство, экскурсии, ролевые игры, праздники, ярмарки, фестивали, просмотры фильмов, мультфильмов, чтение тематических произведений художественной литературы, конкурсы рисунков, поделок, фотографий, стенгазеты, устные журналы, викторины и др.

8-9 классы.

Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и элективных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения.

Профориентационная работа в нашей школе представляет собой систему взаимосвязанных компонентов урочной и внеурочной деятельности. В учебный план нашей школы введен элективный курс «Твоя профессиональная карьера», который способствует выработке у учащихся навыков составлять обоснованный личный профессиональный маршрут.

10-11 классы.

Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

В нашей школе традиционно на протяжении многих лет учащиеся 9–11 классов делают первые шаги в профессию через «Дни дублера».

Старшеклассники на практике знакомятся с профессией учителя-предметника, педагога-психолога, социального педагога, лаборанта, педагога-организатора, делают первые шаги в управленческой деятельности.

На каждом этапе профориентационной работы рекомендуется обязательное проведение классных часов по профориентационной тематике с учетом возрастных особенностей учащихся.

Работа по профориентации в 1-4 классах (первый этап) представляет собой пассивно-поисковый период.

Это этап первичного профессионального выбора. Цель учителя 1-4 классов - развить интересы и способности школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

Для учащихся 5-7 классов необходимо увеличить число кружков и факультативов, привлекать их к коллективной творческой деятельности, организовывать встречи с родителями как с профессионалами.

Кроме того, начиная с 1 класса, рекомендуется создавать портфолио и папки достижений. Все материалы, собранные в портфолио по профориентации, сопровождают учащегося до самого выпуска.

Второй этап (активно-поисковый) для учащихся 8-9 классов.

Цель учителя – помочь каждому подростку сформулировать конкретные задачи профессионального и личностного самоопределения, обеспечить психолого - педагогическое сопровождение выбора выпускников основной школы (9 класса).

На этом этапе рекомендуется на классных часах знакомить с миром профессий, с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, оказывать помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим нужно вести индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивать тематические родительские собрания, привлекать школьников к работе в каникулярное время и проводить первые профессиональные пробы.

Третий этап – профессиональное определение учащихся 9, 10-11 классов.

Главная цель педагогов – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда города, региона.

Обязательным является введение в 8-9 классах предпрофильной подготовки, а в 10-11 классах профильных классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов.

С целью оценки эффективности профориентационной работы в нашей школе разработана программа мониторинга, определены критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, подобран диагностический инструментарий. В качестве основных критериев и показателей выделены следующие:

- информированность старшеклассников о профессиях и путях ее получения,

- уверенность школьника в социальной значимости труда,

- наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Профессиональный выбор, сделанный с учетом таких факторов как, запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счете – благополучия его семьи.


Каталог: downloads -> other
downloads -> Н. И. Доста, А. А. Вальвачев Доброкачественная гиперплазия предстательной железы: новый взгляд на этиопатогенез и лечение. Белмапо, Минск Эпидемиология
downloads -> «Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (аденома)»
downloads -> Плейотропные эффекты статинов при ишемической болезни сердца
downloads -> Фундаментальная наука в современной медицине 2013 : материалы науч практич конф молодых учёных / под ред. А. В. Сикорского, О. К. Кулаги, А. В. Стахейко, Т. В. Тереховой Минск : бгму, 2013 208 с
downloads -> Переход белорусской психиатрии на мкб-10: первые итоги
downloads -> Курс лекций по психиатрии и наркологии (учебное пособие)
downloads -> Министерство здравоохранения республики беларусь
other -> Эндокринология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница