Психосоматические аспекты развития синдрома эмоционального выгорания



Скачать 350.33 Kb.
Pdf просмотр
Дата07.09.2017
Размер350.33 Kb.

2012 ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА №66
94
УДК 616.891
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Н.Е.Ревина
Институт медицинского образования НовГУ, rev-ne@mail.ru
Обсуждается проблема возникновения синдрома эмоционального выгорания с позиции теории функциональных систем
П.К.Анохина. Психосоматические отношения рассматриваются, как активное звено механизма саморегуляции функций в организме. Делается попытка поиска и верификации физиологических объективных критериев возникновения синдрома эмоционального выгорания по показателям деятельности сердца.
Ключевые
слова:
психосоматические
отношения,
эмоциональный
стресс,
саморегуляция,
синдром
эмоционального выгорания, вариабельность сердечного ритма
In this article we discuss the problem of the emotional burnout syndrome origin from the point of view of Anohin’s functional systems theory. Psychosomatic relationships are considered as the active section of the mechanism of autoregulation functions in the body. We try to find and verify the psychological objective criteria of burnout syndrome origin according to the cardiac activity indicants.
Keywords: psychosomatic relationships, emotional stress, autorequlation, emotional burnout syndrome, cardiac rhythm
variability

В середине прошлого века сугубо психологические категории и психофизиологические конструкты
— мотивация и эмоция стали объектами исследования в нейро- и психофизиологических лабораториях. При этом основное внимание было уделено функциям ги- поталамо-лимбико-ретиколярных структур, ответственных за формирование психо-вегетативного комплекса процессов, первично сочетающих свойства физиологического и психического процессов, характеризующихся силой и качеством [1]. В отечественной науке были сделаны попытки и предпринимаются дальнейшие разработки теоретических обобщений, в центре которых находится парадигма целостности человека, согласно которой его организм представляет собой иерархически организованное единство физических, биологических, психологических и социальных уровней. К ним следует отнести концепции «биопси- ходинамической природы личности, интегральной индивидуальности, дифференциальной психофизиологии, индивидуального человекознания» и др. [2-4]. В большинстве перечисленных концепций и гипотез, за исключением некоторых, авторы предлагают линейные причинно-следственные модели детерминации событий, ведущие к локальными общим

2012 ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА №66

95 нарушениям функций в организме. В частности предпринимались попытки использования, например, общей теории систем Л.Берталанфи к решению проблем психосоматической медицины [1-4]. Однако итоги использования этой теории рассматриваются сегодня лишь как некий «системно-теоретический эскиз, созданный на отвлеченных и абстрактных принципах. В отличие от общей теории систем Л.Берта- ланфи в теории функциональных систем академика
П.К.Анохина постулируется системообразующая роль конкретного полезного приспособительного результата действия (РД) как основного фактора идентификации функциональных систем, включая и системы поведенческого уровня [1,2]. В контексте упомянутой теории гипоталамо-лимбико-ретикуляр- ные и корковые структуры мозга выполняют функции) трансформации сомато-психических процессов с последующим формированием собственного Я, интеграции и предвидения РД целенаправленных поведенческих актов 2) осуществления за счет психосоматических трансформационных процессов контроля вегетативных функций, а при необходимости, с использованием аутотренинговых процедур, и направленной регуляции некоторых произвольно нерегулируемых функций. Как известно, Анохин негативно относился к представлению о патологических функциональных системах, отвергая их как ошибочные, потому что физиологические функциональные системы строятся для достижения полезных приспособительных адаптивных РД, необходимых для поддержания жизнедеятельности в границах физиологической нормы
[1,2,4]. По его мнению, хронические конфликтные ситуации, сопровождающиеся неудовлетворением биологических или социальных мотиваций ведут к формированию эмоционального стресса и к дальнейшему развитию соматической патологии, как, например, на различных этапах развития естественной истории гипертонической болезни [1,2]. В свою очередь конфликт не как событийная категория, а в качестве самостоятельного и постоянно присутствующего в ЦНС феномена имеет другое сущностное содержание. В его основе, как писал Анохин, лежит длительное противодействие обширных систем возбуждения в мозге, точнее целостных деятельно- стей» организма, что опосредует первичные субъективные ощущения индивида в виде эмоциональных переживаний, которые с подчеркнутой интенсивностью выходят на центробежные пути к вегетативными центральным органам, становясь причиной локальных или общих неврозов, пограничных состояний и других видов психической дезинтеграции с последующей дезадаптацией целого организма [1,2]. В центре нашего внимания находится синдром эмоционального выгорания (СЭВ, который в отличие от явлений эмоционального стресса и конфликта представляет собой феномен, развивающийся на ин- трапсихическом уровне и ведущий к деформации личности у представителей так называемых помогающих профессий (врачи, педагоги, психологи. СЭВ развивается как результат перенапряжения именно у них эмоций сострадания, сочувствия, сопереживания и как следствие этого частого попадания этих специалистов в зону эмоционального резонанса с пациентом или клиентом [5-8]. Психосоматический аспект СЭВ практически не изучен. Считают, что развившийся СЭВ соответствует третьей стадии неспецифического адаптационного синдрома Г.Селье — истощения, те. в его крайнем проявлении — дистрессе [3,5,7]. Следует констатировать, что вопросы соотношения основных фаз развития СЭВ с известными стадиями классического стресса, а также эмоционального стресса практически не исследованы. В нашей работе мы изучали особенности вариабельности сердечного ритма (ВСР) и ее динамики в разные фазы развития СЭВ у специалистов ургентной медицины — врачей скорой помощи входе реализации ими профессиональной деятельности [9,10]. Принимали в расчет их личностные и ситуационные показатели тревожности, предпочтительность в проявлениях конфликт-индуцированных и копинг-стратегий активности, статистические, геометрические испек- тральные показатели ВСР, зарегистрированные эпизодически или путем «холтеровского мониторирования в течение суточных дежурств врачей и их неоднократного контактирования с пациентами при выполнении профессиональных обязанностей [9,10]. При интерпретации результатов изучения ВСР учитывали, что эти показатели отражают различные варианты контроля многоконтурной и многоуровневой системы регуляции кровообращения [10]. Принимали во внимание и то обстоятельство, что сердце не является лишь пассивным объектом симпатических, парасимпатических и гуморальных влияний, потому что само является мощной рефлексогенной зоной, в том числе в процессах формирования сома- топсихических состояний и модуляции когнитивных процессов. Результаты проведенных наблюдений позволили заключить, что сформировавшийся СЭВ как входе его развития, таки в итоге характеризуется диссоциацией между психическими физиологическим компонентами сопереживания, феноменом сужения афферентации, переходом регуляции ВСР на сегментарный уровень на фоне симпатикотонии, обшей дезинтеграцией и автономизацией функций отдельных структур ЦНС [9,10]. Оказалось, что в фазе истощения СЭВ, как и при классическом стрессе Г.Селье, динамика функционирования отдельных центральных структур становится окончательно дезинтегрированной, а вновь складывающаяся корково-подкорковая интеграция возбуждений в ЦНС, приобретая собственную нейро- динамику, вступает на новый, уже патогенетический путь развития [3,5,7]. Это вполне соответствует представлениям, что процессы, называемые патологическими, с одной стороны, отражают дезорганизацию функций, слом нормы, ас другой, — могут быть интерпретированы даже как своеобразные адаптивные и выработанные входе эволюции приспособительные акты. Эти процессы в случае развития завершающей фазы СЭВ могут разворачиваться и на физиологическом и на психическом уровнях [1,2,4,5,7].

2012 ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА №66

96 Хотелось бы особо отметить, что порядок следования событий (психических, физиологических) в организме может не укладываться в единую линейную шкалу времени, а внутри одного события в организме может единовременно развиваться качественно другое, новое. Например, в случае развития СЭВ как проявления психологической защиты испытуемый может оказаться психически защищенным, но реализация вегетативных функций полностью дезинтегрируется, когда, например, сердце переходит в автономный режим работы, не обеспечивая психофизиологическую целостность индивида в условиях постоянно меняющегося про- странственно-временного континуума внешней среды.
1.
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М Медицина, 1968. С.
2.
Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Принципы системной организации функций. М Наука, 1973. С.
3.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Перс англ. М Медгиз, I960. С.
4. Судаков КВ. Системные механизмы эмоционального стресса. М Медицина, 1981. 229 с.
5.
Водопьянова НЕ. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер. С.
6.
Freudenberger H.J. Staff burnout // J. of с Issues. 1974.
V.30. Р.
7.
Водопьянова НЕ, Старченкова Е.С., Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. С.
8. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. С.
9.
Рябыкина Г.В., Соболев А.В. Вариабельность ритма сердца. М СтарКо, 2006. С 62-71.
10.
Баевский P.M., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма теоретические аспекты и возможности клинического применения // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. №3. С.
Bibliography (Transliterated)
1.
Anohin P.K. Biologija i nejrofiziologija uslovnogo refleksa.
M.: Medicina, 1968. S.547.
2.
Anohin P.K. Principial'nye voprosy obwej teorii funkcion- al'nyh sistem. Principy sistemnoj organizacii funkcij. M.:
Nauka, 1973. S.5-61.
3.
Sel'e G. Ocherki ob adaptacionnom sindrome / Per. s angl.
M.: Medgiz, I960. S.275.
4.
Sudakov K.V. Sistemnye mehanizmy jemocional'nogo stressa. M.: Medicina, 1981. 229 s.
5.
Vodop'janova N.E. Psihodiagnostika stressa. SPb.: Piter,
2009. S.58-93.
6.
Freudenberger H.J. Staff burnout // J. of Sosial Issues. 1974.
V.30. R.159-165.
7.
Vodop'janova N.E., Starchenkova E.S., Sindrom vygo- ranija. Diagnostika i profilaktika. SPb.: Piter, 2008.
S.128-292.
8.
Bojko V.V. Sindrom «jemocional'nogo vygoranija» v profes- sional'nom obwenii. SPb.: Piter, 1999. S.90-92.
9.
Rjabykina G.V., Sobolev A.V. Variabel'nost' ritma serdca.
M.: StarKo, 2006. S.45-50; 62-71.
10.
Baevskij P.M., Ivanov G.G. Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i vozmozhnosti klinicheskogo primenenija // Ul'trazvukovaja i funkcional'naja diagnostika.
2001. №3. S.106-127.

Каталог: article
article -> Дневник здоровья
article -> Влияние сотового телефона на здоровье человека
article -> Гипертонический криз. Причины, симптомы, лечение
article -> Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 40 «Урология» по медицинским наукам
article -> Тесты I уровня по вопросам первичной медицинской помощи
article -> Методические рекомендации по организации паллиативной помощи
article -> Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 07
article -> «Анорексия и булимия, или Красота требует жертв?»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница