Программа «Разговор о здоровье»



Скачать 213.56 Kb.
Дата26.09.2017
Размер213.56 Kb.
ТипПрограмма


c:\users\1\desktop\раз.jpeg

Пояснительная записка

Программа «Разговор о здоровье»( модифицированная) для учащихся 1- 4 классов , составлена на основе сертифицированной программы по внеурочной деятельности преподавателей ГОУ ДПО НИРО О.С.Гладышевой и И.Ю.Абросимовой "Разговор о здоровье" и направлена на достижение общих целей воспитания младших школьников – формирование в процессе внеурочной деятельности мировоззренческо-ценностных ориентиров на здоровье, здоровой образ жизни и устойчивые модели поведения в природной и социальной среде.

Программа предполагает организацию занятий на основе диалогового общения учителя и ученика, чему способствуют современные педагогические технологии. В разработанных методических рекомендациях предложено использование игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинговой формы, «мозгового штурма», различных видов совместной работы, что позволяет каждому ученику приобретать собственный положительный конструктивный опыт в решении «модельных» ситуаций и проблем, который в дальнейшем будет полезен ему в реальной жизни.

В ходе такой подготовки стремление к здоровью у ребенка становится естественной потребностью жизни.

Главной целью данной программы является формирование у младших школьников понимания здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических, социальных и духовных начал, а также гармонии взаимодействия с миром внешним – природной и социальной средой – через получение практических навыков такого взаимодействия.

Кроме приобретения младшими школьниками важных социальных практических навыков наиболее результатом программы можно считать изменение взглядов и представлений обучающихся о своем здоровье и способах его сохранения и приумножения, то есть формирование определенных ценностно – мировоззренческих установок на здоровье и здоровый образ жизни.

Эти результаты возможно оценить посредствам различных вариантов анкетирования.

Курс рассчитан на один час в неделю



Цель курса – сформировать у учащихся понимание здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических, социальных и духовных начал, а также гармонии взаимодействия с миром внешним: природной и социальной средой.

Задачи курса:

– научить учащихся принимать решение и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни;

– изменить представления школьников о своем здоровье и способах его сохранения и приумножения.


Учебно – тематический план 1 класс



Тема занятий

Теория

Практика

1

Я и школа

2 часа

1час

2

Что такое здоровье?

7 часов

0

3

Мир вокруг и я

4 часа

3часа

4

Дыхание и жизнь

6 часов

2 часа

5

Хотим быть здоровыми – действуем!

4 часа

4часа




Итого: 33 часа

23 часа

10 часов


Содержание программы 1 класс


  • Я и школа (3 часа)

Знакомство. Как взаимодействовать и контактировать друг с другом, с учителями в стенах школы. Мои интересы и здоровье.

  • Что такое здоровье (7 часов)

Здоровье, от чего оно зависит. Здоровье тела и души. Здоровье и общество, образ жизни и здоровье.

Нездоровье, или болезнь, какие бывают болезни; причины, их вызывающие. Что нужно знать, чтобы избежать инфекций. Основные правила личной гигиены: умывание, чистые руки, носовой платок, чистые зубы, баня, душ. Основные правила общественной гигиены: чистота жилища, улиц, чистота воды, воздуха и почвы.



  • Мир вокруг и я (7 часов)

Как я воспринимаю этот окружающий мир, органы зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Нервная система, зачем она человеку. Гигиена зрения, слуха и других органов чувств. Закаливание организма. Игры на свежем воздухе, как играть на улице, во дворе. Купание, правила безопасности на водоемах зимой и летом. Я – личность, основные качества личности (эмоции, душевные качества, деловые качества, образованность



  • Дыхание и жизнь (8 часов)

Дыхание – основное свойство всего живого. Как мы дышим, как дышат животные и растения. Чистый воздух – это здоровье. Как дышат девочки и мальчики,

дыхательные упражнения. Способы искусственного дыхания.

Чистый воздух и инфекционные болезни. Проветривание помещений, гигиена жилища (влажная уборка). Как сохранять чистый воздух.


  • Хотим быть здоровыми – действуем! (8 часов)

Знаешь, как быть здоровым – расскажи своим близким. Помоги другим советом, добрым делом, своими знаниями. Правила общения с товарищами, друзьями, взрослыми. Знакомые и незнакомые люди. Как себя вести среди людей. Стоит ли доверять незнакомым людям. Что такое осторожность. Как вести себя на «Уроках здоровья».
Методическое обеспечение разделов рабочей программы.


Раздел, темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактические приёмы

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

Я и школа

Беседы, коллективная игра, практические занятия

Речевая и поведенческая практика

Правила взаимодействия друг с другом

Презентация

Эссе «Зачем быть вежливым», сюжетно-ролевая игра, проигрывание ситуаций, самостоятельное формулирование правил и критериев общения

Что такое здоровье

Рассказ-беседа, дискуссии

Диалоги, изучение правил гигиены

Тесты «Как я оцениваю своё здоровье»

Презентация

Мир вокруг и я

Познавательные беседы, практические занятия

Словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные

Плакаты, таблицы,

«Правила поведения на воде»




Просмотр мультфильмов

конкурсы рисунков, составление индивидуальных карт безопасности

Дыхание и жизнь

Теория и практика-познавательные беседы, практические занятия по теме, исследовательская работа

Вводная беседа, игры, беседы-размышления, ролевые игры, мини-выступления, работа в группах

Плакаты, таблицы,

Тест «Как правильно дышать»



Медиамультипроектор, учебная презентация, просмотр видеофрагментов

Наблюдение за работой в группе, умение отвечать на вопросы, умение высказывать свои предположения,

Хотим быть здоровыми- действуем!

Познавательные беседы, практические занятия

Словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные

Правила взаимодействия друг с другом

Презентация

конкурсы рисунков


Ожидаемые результаты курса 1 уровня




Название модуля

Образовательные цели


мировоззренческие (воспитательные)

развивающие


учебные


1

«Я и школа»


Учащиеся понимают, что вежливость, доброжелательность и уважение друг к другу
– позволяют им поддерживать эффективный контакт с окружающими;

– способствуют хорошей дружеской атмосфере; эмоциональному здоровью



Учащиеся определяют, какие слова и выражения необходимо знать для поддержания коммуникативных контактов
– со сверстниками;

– со взрослыми




Учащиеся узнают, как
– правильно приветствовать друг друга, учителя;

– задавать вопросы;

– поддерживать контакт со сверстниками и взрослыми



2

«Что такое здоровье»

Учащиеся понимают:
– здоровье – важный показатель благополучия человеческой жизни;

– здоровье – одна из ценностей человеческого бытия;

– каждый человек ответственен за свое здоровье


Учащиеся
– характеризуют признаки физического и душевного здоровья;

– называют основные правила личной и общественной гигиены;

– приводят примеры из своего жизненного опыта


Учащиеся узнают
– что здоровье – свойство их организма;

– о здоровье физическом и душевном;

– основные правила личной и общественной гигиены



3

«Мир вокруг и я»


Учащиеся понимают важность бережного отношения
– к своему здоровью;

– к здоровью природы




Учащиеся– определяют, что знания об окружающем мире они получают с помощью органов чувств;

– объясняют правила безопасного поведения на улице, на воде





Учащиеся узнают
– о своем единстве с окружающим миром (природой и социумом);

– как с помощью органов чувств они изучают окружающий мир;

– правила безопасного поведения в окружающем мире


4

«Дыхание и жизнь»


Учащиеся понимают важность бережного отношения
– к чистоте воздуха;

– к растениям – главному богатству природы, источнику физического и духовного здоровья




Учащиеся
– описывают дыхательный процесс (как мы дышим);

– называют состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха;

– определяют источники происхождения кислорода на Земле;

– объясняют основные правила гигиены дыхания




Учащиеся
– узнают, что дыхание – это основное свойство всего живого;

– знакомятся с принципами и гигиеной дыхания




5

«Здоровье и действие»


Учащиеся понимают:
– сохранение и приумножение собственного здоровья требует определенных знаний о нем;

– безопасное поведение связано с приобретением определенных умений;

– оказание первой помощи себе и окружающим


Учащиеся
– характеризуют способы общения с людьми;

– сравнивают общение со знакомыми и незнакомыми людьми;

– объясняют, как можно передать свои знания о здоровье другим людям (дать совет или оказать практическую помощь)

возможно при определенных навыках



Учащиеся узнают, что:
– теоретические и практические знания, которые они приобрели на уроках, можно использовать для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья;

– знания можно передать другим людям в виде совета или практической помощи






Учебно-тематический план 2 класс



Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

1

Ещё раз вспомним, что такое здоровье

2




2

Питание и жизнь

6

4

3

Движение и жизнь

6

4

4

Развитие и жизнь

8

2

5

Хотим быть здоровыми – действуем!

2







Итого

24

10

34часа


Содержание программы

  • Еще раз вспомним, что такое здоровье (2 часа)

Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым. Что такое здоровье и отчего оно зависит.

  • Питание и жизнь (10 часов)

Зачем мы едим. Кто и что употребляет в пищу. Значение питания для человека. Болезни и неправильное питание. Разнообразие в питании. Что такое рацион. Основные правила здорового питания. Твое здоровье определяется тем, что ты ешь, или Рациональное питание. Гигиена продуктов питания. Свежие и несвежие продукты. Консерванты и здоровье. Ядовитые ягоды и грибы. Пищевые отравления, их признаки и первая помощь в экстренных ситуациях.

  • Движение и жизнь (10 часов)

Что дает нам возможность двигаться (мышцы, кости, суставы, нервы, мозг). Что нужно двигательной системе для нормальной работы. Как в организме образуется энергия. Мышцы и тренировка. Утренняя зарядка и другие виды физической активности. Подвижные игры, физкультура, спорт. Физическая работа дома, в саду, на пришкольном участке. Почему это важно. Физическая активность. Здоровый образ жизни – залог долголетия. Заболевания двигательной системы, как их избежать. Травмы, переломы, мышечные растяжения. Как оказать первую помощь.


  • Развитие и жизнь (10 часов)

Непрерывность жизни. Рождение. Что значит расти и развиваться. Что необходимо маленькому ребенку, чтобы вырасти здоровым. Резервы нашего организма. Как чувствовать себя комфортно самому с собой, с родителями, друзьями, учителями, с другими людьми. Как правильно разговаривать. Задаем вопросы и отвечаем на них. Какие бывают люди и чего от них ждать. Как научиться жить среди людей.

  • Хотим быть здоровыми – действуем! (2 часа)

Какие знания о здоровье ты считаешь наиболее важными. Как помочь другим задуматься о своем здоровье.
Методическое обеспечение разделов рабочей программы.


Раздел, темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактические приёмы

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

Ещё раз вспомним, что такое здоровье

Беседы, рассказ

Опора на знания детей о здоровье с занятий в кружке в 1 классе

Прием «Шаг за шагом»,приём «послушать-сговориться-обсудить»

Презентация

Конкурс рисунков «Где живет здоровье?»

Питание и жизнь

Рассказ-беседа, практические занятия, дискуссии

Диалоги, изучение правил рационального питания, правил гигиены продуктов, правил обращения с ядовитыми ягодами и грибами

Тесты «Правильно ли я питаюсь »

Презентация «Ядовитые ягоды и грибы», медицинские аптечки, плакаты

Написание мини-сочинения на тему «мой рацион»

Движение и жизнь

Познавательные беседы, практические занятия, занятия-прогулки, сообщения детей

Словесные, наглядные, показ

Подвижные игры, работа на пришкольном участке, уборка класса


Спортивный инвентарь, уборочный инвентарь (грабли, метлы и т.д.), плакаты, медицинские аптечки.

Игра «Весёлые старты», трудовой десант «Чистые парты»


Развитие и жизнь

Познавательные беседы, практические занятия, решение тестов, тренинги.

Вводная беседа, игры, беседы-размышления.




Медиамультипроектор, справочная литература, учебная презентация, просмотр видеофрагментов

Занятие-сказка

Хотим быть здоровыми-действуем!

Рассказ-беседа, викторина.

Деление на команды, выбор капитанов (работа в команде)

Приёмы работы в группах.

Презентация

Занятие-викторина «Как сохранить здоровье!»


Ожидаемые результаты курса 2 уровня освоения программы
Данный уровень характеризуют понимание и осмысление детьми знаний, способов действий.соотнесение новых представлений о сохранении здоровья с системой ранее изученных, наделение значимостью знаний о здоровье, о том,что и как необходимо делать, чтобы его сохранить,и о том,зачем,почему,для чего необходимо его беречь. Таким образом,на этом этапе происходит осознание учащимися необходимости ведения здорового образа жизни, а также освоение способов сохранения здоровья.

- Связан с решением проблемных ситуаций, в которых учащемуся необходимо совершить выбор, опираясь на знания и понимания о ЗОЖ. При этом младший школьник должен проявить знание возможных альтернатив, умение оценить их с позиций здоровья и предпочесть один из вариантов решения в целях сохранения здоровья и безопасности жизни. Возможные альтернативы в таком возрасте, безусловно, могут быть более заманчивыми для школьников начальных классов, нежели выбор сохранения здоровья, но в идеале учащемуся необходимо сделать выбор, связанный со здоровым образом жизни.

Учебно-тематический план 3 класс




Тема занятий

Количество часов







Теория

Практика

1

Еще раз о здоровье

3




2

Непрерывность жизни

6

2

3

Здоровье и общество

13

4

4

Хотим быть здоровым действуем!

4

2




Итого

26

8







34 часа


Содержание программы 3 класс

  • Еще раз о здоровье (3 часа)

От чего зависит твое здоровье. В чем ты сам можешь помочь себе и другим. Когда нужно звать на помощь взрослых, когда нужно обращаться к врачу.


  • Непрерывность жизни. (8 часов)

Рождение, жизнь и смерть. Сколько живет человек. Как продлить молодость. Мужчины и женщины, мальчики и девочки – в чем отличие между ними: внешние и внутренние. Как нужно относиться друг к другу. Дружба, любовь, семья. Ты и твоя семья – настоящая и будущая. Твое отношение к членам семьи: любовь,уважение, доброта , взаимопомощь.


  • Здоровье и общесто. ( 17 часов)

Что такое общество. Почему люди живут вместе. Твое окружение : семья, друзья , школа, улица.Доброе и злое среди людей. Как возникают конфликты и как нужно поступать в таком случае. Что такое обида. Что делать если ты кого то обидел. Как относиться к обидам, неприятностям, к горю, наказанию. Страх и тревога. Как уметь снять напряжение,избавиться от страха.

Что такое самовоспитание. Как правильно принять решение, как предвидеть последствия своих поступков. Ты и взрослые. Всегда ли нужно подражать взрослым. Дурные привычки. Опасности взрослого мира : курение, алкоголь, наркотики, насилию.Как они могут навредить твоему организму, изменить твою личность, общение с друзьями, родителями.




  • Хотим быть здоровыми – действуем!(6часов)

Что ты ценишь в жизни больше всего. Умеешь ли ты владеть своими эмоциями, мыслями, решениями и поступками. Почему это важно. Если ты умеешь, то посоветуй и помоги своим друзьям, просто знакомым, своим родным и близким словом и делом.

Методическое обеспечение разделов рабочей программы.


Раздел, темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактические приёмы

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

Еще раз о здоровье.

Беседы, рассказ

Опора на знания детей о здоровье с занятий в кружке в 1 классе


Прием «Шаг за шагом»,приём «послушать-сговориться-обсудить»

Презентация

Конкурс рисунков

Непрерывность жизни

Рассказ-беседа, практические занятия, дискуссии

Диалоги, изучение правил помощи себе и близким



Тесты

Презентация

Рисование Древа Жизни.

Здоровье и общество

Познавательные беседы, практические занятия.

Словесные, наглядные, показ




Спортивный инвентарь, уборочный инвентарь (грабли, метлы и т.д.), плакаты, медицинские аптечки.

Написание мини-сочинения.




Хотим быть здоровыми-действуем!

Рассказ-беседа, викторина.


Деление на команды, выбор капитанов (работа в команде)

Приёмы работы в группах.

Презентация

Занятие-викторина «Как сохранить здоровье!»

Ожидаемые результаты третьего уровня освоения программы

. Осуществляется в ежедневной практической деятельности,направленной на сохранение здоровья, и в реализации здорового образа жизни в повседневной жизнедеятельности, формах общения и безопасного поведения. Данная деятельность может быть различной и многообразной и часто не связанной напрямую с категорией здоровья, но влияет на него косвенно через успешность в обучении, социальной реализации, социальном аспекте здоровья
. Этот уровень может проявляться и в элементарной деятельности, которая выражается в гигиенический действиях, привычке к утренней зарядке, умение оказать практическую помощь при различных видах травм, предпочтительном отношении к полезным для здоровья продуктам, например, яблока или сока.
Все эти действия напрямую связаны с физическим аспектом здоровья. В дальнейшем поведенческо-деятельностный уровень переходит в статус качества личности, то есть своего рода потенциальное состояние, полезную привычку, направленность личности, когда процесс сохранения здорового образа жизни устойчиво реализуется в деятельности и поведении.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС


 

 

Четвёртый год обучения

 

1

Познай себя

5

2

Правила общения

5

3

Общение и конфликты

8

4

Здоровье и эмоции

4

5

Школа и здоровье

7

6

Знаешь, как быть здоровым, - действуй!

5

 

Итого за четвёртый год

34

 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 



Четвёртый год обучения.
  Познай себя. Твои жизненные ценности. Ты и твоё здоровье. От чего зависит твоё здоровье. Что даётся тебе от рождения. Что ты можешь сделать сам для своего здоровья.

  Правила общения. Почему важно общаться с другими людьми. Общение и здоровье. Основные правила общения с ровесниками, родителями, учителями и другими старшими людьми. Знакомые и незнакомые люди, правила общения. Нужно ли соблюдать осторожность при общении и в каких ситуациях.

  Общение и конфликты. Что такое конфликты. Почему возникают конфликты между людьми. Кто может стать участником конфликта. Как найти пути решения конфликтной ситуации. Посредничество. Как научиться прощать. Можешь ли ты уступить, пойти на компромисс. Конфликты и здоровье.

  Здоровье и эмоции. Твои чувства, эмоции и здоровье. Положительные и отрицательные эмоции. Оптимизм и пессимизм. Умеешь ли ты управлять своими эмоциями. Как влияют эмоции на общение с людьми. Эмоции и конфликты.

  Школа и здоровье.  Зачем человеку нужна школа. Как научиться учиться. Причины успехов и неудач на уроках. Как нужно слушать на уроке. Внимание и память. Правила познания и школьные предметы. Как работать с текстом учебника. Как готовить свой ответ на уроке. Составление планов и опорных конспектов.

  Знаешь, как  быть здоровым,  – действуй! Как сделать здоровье главной ценностью в своём поведении, в общении, в жизни. Как принимать решения, делать выбор в пользу здоровья - своего, близких, других людей. Что конкретно ты можешь сделать, чтобы быть здоровым.планируем все вместе.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Потребностно-мотивационный уровень. Характеризуется положительным настроением, хорошим самочувствием, желанием участвовать в занятиях по культуре здоровья и состоянием активности младших школьников, связанным с получением знаний о здоровом образе жизни. Следствием хорошего эмоционального состояния служат возникновение у детей интереса к знаниям о здоровом образе жизни и оценивание полученных знаний как полезных для дальнейшей жизни.

Когнитивный уровень. Данный уровень характеризуют понимание и осмысление детьми знаний, способов действий, соотнесение новых представлений о сохранении здоровья с системой ранее изученных, наделение значимостью знаний о здоровье, о том, что и как делать, чтобы его сохранить, и о том, зачем, почему, для чего его необходимо беречь. Таким образом, на этом этапе происходит осознание учащимися необходимости ведения здорового образа жизни, а также освоение способов сохранения здоровья.

Оценочно-ценностный уровень. Связан с решением проблемных ситуаций, в которых учащемуся нужно совершить выбор, опираясь на знания и понимания и ЗОЖ. При этом младший школьник должен проявить знание возможных альтернатив, умение оценить их с позиций здоровья и предпочесть один из вариантов решения в целях сохранения здоровья и безопасности жизни. Возможные альтернативы в таком возрасте, безусловно, могут быть более заманчивыми для школьников начальных классов, нежели выбор сохранения здоровья, но в идеале учащемуся необходимо сделать выбор, связанный со здоровым образом жизни.

Деятельностно-поведенческий уровень. Осуществляется в ежедневной практической деятельности, направленной на сохранение здоровья, и в реализации здорового образа жизни в повседневной жизнедеятельности, формах  общения и безопасного поведения. Данная деятельность может быть различной и многообразной и часто не связанной напрямую с категорией здоровья, но влияет на него косвенно через успешность в обучении, социальной реализации, социальном аспекте здоровья. Этот уровень может проявляться и в элементарной деятельности, которая выражается в гигиенических действиях, привычке к утренней зарядке, умении оказывать практическую помощь при различных видах травм, предпочтительном отношении к полезным для здоровья продукта, и отказе от чипсов и кока-колы в пользу, например, яблока или/и сока. Все эти действия напрямую связаны с физическим аспектом здоровья. В дальнейшем поведенческо-деятельностный уровень переходит в статус качества личности, то есть своего рода потенциальное состояние, полезную привычку, направленность личности, когда процесс сохранения здорового образа жизни устойчиво реализуется в деятельности и поведении.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Гладышева, О.С. Уроки здоровья и основы безопасности жизни: программа интегрированного курса для внеурочной деятельности (начальная школа) /О.С. Гладышева; министерство образования Нижегор. обл., ГОУ ДПО НИРО. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. – 19 с.

2.      Гладышева, О.С. Уроки здоровья и ОБЖ. 1-й год обучения: методические рекомендации для учителя / О.С. Гладышева, И.Ю. Абросимова. – Н. Новгород: НГЦ, 2000. – 69 с.

3.      Гладышева, О.С. Уроки здоровья и ОБЖ. 2-й год обучения: методические рекомендации для учителя / О.С. Гладышева, И.Ю. Абросимова. – Н. Новгород: НГЦ, 2002. – 72 с.

4.      Гладышева, О.С. Уроки здоровья и ОБЖ. 3-й год обучения: методические рекомендации для учителя / О.С. Гладышева, И.Ю. Абросимова. – Н. Новгород: НГЦ, 2003. – 95 с.

5.      Гладышева, О.С. Уроки здоровья и ОБЖ. 4-й год обучения: методические рекомендации для учителя / О.С. Гладышева, И.Ю. Абросимова, О. А. Лобанова, С.В. Чеблукова. – Н. Новгород: НГЦ, 2007. – 110 с.



6.      Абросимова, И.Ю. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у младших школьников: методические рекомендации / И.Ю. Абросимова. – Н. Новгород: НГПУ, 2009. – 32 с



Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница