Психолого – педагогические основы музыкального развития дошкольников



Дата01.05.2016
Размер71.8 Kb.
 

Психолого – педагогические основы музыкального развития дошкольников.

 

Формирование художественного восприятия дошкольников - одна из важнейших проблем современного дошкольного образования. Художественное восприятие (по Л. С. Выготскому) - это комплекс­ная деятельность сознания, сочетание художественного чувства, во­ображения, мышления, представлений. Важнейшим, доминирую­щим элементом художественного восприятия являются эмоции и чувства, возникающие у человека в процессе художественного вос­приятия, которые протекают на совершенно реальной основе, но глу­боко отличаются от «обыденных» эмоций.



В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» говорил, что в эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руковод­ствуется, приобщая детей к миру прекрасного. Для него главнойбыла установка на воспитание способности эмоционально относить­ся к красоте и потребности впечатлений эстетического характера. Важную цель всей системы воспитания он видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог житьбез красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом.

Целостное восприятие старших дошкольников определяют следу­ющие объективные факторы (по Н.А. Терентьевой):



  1. приобщение ребенка к искусству в семье;

  2. наличие предметов эстетического цикла в ДОУ музыка, чтение, труд, изобразительное искусство;

  1. сочетание эстетических видов деятельности: творчество лите­ратурное, живописное, театральное, музыкальное;

  2. эстетическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ.

  1. влияние кино, радио, телевидения, театра;

  2. красота человека и окружающего мира, природы;

  3. красота игры, учёбы, труда, быта.

Как видно из вышеперечисленных факторов, приобщение ребён­ка к миру прекрасного должно происходить именно в семье. До по­ступления в школу ребёнок учится всему у своих родителей, подра­жает им. Родители в это время являются авторитетом для ребёнка. И от того, существуют ли в семье эстетика, доброта, видят ли роди­тели вокруг себя прекрасное, какие фильмы и передачи смотрят, посещают ли театры, музеи, зависит развитие ребёнка, его дальней­шая жизнь.

Следует выделить основные субъективные факторы, определя­ющие целостное восприятие старшего дошкольника (по Н.А. Терен­тьевой):



  1. художественный тип личности старшего дошкольника;

  2. высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы;

  3. сензитивность дошкольного возраста, способствующая восприятию искусства;

  4. синкретизм задатков различных художественных способностей

  5. эмоциональная впечатлительность.

У подавляющего большинства старших дошкольников художественный тип личности (преобладание первой сигнальной системы). Поэтому старший дошкольник за словом и звуком видит и слышит реальные впечатления; дети обладают хорошо развитым воображе­нием и фантазией.

Особая восприимчивость к различным видам искусства - возра­стная предпосылка для формирования эстетических способностей. Если в этом возрасте ребёнок не будет получать в достаточном количестве художественных впечатлений, то в зрелом возрасте он не сможет наверстать упущенное.

Один из важнейших вопросов педагогики и психологии - вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении твор­ческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем возрасте. Л.С. Выготский так говорил о творческой деятельности:

«Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое. Всё равно, будет ли это со­здание творческой деятельностью какой-нибудь вещи внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущем или обнаруживающемся только в самом человеке».

У младшего дошкольника только начинает развиваться вообра­жение. Оно пока пассивно. Он с большим интересом слушает сказки. Воображение позволяет ему воспринимать самые фантастичес­кие сказочные образы и ситуации как реальные. То есть воображе­ние некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления, принимая описанные сказочные образы в реальную жизнь. Именно поэтому ребенок верит в Деда Мороза и боится Бабы-Яги.

Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста характерна активизация воображения. Характерны, прежде всего, та­кие факторы, как сила, яркость и живость. Благодаря этим особен­ностям, воссозданные детьми образы того или иного произведения не уступают по конкретности восприятия различных объектов дей­ствительности. В результате младший школьник нередко путает образы, созданные силой своей фантазии, с явлениями реального мира.

Создание творческой личности, устремлённой в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем.

Характер художественно-творческой деятельности старших дошкольников получил многостороннее освещение в трудах Л.С. Выготского, В.Л. Левина, Б.П. Юсова и других. Учёные убедительно доказали, что художественно-творческая деятельность ребенка в различных сферах искусства находится в зависимости от специфи­ки возрастного развития и в полной мере определяется ею. Именно эта специфика позволяет считать, что старший дошкольный возраст - это, прежде всего, период накопления знаний. Успешному выпол­нению этой жизненно важной функции благоприятствует доверчи­вое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечат­лительность, чувствительно-образный характер мышления ребёнка. Более того, у старших дошкольников каждая из отмеченных способ­ностей выступает, главным образом, своей положительной стороной. В этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста, выражающееся в особой предрасположенности к творчеству во всех его проявлениях.

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоцио­нальной и познавательной сторон личности человека. Однако окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством слушатель воспринимает «музыкальный ширпотреб», поддерживаемый индустрией радио и телеви­дения, тиражируемый бесчисленным множеством аудиокассет и компакт- дисков. Поэто­му понятно, сколь остра проблема воспитания человека, способного отличить подлин­ную красоту высокого искусства.

Слушание музыки — один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В процессе слушания дети приобретают самый большой, в сравнении с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений; учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее; у них развивается музыкальное восприятие-мышление — универсальная музыкальная способность, необходимая для любого вида музицирования. Выдающиеся отечественные музыканты-просветители, ведущие теоретики музыкального воспитания считали слушание музыки основой системы музыкального воспитания.

О важности формирования у детей музыкальной восприимчивости и значении высо­кой художественности предлагаемого репертуара говорили Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шац­кая, Н.А. Ветлугина и многие другие деятели музыкального воспитания. Д. Б. Кабалевский отводил музыкальному восприятию центральную роль в своей программе.

У ребенка в процессе развития музыкального восприятия изменяется интерпретация музыки — от бедных, единичных, сугубо конкретных ее характеристик в младшем дошкольном возрасте к ярким, развернутым, богатым — в старшем. Один из фактора качественно обогащающих интерпретацию музыки и музыкальное восприятие в цели — ориентация ребенка на мелодию и интонацию..

В целом восприятие музыки представляет для детей дошкольного возраста большую трудность. Связано это, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, с другой — с возрастными особенностями ребенка. Дошкольнику, с его преимущественно наглядно-образным мышлением, непроизвольным по характеру малым по объему запоминанием, неустойчивым вниманием, трудно воспринять и понимать абстрактный по своей сути и развивающийся во времени музыкальный образ, почему ребенку нужно помочь войти в мир музыки, помочь ее услышать и понять. Весьма продуктивно в этом плане взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу. Визуальные образы, в силу своей наглядности, живое слово (поэзия, проза), благодаря относительной конкретности и точности, могут помочь ребенку «дешифровать» музыкальный художественный образ. Метод этот положен Н.А. Ветлугиной и со­трудниками ее лаборатории (НИИ дошкольного воспитания) в основу комплексных занятий, построенных по принципу тематизма.



В последнее время внимание, общественности все чаще привлекают идеи развивающего обучения. Еще в начале 30-х годов ХХ в. выдающийся отечественный психолог-гуманист Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».
Каталог: sites -> ds20.centerstart.ru -> files
sites -> Мобильный телефон стал неотъемлемым атрибутом повседневной жизни человека, удобно устроившись в нашем кармане или сумочке. Он приносит нам множество возможностей, невообразимых ещё каких-то десять лет назад
sites -> Хроническая сердечная недостаточность и депрессия у лиц пожилого возраста
sites -> Ирвин Ялом Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы
sites -> Оценка элементного статуса в определении нутриентной обеспеченности организма. Значение нарушений элементного статуса при различной патологии
sites -> Проблема безопасности продуктов питания
files -> Детских инфекций, характерно то, что болеют ими, как правило, в детстве
files -> Консультация для родителей «Лекарственные растения»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница