Рабочая программа дисциплины «Патологическая анатомия заболеваний детского возраста»



Скачать 47.68 Kb.
Дата11.10.2017
Размер47.68 Kb.
Просмотров146
Скачиваний0
ТипРабочая программа
: files -> ObrDeiatelnost -> Podgotovka-kadrov-vysshej-kvalifikatsii -> Aspirantura -> patanat -> ochno
Aspirantura -> Рабочая программа факультативной дисциплины «клиническая фармакология» к основной образовательной программе
Aspirantura -> Рабочая программа специальной дисциплины
Aspirantura -> Программа для сдачи экзаменов в объеме кандидатского минимума к основной образовательной программе
Aspirantura -> Рабочая программа дисциплины по выбору «гнойная хирургия»
Aspirantura -> Программа кандидатского экзамена
ochno -> Рабочая программа кандидатского экзамена

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра патологической анатомии

«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по научной и клинической работе

профессор __________ Н.П. Сетко

« » ________2012___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Патологическая анатомия заболеваний детского возраста»
основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
по научной специальности 14.03.02 «Патологическая анатомия»
Присуждается ученая степень
кандидат медицинских наук

Форма обучения

очная

Оренбург, 2012




Содержание


1

Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………3




2

Место дисциплины в структуре ОПП ……………………………………3




3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины ……….3




4

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………3




5

Структура и содержание программы……………………………………...4




6

Структура и содержание дисциплины…………………………………….4




7

Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы………………………………………………………………………5




8

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…..8




9

Материально-техническое обеспечение дисциплины (раздела)………...9




10

Лист регистрации внесения изменений………………………………….10





1. Цель и задачи обучения:

Цель – формирование научных знаний и практических навыков по морфологической диагностики заболеваний детского возраста.
Задачи:

-изучить клинико-морфологическое проявления и особенности патологоанатомической диагностики заболеваний детского возраста и перинатального периода ;



-овладеть навыками диагностики патологических процессов и заболеваний в детском возрасте.
2. Место дисциплин в ОППО

Дисциплины по выбору ординатора (ОД.И.05) относятся к разделу обязательных дисциплин ОППО по специальности патологическая анатомия. Они выбираются обучающимся из числа предлагаемых вузом дисциплин морфологического направления. Изучение дисциплин по выбору позволяет аспиранту реализовать индивидуальные профессионально-образовательные запросы и интересы.

Представленная в данной программе дисциплина «Патологическая анатомия заболеваний детского возраста» расширяет и углубляет подготовку аспиранта в вопросах патологоанатомической диагностике заболеваний перинатального периода и детского возраста и создаёт основу для дальнейшего совершенствования образования по специальности патологическая анатомия.
3.Требования к результатам освоения дисциплины

На основании изучения дисциплин по выбору аспирант, обучающийся по специальности патологическая анатомия должен:



-знать этиологию, патогенез и морфологическую характеристику изменений в органах при вирусно-бактериальных фетопатиях, пневмопатиях, родовых травмах, асфиксии плода и новорожденного, желтухах новорожденных, гемолитической болезни новорожденных, сепсисе у детей;

-уметь диагностировать вирусно-бактериальные фетопатии, перинатальную патологию, пневмопатии, желтухи новорожденных, гемолитическую и геморрагическую болезнь новорожденного, сепсиса у детей, синдром внезапной смерти детей.

-владеть навыками вскрытия трупов плодов, новорожденных и детей с различными заболеваниями

4. Объем специальных дисциплин и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Курс обучения

1

2

Аудиторные занятия всего

90

18

72

В том числе:










Лекции

20

4

16

Практические занятия

70

14

56













Самостоятельная работа

90

18

72

Общая трудоёмкость:

5з.е.=180 часов

180

36

144



5. Структура и содержание дисциплины



п/п



Дисциплины



Год

обучения


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)



Рубежные контрольные точки и итоговый контроль (формы контроля)


Лекции

Прак.

занят


Самост.

работа


1

Вирусно-бактериальные фетопатии

1

6

24

18

Тестирование, опрос, реферат, решение тестовых и клинических задач

2


Патология неонатального периода жизни

2

8

12

20

Тестирование, опрос, реферат, решение тестовых и клинических задач

3

Патология перинатального периода

2

6

34

52

Тестирование, опрос, реферат, решение тестовых и клинических задач

Итого: 180 часов

1-2 год

20

70

90

Зачёт на 2-м году итоговый контроль при сдаче кандидатского минимума по специальности


6.Структура и содержание модулей

№ п/п

Трудоёмкость

Содержание дисциплины

1

Вирусно-бактериальные фетопатии

48 часов


Внутриутробные инфекции. Пути инфицирования плода. Восходящая инфекция плода. Гематогенная инфекция. Цитомегалия: определение болезни, этиология и патогенез, пути проникновения инфекции в организм плода. Клинико-морфологическая характеристика острой и хронической форм врожденной цитомегалии, цитомегаловирусный метаморфоз клеток паренхиматозных органов. Краснушная эмбриофетопатия. Токсоплазмоз: определение болезни, этиология и патогенез, диагностика врожденного токсоплазмоза. Особенности внутриутробного инфицирования в зависимости от срока беременности, исходы. Поражения головного мозга и других органов при различных формах врожденного токсоплазмоза.

Микоплазмоз: морфологические и клинические особенности микоплазменной инфекции, пути проникновения в организм. Клинико-морфологическая характеристика респираторного, внереспираторного микоплазмоза. Роль генитальных микоплазм в генезе врожденных пороков ЦНС, особенности врожденного микоплазмоза плода и новорожденного.

Листериоз: определение болезни, этиология и патогенез, диагностика врожденного листериоза. Клинико-морфологическая характеристика форм листериоза, особенности течения септико-гранулематозной формы листериоза у плода и новорожденного, осложнения, исход.





Патология неонатального периода жизни 38 часов

Врожденные пороки развития. Частота, этиология и патогенез. Классификация. Виды тератогенов и особенности их воздействия на органы плода. Пороки многофакторной этиологии. Болезни и пороки развития характерные для отдельных периодов киматогенеза: хромосомные и генные болезни.

Гемолитическая болезнь новорожденных. Этиопатогенез. Клинико-морфологические формы и их проявления. Прогноз.

Муковисцидоз. Этиология и патогенез. Патологоанатомическая характеристика поражения поджелудочной железы и других органов. Осложнения и исходы.


2

Патология перинатального периода

92 часов


Внутриутробный возраст и масса плода. Периоды развития плода и новорожденного. Нарушения внутриутробного развития. Недоношенность .Переношенность. Задержка внутриутробного развития. Внутриутробная гипоксия. Родовая травма. Болезни легких перинатального периода .Синдром дыхательных расстройств новорожденных. Синдром массивной аспирации околоплодных вод и мекония. Бронхолегочная дисплазия

7.Структура и содержание разделов

№ п/п

Содержание

Трудоёмкость (час)




1

48




Вирусно-бактериальные фетопатии

48




1. Аудиторная работа

30




а) Лекции

6

1

Внутриутробные инфекции. Пути инфицирования плода. Цитомегаловирусная инфекция. Коревая краснуха

2

2

Токсоплазмоз. Микоплазмоз. Определение болезни, этиология и патогенез, диагностика врожденного токсоплазмоза, микоплазмоза Особенности внутриутробного инфицирования в зависимости от срока беременности, исходы.

2

3

Листериоз: определение болезни, этиология и патогенез, диагностика врожденного листериоза. Клинико-морфологическая характеристика форм листериоза, особенности течения септико-гранулематозной формы листериоза у плода и новорожденного, осложнения, исход.

2













б) Практические занятия

24

1

Внутриутробные инфекции. Пути инфицирования плода. Восходящая инфекция плода. Гематогенная инфекция. Цитомегалия: определение болезни, этиология и патогенез, пути проникновения инфекции в организм плода. Клинико-морфологическая характеристика острой и хронической форм врожденной цитомегалии, цитомегаловирусный метаморфоз клеток паренхиматозных органов. Краснушная эмброфетопатия.

6

2

Токсоплазмоз: определение болезни, этиология и патогенез, диагностика врожденного токсоплазмоза. Особенности внутриутробного инфицирования в зависимости от срока

6

3

Микоплазмоз: морфологические и клинические особенности микоплазменной инфекции, пути проникновения в организм. Клинико-морфологическая характеристика респираторного, внереспираторного микоплазмоза.беременности, исходы.

6

4

Листериоз: определение болезни, этиология и патогенез, диагностика врожденного листериоза. Клинико-морфологическая характеристика форм листериоза, особенности течения септико-гранулематозной формы листериоза у плода и новорожденного, осложнения, исход.

4




г) Рубежный контроль: «Вирусно-бактериальные фетопатии»

2




Контрольные точки:

1. Тестирование

2. Решение ситуационных заданий

3. Устный опрос









2. Самостоятельная внеаудиторная работа

18




а) Обязательная

18




Формы работы







Работа с лекционным материалом

2




Работа со специальной литературой

4




Информационно-литературный поиск

2




Подготовка реферата, доклада

2




Решение тестовых и ситуационных задач

3




Изучение микро- и макропрепаратов

3




Подготовка к рубежному контролю

2













2







Патология неонатального периода жизни

40




а) Лекции

8

1

Врожденные пороки развития.

2

2

Болезни и пороки развития характерные для отдельных периодов киматогенеза: хромосомные и генные болезни.

2

3

Гемолитическая болезнь новорожденных.

2

4

Муковисцидоз.

2













б) Практические занятия

12

1

Врожденные пороки развития. Частота, этиология и патогенез. Классификация. Виды тератогенов и особенности их воздействия на органы плода. Пороки многофакторной этиологии.

4

2

Гемолитическая болезнь новорожденных. Этиопатогенез. Клинико-морфологические формы и их проявления. Прогноз.

4

3

Муковисцидоз. Этиология и патогенез. Патологоанатомическая характеристика поражения поджелудочной железы и других органов. Осложнения и исходы.

2




г) Рубежный контроль: «Патология неонатального периода жизни»

2




Контрольные точки:

1. Тестирование

2. Решение ситуационных заданий

3. Устный опрос









2. Самостоятельная внеаудиторная работа

20




а) Обязательная

20




Формы работы







Работа с лекционным материалом

2




Работа с учебниками

4




Информационно-литературный поиск

4




Подготовка реферата, доклада

2




Решение тестовых и ситуационных задач

3




Изучение микро- и макропрепаратов

3




Подготовка к рубежному контролю

2













3







Патология перинатального периода


92




а) Лекции

6

1.

Нарушения внутриутробного развития. Недоношенность .Переношенность. Задержка внутриутробного развития.

2

2.

Внутриутробная гипоксия. Родовая травма

2

3.

Болезни легких перинатального периода .Синдром дыхательных расстройств новорожденных. Синдром массивной аспирации околоплодных вод и мекония .Бронхолегочная дисплазия

2













б) Практические занятия

34

1.

Нарушения внутриутробного развития. Недоношенность .Переношенность.

6

2

Задержка внутриутробного развития.

6

3

Внутриутробная гипоксия. Родовая травма

6

4

Синдром дыхательных расстройств новорожденных. Синдром массивной аспирации околоплодных вод и мекония

6

5

Бронхолегочная дисплазия

6




г) Рубежный контроль: «Патология перинатального периода»

4




Контрольные точки:

1. Тестирование

2. Решение ситуационных заданий

3. Устный опрос









2. Самостоятельная внеаудиторная работа

52




Формы работы







Работа с лекционным материалом

4




Работа с учебниками

6




Информационно-литературный поиск

4




Подготовка реферата, доклада

4




Решение тестовых и ситуационных задач

10




Изучение микро- и макропрепаратов

20




Подготовка к рубежному контролю

4



8.1.Учебно-методическое и информационное обеспечение

а) Основная литература:

1.Патология: Учебник в 2 т./Под ред. М.А.Пальцева , В.С.Паукова.-М.:ГЭОТАР-Медиа,

20 11.-Т.2.-488 с.

2.Струков, А. И. Патологическая анатомия: учебник для студентов мед. вузов / А. И. Струков, В. В. Серов. - 5-е изд., стер. - М. : Литтерра, 2010. - 848 с.

3.Зайратьянц, О. В. Патологическая анатомия: атлас / ред. О. В. Зайратьянц. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 472 с.

.

б) Дополнительная литература:

1. Биркун, А.А. Патологическая анатомия болезней плода и ребенка: руководство для врачей: в 2 т. / А. А. Биркун ; ред.: Т. Е. Ивановская, Л. В. Леонова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1989. - Т. 1. - 1989. - 382 с.

2. Биркун, А.А. Патологическая анатомия болезней плода и ребёнка: рук-во для врачей: в 2 т. / А. А. Биркун [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1989. - Т. 2. - 1989. - 414 с.

3. Дергачев, И. С. Патологическая анатомия и патогенез болезней новорожденных, детей грудного и раннего возраста: избр. главы / И. С. Дергачев. - М.: Медицина, 1964. - 342 с.

4. Ивановская, Т. Е. Патологическая анатомия (болезни детского возраста): учебник для педиатр. фак мед. ин-тов / ред. Т. Е. Ивановская, А. В. Цинзерлинг. - М. : Медицина, 1976. - 431 с.

5.Ивановская, Т.Е. Патологическая анатомия болезней плода и ребенка: руководство в 2т. / Под ред.: Т. Е. Ивановская, Б. С. Гусман. - М. : Медицина, 1981. - Т. 1. - 376 с.

6. Ивановская, Т.Е. Патологическая анатомия болезней плода и ребенка: руководство в 2 т. /ред.: Т. Е. Ивановская, Б. С. Гусман. - М. : Медицина, 1981. Т. 2. - 288 с.

7. Зайратьянц, О. В. Патологическая анатомия: атлас / ред. О. В. Зайратьянц. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 472 с.

8. Скворцов, М.А. Патологическая анатомия заболеваний детского возраста и новорожденных / Под ред. М. А. Скворцова. - 1960.- 610 с.

9.

10.Цинзерлинг, А. В. Патологическая анатомия: учеб. для педиатр. фак. мед. вузов/ А.В. Цинзерлинг, В.А. Цинзерлинг; [науч.ред.В.В.Байков]. - СПб.: СОТИС, 1996. - 370 с.



в) Программное обеспечение: общесистемное и прикладное

«MicrosoftWindows»

«MicrosoftOffice»

Антивирус Касперского для WindowsWorkstations»

«Комплексные тесты ОрГМА»
г) Информационно-справочные и поисковые системы:

http://diss.rsl.ru

http://search.ebscohost.com

http://www.cir.jsp

Science Direct

URL: http://www.sciencedirect.com



Elsevier (платформа Science Direct)

URL: http://www.sciencedirect.com

URL: http://diss.rsl.ru



Sage Publications

URL: http://online.sagepub.com/

Springer/Kluwer

URL: http://www.springerlink.com

Web of Science

URL: http://isiknowledge.com

Университетская информационная система Россия

URL: http://www.cir.ru/index.js
9.Материально-техническое обеспечение дисциплины
9.1 Учебно-лабораторное оборудование

1.Гистологическая лаборатория

2.Микроскопы

3.Гистологические инструменты

4.Микротомы

5. Набор музейных макропрепаратов

6. Набор музейных микропрепаратов

9.2 Технические и электронные средства обучения и контроля знаний аспирантов 1.Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран)

2.Четыре компьютера с выходом в интернет

3.Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ВНЕСЕНИЙ ИЗМЕНЕНИЙ
Утверждено на совещании кафедры ______________________

Протокол №_____ от «___»___________20__ г.

Зав. кафедрой __________________________

( Ф.И.О)




Разделарабочей програм-мы

Наименование пункта

Дата введения изменений в

действие



Подпись

исполнителя



Подпись зав.

кафедрой


















































































































































Программа составлена в соответствии с утвержденными федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура), утверждённого приказом Минобрнауки России 16.03.2011 № 1365.

Разработчики:

Зав кафедрой патологической

анатомии, д.м.н., проф. ____________«__» _____20___ г. В.С.Полякова

подпись дата

Программа одобрена на заседании кафедры патологической анатомии, протокол № _8__ от «_2_» ___марта__2012__г.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета по аспирантуре, протокол № __ от «__» _____20___г.
СОГЛАСОВАНО:

Зав. кафедрой патологической анатомии, , д.м.н., проф. ___________«____»____ 20___ г. В.С.Полякова



подпись дата
Председатель

методического совета по аспирантуре

д.м.н. профессор. ____________«__» _____20___ г. А.А. Вялкова

подпись дата
Начальник отдела

аспирантуры, докторантуры и организации



научных исследований ____________«__» _____20___ М.В. Фомина

подпись дата




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал