Психическое развитие детей от рождения до года Знать особенности психического развития ребенка на первом году жиз



Скачать 226.94 Kb.
Pdf просмотр
Дата19.09.2017
Размер226.94 Kb.
ТипГлава

Глава 1
Психическое развитие детей от рождения до года
Знать особенности психического развития ребенка на первом году жиз- ни необходимо, так как от того, как в этот период будет развиваться ребенок, зависит дальнейшее становление личности.
Для решения задач и выполнения упражнений этого пособия необ- ходимо знать, что с самого рождения на развитие ребенка влияют без- условные и условные рефлексы, что первая социальная потребность ребенка проявляется в «комплексе оживления», что контакты малыша с окружающим миром осуществляются через взрослого, который явля- ется посредником между ребенком и предметным миром. Совместная их деятельность формирует у малыша потребность в общении, в ходе которого развивается его речь.
На протяжении первого года жизни (при соблюдении определенных условий) ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, учится передвигаться в пространстве: держит голову, ползает, принимает вер тикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает раз витие движений рук: хватание, манипулирование пред ме та ми форми- руют двигательные навыки. С их помощью ребенок зна ко мится со свой- ствами вещей, что существенно изменяет характер его пси хи че ской ак- тивности. Процесс манипулирования предметами, пред став ляющий собой переход от внешних ориентировочных действий рук в план зри- тельных восприятий, способствует развитию интеллекта ребенка.
К концу первого года жизни у малыша складываются первоначаль- ные представления об окружающем мире и возникают элементар ные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в ок- ружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для пере- хода к усвоению разных видов общественного опыта.
Теоретическое изучение этого пособия дает возможность научиться:
определять уровень развития ребенка до 1 года;
создавать условия для правильного развития ребенка;
быть посредником между ребенком и окружающим миром.

Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года
5 1.1
Ситуация.
Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в со- стоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокой- ное сердцебиение матери, записанное на магнитофон.

Назовите причину данного явления.
Решение.
Это явление связано с единством развития материнского организма и организма ребенка.
1.2
Ситуация.
Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всего тела.

Объясните это явление.

Как в этом случае должна мама одевать малыша?
Решение.
Многообразие движений ребенка объясняется тем, что про- водящие пути нервных клеток новорожденного еще не покрыты миели- новыми оболочками, играющими роль изолятора, поэтому возбуждение легко передается (иррадирует) на другие нервные пути, включая в про- цесс возбуждения большое количество мышечных групп.
Одевать ребенка надо так, чтобы не стеснять его двигательную актив ность, которая необходима малышу для его физического раз- вития.
1.3
Вопрос.
В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга?
Наметьте пути, средства и условия воспитания младенца.
Ответ.
Включение в функционирование органов чувств ребенка спо- собствует развитию коры больших полушарий головного мозга, кото- рая, в свою очередь, положительно влияет на развитие этих органов чувств.
Таким образом, осуществляется взаиморазвитие органов чувств и коры больших полушарий.
Для правильного психического развития новорожденного, в частно- сти его органов чувств, необходимы упражнения на фиксированность взгляда младенца с помощью разнообразных громко звучащих погре- мушек яркого цвета относительно сложной формы. Такие упражнения вызывают ответные реакции ребенка и создают положительный эмо- циональный фон.

Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года
66 1.4
Ситуация.
Человечество за свою многовековую историю глобаль- но изменило культурный мир. Изменились человеческие ценности.
Но новорожденный ребенок по-прежнему снабжен лишь самыми эле- ментарными врожденными механизмами для поддержания жизни.

С чем связаны особенности новорожденного, самого беспомощ-
ного среди детенышей животного мира?

Изменяется ли продолжительность периода детства от по-
коления к поколению?
Решение.
Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство
(до полной социальной и, следовательно, психической зрелости). Имен- но детство является периодом становления ребенка полноценным чле- ном человеческого общества.
Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Исторически по- нятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.
1.5
Вопрос.__Достоинством_или_недостатком_развития_ребенка_является_небольшое_число_врожденных_форм_поведения_Проанализируйте_свои_суждения.Ответ.'>Вопрос.
Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения? Проанализируйте свои суждения.
Ответ.
Небольшое число врожденных форм поведения является до- стоинством новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.
1.6
Вопрос.
Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны?
Какие действия матери способствуют возникновению вредных привы- чек у ребенка?
Ответ.
Первые условные рефлексы новорожденного связаны с со- зданием родителями определенных условий, которые сочетаются с врож- денными реакциями ребенка и на основе последних закрепляются.
Например, одним из первых условных рефлексов может быть реф- лекс на расположение ребенка в пространстве: мама берет малы ша

Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года
7
на руки, придавая ему определенную позу для кормления. Затем вы- рабатывается ориентировочный рефлекс, связанный со зрительным и слуховым сосре доточением, рефлекс на сон и бодрствование, реф- лекс на взрослого и др.
Любые действия матери, которые подкрепляются врожденными рефлексами новорожденного (например, сосательным), ведут к по- явлению и закреплению у него условных рефлексов. Поэтому мать должна думать о том, какие ее действия могут привести к возникно- вению у ребенка вредных привычек, основанных на врожденных реф- лексах (пользование пустышкой, укачивание перед сном и др.).
1.7
Ситуация.
При сосании у малыша развиваются мышцы лица, укреп- ляются десны, что хорошо влияет на формирование зубов. Сосание для малыша — своеобразный способ утешения, нейтрализации негативных переживаний. Потребность в этом рефлексе появляется при диском- форте по какому-либо поводу.

Все ли равно для малыша, что он получит в ответ на призыв
о помощи — грудь или соску?
Решение.
Нет, не все равно. Новорожденный ребенок, еще не отде- ляющий себя от матери, находит у нее под грудью абсолютное убежи- ще, защиту от всех несчастий, что постепенно формирует у малыша уверенность в окружающем мире, в матери и в самом себе.
Появление молочной бутылочки, пустышки полностью меняет про- цесс формирования сознания ребенка, замещая опыт общения с че- ловеком на опыт общения с предметом. Ребенок постарше, получая в качестве утешения пустышку, а не материнскую грудь, находит ся на пути разобщения с близкими людьми, на пути усугубления оди - но чества. Кроме того, соска заставляет ребенка уйти в себя и отвле чь- ся от окружающего мира, что замедляет его психическое развитие.
1.8
Ситуация.
В большинстве семей родители создают для детей до 3 лет режим наибольшего благоприятствования: занимаются гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание) и физическим здоровьем своих малышей, предоставляют им множество игрушек.

Правомерен ли такой акцент в воспитании маленького ре-
бенка?

Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года
8
Решение.
Нет, не правомерен. Не меньшее значение для маленького ребенка имеет хорошее эмоциональное самочувствие. Необходимым условием является любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отно- шение, индивидуальное общение.
К сожалению, не все родители могут это осуществить в силу разных причин.
1.9
Ситуация.
Мама во время кормления поднимает ложечку с едой сначала до уровня глаз ребенка, с тем чтобы он посмотрел на эту ложку, а затем, когда у ребенка рефлекторно открывается рот, спокойно его кормит.

С чем связано такое кормление ребенка?
Решение.
Мама поступает правильно. Ребенок сначала должен сориентироваться, а только потом действовать. Чтобы этого добить- ся, мама должна создать условия, при которых ребенок будет акти- вен в собственных действиях.

Только на основе четких ориентиров ребенок будет
полноценно развиваться.
1.10
Вопрос.
Что такое «комплекс оживления»?

Какова роль взрослого на этом этапе развития ребенка?
Ответ.
«Комплекс оживления» — это особая эмоционально-двига- тельная реакция ребенка, обращенная к взрослому. Ребенок сосредото- чивает взгляд на взрослом, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки.
Появление «комплекса оживления» свидетельствует о переходе ре- бенка к новому этапу развития — младенчеству. «Комплекс оживле- ния» важен для развития речи ребенка, его эмоций, движений, а на их основе — для психического развития.
Взрослый является посредником между ребенком и окружающим его миром. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, который удов- летворяет растущую потребность малыша в разнообразных впечатле- ниях.
1.11
Задание.
«Комплекс оживления» возникает благодаря реакции со- средоточения на лице матери.

Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года
9
Отметьте, что из названного присуще «комплексу оживления».
Эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками.
Зарождение координации движений.
Первый акт поведения, акт определения взрослого.
Основное новообразование критического периода.
Начало периода младенчества.
Появление зрительного и слухового сосредоточения.
Приобретение ребенком первоначального веса, с которым он ро- дился.
Социальная ситуация «мы» (по Л. С. Выготскому) как неразрыв- ное единство ребенка и взрослого.
1.12
Ситуация.
Младенец улыбается с первых дней жизни, но улыбка эта безадресная, чаще появляется во сне, ее называют «физиологической».
К концу первых 2 месяцев ребенок проявляет «комплекс оживления», дарит улыбку маме. Если улыбка «узнавания» запаздывает, то следует ее вызывать. Мама должна чаще улыбаться, разговаривая с малышом, развивать его эмоциональность.

На какие психические процессы может повлиять эмоциональ-
ное развитие малыша?
Решение.
Эмоциональное развитие ребенка тесно связано с его умст- венным созреванием. Обычно малыш к 3 месяцам демонстрирует свои радостные чувства, а в 4 месяца уже громко смеется. Появляется выра- зительность мимики: удовольствие, обида, удивление. В 6 месяцев воз- никает общение с помощью жестов.

Эмоции матери — залог эмоционального и умствен-
ного развития малыша.
1.13
Ситуация.
Многие родители обеспокоены: слышит ли их новорож- денный ребенок.

Закономерны ли их опасения?

Можно ли формировать речь, если ребенок не будет слы-
шать?
Решение.
Опасения родителей закономерны: при отсутствии слуха ребенок не научится говорить, так как не будет слышать голоса, как своего, так и других людей.

Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года
10
При отсутствии слуха речь может быть сформирована на основе дей- ствия других анализаторных систем, позволяющих осуществлять кон- троль развития речи, например тактильной, мышечно-двигательной.
Для развития речи ребенка должна быть обратная
связь, коррекция ее правильности: говорение — слу-
ховое восприятие речи.
1.14
Ситуация.
Кисти рук новорожденного, крепко сжатые в кулачки, к 2 месяцам начинают расслабляться. Раскрытая ладонь — орган поз- нания. Теперь ребенок может взять игрушку, которую протягивает взрослый, может выбрать самую интересную и заняться ею — ухватив ее, вертеть, ощупывать, подносить поближе к лицу, пробовать «на зуб».

В чем психологический смысл подобных действий ребенка?
Решение.
Именно во время этих действий закладываются первые при- знаки внимания и сосредоточенности — залог будущих успехов в обу- чении. Если малыша не интересуют игрушки, то надо ему помочь, иначе он будет отставать от сверстников в психологическом развитии. Надо вовлекать его в игру, чаще разговаривать, петь песенки, читать стихи, по- могать ему развивать ладонь как орган осязания, массировать, делать гимнастику с пальчиками, играть в игры типа «Сорока-сорока» и т. п.

Помните слова В. А. Сухомлинского, который сказал,
что способности ребенка развиваются на кончиках его
пальцев.
1.15
Ситуация.
Маша (8 месяцев) плачет. Родители считают, что она
«легкие развивает», и не реагируют на плач.

Правы ли родители?

Что означает детский плач?
Решение.
В действительности детский плач — это знак родителям, что ребенок испытывает боль (неважно, какого рода) или какой-либо дискомфорт. Малыш не может иначе «сообщить» об этом. Естествен- ной реакцией родителей в таких ситуациях является сочувствие своему ребенку.
Но небольшие неудобства побуждают ребенка к адаптации, создают условия для здорового развития, стимулируют самостоятельность. Ре- бенок учится справляться со своими переживаниями.

Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года
11

Ребенок должен учиться самостоятельно справляться
со своими трудностями, первоначально под руковод-
ством взрослого.
1.16
Вопрос.
Является ли ребенок существом социальным с самого рож- дения?
Ответ.
Швейцарский психолог Жан Пиаже считает, что первоначально ребенок полностью оторван от действительности: его внутренний мир ограничен врожденной способностью удовлетворять свои потребности не в реальном мире, а в собственных грезах, сновидениях, пережива- ниях.
Отечественные психологи доказали, что жизнь младенца целиком зависит от взрослого, от его действий, связанных с удовлетворением потребностей ребенка. Отношение последнего к действительности яв- ляется с самого начала социальным ожиданием.
Вся жизнь ребенка должна быть организована таким образом, что- бы во всякой ситуации зримо и незримо присутствовал другой че- ловек.
1.17
Ситуация.
Во второй половине первого года жизни ребенка проис- ходит развитие согласованной координации глаза и руки. В это время глаз «учится» у руки обследовать предмет. А рука, совершенствуя свою аналитическую функцию, «учит» глаз и способствует развитию нейро- физиологических процессов, сопутствующих взаимной координации зрения и манипуляции рук.

Какое значение это имеет для психического развития ре-
бенка?
Решение.
При согласованной работе руки и глаза намного возраста- ет возможность когнитивного отражения окружающей действитель- ности. Зрительное отражение ручных манипуляций усиливает процесс
самосознания.
1.18
Вопрос.
Можно ли прогнозировать дальнейшее поведение ребенка: будет ли он расти покладистым, общительным, жизнерадостным или станет чрезмерно возбудимым, взрывным, импульсивным и т. д.?
Ответ.
Знать новорожденного, конечно, надо. Но этого не хватит для прогноза его поведения в разных жизненных обстоятельствах. Очень

Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года
12
многое зависит от его родителей как посредников отношений ребенка с окружающим миром. Родители могут быть:
«легкими» (любящими, терпеливыми, спокойными), то есть со- здающими в доме теплую, доброжелательную обстановку;
«трудными» (нервными, раздражительными, очень строгими и тре- бовательными), то есть создающими в доме атмосферу напряжен- ности;
«суперлегкими», то есть создающими обстановку чрезмерной опе- ки во всем.

Родители своим отношением к ребенку задают для
малыша определенную ситуацию его развития.
1.19
Ситуация.
Мама Наташи (1 месяц) все время — и на прогулке, и дома — разговаривает с дочерью, напевает ей песенки. Соседка заметила: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!»

Правильно ли поступает мама Наташи?

Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики
ребенка?
Решение.
Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого раз- вивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя девочка и не гово- рит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с пред- метами окружающего ее мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то запас слов его будет больше, чем у того малыша, с которым мало разговаривали в начальный период его жизни.

Слуховой анализатор ребенка развивается раньше,
чем его речедвигательный анализатор.
1.20
Ситуация.
Молодая мама мало разговаривает с трехмесячной доч- кой. Ей подсказывают: «Ты молчишь, и она не научится говорить».

Какова связь между речью матери и перспективой развития
речи младенца?

Как мама должна беседовать с дочкой?
Решение.
Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший его лепет, тем интенсивнее развива- ются способности младенца к овладению речью.

Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года
13
Существуют два типа общения взрослого с малышом. Первый тип: взрослый как бы говорит сам с собой, вслух комментируя все, что делает в данный момент для ребенка («Вот мама (папа) наливает в бутылочку молоко...» и т. д.). Второй тип общения: взрослый реагирует на то, что делает ребенок, тоже вслух комментируя, но только действия малыша
(«Ты ударил по воде, смотри: водичка разлетается...» и т. п.).
Пока малыш прислушивается к словам матери, смотрит на нее, лепе- чет, смеется — надо продолжать говорить. Когда ребенок гулит или ле- печет, нужно стараться отвечать ему — повторять те же звуки, выражая свое понимание («Я поняла — тебе нравится так сидеть»). Можно иг- рать словами («Полетели-полетели, на головку сели!»). Необходимо чаще декламировать стихи. Ритмичность, повторяемость звуков при- влекают внимание ребенка.

В общении с ребенком учитывайте его потребности.
1.21
Ситуация.
Психологи рекомендуют с первых дней жизни младенца чаще брать его на руки так, чтобы ребенок мог видеть лицо говорящего с ним взрослого.

Что это дает для психического развития младенца?
Решение.
Взрослый должен выяснить, как смотрит на него младе- нец: сосредоточенно, изучающе, с готовностью или «глаза в глаза» (зри- тельный контакт). От этого зависит то, каким образом будет разви- ваться ориентировочная реакция малыша. К 6 месяцам он, сидя на руках, будет оглядывать все вокруг глазами, полными удивления и вос- торга. А взрослый должен показывать ему различные предметы, расска- зывая о них. Если же у ребенка нет зрительного контакта со взрослым, то взгляд его будет безразличным, «пустым», а это уже может служить поводом для обращения к невропатологу.

Сосредоточенное внимание ребенка — объективный
пока затель его заинтересованности объектом по зна-
ния.
1.22
Ситуация.
Когда папа подошел к дочке Оле (11 месяцев) в незнако- мой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.

Почему это случилось?
Решение.
Все необычное, новое или известное, знакомое, но в непри- вычной (неопределенной) ситуации (например, внешнее изменение

Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года
14
взрослого — форменная, фуражка, вуалетка, закрывающая лицо, и т. д.) может вызвать у малыша острое тревожное состояние, сильное волне- ние — и ребенок начинает плакать.

Не забывайте готовить ребенка к восприятию новых,
необычных ситуаций.
1.23
Вопрос.
В каком возрасте и в какой последовательности дети овла- девают предметными действиями?

Назовите приемы формирования действий с предметами.
Ответ.
Предметные действия ребенка основаны на совершенствова- нии рефлекса хватания. Руки направляются к предмету, глаз постоянно следует за рукой. Предмет «учит» руку. Рука «учит» глаз. Глаз «учит» руку. Полезно предлагать ребенку игрушки разной формы для их за- хватывания, манипулирования. Важно класть их на разном расстоянии от ребенка, менять их расположение в пространстве. Предметы должны быть интересными и иметь разные свойства. Впечатления от предметов превращаются в образы восприятия, что является основой для разви- тия мышления малыша.

От предметных действий ребенка лежит путь к разви-
тию его мышления.
1.24
Ситуация.
В некоторых семьях (и детских учреждениях) у детей младенческого возраста наблюдается задержка в умении действовать с предметами.

Чем это можно объяснить?
Решение.
Задержка в умении действовать с предметами может быть вызвана отсутствием условий для этого и ошибками в воспита- нии.
1.25
Ситуация.
Речь — наиболее выразительный показатель умственного развития малыша. С самого рождения мама должна развивать речь ре- бенка. С этой целью она наклоняется над кроваткой так, чтобы ребенок видел ее рот, и произносит сначала простые звуки («гкх»), а потом бо- лее сложные («ага», «угу»).

Какая цель ставится мамой в этот период развития речи ре-
бенка? Предположите, к чему это приведет.

Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года
15
Решение.
Задача мамы — побудить ребенка ответить, подражая и маме, и самому себе. Такой диалог не только совершенствует артику- ляцию, но и приучает младенца слушать чужую речь, вслушиваться в нее — умение, которое так понадобится ему впоследствии.

Вопрос.'>Чаще побуждайте ребенка к диалогу.
1.26
Вопрос.
В какой последовательности развивается речь малыша?

По каким причинам может произойти задержка речевого раз-
вития ребенка?
Ответ.
Речь младенца развивается следующим образом: «комп- лекс оживления» (2–2,5 месяца), гуление (2–4 месяца), лепет, подра- жание (5–6 месяцев), фонемы родного языка, понимание некоторых слов и речевой ситуации в целом (к 8 месяцам), произнесение первых слов к концу первого года жизни.
Причинами задержки речевого развития могут быть:
недостатки развития анализаторных систем слуха и зрения, ре- чедвигательного анализатора;
боязнь ребенка, вызванная тем, что своевременно не был создан положительный эмоциональный фон;
отсутствие достаточного речевого общения взрослого с ребенком.
1.27
Ситуация.
В 8 месяцев дети теряют способность различать звуки, которые не играют никакой роли в их родном языке. Например, япон- ские малыши уже не могут уловить разницы в звучании согласных
«р» и «л».

Каким образом можно использовать эти данные в воспитании
ребенка?
Решение.
Обучение чужому языку надо начинать рано. И легче все- го это делать, когда дети растут в двуязычной среде.

Не упускайте возможности в сензитивный период раз-
вивать речь ребенка.
1.28
Вопрос.
Что делать маме, если ее малыш оказался молчуном?
Ответ.
Речь не только отражает степень умственного развития, но и стимулирует формирование интеллекта ребенка. Поэтому мама, не отчаиваясь, должна всячески стараться разговорить малыша.

Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года
16
Можно подойти к нему и сказать что-то очень ласковое, доброе и, ин- тонационно не завершив фразу, замолчать, выдержать паузу. Малыш станет смотреть на маму, ожидая продолжения, и заявит об этом, ис- пользуя свои речевые возможности (за что нужно похвалить ребенка, в награду дать игрушку).

Чаще устанавливайте контакты с ребенком, в которых
он вынужден что-то отвечать.
1.29
Вопрос.
Почему, только находясь среди людей, ребенок приобретает потребность в познании?
Ответ.
Только благодаря взаимодействию с окружающим миром и обучению формируется личность, способная мыслить и чувство- вать; лишь в процессе общения развивается потребность в позна- нии.

Потребность в познании должна приобретать для ре-
бенка личностный смысл.
1.30
Ситуация.
Часто родители спрашивают о том, когда надо начинать воспитывать ребенка.

Дайте психологическое обоснование соотношению понятий
«развитие» и «воспитание».
Решение.
Мнение о том, что «ребенок сначала созревает, а потом его воспитывают», неверно, так как в основном психические процессы воз- никают благодаря воспитанию.
Воспитание надо начинать с момента рождения, когда оно оказы- вает большое влияние на развитие ребенка. Развитие — это сложный процесс, который происходит неравномерно. Развитие и является ре- зультатом собственной активной деятельности ребенка под руко- водством взрослого, осуществляющего процесс воспитания и обуче- ния.

Воспитание, обучение должно идти впереди развития
и опираться на него в соответствии с «зоной ближай-
шего развития» (Л. С. Выготский).
1.31
Ситуация.
В некоторых семьях во время бодрствования ребенка его сажают на диван, обкладывая подушками.

Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года
17

Как можно организовать бодрствование детей в домашних
условиях?
Решение.
Подобная организация бодрствования вредна ребенку.
Малыш лишается естественной активности, возможности действовать свободно с предметами, познавать их свойства.
С 5–6 месяцев надо обеспечивать необходимые условия для ребенка в плане возможности ползать, свободно двигаться. В его распоряжение предо став ляются предметы, игрушки, с которыми он может активно действовать. Взрослый помогает малышу в манипулировании предме- тами: по казывает их, поощряет его действия, участвует в совместных действиях.
1.32
Ситуация.
В ходе исследований выявлено, что дети уже с первых дней жизни настороженно относятся к неподвижному лицу взрослого, а после 3 месяцев не любят, когда взрослые не в настроении.

Какие выводы можно сделать из данного исследования?

А что делать, если маме не до радостных эмоций?

Как правильно общаться?
Решение.
Уже с рождения ребенка взрослому важно уметь правиль- но взаимодействовать с новорожденным. Важно все: прикосновение,
«держание руками», разговор с помощью «правильного» выражения лица. Ребенок усваивает то, как использовать взгляд и что этот взгляд означает: участие, поддержку, требовательность, осуждение, наказание.
Конечно, подрастающему малышу требуется все больше внимания
и участия взрослого, причем не только для общения и создания хоро- шего настроения, но и для освоения мира, совместных игр и т. д.
1.33
Вопрос.
Как взрослый должен удовлетворять потребность малыша в общении? Как развивать такое общение?
Ответ.
Потребность в общении со взрослым обнаруживается у младен- цев в 2–2,5 месяца. К 4 месяцам общение приобретает избирательный ха- рактер. При правильных методах воспитания непосредственное общение, харак терное для начала младенчества, вскоре уступает место общению по по воду предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в окружающий мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстриру ет всевоз- можные способы действия с ними, часто непосредственно помога ет ребен- ку выполнять то или иное действие, направляя его движения.

Каталог: upload -> iblock
iblock -> Конкурсного собеседования при поступлении в ординатуру по специальности
iblock -> Агентство образования администрации Красноярского края Управление образования Администрации г. Канска мбоу гимназия №1 Упаковка как источник загрязнения продуктов питания свинцом Цуприкова Мария, ученица 10 класса мбоу гимназия №1 г
iblock -> Урология высшая категория
iblock -> 2. Аннотации рабочих программ дисциплин ооп 040400. 62 «Социальная работа», форма обучения – очная
iblock -> Тест: "Неврология"


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница