Рабочая программа по нормальной физиологии естественно научного цикла для специальности 31. 05. 01 «лечебное дело»



Скачать 113.2 Kb.
страница1/4
Дата01.05.2016
Размер113.2 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе,

Профессор____________С.Н.Маммаев

«___» __________________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

естественно - научного цикла

для специальности 31.05.01 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

специальное звание – ВРАЧ

Факультет Лечебно-профилактический

Кафедра Нормальной физиологии

Квалификация – Специалист

Форма обучения – очная

Второй курс, III и IV семестры

Всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах) 7/252 часа.

Лекций 48 часов.

Практические занятия 96 часов

Самостоятельная работа 72 часов

Экзамен в IV семестре.



Махачкала 2015год.

Расчет учебной нагрузки на лечебном факультете 2 курса по семестрам


Всего часов на 3 и 4 семестры -144 часов



3 семестр

Лекции - 24 часов







Практические занятия - 48 часа Всего - 72 часов

4 семестр

Лекции - 24 часов







Практические занятия - 48 часа Всего - 72 часов




Распределение учебных тем по семестрам

3 семестр

1)Введение в предмет нормальная физиология

- 3 часа




2)Физиология возбудимых тканей

- 6 часов

72 часов

3) Общая и частная нейрофизиология (ЦНС)

- 12 часов




4)Вегетативная нервная система

- 3 часов




5)Эндокринология

- 3 часа




6) Система крови

- 6 часа




7)Сердечно-сосудистая система

- 15 часов




Лекции

- 24 часов




Всего:

72 часа

4 семестр

1 )Физиология дыхания

- 6 часов




2)Физиология пищеварения

- 9 часов

72 часов

3)Обмен веществ и энергии

- 3 часов




4)Питание и терморегуляция

- 3 часов




5)Выделительная система

- 3 часов




6)Синтез - анализаторы

- 12часов




7)Высшая нервная деятельность (ВИД)

- 12 часов




Лекции

- 24 часов




Всего:

72 часов

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель - сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, об основных закономерностях функционирования и механизмах их регуляции при взаимодействии между собой и с факторами внешней среды, о физиологических основах клинико-физиологических методов исследования, применяемых в функциональной диагностике и при изучении интегративной деятельности человека.



Задачи:

  • формирование у студентов навыков анализа функций целостного организма с позиции интегральной физиологии, аналитической методологии и основ холистической медицины;

  • формирование у студентов системного подхода в понимании физиологических механизмов, лежащих в основе взаимодействия с факторами внешней среды и реализации адаптивных стратегий организма человека и животных осуществления нормальных функций организма человека с позиции концепции функциональных систем;

  • изучение студентами методов и принципов исследования оценки состояния регуляторных и гомеостатических систем организма в эксперименте, с учетом их применимости в клинической практике;

  • изучение студентами закономерностей функционирования различных систем организма человека и особенностей межсистемных взаимодействий в условиях выполнения целенаправленной деятельности с позиции учения об адаптации и кроссадаптации;

  • обучение студентов методам оценки функционального состояния человека, состояния регуляторных и гомеостатических при разных видах целенаправленной деятельности;

  • изучение студентами роли высшей нервной деятельности в регуляции физиологическими функциями человека и целенаправленного управления резервными возможностями организма в условиях нормы и патологии;

  • ознакомление студентов с основными принципами моделирования физиологических процессов и существующими компьютерными моделями (включая биологически обратную связь) для изучения и целенаправленного управления висцеральными функциями организма;

  • формирование у студентов основ клинического мышления на основании анализа характера и структуры межорганных и межсистемных отношений с позиции интегральной физиологии для будущей практической деятельности врача.



  • 2. Место дисциплины в структуре ООП:

  • Дисциплина «Нормальная физиология» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

  • в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика; психология и педагогика; история медицины; латинский язык; иностранный язык;

  • в цикле математических, естественнонаучных дисциплин, в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; гистология, эмбриология, цитология.

Является предшествующей для изучения дисциплин: гигиена; общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф; патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия; патофизиология клиническая патофизиология; фармакология; медицинская реабилитация; клиническая фармакология; дерматовенерология; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия; психиатрия, медицинская психология; оториноларингология; офтальмология; судебная медицина; акушерство и гинекология; педиатрия; пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; факультетская терапия, профессиональные болезни; госпитальная терапия, эндокринология; инфекционные болезни; фтизиатрия; поликлиническая терапия; общая хирургия, лучевая диагностика; анестезиология, реанимация, интенсивная терапия; факультетская хирургия, урология; госпитальная хирургия, детская хирургия; стоматология; онкология, лучевая терапия; травматология, ортопедия.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих

компетенций:

способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способности и готовности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способности и готовности к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);

способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).



В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные свойства и состояния возбудимых тканей, механизмы биоэлектрических явлений и их роль в кодировании биологической информации;

  • структурно-функциональные свойства и особенности регуляции процессов сокращения поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры;

  • принципы организации и функционирования центральной нервной системы (ЦНС) у человека и других млекопитающих, цефализации функций в процессе эволюции;

  • роль различных отделов и структур ЦНС в регуляции соматических и висцеральных функций организма. Рефлекторные дуги с висцеральным и соматически компонентами;

  • индивидуальные особенности организации и рефлекторной деятельности автономной нервной системы, ее участие в формировании целостных форм поведения;

  • механизмы функционирования и принципы регуляции эндокринных клеток, желез внутренней секреции и особенности их взаимодействия в условиях целенаправленного поведения и патологии;

  • система крови и её роль в поддержании и регуляции гомеостатических констант организма, функции крови, характеристику и функциональные особенности физиологических констант крови; группы крови и методы их определения, резус фактор и его роль в патологии, правила переливания крови, процессы свертывания крови;

  • основные этапы и показатели функции внешнего дыхания, дыхательный центр и его строение, особенности регуляции дыхания при различных нагрузках;

  • роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды в обеспечении жизнедеятельности организма;

  • физиологические особенности регуляции обмена веществ и энергии в организме в условиях действия экстремальных факторов среды и

  • профессиональной деятельности, основы здорового и адекватного питания, принципы составления рационов;

  • пищеварение как процесс, необходимый для реализации энергетической и пластической функций организма; особенности и закономерности структурно-функциональной организации функций желудочно-кишечного тракта, формирование голода и насыщения;

  • основные процессы и механизмы поддержания постоянства температуры тела;

  • основные этапы образования мочи и механизмы их регуляции;

  • основные невыделительные (гомеостатические) функции почек;

  • основные свойства сердечной мышцы и их отличия от скелетных мышц, механизмы электромеханического сопряжения, полости и клапанный аппарат сердца;

  • основные механизмы регуляции деятельности сердца, сердечный цикл;

  • физиологическую роль отделов сосудистой системы, линейную и объемную скорость кровотока, нейрогормональные механизмы регуляции сосудистого тонуса и системной гемодинамики;

  • особенности структурно-функциональной организации микроцирокуляторного русла различных регионов организма здорового человека, транскапиллярный обмен и его регуляция;

  • основные морфо-функциональные особенности организации различных отделов сенсорных систем;

  • формы проявлений высшей нервной деятельности (ВНД) у человека, классификацию и характеристику типов ВНД, варианты межполушарной асимметрии и её значение в деятельности врача;

  • механизмы образования условного рефлекса и его торможения, роль в клинической практике, компоненты функциональной системы поведенческого акта;

  • понятие и классификацию боли; особенности морфофункциональной организации ноцицептивной и антиноцицептивной систем;

  • механизмы и особенности формирования основных функциональных систем (ФУС) организма (поддержания постоянства уровня питательных веществ в крови, артериального давления, температуры внутренней среды, сохранения целостности организма и др.).

Уметь:

Использовать знания о:

  • методологических подходах (аналитическом и системном) для понимания закономерностей деятельности целостного организма;

  • теории функциональных систем для понимания механизмов саморегуляции гомеостаза и формирования полезного результата в приспособительной деятельности;

  • свойствах и функциях различных систем организма при анализе закономерностей формирования функциональных систем организма

  • здорового человека;

  • механизмах формирования специфических и интегративных функций, их зависимости от факторов внешней среды и функционального состояния организма;

  • видах и механизмах формирования проявлений высшей нервной деятельности при анализе организации ФУС здорового человека, для понимания механизмов психической деятельности; различных состояний мозга, целенаправленного поведения человека;

Анализировать:

  • закономерности функционирования возбудимых тканей, центральной нервной системы и желез внутренней секреции;

  • проявления функций крови;

  • особенности организации разных этапов дыхания и их регуляции;

  • функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной пищеварительной и терморегуляторной систем при обеспечении целенаправленной деятельности организма;

  • закономерности функционирования сенсорных систем человека;

  • особенности высшей нервной деятельности человека;

  • закономерности деятельности различных систем организма при разных функциональных состояниях;

- динамику физиологических процессов при разных видах стресса;

Проводить исследования:

  • состояния свертывающей системы организма, оценку групп крови и резус фактора;

  • основных физиологических свойств возбудимых тканей;

  • рефлекторной деятельности нервной системы и вегетативной реактивности;

  • функций сенсорных систем;

  • болевой чувствительности;

  • высших психических функций;

  • индивидуально-типологических характеристик человека;

  • показателей деятельности соматической и висцеральных систем (дыхания, сердечно-сосудистой) при разных функциональных состояниях организма.

Владеть методами:

  • определение групп крови и резус фактора;

  • оценки результатов общего анализа крови;

  • оценки времени свертывания крови;

  • оценки осмотической устойчивости эритроцитов;

  • подсчета этроцитов и лейкоцитов;

  • оценки результатов общего анализа мочи;

  • пальпации пульса;

  • измерения артериального давления;'

  • исследования умственной работоспособности методом корректурного теста;

  • оценки функционального состояния методом вариационной пульсометрии;

  • определения физической работоспособности (методами Гарвардского степ-теста и PWC170);

  • оценки типов ВНД.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры






3

4

Аудиторные занятия (всего)

180

90

90

В том числе:










Лекции(Л)

36

18

18

Практические занятия (ПЗ)

144

72

72

Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа (всего)










В том числе:










Курсовой проект(работа)










Расчетно-графические работы

-

-

-

Реферат










Другие виды самостоятельной работы






















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)







экзамен

Общая трудоемкость час

зач. ед.












Тематический план

Лекций и практических занятий для студентов 2-го курса лечебного факультета на 3 семестр учебного года.

п/п

Тема лекций

Тема практических занятий

1.

Вводная лекция. Физиология системы крови. Функции крови.

Ознакомление с кафедрой и предметом «Физиология человека». Система крови, методики исследования.

2.

Состав крови. Форменные элементы крови и плазма крови.

Определение количества гемоглобина по Сали. Подсчет форменных элементов. Расчет цветового показателя.

3.

Защитные функции крови.

Свёртывание крови.



Определение СОЭ. Времени свёртывания. ОРЭ, гемолиз.

4.

Группы крови и переливание крови. Кровезаменители.

Определение групп крови и резус-фактора.

5.


Физиология возбудимых систем. Современные представления о биопотенциалах

Коллоквиум по системе крови

6.


Законы раздражение возбудимых тканей. Мионевральный синапс.

Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. Опыты Гальвани и Маттеучи.

7.


Физиология мышц. Механизм мышечного сокращения. Сила, работа и утомление мышц.

Законы раздражения возбудимых тканей: закон изолированного и двустороннего проведения по нерву. Закон физиологической целостности нерва

8.


Общая нейрофизиология, нейрон, рефлекс, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо.

Одиночное мышечное сокращение и тетанус. Динамометрия у человека.

9.


Торможение в ЦНС, виды торможения и современные взгляды на природу торможения.

Коллоквиум по возбудимым тканям.

10.


Координационная деятельность ЦНС, регуляция соматических и вегетативных функций.

Анализ рефлекторной дуги. Определение времени рефлекса по Тюрку. Хронорефлексометрия.

11.


Роль различных отделов ЦНС в регуляции мышечного тонуса и фазных движений.

Основные свойства нервных центров. Суммация и иррадиация возбуждений в ЦНС.

12.


Физиология вегетативной нервной системы.

Торможение в ЦНС: опыты Сеченова и Гольца. Влияние стрихнина.

13.


Вопросы эндокринологии, гипоталамо-гипофизарная система.

Тонические рефлексы (статические и статокинетические). Проба на динамическую и статическую атаксию.

14.


Физиология сердечно-сосудистой системы. Свойства и особенности миокарда.

Эндокринная система: влияние адреналина на зрачок и изолированное сердце лягушки. Йодная реакция Симоля.

15.

Регуляция деятельности сердца.

Коллоквиум по ЦНС и эндокринологии.


16.

Законы гемодинамики. Функциональная классификация

Методики исследования сердца: выслушивание тонов, определение границ и




сосудов.

сердечного толчка. Основы анализа ЭКГ.

17.

Особенности регионарного

кровообращения. Микроциркуляция.




Рефлексы сердца: глазосердечный, Гольца. Влияние гормонов и электролитов на изолированное сердце лягушки.

18.



Регуляция системного кровообращения. Функциональная система поддержания АД.

Методики измерения АД пальпаторным и аускультативньгм способами, изучение свойств пульса. Сфигмография.


Каталог: sites -> default -> files -> file-styles
file-styles -> Название темы
file-styles -> Рабочая программа по нормальной физиологии естественно научного цикла для специальности 32. 05. 01 «медико-профилактическое дело»
file-styles -> Министерство здравоохранения и Социального развития РФ
file-styles -> Перечень экзаменационных вопросов на вступительный экзамен в ординатуру по специальности «Эндокринология»
file-styles -> Рабочая программа учебной дисциплины фармакогнозия для специальности 33. 05. 01 «Фармация» Цикл С. 2 Математический, естественнонаучный
file-styles -> Рабочая программа по лекарственные растения Дагестана (наименование дисциплины) Цикл С. 2 Математический, естественнонаучный для специальности
file-styles -> Общая дерматология
file-styles -> Перечень экзаменационных вопросов по педиатрии для интернов и ординаторов
file-styles -> Название дисциплины


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница