Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»



Скачать 306.15 Kb.
страница1/15
Дата27.09.2018
Размер306.15 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»




Государственный университет – Высшая школа экономики

Программа дисциплины



«Социальные индикаторы»

для направления «Экономическая социология»

(третья ступень высшего профессионального образования)

Москва 2003

Программа дисциплины «Социальныые индикаторы» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.


Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Авторы (составители): д.э.н. профессор академик РАЕН Бородкин Фридрих Маркович, доктор ф.-м. н. профессор Айвазян С.А.


Настоящий курс пока что единственный и первый в российских вузах. В то же время, при наступившей сейчас необходимости измерения многих социально-экономических параметров, резко отличающихся от традиционных для отечественной статистики, а также характеристик как населения в целом, так и отдельных демо-социальных групп и общностей, остро проявилась нужда в грамотном подходе к формированию нужных показателей (индикаторов). Выход России на мировую арену требует также создания системы показателей, допускающей сравнение ее состояния в разнообразных сферах и аспектах с состояниями других стран. Этим и обусловлено появление курса по социальным и экономическим индикаторам как одного из обязательных для студентов, специализирующихся в области экономической социологии.

Курс представляет собой синтетическое изложение трудностей и проблем в разработке, измерении, интерпретации и использовании социально-экономических индикаторов (далее сокращенно – «социальных индикаторов» или «СИ») в описании, анализе, прогнозировании, исследовании социально-экономических процессов и феноменов на глобальном, национальном и местном уровнях. Трудности и проблемы увязываются с построением исходных концепций и теорий, способами получения информации и ее характером, назначением СИ. Полученные знания находят в течение курса практическое применение в построении индикаторов оценки различных социальных ситуаций и состояний отдельных демо-социальных групп населения по разным аспектам жизни.

В силу сложности курс вряд ли может быть усвоен студентами без наличия достаточных знаний в определенных дисциплинах. Поэтому участие в курсе зависит от того, насколько успешно ими были освоены следующие учебные курсы:


  • высшая математика (включая элементы теории чисел и теории функций, теории графов, дифференциальное и интегральное исчисление, начала математической логики);

  • прикладная математика (элементы распознавания образов, эвристическое моделирование, методы интерполяции и экстраполяции);

  • математическая статистика (многомерный анализ, теория выборки, статистические оценки, испытание гипотез);

  • теория статистики;

  • социальная статистика;

  • основы социальной политики;

  • обработка статистической информации (полное владение наиболее распространенными статистическими пакетами, такими как SPSS, STAT и др.);

  • основы макроэкономики и макроэкономические модели;

  • основы микроэкономики;

  • оптимальное программирование (планирование);

  • социологическая теория (включая знание классических парадигм в социологии);

  • теории и модели потребностей и потребления.

Однако в данном курсе отдельные элементы названных дисциплин будут вновь излагаться в логике, обеспечивающей усвоение курса «Социальные индикаторы».

По курсу будет проведена одна контрольная работа, и студентами будет написано одно эссе. Контрольная работа направлена на проверку умения студентов самостоятельно разрабатывать, рассчитывать и интерпретировать социальные индикаторы на реальной информационной базе с помощью специализированных статистических пакетов. Эссе представляют собой результат коллективной (групповой) работы по изучению и обобщению литературы по отдельным темам курса. Как контрольные работы, так и эссе должны быть представлены в письменном виде, эссе должны докладываться во время занятий, а тексты эссе после их обсуждения будут рассылаться все студентам с помощью электронной почты.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница