Производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность»



Pdf просмотр
Дата24.10.2018
Размер77.1 Kb.


Проект «Логопедические тропинки»
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.
(Восточная мудрость)
Актуальность проекта.
По мнению американских педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
Но стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у которых существуют проблемы в развитии? Напротив, такие дети возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с нарушением зрения. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять,
«принять» новую информацию, освоить новый навык.
Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия логопеда и ребёнка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
В процессе реализации данного вопроса могут возникнуть некоторые трудности и противоречия.
Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Решение проблем коррекции речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.
Во-вторых, информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.


В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
В-четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.
Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта
«Логопедические тропинки». Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.
«Логопедические тропинки» – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике.
Проект предназначен для детей 5 – 7 лет.
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Задачи проекта:
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.


5. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
Ожидаемый результат:
У детей:
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать;
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка.
Для педагогов:
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.
Практическая значимость проекта:
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год.
Этапы и стратегия реализации проекта:
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический): раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
1. Раздел «Послушный ветерок»
Задачи:
• Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании;


• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания;
• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Вид работы: фронтальный.
Срок реализации: сентябрь – октябрь.
Содержание работы:
Работа с детьми

Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических занятиях.

Игровые упражнения для развития физиологического
(нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий.
Работа с семьей и педагогами
• Памятка «Игровые упражнения для развития дыхания»;
• Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.
2. Раздел «Сказка о Веселом Язычке»
Задачи:
• Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;
• Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата;
• Повышение компетенции родителей в данной области.
Вид работы: фронтальный.
Срок реализации: октябрь.
Содержание работы:
Работа с детьми
• Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки;
• Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом язычке».
• Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке.
Работа с семьей
• Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенной группы звуков.
3. Раздел «Рифмушки»
Задачи:
• Развитие фонематического слуха и восприятия у детей;


• Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком;
• Привлечение внимания родителей и музыкального руководителя к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.
Вид работы: индивидуальный.
Срок реализации: ноябрь.
Содержание работы:
Работа с детьми
• Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях;
• Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук;

Оформление обложки собственной книжки-малышки
«Рифмушки», придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций.
Работа с семьей
• Консультация в уголок логопеда «Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей»;
• Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки «Рифмушки».
Работа с педагогами
• Памятка для музыкального руководителя «Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками»
4. Раздел «Трудные звуки»
Задачи:
• Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков;
• Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения;
• Повышение компетенции воспитателей и родителей в коррекционном процессе.
Вид работы: индивидуальный.
Срок реализации: в течение всего периода коррекции звукопроизношения.
Содержание работы:
Работа с детьми
• Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом
Язычке»;

Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции.
Работа с семьей
• Консультация для родителей «Почему ребенок говорит не правильно?».


Работа с педагогами
• Консультация «Профилактика и коррекция речевых нарушений».
5. Раздел «Все по порядку»
Задачи:
• Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа;
• Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности;
• Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями
("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.);
• Улучшение коммуникативных навыков детей;

Повышение интереса родителей и компетенции воспитателей к коррекционному процессу.
Вид работы: фронтальный.
Срок реализации: в течение учебного года (сентябрь – май).
Содержание работы:
Работа с детьми
• Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам.
Работа с семьей
• Информация в уголок логопеда «Ребенок плохо запоминает стихотворения.
Что делать?» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей)
Работа с педагогами
• Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов .
6. Раздел «Очень важные словечки»
Задачи:
• Развитие грамматического строя речи;
• Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах;
• Повышение компетенции воспитателей и родителей в данной области.
Вид работы: фронтальный.
Срок реализации: в течение учебного года (сентябрь – май).
Содержание работы:
Работа с детьми
• Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх;
• Использование моделей предлогов;
• Составление предложений с заданным предлогом;
• Участие в создании страничек копилки «Очень важные словечки».
Работа с семьей


• Периодическое заполнение в индивидуальной папке ребенка странички
«Очень важные словечки» - рисунками моделей изучаемых предлогов.
Работа с педагогами
• Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи.
7. Раздел «Копилка «трудных» слов»
Задачи:
• Формирование слоговой структуры слов ;
• Развитие фонематических процессов;
• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.
Вид работы: индивидуальный.
Срок реализации: в течение всего периода коррекционной работы.
Содержание работы:
Работа с детьми
• Игры и упражнения для предупреждения нарушений слоговой структуры слов;
• Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка (тщательная и последовательная отработка каждого типа слоговой структуры сначала на материале слов, затем - на материале фразовой речи);
• Оформление обложки книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними.
Работа с семьей
• информация в уголок логопеда «Что делать, если ребенок переставляет слоги в словах?» (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова);
• Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними;
• Использование этого пособия для закрепления речевого материала во время домашних занятий.
Работа с педагогами
• Диагностический инструментарий в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей.
8. Раздел «АБВГДЕЙка»
Задачи:
• Усвоение образа буквы;


• Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки”;
• Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе;
• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.
Вид работы: фронтальный.
Срок реализации: в течение учебного года (сентябрь – май).
Содержание работы:
Работа с детьми
• Игры и упражнения для усвоения образа букв;
• Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения;
• Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука».
Работа с семьей
• Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала и др.);
• Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове).
Работа с педагогами
• Поддержка и поощрение речевой активности детей.
III. Заключительный этап реализации проекта:
Задачи:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию книжек-самоделок.
3. Презентация проекта «Логопедические тропинки».
Конечным продуктом проекта будет являться:
• Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
• Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
В реализации проекта предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.


Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.

Каталог: images
images -> Галина Шаталова Здоровье человека. Философия, физиология, профилактика
images -> Рабочая программа для старшеклассниц 11 класса по «Основам медицинских знаний и здорового образа жизни»
images -> Российское общество психиатров
images -> Общероссийская общественная организация «федерация анестезиологов и реаниматологов»
images -> Оглавление название
images -> Т. С. Перепанова, В. П. Комарова нии урологии Минздрава России, Москва
images -> Понятие и признаки профессионального выгорания. Причины и факторы профессионального выгорания


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница