Программа вступительных испытаний в академическую гимназию санкт-петербургского государственного университета на программы основного общего образования



Скачать 115.28 Kb.
Pdf просмотр
Дата08.10.2017
Размер115.28 Kb.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
В АКАДЕМИЧЕСКУЮ ГИМНАЗИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
НА ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО БИОЛОГИИ

9 класс

Программа вступительных испытаний по биологии составлена на базе федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии.
Поступающие в Академическую гимназию СПбГУ на 1-годичную образовательную программу естественнонаучного направления сдают вступительный экзамен по биологии очно в письменной форме. Варианты вступительного испытания содержат тест, задания, проверяющие умение работать с графической и текстовой информацией, задания, требующие развернутого ответа.

1.
Биология как наука. Методы биологии.
1.1.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
2. Основные признаки живых организмов.
2.1.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Общие представления о строении клетки растений и животных (наружная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, основные органеллы клетки, запасные вещества).
2.2.
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
2.3.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, представления о системе органов растений и животных.
3.
Разнообразие органического мира.
3.1.
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
3.2.
Царство Грибы. Строение, питание, разнообразие. Плесневые грибы: гриб-мукор, гриб-пеницилл. Дрожжевые грибы. Грибы-паразиты: заболевания животных, растений и человека, вызываемые грибами.
3.3.
Лишайники. Внешнее строение: кустистые, листоватые, накипные лишайники.
Внутреннее строение: взаимодействие водорослей и грибов в составе слоевища лишайника. Размножение, значение лишайников.
3.4.
Царство Растения.
3.4.1.
Низшие растения. Водоросли как сборная экологическая группа. Типы строения вегетативного тела. Размножение и жизненные циклы, представители, особенности строения и размножения.
3.4.2.
Высшие растения. Мхи. Хвощи. Плауны. Папоротниковидные. Голосеменные.
Покрытосеменные. Общая характеристика, условия обитания, основные представители, жизненные циклы, половой и бесполый способы размножения, значение в природе и для человека.
3.4.3.
Органы цветкового растения. Корень. Побег. Лист. Внешнее строение листа — листовая пластинка, черешок. Типы листьев: черешковые, сидячие, простые и сложные
листья. Жилкование, листорасположение. Испарение воды. Видоизменение листьев.
Листопад, его значение. Вечнозеленые растения.
Стебель. Функции, строение (внешнее и внутреннее). Рост стебля в длину и в толщину.
Годичные кольца. Передвижение по стеблю воды и питательных веществ.
Видоизмененные формы побега (корневище, клубень, луковица, клубнелуковица).
Корень, внутренние и внешние строение. Функции, видоизменение корней.
3.4.4.
Вегетативное размножение побегами, корневищами, клубнями, луковицами, листьями, корневыми отпрысками. Значение вегетативного размножения в природе.
Искусственное вегетативное размножение. Черенкование, прививки.
3.4.5.
Цветок и его строение. Типы цветков. Однополые и двуполые цветки, однодомные и двудомные цветковые растения. Опыление растений — самоопыление и перекрестное опыление. Опыление насекомыми, ветром, приспособления к определенному типу опыления. Искусственное опыление. Строение пыльцевого зерна.
Прорастание пыльцы. Образование семени и плода. Типы плодов. Внешнее и внутреннее строение семян. Семена двудольных и однодольных растений. Распространение семян и плодов. Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Образование проростков, их питание запасными веществами семени.
3.4.6.
Фотосинтез. Общее понятие, суммарное уравнение, значение для биосферы
3.4.7.
Многообразие цветковых растений. Деление на классы. Двудольные и однодольные цветковые. Характеристика и основные представители семейств крестоцветных, розовых, бобовых, пасленовых и сложноцветных (двудольных); злаков и лилейных (однодольных) цветковых растений.
3.5.
Царство Животные.
3.5.1.
Простейшие животные. Многообразие простейших (корненожки, жгутиконосцы, инфузории). Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Клетка простейших как целостный организм. Форма тела, размеры, питание, выделение, дыхание простейших.
Особенности размножения. Инцистирование. Роль простейших в жизни человека.
Паразитические простейшие.
3.5.2.
Многоклеточные беспозвоночные. Отличия многоклеточных животных от простейших. Позвоночные и беспозвоночные животные. Общая характеристика основных типов многоклеточных беспозвоночных животных: среда обитания и образ жизни; особенности внешнего строения; строение покровов и мускулатуры; скелет, способы движения; питание и пищеварительная система; выделение и выделительная система; газообмен и дыхательная система; нервная система, органы чувств и особенности поведения; половая система и способы размножения. Ниже указаны основные таксоны многоклеточных беспозвоночных животных и их особенности, на которые следует обратить особое внимание.

Тип Кишечнополостные как группа низших многоклеточных животных.
Строение кишечнополостных на примере гидры. Особенности жизненного цикла морских кишечнополостных: чередование поколений полипов и медуз.

Тип Плоские черви. Классы Ресничные, Сосальщики, Ленточные черви. Различие в строении и жизненных циклах свободноживущих и паразитических форм, приспособления к паразитическому образу жизни. Плоские черви – паразиты человека.

Тип Круглые черви как первичнополостные животные. Свободноживущие и паразитические представители. Паразиты человека.

Тип Кольчатые черви. Классы Многощетинковые черви, Малощетинковые черви,
Пиявки. Членистое строение тела. Строение и функции примитивных конечностей – параподий. Вторичная полость тела.

Тип Членистоногие. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Наличие внешнего скелета. Особенности членистого тела: наличие отделов тела, различия строения и функций сегментов. Строение членистых конечностей в связи с их
функциями. Крылья и полет насекомых. Особенности паукообразных и насекомых, связанные с освоением наземно-воздушной среды обитания.
Особенности развития насекомых (полное и неполное превращение).
Общественные насекомые.

Тип Моллюски. Классы Брюхоногие, Головоногие, Двустворчатые. Строение и функции раковины моллюсков.
3.5.3.
Тип Хордовые. Общая характеристика и отличия от других типов животных.
Классификация хордовых: подтипы Бесчерепные, Оболочники и Позвоночные. Главные признаки, позволяющие выделять крупные систематические группы хордовых.
Подтип Бесчерепные. Ланцетник как примитивный представитель хордовых: строение и образ жизни.
Подтип Позвоночные. Классы позвоночных: Костные рыбы, Хрящевые рыбы,
Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Общая характеристика классов в связи с особенностями среды обитания и образа жизни (внешнее и внутреннее строение, особенности покровов, опорно-двигательной системы и движения, питания и пищеварительной системы, выделения и выделительной системы, газообмена и дыхательной системы, нервной системы и поведения, половой системы и размножения).
Эволюция строения и функционирования основных систем органов в ряду хордовых животных в связи с приспособлением к различным условиям обитания.
4.
Человек и его здоровье.
4.1.
Положение человека в системе живой природы. Основные ткани и системы органов человеческого организма. Значение знаний о строении, жизнедеятельности организма и гигиене человека для охраны его здоровья.
4.2.
Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Нервная система, ее строение и функционирование. Органы чувств, их строение и функции. Анализаторы.
Понятие рефлекса, условные и безусловные рефлексы, рефлекторные дуги. Гуморальная система: общие принципы регуляции, основные железы внутренней секреции, гормоны.
4.3. Система покровов. Строение и функции кожи, ее гигиена.
4.4. Опорно-двигательная система и движение. Основные элементы опорно-двигательной системы человека, строение скелета. Основные типы костей и их соединений. Строение мышц и их функции.
4.5.
Питание и пищеварительная система. Отделы пищеварительной системы, их функции.
Роль ферментов в пищеварении. Гигиена органов пищеварения, принципы рационального питания.
4.6.
Сердечно-сосудистая система. Понятие внутренней среды организма, ее составляющие: кровь, лимфа и тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды и его поддержание. Плазма крови, форменные элементы крови: структура и функции. Группы крови. Иммунитет. Строение сердечно-сосудистой системы. Большой и малый круги кровообращения. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
4.7.
Газообмен и дыхательная система. Строение и функционирование органов дыхания.
Значение газообмена. Гигиена органов дыхания.
4.8.
Выделение. Строение мочевыделительной системы человека. Органы мочевыделительной системы и их функции. Роль других систем органов в выделении продуктов метаболизма.
4.9.
Размножение и развитие. Мужская и женская половая система, строение и функции.
Формирование половых клеток. Основные этапы индивидуального развития человеческого организма. Наследственные заболевания, их причины и предупреждение.
4.10.
Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, при спасении утопающего, кровотечениях, травмах опорно-двигательной системы, ожогах, обморожениях, повреждении органов зрения.

5.
Взаимосвязь организмов и окружающей среды.
Биосфера – общие понятия, границы. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.
Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
6
. Учение об эволюции органического мира.
Представления об эволюции жизни на Земле. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Основные этапы развития биосферы.

Каталог: files -> 2017
2017 -> Приложение №2 к Меморандуму №2 Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме ран
2017 -> Общая характеристика нарушений опорно двигательного аппарата. Детский церебральный паралич
2017 -> Перечень вопросов для государственной итоговой аттестации по клинической интернатуре специальности «клиническая лабораторная диагностика»
2017 -> Как слушать музыку с ребенком
2017 -> Перечень диссертационных работ, защищённых на кафедре с 2003 года
2017 -> Это создание невосприимчивости организма к инфекционным болезням путем предварительного введения в него вакцин или анатоксинов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница