Программа разработана на основе курса «Как сбываются и разбиваются мечты», «психологический тренинг Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности»



Скачать 101.66 Kb.
страница1/4
Дата02.10.2017
Размер101.66 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4

Адаптивная программа факультативного курса «Как сбываются и разбиваются мечты»

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе курса «Как сбываются и разбиваются мечты», «психологический тренинг Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности», посвящена профилактике вредных привычек и поведенческих реакциях.

Мы, учителя, стремимся помочь своим ученикам стать мудрыми, образованными, творческими, ответственными и зрелыми людьми. Однако все чаще и все раньше подростки сталкиваются с проблемами, которые в крайних своих проявлениях ставят под угрозу саму их жизнь. Данная программа посвящена проблемам: формирование жизненной мечты и профилактики наркомании. Кроме того, она дает учащимся возможность усвоить навыки и знания, которые пригодятся им при принятии важных решений не только в упомянутых сферах, но и в тех областях, которые напрямую в материалах занятий программы не затрагиваются.

Новизна данной программы заключается в позитивном подходе в работе с подростками, сталкивающимися с опасностью вредных привычек. Программа разработана в виде тренинговых занятий, с применением психохотехнических игр, которые в свою очередь помогают участникам лучше познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Участие в данной программе помогает учащимся выбрать достойные цели и мечты для своей дальнейшей жизни.

Актуальность данной программы в том, что она поощряет поведение подростков, способствующее осуществлению лучших его стремлений, т.е. показывает за счет чего, могут сбыться мечты, и предупреждает об угрозах, которые способны разрушить мечты, а с нею и дальнейшее устройство жизни. Когда у молодого человека нет мечты, планов, конкретных целей на будущее, его «пустая жизнь» становится благодатной почвой для тех, кому выгодно навязать ему деструктивные модели поведения.

Цель программы – формирование личной ответственности учащегося за свои поступки.

Задачи:

1. предоставить учащимся необходимый уровень информации об разрушительном воздействии наркотиков на жизнь человека в целом;

2. продолжить формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;

3. способствовать формированию навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях;

4. формировать умение ставить определенные цели и достигать их;

5. реализовать свой потенциал и преодолеть возможные препятствия на пути к мечте.

В отличие от других программ. Данная программа «Как сбываются и разбиваются мечты» обладает рядом уникальных и конструктивных особенностей:


  • Она помогает учащимся сформулировать мечту. Первые 4 занятия программы помогают каждому ученику нарисовать для себя настолько привлекательную картину будущего, что он понимает: ради этого действительно стоит избегать «разбивающих мечту» наркотиков. Информирование и запугивание не гарантируют, что подростки откажутся от экспериментов с опасными моделями поведения, однако молодым людям, ставящим перед собой более высокие цели, чем собственное удовольствие, будет легче противостоять силам, подталкивающим их к деструктивному поведению.

  • Программа предусматривает активное вовлечение учащихся в воспитательный процесс. Каждое занятие проводится в форме тренинга, в котором предусмотрены разнообразные задания, упражнения и психотехнические игры, привлекающие внимание учеников, побуждающие их к сосредоточенному участию в занятии и поощряющее положительные решения.

  • Обязательства, записываемые в личных дневниках. Материалы каждого раздела предусматривают творческое использование «личных дневников», которые дают учащимся возможность принять решение об отказе знакомства с наркотиками, алкоголем и ранней половой жизнью. Ведение дневника прививает подростку чувство ответственности за принятые решения

Программа «Как сбываются и разбиваются мечты» предназначена для работы с учениками 12-14 лет. При выборе возраста целевой аудитории для подобных материалов неизбежно возникает конфликт между двумя приоритетами. С одной стороны, желательно, чтобы учащиеся уже достигли того уровня зрелости, когда они при встрече с потенциально деструктивными моделями поведения способны сознательно их избегать, с другой стороны, важно, чтобы учащиеся могли принять обоснованное решение об отказе знакомства с наркотиками прежде, чем они с этими проблемами столкнутся. Таким образом, возраст 12-14 лет можно считать приемлемым компромиссом.

Программа «Как сбываются и разбиваются мечты» рассчитана на 9 часов

Автор -составитель: Козырева О.С.

Учебно-тематический план программы

Обзор разделов данной программы

Раздел 1: Введение

Учитель направляет учащихся на формирование понятия, чего я хочу от жизни. Учащиеся начинают задумываться о своих мечтах и жизни, и узнают о таких понятиях, как свобода, ответственность, сила привычек и значение единства в коллективе.



Раздел 2: Наркотики

Учащиеся узнают о воздействии наркотиков на организм, разум, эмоции людей и отношения между ними. Они проанализируют механизм формирования наркотической зависимости и осознают преимущества воздержания от наркотиков.



Элементы каждого занятия включает в себя:

  • Ряд психотехнических игр направленных на развитие взаимоотношений, осознание личной позиции, укрепление личностных качеств, развитие аргументации своей точки зрения, отстаивания своих интересов.

А также каждое занятие программы состоит из двух основных разделов:

  • Подготовка учителя

  • План занятия

Каждый из этих разделов имеет в своем составе различные элементы. Назовем стандартные элементы, которые включают в себя раздел «Подготовка учителя»:

  • Основные идеи. Это список информирует об идеях, лежащих в основе урока, но не все идеи преподаются ученикам напрямую.

  • Цели занятия. Это те конкретные цели, которых ученики с помощью учителя должны добиться к концу урока.

  • Ключевые понятия, которые по необходимости темы, используются учителем.

  • Информация для учителя. Дополнительная информация по тем или иным темам, для более глубокой, детальной подготовки.

  • Материалы/подготовка.

  • Вводная часть. Большинство занятий начинается с повторения главной темы предыдущего занятия или подготовки учителя к новой теме.

  • Личный дневник. Каждому ученику понадобится отдельная тетрадь, которая будет служить ему «личным дневником» в течение всего года. Учащиеся должны будут приносить дневники на каждый урок. Иногда они будут использоваться для записей классной и личной работы.

  • Связь с родителями. Ученикам будут предлагаться некоторые вопросы, которые они смогли бы обсудить с родителями. Сотрудничество учителя и родителей – один из самых верных способов помочь учащимся избежать того, что грозит разрушить их мечты. Открытый диалог между подростком и родителями может стать самым важным при принятии им долгосрочных решений.

Содержание программы

Раздел 1: Формируем мечту

  1. Сильнее вместе

  2. Задумайтесь о своей жизни: мечты и препятствия

  3. Свобода и ответственность

  4. О полезных и вредных привычках

Раздел 2: Наркотики

  1. Что вы знаете о наркотиках

  2. Воздействие наркотиков на организм

  3. Что такое наркотическая зависимость

  4. Наркотический омут

  5. Жизнь без наркотиков

Каждое занятие включает в себя различные методы и формы проведения, такие как теоретические и практические:

Вопрос-ответ, беседа, дискуссия, «мозговой штурм», различные психологические игры, конкурсы, работа по группам, работа парами, инсценировка.

Главная задача проведения всей программы состоит не только в том, чтобы пройти определенный материал, но и в том, чтобы защитить своих учеников. Содержание занятия, упражнения ориентированы на изменение поведения и жизненной позиции подростков. Необходимо помнить – чем больше ученики общаются и взаимодействуют друг с другом, тем больше вероятность того, что они усвоят ценности, о которых говорится на занятиях и будут придерживаться их даже после того, как закончат изучение данного курса.

Данная программа проводилась в 8-9 классах.

Учащимся понравилась тренинговая форма занятий, они активно вовлекались в учебный процесс через игру, работу в группах и парах, вели личные дневники. Данный материал усвоили и поставили себе высокие цели в жизни, обещали себе не попасть в ловушку наркотиков.

Занятие 1

Сильнее вместе

Основные идеи


  1. Для создания в классе (группе) благоприятной обстановки ученики должны осознавать взаимозависимость.

  2. Обстановка взаимного уважения приносит пользу как учащимся, так и учителям.

Цели занятия

  1. Приняв участие в работе дискуссионной группы учащимся, необходимо внести свой вклад в описание идеальной обстановки для обучения.

  2. Задуматься над тем, каким правилам необходимо следовать и какие обязанности на себя взять, чтобы в классе установилась по-настоящему благоприятная обстановка для обучения.

Материалы/подготовка

  • Подготовить большой лист бумаги, на котором во время занятия вы будете записывать предлагаемые учениками элементы благоприятной для обучения обстановки

  • Заранее перепишите на доску предложенный ниже перечень (если возможно закройте его бумагой или шторкой, чтобы учащиеся не увидели его раньше времени): «Я постараюсь создавать в классе обстановку в которой:

  • Каждый из вас будет самим собой.

  • Каждый из вас сможет, не смущаясь, высказывать свое мнение.

  • Уважаются и учитываются индивидуальные особенности каждого.

  • Конфликты решаются на основе взаимного уважения и сочувствия.

  • Приветствуется самоконтроль.

  • Мы внимательно слушаем друг друга и искренне стремимся понять нужды других.

  • Сотрудничество важнее соперничества.

  • Царят мир и взаимное доверие».

Ход занятия

«Приветствие»

Ведущий: «Как всегда в начале занятия мы будем приветствовать друг друга, но к имени прибавляем яркую психологическую черту этого человека. Например, «Привет, Оленька, у которой всегда хорошее настроение». Можно проводить ассоциации с яркими личностями, героями. Тот, кто приветствие получил должен выразить благодарность без слов.



«Настроение»

Ведущий: «Сейчас каждый из вас по очереди скажет, с чем ассоциируется ваше настроение в данный момент. Я начну первая. Мое настроение ассоциируется с солнцем, я очень рада вас всех видеть и надеюсь, мое настроение останется таким же до конца занятия.

Итак, мы начинаем разговор о том, что разрушает мечты и что помогает им осуществиться. Огромную роль на вашем пути к достижению жизненных целей играет обстановка, в которой вы живете и учитесь. Нам предстоит решить, как создать в классе по настоящему благоприятную для учебы атмосферу.

(учитель делит класс на 4 группы)

Сейчас я попрошу вас обсудить правила, которые нужно соблюдать, чтобы общение в группах принесло пользу? Я пройду по классу и послушаю, какие у вас возникают идеи, а потом вы поделитесь ими со всем классом.

(Похвалите тех, кто предлагает позитивные идеи, например, «Мы должны внимательно слушать друг друга, проявлять вежливость и уважение». Каждый член группы должен понимать, что имеет право высказываться, и чувствовать, что остальные ценят его вклад в обсуждение).

А теперь докажите мне, что внимательно слушали друг друга. Обсудите в группах, что такое «класс вашей мечты». Помните, что идеальный класс – это не только новая мебель и наглядные пособия, но и правила общения друг с другом.

Однако сначала выберите в своей группе


  1. Того, кто будет вести дискуссию;

  2. Того, кто будет все записывать;

  3. Того, кто будет следить за временем;

  4. Того, кто будет рассказывать о ваших идеях всему классу.

(Перечисляя эти роли, записывайте их на доске, чтобы ученики могли быстро их распределить: лидер, секретарь, хронометрист, докладчик).

Отчет о работе групп

Итак, вы готовы представить ваши идеи? Пожалуйста, пусть от каждой группы выйдут представители и по очереди представят свои идеи. (идеи записываются на доску)

Вы предложили немало интересных, творческих идей. С некоторыми из них я полностью согласна, а некоторые просто не соответствуют целям учебы в школе. Представляю вам свои идеи (учитель открывает за ранее подготовленный список). Давайте посмотрим нельзя ли объединить некоторые ваши представления об идеальном классе с моими идеями. Какие предложения стоит включить в общий список, а от каких лучше отказаться, потому что осуществить их все равно нереально? Что нам необходимо, чтобы выполнить намеченное? Что потребуется от каждого из вас, чтобы все получилось так, как я описала?



Среди ответов – идей учащихся могут быть примерно следующее:

  • У всех учеников в классе равные права.

  • Мы ко всем относимся по-доброму.

  • Мы никогда не судим других.

  • Мы позволяем всем быть самими собой.

  • Мы делаем все, чтобы в классе было уютно и безопасно.

  • Мы не мешаем другим отличаться от нас.

  • Мы не смеемся над людьми, если знаем, что их обидит.

  • Мы прощаем другим их ошибки.

  • Мы поддерживаем друг друга.

  • Мы уважаем убеждения и мнения других.

  • Мы помогаем другим справиться с их проблемами.

  • Мы всех принимаем.

  • Мы с уважением выслушиваем других.

  • Мы никогда никого не унижаем.

  • Мы уважаем внутренний мир и личную жизнь других.

  • Мы просим прощения у тех, кого обидели.

Как вы думаете, зачем нам в классе такая идеальная обстановка? Дело в том, что наши занятия не совсем обычные и нам предстоит говорить о разных проблемах, поэтому необходимо будет проявлять друг ко другу такт и уважение, сочувствие – для этого нам и нужно стать одной дружной семьей.

Спасибо за участие в составлении списка. А теперь мы выберем десять самых важных правил поведения в классе, которые помогут нам создать благоприятную остановку для учебы. Возможно, некоторые ваши предложения придется исключить. (после того, как учащиеся сделали выбор, скажите им:) Достаньте тетради, которые будут служит вам личными дневниками для записи. На чистой странице напишите заголовок: «Обстановка, которая идеально подходит для учебы», а затем перепишите список с доски.

Все мы должны согласиться соблюдать правила, которые выбрали. Я прошу вас следовать им каждый день.

Что делать, если кто-то нарушает эти правила? (Выслушайте ответы учащихся) Мы должны служить им примером и поступать правильно, даже если они этого не делают.

Я, ваш учитель, обещаю себе и всем вам, что буду служить вам хорошим примером и поддерживать в классе благоприятную атмосферу. Я ставлю свою подпись на особом листе, где перечислены основные правила, за которые мы голосовали.

Теперь ваша очередь подтвердить свой выбор и подписать наше соглашение. Делая это, вы обещаете относится друг ко другу с уважением и пониманием, чтобы у нас в классе царила действительно благоприятная атмосфера для учебы.



Рефлексия

«Пожелания»

Для упражнения вам необходимо заранее написать на отдельных листочках (в форме звездочек, снежинок и т.д.) пожелания (приятные слова, афоризмы и т.д.) по количеству участников, пронумеровав их и разложить (или приклеить на скотч) по всему пространству, в котором предстоит заниматься. Участники сидят кругом.

Им предлагается рассчитаться по количеству участников и запомнить свой номер. Говорим участникам, что для каждого из них в этой аудитории есть небольшой подарок, чтобы его получить надо быть очень внимательным. Необходимо найти пожелание с вашим номером. Тот, кто нашел свой листочек, возвращается в круг. Когда все вернулись, предлагается по очереди зачитать пожелание, адресовав его всем остальным участникам.

«Ассоциация о нашей встрече»

Участникам предлагается высказать свои ассоциации о встрече. Например: «Если бы наша встреча была цветком, то каким?

Всем большое спасибо, до встречи!

Занятие №2

«Мечты и препятствия»

Основные идеи

1. Ученики, поставившие перед собой четкие цели, с большей вероятностью откажутся от вредных привычек

2. Именно в этом возрасте ученикам пора определиться со своими жизненными целями.

Цели занятия

К концу занятия ученики должны:

1. Составить список своих целей в жизни.

2. Проанализировать и изменить этот список, если потребуется

3. Составить список препятствий, которые могут помешать им в достижении целей.

Подготовка помещения. Стулья по числу учащихся ставятся кругом. Учащимся заранее сообщается о том, чтобы они принесли чистые тетради, ручки.



Ход занятия

«Поздороваемся…»

Участники сидят кругом. Ведущий: «Сейчас я буду к каждому по очереди подходить, пожимать руку и приветствовать его словами: «Здравствуй, (имя участника), я очень рада тебя видеть». Тот, с кем поздоровался ведущий встает и здоровается этим же способом с человеком с которым, поздоровается ведущий и участник. Таким образом, мы должны все вместе друг с другом поздороваться.



«Цвет настроения»

Каждый участник по кругу называет цвет, которому соответствует его настроение в данный момент



Ведущий: сегодня мы с вами поразмышляем над важной темой «Что я хочу от жизни» и для начала предлагаю в ваших тетрадях составить список того, что вы хотите от жизни. Если вы не знаете с чего начать, я дам вам несколько советов:

 Начните список с трех целей, которые вы хотите достичь сегодня.

 Затем сформулируйте цели, которые нужно достичь через неделю.

 После этого наметьте для себя три цели на год.

 И, наконец, добавьте к списку минимум десять целей, которых вы хотели бы достичь в жизни.

В вашем списке может быть сколько угодно целей – чем больше, тем лучше. Посмотрим, у кого список выйдет самым длинным. Жизненные цели вам нужны не для того, чтобы произвести на кого-то впечатление, поэтому старайтесь писать максимально честно. Помните, что от жизни можно ожидать и материальных приобретений, и определенных событий, и какого-то опыта.

В вашем списке могут быть и внутренние цели, которые важны для вас лично, и внешние цели, которыми измеряется успех. Не забудьте, что ваши мечты и цели – большая ценность, поэтому над ними никто смеяться не будет, и вы можете не стесняться их.

( учащиеся работают самостоятельно в течение 10 минут, необходимо за ними наблюдать и тем кто затрудняется помочь. Пока ученики работают учитель записывает на доске : «Чего я хочу от жизни больше всего?»)

Все закончили свою работу и теперь внимательно посмотрите на свой список.

 Есть ли у вас внутренние цели, личные цели – что-то, что вы хотели бы изменить или развить в себе, например, черту характера и умения?

 Есть ли у вас внешние, ориентированные на успех цели – что-то, чего вы хотели бы достичь или испытать? Вспомните самые разные области своей жизни.

 Не огорчайтесь, если идеального списка у вас не получилось: главное, что вы старались. Я уверяю вас, что вам не придется рассказывать о своих мечтах и целях другим людям, поэтому будьте предельно честными с собой.

Работая над изменением своего списка, подумайте, почему ваши мечты и цели именно такие. Важно не просто поставить перед собой определенные цели, но и понимать, почему мы к ним стремимся.

Осмысление жизненных целей

Еще раз изучите свой список и постарайтесь в двух-трех предложениях ответить на вопрос, который вы видите на доске – Чего я хочу от жизни больше всего? Обдумайте все ваши мечты и постарайтесь понять, к чему на самом деле стремится ваше сердце. Для одних это будет профессия – вы мечтаете стать бизнесменом, танцором, инженером или спортсменом. Для других – особые отношения с ближними, которые позволят стать хорошим родителем или верным другом. Для третьих это будет какое-то очень личное желание, например, стать смелым, отважным человеком или научиться терпению или состраданию.

Итак, вы сократили свои списки до нескольких самых главных и сокровенных целей. Теперь объединитесь в группы по три человека и методом «мозгового штурма» попробуйте определить препятствия или барьеры, которые могут помешать человеку достичь его цели. При этом рассказывать группе о своих жизненных целях не надо. Главное для нас – определить общие для всех препятствия. Один из учеников в группе должен быстро записывать поступающие предложения.

Давайте все займем свои места и обсудим ваши варианты препятствий, которые могут помешать в достижении цели.

Идет обсуждение

Теперь лично каждый прочтите ваш список целей и напишите какие препятствия вам могут помешать достичь целей и исполнить мечту.

В заключение я предлагаю вам подумать о свободе, которая нужна человеку для достижения целей. Свобода – это то, что вы получаете, когда становитесь более ответственными за свои решения и поступки.

Вы проявляете ответственность всякий раз, когда совершаете правильный поступок, даже если никто вас в этот момент не видит. Вы просто принимаете решение поступить, как должны, и выполнять его. Что может вам помочь? Какие решения помогут вам приблизиться к цели? Какие привычки вам необходимо развивать в себе?

Отлично теперь заканчивая наше сегодняшнее занятие, поиграем в игру компот.

«Компот»

Участники сидят в кругу. Ведущий стоя, так как у него нет стула, обращается к участникам с просьбой: «Пусть сейчас встанут и поменяются местами те. Кто любит мороженое.» когда участники встали, ведущий быстро занимает место одного из них. Тот, кто остался без стула, становится ведущим. При выполнении упражнения важно следить за тем, чтобы новые ведущие полностью проговаривали формулировку просьбы. Игра повторяется 4-6 раз.



Рефлексия

«Комплимент»

Каждый участник доложен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательное условие «Комплимента»: 1) обращение к партнеру по имени и 2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

Обсуждение по кругу


  • Что ты сегодня узнал нового для себя?

  • Что у тебя получилось лучше всего?

  • Что у тебя не получилось?

Занятие №3

Свобода и ответственность

Основные идеи

  1. Поиск одной только свободы не только не поможет нам осуществить мечты, но и причинит боль.

  2. Свобода отделима от ответственности: перед самим собой и перед другими людьми.

  3. Человеку кажется, что свобода без ответственности:

  • Легко достижима (не требует особых усилий)

  • Позволяет быстро добиться результатов

  • Не влечет за собой последствий

  • Принимается не задумываясь.

Цели занятия

К концу занятия учащиеся должны:



  1. Понять, что одна только свобода не приведет к осуществлению мечты.

  2. Уметь убедить своего товарища в том, что свобода неотделима от ответственности.

  3. Уметь распознавать незрелые представления о свободе.

  4. Ключевые понятия

  5. Незрелая свобода – это любое представление о свободе, которое не предусматривает ответственности за принимаемые решения.

  6. Зрелая свобода предусматривает ответственность за принятые решения.

Информация для учителя (ведущего)

Стремление к свободе без внешних ограничений часто приводит к формированию вредных привычек, расстраивает отношения с другими людьми, создает проблемы с законом и порождает социальную анархию. «Свободная» жизнь без ответственности за принятые решения в действительности часто заканчивается утратой свободы и жизненных перспектив.



Каталог: upload -> iblock -> e96
iblock -> Агентство образования администрации Красноярского края Управление образования Администрации г. Канска мбоу гимназия №1 Упаковка как источник загрязнения продуктов питания свинцом Цуприкова Мария, ученица 10 класса мбоу гимназия №1 г
iblock -> Урология высшая категория
iblock -> 2. Аннотации рабочих программ дисциплин ооп 040400. 62 «Социальная работа», форма обучения – очная
iblock -> Тест: "Неврология"
e96 -> Радиология-ядерная медицина


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница