Программа внеурочной деятельности «Азбука живой природы»



Скачать 78.46 Kb.
страница1/3
Дата30.09.2017
Размер78.46 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

Программа внеурочной деятельности «Азбука живой природы» для учащихся 6-х классов: методические рекомендации дляучителей биологии / Е.В. Спирина, М.Н.Карнова.- Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 32с. – (Серия «Реализация ФГОС ООО

Основные цели курса – создание условий для формирования познавательной потребности в освоении краеведческого материала;
развития у учащихся любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры, навыков исследовательской деятельности, развитие творческих способностей детей.

Основные направления внеурочной деятельности - изучение природы родного края в ходе исследовательской деятельности учащихся.



Задачи программы:


  1. Образовательные

- расширить и углубить знания учащихся о природе родного края: знакомство с флорой, культурными и дикорастущими растениями родного края;

- овладение начальными навыками исследовательской работы;

- развитие представлений о природе как о единой целостной системе.

2. Воспитательные:

- развитие гражданских качеств, любви к природе родного края;

- воспитание  у учащихся   понимания личной ответственности за природные объекты;

- воспитание инициативы, ответственности;

- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;

3. Развивающие:

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

- стимулирование стремления учащихся знать как можно больше о природе родного края, повышение интереса  к краеведению.

- формирование умений: формулировать проблему, определять тему, цель и задачи, методы исследования; делать выводы и предложения; претворять предложения в жизнь.

- формирование умений и навыков общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

Место курса в базисном плане
В соответствии с учебным планом объём учебного времени на изучение курса отводится 1 час в неделю, 35 часов в год соответственно.

Сроки реализации:    1 год

Возраст детей:       12 – 14 лет

Планируемые результаты реализации программы

и критерии их оценки:


Должны научиться

Сформировать действия

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.




  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать свою деятельность;

  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Личностные и метапредметные результаты


результаты

формируемые умения

средства формирования

Личностные

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане



  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;



  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;



  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия


Содержание программы

Тема 1.«Введение» 1 ч.

Цель: мотивация, определение целей и задач, знакомство с программой курса.

Введение. Цели и задачи курса. Вводная беседа, диагностическое анкетирование. Природные особенности Радищевского района.



Тема 2. Растения знакомые и не очень. 26 часов

Цель: расширение знаний о растениях Радищевского района, знакомство учащихся с особенностями их произрастания, практической значимостью, мерами охраны редких и исчезающих видов.

Занятия в основном строятся по плану:

- чтение и обсуждение статьи в книге; работа с энциклопедиями, справочниками, поиск информации в сети Интернет;

- работа с картой - выяснение места произрастания данного растения;

- отличительные особенности данного растения;

- полезные свойства растения;

- выполнение практических заданий (рисование, раскрашивание, решение задач, кроссвордов, cоставление рекламы и т.д.);

- исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;

- чтение произведений о растениях.



Растения редкие, требующие охраны: Адонис весенний. Астрагалы. Василек русский. Ирисы. Копеечник крупноцветковый. Нонеятемнобурая. Пион тонколистный. Рябчик русский. Чабрец. Шалфей поникающий. Эфедра.

Лекарственные растения: Мать-и-мачеха. Одуванчик. Очный цвет полевой. Ряска малая. Сныть. Черемуха. Шиповник. Шалфей. Щавель.

Цветы у дома.

Дендрофлора поселка Октябрьский, лесов Радищевского района: Береза. «Дубки» - уникальное урочище. Ель европейская - украшение поселка. Сосна обыкновенная, меловая.

Это надо знать: Жизненные формы растений; Заказники на территории Радищевского района; Экологические группы растений; Удивительные факты о растениях;Фотосинтез.

Грибы-друзья и враги.

Тема 3: Я – исследователь. 4 часа.

Цель: ознакомление с основами ботанических исследований, совершенствование исследовательских компетентностей учащихся.

Теория: знакомство с методиками.

Практика: отработка методик в ходе экскурсии «Живая Красная Книга»

Тема 4: Подведем итоги. 3 часа.

Цель: рефлексия достижений, подведение итогов.

Практика: выполнение практических тестовых и творческих заданий.

Методы и формы: игра на местности, тестовый контроль знаний, выставка творческих работ, презентация полученных знаний умений и навыков, защита исследовательских проектов, итоговая краеведческая игра.

Формы контроля: итоговый контроль.



Экскурсии:

«Береза – символ России»; «Живая Красная Книга»

««Жизненные формы растений». Экскурсия в парк.

Творческие работы:

Презентации «Моя клумба - лучшая», «Мой любимый цветок», «Удивительные факты о растениях» и др.



Требования к уровню знаний, умений и навыков

по окончанию реализации программы:
- знать видовое разнообразие растений своей малой родины;

- знать редкие растения и меры их охраны;

- знать экологические особенности растений разных мест обитания;

- иметь представление о практическом использовании растений;

- осознавать эстетическую роль растений и иметь потребность в озеленении населенных пунктов;

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента


Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • листовка;

  • аншлаг;

  • альбом;

  • газета;

  • плакат;

  • серия иллюстраций;

  • мультимедиа презентация;

  • справочник;

  • стенгазета;

  • сценарий праздника;

  • фотоальбом;




Каталог: 2016-2017
2016-2017 -> 5. Инфекционные болезни у детей Задача №1
2016-2017 -> Вопросы к промежуточной аттестации мдк 01. 01. Физиологическое акушерство специальность Акушерское дело
2016-2017 -> 1. Утверждение здорового образа жизни, выработка теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни
2016-2017 -> Детское «хочу» и родительское снисхождение
2016-2017 -> Вопросы к квалификационному экзамену Лекарствоведение Вяжущие вещества
2016-2017 -> Вопросы к промежуточной аттестации (мдк 02. 03. Оказание акушерско-гинекологической помощи) Физиологическое и патологическое акушерство
2016-2017 -> 1. Актуальность 3
2016-2017 -> Темы проектов и исследовательских работ по музыке


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница