Пропедевтика клинических дисциплин



страница1/4
Дата23.04.2016
Размер407 Kb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УИНВЕРСИТЕТ им. Х.М.БЕРБЕКОВА
А.А.ЭЛЬГАРОВ
ПРОПЕДЕВТИКА КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

(методические рекомендации к практическим занятиям)

Часть 1
Нальчик, 2008

ББК 54.1

УДК 616. 1/6 -0 07 (073.5)
В учебном издании «Пропедевтика клинических дисциплин (методические рекомендации к практическим занятиям, часть 1 представлены кратко сведения о дисциплине, её значении в подготовке средних медицинских работников (фельдшеров), характеристике учебного процесса, в т.ч. формах самостоятельной работы, структуре практических занятий. Уделено внимание различным аспектам врачебной деонтологии и медицинской этики, их роль в становлении клинициста и, особенно при обследовании и выборе метода лечения, а также наблюдении (мониторинге) пациента. Настоящие рекомендации предназначены для учащихся и преподавателей медколледжа КБГУ, их рациональное использование может обеспечить условия для оптимизации и повышения эффективности учебно-образовательного процесса, освоения будущими медицинскими работниками методов обследования (клинических и дополнительных) и формирования умения (способности) профессионально интерпретировать полученные данные.
Cоставитель – Эльгаров А.А.

Рецензент – Астахова З.Т.,доктор медицинских наук, профессор,зав.кафедрой госпитальной терапии СОГМА
Рекомендовано РИСом КБГУ

Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М. Бербекова, 2008


Введение

Изучение пропедевтики клинических дисциплин предусмотрено для студентов-медиков всех специальностей. Это базовая клиническая дисциплина, обеспечивающая наряду с другими теоретическими знаниями и практическими пособиями становление клиницистов. Уметь распознавать симптомы заболеваний, знать основные диагностические методы, владеть методологией диагноза обязан фельдшер и врач любой специальности.

Пропедевтика (греч. propaideuo предварительно обучать) – вводный курс в клиническую дисциплину, предполагающий обучение методам клинического обследования больного, семиотике болезней, относящихся к данной дисциплине и воспитание профессиональных черт личности фельдшера и врача на основе медицинской деонтологии).

Основная цель пропедевтики клинических дисциплин – обучение студентов методике клинического обследования больных: технике непосредственного клинического исследования, симптоматологии болезней, основам дополнительных (лабораторных и инструментальных) методов исследований; знакомство с общей методологии диагноза, принципами предупреждения и лечения заболеваний, основными положениями валеологии – науки о здоровом образе жизни; изучение вопросов врачебной деонтологии; формирование и совершенствование культуры вообще и речи в частности. Деятельность медицинского работника – это прежде всего общение с больным человеком, умение выявлять болезнь и стремление его ликвидировать. В этой связи одной из основных задач пропедевтики клинических дисциплин в системе среднего (да и высшего) медицинского образования считается освоение методов диагностики заболеваний. Известно, что «кто хорошо диагностирует, тот хорошо лечит». Учение о методах выявления заболеваний и оценки состояния пациента с целью определения программы (метода) лечения и профилактики называется диагностикой. Итогом диагностического процесса считается формулирование диагноза болезни. Диагноз – это краткое медико-психологическое заключение о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в терминах современной медицинской науки и клинической практики. Диагностика как основной предмет изучения пропедевтики клинических дисциплин складывается из трех основных разделов: 1) медицинская (врачебная) техника, включающая методы клинического наблюдения и дополнительного исследования; 2) семиотика, изучающая диагностическое значение симптомов болезней; 3) методика и методология диагноза (особенности мышления при выявлении заболевания). При этом, следует знать определение некоторым понятиям. Болезнь – это реакция организма на его повреждение. Симптом – это субъективный или объективный признак болезни (основной - «патогномоничный», второстепенный, сопутствующий и дополнительный). Синдром – совокупность (сочетание) симптомов, объединенных единым патогенезом.

Итак, пропедевтика клинических дисциплин – это изучение диагностики, которая предполагает вначале освоение техники и методики основных медицинских (врачебных) клинических (физикальных) и дополнительных (вспомогательных) исследований. Фельдшер (врач) должен многое знать, владеть большим арсеналом практических навыков, быть готовым применить свои знания, в т.ч. и в целях оказания неотложной помощи. В современной клинике применяется множество методов обследования больного: общие клинические методы, лабораторные и инструментальные. Однако основными в диагностической и лечебной деятельности врача являются клинические методы обследования пациента: расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация. Именно на этих методах основано врачебное искусство, без них немыслима медицинская деятельность.

Точкой отправления и основой всех врачебных суждений у постели больного являются признаки или симптомы болезней, которые иногда прямо бросаются в глаза, а гораздо чаще их приходиться добывать, применяя весь арсенал клинических методов исследования. Вековой опыт клиники накопил огромное количество симптомов, характеризующих разнообразные болезненные процессы. По мере совершенствования клинических методов исследования пациента и дополнительных (функциональных, лабораторных, инструментальных) стали появляться все новые и новые признаки. Фельдшер должен быть знаком с большими или малыми признаками болезней, как они группируются в известные синдромы. Семиотика определяет диагноз и прогноз, выбор методов лечения. Профессор М.П. Кончаловский считал семиотику «главнейшим субстратом и содержанием клиники внутренних болезней». Семиотика изучает механизм возникновения симптомов и их диагностическое значение. При изучении патогенеза или сущности симптомов становится ясным их семиологическое значение.

Выделяя большие или главные симптомы болезни, определяющие клиническую картину, нельзя пренебрегать признаками, которые на первый взгляд кажутся второстепенными. Симптом, представляющийся маловажным, может выступить на первый план в последующем, когда дальнейшее наблюдение разъяснит сущность изменений в состоянии здоровья.

Для успешной диагностики заболевания необходимы не только знание медицинской (врачебной) техники, семиотики, но и особенное врачебное мышление. Разумеется, фельдшер, как и врач, использует различные научные дисциплины в своих рассуждениях. Именно «использует», а не просто берет то, что ему показывают. И диагноз превращается в продукт размышления. Квалификация клинициста (практикующий, т.е. лечащий врач) определяется не только знаниями, практическими навыками, но и способом, стилем мышления. Опытный специалист, исследуя больного, размышляет. Уже первые жалобы, а иногда только внешний вид больного вызывает у него предположения относительно характера заболевания больного. Мнения, рассуждения, диагностические гипотезы, не получившие подтверждения данными исследования, отбрасываются. Вместо ошибочных предположений выдвигаются новые. И так до тех пор, пока выдвинутое мнение и соображение не будет согласовываться со всеми ранее полученными результатами и не будут обнаружены новые симптомы, которые на основании этой гипотезы предсказаны.

Примерно таким образом протекает процесс «узнавания» - выявления болезни. Совершенно очевидно, что к этому следует привыкать будущему фельдшеру как можно раньше, а именно с момента изучения симптомов и синдромов заболеваний. Естественно, что на первый взгляд эти два процесса – исследование больного и осмысление полученных данных – протекают изолированно друг от друга. Пока не автоматизированы навыки и приемы методов исследования, они поглощают значительную часть умственной энергии и внимания. То же относится и к диагностическим размышлениям: они требуют помощи преподавателя, коллег и обязательное пользование учебников. Однако по мере освоения этих двух видов деятельности они могут совмещаться, что можно наблюдать у зрелого специалиста. Кстати, использование литературы при диагностических размышлениях, также отличает деятельность квалифицированного специалиста, и этот профессиональный навык следует закладывать в процессе обучения, а совершенствовать в течение всей профессиональной деятельности.

Ценность медицинского работника наряду с уровнем профессионализма и его практической оснащенностью во многом определяется деонтологической подготовкой. Медицинская деонтология – комплекс этических правил, норм, принципов, которыми руководствуется врач, морально-нравственный компонент его деятельности, совокупность соответствующих профессиональных принципов и правил, составляющих понятие медицинского (врачебного) долга. Через весь курс обучения на кафедре красной нитью пройдет тема, связанная с проблемами медицинской этики и деонтологии. Самые первые встречи с больными требуют от студентов определенной подготовки – овладение основными деонтологическими приемами, главный принцип из которых – «Прежде всего - не навреди» (Primum ne noceas!).

Призвание, склонность к предстоящей лечебной деятельности, доброта, вежливость, любовь к людям – неотъемлемые качества студента-медика. Однако многие качества медицинского (врачебного) характера будут у него сформированы, развиты, углублены и закреплены в период обучения. Гуманизм, понимание страданий человека, чуткость и отзывчивость, сострадание, могут и должны быть развиты, глубоко осознаны и прочувствованы каждым студентом. Эти качества развиваемы и требуют постоянного совершенства.

Инициатива в организации деонтологической подготовки принадлежит преподавательскому коллективу. Исключительное значение здесь имеет обсуждение различных вопросов деонтологии непосредственно во время практических занятий в клинике, при обходах и клинических разборах больных, проводимых ассистентом. Любовь к больному, искреннее сердечное к нему отношение, чуткость, сострадание и милосердие должны постоянно быть предметом специального и конкретного разговора каждого преподавателя со студенческой группой и с отдельными студентами. Вполне уместно и необходимо ставить в связи с конкретными больными, только что осмотренными студентами, такие вопросы: «полностью ли ясен вопрос в диагностическом плане?», «достаточен ли полон Ваш психологический контакт с больным?», «как Вы полагаете, сильно ли страдает больной?», «какова «внутренняя картина» болезни, как Вы планируете облегчить страдания больного?», «давайте обсудим, что еще можно сделать?» и т.д.

Накопленный опыт преподавания в клинике кафедрой пропедевтики внутренних болезней позволяет считать возможным выделить в самостоятельный раздел проблемы деонтологии «Студент и больной». Понятно, что невозможно овладеть методами исследования без больных, поэтому курация больного рассматривается как важнейший момент в обучении студентов. Во время курации происходит встреча студентов с пациентом, и к ней должны быть подготовлены обе стороны. С больным проводится предварительная беседа о том, что студенты не могут стать полноценными врачами, изучая медицину только по учебникам, не увидев симптомы заболеваний «в жизни». Затем просят больного принять участие в практическом занятии. Большая ответственность возлагается на процесс подготовки студентов к курации больного. Важно помнить – помимо чисто физических симптомов, у каждого пациента можно наблюдать сложный психологический комплекс переживаний, который включает в себя эмоциональный и интеллектуальный элементы, что можно назвать внутренней картиной болезни. Больной страдает, потому что он «ощущает» патологические процессы во внутренних органах. И это меняет его психологическое состояние. Погрузившись в собственные внутренние переживания, пациенты могут быть не совсем логичны и последовательны в своих действиях и рассуждениях. Именно поэтому существенно во время встречи с больным контролировать манеру поведения (мимика, форма беседы, интонация голоса и т.д.), избегать комментариев по поводу тех или иных симптомов, результатов исследований, прогноза болезни, так как возможны неправильная их интерпретация со стороны больного и развитие ятрогении. Главный принцип во время курации, как и во всей врачебной деятельности – «Не навреди больному».

Очень полезно, чтобы перед студентами ставилось как можно больше проблем на деонтологические темы. Это поможет им задуматься, найти свои решения. Именно «самообучение» - важнейший путь к деонтологическим высотам, важнейшее средство формирования медицинского (врачебного) деонтологического потенциала. Только то, что прошло через разум и сердце молодого человека, основательно и надежно. Со своими суждениями по деонтологическому вопросу студент может обратиться к преподавателю. Интересным и целесообразным может стать обмен мнениями между студентами. В связи с эти не уменьшается актуальность и значение проводимых ежегодно с 1980 года на кафедре научных студенческих конференций, посвященных различным проблемам этики и деонтологии. На этих конференциях студентами поднимаются как традиционные, классические вопросы этики и деонтологии, так и многие другие, на которые подчас и нет однозначного ответа. Заинтересованность студентов, стремление приблизиться к сущности деонтологических проблем помогает провести такой диспут неординарно. Подтверждением этому, активность учащихся медколледжа во время первой подобной конференции, эмоциональный, подчас, обнаженный взгляд молодых людей на отдельные аспекты обсуждаемых морально-нравственных аспектов лечебно-диагностического и профилактического процесса в современных условиях, интересные выступления присутствовавших сотрудников, положительная оценка подобных мероприятий не только преподавателями, но и всеми студентами с предложением о регулярной организации и проведении обмена мнениями по «вечно» актуальным вопросам деонтологии.

Медицинским работникам необычайно нужны выдержка и терпение, изощренное, профессионально развитое умение наблюдать и видеть. В свое время прекрасно сказал английский врач Корриган: «Беда многих врачей состоит не в том, что они не смотрят, а в том, что они не видят». Специалисту необходимы «просветленное разумом» зрение, умение наблюдать и размышлять над увиденным, и этому нужно учиться в течение всей жизни. Диагностика заболеваний всегда начинается с расспроса и осмотра, которые обеспечиваются наряду с профессиональным уровнем медика общей культурой в целом, и культурой речи, в частности. Умение общаться с больным, «зоркий и цепкий» глаз поможет будущему медику избежать многих врачебных ошибок. Наблюдая за пациентом надо видеть «нечто», минимально выраженные симптомы, признаки на основании которых, медик способен выдвинуть диагностическую гипотезу о возможном заболевании (нередко тяжелом) внутренних органов, о состояниях, требующих особой тактики действий – реализации неотложной помощи. Важную информацию можно получить при расспросе больного (соматические жалобы, анамнез) для избежания ургентной (экстренной) ситуации, когда неоказание помощи, как правило, приводит к возникновению нового болезненного состояния, обострению или осложнению длительно существующих соматических заболеваний, а также развитию острого или опасного для жизни индивида статуса. От фельдшера требуется применение всех методов (расспрос, пальпация, перкуссия, аускультация), чтобы своевременно диагностировать состояние, опасное или для жизни или угрожающее развитием серьезных осложнений, и умение осуществить неотложную помощь.

Чувство долга обязывает медика (врача) все делать безупречно, по правилу, существующему с древних времен в отношении сделанного специалистом-медиком для больного – «lege artis», в дословном переводе «по правилам искусства», то есть безукоризненно. Освоение этого правила в процессе обучения, очень актуально для студентов-медиков всех специальностей.

Итак, профессиональное обучение студента должно обязательно сочетаться с формированием и развитием способности видеть в пациенте прежде всего страдающего, переживающего, наполненного тревогами и страданиями человека, привитием умения будущему фельдшеру (врачу) понимать личность больного, использовать приемы психопрофилактики и психотерапии, внушать ему уверенность в выздоровление. Следовательно, основным девизом воспитания и профессионального образования в современных условиях должен быть принцип: сначала - человек, потом – врач, спешите делать людям добро сегодня, ибо завтра может быть поздно. Прекрасно и удивительно точно эта мысль выражена великим Ф.Рабле «Знание без совести – есть крушение души».

Характеристика учебного процесса. Дисциплина «Пропедевтика клинических дисциплин» предусматривает лекционные (теоретические) и практические занятия в соответствии с официальной и рабочей программами. Лекции традиционно обеспечиваются наглядными пособиями (таблицы, схемы, рисунки, графики),аудио-, видеоматериалами, по возможности, мультимедийным сопровождением). Практические занятия эффективнее в соответствующих отделениях различных лечебно-профилактических учреждений (больницы, диспансеры, центры) и поэтому проводятся в аудиториях кафедры пропедевтики внутренних болезней университета на базе ГКБ N1 МЗ КБР и терапевтических отделениях, кабинетах функциональной диагностики, в т.числе рентгенологическом и эндоскопическом, клинической лаборатории. Используются все кафедральные технические и наглядные пособия, методические и информационные издания, копии результатов различных дополнительных исследований и, что очень важно, тематические больные. Накопленный опыт на кафедре внутренних болезней КБГУ в рамках учебно-воспитательного образовательного процесса позволил разработать внеаудиторные виды деятельности учащихся для повышения эффективности освоения и закрепления практических навыков и пособий («Формы и методы самостоятельной работы студентов», Нальчик, 1998, 58 с.; «Самостоятельная работа студентов на кафедре пропедевтики внутренних болезней»,2004, 75 с.). Медицинское клиническое образование обеспечить только аудиторными занятиями невозможно не только в связи с ограниченным объемом предусмотренных программой часов, но и необходимостью систематической разнообразной самостоятельной работой будущего медика, в т.ч. и под контролем преподавателя. Только таким образом будущий медик может глубже освоить и закрепить теоретические знания и практические умения. Еще в первой половине прошлого века знаменитый профессор М.П.Кончаловский определил важность самостоятельной работы студента помимо лекций и групповых занятий для достижения цели – овладеть основными клиническими методами, освоить основные принципы деонтологии. Им были предложены активное кураторство, участие студентов в научных кружках (исследовательская, поисковая работа), чтение книг и пособий.

Современные достижения медицинской науки практического здравоохранения значительно расширили возможности диагностики и лечения различных терапевтических заболеваний, однако никакая техническая оснащенность не может и не должна заменить совершенные знания методов клинического обследования больных и искусства выполнения разных по характеру и сложности медицинских приемов и пособий. Именно поэтому дальнейшее совершенствование и улучшение профессиональной подготовки студентов должны непременно включать элементы самостоятельной деятельности, способствующие формированию мыслящего специалиста, обладающие, прежде всего мастерством общения с больными и методами клинического их обследования, умением получить необходимую информацию от них, проявляя при этом мягкость и доброту, а также качественным умением интерпретировать полученные результаты. Поэтому, совершенствование и оптимизация системы профессиональной подготовки учащихся должны включать элементы самостоятельной деятельности, способствующие формированию нестандартно мыслящего медицинского специалиста, наделённого, прежде всего высокой культурой вообще и, культурой речи, в частности, умением получить необходимую информацию от больных и, при необходимости, от родственников, проявляя при этом мягкость и доброту. Достижение качества образовательного процесса должно обеспечиваться уменьшением строго регламентированной учебной нагрузки, увеличением индивидуальной (разноплановой) работы студентов с элементами творчества и самообучения, в том числе под контролем преподавателя, при необходимости в рамках партнерских взаимоотношений. Несомненно, что при формировании специалиста особую значимость приобретает профессиональное «самообновление», воспитание стремлению к постоянному и грамотному обобщению (осмыслению) полученных знаний, чему служат разные методики самостоятельной деятельности студента. Поэтому, в настоящее время учебно-образовательный процесс чаще и шире опирается на самостоятельную, близкую к исследовательской, деятельность обучающихся.



Формы и методы самостоятельной работы. Чрезвычайно важно до определения видов индивидуальной деятельности обучающегося уточнить деонтологические аспекты, оценить «степень» готовности студента к курации больного – наряду с профессиональным уровнем имеют значение общая и речевая культура, внешний вид, нравственные и морально-этические свойства, а также участие в работе преподавателя (врача) с больными.

Курация больных. Индивидуальная работа студентов с пациентами соответствует обязательному принципу системы медицинского образования на клинических кафедрах – максимальному приближению обучающихся к «постели» больного, условиям профессиональной деятельности клинициста. Предварительно преподаватель демонстрирует группе студентов собственную врачебную деятельность в рамках практических занятий и в палате, приемном отделении с последующими комментариями и коллективным обсуждением. В последующем, предлагается курация больного 2-3 студентам, затем индивидуальная (каждому) – во время практических занятий и во внеаудиторное время с обязательным всесторонним обсуждением итогов и определением рекомендаций по совершенствованию методов диагностики. Информация о курации пациента фиксируется учащимся в клинической тетради в виде отчета с предварительным диагнозом и его обоснованием, в т.ч. и в виде фрагмента истории болезни (2). Перед завершением учебного процесса каждый студент курирует больного для подготовки и оформления учебной академической истории болезни, которая «защищается» на занятии и оценивается. За период изучения пропедевтики клинических дисциплин частота кураций варьирует (5-7) и зависит от степени овладения студентами методами обследования пациента.

История болезни – важный медицинский и юридический документ, который включает традиционные разделы – паспортные сведения, жалобы, особенности анамнеза болезни и жизни, данные объективного обследования (осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация, а также дополнительных вспомогательных методов). Научить студентом правильно и профессионально оформлять (написать) истории болезни – одна из существенных задач пропедевтики клинических дисциплин. После овладения методами обследования больных с заболеваниями органов дыхания в рамках курации пациента и накопления опыта самостоятельной работы письменно оформляется отчет – фрагмент истории болезни (раздел пульмонология), затем – фрагмент, включающий пульмонологию и кардиоревматологию, далее – пульмонологию, кардиоревматологию и гастроэнтерологию, в последующем – добавляются нефрология, эндокринология и гематология. Подготовка фрагментом истории болезни, наряду с освоением и совершенствованием практических навыков и пособий, деонтологических приемов, развивает аналитический подход при обработке полученных результатов, формирует умение правильно излагать свои мысли, углубляет и расширяет профессиональные знания. Такая поэтапная (ступенчатая) система введения учащихся в терапевтическую клинику вырабатывает и закрепляет у них деонтологические качества, практические умения и способствует самостоятельному поиску ответа на клинические вопросы и ситуации, творческому осмыслению добытых фактов. Самостоятельная работа студентов над историей болезни способствует освоению методики общения с больными (расспрос – выявление жалоб, их детализация; уточнение анамнеза болезни и жизни), физических способов обследования (осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация), творческому осмыслению полученной информации для обоснования предварительного диагноза, составление плана дополнительного обследования (лабораторные, функциональные, рентгенологические, эндоскопические, ультразвуковые, агрессивные, прочие), рациональной интерпретации полученных результатов и четкому формулированию окончательного (клинического) диагноза, квалифицированному выбору основных принципов лечения. Все перечисленное обеспечивает формирование основ клинического мышления, важнейшего качества медицинского работника любого уровня. Условием для реализации программы внеаудиторной самостоятельной работы учащихся является материальная база – клинические терапевтические отделения ГКБ N1 МЗ КБР и станция скорой медицинской помощи г.Нальчика.

Дежурства (дневные, вечерние) решают не только учебно-клинические задачи, но и считаются формой оказания помощи сотрудникам отделений в решении многочисленных задач. Оптимальным следует считать 1 дежурство в месяц, в рамках которого студенты закрепляют практичесмкие навыки по уходу за больными, осваивают различные медицинские манипуляции и процедуры (лечебно-диагностические(, «отрабатываются» и совершенствуются основные методы исследования больных, накомятся и приобщаются в реальной медицинской практике с основами деонтологии, приобретаются и закрепляются навыки неотложной терапии и оценивают непосредственную эффективность проведенных мероприятий. Основа медицинского образования – способность учиться у Жизни, выраженная тезисом «Больной – книга – больной» в определенной мере реализуется во время дежурств в клинике при соответствующей активности студента. Наряду с основными (непосредственными) обязанностями, выполнение которых безоговорочно, учащимся предлагается конкретное задание (приложение 1) с целью освоения и закрепления практических навыков, профессиональной культуры (общение с пациентами, деонтологические приемы и пособия). Задание определяется каждому студенту на каждое дежурство (дневное, вечернее), а содержание его адаптировано и привязано к тематике практических занятий (письменный отчет преподаватель оценивает на очередном занятии с необходимыми комментариями); в учебном журнале фиксируется «зачтено» или «не зачтено). В период изучения пропедевтики клинических дисциплин (осенний семестр) число дежурств с курацией больного может быть 8-10 (1 раз в две недели на старте изучения дисциплины, затем – еженедельно). Для эффективной организации дежурств составляется график: по 2-3 студента на каждое терапевтическое отделение с тем, чтобы ознакомиться с особенностями работы в пяти специализированных подразделении – пульмонологическом, кардиологическом, гастроэнтерологическом, нефрологическом, эндокринологическом и ревматологическом, а также приемном и реанимационном отделениях.

Работа в кабинете доклинической практики и технических средств обучения. Наличие на кафедре аудиовизуальных и мультимедийных средств, набора рентгенограмм, ЭКГ, копий результатов лабораторных и иных дополнительных исследований, схем и таблиц «Методы обследования терапевтических больных», «Диагностика основных клинических синдромов», учебно-методической литературы облегчает процесс усвоения и закрепления материала, повышается производительность труда обучающегося. Студенты могут пользоваться без ограничений имеющимися средствами и приспособлениями во внеаудиторное время, а также в рамках консультаций по различным учебным темам, отработки пропущенных занятий или недостаточно освоенным разделам, а также для подготовки к практическим занятиям.

Учебно-исследовательская работа, научное общество студентов (СНО), организация ежегодных конференций по различным аспектам деонтологии и медицинской этики – дополнительные формы самостоятельной деятельности учащихся, требующие накопления опыта и объективной оценки их эффективности в рамках организации учебно-образовательного процесса в средних специальных (медицинских) учреждениях.




Каталог: docs -> medf -> kpvb
kpvb -> Х. М. Бербекова эльгаров А. А., Эльгарова Л. В. Диагностика основных клинических синдромов (Пропедевтика внутренних болезней) Методические рекомендации
kpvb -> Учебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
kpvb -> Учебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
kpvb -> К рабочей программе по дисциплине «Внутренние болезни, клиническая фармакология» по направлению подготовки 060201 Стоматология
kpvb -> А. А. Эльгаров, А. Г. Шогенов, Л. В. Эльгарова, Р. М. Арамисова артериальная гипертония эпидемиология и профилактика
kpvb -> К рабочей программе по дисциплине


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница