Рабочая программа дисциплины дс. 01. «Судебная медицина и судебная психиатрия»



Скачать 147.55 Kb.
страница1/9
Дата26.04.2016
Размер147.55 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Южно-Уральский государственный университет

(Национальный исследовательский университет)

УТВЕРЖДАЮ:

Декан факультета

________________/ В.Н. Майсак

«___»___________2012 год




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины__ ДС.01. «Судебная медицина и судебная психиатрия»

(наименование и индекс дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом специальности)


для специальности_030501 Юриспруденция______________________________________

(номер и наименование специальности)


форма обучения – заочная на базе СОО, срок обучения - 6 лет; на базе СПО, срок обучения – 3,5 года; на базе ВПО, срок обучения – 4 года
Факультет Подготовки сотрудников правоохранительных органов
Кафедра-разработчик уголовно-правовых дисциплин
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по специальности 030501 Юриспруденция подготовки Юриста Квалификация 65
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин № протокола ___ от __ 00.00.2012 года

Зав. кафедрой разработчика __________________________д.ю.н., доцент С.В.Зуев_

(ученое звание, должность, Ф.И.О., подпись)
Секретарь кафедры _______________________________________________________

(ученое звание, должность, Ф.И.О., подпись)


Разработчик программы _________________________к.м.н., доцент Э.В. Артишевский_

(ученое звание, должность, Ф.И.О., подпись)


Челябинск 2012

  1. ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина является частью общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, предусмотренных государственным образовательным стандартом, специальности 030501 «юриспруденция». В быстром и полном раскрытии многих опасных преступлений, особенно таких, как убийство, изнасилование, причинение вреда здоровью, значительная роль принадлежит судебно-медицинской экспертизе.

Подготовка высококвалифицированных юридических кадров для системы правоохранительных и пенитенциарных органов, адвокатуры требует изучения не только «классических» правовых дисциплин, но и постижение глубинных гуманистических аспектов правовых явлений - правосознания, правотворчества, психологической детерминации правомерного поведения и девиантного поведения, криминальной психопатологии, усвоения психологического ракурса превенции преступлений.

На стыке психиатрической и юридических наук возникла новая отрасль знаний - судебная психиатрия. Судебная психиатрия, являясь прикладной отраслью общей психиатрии, по специфике изучаемых проблем и практической направленности неразрывно связана с юридическими науками и юридической практикой. Как прикладная наука, судебная психиатрия изучает психические расстройства применительно к задачам, которые решаются в ходе осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам.

Судебная психиатрия включает в себя: организацию психиатрической помощи населению, методологию в психиатрии, общую часть судебной психиатрии, ведущее место в которой принадлежит судебно-психиатрической экспертологии, основы общей психопатологии, в которой детально, в проекции на правовом поле, рассмотрены симптомы и синдромы психических расстройств, а также судебно-психиатрическая оценка отдельных нозологий (болезненных форм психических расстройств). Необходимый синтез профессиональных познаний невозможен без ассоциативных процессов психологических наук и прикладных медицинских дисциплин, среди которых ведущее место занимает судебная психиатрия. Доказательством этому является увеличивающееся число комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз.

Сущность права, рассматриваемая как всеобщая мера социальной справедливости и свободы личности, не может быть раскрыта вне базовых социально-психологических и патопсихологических дефиниций. Психолого-психиатрические понятия лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, субъективное вменение, личность преступника, цели и мотивы преступления, проблема невменяемости), гражданско-правовых категорий – недееспособности, совершение сделки лицом, которое не осознавало значение своих действий.

Судебно-правовая реформа в России относит к числу приоритетных направлений защиту прав и свобод человека. Это предопределяет особое внимание к личности участников уголовного и гражданского процесса. Расширение их прав и усиление гарантий защиты законных интересов ставит новые задачи перед судебной психиатрией на современном этапе развития общественных отношений. Требуется детальная проработка судебно-психиатрических аспектов вменяемости, объективизации принципов выбора мер медицинского характера, применяемых к лицам, совершившим общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, а также к лицам, совершившим преступление и страдающим той или иной психиатрической аномалией, а также заболевшим после совершения правонарушения.

Правовое регулирование является формой социальной регуляции. Знание социально-психологических закономерностей, основ психопатологии и судебной психиатрии - важнейшее условие эффективного правотворчества и правоприменения. Таким образом, задача курса судебной психиатрии заключается в том, чтобы сформировать представление о сущности этой дисциплины, углубить знания об основах правовой и криминальной патопсихологии.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Учебная дисциплина «Судебная медицина и судебная психиатрия» входит в образовательно-профессиональную программу подготовки юристов с высшим юридическим образованием.

Программа курса «Судебная медицина и судебная психиатрия» предназначена для изучения студентами по специальности 030501 «Юриспруденция».

Программа составлена в соответствии с современной системой законодательства и включает все действующие правовые нормы - законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы, инструкции, указания Минздрава России, МВД России, Минюста России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также нормативные документы, принятые другими министерствами и ведомствами Российской Федерации.

Изучение данной дисциплины преследует определенную цель: дать студентам основополагающие теоретические знания и выработать практические навыки в области судебной психиатрии, помочь в процессе следствия, суда и защиты решать задачи, связанные с проведением судебно-психиатрической экспертизы.


    1. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

Учебная дисциплина «Судебная медицина и судебная психиатрия» связана с рядом учебных дисциплин читаемых в университете: криминалистикой, уголовным правом, уголовно-процессуальным правом, гражданским правом, гражданским процессуальным правом.

Студенты, избравшие уголовно-правовую специализацию, в последствие работающие следователем, судьей, прокурором, адвокатом, работником дознания и оперативно-розыскных подразделений должны иметь основательную подготовку по судебной медицине. Без нее невозможно правильно и в должном объеме ставить вопросы перед экспертизой, понимать ее выводы, оценивать доказательства, заключения экспертов.

Судебно-медицинские знания необходимы для полноценного сбора доказательств, подлежащих судебно-медицинскому, судебно-химическому и медико-криминалистическому исследованиям; во время осмотра места происшествия и трупа, при освидетельствовании пострадавших и подозреваемых. Они нужны при построении следственных версий, допросах свидетелей, подозреваемых, других участников уголовного процесса, а также в осуществлении оперативных и розыскных мероприятий, выявлении причин и условий совершения преступлений, обнаружении экологических правонарушений.

В ходе изучения курса студенты должны освоить две группы понятий:

организационные — правовое положение судебно-медицинского эксперта, система судебно-медицинских учреждений и управление этими учреждениями;

судебно-медицинские — расстройства здоровья и их последствия, смерть и трупные изменения, судебно-медицинское исследование трупа, судебно-медицинское освидетельствование живых лиц, судебно-медицинская идентификация, судебно-медицинское исследование вещественных доказательств и ряд других.

Изучение настоящего спецкурса не позволяет ограничиваться изучением учебников. Студент должен изучить соответствующие приказы, нормативные документы, регулирующие деятельность судебно-медицинских экспертов в данной сфере, а также знать монографии, посвященные данной теме.


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Цель курса – формирование таких знаний и навыков, которые после завершения обучения предоставят студенту возможность:

- свободно владеть информацией о возможностях судебно-медицинских экспертов при оказании помощи органам, осуществляющими уголовное преследование (органами дознания и предварительного следствия), суда и оказании помощи органам здравоохранения в деле повышения качества лечебной помощи населению;

- уметь грамотно оценивать результаты судебно-медицинских экспертиз;

- знать права и обязанности судебно-медицинского эксперта, а также случаи его отвода;

- уметь правильно ориентироваться в действующем законодательстве, регулирующем деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве.

Задачи курса:



  • систематизировать основные навыки студентов, полученные ранее в течение обучения.

  • обеспечить усвоение правовых, организационных, методологических и теоретических основ проведения судебно-медицинских экспертиз;

  • способствовать формированию у обучаемых практических умений и навыков;

  • способствовать овладению логикой, методологией и правилами оформления документов, регламентирующих назначение и проведение экспертиз;

  • приобщить обучаемых к учебно-исследовательской деятельности, как важной составной части профессионального становления юриста.

Для успешного освоения курса обучаемым предлагается курс лекций, семинарских и практических занятий, а также групповые и индивидуальные консультации. При подготовке ко всем видам учебных занятий следует использовать предусмотренную программой рекомендуемую основную и дополнительную литературу, нормативные источники, а при необходимости и иные материалы, рекомендованные для изучения. Требования по подготовке к семинарским и практическим занятиям содержатся в методических указаниях, адресованных обучаемым.

В процессе освоения учебной программы студент должен:



А) иметь представление:

- о принципах и правовых основах организации медицинской и психиатрической помощи населению



  1. о принципах функционирования судебно-психиатрической службы и судебно-психиатрических экспертных комиссий;

  2. о правовых основах производства судебно-психиатрической экспертизы.

Б) знать:

  1. анатомическое строение человека, расположение внутренних органов и кровеносных сосудов;

  2. иметь представление о теоретических основах судебной медицины, организации, системе и правовом положении судебно-медицинской экспертизы, правах и обязанностях судебно-медицинского эксперта, структуре и подчиненности экспертных учреждений, их дислокации на территории Российской Федерации;

  3. процессуальные основы судебно-медицинской экспертизы;

  4. формы участия судебного медика в работе судебно-следственных органов;

  5. пределы компетенции судебно-медицинского эксперта при экспертизе живых лиц и трупов в случае насильственной смерти, подозрения в применении насилия или при других обстоятельствах, обуславливающих необходимость производства исследования в судебно-медицинском порядке;

  6. случаи обязательного назначения судебно-медицинской экспертизы;

  7. правила назначения всех видов судебно-медицинских экспертиз, уметь формулировать вопросы, задаваемые судебно-медицинскому эксперту, представлять объекты для исследования, оценивать заключения судебных медиков;

  8. основные законодательные акты, регламентирующие назначение и производство судебно-медицинской экспертизы, которая должна проводиться в соответствии с нормативно-правовыми актами.

  9. судебно-медицинскую документацию, правила составления заключений,

  10. теоретические положения судебной психиатрии;

  11. терминологию и понятийный аппарат;

  12. истории становления и развития системы учреждений судебно-психиатрической службы и судебно-психиатрических экспертных комиссий;

  13. формы участия судебного эксперта-психиатра в работе судебно-следственных органов;

  14. случаи обязательного назначения судебно-психиатрической экспертизы;

  15. основные законодательные и нормативные документы по судебно-психиатрической экспертизе;

  16. организационно-процессуальные основы судебно-психиатрической службы в Российской Федерации;

- пределы компетенции судебно-психиатрического эксперта;

  1. основные законодательные документы по судебно-психиатрической экспертизе, которая должна осуществлять свою работу в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о здравоохранении (1993 г.). Уголовным кодексом РФ (1996 г.) и Уголовно-процессуальным кодексом РФ (2001 г.);

  2. принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных лиц, совершивших общественно опасные действия, и порядок их применения.

В) уметь:

  1. выявить, зафиксировать и изъять следы биологического происхождения (крови, слюны и т.д.);

  2. владеть навыками обнаружения, сбора, хранения и передачи доказательств, подлежащих изучению в ходе судебно-медицинских экспертиз; выявления признаков расстройств здоровья, отравлений и гибели людей по криминогенным причинам; обстоятельств, влекущих проведение судебно-медицинской экспертизы живых лиц, вещественных доказательств и других исследований;

  3. оценить полученное медицинское заключение (акт) судебно-медицинской экспертизы.

  4. использовать знания, умения и навыки применения основных понятий судебной психиатрии в профессиональной деятельности юристов;

  5. использовать передовой опыт и инновации в деятельности учреждений судебно-психиатрической службы и судебно-психиатрических экспертных комиссий, а также зарубежный опыт экспертной деятельности;

  6. составить постановление о производстве судебно-психиатрической экспертизы или мотивированное направление о проведении психиатрического освидетельствования;

  7. оценить и интерпретировать экспертное заключение судебных экспертов-психиатров, те положения и выводы, на основании которых оно строится.

Г) владеть навыками:

  1. составления текста документа (постановления, определения) о назначении судебно-медицинской экспертизы трупа, живого человека, вещественных доказательств со следами биологического происхождения (крови, спермы, слюны и др.);

  2. производства осмотра трупа на месте происшествия, а при необходимости и живого человека, описания следов на теле и одежде, выявления и фиксации микрочастиц и микроследов при механических повреждениях с использованием простейших научно-технических средств.

  3. быть способными к самостоятельному освоению новых судебно-медицинских знаний.

  4. анализа применения норм уголовно-процессуального и гражданского процессуального права в практической деятельности судебно-психиатрических экспертных комиссий;

  5. навыками и умениями по работе с нормативно-правовыми актами и иными документами, определяющими правовое положение судебных экспертов-психиатров, их ресурсное обеспечение и порядок проведения отдельных видов экспертиз.

Достижение целей обучения по дисциплине предполагает;

  1. формирование уважения к нормам российского уголовно-процессуального и гражданского процессуального права по производству различных видов экспертиз;

  2. воспитание у студентов чувства потребности исключения правового нигилизма в их практической деятельности.

  3. привитие умения применения норм уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства, использования полученные знания в практической деятельности.


3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
Таблица 1 — Состав и объем дисциплины

На базе СОО 6 лет обучения (заочное)



Вид учебной работы

Всего часов

Распределение по семестрам

Семестр

ХI

X

Общая трудоемкость дисциплины

140

140




Аудиторные занятия

14

14




Лекции (Л)

10

10




Практические занятия (ПЗ)

4

4




Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










Другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа (СРС)

126

126




Курсовой проект (работа)










Реферат и (или) другие виды самостоятельной работы




Контрольная работа




Вид итогового контроля (зачёт, экзамен)

зачет

зачет




Указывается объём работы в соответствии с ГОС и учебным планом.

на базе СПО и ВПО




Вид учебной работы

Всего

часов


Распределение по семестрам

в часах


Семестр 8

I

II

III

IV

Общая трудоемкость дисциплины

140

38

39

31

32

Аудиторные занятия

14

7

7







Лекции (Л)

10

5

5







Практические занятия (ПЗ)

4

2

2







Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

и или другие виды аудиторных занятий

















Самостоятельная работа (СРС)

126

31

32

31

32

Курсовой проект (работа)




-










Реферат

и (или) другие виды самостоятельной работы






практикум










Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет




зачет







(указывается объем работы в соответствии с ГОС и ученым планом)

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины

Таблица 2 — Разделы дисциплины, виды и объем занятий



№ п/п

Наименование разделов и тем

В
с
е
г
о

ч
а
с


о
в

А
у
д
и
т
о
р
н
ы
е

Количество часов по видам занятий

Виды используемых ТСО, наглядных пособий, ТВ, кино и др.

Л
е
к
ц
и
и

С
е
м
и
н
а
р
ы

П
р
а
к
т
и
ч.

С
а
м.
р
а
б
о
т
а




  1. Судебная медицина

1

Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации

6

2

2







4

Таблицы. Уч. заключения экспертов

2

Расстройство здоровья и смерть от воздействия механических факторов (твердых тупых предметов и острых орудий)

4













4

Фильм. Уч. заключения экспертов

3

Судебно-медицинская характеристика огнестрельных и взрывных повреждений

4













4

Мишени. Уч. заключения экспертов

4

Расстройство здоровья и смерть от воздействия высоких и низких температур, электротока и лучистой энергии

4













4

Таблицы, Уч. заключения экспертов

5

Судебно-медицинская экспертиза транспортной травмы

4













4

Фильм

6

Судебно-медицинская оценка степени вреда, причиненного здоровью. Экспертиза живых лиц

6

2

2







4

Плакаты, таблицы

7

Понятие о смерти и посмертных процессах. Диагностика давности наступления смерти.

6

2

2







4

Фильм. Трупы. Уч. заключения экспертов

8

Судебно-медицинская экспертиза трупа. Экспертиза трупа новорожденного

6

2







2

4

Фильм. Уч. заключения экспертов

9

Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения

4













4

Таблицы. Уч. заключения экспертов

10

Механическая асфиксия. Расстройство здоровья и смерть от острого кислородного голодания и действия барометрического давления на организм человека.

4













4

Плакаты, таблицы. Уч. заключения экспертов

11

Судебно-медицинская экспертиза при спорных половых состояниях и при преступлениях против половой неприкосновенности. Судебно-медицинская экспертиза беременности, родов, аборта

4













4

Плакаты, таблицы

12

Судебно-медицинская токсикология. Расстройство здоровья и смерть от действия химических веществ

4













4

Плакаты, таблицы

13

Судебно-медицинская идентификация личности

6













4

Плакаты, таблицы, фильм

14

Судебно-медицинская экспертиза врачебной деятельности

4













4

Материалы уголовных дел

Всего по разделу

64

8

6




2

56




  1. Судебная психиатрия

15

Судебная психиатрия: содержание, социальная значимость, связь с другими науками. Правовое обеспечение судебной психиатрии как вида медицинской помощи

6

2

2







4

Таблицы

фильм


16

Вопросы невменяемости и дееспособности в судебной психиатрии

4













4

Таблицы,

17

Организация судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации

4

2







2

2

Таблицы,

18

Принудительные меры медицинского характера в отношении психических больных

4













4

Таблицы

19

Строение нервной системы; Учение о высшей нервной деятельности

4













4

Таблицы, фильм

20

Общие понятия о психических заболеваниях

6

2

2







4

Таблицы

21

Симптоматология психических нарушений.

4













4

Таблицы, фильм

22

Эндогенные психические расстройства: Шизофрения

4













4

Таблицы

23

Эндогенные психические расстройства: Эпилепсия

4













4

Таблицы

24

Эндогенные психические расстройства: Маниакально-депрессивный психоз

4













4

Таблицы

25

Экзогенные психические расстройства: Травматические поражения головного мозга

4













4

Таблицы

26

Психозы позднего возраста

4













4

Таблицы

27

Алкоголизм, наркомания и токсикомании

4













4

Таблицы

28

Расстройства развития интеллекта: Олигофрении

4













4

Таблицы

29

Расстройства развития личности: Психопатии

4













4

Таблицы

30

Временные психические расстройства

4













4

Таблицы

31

Реактивные состояния

4













4

Таблицы

32

Симуляция психических расстройств

4













4

Таблицы

Всего по разделу

76

6

4




2

70




Всего по курсу

140

14

10




4

126





Консультации проводятся из расчета 2 часа на группу.

Проверка практикумов 2/3 часа на человека.

Зачет проводится из расчета 4 часа на группу.
4.2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

4.2.1. Содержание и контрольные вопросы по практическим занятиям.

Состав и объем практического занятия.

занятия


Номер темы

Наименование и краткое содержание практических занятий

Характер и цель занятия

Кол-во часов

1

7

Судебно-медицинская экспертиза трупа (показательное вскрытие)

Занятие проводятся в виде присутствия на показательном исследовании трупа. Цель занятия – ознакомиться с работой бригады судебно-медицинского эксперта

0,5

2

7

Судебно-медицинская экспертиза трупа

Занятие проводятся в виде осмотра трупа на месте его обнаружения. Цель занятия – отработать действия судмедэксперта и составление протокола

0,5

3

2, 5,7, 8,

Судебно-медицинская экспертиза повреждений причиненных тупыми твердыми предметами. Транспортная травма и падение с высоты

Занятие проводятся в виде осмотра трупа. Цель занятия – установление характерных и специфических повреждений при травме тупыми предметами, падении с высоты и транспортной травме

0,5

4

3, 7, 8

Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных острыми предметами новорожденному

Занятие проводятся в виде просмотра фильма о детоубийстве, либо присутствие на внутреннем исследовании трупа ребенка. Затем опроса студентов по теоретическим вопросам. Цель занятия – проверить усвоение студентами основных понятий и категорий курса

0,5


4.2.2. Содержание и контрольные вопросы по практическим занятиям.

Судебная медицина

Введение

Основной задачей практических занятий является обучение навыкам проведения экспертизы трупа, интерпретации судебно-медицинских документов, принципиальным положениям экспертной диагностики наиболее часто встречающихся видов насильственной и ненасильственной смерти.

Каждое практическое занятие - единственное в цикле и требует тщательной подготовки. Кроме знакомства с учебной литературой, при подготовке к практическому занятию необходимо вспомнить исходную информацию по анатомии и физиологии.


Каталог: files -> upd
upd -> Содержание: Биологические науки
upd -> Бюллетень поступлений литературы в библиотеку крсу
upd -> П39 Плохинский Н. А. Плохинский Н. А
upd -> 39(470) Э91 Этнокультурный облик России
upd -> Бюллетень поступлений литературы в библиотеку крсу
upd -> 929 Ж71 Жизнь замечательных людей
upd -> Справочник библиографа.е изд., перераб и доп. Спб.: Профессия, 2006. 592 с.: ил.
upd -> Бюллетень поступлений литературы в библиотеку крсу
upd -> Антропогенез 572 Х72 Холличер В. Холличер, Вальтер


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница