Программа «Счастливое материнство с желанным ребёнком»



Скачать 315.76 Kb.
Дата23.04.2016
Размер315.76 Kb.
ТипПрограмма
Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области

«Областной центр социальной помощи семье и детям «Радуга»









Программа

«Счастливое материнство с желанным ребёнком»
Направленность: профилактика социального сиротства

Целевая группа: беременные женщины, находящиеся в трудной

жизненной ситуации, в том числе несовершеннолетние

и выпускницы детских домов и интернатов



Авторы:Т.А.Кострыкина

Н.А.Тархова

И.И.Вопилова

И.В. Мацкевич



Научный консультант:

канд. психол. наук, доцент Е.Б.Марущак

Новосибирск - 2014

Содержание






Стр.

Пояснительная записка

3


Введение

3

  1. Постановка проблемы

3

  1. Обоснование программы и её направленность

5

  1. Цели и задачи программы

10

  1. Содержание программы

11

Тематическое планирование

14

Ожидаемые результаты

16

Методическое обоснование

17

Общие рекомендации

20

Список литературы

23


Пояснительная записка
Введение


  1. Постановка проблемы

Изменения, произошедшие в стране в последние десятилетия и нарушившие сложившиеся ранее социальное равновесие, очень ярко проявились в социальной сфере и обусловили ряд демографических проблем: снижение потребности в детях, рост девиантного материнства и отказов от ребенка.

В таких условиях проблемы планирования семьи и осознанного деторождения приобретают первостепенное значение и выходят на одно из первых мест по своей значимости в общественной, социальной жизни как страны в целом, так и отдельного региона.

Отмечается тенденция к увеличению количества детей, оставленных в родильных домах несовершеннолетними девочками и женщинами, которые относятся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выпускницам детских домов, которые не получили родительской любви, сложно любить своего ребенка. У матери не формируется положительный эмоциональный контакт с ребенком, на котором в дальнейшем базируется благополучные отношения.

Наиболее острой и актуальной является функциональная неготовность девушек к семейной жизни и материнству. Несформированные родительские позиции и материнские установки, отсутствие образов и ролей родителей, опыта семейного воспитания и семейных ценностей, наличие психотравмирующих ситуаций в детстве – приводит к девиантному материнству, а детей – к раннему социальному сиротству.

При этом материнство нами понимается как особый социальный статус, психологическое состояние и потребность женщины. Одним из важнейших этапов становления материнства является период беременности, когда происходят изменения в самосознании женщины, направленные на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку.

На сегодняшний день существует множество программ и курсов для беременных, имеющих различную направленность – медицинскую, психологическую или информационную.



Новизна программы«Счастливое материнство с желанным ребенком» заключается в использование пространства адаптивной комнаты и специальной атрибутики «детской комнаты», сюжетно – ролевых игр с интерактивной куклой – младенцем, которые способствуют формированиюнеобходимых знаний и умений, развитие материнских компетенций.

Беременная женщина погружается в специально организованную среду и атрибутику адаптивной комнаты «Детской», где в игровой форме происходит обыгрывание взаимодействия женщины с куклой – младенцем. Разыгрывание различных ситуаций, наделение кукол различными свойствами и способностями, помогает формировать свой собственный образ младенца и способы взаимодействия с ним».

В своих работах Филиппова Г.Г.отмечает: «Проживание в роли состояний своего персонажа, идентификация с ним, моделирование в игровых ситуациях реальных событий из жизни дает возможность «отработки» не только мотивационных основ, но и операционального состава материнской сферы». Помогает формированию сюжетно-отобразительных действий – кормление куклы, укачивание и т.п.


  1. Обоснование программы и её направленность

Известно, что вынашивание и рождение ребенка не делает женщину матерью. Безумный рост числа брошенных детей подтверждает эту социальную беду. Почему же это происходит?

Рождение ребенка особенно первого, особенно в неблагополучных условиях является серьезным испытанием для молодой мамы.

Она должна принять новую для себя социальную роль, вхождение в которую всегда бывает трудным и требует подготовки. Многие мамы об этом не задумываются, или не успевают задуматься. Часто мама оказывается не готова к тому, что очень многому придется учиться, очень многое узнавать, и что в воспитании ребенка не бывает мелочей, что во многом от неё зависит, каким ребенок вырастет человеком.

"Рождение" матери — это кризис, когда разрушаются старые манеры поведения, старые представления о себе и выстраиваются новые. Во время кризиса у матери формируется ответственность за себя и ребенка, меняется представление о женственности и сексуальности, появляется более глубокая оценка самой себя. Однако, переживая кризисное время, женщина становится более хрупкой, уязвимой и менее уверенной в себе. Эти естественные процессы сопровождаются изменениями внутреннего мира и требуют чуть более бережного отношения со стороны окружающих.

Психологическое состояние женщины во время беременности может быть различным. На него влияет множество факторов, но главным образом оно определяется отношением самой женщины к своей беременности. Негативный психологический настрой женщины во время беременности (тревоги, страхи, плохое настроение, сомнения и ожиданиями непредсказуемого исхода родов для себя и своего младенца) может приводить к таким серьезным последствиям, как невынашиваемая беременность, патология родов, отказ от ребенка и т.д. 

На формирование материнского чувства влияет и опыт собственного раннего детства, и многие бессознательные процессы. Установлено, что успешная адаптация к беременности коррелируется с успешной адаптацией к материнству (как удовлетворенность своей материнской ролью, компетентность, отсутствие проблем во взаимодействии с ребенком, успешное развитие ребенка).

Страх является результатом отсутствия знаний у роженицы о событиях, происходящих в процессе родов (т.е. надо объяснять, что происходит во время родов). Этап беременности является переломным этапом в формировании материнского отношения.

Приподготовке женщины к беременности и родам психологическая составляющая до сих пор остается наиболее слабым звеном. Для решения данной проблемы была разработана программа психологической помощи беременным женщинам «Счастливое материнство с желанным ребенком», которая направлена на актуализацию и осознание ими радости материнства, собственной женственности.

Для эффективной подготовки женщины к рождению и воспитанию ребенка психологическая работаосуществляется в следующих направлениях: повышение уровня знаний о беременности, родах, развитии ребенка; личностный рост; освоение навыков ухода за ребенком и форм взаимодействия с ним.

В программесделан акцент на важности принятия и осознания своего нового состояния. Программа направлена на развитие материнских компетенций, повышение психологической грамотности, обучение приемам эмоционального взаимодействия с ребёнком.Подготовка беременной женщины к осознанному материнству, создание позитивной доминанты беременности и родов, помогает ей по-новому посмотреть на свое состояние с разных сторон, понять и принять это новое состояние.

Программа занятий предполагает развитие и стимулирование рефлексии, с помощью которой воздействуют на следующие психологические структуры:



  1. Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками. На развитие «Я - концепции», самопонимания, самосознания, личностного роста. В ходе тренинга происходит работа женщины с самой собой, своей самооценкой, миропониманием. Активизируется и актуализируется работа женщины со своей материнской ролью, готовностью к материнству, принятием своего нового положения. Стимулируется принятие на себя ответственности за течение и исход беременности и родов, развитие и воспитание ребенка.

  2. Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию.На эмоциональную сферу через проработку и осознание своих чувств, возможность поделиться переживаниями с другими, помочь другим. Кроме того, коррекция эмоциональных переживаний (тревог, страхов и т.д.) происходит благодаря снятию ощущения уникальности своей проблемы. Обучение саморегуляции и эффективному совладанию также позволяет снизить эмоциональное напряжение участников и улучшить эмоциональный фон в целом, увеличив репертуар стратегий поведения личности.

  3. На осознание своих телесных ощущений и физических состояний. Это является крайне важным для женщины в период беременности, когда прислушивание к своим ощущениям способствует поддержанию связи с ребенком, формированию нового телесного «Я», заботе о состоянии своего здоровья и здоровья малыша.

  4. Когнитивный уровень: передача знаний.На когнитивную сферу (осознание своего состояния, понимание того что происходит, приобретение и применение знаний и навыков). Содержание программы предполагает предоставление участницам информации, касающейся беременности и материнства.

  5. На развитие коммуникации. Беременные обучаются пренатальному развитию ребенка, общение с ним (ребенком) переводится в фокус их внимания.

  6. Операциональный уровень: формирование навыков и уме­ний (поведения в родах, ухода за ребенком.

  7. Психофизический уровень: обучение регуляции функцио­нальных и психических состояний средствами аутогенной трени­ровки, арт-терапии.

Особое внимание уделяется налаживанию взаимодействия матери с ребенком в пренатальном и раннем постнатальном периоде с применением метода гаптономии (тактильно – голосовое взаимодействие с ребенком).

Поскольку беременность, тот период в жизни женщины, когда она, как клиент представляет собой диаду: все, что происходит с ней, отражается на ребенке, и этот период имеет свои психологические особенности. В работе с беременными выбор методов работы ограничен необходимостью учитывать состояние женщины, которая вынашивает ребенка. Все используемые методы - максимально экологичны.

При подготовке к родам и материнству эмоциональная включенность женщины играет важную роль. По своему содержанию, беременность – это процесс и очень важно помочь женщине «быть» в этом процессе, сохраняя безопасность. Через эмоции, чувства, проживание ощущений, через возможность погружения в собственный внутренний мир, женщина приходит к естественным ритмам, к интуитивным действиям, к гармоничному состоянию.

Занятия по программе помогают беременной женщине приобрести уверенность в себе, получать удовольствие от своего «интересного» положения, подготовиться к родам, получить новые знания о себе, о развитии малыша.

Психологическое сопровождение женщин позволяет подготовиться к родам и материнству комплексно: решить различные эмоциональные проблемы, возникающие в разные триместры беременности, психологически настроиться на благополучные роды; научиться управлять своим телом; овладеть правильной организацией грудного вскармливания и ухода за малышом в ранний послеродовый период.




  1. Цели и задачи программы


Цель программы –формирование осознанного, позитивного восприятия материнства через использование пространстваадаптивной комнаты.

Задачи программы:

  1. Познакомить с физиологией протекания беременности, особенностях внутриутробного развития ребенка, основами педагогики и психологии раннего периода жизни ребенка и методиками раннего развития.

  2. Формировать у девушки представления о себе как о матери.

  3. Воспитывать чувство материнства посредствам формирования духовной связи между матерью и нерожденным ребенком.

  4. Обучать будущих матерей навыкам материнства (приемам ухода за ребенком и лактации).

  5. Обучать принципам здорового образа жизни.

  6. Повышать общий культурный уровень женщины.

  7. Развивать у беременных женщин навыки регуляции своего эмоционального состояния (эмоционального самоконтроля, умения расслабляться).

  8. Развивать эмоциональный самоконтроль, психическую саморегуляцию.


Целевая группа:беременные женщины, в том числе несовершеннолетние и выпускницы детских домов и интернатов.

Сроки реализации программы. Программа занятий рассчитана на 2,5 месяца.

13 (14) групповых занятий с элементами тренинга, продолжительностью 1,1 часа каждое с перерывом 10 минут. Периодичность занятий – 2 раза в неделю.

В программе принимают участие педагог – психолог, юрисконсульт, врач-педиатр.

Форма работы – групповая и индивидуальная.




Ожидаемые результаты
Программа обеспечит эффективное влияние на женщин, сомневающихся в необходимости принятия рожденного ребенка из медицинского учреждения, она основана на активизации внутреннего потенциала женщин.

Итогом работы должна стать стабильная положительная установка на беременность и роды, готовность женщины к материнству, снижение уровня тревожности. Повышение компетентности в вопросах поддержания здорового образа жизни, поведения в родах и послеродовом периоде, а также в вопросах правильного вскармливания и воспитания ребенка.



  1. Беременные женщины получают более полную информацию о физиологии протекания беременности и особенностях внутриутробного развития ребенка, что значительно понижает уровень их тревоги.

  2. Беременные женщины научаются отслеживать свое тревожное состояние и работать с ним, развиваются навыки рефлексии.

  3. У женщин происходит осознание беременности как состояния полезного для себя и ребенка, актуализируется и осознается радость материнства и собственная женственность.

  4. Женщины приобретают знания и практические навыки по уходу за малышом и его воспитанию, грудному вскармливанию.

  5. Развивается образ «Я-мать» у беременной женщины, что приводит к более осознанному и ответственному отношению и к беременности, и к будущему родительству.

  6. Формируется субъективная уверенность в себе (усиление я концепции), способность брать на себя ответственность за свою судьбу.

  7. Женщина получает эмоциональную и психолого-педагогическую поддержку в разработке собственной жизненной перспективы.

  8. Активизируется внутренний потенциал женщины.



Организационные сложности:

- дискомфорт, возникающий у женщины в связи с сидением;

- в рамках одного занятия (1,1 часа) не всегда есть возможность ответить на все возникающие у женщин вопросы, в таком случае приходилось назначать дополнительные групповые/индивидуальные занятия на следующий день, продлевать время занятия.
Содержание программы
Программа предполагает курс групповых занятий и индивидуальных консультаций, включающих в себя определенные психотерапевтические методы, развитие навыков творческого самовыражения, направленные на снижение тревожности, страхов и невротических проявлений у женщин. Предусматривается воспитание чувства материнства через установление и формирование духовной связи между матерью и нерождённым ребенком, повышение уровня ее материнских компетенций.

Ценностью групповой формы работы является возможность взаимодействия с несколькими людьми и их переживаниями, получение большего количества обратной связи, поддержки, возможность проживания социальных установок и ролей. Беременные похожи и, в то же время, не похожи в своих эмоциях. Они довольно быстро выходят на расслабленность в работе и очень искренне реагируют на все, что происходит в группе.

В процессе групповой работы женщины учатся пониманию своего состояние и его презентации, а также пониманию других людей – сопереживанию.

Групповая форма работы позволяет обсудить, проработать интересующие женщин вопросы, в безопасных условиях, показывает, что она не одинока, у других есть похожие проблемы, тревоги. Данная форма работы оказывает огромное позитивное влияние на беременную женщину. Групповые занятия проводятся в различных формах: от лекций – бесед до некоторого аналога психотерапевтической «группы встреч».


Занятиявключают в себя теоретической блок (сообщается информация по различным темам в форме лекции - беседы) и практический блок, которыйвключает в себя 2-3 упражнения для достижения поставленной цели, 1-2 упражнения для достижения эмоционального расслабления (комфорта).
Структура занятия

Занятие делится на 2 части с перерывом 10 минут. 1-ая часть (30 минут) работа в группе, включает в себя теоретическую часть с элементами тренинга, лекции - беседы по различным темам; 2-ая часть (30 минут) – осуществляется отработка практических навыков по уходу за ребенком. Практическая часть осуществляется в пространстве адаптивной комнаты, с использованием интерактивных кукол. По окончании курса проводится релаксационное занятие в тёмной сенсорной комнате.




№ п/п

Части занятия

Содержание

Время проведения

1

Теоретическая часть

Организационные упражнения, настраивающие участниц на работу

5 минут

Предоставление теоретической информации по теме занятия

15 минут

Практические и тренинговые упражнения

15 минут

2

Перерыв




10 минут

3

Практическая часть

Практическая работа в адаптивной комнате «Детская комната для новорожденного»

20 минут

Рефлексия практической работы

5 минут

Каждое занятие начинается с обсуждения эмоционального состояния участников, их настроенности на работу, их возможных пожеланий и просьб. В конце каждого занятия проводится обсуждение впечатлений от упражнений, чувств по поводу них, пожеланий на будущие занятия.

Вся программа построена на сочетании различных психотерапевтических методов с групповыми дискуссиями, беседами, играми, опросами и т.д., также впсихокоррекционной работе с беременными используется творческий потенциал женщины, методы психокоррекции: арт-, музыкотерапия, ролевые игры.
Основные этапы реализации программы

Программа включает четыре основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам и средствам работы, тактике поведения психолога на каждом из этапов и по продолжительности этапа.



Этап программы

Количество занятий

Задачи

Тактика поведения психолога

Средства и методы

1. Ориентировочный этап

1

1. Установление эмоционально-позитивного контакта с женщинами.

2. Ориентировка участниц в программе, обстановке адаптивной комнаты, правилах и нормах.

3. Знакомство с участниками группы. Установление первичных взаимоотношений.


Недирективная. Предоставление участницам инициативы и самостоятельности

1. Коммуникация принятия с использованием техники эмпатического слушания.

2. Игры, облегчающие знакомства.

3. Использование приёмов для формирования чувства принадлежности к группе.

4. Игровые и неигровые приёмы, обеспечивающие выполнение правил и ограничений поведения участников в группе



2. Этап актуализации и объективирования чувств и переживаний, связанных с беременностью и будущим ребенком

2

1. Актуализация психологического и физиологического состояния беременной женщины.

2. Принятие изменений, происходящих вовремя беременности.

3. Эмоциональное отреагирование участницами чувств и переживаний, связанных с актуальным состоянием, принятие ответственности.


Сочетание директивности в направленности на актуализацию состояния и недирективности в предоставлении участнице свободы в выборе формы реагирования и поведения

  1. Эмпатическое слушание.

  2. Направленные ролевые игры.

  3. Арттерапия (проективный рисунок, музыкотерапия и др.).

  4. Игровые и неигровые приёмы, обеспечивающие выполнение правил поведения в группе.

  5. Лекции – беседы по определённой тематике

3.Конструктивно-формирующий этап

8

  1. Расширение сферы осознания чувств и переживаний.

  2. Развитие коммуникативной компетентности.

  3. Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей. Позитивация образа-Я.

4. Формированиеи развитие материнских компетенций

5. Формирование положительного отношения к беременности



Директивная, выражающаяся в подборе игр, игровых упражнений, видов арт – терапевтического воздействия. Предоставление обратной связи об эффективности реализуемых действий и сценариев

  1. Эмпатическое и активное слушание

  2. Коммуницирование обратной связи об успешности и адекватности поведения и деятельности.

  3. Направленные сюжетно – ролевые игры.

  4. Игровые упражнения, направленные на развитие эмпатии, лучшее осознание себя, на формирование способов релаксации

  5. Проигрывание реальных условных ситуаций

  6. Арттерапевтические методы

  7. Лекции – беседы по определённой тематике

4.Обобщающе-закрепляющий этап

3

1.Обобщение сформированных на предыдущем этапе компетенций, навыков.

2. Перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность



Сочетание недирективности, выражающейся в предоставлении инициативы и самостоятельности на игровых занятиях идирективности, как организации и обеспечения условий для переноса нового опыта в реальной жизнедеятельности

  1. Эмпатическое активное слушание

  2. Игровые упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание себя

  3. Проигрывание реальных условных ситуаций

  4. Арттерапия

  5. Получение обратной связи от беременных женщин о новых возможностях.


Методы и приемы работы.

1. Тематические беседы – лекции.

2. Аутогенная тренировка.

3. Телесно-ориентированная терапия.

4. Арт-терапия.

5. Ролевые игры.

6. Визуализации.

7. Гапнотомия (поглаживания, легкие постукивания живота), голосовые упражнения, приемы дыхательной гимнастики.

8. Ароматерапия (используется на протяжении всех занятий).

9. Спокойная медленная музыка (используется на протяже­нии всех занятий).


Каждое занятие начинается упражнением - введением, после перерыва – упражнение на включение; каждое занятие заканчивается релаксацией, заполняется рабочая тетрадьучастницы программы.

На протяжении всех занятий будущая мама ведет рабочую тетрадьучастницы Проекта. Эта работа, позволяет повысить значимость перинатального периода развития ребенка, отследить все этапы становления родительских чувств, приготовиться к сознательному материнству. В рабочую тетрадь заносятся наблюдения беременной женщины за своими эмоциональными состояниями, мысли и впечатления от посещаемых занятий, выполняются отдельные упражнения занятий с психологом в виде опросников, рисунков, перспективных планов. В дальнейшем это позволяет проанализировать свой путь развития, становления за этот период и может быть полезным при воспитании ребенка.

Беременные требуют дифференцированного подхода. Во время занятий ведущий (педагог - психолог) должен одновременно с подачей материала следить за реакциями слушательниц, чутко реагировать на них. Это сложно сделать если в составе большой группы, поэтому эффективно – небольшая группа – 1 – 4 человека. Для наиболее эффективной работы и с учетом особенностей беременных женщин в программе одновременно работает несколько человек.

Для занятий необходимы кабинет – адаптивная комната «Детская комната для новорожденного», компьютер, мультимедийная доска, проектор, интерактивные куклы и другое оборудование для обустройства «Детской комнаты», методическая литература, посвященная вопросам беременности, психологической поддержке, развитию ребенка.


Для того, чтобы правильно сформировать группу, понимать причины особых реакций женщин и анализировать свои наблюдения, ведущему важно иметь уже до занятия сведения о беременных. С этой целью до занятия проводитсябеседа с целью сбора информации.
Этапы работы в группе:

  1. объяснение правил и ограничений;

  2. объяснение темы, материала;

  3. создание ритуала «вхождения» в процесс;

  4. работа по теме;

  5. обсуждение;

  6. завершение: ритуал «выхода и возвращения»;

  7. релаксация.



Тематическое планирование



Тема занятия

Содержание занятий

1.

Вхождение в группу. «Зарождение прекрасного»

Знакомство, сбор ожиданий, ввод в курс, организационные моменты, тестирование, слайдовая презентация

«Погружение». Используется ароматерапия, музыкотерапия



2.

«Зоны особого внимания»

Психологические особенности беременности, изменения с женщиной, каждая фаза и каждый триместр.

3.

«Зарождение новой жизни»

Психологические особенности развития ребенка в утробе матери.

4.

«Колыбельная для мамочки»

Страхи и мифы беременных, самолечение, исключение из правил

5.

«Я здесь, мамочка!»

Гаптономия (язык прикосновений), грудное вскармливание

6.

«Я жду тебя, малыш!»

Сказки, потешки, песни. Поем, читаем, слушаем, уносим домой раздаточный материал

7.

«Азбука восстановления»

История развития перинатальной психологии, предвестники родов, роды глазами ребенка, что собрать в роддом; как восстановиться после родов, я родила – что дальше…

8.

«Здравствуй, малыш!»

Все, что нужно ребенку после рождения; все, что может облегчить жизнь мамочки (разные приспособления для кормления и т.д.), детская глазами современных средств цивилизации и как жить без этого.

9.

«Первые дни дома. Кормление малыша»

Отработка навыков ухода за новорожденным. Важность грудного вскармливания для ребенка и для мамы.

10.

«Первые дни дома. Уход за новорожденным»

Отработка навыков ухода за новорожденным.

Материнско – младенческие отношения.



11.

Первые дни дома. Режим дня»

Отработка навыков ухода за новорожденным.

Материнско – младенческие отношения.



12.

«От А до Я»

Навыки ухода за новорожденным ребенком (пеленание, кормление, уход и развитие и т.д.). Анкеты, тесты, юридические вопросы

13.

«9 советов беременным»

Заключение, подведение итогов

14.

Релаксационное занятие в сенсорной комнате

Релаксация

В работе задействованы:



  1. Аромолампа и ароматические свечи;

  2. компьютер, проектор;

  3. интерактивная доска;

  4. интерактивные куклы.

Методология сопровождения женщины в период до и после рождения ребенка.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, ароматница (масло апельсина, лимона, мяты, можжевельника, лаванды), наборы для арт-терапии (альбомные листы, акварели, гуашь, карандаши, цветные мелки).

Все занятия содержат элементы тренингов, и включают в себя практические психологические и психотерапевтические упражнения, направленные на создание атмосферы, групповой динамики, упражнения, направленные на проработку конкретной темы, обучение методам релаксации, саморегуляции; теоретическую часть, которая проводится в виде лекции – беседы, с использованием видео материалов. Вторая часть занятия направлена на отработку практических навыков с применением пространства адаптивной комнаты

Методическое обоснование
Проблеме материнства посвящено много теоретических и прикладных исследований (Филиппова Г.Г., Брутман В.И., Хамитова И.Ю., Мещерякова С.Ю., Минюрова С.А., Абрамченко В.В., Баз Л.Л., Баженова О.В., Погудина Е.В., Братусь И.В., Васильева О.С., Могилевская Е.В., Копыл О.А., Кочанова Л.В., Русалов В.М.). в этих исследованиях употребляются такие понятия, как «материнская роль», «принятие роли», «материнское ролевое поведение», однако они не дают достаточного представления о смысловой динамике изменений, происходящих в личности женщины, в ее взаимодействии с окружением, о влиянии на них ситуационных переменных в период беременности и после рождения ребенка. Г.Г. Филиппова рассматривает смысловое переживание материнства как психологическое новообразование в сфере самосознания женщины, принявшей на себя эту роль. С ее точки зрения, по мере формирования в самосознании женщины образа ребенка изменения происходят не только в эмоциональной, физиологической, но и в смысловой сферах, которые могут носить как позитивный так и негативный характер. Все эти сферы являются взаимосвязанными.

Проблема становления материнской сферы и психологической готовности к материнству является одной из ключевых в перинатальной психологии. На диагностике психологической готовности к материнству основывается прогноз материнско-детских отношений после рождения ребенка. Диагностика уровня сформированности различных аспектов материнской сферы позволяет построить план психологической работы по оптимизации взаимодействия в диаде «мать-дитя» еще на этапе беременности.

Впервые понятие «Готовность к материнству» было введено О.А. Копыл, О.В. Баженовой, Л.Л. Баз [5]Авторы понимают под готовностью к материнству комплекс психологических новообразований, отражающих изменения в личности и самосознании беременной женщины. Психологическая готовность к материнству – «особое психологическое состояние матери, которое удовлетворяет важнейшие психологические потребности младенца в безопасности, поддерживании интереса к внешнему миру и любви». Как компоненты авторы выделяют мотивационное обеспечение готовности к материнству, поведенческие аспекты, а также отражение в сознании и самосознании будущей матери образы ребенка, материнства и реальной домашней ситуации после родов.

Важнейшим итогом развития личности в этом периоде авторы предлагают считать появление у матери особого комплекса психологических новообразований, который они определяют, как готовность к материнству, т.е. особое психологическое состояние матери, которое удовлетворяет важнейшие психологические потребности младенца в безопасности, поддерживании интереса к внешнему миру и любви. Отсутствие возможности удовлетворения этих потребностей традиционно рассматривается как психологическая угроза психическому здоровью ребенка.

Содержание этих блоков последовательно формируется в онтогенезе женщины.

Особенности материнской сферы являются относительно устойчивыми для каждой женщины, однако они варьируются для каждого конкретного ребенка. К моменту рождения ребенка у матери есть некоторый «стартовый» уровень содержания всех блоков материнской сферы, обусловленной историей ее развития, включая опыт, полученный с предыдущими детьми. Актуальное материнство (взаимодействие именно с этим ребенком) модифицирует содержание материнской сферы в зависимости от конкретных условий. Наиболее устойчивым является стиль эмоционального сопровождения. Более вариативен потребностно-эмоциональный блок. Ценностно-смысловой является наиболее лабильным и зависит от развития всей личности и других ценностей. Содержание мотивационной сферы может различаться у одной женщины относительно ее разных детей.

М. Е. Ланцбург включает в понятие «психологическая готовность к материнству» несколько уровней:

-Личностный - мотивация, личностные смыслы, ценности.

-Эмоциональный – сформированность эмоциональной сферы, интуитивность, эмпатия, эмоциональная открытость.

-Когнитивный – знания о развитии ребенка.

-Операциональный – владение операциями ухода.

-Психофизический уровень – владение навыками саморегуляции.
Важность психологического сопровождения и поддержки определяется тем, что женщина в состоянии беременности становится эмоционально нестабильной.

Для того чтобы снять напряжение, чтобы помочь справиться со страхом, тревогой, стрессом необходима психологическая поддержка. Эмоциональное состояние женщины в период беременности влияет не только на внутриутробную жизнь ребенка, но и на психическое здоровье женщины после родов. Психолог может оказать психологическую поддержку беременной женщине в этот непростой для нее период.


Общие рекомендации
В процессе всего цикла делается акцент на отношения «мать - ребенок», из употребления исключается слово «плод», применяется только слово «ребенок», «дитя». Это позволяет быстрее создать правильную форму взаимопониманий у матери и ребенка – построить верную эмоциональную базу для этих отношений и дальнейшего развития ребенка.

Необходимым условием индивидуальной работы является установка контакта между клиентом и психологом. Важно обсудить цель, характер, условия работы, определенные правила и ограничения, личную ответственность, регулярность сессий, их длительность.


При организации и работе в группе важно:


  1. Установление доверительных, но исключающих перекладывания принятия решения на психолога, отношений сотрудничества, диалогических.

  2. Психолог должен уважительно относиться к ценностным ориентациям и взглядам женщины, избегать оценочных суждений, проявляемых в любой форме.

  3. Создание диалогических отношений сотрудничества;

  4. С согласия женщины определяется социальная ситуация (возраст, образование, профессия, жилищные условия, уровень материального обеспечения, семейное положение и наличие близких родственников и т.п.), а также оценку жизненной и социальной ситуации с позиции самой женщины.

  5. Выявление эмоциональных негативных переживаний (тревожность, низкая самооценка, страх жизненных перемен, страх изменений в здоровье и внешности, которые могут произойти вследствие беременности и родов, боязнь ответственности и т.п.), препятствующих адекватному смысловому самоопределению позиции женщины.

  6. Соблюдение атмосферы психологической защищенности при организации групповой работы и индивидуальных консультаций.


Правила работы в группе:


  1. Я всегда могу сказать «нет». Цель психологической работы состоит в том, чтобы каждый смог глубже осознать, что он свободен в выборе решений, но это означает и его личную ответственность. Человек чувствует в себе силы пробовать новые способы поведения лишь тогда, когда у него есть право самому решать, что он может делать и о чем говорить. (Если ты хочешь от меня чего – либо, к чему я не готов, я говорю: «Нет, этого я не хочу. Я не чувствую себя достаточно уверенно для этого»)

  2. Разговоры на тренинге – во время работы в группе одномоментно имеет право говорить только один участник. Это позволяет слушать и слышать других. С другой стороны каждый из участников имеет право говорить все, что он хочет, но только "в круг», то есть не разрешается перешептываться со своим спутником.

  3. Запрет на обсуждение процедуры тренинга до окончания работы в группе – не разрешается обсуждать технологию тренинга до окончания работы, т. к. акцентирование внимания на "процедурных" моментах означает наблюдательскую позицию участника. Человек не включается в работу и вместо того, чтобы испытывать и анализировать собственные переживания, занимается анализом и оценкой поведения других людей.

  4. Выполнение требований ведущего – участники группы должны выполнять все упражнения, предусмотренные программой, и выполнять домашние задания к каждому занятию. После выполнения упражнения каждый может выразить свое отношение к нему, рассказать о том, что ему было неприятно (может он испытывал раздражение, страх или что-то еще), но уже после участия в упражнении. Отказ от упражнения просто потому, что "я не хочу" – не практиковался.

  5. Правило конфиденциальности – участники группы должны понимать, что нельзя выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они узнают о ком-то из участников в ходе работы.

  6. Принцип диаглогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу. В случае доминирования одного или нескольких из них общение теряет характер подлинного диалога и переходит в русло монолога, что противоречит самой природе тренинга.

  7. Правило дневника – занимаясь в тренинговой группе, каждая женщина должна завести "Дневник беременности" и выполнять в нем домашние задания, записывая впечатления и анализируя напряженные ситуации.

В качестве пожелания имеет смысл сказать участникам следующее:

  • предметом работы являются сами участники – их переживания, эмоции, мысли и суждения. Именно поэтому все высказывания желательно начинать со слов "Я…" или "Мне…";

  • имеет смысл обсуждать то, что происходит "здесь и теперь". В этом случае участники группы могут помочь другим, т. к. они видят, что происходит и сами участвуют с этом;

  • дневник – лучший способ осознания позиции и хороший подарок будущему ребенку.

Список литературы

  1. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Cинапс, 1993, № 4.

  2. Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. М., 1994.

  3. Брутман В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с. 150-151.

  4. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. // Вопросы психологии. 1997. № 6, С.38–47.Вилюнас В. Психология развития мотивации. СПб., 2006.

  5. Бутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов. // Вопросы психологии, 2002, № 1.

  6. Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С. Особенности семейного воспитания и личностные характеристики женщин, бросающих своих детей. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с. 151-152.

  7. Винникот Д. Маленькие дети и их матери /Д. Винникот. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

  8. Добряков И.В. Как родить счастливого ребенка. Руководство для будущих родителей. – М.: Речь, 2008г.

  9. Добряков И.В. Перинатальная психология. – Питер, 2010г.

  10. Егорова М.А., Миронова С.И. Психологическая готовность к материнству девушек, воспитанниц интернатных учреждений // Психологическая наука и образование. 2012. №4. – C. 79-86.

  11. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1998.

  12. Копыл О.А., Баженова О.В., Баз Л.Л. Готовность к материнству // Синапс. - 1994. -№5.

  13. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни. // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Мат. Росс. Конф. 26-28 мая 1999, Санкт-Петербург-Иваново, 2000. - с.312-320.

  14. Ланцбург М.Е. О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей // www.psymama.ru

  15. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству. // Вопросы психологии. 2000. № 5.

  16. Мещерякова С.Ю, Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты. Философия. Психология. Социология – М.,1996.

  17. Миронова С. И. Психологическая готовность к материнству у девушек в условиях интернатных учреждений // Молодые ученые – столичному образованию. Материалы IX научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2010.

  18. Фатеева Е.М., Коваленко Н.П. Грудное вскармливание и психологическое единство «Мать и дитя»: Учебное пособие для мед. персонала учреждений родовспоможения и детства/ Е.М. Фатеева, Ж.В. Цареградская. — М., 2000 — с.183.

  19. Филиппова Г.Г. Методики изучения психологического состояний женщин во время беременности и после родов. // Вопросы психологии, 2002, № 3.

  20. Филиппова Г.Г. Ребенок до рождения: проблема готовности к взаимодействию // Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиновой, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003.

  21. Филиппова Г.Г. Развитие материнской потребностно-мотивационной сферы в онтогенезе // Хрестоматия по перинатальной психологии. - М.: 2005.- с. 66-71.

  22. Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. -240 с.

  23. Филиппова Г.Г., Захарова Е.И., Печникова Е.Ю. Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога. М.: Эксмо, 2008г.

  24. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н. Васина. — М.: Изд-во УРАО, 2005 С.38 — 41.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница