Рабочая программа по дисциплине «Нормальная физиология» разработана в соответствии с фгос во по специальности 31. 05. 01 Лечебное дело (уровень специалитета), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ



Скачать 193.71 Kb.
страница1/6
Дата22.09.2017
Размер193.71 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Нижегородская государственная медицинская академия» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

профессор __________С.Н. Цыбусов

" 01 " марта 2016 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина: НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
Направление подготовки (специальность): 31.05.01 Лечебное дело
Квалификация (степень) выпускника: врач общей практики
Факультет: лечебный
Форма обучения: очная

2016


Рабочая программа по дисциплине «Нормальная физиология» разработана в соответствии с ФГОС ВО по специальности 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ 9 февраля 2016 г. №95.

Составители рабочей программы:



Место работы

Должность, ученая степень, звание

Инициалы,

фамилия

Нижегородская государственная медицинская академия

Зав. кафедрой нормальной физиологии им. Н.Ю. Беленкова, д.б.н., профессор

И.В. Мухина

Нижегородская государственная медицинская академия

Профессор кафедры нормальной физиологии им. Н.Ю. Беленкова, д.м.н., профессор

Ю.П. Потехина

Нижегородская государственная медицинская академия

Доцент кафедры нормальной физиологии им. Н.Ю. Беленкова, к.м.н., доцент

И.Ф. Волкова

Нижегородская государственная медицинская академия

Доцент кафедры нормальной физиологии им. Н.Ю. Беленкова, к.м.н., доцент

О.А. Горева

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры нормальной физиологии им. Н.Ю. Беленкова (протокол №7, 17 февраля 2016 года).


Заведующий кафедрой, /Мухина И. В./

профессор

«17» февраля 2016 г.

СОГЛАСОВАНО


Председатель цикловой методической комиссии, /Малиновская С.Л./

профессор

«25 » февраля 2016 г.

СОГЛАСОВАНО


Начальник УМУ, /Потемина Т.Е./

профессор

«26» февраля 2016 г.

1. Цель и задачи освоения дисциплины «Нормальная физиология»:
Цель освоения дисциплины:


  • Сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности целостного организма, об основных закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, о механизмах регуляции физиологических функций при воздействии разнообразных факторов внутренней и внешней среды с позиции концепции функциональных систем, о физиологических основах методов исследования, применяемых в функциональной диагностике (формирование ОПК-1, ОПК-9, ПК-5. ПК-15, ПК-21);

  • Сформировать у студентов представление о здоровом образе жизни и его физиологических аспектах (формирование ПК-1, ПК-15);

  • Воспитать навык логического физиологического мышления, способность к анализу функций целостного организма с позиции интегральной физиологии, готовность к развитию творческого потенциала (формирование ОК-1, ОК-5, ПК-21).


Задачи дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать:

  • Физиологические термины;

  • Уровни организации живых систем и общие свойства живого организма;

  • Общие физические и физиологические свойства биологических жидкостей и тканей;

  • Общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека;

  • Физиологические процессы, протекающие в органах и системах человека и их динамику в различные возрастные периоды;

  • Функциональные системы организма, их регуляцию и саморегуляцию при воздействиях факторов внутренней и внешней среды;

  • Понятие здорового образа жизни, физиологические аспекты влияния различных факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

  • Методы функциональной и лабораторной диагностики (электрокардиография - ЭКГ, методы исследования пульса и артериального давления, спирография, методы исследования сенсорных систем, термометрия, гематологические исследования).

  • Правила техники безопасности и работы в лабораториях, с реактивами, приборами и животными, методики экспериментальных работ.

Уметь:

  • Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для получения информации по физиологии;

  • Применять медико-физиологические термины в профессиональной деятельности;

  • Анализировать функциональное состояние различных клеточных, тканевых и органных структур;

  • Интерпретировать результаты методов лабораторной и функциональной диагностики (общего анализа крови, определения группы крови по системе АВО и резус-системе, общего анализа мочи, спирографии, методов исследования сенсорных систем, артериального пульса и давления, термометрии);

  • Пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием; выполнять практические работы под руководством преподавателя;

  • Анализировать результаты практических работ, делать выводы, соответствующие поставленной цели и результатам экспериментов.

Владеть:

  • медико-физиологическим понятийным аппаратом;

  • методами пальпации пульса, измерения артериального давления, определение групп крови по системе АВО и резус фактора.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

2.1. Дисциплина «Нормальная физиология» относится к блоку 1 «Дисциплины (модули)».



2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

  • Латинский язык

Знания основной медицинской, анатомической и физиологической терминологии на латинском языке.

Умения использовать латинские физиологические термины.

Навыки чтения и письма на латинском языке физиологических терминов.

  • Иностранный язык

Знания лексики общего и терминологического характера, основ техники перевода научного текста.

Умения использовать иностранный язык для получения профессионально значимой информации (читать оригинальный текст со словарем с пониманием содержания, а также без словаря с целью ознакомления с содержанием).

Навыки владения иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации по физиологии из зарубежных источников.

  • Философия

Знания методов и приемов философского анализа проблем, форм и методов научного познания.

Умения изложения собственной точки зрения, анализа и логического мышления, аргументации, ведения дискуссии и полемики.

  • История медицины

Знания выдающихся медицинских открытий, вклада выдающихся физиологов в развитие медицинской науки.

Умения анализировать на основе историко-медицинских знаний состояние физиологии и ее узловых проблем на этапах развития и для прогнозирования будущего физиологии и медицины.

  • Психология и педагогика

Знания общих и индивидуальных особенностей психики взрослого человека, детей, подростков.

Умения выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.

Навыки изложения самостоятельной точки зрения, аргументации, ведения дискуссий.

  • Физика, математика

Знания основных законов физики, физических явлений и процессов; характеристик воздействия физических факторов на организм; физических явлений, лежащих в основе процессов, протекающих в организме человека; физических основ функционирования электронно-измерительной медицинской аппаратуры; устройств и назначения медицинской аппаратуры и принципов ее работы.

Умения пользоваться физическим оборудованием.

  • Медицинская информатика

Знания теоретических основ информатики и использования информационных компьютерных систем в медицине.

Умения пользоваться сетью Интернет.

  • Биология

Знания общих закономерностей происхождения и развития жизни; антропогенеза и онтогенеза человека; законов генетики, общих закономерностей наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии.

  • Химия

Знания химических явлений и процессов; основных химических законов и понятий.

Умения пользоваться химическим оборудованием.

  • Биохимия

Знания химико-биологической сущности процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях; строения и биохимических свойств основных классов биологически важных соединений, основных путей их превращения; роли клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ.

  • Анатомия

Знания строения человеческого тела во взаимосвязи с топографией систем и органов.

Умения называть органы и детали их строения.

  • Гистология, эмбриология, цитология

Знания структурной организации клеток, тканей, органов.

Умения пользоваться увеличительной техникой.

2.3. Изучение дисциплины «Нормальная физиология» необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами:



  • Патофизиология, клиническая патофизиология

Знания физиологических терминов; уровней организации живых систем и общих свойств живого организма; общих физических и физиологических свойств биологических жидкостей и тканей; общих физиологических закономерностей, лежащих в основе процессов, протекающих в организме человека; физиологических процессов, протекающих в органах и системах человека и их динамику в различные возрастные периоды; функциональных систем организма, их регуляцию и саморегуляцию при воздействиях факторов внутренней и внешней среды.

Умения применять медико-физиологические термины; анализировать функциональное состояние различных клеточных, тканевых и органных структур; интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики для выявления патологических процессов в органах и системах человека.

Навыки владения медико-физиологическим понятийным аппаратом.

  • Фармакология; Клиническая фармакология

Знания общих закономерностей, лежащих в основе процессов, протекающих в организме: мембранные процессы, транспорт ионов, электрогенез в клетках, тканях и органах;

Навыки владения медико-физиологическим понятийным аппаратом.

  • Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика

Знания физиологических процессов, протекающих в органах и системах человека; физических свойств биологических жидкостей и тканей; функциональных систем организма человека, механизмов регуляции при изменении и воздействии разнообразных факторов внутренней и внешней среды; физиологических аспектов влияния различных факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья; методов функциональной и лабораторной диагностики (ЭКГ, методы исследования внешнего дыхания, артериального давления и пульса, термометрия, гематологические исследования).

Умения применять медико-физиологические термины; анализировать функциональное состояние различных клеточных, тканевых и органных структур; интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики для выявления патологических процессов.

Навыки владения медико-физиологическим понятийным аппаратом, методами пальпации пульса и измерения артериального давления.

  • Педиатрия

Знания физических и физиологических свойств биологических жидкостей и тканей;; физиологических процессов, протекающих в органах и системах человека; функциональных систем организма, механизмов регуляции при изменении и воздействии разнообразных факторов внутренней и внешней среды; понятия здорового образа жизни, физиологических аспектов влияния различных факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья; методов функциональной и лабораторной диагностики (ЭКГ, методы исследования внешнего дыхания, пульса и артериального давления, термометрия, гематологические исследования).

Умения применять медико-физиологические термины; анализировать функциональное состояние различных клеточных, тканевых и органных структур организма ребенка; интерпретировать результаты наиболее распространенных методов функциональной диагностики, применяемых для выявления патологических процессов в органах и системах организма.

Навыки владения медико-физиологическим понятийным аппаратом, методами пальпации пульса, измерения артериального давления, определение групп крови по системе АВО и резус-системе.

  • Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия; Психиатрия, медицинская психология

Знания общих физиологических закономерностей, лежащих в основе процессов жизнедеятельности организма; физиологию нервной системы; физиологию высшей нервной деятельности.

Навыки владения медико-физиологическим понятийным аппаратом.

  • Оториноларингология; Офтальмология

Знания общих физиологических закономерностей, лежащих в основе процессов жизнедеятельности организма; физиологию нервной системы; физиологию сенсорных систем; методов исследования слуховой и зрительной функций.

Умения интерпретировать результаты методов исследования сенсорных систем.

Навыки владения медико-физиологическим понятийным аппаратом.

  • Акушерство и гинекология; Общая хирургия, лучевая диагностика; Анестизиология, реанимация и интенсивная терапия; Травмотология, ортопедия

Знания общих физиологических закономерностей, лежащих в основе процессов жизнедеятельности организма.

Умения интерпретировать результаты общего анализа крови, определения группы крови по системе АВО и резус-системе, общего анализа мочи, исследования артериального пульса и артериального давления, термометрии.

Навыки владения медико-физиологическим понятийным аппаратом, методами пальпации пульса, измерения артериального давления, определение групп крови по системе АВО и резус-системе.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:




Код компе-тенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:


Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1.

ОК-1

Способность к абстракт-ному мышлению, анализу, синтезу.


- Общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека;

- Физиологические процессы, протекающие в органах и системах человека и их динамику в различные возрастные периоды;

- Функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии факторов внутренней и внешней среды;

- Методы функциональной и лабораторной диагностики (ЭКГ, методы исследования пульса и артериального давления, спирография, методы исследования сенсорных систем, термометрия, гематологические исследования);

- Методики экспериментальных работ.


- Анализировать функциональное состояние различных клеточных, тканевых и органных структур, обосновывать свою точку зрения на основе доказательной медицины;

- Интерпретировать результаты методов лабораторной и функциональной диагностики;

- Анализировать результаты практических

работ, делать выводы, соответствующие поставленной цели и результатам экспериментов.




Медико-физиоло-гическим понятий-ным аппаратом.


- Устное собеседование;

- Письменная контрольная работа;

- Тестовые задания;

- Ситуационные задачи

- Письменный отчет о выполнении практических работ;

- Групповая дискуссия;

- Доклад;

- Презентация.

- Статья в научных изданиях.


2.

ОК-5

Готовность к самораз-витию, самореали-зации, самообра-

зованию, использова-нию творческого потенциала.


- Общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека;

- Физиологические процессы, протекающие в органах и системах человека и их динамику в различные возрастные периоды;

- Функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии факторов внутренней и внешней среды;

- Методы функциональной и лабораторной диагностики (ЭКГ, методы исследования пульса и артериального давления, спирография, методы исследования сенсорных систем, термометрия, гематологические исследования);

- Методики экспериментальных работ.


- Пользоваться научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для получения информации по физиологии;

- Анализировать функциональное состояние различных клеточных, тканевых и органных структур;

- Интерпретировать результаты методов лабораторной и функциональной диагностики;

- Выполнять практические работы под руководством преподавателя;

- Анализировать результаты практических работ, делать выводы, соответствующие поставленной цели и результатам экспериментов.


Медико-физиоло-гическим понятий-ным аппара-том.


- Творческие задания (схемы, графики, рисунки, презентации; доклады);

- Письменный отчет о выполнении практических работ;

- Ситуационные задачи;

- Групповая дискуссия;

- Статья в научных изданиях.



3.

ОПК-1

Готовность решать стандартные задачи профессио-нальной деятельнос-ти с исполь-зованием информа-ционных, библиогра-фических ресурсов, медико-биологичес-кой терми-нологии, информационно-комму-никативных технологий и учетом основных требований информаци-онной безо-пасности.

- Физиологические термины

- Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для получения информации по физиологии;

- Применять медико-физиологические термины в профессиональной деятельности.




Медико-физиоло-гическим понятий-ным аппаратом.


-Устное собеседование;

- Тестовые задания;

- Письменная контрольная работа;

- Заполнение схем и таблиц «физиологи-ческие термины»;

- Реферирова-ние учебника и дополни-тельной литературы.


4.


ОПК-9


Способность к оценке морфо-

функцио-нальных, физиологи-ческих состояний и патологи-ческих процессов в организме человека для решения профессио-нальных задач.


- Уровни организации живых систем и общие свойства живого организма;

- Общие физические и физиологические свойства биологических жидкостей и тканей;

- Общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека;

- Физиологические процессы, протекающие в органах и системах человека и их динамику в различные возрастные периоды;

- Функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии факторов внутренней и внешней среды;

- Методы функциональной и лабораторной диагностики (ЭКГ, методы исследования пульса и артериального давления, спирография, методы исследования сенсорных систем, термометрия, гематологические исследования);

- Методики экспериментальных работ.


- Анализировать функциональное состояние различных клеточных, тканевых и органных структур; - Интерпретировать результаты методов лабораторной и функциональной диагностики;

- Выполнять практические работы под руководством преподавателя;

- Анализировать результаты практических работ, делать выводы, соответствующие поставленной цели и результатам экспериментов.


- Медико-физиоло-гическим понятий-ным аппара-том.

- Метода-ми изме-рения артери-ального давления, пульса, определе-ния груп-пы крови по системе АВО и резус фактора.





- Собеседование по вопросам;

- Тестовые задания;

- Письменная контрольная работа;

- Ситуационные задачи;

- Письменный отчет о выполнении практических работ;

- Творческие задания (схемы, графики, рисунки, доклады, презентации);

- Групповая

дискуссия.





5.

ПК-1

Способ-

ность и готовность к осуществ-лению комплекса мероприя-тий, направлен-ных на сохранение и укрепление здоровья и включаю-щих форми-рование здорового образа жизни, предупреж-дение и (или) распростра-нение заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникнове-ния и развития, а также направлен-ных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

- Физиологические процессы, протекающие в органах и системах человека и их динамику в различные возрастные периоды человека;

- Функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии факторов внутренней и внешней среды;

- Понятие здорового образа жизни. Факторы, способствующие и препятствующие сохранению и укреплению здоровья;

- Методики практических работ (спирография, измерение артериального давления, пальпация пульса, термометрия).





- Оценить изменения внешнего дыхания, артериального давления, пульса и температуры тела при физической нагрузке.


- Медико-физиоло-гическим понятий-ным аппара-том;

- Метода-ми изме-рения артери-ального давления и пальпациипульса.




- Устное собеседование;

- Письменная контрольная работа;

- Письменный отчет о выполнении практических работ;

- Ситуационные задачи.




6.

ПК-5


Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лаборатор-ных, инструмен-тальных, патолого-анатомических и иных исследова-ний в целях распознава-ния состояния или установле-ния факта наличия или отсутствия заболева-ния

- Методы функциональной диагностики (ЭКГ, спирография, методы исследования сенсорных систем, методы исследования пульса, артериального давления, термометрия);

- Методы лабораторных исследований (общий анализ крови, определение группы крови по системе АВО и резус-системе).



- Интерпретировать результаты методов функциональной и лабораторной диагностики.

- Медико-физиологическим понятий-ным аппаратом;

- Метода-

ми изме-рения артериаль-ного давления (методы Короткова и Рива-Роччи);

- методом пальпации пульса;

- Мето-дом определе-ния группы крови по системе АВО.


- Устное собеседование;

- Тестовые задания;

- Письменная контрольная работа;

- Письменный отчет о выполнении практических работ;

- Ситуационные задачи.


7.

ПК-15

Готовность к обучению пациентов и их родственни-ков основным гигиеничес-ким мероприяти-ям оздорови-тельного характера, навыкам самоконт-роля основных физиоло-гических показателей, способству-ющих сохранению и укрепле-нию здоровья, профилак-тике заболеваний.

- Артериальное давление (АД), его виды, методы определения (метод Рива-Роччи, метод Короткова);

- Функциональную систему поддержания АД;

- Артериальный пульс, его характеристики. Методы исследования пульса (пальпация, сфигмография);

- Внешнее дыхание, его параметры, методы исследования;

- Функциональную систему поддержания газового гомеостаза организма;

- Температуру тела, ее суточные колебания, термометрию; Теплопродукция и теплоотдача;

- Функциональную система поддержания температурного гомеостаза организма.


- Интерпретировать результаты измерения температуры тела, артериального давления, пальпации пульса, спирографии.


- Метода-ми изме-рения артери-ального давления (метод Коротко-ва, метод Рива-Роччи);

- Мето-дом паль-паци пульса.




-Устное собеседование;

- Тестовые задания;

- Письменная контрольная работа;

- Ситуационные задачи;

- Письменный отчет о выполнении практических работ.


8.

ПК-21

Способ-ность к участию и проведению научных исследова-ний.


- Методы лабораторных исследований;

- Методы исследований функциональных состояний человека;

- Правила работы с эксперименталь-ными животными;

- Методики экспериментальных работ с мелкими животными.



- Пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;

- Выбрать экспериментальные методы и аппаратуру, адекватные поставленным целям и задачам.

- Анализировать полученные данные, делать выводы, соотвест-вующие поставленной цели и результатам.


Медико-физиологическим понятий-ным аппаратом.

- Письменный отчет о выполнении практических работ;

- Доклад;

- Презентация;

- Печатная работа в научных изданиях.



Каталог: resources -> directory -> 1018 -> common
common -> Рабочая программа по дисциплине нормальная физиология (наименование дисциплины) для специальности
common -> Экзаменационные вопросы для педиатрического факультета 2015 г
common -> Экзаменационные вопросы для фармацевтического факультета
common -> Занятие по разделу «Физиология возбудимых тканей». 13 октября Занятие 7
common -> Экзаменационные вопросы для лечебного факультета 2015 г
common -> Экзаменационные вопросы По нормальной физиологии
common -> Самостоятельная работа студентов Факультет: медико-профилактический Тема: Роль различных отделов цнс в регуляции физиологических функций
common -> Дисциплина: Нормальная физиология
common -> Вопросы для подготовки к экзамену Дисциплина: физиология с основами анатомии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница