Рабочая программа дисциплины (модуля) Основы школьной гигиены Направление подготовки



Дата02.05.2016
Размер82 Kb.
Просмотров33
Скачиваний0
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

факультет КНиИТ

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Основы школьной гигиены


Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки

Информатика
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

(очная, заочная)

Саратов,


2012
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов высокого уровня базовых знаний в области школьной гигиены, необходимого педагогу для активного и сознательного участия в работе по охране здоровья школьников и созданию оптимальных условий для воспитания всесторонне развитого подрастающего поколения.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина по выбору «Основы школьной гигиены» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б2.ДВ.1), осваивается в 5 семестре.

Освоение дисциплины базируется на знаниях и умениях, сформированных в процессе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия». Студенты должны знать общие закономерности роста и развития детей; основные возрастные особенности строения и функционирования различных органов и систем организма детей и подростков в условиях повседневной жизнедеятельности, а также при умственных и физических нагрузках; условно-рефлекторные основы процессов обучения и воспитания.

Данный курс является основой для прохождения педагогической практики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы школьной гигиены».
Изучение «Основ школьной гигиены» должно способствовать формированию следующих общекультурных компетенций выпускников:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

в области педагогической деятельности: готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК – 7).
В результате освоения дисциплины «Основы школьной гигиены» обучающийся должен:

•Знать: закономерности, определяющие принципы сохранения и укрепления здоровья школьников; принципы рационального питания и гигиенические требования к организации питания детей и подростков; основные принципы и правила закаливания детей и подростков, необходимых для обеспечения здоровья школьников; гигиенические требования к условиям, способствующим нормальному физическому развитию детей, поддержанию высокой работоспособности учащихся в процессе учебной деятельности, сохранению и укреплению их здоровья.


•Уметь: использовать знания, полученные при изучении школьной гигиены, в профессиональной деятельности для создания оптимальных условий для воспитания всесторонне развитого подрастающего поколения.
•Владеть: методиками гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков, гигиены питания, личной гигиены, режима дня и школьных помещений (участка, здания, классов, лабораторий и др.), навыками объективной оценки соответствия условий обучения и режима учащихся гигиеническим требованиям.
4. Структура и содержание дисциплины «Основы школьной гигиены».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц,

72 часа.




п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лек

ции


практ занятия

самостоят. работа

всего

1

Введение.

Общие основы курса



5

1

2




4

6

Рефераты, опрос

2

Состояние здоровья детей и подростков

5

1,2

2

2

4

8

Рефераты, опрос устный и письменный

3

Режим дня учащихся

5

3

2




4

6

Составление таблиц, схем

4

Гигиена питания детей и подростков

5

4

2

4

4

10

Рефераты, составление кроссвордов с терминами

5

Гигиена закаливания

5

5

2




4

6

Рефераты, опрос устный и письменный

6

Гигиена анализаторов

5

6

2

2

4

8

Рефераты, составление кроссвордов с терминами

7

Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе.

5

7

2

6

4

12

Рефераты

8

Гигиена детей младшего школьного возраста

5

8

2




4

6

Рефераты

9

Гигиена подростков, юношей и девушек

5

9

2

4

4

10

Рефераты




Зачет

























Всего







18

18

36

72





Содержание курса «Основы школьной гигиены»
1. Введение. Общие основы курса. Предмет и задачи курса «Основы школьной гигиены». Значение школьной гигиены для охраны и укрепления здоровья учащихся. Связь с другими дисциплинами. Методы исследования.

2. Здоровье детей и его динамика в РФ. Показатели состояния здоровья детского населения. Группы здоровья. Возрастная структура заболеваемости детей и подростков. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность, успеваемость и поведение. Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся. Особенности индивидуального подхода к учащимся, страдающим хроническими заболеваниями или перенёсшим острое заболевание.

3. Режим дня школьников. Гигиеническое значение для детей и подростков соблюдения режима жизни в современных условиях (режим сна, питания, занятий, активного отдыха, регламентирование просмотра телевизионных передач и работы за компьютером). Внеклассные и внешкольные занятия, их нормирование в режиме дня и недели. Активный отдых, его оптимальная продолжительность и условия организации. Гигиенические требования к подготовке уроков. Свободное время учащихся, его организация.

4. Гигиена питания детей и подростков.

Рациональное питание. Принципы рационального питания. Гигиенические требования к организации питания детей и подростков. Значение сбалансированного питания для роста, развития, состояния здоровья. Нормы питания. Кратность и регулярность приемов пищи. Особенности питания школьников разного возраста. Заболевания, вызванные неправильным питанием (рахит, ожирение, гиповитаминозы), их профилактика.

5. Гигиена закаливания.

Значение закаливания. Роль закаливания в повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам. Механизм закаливания. Принципы закаливания. Правила закаливания. Методы закаливания. Нормирование закаливающих процедур, необходимых для обеспечения здоровья детей и подростков. Оценка эффективности закаливания.

6. Гигиена анализаторов

Рефракция глаза. Близорукость и дальнозоркость. Профилактика близорукости: рабочая поза, освещение, режим работы. Нормативы зрительной работы для детей разного возраста. Санитарно-гигиенические условия обучения в школе. Культура быта и досуга. Способы предупреждения переутомления органов зрения. Офтальмотренаж. Гигиена органа слуха. Нормирование шумовых воздействий.

7. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе. Понятие об утомлении, его двоякое биологическое значение. Проявление утомления в поведенческих реакциях, в снижении умственной работоспособности. Переутомление, причины его вызывающие. Возрастные уровни показателей умственной работоспособности. Компоненты школьного режима.

8. Гигиена детей младшего школьного возраста. Гигиенические требования к режиму дня, питанию, питьевому режиму, двигательной режиму, расписанию уроков, внеклассной работе, оборудованию класса, школьным принадлежностям, личной гигиене для детей младшего школьного возраста.

9. Гигиена подростков, юношей и девушек.

Гигиенические требования к режиму дня, личной гигиене, питанию, двигательному режиму. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу. Вредные привычки у подростков и юношества (распространение, причины, последствия, профилактика).


Содержание практических занятий по курсу

"Основы школьной гигиены"
1. Близорукость – школьная форма патологии. Коррекция близорукости. Программа улучшения зрения.

Школьные формы патологии органа зрения. Близорукость. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков. Программа улучшения зрения.

2. Иммунитет. Профилактика острых вирусных инфекций у школьников.

Роль воздушной среды в сохранении здоровья. Профилактика простудных заболеваний. Точечный массаж.

3. Гигиена питания детей и подростков.

Определение суточных энергетических трат организма хронометражно-табличным методом.

4. Гигиена питания детей и подростков.

Составление и оценка суточного рациона питания. Нормы питания. Определение режима питания. Питьевой режим. Определение обеспеченности организма витаминами и микроэлементами.

5. Гигиеническая оценка расписания уроков учащихся различных классов. Причины утомления. Проявления утомления у школьников. Профилактика переутомления. Гигиенические требования к расписанию уроков. Гигиеническая организация урока.

6. Самостоятельное составление расписания уроков для учащихся различных классов. Сопоставление графиков «трудности» уроков и динамики умственной работоспособности.

7. Гигиеническая оценка классной комнаты.

Влияние ориентации окон на воздушно-тепловой режим. Кратность обмена воздуха в школьных помещениях. Режим проветривания. Температурный режим. Естественное и искусственное освещение. Нормы искусственного освещения. Оптимальные условия воздушной среды и освещения в классе. Температурные условия, их значение для работоспособности учащихся.

8. Гигиеническое воспитание школьников. Вредные привычки и болезненные пристрастия. Наркотические вещества, их действие на организм. Влияние алкоголя на организм. Социальный вред алкоголизма. Профилактика подростково-юношеского алкоголизма.

9. Никотин – наркотическое вещество. Канцерогенные вещества табачного дыма. Осложнения курения. Основы антиникотинового воспитания.


5. Образовательные технологии
При реализации учебного курса "Основы школьной гигиены" используются следующие формы обучения: лекции, практические занятия, семинары. При чтении лекций предусматривается использование иллюстративного материала, создание проблемных ситуаций, включение элементов беседы. Для лучшего усвоения и закрепления материала на практических занятиях проводится решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций, составление различных схем по темам занятий.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:
1. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена подростка. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 208 с.

2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 528 с.


б) дополнительная литература:
1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 2001. – 384 с.

2. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Медицина, 1990. – 400 с.

3. Гигиена детей и подростков /Под ред. Г.Н. Сердюковской. – М.: Медицина, 1989. – 320 с.

4. Куценко Г.И., Жашкова И.А. Основы гигиены. – М.: Высшая школа, 1980.

5. Гигиена детей и подростков /Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Медицина, 1980. – 320 с.

6. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 1982.334 с.

7. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

8. Матюшонок М.Т., Турик Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. – Минск: Вышэйшая школа, 1980. – 288 с.

9. Куценко Г.И., Конотопов И.Ф. Режим дня школьника. – М.: Медицина, 1987. – 112 с.

10. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

11. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков/ Под ред. Г.Н. Сердюковской, С.М. Громбаха. – М.: Медицина, 1984. – 98 с.

12. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 147 с.

13. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 144 с.

14. Формирование здорового образа жизни российских подростков / Под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 192 с.

15. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назарова Е.Н. Основы медико-биологических знаний. М.: Высшая школа, 2001.256 с.

16. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.

17. Айзман Р.И., Ширшова В.М. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, Сибирское университетское издательство, 2004. – 136 с.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Учебная и учебно-методическая литература на бумажных и электронных носителях, мультимедийное оборудование для просмотра слайдов.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки 050100 Педагогическое образование

Автор


доцент кафедры физиологии

человека и животных, к.б.н. Е.Ю. Лыкова

Программа одобрена на заседании кафедры физиологии человека и животных от года, протокол №.

Подписи:
Зав. кафедрой физиологии человека

и животных д.б.н., профессор Т.Г. Анищенко

Декан биологического факультета



д.б.н., профессор Г.В. Шляхтин

Декан факультета КНиИТ

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал