Рабочая программа для студентов направления подготовки



Скачать 484.84 Kb.
страница1/2
Дата03.05.2016
Размер484.84 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Ишиме





ПОПУЛЯЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100 (44.03.05) Педагогическое образование (с двумя профилями образования) профиля подготовки Биология, география



очной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 10.09.2014

Содержание: УМК по дисциплине Б3.В.ДВ.3.17 Популяционная экология для студентов направления подготовки 050100 (44.03.05) Педагогическое образование (с двумя профилями образования) профиля подготовки Биология, география очной формы обучения

Автор(-ы): Левых А.Ю.

Объем 26 стр.

Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой

Левых А.Ю.

10.09.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 10.09.2014 № 1

Председатель УМС филиала ТюмГУ в г.Ишиме

Поливаев А.Г.

11.11.2014

Согласовано

Протокол заседания УМС от 11.11.2014

№ 3


Начальник ОИБО

Гудилова Л.Б.

21.10.2014

Согласовано



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Ишиме

Кафедра биологии, географии и МП

Левых А.Ю.


ПОПУЛЯЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100 (44.03.05) Педагогическое образование (с двумя профилями образования) профиля подготовки Биология, география



очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2014

Левых А.Ю. Популяционная экология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100 (44.03.05) Педагогическое образование (с двумя профилями образования) профиля подготовки Биология, география очной формы обучения. Тюмень, 2014, 26 стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Популяционная экология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой биологии, географии и МП. Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Ишиме.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Левых А.Ю., к.б.н., доцент

Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой

© Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, 2014.

© Левых А.Ю., 2014.

Ф.И.О. автора

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:



  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Цель: изучение популяции как биологической системы.

Задачи:

- ознакомление с популяционной структурой вида.

- знакомство с понятием «популяция» для животных и растений.

- изучение механизмов поддержания пространственной структуры вида.

- изучение генетической структуры популяций и механизмов её поддержания.

- знакомство с механизмами регуляции плотности населения

- изучение динамики популяций и факторов, обусловливающих её.

- знакомство с разными подходами к изучению природных популяций.
1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Популяционная экология» относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования. Дисциплина «Популяционная экология» помогает в изучении дисциплин «Теория эволюции», «Генетика»


Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

2.1

2.2



Теория эволюции

+

+

+

+



Генетика

+

-

+

+


1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:



общекультурные компетенции (ОК):

- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);



общепрофессиональные (ОПК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

в области педагогической деятельности (ПК):

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1).


1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

знать:

  • определение и свойства популяции как биологической системы,

  • место популяции в иерархии биологических систем,

  • специфику понятия «популяция» для животных и растений,

  • экологическую и генетическую трактовку понятия «популяция»,

  • типы пространственной структуры популяций животных и растений и механизмы её формирования и поддержания,

  • генетическое и экологическое значение генетической структурированности популяций,

  • механизмы поддержания генетической гетерогенности природных популяций,

  • понятие популяционного гомеостаза,

  • механизмы регуляции плотности населения,

  • типы возрастной и половой структуры популяций и механизмы ихформирования,

  • типы динамики численности и экологические стратегии,

  • зависящие и не зависящие от плотности факторы динамики численности популяций;

уметь:

- адаптировать научные знания и умения к целям и задачам государственных стандартов школьного биологического и экологического образования.



владеть:

- разными методическими подходами к изучению природных популяций;


2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр X Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 академических часа, из них 36 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 36 часов, выделенных на самостоятельную работу.
Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

10

Контактная работа:































Аудиторные занятия (всего)

36

























36

В том числе:































Лекции

16

























16

Практические занятия (ПЗ)

20

























20

Семинары (С)































Лабораторные занятия (ЛЗ)































Иные виды работ:































Самостоятельная работа (всего):

36

























36

Общая трудоемкость зач. ед.

час


2

























2

72

























72

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

























зачет


3. Тематический план

Таблица 3.



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Итого количес

тво баллов

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1



























Популяция как биологическая система. Популяционная структура вида

1-6

4

8




12

24

6

0-33



Пространственная структура популяций

7-10

4

4




8

16

6

0-21




Всего

10

8

12




20

40

12

0-54




Модуль 2



























Гомеостаз популяций

11-14

4

4




8

16

4

0-25



Динамика популяций

15-18

4

4




8

16

4

0-21




Всего

8

8

8




16

32

8

0-46




Итого (часов, баллов):

18

16

20




36

72

20

0-100




Курсовая работа *




























Из них в интеракт. форме




10

10







20







*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.

Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикумы

другие формы




Модуль 1






0-1

0-24




0-3

0-2

0-3
















0-33






0-1

0-12




0-3

0-2

0-3
















0-21

Всего




0-2

0-36




0-6

0-4

0-6
















0-54

Модуль 2



0-4

0-1

0-12




0-3

0-2

0-3
















0-25






0-1

0-12




0-3

0-2

0-3
















0-21

Всего




0-2

0-24




0-6

0-4

0-6
















0-46

Итого

0-4

0-4

0-60




0-12

0-8

0-12
















0-100


5. Содержание дисциплины

Модуль 1

1.1 Популяция как биологическая система. Популяционная структура вида

Понятие о популяции. Генетическая и экологическая трактовка понятия популяции. Место популяции в иерархии биологических систем. Специфика понятия «популяции» для растений. Структурированность вида. Подвиды. Географические популяции. Экологические популяции. Элементарные популяции (субпопуляции, локальные, или местные популяции).



1.2 Пространственная структура популяций

Пространственное распределение особей в популяциях. Типы пространственного распределения. Пространственно-этологическая структура популяций животных. Осёдлые животные. Биологическая роль участков обитания. Факторы, определяющие формирование участка обитания. Пространственная структура номадных животных. Биологические преимущества группового образа жизни. Пространственные взаимоотношения особей в стадах и стаях. Представление об индивидуальной, социальной и стадной дистанциях.

Функциональная интеграция. Поддержание информационных контактов. Интеграция у территориальных животных. Этологическая структура внутрипопуляционных групп. Ранговые отличия особей. Группировки в популяциях растений. Интеграция в стадах и стаях. Стаи эквипотенциального типа. Стада с лидерами. Стада с вожаками. Разнокачественность внутрипопуляционных структур. Динамичность пространственно-этологической структуры.



Модуль 2

2.1 Гомеостаз популяций

Понятие популяционного гомеостаза. Поддержание пространственной структуры. Механизмы «индивидуализации» территории: территориальная агрессия, маркирование территории, регуляция территориального поведения. Механизмы поддержания иерархии. Общий адаптационный синдром.

Поддержание генетической структуры. Эволюционный и экологический аспекты изменчивости. Механизмы поддержания генетической гетерогенности: иерархия и сексуальное доминирование, закономерные нарушения доминантности, подвижность и расселение, половая избирательность, возрастной кросс.

Регуляция плотности населения. Информация о плотности населения. Регуляция плодовитости и смертности: динамика плодовитости и смертности, механизмы регуляции, регуляция через структуру. Регуляция дисперсии особей в пространстве. Плотность популяций растений.



2.2 Динамика популяций

Демографическая (половозрастная) структура популяций и её динамика. Понятие о возрастной структуре популяций. Возрастные аспекты ценопопуляций растений. Возрастная структура популяций животных. Разнокачественность сезонных возрастных когорт. Половая структура популяций. Первичное. Вторичное, третичное соотношения полов.

Динамика численности и популяционные циклы. Репродуктивный потенциал и рост популяции. Соотношение плодовитости и смертности. Типы динамики численности и экологические стратегии. Факторы динамики численности: факторы, не зависящие от плотности населения; факторы, зависящие от плотности населения. Популяционные циклы. Принципы популяционной трансформации факторов динамики численности. Роль структуры популяции. Многолетняя динамика структуры и репродукции. Генетическая детерминация циклов. Динамика ценопопуляций.


6. Планы семинарских занятий

Занятие 1-2. Тема: Популяция как биологическая система. Популяционная структура вида

Вопросы для контроля домашнего задания

1.Понятие о популяции. Генетическая и экологическая трактовка понятия популяции. 2.Место популяции в иерархии биологических систем.

3.Специфика понятия «популяции» для растений.

4. Популяции у перекрёстноразмножающихся и агамных форм.

5. Свойства популяции как биологической системы.

6.Структурированность вида. Подвиды.

7.Географические популяции.

8.Экологические популяции.

9.Элементарные популяции (субпопуляции, локальные, или местные популяции).

10. Экологическое и генетико-эволюционное значение популяции.



Справочный материал

Важнейшим разделом экологии является демэкология, или популяционная экология. Это относительно молодая ветвь экологической науки, оформившаяся в середине 20 века в цикле ботанических (Т. А. Работнов, 1945, 1949, 1959) и зоологических (У. Олли 1949; Н. П. Наумов 1955; V.Wynne-Edwards, 1962; С. С. Шварц, 1967) работ как отечественных, так и зарубежных ученых. Развитие популяционного направления характеризовалось не столько накоплением полевого и экспериментального материала, сколько формированием нового подхода при его анализе. В отличие от отдельного организма, популяция обладает целым рядом специфических качеств; это обусловливает необходимость применения особых мето-дов количественной экологии и математического моделирования.



Популяция – совокупность особей одного вида, длительное время занимающих опре-деленную территорию внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и отно-сительно изолированных от других популяций. Это определение в первую очередь относится к популяциям животных, размножающихся половым путем, и растениям с перекрестным опылением (т. н. менделевские популяции). При этом границы популяций у растений (цено-популяций) определяются границами занимаемого ими фитоценоза, а границы популяций у животных устанавливаются обычно в результате многолетних наблюдений за состоянием внутривидовых группировок на территории исследований.
Задание 1. На территории ареала вид может быть представлен одной суперпопуляцией (это характерно, например, для островных, горных и некоторых материковых эндемиков), множеством географически или экологически изолированных популяций (особенно в случае ярко выраженной неоднородности условий среды обитания – в этом случае степень изоляции может быть очень высока) или серией популяций со значительной степенью перекрывания заселяемых ими территорий (степень изоляции мала, особенно, между соседствующими по-пуляциями). В дэмэкологии существуют понятия «географическая популяция» и «экологи-ческая популяция». Раскройте эти понятия, приведите примеры.
Географические популяции (по Н. П. Наумову) ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Экологические популяции (по Н. П. Наумову)________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 2. Популяции, как групповые объединения, обладают рядом специфических свойств, которые не присущи отдельно взятой особи. Групповые особенностиосновные характеристики популяций. К ним относятся: 1) численность; 2) плотность; 3) рождаемость; 4) смертность; 5) прирост популяции; 6) темп роста. Дайте краткую характеристику этих показателей.
Численность (N)_________________________________________________________________

Плотность (k) __________________________________________________________________

Рождаемость (b)________________________________________________________________

Смертность (d)_________________________________________________________________

Прирост________________________________________________________________________

Темп роста _____________________________________________________________________

Рис. 1. Рождаемость и смертность в популяциях человека


Задание 3. Популяции свойственна определенная организация.Распределение особей по территории, соотношения групп по полу, возрасту, морфологическим, физиологическим, поведенческим и генетическим особенностям отражаютструктуру популяции. Структура популяций имеет приспособительный характер. Раскройте сущность основных показателей структуры популяций.
Половая структура ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Возрастная структура______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Пространственная структура ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Этологическая структура _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Занятие 3-4. Тема: Демографическая (поло-возрастная) структура популяции

Занятие 5-6. Тема: Пространственная структура популяций

Занятие 7-8. Тема: Гомеостаз популяций

Занятие 9-10. Тема: Динамика популяций
7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум)

Не предусмотрены


8. Примерная тематика курсовых работ (если они предусмотрены учебным планом ОП).

Не предусмотрены


9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.

Таблица5 .



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные






















Модуль 1


















Популяция как биологическая система. Популяционная структура вида

1. Подготовка к семинару.

2. Подготовка к собеседованию.

3. Подготовка к тестированию.

4. Подготовка к защите реферата.

5. Подготовка к контрольной работе.


Чтение специальной литературы

1-2
3
4
5

6


4
2
2
2

2


0-24
0-1
0-2
0-3

0-3





Пространственная структура популяций

1. Подготовка к семинару.

2. Подготовка к собеседованию.

3. Подготовка к тестированию.

4. Подготовка к защите реферата.

5. Подготовка к контрольной работе.


Чтение специальной литературы

7
8
8
9

10


2
1
1
2

2



0-12
0-1
0-2
0-3

0-3





Всего







10

20

0-54

Модуль 2


















Гомеостаз популяций

1. Подготовка к семинару.

2. Подготовка к собеседованию.

3. Подготовка к тестированию.

4. Подготовка к защите реферата.

5. Подготовка к контрольной работе.

6. Подготовка к коллоквиуму.



Чтение специальной литературы

11
12
12
13

13

14




2
1
1
1

1

2



0-12
0-1
0-2
0-3

0-3


0-4




Динамика популяций

1. Подготовка к семинару.

2. Подготовка к собеседованию.

3. Подготовка к тестированию.

4. Подготовка к защите реферата.

5. Подготовка к контрольной работе.


Чтение специальной литературы

15
16
16
17

18


2
1
1
2

2


0-12
0-1
0-2
0-3

03





Всего







8

16

0-51




Итого







18

36

0-100


10.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

УФ-12 – Вопросы к зачету

1.Характеристика популяции как биологической системы. Место популяции в иерархии биологических систем.

2. Генетическая и экологическая трактовка понятия «популяция». Специфика понятия «популяции» для растений.

3. Популяционная структура вида. Подвиды, географические, экологические, элементарные популяции.

4. Типы пространственного распределения. Пространственно-этологическая структура популяций животных.

5. Биологическая роль участков обитания у осёдлых животных. Факторы, определяющие формирование участка обитания.

6. Пространственная структура монадных животных. Биологические преимущества группового образа жизни.

7. Механизмы функциональной интеграции особей в популяциях.

8. Экологическая (половозрастная) структура популяций.

9. Генетическая структура популяций.

10. Понятие популяционного гомеостаза.

11. Механизмы поддержания пространственной структуры популяций.

12. Механизмы поддержания генетической структуры популяций.

13. Механизмы регуляции численности и плотности популяций.

14. Репродуктивный потенциал и рост популяции. Соотношение плодовитости и смертности. Кривые выживания

15. Типы динамики численности и экологические стратегии.

16. Факторы динамики численности: факторы, не зависящие от плотности населения.

17. Факторы динамики численности: факторы, зависящие от плотности населения.

18. Роль структуры в популяционных циклах. Генетическая детерминация циклов.

20. Динамика ценопопуляций.



10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):


 

Циклы, дисциплины (модули) учебного плана ОП

Б3

 

10 семестр

Индекс компетенции

 

Популяционная экология

Общекультурные, общепрофессиональные компетенции

Код компетенции




ОК-4

+

ОПК-1

+

ОПК-4

+

ПК-1

+

Виды аттестации

ФОС

 




УФ-1

+

УФ-2

+

ПФ-3

+

ПФ-6

+

ПФ-10

+

Промежуточная (по дисциплине)

УФ-12

+


10.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:

Таблица 6.

Код компетенции

Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП

Виды занятий (лекции, семинар

ские, практические, лабораторные)

Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)

пороговый

(удовл.)

61-75 баллов

базовый (хор.)

76-90 баллов

повышенный

(отл.)

91-100 баллов

ОК-4

Знает:

современную естественнонаучную картину мира


Умеет:

использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности


Владеет:

основными научными теориями и концепциями современного естествознания



Знает:

современную естественнонаучную картину мира;

методы математической обработки информации
Умеет:

использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации


Владеет:

основными научными теориями и концепциями современного естествознания; методами математической обработки информации



Знает:

современную естественнонаучную картину мира;

методы математической обработки информации и

экспериментального исследования

Умеет:

использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования


Владеет:

основными научными теориями и концепциями современного естествознания; методами математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования



лекции, семинарские занятия

УФ-1

УФ-2

ПФ-3

ПФ-6

ПФ-10

ОПК-1

Знает:

социальную значимость профессии учителя естественнонаучных дисциплин; научные основы экологии и биоэтики

Умеет:

использовать базовые знания об экологии х в профессиональной деятельности


Владеет:

этически грамотными приемами ведения профессиональной деятельности





Знает:

социальную значимость профессии учителя естественнонаучных дисциплин; теоретические основы и практические достижения, основы биоэтики

Умеет:

использовать базовые знания об экологии в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях



Владеет:

этически и экологически грамотными приемами ведения профессиональной деятельности




Знает:

социальную значимость профессии учителя естественнонаучных дисциплин; теоретические основы и практические достижения экологии; основы биоэтики; основы профессиональной культуры учителя

Умеет:

использовать базовые знания об экологии в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях;



прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности

Владеет:


этически и экологически грамотными приемами ведения профессиональной деятельности; готовностью нести ответственность за свои решения; мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

лекции, семинарские занятия

УФ-1

УФ-2

ПФ-3

ПФ-6

ПФ-10

ОПК-4

Знает:

научные основы учебной деятельности по экологии


Умеет:

планировать профессионально ответственную деятельность в области экологии.

Владеет: нормами профессионально ответственного поведения


Знает:

научные и методические основы учебной деятельности по экологии


Умеет:

планировать и осуществлять профессионально ответственную деятельность в области экологии.

Владеет:

нормами профессионально ответственного поведения, обладает мотивацией к принятию ответственных решений.



Знает:

научные и методические основы учебной и внеучебной деятельности по экологии.

Умеет:

планировать, осуществлять и корректировать профессиональноответственную деятельность в области экологии.



Владеет:

умениями целеполагания, планирования, самоконтроля, коррекции своей деятельности, соответствующей нормам профессионально ответственного поведения.



лекции, семинарские занятия

УФ-1

УФ-2

ПФ-3

ПФ-6

ПФ-10

ПК-1

Знает:

требования образовательных стандартов к базовому курсу биологии для средней общеобразовательной школы


Умеет: осуществлять тематическое планирование раздела «Экология» в базовом курсе биологии для средней общеобразовательной школы

Владеет:

навыками планирования

учебной программы раздела «Экология» в базовом курсе биологии для средней общеобразовательной школы


Знает:

требования образовательных стандартов и методические особенности базового курса биологии для средней общеобразовательной школы


Умеет: осуществлять тематическое планирование и реализовывать программу раздела «Экология» в базовом курсе биологии для средней общеобразовательной школы

Владеет:


навыками планирования и реализации

учебной программы раздела «Экология» в базовом курсе биологии для средней общеобразовательной школы



Знает:

требования образовательных стандартов методические особенности базового курса биологии и элективных курсов по разным аспектам функционирования и развития популяций.

Умеет:

осуществлять тематическое планирование и реализовывать программу раздела «Экология» в базовом курсе биологии для средней общеобразовательной школы; программы элективных курсов по разным аспектам функционирования и развития популяций. Владеет:



навыками планирования и реализации

учебной программы раздела «Экология» в базовом курсе биологии и элективных курсов по разным аспектам функционирования и развития популяций для средней общеобразовательной школы



лекции, семинарские занятия

УФ-1

УФ-2

ПФ-3

ПФ-6

ПФ-10

10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
УФ-1 Типовые вопросы собеседования


Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница