Рабочая программа по госпитальной терапии профессионального цикла для специальности 060101 лечебное дело



страница1/9
Дата23.04.2016
Размер1.3 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
























Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе, проф.

_______________С. Н. Маммаев

___ _________________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по госпитальной терапии

профессионального цикла_________________________________________

для специальности 060101 лечебное дело____________________________
факультет лечебный

кафедра_госпитальной терапии №3

квалификация выпускника специалист_____________________________

форма обучения очная__________________________________________

курс VI______________________________________________________

семестр Х1-ХII

всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах) 625 ч

лекции 136 часов

практические (семинарские) занятия 277 часов

самостоятельная работа 212 часов

зачет XII семестр

Махачкала 2014 г.



Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки 060101 лечебное дело__________________________________________________________

Рабочая программа, учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры


госпитальной терапии № 3 с курсом клинической иммунологии и аллергологии

от «29_» 08. 2014. Протокол № _1_

Заведующий кафедрой_______________ Э. М. Эседов
Рабочая программа согласована

1 .Директор НМБ ДГМА ______________________ А.В. Бекеева

2. УМО _____________________________________ М.Н. Гаджимурадович

3. Зам. декана по VI курсу _____________________ М.М. Омаров

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета

От «___» ___________ 20__г. Протокол №_________

Председатель СФ__________ Р.М. Рагимов

Составители:

Зав. кафедрой госп. терапии №3, проф. ______________Э.М. Эседов


\у



Зав. учебной частью каф., доцент ______________ Ф.Д. Ахмедова

Доцент__________________________________________В.Р. Мурадова




М.Т. Кудаев

Рецензент:

Зав. кафедрой терапии ФГГК и ППС, д.м.н., проф.


2

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по специальности лечебное дело (2010 г.), с учётом рекомендаций примерной (типовой) учебной программы дисциплины.

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Основная цель преподавания дисциплины на 6 курсе заключается в формировании
и совершенствовании у студентов необходимого объема практических умений для работы
в учреждениях стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи, навыков диагностики и дифференциальной диагностики основных синдромов и заболеваний внутренних органов, выбора индивидуальной лечебной тактики, в том числе при коморбидности, развитии клинического мышления.

1.2. Задачи изучения дисциплины:

Обучение студента с формированием навыков решения профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности (профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной, психолого-педагогической, оганизационно-управленческой, научно-исследовательской):



  • формирование у студентов знаний и умений по проведению полного объема диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с клиническими протоколами ведения больных с различными нозологическими формами внутренних болезней на госпитальном и амбулаторном этапах;

  • развитие у студентов навыков опроса и клинического обследования пациентов с патологией внутренних органов, интерпретации результатов рутинных и специальных лабораторных и инструментальных методов исследования органов и систем, морфологического исследования тканей;

• формирование студентов навыков проведения дифференциального синдромного диагноза, постановки, обоснования и формулировки диагноза, составления плана обследования
пациентов, определения тактики их ведения;

* формирование у студентов умений проводить профилактику, лечение и реабилитацию пациентов с заболеваниями внутренних органов, назначать и непосредственно осуществлять лечение пациентов с основными заболеваниями внутренних органов в госпитальных и амбулаторных условиях;

• формирование навыков оформления истории болезни и амбулаторной карты с изложением в них всех основных разделов, обоснования клинического диагноза, плана обследования и лечения, определения трудоспособности и показаний к госпитализации, ведения дневников и оформления этапных эпикризов при работе с терапевтическими больными, подготовка рефератов по современным научным проблемам;

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО.

Дисциплина относится к профессиональному циклу СЗ ООП ВПО. Дисциплина является завершающей обучение и логически связана практически со всеми предшествующими дисциплинами, из которых можно выделить следующие:



  • в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика, психология, педагогика, история медицины, латинский язык;

  • в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия человека, топографическая анатомия; патологическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; патофизиология; микробиология, вирусология; фармакология; иммунология;

  • в цикле профессиональных дисциплин, в том числе: гигиена, общественное здоровье, здравоохранение, эпидемиология; экономика здравоохранения; проведевтика внутренних болезней; факультетская терапия; дерматовенерология, общая хирургия, хирургические болезни; клиническая фармакология; экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; педиатрия, лучевая терапия и лучевая диагностика, инфекционные болезни, фтизиопульмонология, поликлиническая терапия, профессиональные болезни, офтальмология, акушерство и гинекология, ЛОР-болезни.



Наименование__дисциплин,_знание_которых_используется_при_изу_чении_дисциплины_«Внутренние_болезни»__Разделы,_которые_студенты_должны_знать_для_успешного'>Наименование

дисциплин, знание которых используется при изучении дисциплины «Внутренние болезни»

Разделы, которые студенты должны знать для успешного усвоения дисциплины «Госпитальная терапия»



Анатомия человека

Анатомия и топография органов, морфологические изменения в зависимости от возраста





Гистология, эмбриология, цитология

Биологическая химия

Гистологическое строение тканей организма

Нормативы биохимических показателей физиологических жидкостей





Нормальная физиология

Физиологические константы внутренних органов





Патологическая физиология

Патологическая физиология воспа-




Наименование

дисциплин, знание которых используется при изучении дисциплины «Внутренние болезни»

Разделы, которые студенты должны знать для успешного усвоения дисциплины «Госпитальная терапия»




лительных, аллергических, дистрофических, атрофических и гипертрофических процессов

Патологическая анатомия

Патологическая анатомия воспалительных, дистрофических, атрофических и гипертрофических процессов

Микробиология, вирусология, иммунология

Методы диагностики инфекционных агентов

Пропедевтика внутренних болезней

Методы непосредственного обследования больного

Факультетская терапия

Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика распространенных заболеваний сердечно-сосудистой, респираторной систем, системы крови, печени, почек

Гигиена с основами экологии человека

Влияние окружающей среды на здоровье человека

Хирургические болезни

Острый живот, желудочно-кишечные кровотечения, пневмоторакс

Акушерство и гинекология

Влияние беременности на функцию внутренних органов

Онкология

Клиника и диагностика онкологических заболеваний

Лучевая диагностика и лучевая терапия

Рентгенологическая диагностика заболеваний внутренних органов

Эндо кринология

Эндокринная патология щитовидной, поджелудочной желез, надпочечников, гипофиза

Неврология

Неврологическая симптоматика




Наименование

дисциплин, знание которых используется при изучении дисциплины «Внутренние болезни»

Разделы, которые студенты должны знать для успешного усвоения дисциплины «Госпитальная терапия»




патологии внутренних органов

Офтальмология

Глазное дно при артериальных гипертензиях; конъюнктивит, увеит, иридоциклит при ревматических заболеваниях

Оториноларингология

Воспалительные заболевания уха, горла, носа

Психиатрия и наркология

Нарушения психической сферы при заболеваниях внутренних органов

Инфекционные болезни

Лихорадка при инфекционных заболеваниях, кишечные инфекции, острые гепатиты

Дерматовенерология

Поражение кожи при патологии внутренних органов, заболевания, передающиеся половым путем

Клиническая фармакология

Фармакокинетика и фармакодинамика основных групп лекарственных препаратов, применяемых в терапевтической практике


Фтизиатрия

Туберкулез органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата

З.Общая трудоемкость дисциплины составляет 625 академических часов.

4. Результаты обучения.

Обучение предполагает формирование следующих компетенций ООП: ОК-1,5,8; ПК-1, 3,



5, 9, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 30, 31, 32.

1. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:



  • этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний; современную классификацию заболеваний;

  • клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее рас-



пространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;

  • методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику);

  • основы организации медицинской (амбулаторно-поликлинической и стационарной) помощи различным группам населения, принципы диспансеризации населения, реабилитации больных, основы организации медицинского обеспечения занимающихся физической культурой;

  • критерии диагноза различных заболеваний;

  • особенности организации и объем работы врача амбулаторно-поликлинического звена, современные диагностические возможности поликлинической службы, методы проведения неотложных мероприятий, показания для плановой госпитализации больных;

  • методы лечения и показания к их применению; механизм лечебного действия лечебной физкультуры и физиотерапии, показания и противопоказания к их назначению, особенности их проведения;

  • клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов;

2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса и т.п.); оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи; провести первичное обследование систем и органов: нервной, эндокринной, иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, крови и кроветворных органов, пищеварительной, мочевыделительной, репродуктивной, костно-мышечной и суставов;

  • оценить социальные факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья пациента: культурные, этнические, религиозные, индивидуальные, семейные, социальные факторы риска (безработица, насилие, болезнь и смерть родственников и пр.); поставить предварительный диагноз - синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;



*наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;

*подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация; *сформулировать полный клинический диагноз;

*разработать план терапевтических действий, с учетом протекания болезни и ее лечения;

*сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;

*применять различные способы введения лекарственных препаратов; поставить предварительный диагноз - синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;

*наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;

*использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания; проводить с населением прикрепленного участка мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний, требующих терапевтического или хирургического лечения, осуществлять профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов физической культуры и спорта, закаливания, пропагандировать здоровый образ жизни; заполнять историю болезни, выписать рецепт.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:

* правильным ведением медицинской документации;
* методами общеклинического обследования;

* интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;

* алгоритмом развернутого клинического диагноза;

* алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением





пациента к соответствующему врачу-специалисту;

* основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.



5. Образовательные технологии

Основным методом обучения в терапевтической клинике является работа студента

у постели больного под руководством преподавателя (курация больных), работа в диагностических кабинетах (клиническая лаборатория, кабинет функциональной диагностики, рентгеновский кабинет), в поликлинике. В процессе демонстрации пациентов на занятии проводится подробный разбор результатов дополнительных исследований, обеспечивается приобретение студентами практических умений в проведении непосредственного обследования пациента и оценке диагностических возможностей дополнительных методов исследования. Студенты также участвуют в обходах больных с заведующим кафедрой, профессором и доцентом.

В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:



  1. Лекционно-практические (лекция: проблемная, консультация, дискуссия, практические занятия, тренинги, «круглые столы»).

  2. Сопровождение лекционно-практических занятий показом визуального материала, фильмов.

  3. Личностно - ориентированные методики, игровые, диалоговые, тренинговые, компьютерные, проблемные, программированные, заданные, рефлексивные, для развития клинического мышления, консультирования.

  4. Использование учебно-методического программного комплекса, разработанного кафедрой.

  5. Деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные проблемы деятельности терапевта и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих клинических задач.

  6. Интерактивное участие в Интернет-сессиях и конгрессах, проводимых ведущими специалистами по проблемам внутренней медицины.

  7. Самостоятельная курация больных клинической базы кафедры.

  8. Индивидуальное консультирование преподавателей.

6. Формы промежуточной аттестации

Итоговая государственная междисциплинарная аттестация студентов 6 курса включает в себя три этапа: тестирование, оценку практических навыков и собеседование. Первый этап включает решение типовых тестовых заданий для итоговой государственной


аттестации выпускников медицинских учебных заведений, утвержденных Минздравом РФ. Второй этап заключается в оценке умения выпускника провести полное клиническое обследование пациента по всем органам и системам, поставить предварительный диагноз, определить план дополнительного исследования с интерпретацией его результатов и в итоге принять решение о тактике ведения пациента, лечении и прогнозе. Также оценивается правильность проведения основных врачебных диагностических манипуляций (снятие ЭКГ, определение группы крови и др.) и лечебных мероприятий при неотложных состояниях. Третий этап представляет собой собеседование с членами Государственной аттестационной комиссии с использованием специальных ситуационных задач.

Второй этап итоговой аттестации по терапии, проводимый кафедрой, включает:

  1. Проверку практических навыков;

  2. Самостоятельный осмотр больного, включающий сбор анамнеза, объективное обследование, умение оценить данные дополнительных исследований, провести дифференциальную диагностику, сформулировать диагноз согласно современным классификациям, выбрать тактику лечения;

  3. Интерпретацию лабораторных исследований, ЭКГ, холтер-ЭКГ, велоэргометрии, спирометрии, Эхо-КГ, рентгенограмм.

Промежуточной формой аттестации является проведение зачета по выполненной программе обучения, предполагающего допуск к аттестации по приведенным выше параметрам.

II. Учебная программа дисциплины Содержание дисциплины

1. 1. Содержание дисциплины «госпитальная терапия»

Модуль 1. Болезни органов дыхания

1.1. Дифференциальная диагностика и лечение нарушений бронхиальной проходимости.



  1. Дифференциальная диагностика бронхиальной обструкции с заболеваниями гортани, ангионевротическим отеком, болезнями трахеи, легких, средостения, истерией, карциноидным синдромом, узелковым периартериитом. Диагноз, классификация бронхиальной астмы.

  2. Диагноз, классификация ХОБЛ. Современные стратегии лечения ХОБЛ и бронхиальной астмы. Неотложная терапия при астматическом статусе.

1.2. Дифференциальная диагностика и лечение очаговых заболеваний легких.
1.2.1. Диагностика острых пневмоний. Классификация. Клинические варианты. Лечение
острой пневмонии в зависимости от этиологии. Неотложная терапия пневмоний тяжелого
течения.

1.2. 2. Дифференциальный диагноз при раке легкого, ТЭЛА, эозинофильном инфильтрате. Неотложная терапия при ТЭЛА.



  1. 3. Дифференциальная диагностика острого и хронического легочного сердца.

  2. Дифференциальная диагностика и лечение диффузных (диссеминированных) поражений легких.

1.3.1.Идиопатический фиброзирующий альвеолит (идиопатические интерстициальные пневмонии), синдром Хаммена-Рича, лекарственные и кардиогенные пневмопатии. Поражение легких при диффузных заболеваниях соединительной ткани, системных васкулитах, опухолевые и кардиогенные диссеминации, лекарственные пневмопатии (амиодарон, нитрофураны и т.д.). Туберкулез, саркоидоз. Лечение саркоидоза и аллергических альвеолитов (интерстициальных заболеваний легких).

1.3.2. Дифференциально-диагностические признаки острой и хронической дыхательной


недостаточности, дыхательной недостаточности по рестриктивному и обструктивному типу. Дифференциальная диагностика острого и хронического легочного сердца. ТЭЛА, диагностика, неотложная терапия. Легочная гипертензия, диагностика, лечебная тактика, прогноз. Неотложная терапия спонтанного пневмоторакса, респираторного дистресс- синдрома (синдрома острого повреждения легких).

Каталог: files -> chairs
chairs -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
chairs -> Пояснительная записка 5 Цели и задачи освоения дисциплины
chairs -> 1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины Цели и задачи изучения дисциплины
chairs -> Методические разработки к практическим занятиям по иммунологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов
chairs -> Рабочая программа «факультетская терапия. Профессиональные болезни»
chairs -> Рабочая программа учебной дисциплины «нервные болезни, нейрохирургия и медицинская генетика»
chairs -> Правила написания психического статуса. Основные методы терапии Студент должен уметь: диагностировать эти патологические состояния у больных
chairs -> Учебно-методическое пособие для врачей и студентов Махачкала 2006 Составители: Эседов Э. М. заведующий кафедрой госпитальной терапии №3 с курсом клинической иммунологии и аллергологии, д м. н., профессор


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница