Рабочая программа по инфекционным и детским инфекционным болезням Ташкент 2011



страница1/7
Дата16.09.2017
Размер0.63 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство Здравоохранения Республики Узбекистан

Ташкентская Медицинская Академия

Кафедра инфекционных болезней и педиатрии

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

Проф. Тешаев О.Р.

_____________________

«____»____________2011 г.

Область знаний: 720000 «Здравоохранение»

5720100 – «Лечебное дело»

5140900 – «Профессиональное образование»

(5720100 – «Лечебное дело»)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по инфекционным и детским инфекционным болезням

Ташкент – 2011

  1. Введение. Известно, что в настоящее время инфекционные болезни достаточно распространены и широко встречаются в практической деятельности врача общей практики. В связи с этим в программу обучения врачей общей практики включен раздел «Инфекционные болезни». В данной рабочей программе широко освещаются вопросы этиологии и патогенеза, эпидемиологии, основные клинические симптомы инфекционных заболеваний, их диагностика, дифференциально-диагностические аспекты, оказание необходимой врачебной помощи, а также основы профилактики (общая и специфическая). Данная программа обучает преподавателей, как преподносить этот предмет студентам лечебного факультета.


1.1. Цель обучения: Выработка умения ранней и дифференциальной диагностики наиболее распространенных в Республике и завозных инфекционных болезней у взрослых и детей с использованием данных анамнеза и клинико-лабораторного обследования, определять рациональную терапевтическую тактику.

Ознакомить студентов с инфекционными заболеваниями, встречающимися в практической деятельности врача общей практики и наиболее распространенных на территории Республики Узбекистан, а также выработать практические навыки в постановке клинического диагноза и оказании помощи больным на догоспитальном этапе и проведении противоэпидемических мероприятий в очаге и среди контактных.


1.2.Задачи обучения:

1) Обучить основам инфектологии.

2) Объяснить этиологию и эпидемиологию инфекционных заболеваний.

3) Разобрать этиологические и патогенетические механизмы и патологическую анатомию инфекционного заболевания

4) Разобрать характерную клиническую картину инфекционного заболевания.

5) Объяснить раннюю дифференциальную и лабораторную диагностику инфекционных заболеваний.

6) Обучить принципам терапии и профилактики инфекционных заболеваний.

7) Обучить противоэпидемическим мероприятиям в очаге и среди контактных, при подозрении на инфекционное заболевание.




    1. . Требования к знаниям, умениям и навыкам по дисциплине.

Студент лечебного факультета должен знать:

  • Этиологию, эпидемиологию, патогенез, патологическую анатомию, основные клинические симптомы и принципы лабораторной диагностики наиболее распространенных инфекционных заболеваний.

  • Основы терапии и профилактики инфекционных заболеваний (общая, личная и специфическая)


Должен уметь:

- собрать жалобы больного, эпидемиологический анамнез, анамнез заболевания;

- клинически обследовать больного по системам и органам;

- определить основные данные анамнеза и клинического обследования больного с выделением опорных симптомов для формирования предварительного диагноза;

- составить план лабораторного обследования;

- интерпретировать результаты лабораторного обследования инфекционного больного (биохимические, клинические, серологические и бактериологические исследования);

- сформулировать клинический диагноз;

- определить терапевтическую тактику (этиотропная и патогенетическая).


1.4. Перечень учебных дисциплин и их разделов, необходимых для изучения инфекционных болезней.

- биохимия – биохимия нарушений обмена веществ;

- микробиология – микробиология возбудителей инфекционных заболеваний;

- иммунология – системы иммунитета при острых и хронических инфекционных процессах, иммунология выздоровления;

- биология – биология простейших и паразитов;

- патанатомия – патологоанатомические изменения в органах при инфекционных заболеваниях;

- патфизиология – механизмы развития патологического процесса ;

- пропедевтика внутренних болезней, детских болезней;

- общая хирургия;

- нервные болезни.


1.5. Обязательный минимум требований к количеству выполнения заданий по практическим занятиям:

  1. Определение желчных пигментов в моче у больных с желтушным синдромом (проба Розина).

  2. Правила забора крови на гемокультуру.

  3. Правила забора материала для бактериологического исследования при холере («форма 30»).

  4. Правила забора материала для бактериологического исследования при ОКИ (сальмонеллез и дизентерия).

  5. Объясните взятия материала для бактериологического исследования при коклюше методом «кашлевых пластинок».

  6. Укажите определения менингеальных симптомов и патологических рефлексов.

  7. Правила обработки раны при укусе животных и грызунов.

  8. Укажите взятия мазка из слизистых оболочек носа у больного.

  9. Укажите взятия мазка из слизистых оболочек зева у больного.

  10. Объясните метод проведении оральной регидратации у больных в домашних условиях.

  11. Укажите взятия материала для бактериологического исследования у больного рвотные массы и промывные воды желудка на бактериологические исследования.




    1. Количество и виды контрольных мероприятий для оценки знаний студентов.

Контроль знаний студентов проводиться с помощью утвержденной 100 балльной рейтинговой системы, которая подразделяется на текущий контроль, рубежный контроль и итоговый контроль
Критерий оценки знаний студентов



Успеваемость в % и баллах

Определение

оценки


Критерий оценки

1.

86-100

Отлично

«5»


Делает вывод, принимает решение.

Творчески мыслит, анализирует.

Применяет знания в практической деятельности, осознает, знает, понимает


2.

71-85

Хорошо

«4»


Понимает

Знает


Делает вывод

Осознает



3.

55-70

Удовлетворительно

«3»


Понимает.
Знает.

Отвечает


4.

0- 54

Неудовлетворительно, слабо, требуется дополнительная работа «2»

Не знает.

Нет четких представлений о предмете







Текущий контроль включает:

  • оценку теоретических знаний студентов по каждому практическому занятию и степень участия в интерактивных методах обучения (теоретический подход), максимально 30 % баллов.

  • оценку умения анализировать полученные данные при собирании анамнеза, осмотре больного, умение делать выводы и применять знания в условиях практических ситуаций (решение ситуационных задач) – аналитический подход, максимально 30 % баллов.

  • оценку освоения практических навыков (практический подход), максимально 40 % баллов.

Текущий контроль теоретических знаний на практических занятиях осуществляется различными методами в зависимости от специфики раздела, согласно рабочей программе.

В оценку текущего контроля входит контроль посещения лекций и наличия текстов лекций. Если студент отсутствовал на лекции или не имеет текста лекций, из оценки текущего занятия вычитается 10 баллов, если студент отработал пропущенную лекцию, то из оценки ТК вычитается 5 баллов.

Посещение лекционных и практических занятий обязательно.

Отработка практических занятий осуществляется на кафедре: дежурство в клинике, курация тематических больных, конспект пропущенного практического занятия и теоретический ответ своему преподавателю. Студенты, получившие три и 2 «НБ» подряд должны получить разрешение деканата для отработки. Распоряжение фиксируются в учебном журнале.

При отработке практического занятия используется коэффициент 0,8. Отработка практического занятия проводится своему преподавателю. При отработке лекции - 0,5, т.е. при отработке 1 пропущенной лекции студент может получить максимально только 5 баллов. Отработки практических и лекционных занятий фиксируются в соответствующем разделе журнала.



Самостоятельная работа студента

В целях развития самостоятельного, клинического мышления студентов, прививания навыков работы с научной литературой, самостоятельного решения различных клинических ситуаций на кафедре инфекционных и детских инфекционных болезней, по требованиям рейтингового положения, в тематический план практических занятий необходимо включить темы для самостоятельной работы студентов. Подбор тем для СРС осуществляется с учетом эпидемиологической ситуации, степени освещения данной темы в обучающей литературе, актуальности этой проблемы в регионе.

СРС на кафедре проводится внеаудиторно, под непосредственным контролем преподавателя и включает в себя:


  1. Для студентов 6 курса медико-педагогического факультетов (2 СРС) в виде реферативных докладов, с применением современных технических средств (слайдоскоп, оверхед, мультимедийный проектор и т.д.) участие в научно-практических конференциях на кафедре и в институте.

  2. Для студентов 5 курса медико-педагогического факультета (2 СРС): подготовка реферативных докладов, с применением современных технических средств (слайдоскоп, оверхед, мультимедийный проектор и т.д.), составление тестов, ситуационных задач, таблиц, кроссвордов, деловых игр.

  3. Для студентов 4 курса стоматологического факультета (1 СРС): составление тестов и ситуационных задач.

Оценка по СРС выставляется также по 100 балльной системе, СРС оценивается в отдельной графе отведенной в журнале.

СРС выполняется студентом внеаудиторно по выбору одной темы, в соответствии с учебной программой дисциплины. Это может быть реферат, разработка УИРС, приготовление таблицы, слайдов, разработка сценария видеофильма, составление кроссворда, разработка комплекса ситуационных задач, составление тестов и т.д. Перечень тем представлен в дополнении к рабочей программе.

Отчет по СРС сдается преподавателю, по форме, разработанной и утвержденной кафедрой.

Кафедра запланировала варианты СРС на учебный год. Вначале цикла студенту дается подробная информация о видах СРС, перечень тем и заданий, дано право выбора их студентом. Работы по СРС сохраняются преподавателем в течение 2 х лет.

По завершению текущих занятий суммируются баллы всех практических занятий (на 5 курсе мед-пед., 4 курса стоматологического факультетов прибавляется балл за историю болезни, которая пишется и сдается студентами вышеперечисленных факультетов в течении семестра), вычисляется средний балл ТК, который умножается на коэффициент 0,5.
Промежуточный контроль проводится 1 раз в семестре доцентом или профессором кафедры по 100 балльной системе в виде письменной работы, теста или устной беседы со студентами 5-6 курсов медико-педагогического факультетов.

К ПК допускаются студенты, не имеющие задолженностей по лекционным и практическим занятиям.

ПК проводится только в том случае, если на дисциплину отводится не менее 72 часов.

Итоговый контроль

Проводится по завершению занятий по дисциплине. К ИК допускаются студенты, успешно завершившие курс «инфекционные болезни» и имеющие положительную оценку (более 55 баллов) по текущим занятиям, СРС и ПК.

Комбинация заданий соответствует теоретическому (4), аналитическому (4) и практическому (2 заданий) подходам в каждом случае. Оценка одного задания при полном ответе 10 баллов, при неполном 5 баллов, при отсутствии правильного ответа 0 баллов.

ИК для студентов 5 курса мед-педагогического факультета определён Ученым Советом института - OSСE на кафедре и тестирование в Тестовом центре (ТЦ), т.е. комбинация данных методов. ИК оценивается также по 100 бальной системе. При сдаче OSСE студенту предлагается 10 заданий, из них 8 станций студент пишет письменно, что по времени составляет 2 минуты каждая станция (всего 16 минут), а 2 станции отвечает или показывает практические навыки 14 минут, общее время принятия ОСКЭ на одного студента составляет 30 минут. Если оценка при сдаче ОСКЭ неудовлетворительная - < 55 баллов, студент не допускается к сдаче тестового контроля в тестовом центре и ему дается разрешение на пересдачу ОСКЭ.

Карта OSСE для ИК прилагается.

При положительном результате суммируется балл OSСE и тестирования и средний балл соответствует ИК.

При неудовлетворительной сдаче ИК возможна пересдача с разрешения деканата.

Студенты - участники Республиканской Олимпиады по дисциплине, освобождаются от ИК по предмету и получают максимальный балл ИК.

В заключении суммируются баллы ТК 45 баллов, СРС 5 баллов, ПК 20 баллов и ИК 30 баллов из него: ОСКЭ 15 баллов + Тест 15 баллов и выставляется заключительная оценка по дисциплине. Оценка в 5 балльной шкале выставляется по градации: 86- 100 баллов «отл.», 71 – 85,9 баллов «хор.» , 55 – 70,9 «удов.», меньше 55 баллов «неуд.».

Все оценки различных видов контроля - текущих занятий, промежуточных опросов и итогового контроля необходимо фиксировать в экране успеваемости студентов на кафедре (экраны расположены в аудиториях и обновляются по циклам).

Заключительный рейтинг каждого текущего занятия выставляется в конце занятия в учебный журнал, объявляется студентам и записывается на экран успеваемости.

Рейтинг промежуточного контроля объявляется в группах в течение одной недели после опроса. Итоговый рейтинг выставляется в рейтинговую книжку студента по нормативному образцу.




    1. Технологии в обучении дисциплине.

      1. Методы опроса:

а) Метод опроса (мозговой штурм)

б) Работа в малых группах

в) Деловые игры
1.7.2. Технические средства обучения (ТСО)

Для обучения студентов используются видеофильмы, слайды, контрольно-обучающие программы на компьютере с использованием алгоритмов.


1.7.3. Библиотечный фонд кафедры:

  1. «Инфекционные болезни с экзантемами». Иванов А.И. - Л. - 1970.

  2. «Руководство по патологической анатомии инфекционных болезней». Чалисов И.А., Хазанов А.Г. - Л. - 1977.

  3. «Геморрагические лихорадки». Сомов Г.П. - М. - 1981.

  4. «Детские инфекционные болезни у взрослых». Постовит В.А. - Л. - 1982.

  5. «Руководство по кишечным инфекциям». И.К.Мусабаев. – Т. – 1982.

  6. «Руководство по воздушно-капельным инфекциям». И.К.Мусабаев. – Т. – 1985.

  7. «Инфекционные болезни у детей» Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. – М. - 1985г.

  8. «Менингококковая инфекция». Ходжаев Ш.Х., Соколова И.А. – Т. - 1986.

  9. «Руководство по зоонозам и риккетсиозам». И.К.Мусабаев. – Т. – 1986.

  10. «Эпидемический паротит». Казанцев А.П. - М. - 1988.

  11. «Ротовирусная инфекция». Букринская А.Г., Грачева Н.М. - М. - 1989.

  12. «Ботулизм». Никифоров В.М., Никифоров В.В. - М. – 1989.

  13. «Сальмонеллез». Пак С.Г., Турьянов М.Ю., Пальцев М.А. - М. - 1989.

14. «Вирусные гепатиты». Блюгер А.Ф. – Рига - 1990.

15. «Вирусные гепатиты у беременных». Фарбер Н.А. с соавт. - М. - 1990.

16. «Острые вирусные энцефалиты у детей». М.Лещинская Е.В., Мартыненко И.Н. - 1990.

17. «Неотложные состояния у инфекционных больных». Соринсон С.Н. - Л. - 1990.

18. «Брюшной тиф и паратифы А и В». Маджидов В.М., Шаинский И.И. - Т. - 1991.

19. Приказ МЗ РУз № 401 от 29. 12. 93 г. "О мерах по совершенствованию санитарной охраны территории г. Ташкента от заноса и распространения карантинных и особо-опасных для человека инфекций".

20. «Инфекционные болезни в поликлинической практике». Соринсон С.Н. - С-Птб. - 1993.

21. «Практика инфекциониста». Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.М. Минск, 1993.

22. «Юкумли касалликлар» Маджидов В.М.- Т. - 1995г.

23. «Руководство по инфекционным болезням». Казанцев А.П. - С-Птб. - 1996.

24. «Справочник ВОП по инфекционным болезням у детей». Иванова В.В. - С-Птб. - 1997.

25. «Инфекционные болезни». Атлас. Р.Эмонд. – М. - 1998г.

26. «Вирусные гепатиты А, В, С, Е, Д, ни А ни Е». С.Н.Соринсон. – С-Птб. -1998г.

27. «Ошибки в диагностике инфекционных болезней». Шувалова Е.П. - Л. - 1998.

28. «Хронические гепатиты». Ф.И.Иноятова. – Т. – 1998.

29. «Руководство по инфекционным болезням». Покровский В.И. М. - 1999.

30. «Детские инфекционные болезни» Учайкин В.Ф. – М. - 1999г.

31. «Дифференциальная диагностика инфекционных болезней». Казанцев А.П. и др. - М. – 1999г.

32. «Инфекционные болезни» - Шувалова Е.П. – М. - 1999г.

33. «Дифференциальная диагностика инфекционных болезней». Б.П.Богомолов. – М. – 2000г.

34. «Основы активной иммунизации детей». И.Р.Аширова, Д.А.Аскарова. Т. - 2001.

35. «Вирусный гепатит С». И.К.Мусабаев. Э.И.Мусабаев. – Т. – 2002.

36. «Инфекционные болезни и эпидемиология». Учебник для ВУЗов. В.И.Покровский и др. – М. - 2003г


  1. Тексты лекций.

  2. Методические пособия для студентов и преподавателей.

  3. «Инфекционные болезни и эпидемиология» - В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. Учебник для ВУЗов. – М. - 2008г.

  4. Интернет ресурсы.

41. Приказ МЗ РУз № 480 от 30 октября 2007 г.

42. Клинические протоколы ВОЗ «Лечение и помощь при ВИЧ/СПИДе», 2006 г.




    1. Условия реализации учебного процесса.
Учебный процесс осуществляется на базе 3 клиники ТМА отделениях детских и взрослых инфекционных болезней, а также клинической инфекционной больнице №1, №5, №6, КИБ УзНИИЭМИЗ, где находятся больные с различной инфекционной патологией. На базах имеются приемный покой, боксовое отделение, клинические и бактериологические лаборатории.




    1. Объем учебной нагрузки

Общая трудоемкость (час.)

Распределение объема учебной нагрузки по видам аудиторных занятий (в часах)

Самостоятельная работа (час)

Всего

Лекции

Практические занятия

Инфекционные болезни

171

18

82

71

Всего

171

18

82

71



  1. Содержание лекционного курса.



Кол-во часов
Название темы лекционного занятия

Ссылки на лит-ру

1

1

Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекционных болезней.

Вирусные гепатиты с фекально-оральным механизмом заражения (А, Е)

Вирусные гепатиты с парентеральным механизмом заражения (В, С, Д). Вирусный гепатит В. Механизмы передачи, восприимчивость. Группы риска. Иммунитет. Патогенетические механизмы патологического процесса. Клинические проявления, лабораторная диагностика, этиотропная и патогенетическая терапия. Профилактика. Значение раннего и активного выявления больных и вирусоносителей. Санитарно-гигиенические мероприятия.


2, 4, 5,7, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 38

2

2

Брюшной тиф. Определение болезни. Этиология, его основные свойства, антигенная структура. Эпидемиология, патогенетические аспекты патологического процесса, клинические проявления, классификация, лабораторная диагностика. Принципы лечения и профилактики.

Паратиф А и В.

5, 21, 22, 23, 29, 30, 32, 36, 37, 38

3

2

Холера. Определение болезни. История изучения. Этиология. Эпидемиология, патогенез, классификация (по степени дегидратации), клинические проявления, тактика ВОП при подозрении на холеру, методы диагностики, лечение. Профилактика.

Сальмонеллез. Определение болезни. История изучения сальмонеллезов. Этиология. Возбудители сальмонеллеза, их важнейшие свойства. Принципы классификации и номенклатуры. Устойчивость во внешней среде. Эпидемиология, патогенетические механизмы патологического процесса, клинические проявления, лабораторная диагностика, тактика ВОП при подозрении на сальмонеллез, лечение, профилактика.

Шигеллезы. Амебиаз. Определение болезни. История изучения заболевания. Этиология. Современная классификация шигелл. Эпидемиологические аспекты, патогенез, патоморфологические изменения, клиническая картина, лабораторная диагностика, лечебные мероприятия, профилактика.


4, 5, 7,12, 13, 17, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 29, 30, 32, 36, 37, 38

4

2

Коклюш. Определение болезни. История изучения. Этиология. Характеристика возбудителя. Характер иммунитета. Эпидемиология. Заразность больных коклюшем в разные периоды болезни. Эпидемическое значение больных взрослых и бактерионосителей. Патогенез. Механизм коклюшного кашля. Значение гипоксемии и гипоксии. Патоморфологические изменения. Клинические проявления. Классификация. Осложнения. Особенности течения коклюша у детей раннего возраста. Лабораторная диагностика. Лечебные мероприятия. Специфическая профилактика.

Дифтерия. Этиология, эпидемиология. Патогенез заболевания, патологическая анатомия, клиническая картина, классификация, осложнения, лабораторная диагностика. Лечение. Противоэпидемические мероприятия. Сроки и условия выписки из стационара.



6, 7, 21, 22, 23, 25, 29, 30, 32, 34, 36, 37, 38


5

2

Грипп. ОРВИ. Определение заболевания, этиология, эпидемиология, патогенетические механизмы патологического процесса, паталогоанатомические изменения, клинические проявления, лабораторная диагностика, лечебные мероприятия, профилактика (специфическая, общая).

6,7, 11, 16, 17, 21, 22, 23, 25, 29, 30, 32, 34, 36, 37, 38

6

2

Менингококковая инфекция. История изучения. Этиология. Эпидемиологические аспекты заболевания, патогенетические механизмы патологического процесса, клинические проявления, осложнения, лабораторная диагностика, лечение. Методы и средства патогенетической терапии различных форм менингококковой инфекции. Профилактика.

6, 7, 8, 21, 22, 23, 25, 29, 30, 32, 34, 36, 37, 38

7

2

Бруцеллез. Определение. История изучения. Этиология. Эпидемиология, патогенез, патологическая анатомия, клиника, клинико-патогенетическая классификация бруцеллеза по Рагозе. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Профилактика.

6, 7, 9, 21, 22, 23, 25, 29, 30, 32, 34, 36, 37, 38

8

2

Корь. Скарлатина. Этиология. Эпидемиология. Влияние кори на состояние иммунитета к другим инфекциям. Эпидемическое значение больных с различными формами стрептококковой инфекции. Септическое, аллергическое и токсическое воздействие стрептококка. Патогенез заболевания, патолого-анатомические изменения, клиническая клас-сификация, клинические проявления, осложнения, лабораторная диагностика, лечебные мероприятия. Профилактика (специфическая, общая).

1, 4, 6, 7, 21, 22, 23, 25, 29, 30, 31, 32, 34, 36, 37, 38


9

2

ВИЧ инфекция. Этиология. Эпидемиология, патогенез, классификация по ВОЗ. Механизмы передачи. Группы риска. Лабораторная диагностика ВИЧ инфекции. Иммунитет.

Клинические проявления, лабораторная диагностика, этиотропная и патогенетическая терапия. Профилактика.



22, 25,29,30,31,32,36,37,39,41,42


2.1. Лекция № 1

Тема лекции: Введение в специальность. Структура инфекционной службы. Вирусные гепатиты с фекально-оральным (А и Е) и парентеральным (В, С, Д) механизмами заражения.
2.2. Цель: познакомить студентов с основами инфекционных заболеваний. C классификацией инфекционных заболеваний по Громашевскому Л.В. (кишечные, воздушно-капельные, трансмиссивные, раневые), возбудителями инфекционного процесса, эпидемиологическими факторами в развитие инфекции, патогенезом развития основных клинических синдромов и симптомов, роли макро- и микроорганизма при инфекционных заболеваниях, а также принципами диагностики и профилактики.

Ознакомить студентов с этиологией, эпидемиологией, патогенезом, клинической классификацией, клиническими проявлениями, методами лабораторной диагностики, терапией и профилактикой вирусных гепатитов с фекально-оральными и парентеральными механизмами заражения
2.3. Задачи в данной лекции необходимо рассмотреть структуру инфекционной службы. Проанализировать механизмы передачи инфекционных заболеваний различными путями, обсудить основные клинические синдромы, т.к. катаральный, диарейный, лихорадочный, экзантемный, характерные для инфекционных заболеваний.

В данной лекции необходимо рассмотреть основные свойства вирусов и механизма передачи вирусных гепатитов А, Е и В, С, Д Охарактеризовать периоды ВГ (инкубационный, преджелтушный, желтушный, реконвалесценция), обсудить клинические симптомы ВГ (интоксикация, желтуха, гепатоспленомегалия, изменения цвета кала и мочи), оценить значение определения в крови печеночных трансаминаз, а также определение желчных пигментов в моче. Клинико-эпидемиологические особенности течения ВГЕ у беременных женщин. Принципы диагностики, лечения и профилактики вирусных гепатитов. Изучить возможные исходы заболевания и вопросы диспансеризации реконвалесцентов, а также хронические формы ВГВ.


2.4. Ожидаемые результаты лекция поможет понять студентам механизмы развития инфекционного процесса и патогенез синдромов при нем, освоить основные принципы диагностики инфекционных заболеваний и первую врачебную помощь при них. Данная лекция поможет студентам разобраться в этиологии вирусных гепатитов передающихся алиментарным, контактно-бытовым, водными путями передачи, патогенетическими механизмами развития инфекционного процесса, их связь с клиническими симптомами и лабораторными показателями. Оценить значение изменения лабораторных показателей в оценке тяжести и прогноза заболевания.

Данная лекция поможет студентам разобраться в этиологии вирусных гепатитов передающихся алиментарным, контактно-бытовым, водным и парентеральным путями передачи, патогенетическими механизмами развития инфекционного процесса, их связь с клиническими симптомами и лабораторными показателями. Оценить значение изменения лабораторных показателей в оценке тяжести и прогноза заболевания.


2.5. Содержание лекции:

Краткие исторические сведения о распространении инфекционных болезней. Основные этапы познания инфекционных заболеваний. Инфекционные болезни как самостоятельная научная и клиническая дисциплина. Определение понятий “инфекция”, “инфекционный процесс”, “инфекционная болезнь”. Место инфекционных заболеваний в патологии человека. Закономерности развития инфекционного процесса. Течение инфекционного заболевания. Неспецифические механизмы защиты макроорганизма. Иммунитет и аллергия, их роль в развитии вариантов инфекционного заболевания. Возрастные особенности течения инфекционных заболеваний. Роль факторов патогенности микроорганизмов. Эволюция инфекционных болезней и изменение структуры инфекционной заболеваемости в настоящее время. Принципы построения клинических классификаций инфекционных заболеваний. Классификация инфекционных болезней по Л.В. Громашевскому.

Этиология и эпидемиология Вирусных гепатитов. Понятие об источнике инфекции. Механизм и факторы передачи.

Патогенез, патологическая анатомия. Патогенез желтухи, гиперферментемии и других метаболических нарушений. Активация механизмов саногенеза. Морфологические изменения в печени и других органах.

Клиника. Варианты течения. Исходы и прогноз вирусного гепатита А, В, С, Д. Возрастные особенности течения.

Диагностика. Значение клинико-эпидемиологических данных, результатов биохимических исследований: выявление гиперферментемии, нарушений пигментного и белкового обмена.

Лечение. Ведущее значение режима и диетотерапии. Патогенетическая терапия. Профилактика. Значение раннего выявления, госпитализации больных.

2.6. Преподавательские заметки.

В начале лекции следует остановиться на актуальности проблемы, на важности изучения инфекционной патологии и эпидемиологии для того чтобы во время распознать ту и или иную инфекцию и предотвратить развитие эпидемии. Отметить важное значение воздушно- капельных и кишечных инфекционных заболеваний, в распространении инфекции. Особо следует отметить заслуги ведущих инфекционистов республики Узбекистан в изучении, предупреждении и лечении ряда инфекционных заболеваний, и. их вклад в развитие инфектологии.

Также в лекции необходимо подчеркнуть, что республика Узбекистан является регионом с высокой эндемичностью по вирусным гепатитам: жаркий климат, плохое водоснабжение, низкая санитарная культура населения, низкий охват вакцинопрофилактикой способствуют высокой заболеваемости по кишечным инфекциям к которым относятся ВГА и ВГЕ. В отношении вирусных гепатитов с парентеральными путями передачи инфекции (В, С, Д) эпидемиологическая ситуация также не благоприятна в виду: огромного количества носителей как ВГВ так и ВГС и ВГД, особенностями вируса, частым формированием стертых и безжелтушных форм, бесконтрольным использованием нестерильных инструментов (наркоманы, татуировки, маникюрные принадлежности и т.д.), частыми переливаниями крови и препаратов крови, наличием группы риска (медицинские работники). Обратить внимание студентов на постепенное начало заболевания, позднее обращение к врачам. Остановиться на важном значении определения маркеров ВГВ, биохимических показателей. Особое внимание необходимо уделить вопросам специфической терапии и вакцинопрофилактики в лечении и предупреждении заболевания ВГВ.
2.7. Раздаточный материал.

Классификация инфекционных заболеваний по Громашевскому Л.В.

Специфическая профилактика инфекционных заболеваний.

Клиническая классификация острых вирусных гепатитов

Специфические маркеры ВГА в различные периоды болезни

Специфические маркеры ВГВ в различные периоды болезни

Специфические маркеры ВГС и ВГД

Методы лабораторной диагностики вирусных гепатитов




    1. Оснащение лекции.

  1. Структура инфекционного стационара.

  2. Классификация инфекционных заболеваний по Громашевскому Л.В.

  3. Эпидемиология инфекционных заболеваний (источники инфекции, пути передачи, индекс контагиозности и т.д.).

  4. Лабораторная диагностика инфекционных заболеваний.

  5. Антибактериальные препараты.

  6. Противовирусные препараты.

  7. Специфическая профилактика инфекционных заболеваний (вакцины и их виды, иммуноглобулины, сыворотки, бактериофаги).

  8. Клиническая классификация острых вирусных гепатитов

  9. Специфические маркеры ВГА в различные периоды болезни

  10. Специфические маркеры ВГВ в различные периоды болезни

  11. Специфические маркеры ВГС и ВГД

  12. Клинические симптомы острого вирусного гепатита

  13. Методы лабораторной диагностики вирусных гепатитов.

  14. Диета при вирусных гепатитах

  15. Классификация противовирусных препаратов

  16. Вакцина HAVRIX 1440(720).

  17. Вакцина ENGERIX.


2.9. Самостоятельная работа студента (СРС).

Вирусный гепатит Е, Д.
2.10. Контрольные вопросы.

1. Устройство мельцеровского бокса

2.Классификация инфекционных заболеваний

3. Основные клинические симптомы инфекционных заболеваний

4. Методы обследования инфекционных больных.

5.Патогенез основных клинических симптомов

6. Принципы лабораторной диагностики инфекционных больных

7. Принципы терапии инфекционных заболеваний.

8. Общая и специфическая профилактика.

9. Этиологические особенности ВГА

10. Перечислите клинические формы ВГВ

11. Расскажите патогенез вирусного гепатита В с точки зрения иммуногенетической концепции

12. Классификация вирусных гепатитов

13. Патогенез вирусного гепатита А

14. Как протекает продромальный период при вирусном гепатите А

15. Перечислите серологические маркеры вирусного гепатита А

16. Перечислите серологические маркеры вирусного гепатита В

17. Методы лабораторной диагностики вирусных гепатитов

18. Назовите биохимические показатели отражающие тяжесть ВГ

19. Перечислите исходы ВГВ.

20. Принципы терапии вирусных гепатитов.
2.10. Рекомендуемая основная и дополнительная литература.

5, 14, 15, 20 21, 22, 23, 24, 25,26, 29, 30, 32, 34, 35, 36, 37, 38


2.1. Лекция №2.

Тема лекции: Брюшной тиф. Паратифы А и В.
2.2. Цель:

В процессе лекции ознакомить студентов с особенностями возбудителя, его основных свойств, антигенной структуре, значению L-форм возбудителя, эпидемиологии, основным звеньям патогенеза, особенностям патологоанатомических изменений в тонком кишечнике и других органах клинике заболевания, клинической классификации, диагностике, терапии и профилактике заболевания.


2.3. Задачи:

В данной лекции необходимо рассмотреть основные свойства возбудителя брюшного тифа. Его устойчивости во внешней среде, и чувствительности к дезрастворам, наличию О, H, Yi антигенов и их значению в диагностике заболевания. Разобрать эпидемиологию, значения источника инфекции, хронических бактерионосителей в распространении брюшного тифа. Механизм заражения. Пути и факторы передачи инфекции.

В патогенезе заболевания уделить внимание внедрению возбудителя, размножению в лимфатических образованиях кишечника, лимфатических узлах, внутриклеточному паразитированию, бактериемии, токсинемии. Изменениях со стороны других органов и систем.

Необходимо изложить клиническую картину заболевания, начиная с инкубационный периода. Клинические формы. Цикличность течения брюшного тифа. Симптомы начального периода заболевания. Клиническая характеристика периода разгара болезни. Признаки поражения желудочно-кишечного тракта.

Отметить значение лабораторная диагностики: бактериологической, серологической, аллергологической, а также динамики гематологических изменений.

Уделить внимание терапии и профилактике заболевания.


2.4. Ожидаемые результаты:

Данная лекция поможет студентам понять студентам актуальность изучаемой темы, в условиях нашего региона, где жаркий климат, обилие фруктов и овощей, не всегда хорошее снабжение доброкачественной питьевой водой, низкая санитарная культура приводит к частому заболеванию населения брюшным тифом. Изучить основные свойства возбудителя, его роль в развитие инфекционного процесса. Разобраться в механизмах передачи инфекции через грязные руки, зараженную воду при купание, мытье рук, посуды, питание в общественных столовых, немытые фрукты и овощи а также при контакте с больными или хроническими бактериовыделителями. Понять патогенез инфекционного процесса и его связь с клиническими симптомами болезни и определить критерии тяжести в оценке клинической формы брюшного тифа.

Оценить значение лабораторных методов в диагностике заболевания.

Лекция научит студентов тактике ВОП при случаях выявления ТПЗ в условиях поликлинике.


2.5. Содержание лекции

Определение болезни. История изучения тифо-паратифозных заболеваний. Этиология, возбудитель, его основные свойства, антигенная структура. L-форма возбудителя. Устойчивость возбудителя во внешней среде.

Эпидемиология. Источник инфекции. Механизм заражения. Пути и факторы передачи инфекции.

Патогенез, патологическая анатомия. Внедрение возбудителя, размножение в лимфатических образованиях кишечника, лимфатических узлах, внутриклеточное паразитирование, бактериемия, токсинемия. Очаговые поражения. Цикличность патологических изменений лимфоидного аппарата тонкой кишки. Изменения со стороны других органов и систем.

Клиника. Инкубационный период. Клинические формы. Цикличность течения брюшного тифа. Симптомы начального периода заболевания. Клиническая характеристика периода разгара болезни. Признаки поражения желудочно-кишечного тракта.

Диагностика. Роль эпидемиологических и клинических данных. Гемограмма. Лабораторная диагностика: бактериологическая (получение и изучение гемо-, копро-, урино-, били-, розеоло-, миелокультур) и серологическая ( реакция агглютинации - Видаля, РПГА).

Принципы лечения и профилактики.
2.6. Преподавательские заметки.

При изложении темы «Брюшной тиф» необходимо подробно остановиться на актуальности этой инфекции для нашего региона, привести показатели частоты заболеваемости как среди детей, так и взрослых. Обратить значение санитарно-гигиенических правил в распространении заболевания, а также ранней диагностики в условиях поликлиники с целью как можно ранней изоляции больных для предупреждения распространения инфекции. Уделить внимание наблюдению за контактнымии, хроническими бактериовыделителями, особенно работающими в пищевой отрасли. Подробно остановиться на ранних симптомах заболевания как повышение температуры, слабость, недомогание, головная боль, обследование больных с такими жалобами на ТПЗ. Обратить внимание на значение диеты и постельного режима в терапии больных, оказанию помощи на догоспитальном этапе.



2.7. Раздаточный материал.

Клиническая классификация тифо-паратифозных заболеваний (ТПЗ)

Типы температурных кривых

Методы лабораторной диагностики


2.8. Оснащение лекции.

Клиническая классификация тифо-паратифозных заболеваний (ТПЗ)

Возбудитель брюшного тифа и его антигенная структура.

Клинические симптомы брюшного тифа

Типы температурных кривых.

Диета при ТПЗ

Методы лабораторной диагностики.

Метод взятия крови на гемокультуру

Общая и специфическая профилактика ТПЗ.

Диспансеризация реконвалесцентов.


2.9. Самостоятельная работа

Паратиф А и В.
2.10. Контрольные вопросы.

1. Перечислите свойства возбудителя брюшного тифа

2. Перечислите антигены Salmonella typhi abdominalis.

3. Расскажите механизм передачи инфекции при брюшном тифе

4. Перечислите по периодам патоморфологические изменения в тонком кишечнике при брюшном тифе.

5. Перечислите симптомы брюшного тифа и их связь с патогенезом.

6. Назовите виды температурных кривых, характерных для ТПЗ.

7. Перечислите специфические и неспецифические осложнения при ТПЗ.

8. Назовите методы лабораторной диагностики, подтверждающие ТПЗ и сроки их взятия.

9. Принципы терапии ТПЗ.



2.11. Рекомендуемая основная и дополнительная литература.

5, 21, 22, 23, 29, 30, 32, 36, 37, 38


2. 1. Лекция №3.

Тема лекции: Холера. Сальмонеллез. Шигеллезы.
2.2.Цель – Ознакомить студентов с историей изучения холеры, вопросами этиологии, эпидемиологии, патогенеза, патологической анатомии, клиники, классификациии (по степени регидратации), методам лабораторной диагностики, принципам лечения и профилактики.

Ознакомить студентов с историей изучения сальмонеллезов. Разобрать эпидемиологию, патогенез, клиническую классификацию, клинику, диагностику, лечение и профилактику сальмонеллеза.

Ознакомить студентов с понятием шигеллез, с этиологией, эпидемиологией, патогенезом, патологической анатомией, клиникой, классификациией, методами лабораторной диагностики, принципам терапии и профилактики
2.3. Задачи:

В данной лекции необходимо рассмотреть основные свойства классического холерного вибриона, особенности вибриона Эль-Тор, их важнейшие свойства, характеристика токсинов, устойчивость во внешней среде. Дать сведения об источниках инфекции, механизме заражения, путях распространения и факторах передачи инфекции. Отдельно остановиться на преимущественном значение водного пути, сезонности, эпидемиях и пандемиях холеры. Обратить внимание на особенности эпидемиологии холеры Эль-Тор. Рассказать о патогенезе холеры, начиная от внедрения возбудителя и его размножения до действия токсинов (холерогена) на ферментные системы клеток тонкой кишки.

Изложить клинику холеры. Клинические особенности холеры Эль-Тор. Определить особое значение лабораторных методов исследования в диагностике холеры, принципы лечения и профилактики.

В данной лекции необходимо рассмотреть историю изучения сальмонеллезов, современную классификацию видов сальмонелл, их важнейшие свойства. Обратить внимание на распространенность сальмонеллеза среди людей и животных, значение пораженности сальмонеллезом крупного рогатого скота, домашней птицы, свиней в распространении инфекции. Прижизненное и посмертное инфицирование мясных продуктов. Человек как источник инфекции. Пути распространения, факторы передачи сальмонеллеза.

Патогенез локализованных и генерализованных форм сальмонеллеза.

Клиника. Симптоматика и течение клинических вариантов гастроинтерстициальной формы (гастрит, гастроэнтерит, гастроэнтероколит).

Лабораторная диагностика: бактериологическая (посевы рвотных масс, промывных вод желудка, испражнений, мочи, желчи, крови) и серологическая (РНГА, ИФА, РНИФ методы). Экспресс-диагностика с помощью реакции коагглютинации, иммунофлюоресцентного метода и РНГА с иммуноглобулиновыми диагностикумами

Значение патогенетической регидратационной терапии гастроинтерстициальной формы, направленной на нормализацию водно-солевого обмена, дезинтоксикацию, борьбу с гипоксией, метаболическим ацидозом, на поддержание сердечно-сосудистой деятельности, функции почек.

Общая профилактика сальмонеллеза.

В данной лекции необходимо рассмотреть историю изучения шигеллезов, современную классификацию шигелл, их основные свойства. Отдельно остановиться на вопросах эпидемиологии, источниках инфекции, значение больных субклиническими, стертыми и легкими формами в распространении инфекции, оптимальных путях передачи для различных видов шигелл. Разобрать патогенез, изложить клиническую классификацию дизентерии с учетом вариантов течения, клинику типичной формы дизентерии по периодам болезни.

Обратить внимание студентов на значение эпидемиологического анамнеза и клинического обследования больного в постановке диагноза. Отдельно рассказать о значение бактериологических и серологических (РПГА с эритроцитарным дизентерийным диагностикумом, ИФА, НРИФ) методах, экспресс - диагностике с помощью реакций коагглютинации, иммунофлюоресцентного метода и РНГА с иммуноглобулиновыми (антительными) диагностикумами. Отметить значение диетотерапии, режима и принципах лечения. Уделить внимание диспансеризации реконвалесцентов и тактике ВОП.
2.4. Ожидаемые результаты:

Данная лекция поможет студентам пополнить свои знания об особо опасных инфекциях, к которым относиться холера, познакомит с заслугами ученых- инфекционистов Узбекистана (И.К.Мусабаев, Х.А.Юнусова, Т.Х.Нажмиддинов и др.) в изучении проблем холеры в Средней Азии.

Поможет разобраться в этиологии, эпидемиологии, связать клинические симптомы болезни с особенностями патогенеза, уметь оценить степень эксикоза, провести регидратационную терапию и оказать помощь на догоспитальном этапе.

Данная лекция поможет студентам оценить значение сальмонеллезной инфекции для нашего региона, так это заболевание встречается достаточно часто, протекает тяжело, больше болеют дети раннего возраста, разобраться в современной классификации сальмонелл, понять их важнейшие свойства, такие как устойчивость во внешней среде, размножение на различных продуктах питания. Оценить значение распространенности инфекции среди крупного рогатого скота, домашней птицы, свиней, главного источника инфекции - человека. Лекция поможет понять патогенез локализованных и генерализованных форм сальмонеллеза, патогенетические механизмы

диареи.

Освоить клиническую симптоматику и течение клинических вариантов гастроинтерстициальной формы (гастрит, гастроэнтерит, гастроэнтероколит), уметь определять критерии тяжести течения и клинику степеней эксикоза. Дать характеристику бактерионосительству (острое, хроническое, транзиторное).



Оценить определяющее значение эпидемиологических и лабораторных данных (лабораторная диагностика: бактериологическая (посевы рвотных масс, промывных вод желудка, испражнений, мочи, желчи, крови) и серологическая (РНГА, ИФА, РНИФ методы) в постановке диагноза.

Уметь определить показания к госпитализации, назначить диету. Научит рационально проводить патогенетическую регидратационную терапию при гастроинтерстициальной и генерализованной форме болезни.

Данная лекция поможет студентам понять актуальность шигеллезов для нашего региона, разобраться в современной классификации шигелл, их свойствах, особенностях, патогенетических механизмах развития диареи, интоксикации, клинических проявлений болезни, а также оценить значение ранней диагностики и лечения для благополучного исхода. Осуществлять профилактические мероприятия для предупреждения распространения инфекции
2.5. Содержание лекции

Определение болезни. История изучения. Этиология. Классический холерный вибрион. Особенности вибриона Эль-Тор. Их важнейшие свойства, характеристика токсинов. Устойчивость во внешней среде.

Эпидемиология. Источники инфекции. Механизм заражения, пути распространения и факторы передачи инфекции. Преимущественное значение водного пути. Факторы способствующие распространению холеры. Восприимчивость населения. Иммунитет. Сезонность. Эпидемия и пандемия холеры. Особенности эпидемиологии холеры Эль-Тор.

Патогенез заболевания.

Клиника. Классификация (по степени регидратации). Инкубационный период. Ранние симптомы холеры. Характеристика отдельных периодов заболевания. Варианты течения холеры. Клинические особенности холеры Эль-Тор. Прогноз. Возрастные особенности течения.

Лабораторная диагностика, бактериоскопия кала, бактериологический посев материала от больных на питательные среды, серологическая диагностика.

Принципы лечения и профилактики.

Определение болезни. История изучения сальмонеллезов. Этиология. Возбудители сальмонеллеза, их важнейшие свойства. Принципы классификации и номенклатуры. Устойчивость во внешней среде.

Эпидемиология. Распространенность сальмонеллеза среди людей и животных. Значение пораженности сальмонеллезом крупного рогатого скота, домашней птицы, свиней в распространении инфекции. Прижизненное и посмертное инфицирование мясных продуктов. Человек как источник инфекции. Пути распространения, факторы передачи сальмонеллеза. Восприимчивость. Зависимость заболеваемости от возраста. Иммунитет. Спорадическая заболеваемость и групповые вспышки. Сезонность.

Патогенез, Патогенез локализованных и генерализованных форм сальмонеллеза. Патогенетические механизмы диареи, общетоксического синдрома. Метаболитические нарушения.

Клиника. Классификация сальмонеллеза. Инкубационный период. Симптоматика и течение клинических вариантов гастроинтерстициальной формы (гастрит, гастроэнтерит, гастроэнтероколит). Бактерионосительство (острое, хроническое, транзиторное). Возрастные особенности течения заболевания.

Диагностика. Определяющее значение эпидемиологических и лабораторных данных. Лабораторная диагностика: бактериологическая (посевы рвотных масс, промывных вод желудка, испражнений, мочи, желчи, крови) и серологическая (РНГА, ИФА, РНИФ методы). Экспресс-диагностика с помощью реакции коагглютинации, иммунофлюоресцентного метода и РНГА с иммуноглобулиновыми диагностикумами.

Принципы лечения и профилактики. Показания к обязательной госпитализации. Диета. Решающее значение патогенетической регидратационной терапии гастроинтерстициальной формы, направленной на нормализацию водно-солевого обмена, дезинтоксикацию, борьбу с гипоксией, метаболическим ацидозом, на поддержание сердечно-сосудистой деятельности, функции почек.

Определение болезни. История изучения заболевания. Этиология. Возбудитель, его основные свойства. Современная классификация шигелл. Устойчивость возбудителя во внешней среде. Морфологическая и серологическая характеристика.

Эпидемиология. Источник инфекции. Оптимальные пути передачи для различных видов шигелл. Сезонность.

Патогенез, патологическая анатомия. Входные ворота инфекции. Роль инвазивных и токсигенных свойств возбудителя.

Клиника. Клиническая классификация дизентерии. Варианты течения.

Диагностика. Значение эпидемиологического анамнеза и клинического обследования больного. Бактериологический и серологический (РПГА с эритроцитарным дизентерийным диагностикумом, ИФА, НРИФ) методы. Вспомогательный копрологический метод диагностики. Экспресс-диагностика с помощью реакций коагглютинации, иммунофлюоресцентного метода и РНГА с иммуноглобулиновыми (антительными) диагностикумами.

Принципы лечения. Режим. Диетотерапия. Тактика этиотропного лечения больных. Патогенетическая и симптоматическая терапия. Профилактика
2.6. Преподавательские заметки.

При изложении темы «Холера» необходимо уделить внимание студентов на роль ученых Узбекистана в изучении холеры.

Подчеркнуть, что холера относиться к особо опасным инфекциям, отличается высокой заразительностью, быстрым течением, склонностью к эпидемии и пандемии. Для этой инфекции характерен короткий инкубационный период, почти нет продромального периода, при отсутствии необходимой помощи может быстро наступить летальный исход. Кроме того необходимо очень подробно остановиться на вопросах общей и специфической профилактики заболевания.

При изложении данной лекции необходимо отметить, что сальмонеллез также как и шигеллезы чрезвычайно часто встречается на территории нашей республики, особенно в летне- осенний период, особенно у детей. В отличие от шигеллезов сальмонеллезы почти всегда протекают тяжело, имеют склонность к генерализации инфекции, часто приводят к гиповолемическому или инфекционно-токсическому шоку, чреваты различными осложнениями с поражением легких, суставов, оболочек мозга и т.д. В распространении заболевания наибольшую опасность представляет водный и контактно бытовой путь передачи инфекции. Кроме того, опасность велика при употреблении зараженного мяса животных, птиц и яиц. Подробно необходимо рассказать о диагностике заболевания, роли бактериологических и серологических результатов т.к. диагноз больным устанавливается клинико-эпидемиологически, либо бактериологически, либо серологически.

При изложении данной лекции необходимо отметить, что шигеллезы чрезвычайно часто встречаются на территории нашей республики, особенно в летне- осенний период, чаще протекают в легкой и среднетяжелой форме, но встречаются и тяжелые формы болезни, вызванные шигеллами Григорьева - Шига. Наибольшую опасность представляет водный путь передачи инфекции. Обратить внимание на клиническую классификацию шигеллезов, особенно колитическую форму, при которой диагноз устанавливается клинически. Заслуживает внимания тот факт, что шигеллезы относятся к инвазивным диареям и для их лечения необходима антибактериальная терапия.
2.7. Раздаточный материал.

Клиническая классификация холеры

Методы лабораторной диагностики холеры

Типы противочумных костюмов

Общая и специфическая профилактика холеры

Клиническая классификация сальмонеллезов

Методы лабораторной диагностики и результаты анализов

Клиническая классификация дизентерии

Методы лабораторной диагностики дизентерии

Антибактериальные препараты, используемые для лечения дизентерии.


2.8. Оснащение лекции.

Виды холерного вибриона и его серотипы.

Клиническая классификация холеры.

Виды и клинические признаки эксикоза при холере.

Полиионные растворы, используемые в терапии холеры

Методы лабораторной диагностики холеры.

Типы противочумных костюмов.

Общая и специфическая профилактика холеры.

Диспансеризация реконвалесцентов.


Каталог: uum2 -> uum-bolalar-yuqumli-kasalliklari
uum2 -> Синдром поражения кожи
uum2 -> Министерство здравоохранения республики узбекистан ташкентская медицинская академия
uum2 -> Медленные инфекции, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз и др
uum2 -> Министерство здравоохранения республики узбекистан
uum2 -> Синдром Лихорадки
uum2 -> Лекция для студентов 7 курса лечебного факультета по теме
uum-bolalar-yuqumli-kasalliklari -> Рабочая программа по инфекционным и детским инфекционным болезням для воп
uum-bolalar-yuqumli-kasalliklari -> Текст лекций для студентов 6 курсов лечебного и медико-педагогического факультетов Составители: академик Даминов Т. А. Доцент Агзамходжаева Н. С. Ташкент – 2007 г
uum-bolalar-yuqumli-kasalliklari -> Вирусные гепатиты
uum-bolalar-yuqumli-kasalliklari -> Министерство здравоохранения республики узбекистан центр развития медицинского образования ташкентская медицинская академия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница