     Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кировская государственная медицинская академия»
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Институт профессионального образования
УТВЕРЖДАЮ
ректор
_________________ И.В. Шешунов
«______»_________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В КАРДИОЛОГИИ»
(адаптационный модуль)
Специальность 31.08.36 КАРДИОЛОГИЯ
Кафедра ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Форма обучения ОЧНАЯ
Срок обучения 2 года
Лекции 8 (час)
Практические занятия 48 (час)
Семинары 40 (час)
Всего часов аудиторной работы 96 (час)
Самостоятельная работа 48 (час)
Общая трудоемкость дисциплины 4/144 (час/ЗЕТ)
2015г.Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) разработана на основе:
-
ФГОС ВО по специальности 31.08.36 «Кардиология», утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации «25» августа 2014г. №1078
-
Учебного плана по специальности 31.08.36 Кардиология, одобренного ученым Советом ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздрава России «27» февраля 2015 г. Протокол № 2
Разработчики:
зав. кафедрой госпитальной терапии,
д.м.н. профессор Б.Ф. Немцов
профессор кафедры госпитальной терапии,
д.м.н. С.В. Мальчикова
доцент кафедры госпитальной терапии,
к.м.н. М.В. Казаковцева
Рабочая программа одобрена:
кафедрой госпитальной терапии «____» __________ 2015 г. (протокол № ___)
Заведующий кафедрой, проф. _________________ / Немцов Б.Ф./
Советом ИПО «____» __________ 2015 г. (протокол № _____)
Председатель _________________ /___________________/
Центральным методическим советом «____» __________ 2015 г. (протокол № ____)
Председатель _________________ /___________________/
Оглавление
I.
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
|
4
|
1.1.
|
Цели и задачи дисциплины…………………………………………………………
|
4
|
1.2.
|
Место дисциплины в структуре программы ординатуры……………………….
|
4
|
1.3.
|
Объекты профессиональной деятельности………………………………………..
|
4
|
1.4.
|
Виды профессиональной деятельности……………………………………………
|
4
|
1.5.
|
Требования к результатам освоения дисциплины………………………………..
|
4
|
1.6.
|
Общая трудоемкость дисциплины…………………………………………………
|
8
|
II.
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ………………………….
|
9
|
III.
|
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………..
|
10
|
3.1.
|
Содержание дисциплины…………………………………………………………...
|
10
|
3.2.
|
Тематический план лекционного курса……………………………………………
|
11
|
3.3.
|
Тематический план семинаров…………………………………………………….
|
11
|
3.4.
|
Тематический план практических занятий……………………………………….
|
12
|
3.5.
|
Самостоятельная работа обучающихся…………………………………………..
|
13
|
IV.
|
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ, ВИДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ……………………………………………………
|
13
|
4.1.
|
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации……………………….
|
13
|
4.2.
|
Примеры оценочных средств……………………………………………………....
|
14
|
4.2.1.
|
Примеры тестовых заданий………………………………………………………..
|
14
|
4.2.2.
|
Примерная тематика рефератов……………………………………………………
|
15
|
4.2.3.
|
Примерная тематика выпускных квалификационных работ…………………….
|
15
|
4.2.4.
|
Примерный перечень контрольных вопросов…………………………………….
|
16
|
V.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………….
|
16
|
5.1.
|
Основная литература……………………………………………………………….
|
16
|
5.2.
|
Дополнительная литература………………………………………………………..
|
17
|
5.3.
|
Законодательные и нормативно-правовые документы в соответствии с профилем дисциплины……………………………………………………………………..
|
17
|
5.4.
|
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы………………………………….
|
18
|
VI.
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……….
|
19
|
VII.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………..
|
21
|
VIII.
|
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)……………………………………………………………………...
|
23
|
I. ВВЕДЕНИЕ
-
Цели и задачи дисциплины:
Цель: целью освоения учебной дисциплины по выбору «Функциональная диагностика в кардиологии» является формирование знаний об основных разделах функциональной диагностики в практике врача-кардиолога: подготовка квалифицированного врача-специалиста кардиолога, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в условиях: первичной медико-санитарной помощи; неотложной, скорой; специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
Задачи изучения дисциплины по выбору:
-
Изучение показаний и противопоказаний к проведению дополнительных методов обследования у пациентов с сердечно-сосудистой патологией. Изучать и уметь интерпретировать полученные данные электрокардиографического обследования при наиболее часто встречающихся отклонениях от нормальных параметров электрокардиографии, совершенствовать умения и навыки в диагностике электрокардиограмм при различной некардиальной нозологии, владеть алгоритмом формулировки электрокардиографического заключения.
-
Определение у пациентов по результатам инструментального исследования патологических состояний и заболеваний на основе владения методами эхокардиоскопического исследования, велоэргометрии, электрофизиологического исследования сердца и стресс-индуцируемыми методиками исследования; обучение вопросам проведения методик и формулировке заключения.
-
Предупреждение возникновения заболеваний, ранняя диагностика патологии сердечно-сосудистой системы у населения путем применения диагностических процедур при проведении профилактических мероприятий: профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, с помощью методов функциональной диагностики.
-
Место дисциплины в структуре программы ординатуры:
Дисциплина «Функциональная диагностика в кардиологии» (адаптационный модуль) относится к Блоку 1 Дисциплины вариативной части и является дисциплиной по выбору Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 31.08.36 Кардиология.
-
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших рабочую программу дисциплины (модуля) являются:
физические лица (пациенты) в возрасте от 0 до 15 лет, от 15 до 18 лет (далее - подростки) и в возрасте старше 18 лет (далее - взрослые);
население;
совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для охраны здоровья граждан.
-
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие рабочую программу дисциплины (модуля):
профилактическая;
диагностическая.
1.5. Требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение данной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих универсальных (УК) и профессиональных (ПК) компетенций:
- готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1)
- готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения (ПК-2)
- готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5)
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:
№ п/п
|
Код компетенции
|
Содержание компетенции (или ее части)
|
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
|
Знать
|
Уметь
|
Владеть
|
Оценочные средства
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
| -
|
УК 1
|
Готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
|
Механизмы абстрактного мышления, формы и методы научного познания; учение о здоровье и методах его сохранения, взаимоотношения «врач-пациент». Методы анализа и синтеза статистической информации, методики сбора, статистической обработки и анализа информации.
|
Анализировать информацию о здоровье взрослого населения, детей и подростков. Организовать работу самостоятельного умственного труда (мышления) и работы с информацией (синтез).
|
Методами естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в профессиональной деятельности. Методиками самоконтроля, абстрактного и аналитического мышления. Методиками сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье взрослого населения
|
тестирование
| -
|
ПК 2
|
Готовность к проведению диагностических процедур при проведении профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения Алгоритм обследования пациента при проведении профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения, ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации, требования и правила получения информированного согласия на диагностические процедуры, основные принципы диспансеризации кардиологических больных
|
Выявлять изменения ЭКГ при профилактических медицинских осмотрах, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения, выявлять состояния, угрожающие жизни больного, связанные с заболеваниями
|
Навыками осуществления санитарно-просветительской работы с взрослым населением, направленной на пропаганду здорового образа жизни, предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний, навыками заполнения учетно-отчетной документации врача - кардиолога, навыками оформления информированного согласия, методами контроля за эффективностью диспансеризации, навыками описания ЭКГ и интерпретации функциональных методов обследования.
|
Ситуационные задачи, ЭКГ, заключения ЭХО-КС
| -
|
ПК 5
|
Готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем
|
Современные методы клинической и инструментальной диагностики заболеваний внутренних органов; правила ведения типовой учетно-отчетной медицинской документации.
|
Провести физикальное обследование пациента в условиях стационара, составить план лабораторного и инструментального обследования с учетом необходимости дифференциальной диагностики; оформить медицинскую документацию стационарного пациента с заболеваниями внутренних органов.
|
Методами клинического обследования и интерпретацией результатов методов инструментальной диагностики, проведением дифференциального диагноза. Методами ведения типовой медицинской документации.
|
Собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное, интерпретации заключений по данным методов функциональной диагностики.
|
Перечень практических навыков
После отработки модуля «Функциональная диагностика в кардиологии» ординатор должен иметь следующие знания, умения и практические навыки:
Должен знать:
-
законодательство Российской Федерации по вопросам организации кардиологической помощи населению;
-
принципы социальной гигиены, биосоциальные аспекты здоровья и болезни; основы медицинской этики и деонтологии в кардиологии;
-
общие принципы и основные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма;
-
основы биологии кардиологических заболеваний, нарушений обмена при них; патофизиологию основных заболеваний органов кровообращения;
-
этиологию и патогенез заболеваний органов кровообращения;
-
современные методы обследования больного (рентгенологические, эндоскопические, радиоизотопные, ультразвуковые);
-
принципы диагностики болезней органов кровообращения;
Должен уметь:
-
получить информацию о заболевании;
-
определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиологических и других методов исследования), организовать их выполнение и уметь интерпретировать их результаты;
-
проводить дифференциальный диагноз;
-
оценить причину, тяжесть состояния больного и обосновать выбор комплексного обследования;
-
определить показания и противопоказания к назначению диагностических процедур; исключить неприоритетные диагностические процедуры в зависимости от нозологии;
Должен владеть навыками:
-
проведения обследования больных (сбор жалоб и анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);
-
ведения медицинской документации (в стационаре, поликлинике, на врачебном участке);
-
интерпретации результатов инструментальных и аппаратных методов исследования (электрокардиографических, эндоскопических, ультрасонографии органов кровообращения, рентгенологических, сцинтиграфии, компьютерной и магнитно-резонансной томографии), морфологических методов исследования;
-
определения адекватности показаний электрокардиографа;
-
проведения холтеровского мониторирования ЭКГ, с интерпретацией результатов;
-
проведения суточного мониторирования артериального давления с интерпретацией результатов;
-
оказания первой врачебной помощи при ургентных состояниях.
-
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 ЗЕТ, 144 академических часа.
Общая трудоемкость
|
Количество часов
|
Форма контроля
|
в ЗЕ
|
в АЧ
|
Аудиторных
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа
|
|
|
Всего
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
|
4
|
144
|
96
|
8
|
40
|
48
|
48
|
Зачет
|
II. Учебно-тематический план дисциплины (в академических часах)
Наименование разделов дисциплины (модулей) и тем
|
1 курс
|
2 курс
|
Образовательные
технологии
|
Формы текущего и рубежного контроля
|
Всего часов на
аудиторную работу
|
Аудиторные
занятия
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа
|
Итого часов
|
Всего часов на
аудиторную работу
|
Аудиторные занятия
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа
|
Итого часов
|
|
|
традиционные
|
интерактивные
|
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
|
|
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
|
|
|
|
|
Функциональная диагностика в кардиологии
|
|
|
|
|
|
|
96
|
8
|
40
|
48
|
48
|
144
|
|
|
зачет
|
1. Методы функциональной диагностики в кардиологии на основе ЭКГ
|
|
|
|
|
|
|
46
|
4
|
18
|
24
|
20
|
66
|
Л, Д, С
|
ЛВ, КС, РИ
|
Пр, Р, С, СЗ
|
2. Визуализирующие методики в кардиологической практике
|
|
|
|
|
|
|
26
|
2
|
10
|
14
|
20
|
46
|
Л, Д, С
|
ЛВ, КС, РИ
|
Пр, Р, С, СЗ
|
3 Современные методы исследования в кардиологии, перспективы развития научно-технического прогресса (3D визуализирующие методики)
|
|
|
|
|
|
|
24
|
2
|
12
|
10
|
8
|
32
|
Л, Д, С, НПК
|
ЛВ, КС, РИ
|
Пр, Р, С, СЗ
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |