Программа повышения квалификации «Технология работы специалистов социальной сферы с людьми пожилого возраста и инвалидами»



Скачать 48.76 Kb.
Дата12.09.2017
Размер48.76 Kb.
ТипПрограмма

БПОУ ВО «Белозерский индустриально-педагогический колледж им. А.А. Желобовского»
Утверждаю:

Директор Б ПОУ ВО «Белозерский

индустриально-педагогический

колледж им. А.А. Желобовского»

______ А.П. Веселова

Основная программа повышения квалификации «Технология работы специалистов социальной сферы с людьми пожилого возраста и инвалидами»

Нормативный срок освоения -72 часа

Форма обучения –очно-заочная

Белозерск 2016 г.

Пояснительная записка

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Технология работы специалистов социальной сферы с людьми пожилого возраста» составлена в соответствии с требованиями работодателей. Программа рассчитана на 72 часа .

Программа состоит из 5 разделов :



  • основы профессионального общения

  • социально-медицинские основы профессиональной деятельности

  • основы социально-бытового обслуживания

  • основы делопроизводства

  • правое обеспечение социальной защиты.

Преподавание данной программы непрерывно связано с практической деятельностью, поэтому теоретический курс завершается квалификационным экзаменом.

В программе представлен тематический план данных разделов с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы.


Для проверки знаний студентов по дисциплине проводится рубежный контроль по окончанию изучения отдельных разделов. Итоговый контроль осуществляется в форме зачетной работы.

СОДЕРЖАНИЕ






1. ПАСПОРТ примерной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ





стр.
4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


6

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля





7

4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ





18

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


22



1. паспорт ПРОГРАММЫ повышения квалификации
1.1. Область применения примерной программы «Технология работы специалистов социальной сферы с людьми пожилого возраста»
Программа повышения квалификации разработана в соответствии с ФГОС по профессии НПО: 040401 Социальный работник в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): оказание социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):


ПК Оказывать социально-бытовые услуги лицам пожилого возраста и инвалидам на дому.

ПК Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-медицинских услуг, оказывать первую медицинскую помощь.

ПК Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-психологических услуг, оказывать первичную психологическую поддержку.

ПК Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-экономических услуг.

ПК Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-правовых услуг.

1.2. Цели и задачи программы – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения программы должен:



иметь практический опыт:

- оказания социально-бытовых услуг, первой медицинской помощи, первичной психологической поддержки лицам пожилого возраста и инвалидам на дому;

- содействия в получении социально-медицинских, социально-психологических, социально-экономических и социально-правовых услуг лицам пожилого возраста и инвалидам;



уметь:

- оказывать содействие в поддержании социальных контактов;

- оказывать первичную психологическую поддержку клиента;

- оказывать консультативную помощь клиенту по социально-бытовым вопросам;

- выявлять факторы гигиенического и экологического риска для клиента;

- выявлять основные проблемы физического здоровья клиентов;

-оказывать помощь клиенту в поддержании личной гигиены;

- содействовать в госпитализации, сопровождать клиента в лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ);

- осуществлять патронаж при госпитализации клиента;

- работать с профессиональной документацией;

- проводить социально-бытовое обслуживание клиента;

- оказывать помощь в решении социально-бытовых вопросах;

- осуществлять подбор документов для предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат для начисления пенсий и пособий;

- оказывать помощь в организации ритуальных услуг;

знать:

- профессионально-личностные требования к социальному работнику;

- психологические особенности лиц пожилого возраста и инвалидов;

- основные понятия и категории социальной медицины;

- формы медико-социальной помощи населению;

- анатомо-физиологические особенности человека;

- основные симптомы заболеваний;

- особенности состояния здоровья, болезней, диетотерапии лиц пожилого и старческого возраста;

- правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях у лиц пожилого возраста и инвалидов;

- особенности ухода за лицами пожилого возраста и инвалидами на дому;

- нормативно-правовое обеспечение организации социально-бытового обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому;

- основы охраны труда и техники безопасности;

- критерии качества оказания социально-бытовых услуг.


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы :

всего – _72 часа.
























3. СТРУКТУРА и содержание пограммы повышения квалификации

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)





Наименование разделов тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4













Раздел 1 Основы профессионального общения.





15

Тема 1.1. Понятие общение, его виды и функции.

Содержание

1




Определение общения, различные подходы к пониманию термина «общения». Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. Функции и уровни общения. Виды общения. Структура общения.

1,2

Общение как обмен информацией, как взаимодействие. Общение как восприятие людьми друг друга. Функции и трудности общения. Общение и терпимость. Зоны личного пространства. Правила и техники общения. Деформации общения. Характеристики профессионального общения.

1

Практическое занятие

1


Профессиональное общение: понятие и особенности.

Тема 1.2. Общение – профессионально важное качество социального работника.

Содержание

1


1.

Социальная работа как коммуникативная профессия.

Психологические методы социальной работы.



2


2

Основные виды общения социального работника: деловое, консультативное, интимно-личностное. Особенности делового общения социального работника. Общение в процессе консультирования. Интимно-личностное общение в деятельности социального работника.

2





Практическое занятие

1




1.

Общение в деятельности социального работника.

Тема 1.3. Теоретические основы общения в социальной работе.

Содержание

1


1.

Компоненты вербального общения. Компоненты невербального общения. Социальная перцепция в профессиональной деятельности социального работника. Активное слушание как необходимый элемент общения социального работника. Оказание первичной психологической поддержки клиенту.

2

Тема 1.4. Консультирование в социальной работе.

Содержание

1




1.

Цель, задачи и условия проведения консультирования в социальной работе. Этапы консультативной беседы. Основные правила и принципы проведения консультативной беседы социального работника с клиентом. Особенности оказания социально-психологических услуг лицам пожилого возраста и инвалидам.

2

Практическое занятие

2




1.

Оказание консультативных и социально-психологических услуг лицам пожилого возраста и инвалидам.

Тема 1.5. Социальные конфликты: причины и пути решения.

Содержание

1

1.

Понятия о конфликтах. Структура и функции социальных конфликтов. Виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Типология конфликтов. Стадии протекания конфликтов. Урегулирование конфликтов. Стили решения конфликтов. Стратегия поведения социального работника в конфликтных ситуациях.

1,2

Лабораторные работы

-




Практическое занятие

1

1.

Деятельность социального в конфликтной ситуации.

Тема 1.6. Профессиональное выгорание социального работника и ее профилактика.

Содержание

1

1.

Понятие профессионального выгорания. Стадии, симптомы, факторы (личностный, ролевой, организационный) профессионального выгорания. Группы риска.

Профилактика профессионального выгорания. Саморегуляция, ее способы. Сотрудничество с супервизором. Первичная самопомощь при стрессе.



1,2

Практическое занятие

1




1.

Саморефлексия в деятельности социального работника.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.



Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Принципы и приемы делового общения.

2. Универсальные и культурно-специфические аспекты общения.

3. Зависимость коммуникации от культурного контекста.

4. Методы психологии в социальной работе: наблюдение, эксперимент, опрос, тесты, беседа, консультация, психокоррекция, тренинг и др.

5. Психологическая травма. Горе, работа с утратой.

6. Управление эмоциями, чувствами.


Раздел 2

Социально-медицинские основы профессиональной деятельности.







18

Тема 2.1. Этапы социальной работы в медико-социальной сфере.

Содержание

1





1.

Понятие социальной медицины. Краткий исторический очерк развития социальной медицины. Роль предмета в подготовке социального работника.

1,2

2.

Основные медико-социальные проблемы клиента на современном этапе. Роль социального работника в решении этих проблем. Основные медико-социальные услуги лицам пожилого возраста и инвалидам. Этапы социальной работы в медико-социальной сфере.

1







Тема 2.2. Методы обследования клиента с целью выявления медико-социальных проблем.

Содержание

1

2

1.

Субъективные и объективные методы обследования. Изучение документации. Оценка физического и психологического состояния. Оценка способности к передвижению и самообслуживанию.

Практическое занятие

1

1.

Обследование клиента с целью выявления медико-социальных проблем.

Тема 2.3. Образ жизни - главный фактор здоровья.

Содержание

1

1.

Понятие здоровья. Здоровье индивидуальное, групповое, общественное. Здоровье населения. Методы изучения здоровья. Показатели здоровья населения. Факторы риска здоровью (заболеваний). Здоровье физическое, психологическое, социальное. Репродуктивное здоровье.

1,2

Тема 2.4. Факторы риска заболеванию.

Содержание

1

1.

Факторы риска заболеванию. «Большие» факторы риска. Профилактика заболеваний первичная и вторичная.

1,2




-




Практическое занятие

-

Тема 2.5. Анатомо-физиологические особенности человеческого организма.

Содержание




1.

Анатомо-физиологические особенности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Основные заболевания.

1

2

2.

Анатомо-физиологические особенности пищеварительной и мочевыделительной систем. Основные заболевания.

1

3.

Анатомо-физиологические особенности эндокринной и кроветворной систем. Сахарный диабет. Заболевания щитовидной железы. Болезни крови.

1

4.

Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной и нервной систем. Основные заболевания.

1

5.

Анатомо-физиологические особенности организма в пожилом и престарелом возрасте. Основные заболевания различных органов и систем в пожилом и престарелом возрасте.

1

Лабораторные работы

-




Практическое занятие

1

1.

Особенности организма в пожилом и престарелом возрасте.

Тема 2.6. Основы ухода за больными людьми. Личная гигиена.

Содержание

1

1.

Понятие ухода. Уход общий и специальный. Уход за кожными покровами, глазами, ушами, полостью рта. Смена нательного и постельного белья. Мытье ног и головы в постели. Уход за ногтями. Профилактика пролежней.

1,2

Тема 2.7. Питание больных.

Содержание

1





1.

Способы питания больных. Рациональное питание. Лечебное питание.

1,2

Тема 2.8. Первая помощь при неотложных состояниях.

Содержание

1




1.

Понятие о реанимации. Понятие неотложных состояний. Виды неотложных состояний. Основные критерии. Первая помощь при: приступе бронхиальной астмы, легочном кровотечении, приступе стенокардии, обмороке, гипертоническом кризе, желудочном кровотечении, почечной колике, диабетической и гипогликемической коме. Первая помощь при ушибах, переломах, ранениях, удушении, утоплении и пр.

1,2

Практическое занятие

2




1.

Первая помощь при неотложных состояниях.

Тема 2.9. Медико-социальный патронат в практике социального работника.

Содержание

1

1.

Понятие медико-социального патроната. Задачи медико-социального патроната. Особенности медико-социального патроната к пожилым и инвалидам.

1,2

1.







Самостоятельная работа при изучении раздела



Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Методы обследования клиента с целью выявления медико-социальных проблем.

2. Факторы риска заболеваний у пожилых людей и инвалидов.

3. Особенности питания пожилых людей.

4. Особенности медико-социального патроната к инвалидам.

5. Особенности медицинской деонтологии в различных областях медицины (кардиологии, дерматовенерологии,онкологии, травматологии, педиатрии и т.д.).

6. Основные медико-социальные проблемы современности.











Раздел 3. Основы социально-бытового обслуживания.







13




Содержание

1

1,2

1.

Проблемы старения современного общества: изменение демографических показателей, сферы социальных отношений, профессиональной ориентации пожилых людей и т.д.

Изменение функциональных способностей и здоровья пожилых людей. Дополнительные механизмы демографического старения.



.

Содержание

1

1,2

1.

Календарный и биологический возраст. Различные градации деления пожилых людей на возрастные группы.

Проблема «постарения населения». Смещение возрастной структуры в сторону людей более старшего возраста. Рост одиноких пожилых. Группы риска пожилых людей, нуждающихся в особом внимании и защите.



.

Содержание

1

1,2

1.

Социальная политика государства в отношении пожилых людей. Ее основные положения и задачи. Особенности региональной и муниципальной политики в отношении пожилых людей и инвалидов

Право пожилых людей и инвалидов на социально-бытовое обслуживание и социальное обеспечение.



2.

Реализация конституциональных гарантий и прав пожилых людей и инвалидов в российском законодательстве.

Основные федеральные, региональные, муниципальные нормативно-правовые акты и программы, реализующие и защищающие права и интересы пожилых людей и инвалидов.



1




Содержание

1

1,2

1.

Неоднородность пожилых людей по демографическим, экономическим, культурно-образовательным и другим видам статуса.

Зависимость от близких, окружающих, социума. Ступень подвижности и объем самообслуживания.

Социальная активность пожилых людей и инвалидов в связи со старением организма: трудовая, общественно-политическая, семейно-бытовая.





Содержание

1

1,2

1.

Роль семьи в жизни пожилого человека. Влияние макро и микросоциальной сферы на семейное положение. Типы семьи. Взаимоотношения в семье.

«Социальное сиротство» пожилых людей и инвалидов. Типы старости. Насилие над пожилыми людьми.



Практическое занятие

1

1.

Определение типа семьи пожилого человека.




Содержание

1

1,2

1.

Трудная жизненная ситуация, «социальные риски» для пожилых людей: малообеспеченность; одиночество; конфликты; неспособность к самообслуживанию и т.д.

Определение инвалидности. Причины нарушения жизнедеятельности. Социальные проблемы инвалидов.






Содержание

1

1,2

1.

Основные направления развития системы социального обслуживания пожилых и инвалидов. Виды социальной помощи.

Принципы социального обслуживания. Право пожилых людей и инвалидов на социальное обслуживание.

Формы социально-бытового обслуживания на дому. Особенности предоставления социальных услуг пожилым и инвалидам.

Особенности социального обслуживания пожилых и инвалидов на региональном и муниципальном уровнях.



2.

Социальный патронаж как вид социального обслуживания на дому.

Оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-гигиенических, социально-правовых услуг пожилым и инвалидам.

Оказание социальным работником помощи в получении льгот и иных социальных выплат. Ритуальные услуги.



1

1.

Социально-бытовое обслуживание пожилых и инвалидов.




Содержание

1

1,2

1.

Выявление пожилых и инвалидов, нуждающихся в социально-бытовом обслуживании на дому.

Установление контакта с клиентом.

Предварительная оценка нуждаемости в социально-бытовых услугах.

Определение объема и характера повседневной деятельности пожилого человека и инвалида.



Анализ потребности в услугах, их значимости и первоочередности. Разработка программы социально-бытовой помощи на дому.

Оценка полученных результатов.

Саморефлексия деятельности социального работника.


1




Содержание

1

1.

Хоспис на дому для неизлечимых и тяжелобольных людей. Контролирование боли тяжелобольного, управление реакциями.

Оказание социально-психологической, духовной поддержки умирающему и его семье.

Особенности деятельности социального работника при обслуживании таких больных.


1,2

Лабораторные работы

-




Практическое занятие

-

Раздел 4 Основы делопроизводства

Содержание

10

1,2

1.

Понятие «делопроизводство». Основные цели и задачи делопроизводства. Значение делопроизводства в деятельности социального работника.

Понятия: «документирование», «документ», «реквизит», «бланк», «формуляр». Нормы и правила оформления документов. Состав реквизитов документов. Бланк документа. Правила оформления реквизитов документов.



1

2

Система справочно-информационной документации. Назначение и состав справочно-информационной документации (протокол, акт, докладная записка, предложение, служебная записка, объяснительная).

Переписка. Общая характеристика служебной переписки. Разновидности служебных писем (сопроводительное письмо, письмо-просьба, письмо-запрос, письмо-ответ, письмо-сообщение, информационное письмо, письмо-приглашение и т.д.).

Документы, передаваемые по каналам связи (телеграмма, телекс факсограмма, телефонограмма).


1

Практические занятия







Правила оформления и составления основных видов документации


2

Понятие «документооборот». Виды технологий делопроизводства. Понятие и принципы организации документооборота. Особенности обработки входящих документов. Структура баз данных документов. Работа с кадровой документацией. Система хранения информации.




Правила составления номенклатуры дел. Оценка значимости и сроков хранения документов.

1

Понятия: «ценность и безопасность информации», «конфиденциальность», «угроза конфиденциальности», «защита информации». Безопасность ценных информационных ресурсов. Ценная информация и конфиденциальные документы. Регламентация состава конфиденциальных сведений и документов. Документирование конфиденциальных сведений.

1

Порядок работы с конфиденциальными документами и материалами. Оформление, обработка и хранение конфиденциальных материалов. Конфиденциальная информация и сведения в деятельности социального работника.


1

Понятие «оргтехника». Компьютерные средства подготовки документов. Основные виды организационной техники. Изготовление, копирование и тиражирование документов. Средства обработки документов. Правила безопасной работы с оргтехникой.



1

Практические занятия




Использование технических средств в делопроизводстве

2

Раздел 5 Правовое обеспечение социальной защиты


10





Трудовой кодекс



2



Трудовой договор

2



Прием на работу

2




Увольнение с работы

2




Гарантии и компенсации

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).



4. условия реализации программы повышения квалификации




4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- стол и стул для преподавателя;

- столы и стулья для студентов;

- понятийные словари;

- нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность социального работника с пожилыми и инвалидами;

- таблицы и схемы;

- стенды;

- учебно-методические пособия;

- типовые бланки учреждений, оказывающих социальные услуги лицам пожилого возраста и инвалидам на дому;

- фантомы;

- образцы документации социального работника;

- экран.


4.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:



  1. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 528884-2007. «Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам».

  2. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003-У «Основные виды социальных услуг».

  3. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52342-2003 «Качество социальных услуг».

  4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения».

  5. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 5284-2007 «Социальное обслуживание населения. Порядок, условия предоставления социальных услуг граждан пожилого возраста и инвалидам».

  6. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» Пост. Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 327-ст.

  7. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения.» Пост. Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 326-ст.

  8. Федеральный закон от 2 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ.

  9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4872) с изменениями, внесенными федеральными законами от 10 июля 2002 года № 87-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2791), от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032), от 10 января 2003 года № 15-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 167), от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607).

  10. Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

  11. Федеральный закон от 17 июля 1998 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

  12. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ.

  13. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. Учебное пособие. – М.: «Издательство Приор», «Экспертное бюро», 1998г., 272с.

  14. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому [Текст]: Учебное пособие/ Р.И. Ерусланова. – 4-е изд. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 164с. ISBN 978-5-394-00559-6

  15. Журавлева Т.П. Основы гериатрии [Текст]: Учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 271с. – (Серия «Профессиональное образование»). ISBN 5-8199-0102-9 (ФОРУМ) ISBN 5-16-001606-6 (ИНФРА-М)

  16. Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения: практическое пособие [Текст]/ Н.С. Кошелев. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 145 с. ISBN 978-5-370-01407-9

  17. Нестерова Г.Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами [Текст]: учебник для студ. сред. проф. образования/ Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с. ISBN 978-5-7695-5670-8

  18. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть/ под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2—7. – 384с.

  19. Социальная работа: теория и практика [Текст]: Учеб. пособие/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427с. ISBN 5-16-000551-Х

  20. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – 2-е изд. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 269с.

  21. Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов [Текст]: Учебное пособие/ В.С. Ткаченко. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 384 с. ISBN 978-5-394-00594-7

  22. Уход и патронаж [Текст]/ перевод с датского издания О.Шушковой. – М.: Марфо-Мариинская обитель милосердия, 2000.- 264с. 87-16-12266-6

  23. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Учебное пособие. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 240 с. ISBN 5-91131-054-6

Дополнительные источники:



  1. Журавлева Т.П., Пронина Н.А. Сестренское дело в гериатрии [Текст]. – М.: АНМИ, 2005. – 438с. ISBN 5-88897-088-3

  2. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. – М.: московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. – 206с.

  3. Современная энциклопедия социальной работы [Текст] / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перера. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 412с. ISBN 978-5-7139-0547-7

  4. Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д6 Феникс, 2003. – 480 с.

  5. Справочник социального работника/ В.А. Альперович [ и др.]; под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 336с.

Интернет-ресурсы:



  1. Всероссийский сайт инвалидов. www.invalirus.ru.

  2. Союз инвалидов России. www.rosinvalid.ru



Каталог: attachments -> article -> 337
article -> Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 40 «Урология» по медицинским наукам
article -> Тесты I уровня по вопросам первичной медицинской помощи
article -> Методические рекомендации по организации паллиативной помощи
article -> Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 07
article -> Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению пагубного употребления психоактивных веществ
337 -> Методические рекомендации №3 для проведения занятий в «школе здорового образа жизни»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница