Рабочая программа по дисциплине: Неврология, нейрохирургия для специальности



Скачать 488.23 Kb.
Дата08.09.2017
Размер488.23 Kb.
ТипРабочая программа

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения

Российской Федерации

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Проректор

по образовательной деятельности,

председатель ЦКМС,

профессор Л.М. Мухарямова

____________________________

«______»_____________ 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: Неврология, нейрохирургия


для специальности МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО, 060104.65
Факультет МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ
Кафедра НЕВРОЛОГИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

Курс 6

Семестр 11 Экзамен 11 семестр
Аудиторная работа 105 часов:

Лекции 36 часов

Практические

занятия 69 часов


Самостоятельная работа 52 часа




Всего 157 часов



2013 год

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040300 «Медико-профилактическое дело» (Москва, 2000), в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине - “Программа по нервным болезням и нейрохирургии для студентов высших медицинских учебных заведений” (Москва, ВУНМЦ, 2000), утвержденной Руководителем Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России Володиным Н.Н.

Разработчик программы:

Заведующий кафедрой

неврологии и реабилитации ________________________ (Богданов Э.И.)
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры неврологии и реабилитации «28» июня 2013 года.

Заведующий кафедрой ________________________ (Богданов Э.И.)




Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии терапевтических дисциплин « » ______ 2013 года.
Председатель

предметно-методической комиссии

терапевтических дисциплин _________________________(Ослопов В.Н.)


  1. «ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

1.1 Цель преподавания дисциплины. Предмет изучения относится к профессиональным клиническим дисциплинам (ОПФ.10). Болезни нервной системы, вследствие их широкой распространенности и социальной значимости, занимают одно из ведущих мест в клинической медицине. Преподавание неврологии имеет важное значение в подготовке современного врача. Важными целями и задачами преподавания неврологии является обучение профессиональному алгоритму сбора и анализа информации о состоянии здоровья пациента, решению практических задач диагностики, лечения больных и профилактики заболеваний, а также навыкам профессионального врачебного поведения и методики ведения медицинской документации. Особенностями преподавания неврологии на медико-профилактическом факультете является более глубокое изучение профессиональных заболеваний нервной системы, влияния на нервную систему неблагоприятных производственных, экологических факторов и интоксикаций.



1.2 Задачи изучения дисциплины: а) научить студентов умению исследования нервной системы, симптомов ее поражения, диагностики симптомов и синдромов и постановке топического диагноза; б) дать студентам современные знания об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, лечении и профилактике основных заболеваний нервной системы; в) сформировать у студента клиническое неврологическое мышление, способность самостоятельно поставить диагноз наиболее часто встречающихся неврологических заболеваний, провести лечение неотложных неврологических состояний и профилактику заболеваний нервной системы.

    1. Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении обучения.

  1. Студент должен знать:

Методы клинического и параклинического исследования неврологических больных:

  • физикального обследования нервной системы;

  • люмбальной пункции и исследования цереброспинальной жидкости (показания и противопоказания, методику);

  • краниографии и спондилографии;

  • электроэнцефалографии и методике исследования вызванных потенциалов;

  • магнитной стимуляции с определением моторных потенциалов;

  • рентгеновской компьютерной томографии (КТ) головного и спинного мозга, магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного и спинного мозга, однофотонной эмиссионной компьютерной томографии;

  • ультразвуковой допплерографии, ультразвукового дуплексного и триплексного сканирования сонных и позвоночных артерий, транскраниальной допплерографии, ангиографии сосудов мозга;

  • эхо-энцефалоскопии.

  1. Студент должен уметь:

Выявить и оценить жалобы, изучить анамнез заболевания и жизни у неврологического больного.

Провести исследование неврологического статуса:

Определить уровень сознания. Исследовать:


  • Менингеальные симптомы;

  • Высшие мозговые функции: речь, чтение, письмо, счет, гнозис, праксис, память и интеллект;

  • Функции черепных нервов;

  • Двигательную сферу: определить объем, силу и темп произвольных движений, исследовать тонус мышц, рефлексы; выявить мышечную атрофию,выявить симптомы паркинсонизма и гиперкинезов. Оценить мозжечковую координаторную и другие функцию: пробу Ромберга, динамические координаторные пробы (пальце-носовая, пяточно-коленная, дисдиадохокинез, пробы на дисметрию), исследовать походку, тандемную пробу, наличие нистагма, речевых нарушений.

  • Чувствительность: болевую, температурную, тактильную, глубокие виды чувствительности: мыщечно-суставную и вибрационную; сложные виды. Симптомы натяжения нервных стволов и корешков, рефлекторные мышечные синдромы;

  • Вегетативные функции, выявить нарушения терморегуляции, потоотделения, вазомоторные и трофические расстройства, ортостатическую гипотензию, синдром Рейно, нарушения функции тазовых органов;

  • Больного в коматозном состоянии, оценить зрачковые реакции, выявить очаговые неврологические симптомы, провести окулоцефалические пробы.

Оценить и трактовать результаты клинических и параклинических методов исследования.

На основании исследования неврологического статуса:



  • Выявить неврологические симптомы и синдромы;

  • Установить топический диагноз;

  • Поставить предварительный клинический диагноз.

На основании клинического обследования (с учетом результатов дополнительных методов обследования) поставить предположительный заключительный клинический диагноз при основных заболеваниях нервной системы с отражением этиологии, топики, течения, характера и степени нарушения функций.

Провести экстренную диагностику и назначить лечение при неотложных неврологических заболеваниях:



  • Ишемическом инсульте;

  • Кровоизлиянии в мозг;

  • Субарахноидальном кровоизлиянии;

  • Острой черепной и спинальной травме;

  • Эпилептическом статусе;

  • Миастеническом и холинергическом кризе;

  • Менингите;

  • Энцефалите.

Организовать уход за неврологическим больным.

Осуществить профилактику основных неврологических заболеваний.



    1. Перечень дисциплин и разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: нормальная анатомия центральной и периферической нервной системы, сосудистой системы и мышц, нормальная физиология, свойства нервно-мышечного синапса, механизмы эксайтотоксичности, функции ионных каналов нейронов, патологическая анатомия и физиология, гистология, фармакология, ангио- и нейропротективные препараты, топографическая анатомия, внутренние болезни, хирургия, общая гигиена, гигиена труда, профессиональные болезни, социальная медицина и организация здравоохранения.




  1. «СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»




    1. Лекционный курс.



Тема

Краткое содержание

Часы

1.

Предмет и история клинической неврологии. Принцип строения нервной системы. Построение топического диагноза в неврологии. Методы исследования нервной системы.

Российские и Казанская неврологические школы. Строение и физиология нервной системы. Методология диагноза

2

2.

Произвольные движения и их расстройства. Симптомы поражения корково-мышечного пути на разных уровнях. Центральный и периферический парез.

Организация произвольных движений. Топическая диагностика поражения центрального и периферического мотонейронов в различных отделах нервной системы.

2

3.

Экстрапирамидная система и симптомы ее поражения. Двигательные расстройства (паркинсонизм, мышечная дистония, хорея, тики).

Роль в организации движений. Акинетико-ригидный и гиперкинетичес-кий синдромы патогенетические и клинические аспекты.

2

4.

Координация движений и ее расстройства.

Роль мозжечка и вестибуллярной системы в организации движений. Координаторные расстройства: клиника, топическая диагностика

2

5.

Чувствительность и ее расстройства. Типы и виды нарушения чувствительности. Центральные и периферические механизмы боли.

Классификация чувствительных расстройств в неврологии, симптомы, топическая диагностика. Патогенез боли.

2

6.

Вегетативная нервная система и вегетативные нарушения. Неврогенные нарушения тазовых органов.

Строение и функции. Симптомы поражения центрального и периферического отделов. Нейрогенный мочевой пузырь.

2

7.

Оболочки мозга, цереброспинальная жидкость, желудочки мозга. Менингеальный и гипертензионный синдромы. Гидроцефалия.

Строение и функции оболочек. Циркуляция ЦСЖ: норма и патология. Клинические проявления и диагностика менингеального и гипертезионного синдромов.

2

8.

Высшие корковые функции и их расстройства: афазия, апраксия, агнозия, амнезия, деменция.

Определение и системная организация высших корковых функций. Понятие о функциональных блоках. Нарушения гнозиса, праксиса, речи, чтения, письма.

2

9.

Синдромы поражения отдельных долей головного мозга и полушарий

Локализация функций в долях головного мозга (лобной, височной, теменной, затылочной)

2

10.

Острые нарушения мозгового кровообращения.

Классификация, этиология, патогенез ОНМК. Клиническая картина различных видов ОНМК, дифференциальная диагностика, лечение.

2

11.

Дисциркуляторная энцефалопатия. Сосудистая деменция

Хронические формы сосудистой патологии мозга: этиопатогенез, клиника, диагностика, лечение. Сосудистая деменция: этиология, патоморфология, клиника, диагностика.

2

12.

Заболевания периферической нервной системы.

Классификация заболеваний периферической нервной системы. Полиневропатии: этиология, клиника, диагностика, лечение. Мононевропатии основных нервов конечностей, лицевого и тройничного нервов: патогенез, клиника.

2

13.

Вертеброгенные неврологические нарушения и другие скелетно-мышечные расстройства.

Нервно-мышечные заболевания.



Биомеханика позвоночника, функция межпозвонковых дисков. Остеохондроз позвоночника: синдромы поражения, диагностика, лечение. Миофасциальный синдром. Фибромиалгия.

Мышечные дистофии и невральные амиотрофии: основные формы, клиника, диагностика. Миастения: этиопатогенез, клиника, диагностика. Миотонический синдром.



2

14.

Инфекционные заболевания нервной системы.

Рассеянный склероз. Острый рассеянный энцефаломиелит.



Классификация менингитов и энцефалитов. Гнойные и серозные менингиты% этиология, клиника, диагностика, лечение. Первичные и вторичные энцефалиты: этиология, клиника, лечение.

Этиопатогенез клиника, клиническая и параклиническая диагностика, лечение. Дифференциальная диагностика.



2

15.

Эпилепсия и эпилептический статус.

Головные боли. Обмороки.

Неврозы. Вегетативная дистония.


Классификация эпилепсии и эпилептических припадков, патогенез, клиника.

Первичные и вторичные головные боли. Мигрень, головная боль напряжения. Обмороки: этиопатогенез, клиника, дифференциальная диагностика.

Этиология, классификация, клиника, лечение неврозов. Вегетативная дистония, Вегетативные кризы: этиопатогенез, клиника, диагностика, лечение.


2

16.

Опухоли нервной системы. Черепная и спинальная травмы

Классификация, клиника опухолей головного и спинного мозга. Классификация черепно-мозговых травм, клиническая картина, диагностика, показания к оперативному лечению. Посткоммоционный синдром

2

17.

Дегенеративные заболевания нервной системы (боковой амиотрофический склероз, сирингомиелия, болезнь Паркинсона).

Болезнь Альцгеймера. Неврологические расстройства в пожилом возрасте.



Сирингомиелия: патогенез, клиника, диагностика. Боковой амиотрофический склероз: клинические формы, диагностика. Болезнь Паркинсона: моторные и немоторные симптомы.

Болезнь Альцгеймера: этиопатогенез, клиника, диагностика. Головокружения и падения у пожилых.



2

18.

Профессиональные заболевания нервной системы. Метаболические расстройства и интоксикации нервной системы.

Патогенез и клиника основных профессиональных заболеваний нервной системы, метаболических поражений и интоксикаций.

2




    1. Тематический план практических занятий.



Тема

Часы

1.

Пропедевтика нервных болезней

Клиническая анатомия и физиология. Высшие корковые функции; синдромы поражения. Синдромы поражения отдельных долей головного мозга. Вегетативные нарушения. Оболочки мозга, цереброспинальная жидкость; синдромы поражения.



5




Изучаются основные принципы строения и функции головного мозга, его оболочек, циркуляции ликвора. Локализация функций в коре головного мозга, синдромы поражения долей. Высшие психические функции: симптомы патологических проявлений, топическая диагностика.




2.

Чувствительность и ее расстройства. Синдромы поражения.

5




Виды чувствительности. Анатомия и физиология проводников поверхностной и глубокой чувствительности. Виды чувствительных расствойств. Топическая диагностика и типы чувствительных расстройств при поражении центральной и периферической нервной системы на различных участках.




3.

Произвольные движения. Пирамидные, экстрапирамидные и мозжечковые нарушения.

5




Изучение организации произвольных движений. Строение и функционирование центрального и периферического мотонейронов. Рефлексы: понятие о рефлекторной дуге, уровни замыкания рефлексов, виды физиологических и патологических рефлексов. Мышечный тонус, его виды, методы исследования. Центральный и периферический паралич: характеристика, методы исследования, виды, топическая диагностика при патологии различных отделов нервной системы. Строение и функция экстрапирамидной системы. Основные синдромы поражения, методы исследования. Мозжечок: строение и функция, симптомы поражения, топическая диагностика. Виды атаксий, дифференциальная диагностика.




4.

Поражения ствола мозга и черепных нервов I – VI.

6




Анатомия и физиология черепных нервов IVI, симптомы поражения. Клинические и параклинические методы исследования.




5.

Поражения ствола мозга и черепных нервов VII – XII.

6




Анатомия и физиология черепных нервов VIIXII , симптомы поражения. Клинические и параклинические методы исследования. Альтернирующие синдромы.







Проверка по первому модулю «Пропедевтика нервных болезней» (практические навыки – 50 б. и тест по общей неврологии – 50 б.)




6.

Частная неврология и нейрохирургия

Сосудистые поражения головного мозга. Острые и хронические формы нарушения мозгового кровообращения.



6




Классификация сосудистых заболеваний головного мозга. Преходящие нарушения мозгового кровообращения: этиопатогенез, виды, клиническая картина, лечение. Ишемический инсульт:этиопатогенез, клиника, диагностика, терапия. Геморрагический инсульт: виды, этиопатогенез, клиника, диагностика, терапия. Параклинические методы диагностики: люмбальная пункция, КТ, МРТ, доплерография, ангиография. Основные методы реабилитации.




7.

Заболевания периферической нервной системы. Вертеброгенные неврологические нарушения.

6




Биомеханика и функция позвоночника. Остеохондроз позвоночника:этиопатогенез, рефлекторные и компрессионные синдромы шейного и поясничного уровней, их клиника, диагностика, лнчение.Классификация заболеваний периферической нервной системы. Полинейропатии:этиология, клиника, диагностика, терапия. Поражение основных нервных сволов конечностей: жэтиология, клиника, лечение. Невропатия лицевого нерва: этиология, клиника, лечение. Невралгия тройничного нерва:этиология, клиника, лечение.







Проверка по второму модулю «Частная неврология 1: сосудистые и вертеброгенные заболевания» – тест 100 б.




8.

Нервно-мышечные заболевания. Экстрапирамидные заболевания. Болезнь Паркинсона. Гиперкинетические синдромы.

6




Прогрессирующие мышечные дистрофии: формы, этиология, клиника, диагностика. Невральные амиотрофии: формы, патогенез, клиника, диагностика. Миотонический синдром и миотонии: клиника, диагностика. Миастения: патогенез, клиника, диагностика, лечение. ЭМГ, ее значение в диагностике нервно-мышечных заболеваний.




9.

Дегенеративные заболевания нервной системы. Сирингомиелия. Рассеянный склероз. Рассеянный энцефаломиелит. БАС. Инфекционные заболевания нервной системы.

6




Сирингомиелия: патогенез, клиника, диагностика, лечение. Рассеянный склероз: этиопатогенез, клиника, диагностика, лечение. Рассеянный энцефаломиелит: этиопатогенез, клиника, лечение. БАС: клиника, диагностика. Классификация менингитов и энцефалитов. Гнойные и серозные менингиты: этиология, клиника, лечение. Энцефалиты: Экономо, клещевой: эпидемиология, этиопатогенез, клинические формы, лечение, профилактика. Полирадикулоневрит Гийена-Барре: этиология, клиника, лечение.




10.

Опухоли нервной системы. Черепная и спинальная травмы.

6




Классификация опухолей головного и спинного мозга. Общемозговые и локальные симптомы опухолей. Клиника основных видов опухолей различной локализации: мозговые и внемозговые. Методы диагностики. Показания и виды оперативных вмешательств. Классификация закрытой ЧМТ. Клиника, диагностика различных видов травм, лечебная тактика. Травма спинного мозга: патогенез, клиника, диагностика, ведение больных.




11.

Эпилепсия. Обмороки. Вегетативная дистония.

6




Классификация эпилепсии и эпилептических припадков. Этиопатогенез, клиника, диагностика, лечение. Эпилептический статус: клиника, лечение. Основные виды обмороков, клиника, диагностика, лечение. ЭЭГ. Вегетативная дистония: сегментарные и надсегментарные нарушения. Этиология, клиника перманентных и пароксизмальных состояний, лечение.




12.

Профессиональные заболевания нервной системы. Метаболические расстройства и интоксикации нервной системы.

Поражение нервной системы при отравлении солями тяжелых металлов, окисью углерода, ФОС, алкоголем: клиника, диагностика. Вибрационная болезнь: патогенез, клиника. Поражение нервной системы СВЧ, переохлаждением.

Проверка по третьему модулю «Частная неврология 2» (остальные рассматриваемые формы заболеваний – тест 50 баллов и защита истории болезни – 50 б.)

6




    1. Тематический план самостоятельной работы (52 часа).
Тема
Краткое содержание
Объем в час.
Формы контроля
Учебно-методическое обеспечение
1
Высшие психические функции и их патология
Патология отдельных долей головного мозга. Симптомы поражения первичных, вторичных и третичных зон
4
1) оформление письменного отчета (выполнение заданий, изложенных в учебно-методическом пособии по пропедевтике внутренних болезней для самостоятельной работы студентов – контрольных вопросов и заданий, тестовых заданий),
2) устный ответ на экзамене

1). Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учебное пособие. – М.: МИА, 2009. – 199с.2) Неврология. Национальное руководство. – М.: ГЭОТАР, 2009. – 1033с.3) Синдромы нарушений высших психических функций в неврологической практике. А.В. Густов, Т.В.Мельникова. Е.В.Гузанова.Н.Новгород, 2005. 150 С.

2.

Пропедевтика нервных болезней
10
1) оформление письменного отчета (выполнение заданий, изложенных в учебно-методическом пособии по пропедевтике нервных болезней для самостоятельной работы студентов – контрольных вопросов и заданий, тестовых заданий),2) зачет по практическим навыкам

3) устный ответ на экзамене

1. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Пропедевтика нервных болезней: ситуационные задачи и тесты: учебное пособие. – М.: МИА, 2009. – 172с.2. Скоромец А.А., Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. – С-Пб., 1996

3

Сосудистая деменция.
Сосудистая деменция: патогенез, клиника, диагностика (нейропсихологическое исследование, нейровизуализационные методы исследования), профилактика; дифференциальный диагноз с болезнью Альцгеймера.
3

1)Самостоятельное проведение тестов, заключение по

ним, оформление исследования

2) ответ по исследованию


  1. Сосудистая деменция

И. В. Дамулин http://www.memorylab.ru/for_specialists/sosudistaja_demencia/ 2) http://www.n-bolezni.ru/nar_krov/sos_dem.html 2) Головные и лицевые боли. Острые нарушения кровообращения спинного мозга. Сосудистая деменция. Неврозы: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медико-профилактического факультета / Богданов Э.И., Менделевич Е.Г., Заббарова А.Т. Казань: КГМУ, 2006.- 30 с. 4) Глава «Органические психические расстройства» в учебнике Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г, Менделевич Е.Г. «Психиатриатрия и наркология».
4

Острые нарушения кровообращения спинного мозга.
Кровоснабжение спинного мозга. Нарушения спинального кровообращения
3
1) оформление письменного отчета (выполнение заданий, изложенных в учебно-методическом пособии по нервным болезням для самостоятельной работы студентов – контрольных вопросов и заданий, тестовых заданий)

1) Острые нарушения кровообращения спинного мозга. Сосудистая деменция. Неврозы: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медико-профилактического факультета / Богданов Э.И., Менделевич Е.Г., Заббарова А.Т. Казань: КГМУ, 2006.- 30 с. 2) Неврология. Национальное руководство. – М.: ГЭОТАР, 2009. – 1033с.
5

Головные и лицевые боли.

Классификация головных болей. Патогенез головной боли. Обследование пациентов с головной болью. Мигрень: классификация,патогенез, клинические формы, течение, диагноз. Лечение, профилактика

Головная боль напряжения: патогенез, диагностика, лечение.


4

  1. Проведение само-и-взаимодиагностики головной боли. 2) Оформление заключение, обоснование заключения




1) Головные и лицевые боли. Острые нарушения кровообращения спинного мозга. Сосудистая деменция. Неврозы: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медико-профилактического факультета / Богданов Э.И., Менделевич Е.Г., Заббарова А.Т. Казань: КГМУ, 2006.- 30 с.
7

Неврозы

Неврозы: этиология, патогенез, классификация,клиника, диагностика, лечение.
3

1) Выполнение тестовых заданий в письменном виде

1)Неврозы: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медико-профилактического факультета / Богданов Э.И., Менделевич Е.Г., Заббарова А.Т. Казань: КГМУ, 2006.- 30 с. 2) Неврозология и психосоматическая медицина. /В.Д.Менделевич, С.Л.Соловьева. – М.,2002 – 682С.
8

Болезнь Альцгеймера.

Этиопатогенез, клиника, диагностика, терапия.
3

1) Просмотр видеофильма с демонстрацией больного с болезнью Альцгеймера 2) Ответы на контрольные вопросы по итогам видеофильма

1) Мхитарян Е.А. Распространенность и причины возникновения болезни Альцгеймера

http://www.humanhealth.ru/main/99-magasin4 2) Гаврилова С.И. Болезнь Альцгеймера: современное представления о диагностике и терапии

http://www.rmj.ru/articles_2880.htm3) Глава «Органические психические расстройства» в учебнике Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г, Менделевич Е.Г. «Психиатриатрия и наркология».
9

Нарушения равновесия и падения у пожилых.


Основные причины, проявления, профилактика.
4

1. Анализ нарушений походки (видеофильм) 2) Устный ответ на экзамене

1 )Падения в пожилом и старческом возрасте Дамуллин И.В. http://old.consilium-medicum.com/media/consilium/03_12/716.shtml 2) Нарушение инициации ходьбы при прогрессирующем надъядерном параличе Дамуллин И.В., Антоненко Л.М. http://www.lvrach.ru/2003/06/4530443/
10

Типы обморочных состояний и особенности их дифференцирования .
Клинические проявления и параклиническая диагностика при вазовагальных, ортостатических, никтурических, кардиальных обмороках
3

  1. Решение ситуационных задач, приведенных в пособии для самостоятельной работы студентов

  1. Обмороки. Головокружение / Менделевич Е.Г. Казань: КГМУ, 2009. – 20с.
11
Диагностика и проявления эпилепсий
Вопросы классификации эпилепсий и типов приступов, клинико-ЭЭГ диагностические аспекты
3

1)Решение ситуационных задач, приведенных в пособии для самостоятельной работы студентов 2) Устный ответ на занятиях и на экзамене

1. Менделевич Е.Г. Эпилепсия:классификационные и диагностические аспекты. Учебно-методическое пособие по дисциплине «неврология и нейрохирургия» для студентов медико-профилактического факультета. Казань, 2010 – 24 С.
12
Сирингомиелия и мальформация Киари
Современные взгляды на патогенез, классификацию сирингомиелии и мальформации Киари. Клинические проявления. Нейрохирургическое лечение
2

1)Решение ситуационных задач, приведенных в пособии для самостоятельной работы студентов 2) Устный ответ на занятиях и на экзамене

1)Менделевич Е.Г., Михайлов М.К., Богданов Э.И. Сирингомиелия и мальформация Арнольда-Киари (клинико-нейровизуализационные аспекты). Казань, Медицина, 2002.-236с.2) Мальформация Киари. Менделевич Е.Г., Сурженко И.Л. – 2011.
13
Поясничная боль: современное состояние проблемы
Виды поясничной боли. Вертеброгенные рефлекторные и корешковые боли, мышечные боли.
1

1)Решение ситуационных задач, приведенных в пособии для самостоятельной работы студентов 2) Устный ответ на занятиях и на экзамене

1)Неспецифическая (первичная) поясничная боль. Патогенетические основы лечения и реабилитации: Мет. пособие для слушателей системы послевузовского и дополнительного проф. образования / Р. А. Алтунбаев, Т. Г. Саковец. - Казань: КГМУ, 2010. - 42 с.
14
Эссенциальный тремор
Этиопатогенез, клинические проявления. Дифференциальная диагностика с болезнью Паркинсона
1

  1. Решение ситуационных задач, приведенных в пособии для самостоятельной работы студентов 2) Устный ответ на занятиях и на экзамене

Эссенциальный тремор / Залялова З.А., Богданов Э.И., Латыпова Г.Р. Казань: КГМУ, 2008. – 23с.
15
Тики
Моторные и сенсорные тики. Транзиторные и хронические тики. Болезнь Туррета.
1

  1. Ответы на контрольные вопросы, приведенные в пособии для самостоятельной работы, в письменном виде

Тикозные гшиперкинезы. Клиника. Диагностика. Лечение. Методическое пособие для слушателей системы послевузовского и дополнительного профессионального образования / З.А. Залялова, Э.И. Богданов, С.Э. Мунасипова. – Казань: КГМУ, 2010. –24 с.
16
Головокружение в неврологии
Системное и несистемное головокружение. Основные нозологии и их дифференциальная диагностика. Диагностика вида головокружения
1

1)Ответы на контрольные вопросы, приведенные в пособии для самостоятельной работы, в письменном виде 2) устный ответ на экзамене

Обмороки. Головокружение / Менделевич Е.Г. Казань: КГМУ, 2009. – 20с.
17
Болезни Паркинсона и синдром паркинсонизма.
Первичные и вторичные паркинсонизм. Основные этиологические факторы. Диагностика и дифференциальная диагностики
1

1)Решение ситуационных задач, приведенных в пособии для самостоятельной работы студентов 2) Устный ответ на занятиях и на экзамене

1)Гусев Е.И. и др. Неврология и нейрохирургия: Учебник в двух томах с CD-диском. - М.: ГЭОТАР, 2009 – 612с. 2) Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Частная неврология: учебное пособие. – М.: МИА, 2009. – 186с
18

Написание истории болезни курируемого в отделении пациента
5

  1. Защита основных положений клинической и топической диагностики заболевания у курируемого пациента

Гусев Е.И. и др. Неврология и нейрохирургия: Учебник. - М.: ГЭОТАР, 2007 – 353с. 2) Гусев Е.И. и др. Неврология и нейрохирургия: Учебник. - М.: ГЭОТАР, 2008. – 353с.3) Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учебное пособие. – М.: МИА, 2009. – 199с.

КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  1. тест на усвоение теоретического материала.

  2. работа с пациентом - психометрическая оценка больного с когнитивными нарушениями (заполнение бланка ММТ, MMSE).

  3. работа с пациентом - исследование больного с головной болью (заполнение диагностической карты), обморочными расстройствами

  4. итоговая оценка за самостоятельную работу.

  5. Защита истории болезни


КОНТРОЛЬ ПО КУРСУ НЕРВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ И НЕЙРОХИРУРГИИ

- МОДУЛЬ 1. Пропедевтика нервных болезней (практ. навыки – 50 б.и тест – 50 б.).

- МОДУЛЬ 2. Частная неврология 1 (сосудистые и вертеброген. заболевания) – тест 100 б.

- МОДУЛЬ 3. Частная неврология 2 (остальные рассматриваемые формы) – тест 50 баллов и написание и защита истории болезни – 50 б.



- Итоговое тестирование по дисциплине – 100 б.


  1. «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

    1. Основная литература: 1) Гусев Е.И. и др. Неврология и нейрохирургия: Учебник. - М.: ГЭОТАР, 2007 – 353с. 2) Гусев Е.И. и др. Неврология и нейрохирургия: Учебник. - М.: ГЭОТАР, 2008. – 353с. 3) Гусев Е.И. и др. Неврология и нейрохирургия: Учебник в двух томах с CD-диском. - М.: ГЭОТАР, 2009 – 612с. 4) Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учебное пособие. – М.: МИА, 2009. – 199с. 5) Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Частная неврология: учебное пособие. – М.: МИА, 2009. – 186с. 6) Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Пропедевтика нервных болезней: ситуационные задачи и тесты: учебное пособие. – М.: МИА, 2009. – 172с. 7) Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Частная неврология: ситуационные задачи и тесты: учебное пособие. – М.: МИА, 2009. – 259с.

    2. Дополнительная литература: 1) Ворлоу Ч.П., Деннис М.С., ван Гейн Ж. и другие. Инсульт. Практическое руководство для ведения больных. Пер. с англ. СПб., 1998. 2) Клиническая неврология с основами медико-социальной экспертизы: Рук. для врачей /Под ред. А.Ю.Макарова.-СПб., 1998. 3) Неврология /Под ред. М.Самуэльса. М., 1997. 4) Скоромец А.А., Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. – С-Пб., 1996. 5) Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Бурд Г.С. Неврология и нейрохирургия: Учебник. - М.: Медицина, 2000. 6) Неврология. Национальное руководство. – М.: ГЭОТАР, 2009. – 1033с.

Учебно-методическая литература: 1) Неврологические проявления профессиональных заболеваний: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медико-профилактического факультета / Заббарова А.Т., Богданов Э.И. Казань:КГМУ, 2010 – 74 с. 2) Головные и лицевые боли. Острые нарушения кровообращения спинного мозга. Сосудистая деменция. Неврозы: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медико-профилактического факультета / Богданов Э.И., Менделевич Е.Г., Заббарова А.Т. Казань: КГМУ, 2006.- 30 с. 3) Богданов Э.И. Дисфункция мочевого пузыря при органических заболеваниях нервной системы (патофизиология, клиника, лечение) // Неврологический вестник. – 1995. – Т.XXVII. - № 3 – 4. – С. 28 – 34. 4) Реабилитация больных с основными заболеваниями нервной системы /Э.И.Богданов и др. Казань: КГМУ, 1997.- 99 с. 5) Первичные головные боли /Э.И.Богданов, З.А.Залялова. Казань, КГМУ, 1999.-13с. 6) Паркинсонизм в таблицах, схемах и шкалах /Э.И.Богданов, З.А.Залялова. Казань, КГМУ, 1999.-26с. 7) Неврологические осложнения сахарного диабета. Ч.1. Диабетические нейропатии /Э.И.Богданов и др. Казань: КГМУ, 2000.- 25 с. 8) Принципы диагностики церебральных васкулитов /И.Г.Салихов, Э.И.Богданов, А.Т.Заббарова, А.В.Васильева. Казань, КГМУ, 2001.-27с. 9) Острые метаболические и диабетические энцефалопатии (клиника, диагностика, лечение) /Э.И.Богданов и др. Казань, 2001.- 34 с. 10) Менделевич Е.Г., Михайлов М.К., Богданов Э.И. Сирингомиелия и мальформация Арнольда-Киари (клинико-нейровизуализационные аспекты). Казань, Медицина, 2002.-236с. 11) Глава «Органические психические расстройства» в учебнике Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г, Менделевич Е.Г. «Психиатриатрия и наркология». 12) Обмороки. Головокружение / Менделевич Е.Г. Казань: КГМУ, 2009. – 20с. 13) Эссенциальны й тремор / Залялова З.А., Богданов Э.И., Латыпова Г.Р. Казань: КГМУ, 2008. – 23с. 14) Неспецифическая (первичная) поясничная боль. Патогенетические основы лечения и реабилитации: Методическое пособие для слушателей системы послевузовского и дополнительного профессионального образования / Р. А. Алтунбаев, Т. Г. Саковец. - Казань: КГМУ, 2010. - 42 с. 15) Нейрохирургическое лечение болезни Паркинсона в вопросах и ответах: Метод. пос. для слушателей послевузовского и дополнительного профессионального образования / З.А. Залялова, О.С. Калашникова, Р.Р. Мухаматдинов. – Казань: КГМУ, 2010. – 32с. 16) Немоторные проявления при болезни Паркинсона: Метод. пос. для слушателей послевузовского и дополнительного профессионального образования / З.А. Залялова, Л.А. Яковлева, Э.И. Богданов. – Казань: КГМУ, 2010. – 38 с. 17) Тикозные гшиперкинезы. Клиника. Диагностика. Лечение. Методическое пособие для слушателей системы послевузовского и дополнительного профессионального образования / З.А. Залялова, Э.И. Богданов, С.Э. Мунасипова. – Казань: КГМУ, 2010. –24 с. 18) Синдромы нарушений высших психических функций в неврологической практике. А.В. Густов, Т.В.Мельникова. Е.В.Гузанова .Н.Новгород, 2005. – 150с. 19) Мальформация Киари. Менделевич Е.Г., Сурженко И.Л. – 2011.

    1. Перечень наглядных пособий, используемых в процессе обучения - учебные таблицы, учебные муляжи, неврологические молоточки, камертон, кистевые и становые динамометры, угломеры, наборы тематических магнитно-резонансных и компьютерных томограмм и рентгеновских снимков, негатоскоп.

    2. Программное и техническое обеспечение дисциплины.

      1. Компьютерные программы – КТ-диагностика сосудистых заболеваний головного мозга.

      2. Учебные видеофильмы по теме: инсульт, паркинсонизм, эпилепсия, врожденные нервно-мышечные заболевания, вертеброгенные заболевания нервной системы, вспомогательные технологии в неврологии.

      3. Комплект слайдов по теме: нарушения мозгового кровообращения.


«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ»



Тема лекций

Техническое обеспечение

1.

Предмет и история клинической неврологии. Принцип строения нервной системы. Построение топического диагноза в неврологии. Методы исследования нервной системы.

Учебные таблицы.

2.

Произвольные движения и их расстройства. Симптомы поражения корково-мышечного пути на разных уровнях. Центральный и периферический парез.

Учебные таблицы. Учебный видеофильм.

3.

Экстрапирамидная система и симптомы ее поражения. Двигательные расстройства (паркинсонизм, мышечная дистония, хорея, тики).

Учебные таблицы. Набор слайдов.

4.

Координация движений и ее расстройства.

Учебные таблицы.

5.

Чувствительность и ее расстройства. Типы и виды нарушения чувствительности. Центральные и периферические механизмы боли.

Учебные таблицы.

6.

Вегетативная нервная система и вегетативные нарушения. Неврогенные нарушения тазовых органов.

Учебные таблицы.

7.

Оболочки мозга, цереброспинальная жидкость, желудочки мозга. Менингеальный и гипертензионный синдромы. Гидроцефалия.

Учебные таблицы.

8.

Высшие корковые функции и их расстройства: афазия, апраксия, агнозия, амнезия, деменция. Синдромы поражения отдельных долей головного мозга и полушарий.

Учебные таблицы.

9.

Острые нарушения мозгового кровообращения. Дисциркуляторная энцефалопатия. Сосудистая деменция.

Учебные таблицы. Набор слайдов. МР-томограммы.

10.

Заболевания периферической нервной системы.

Учебные таблицы.

11.

Вертеброгенные неврологические нарушения и другие скелетно-мышечные расстройства.

Учебные таблицы.

12.

Рассеянный склероз. Пароксизмальные расстройства сознания – эпилепсия и обмороки.

Учебные таблицы и видеофильм

13.

Инфекционные заболевания нервной системы.

Учебные таблицы. Учебный видеофильм.

14.

Опухоли нервной системы.

Учебные таблицы.

15.

Черепная и спинальная травмы.

Учебные таблицы. МР-томограммы

16.

Неврозы. Вегетативная дистония. Головные боли.

Учебные таблицы.

17.

Нервно-мышечные заболевания. Дегенеративные заболевания нервной системы (боковой амиотрофический склероз, болезнь Альцгеймера, сирингомиелия). Неврологические расстройства в пожилом возрасте.

Учебные таблицы.

18.

Профессиональные заболевания нервной системы. Метаболические расстройства и интоксикации нервной системы.

Учебные таблицы.






Тема практических занятий

Техническое обеспечение

1.

Клиническая анатомия и физиология. Высшие корковые функции; синдромы поражения. Синдромы поражения отдельных долей головного мозга. Вегетативные нарушения. Оболочки мозга, цереброспинальная жидкость; синдромы поражения.

Учебные таблицы. Неврологические молоточки, тонометр, фонендоскоп, бланки тестов оценки когнитивных функций, бланки оценочных шкал вегетативной нервной системы. Пункционная игла с мандреном.

2.

Чувствительность и ее расстройства. Синдромы поражения.

Учебные таблицы. Неврологические молоточки, камертон. Наборы бланков результатов исследования вызванных потенциалов (акустических, зрительных, сенсо-моторных).

3.

Произвольные движения. Пирамидные, экстрапирамидные и мозжечковые нарушения.

Учебные таблицы. Неврологические молоточки, динамометр, измерительная лента. Негатоскоп. Тематические МР-томограммы.

4.

Поражения ствола мозга и черепных нервов I – VI.

Учебные таблицы. Неврологические молоточки, периметр, фонарик, наборы жидкостей для определения вкусовой чувствительности и обоняния.

5.

Поражения ствола мозга и черепных нервов VII – XII.

Учебные таблицы. Неврологические молоточки, шпатель. Видеофильм – неврологический осмотр.

6.

Сосудистые поражения головного мозга. Острые и хронические формы нарушения мозгового кровообращения.

Учебные таблицы. Неврологические молоточки. Видеофильм – реабилитация больных церебральным инсультом. Набор тематических МР-томограмм. Бланки допплеровского исследования сосудов головного мозга. Компьютерная программа – КТ- диагностика сосудистых поражений головного мозга.

7.

Заболевания периферической нервной системы. Вертеброгенные неврологические нарушения.

Учебные таблицы. Неврологические молоточки.

Видеофильм – мануальная терапия при вертеброгенных поражениях нервной системы. Зал для подводной тракции с соответствующим оборудованием. Набор тематических МР-томограмм и рентгеновских снимков.



8.

Нервно-мышечные заболевания. Экстрапирамидные заболевания. Болезнь Паркинсона. Гиперкинезы

Учебные таблицы. Неврологические молоточки. Видеофильм – прогрессирующие нервно-мышечные заболевания; паркинсонизм.

9.

Дегенеративные заболевания нервной системы. Сирингомиелия. Рассеянный склероз. Рассеянный энцефаломиелит. БАС. Инфекционные заболевания н. с.

Учебные таблицы. Неврологические молоточки. Негатоскоп. Набор тематических МР-томограмм

10.

Опухоли нервной системы. Черепная и спинальная травмы.

Учебные таблицы. Неврологические молоточки. Негатоскоп. Набор тематических МР-томограмм

11.

Эпилепсия. Обмороки. Вегетативная дистония.

Учебные таблицы. Неврологические молоточки. Набор тематических ЭЭ-грамм

12.

Профессиональные заболевания нервной системы. Метаболические расстройства и интоксикации нервной системы.

Учебные таблицы. Неврологические молоточки

Каталог: files -> nevrol rehab
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека
nevrol rehab -> Контрольные вопросы по неврологии и нейрохирургии для студентов медико-профилактического факультета
nevrol rehab -> Основные немоторные проявления болезни Паркинсона
nevrol rehab -> Рабочая программа по дисциплине: Лечебная физкультура и врачебный контроль для специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница