Рабочая программа по учебному предмету «Экология среды обитания» за курс основного общего образования



Скачать 135.01 Kb.
Дата14.09.2017
Размер135.01 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лоухская средняя общеобразовательная школа»


Рабочая программа

по учебному предмету «Экология среды обитания»

за курс основного общего образования

Срок реализации – 1 год

Разработчики программы:

Бельская Г.И., учитель химии

Высшая квалификационная категория,

Фокина Л.В.- учитель биологии

Высшая квалификационная категория

2012 год

Пояснительная записка
Содержание курса является составной частью предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса. Это межпредметный (ориентационный) курс, призванный решать развивающие функции. Содержание соответствует познавательным возможностям девятиклассников и предоставляет ученику возможность приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Программа включает два модуля:

1. Металлы и здоровье человека, изучается в первом полугодии.

2. Мир, в котором я живу, изучается во втором полугодии.

Программа включает новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах; в нее включены прогрессивные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.

Программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного получения знаний, получения запланированных результатов, использования наиболее эффективных (активных) методов работы.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Цели:
1.Создать условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области исследования факторов, влияющих на состояние собственного здоровья.

2. Сформировать умения самостоятельно приобретать и применять знания.

3. Создать условия для развития творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе изучения курса обучающиеся приобретают следующие умения:


А) проводить исследования состояния окружающей среды и влияния ее на здоровье человека;

Б) вести мониторинг по оценке состояния здоровья человека;



В) обрабатывать данные и оформлять результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм.

Содержание курса модуля «Металлы и здоровье человека»
Введение. Молекулярно-генетический аспект. Понятие «здоровье» (ВОЗ). Факторы, влияющие на здоровье. Воздействие антропогенного загрязнения среды на молекулярные структуры и биохимические процессы в живых клетках. Действие тяжелых металлов-комплексообразователей на ферменты. Механизмы самозащиты организма. Понятие «ксенобиотики».

Тяжелые металлы и здоровье человека. Причина концентрации тяжелых металлов в окружающей среде. Источники загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами (сжигание топлива, диспергирование руд, металлургия, специфические источники). Тяжелые металлы, их биохимический круговорот, влияние на здоровье человека (сердечно-сосудистые заболевания, токсикологические, аллергические, онкологические заболевания). Действие соединений ртути, кадмия на организм человека.

Нобелевская премия за открытие кобаламина. Заболевания скота и человека, связанные с недостатком кобальта в организме (сухотка, злокачественное малокровие). Нобелевская премия по химии за 1964 год (Дороти Ходжкин). Кобальт в организме человека, его роль. Продукты, содержащие кобальт.

«Алюминиевые огурцы». Содержание алюминия в продуктах растительного и животного происхождения, в организме человека. Суточная норма для человека. Физиологическая роль алюминия. Влияние алюминия на состояние здоровья человека.

Атмосферная пыль – источник ванадия. Источники поступления ванадия в атмосферу и организм человека. Признаки интоксикации у человека. Органы, накапливающие ванадий. Суточная потребность. Влияние ванадия на здоровье человека. Физиологическая роль ванадия.

Марганец – защита от каракурта. Марганец в организме человека и животных: распределение, аккумуляция, физиологическая роль, диагностическая роль.

Магнит на шее как средство от головной боли. Аккумуляция, физиологическая роль, диагностическая роль железа. Суточная потребность. Железо в виде магнита в истории медицины (Гален, Авиценна). Хлороз растений, анемия млекопитающих. Роль витамина С в усвоении железа. Основные функции железа в организме человека.

Печень «хозяйка медной горы». ПДК меди в атмосфере, воздухе рабочей зоны. Пути поступления меди в атмосферу, почву, воду. Аккумуляция. Суточная потребность. Физиологическая роль. Медный купорос – медное удобрение и антисептик.

Рецепт от Парацельса. Пути поступления цинка в атмосферу, почву, воду. Аккумуляция. Суточная потребность. Физиологическая роль. Препараты цинка в медицине (глазные капли, присыпка, фенолсульфат, суспензия для больных сахарным диабетом). Цинк и змеиный яд. Диагностическая роль цинка.

Загрязнение окружающей среды свинцом и здоровье детей. Источники загрязнения среды ксенобиотиками. Действие ксенобиотиков на организм взрослого и детского организмов. Источники поступления свинца в окружающую среду. Пути поступления свинца в организм человека, его аккумуляция. Физиологическая роль. Хелатотерапия. Профилактика отравлений свинцом.

Микроэлементы и их роль в организме человека. Учение о биосфере Б.И. Вернадского о связи химического состава организмов с химическим составом земной коры. Биохимические пищевые цепи. Роль катионов макро- и микроэлементов в развитии организмов. Влияние микроэлементов на обменные процессы. Распределение и роль в организме человека соединений калия, натрия, магния, кальция, молибдена, стронция, кадмия, ртути, лития. Соотношение концентраций различных микроэлементов в организме. Свойства внешней среды и состояние здоровья человека (эндемические заболевания: уровская болезнь, железодефицитная анемия, близорукость, глаукома, онкология, сердечно-сосудистые заболевания). Диагностическая роль микроэлементов.

Практические работы: 1. Исследование загрязнения воздуха городским транспортом.2. Определение наличия тяжелых металлов в почве. 3. Определение ионов железа (III) в природных водах. 4. Воздействие на белки солей металлов.5. Влияние тяжелых металлов на активность каталазы.
Календарно-тематическое планирование

уроков по модулю «Металлы и здоровье человека»





Название темы

Количество часов

Вид занятия

1

Введение. Молекулярно-генетический аспект

1

Обзорная лекция

2

Тяжелые металлы и здоровье человека

1

Лекция

3

Нобелевская премия за открытие кобаламина

1

Семинарское занятие

4

«Алюминиевые огурцы»

1

Семинарское занятие

5

Атмосферная пыль – источник ванадия

1

Семинарское занятие

6

Марганец – защита от каракурта

1

Семинарское занятие

7

Магнит на шее как средство от головной боли

1

Семинарское занятие

8

Печень – «хозяйка медной горы»

1

Семинарское занятие

9

Рецепт от Парацельса

1

Семинарское занятие

10

Загрязнение окружающей среды свинцом и здоровье детей

1

Дискуссия

11

Микроэлементы и их роль в организме человека

1

Конференция

12

Исследование загрязнения воздуха городским транспортом

1

Практическая работа

13

Определение тяжелых металлов в почве

1

Практическая работа

14

Определение ионов железа(III) в природных водах

1

Практическая работа

15

Воздействие на белки солей металлов

1

Практическая работа

16

Влияние тяжелых металлов на активность каталазы

1

Практическая работа

17,5

Итоговое занятие

1,5

Тестирование

Итого: 17,5 часов за год



Требования к учащимся по модулю «Металлы и здоровье человека»


Обучающийся должен знать:


  1. Определение понятия «здоровье»

  2. Факторы, влияющие на здоровье.

  3. Влияние антропогенного загрязнения на молекулярные структуры и биохимические процессы.

  4. Источники загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами.

  5. Воздействие тяжелых металлов на организм человека.

  6. Роль кобальта в организме человека.

  7. Особенности алюминиевого обмена в организме человека и его нарушение.

  8. Распределение марганца в организме человека и его роль в процессах жизнедеятельности.

  9. Важнейшую роль железа в физиологии человека.

  10. Биологическую роль меди в физиологических процессах.

  11. Участие цинка в регуляции углеводного обмена и пути поступления его в организм человека.

  12. Особенности воздействия свинца на детский организм и профилактику свинцовых отравлений.

  13. 13. Микроэлементы и их роль в организме человека.



Учащийся должен уметь:


  1. Объяснять роль металлов в организме человека.

  2. Устанавливать взаимосвязи между состоянием организма человека и причинами, обусловившими его.

  3. Выявлять отличительные признаки нарушений обмена веществ, вызванных избытком или недостатком того или иного металла в организме человека.

  4. Осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках и применять ее.

  5. Проводить отбор проб для практических и исследовательских работ по определению степени загрязнения воздуха, почвы, воды солями металлов и др.

  6. Грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчетов, таблиц, графиков и др.

  7. Анализировать, делать выводы.

  8. Осуществлять мониторинг состояния исследуемого объекта.

  9. определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека.



Контрольно-измерительные материалы

по модулю «Металлы и здоровье человека»

Вопросы:

    1. Какое определение понятия «Здоровье» дано Всемирной организацией здравоохранения?

    2. Почему здоровье граждан является национальным достоянием, и какие факторы на него влияют?

    3. Как биохимический механизм действия многих загрязняющих веществ связан с изменением состояния биологических мембран?

    4. Что такое ксенобиотики и насколько они опасны для здоровья человека?

    5. Приведите примеры основных источников загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами.

    6. Почему тяжелые металлы легко включаются в биогеохимический круговорот и надолго в нем удерживаются?

    7. Приведите примеры (несколько) влияния тяжелых металлов на организм человека, источниках, путях их поступления, последствиях для здоровья и мерах предосторожности.

    8. За что английской исследовательнице Дороти Ходжкин присудили Нобелевскую премию?

    9. Верно ли утверждение, что алюминий является одним из наименее токсичных металлов?

    10. Признаки интоксикации человека ванадием.

    11. Почему содержание марганца в крови имеет большие диагностическое значение?

    12. Докажите, что железо как и любой другой микроэлемент, совершает в организме постоянный круговорот.

    13. Перечислите физиологические процессы в организме человека, в которых принимает участие медь.

    14. Докажите, что дефицит цинка у разных животных проявляется примерно одинаково. Приведите пример типичного проявления недостаточности цинка у человека.

    15. Чем объясняется высокая чувствительность детского организма к ксенобиотикам?

    16. После попадания в организм человека часть свинца остается в организме и оказывает необратимое воздействие на все системы органов. Есть ли методы выведения свинца из организма?

    17. Что включают в себя биохимические цепи?

    18. Какова роль микроэлементов в обмене веществ?

    19. Приведите примеры распределения и роли микроэлементов в организме человека.

    20. Дайте характеристику «уровской болезни». Какими причинами она вызывается?

    21. Что способствует возникновению и развитию железодефицитной анемии? Где она наиболее распространена?



Тесты

  1. Заболевание «сухотка» вызывается дефицитом:

а) алюминия б) марганца в) кобальта

2. В организме кобальт содержится:

а) в костях, крови, печени б) в мышцах, костях, крови

в) в печени, почках, поджелудочной железе

3.Источником поступления кобальта являются:

а) продукты только растительного происхождения

б) продукты только животного происхождения

в) продукты как растительного, так и животного происхождения

4. Кобальт в организме человека идет на синтез витамина

А) А б) С В) В12

5. В организме человека алюминий содержится:

А) в печени, почках, костях

Б) поджелудочной железе, почках, крови

В) легких, костях, головном мозге

6. Источником поступления алюминия в организм являются:

А) рис, мясо, молоко, мясо

Б) яйца, чечевица, рис

В) шпинат, мясо, рис

7. Суточная потребность взрослого человека в алюминии:

А) 19 мг б) 49 мг в) 109 мг

8. В организме человека алюминий влияет на:

А) липидный обмен

Б) белковый обмен

В) фосфорный обмен

9. Ванадий в организме человека содержится:

А) в костях, зубах, легких

Б) печени, почках, костях

В) крови, мышцах, жире

10. Одним из «собирателей ванадия» является гриб:

А) мухомор б) бледная поганка в) сатанинский гриб

11. Суточная потребность человека ванадии:

А) 1 – 3 мг б) 1 – 4 мг в) 1 – 7 мг

12. На липидный обмен в организме человека влияет:

В) ванадий б) алюминий в) кобальт

13. Марганец в организме человека содержится:

А) в печени, почках, костях

Б) легких, костях, крови

В) в костях, печени, жире

14. Марганец отсутствует:

А) в мясе б) белках куриного яйца в) рисе

15. На процессы кроветворения влияет:

А) ванадий б) кобальт в) марганец

16. В организме человека железо находится:

А) в крови, печени, селезенке

Б) в печени, почках, мышцах

В) в костях, зубах, крови

17. Дефицит железа у человека может возникнуть лишь в результате недостаточного потребления или плохой усвояемости:

А) углеводов б) жиров в) белков

18. Суточная потребность в железе:

А) 0.008 – 0.01 мг б) 0,01 – 0.08 мг в) 0,001 – 0,008 мг

19.Общее содержание меди в теле человека:

А) около 8 г б) около 80 мг в) около 0,8 г

20. В организме медь наибольшее влияние оказывает на процесс:

А) тканевого дыхания б) синтеза мышечных белков

В) углеводного обмена

21. Эндемический зоб возникает при дефиците меди, которая нужна для усвоения больших доз:

А) железа б) кальция в) йода

22. В сетчатке глаза, предстательной железе и сперме обнаруживается наибольшее количество:

А) ванадия б) кобальта в) цинка

23. Особенно много цинка содержится в грибах:

А) бледных поганках б) вашенках в) мухоморах

24. Типичным проявлением недостатка цинка у человека является:

А) гигантизм б) карликовость в) слабоумие

25. При сильных отравлениях металлом методами хелатотерапии из организма человека можно вывести:

А) свинец б) кобальт в) алюминий


Проекты


  1. Токсические свойства алюминия и его соединений.

  2. Основные пути распространения тяжелых металлов в среде.

  3. Повышенное содержание ртути в пищевых продуктах и питьевой воде как причина нарушения работы систем органов человека.

  4. Железо в истории медицины. От Галена и Авиценны до наших дней.

  5. Высокая чувствительность детского организма к ксенобиотикам и вызванное их воздействием ограничение функциональных возможностей органов.

Учебно – методический комплект
. Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. Автор О.С.Габриелян. Допущено Министерством образования и науки РФ (2 часа в неделю).

Учебники и учебные пособия:

О.С. Габриелян. Химия 8 класс. «Дрофа». 2001.

О.С. Габриелян. Химия 8 класс. 11-е издание, исправленное «Дрофа», Москва, 2006.

О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. Химия. Рабочая тетрадь. К учебнику О.С. Габриелян «Химия. 8 класс», М., Дрофа, 2008

О.С. Габриелян. Химия 9 класс. «Дрофа». 2001.

О.С. Габриелян. Химия 9 класс. «Дрофа». 2008.

О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. Химия. Рабочая тетрадь. К учебнику О.С. Габриелян «Химия. 9 класс», М., Дрофа, 2008
Дополнительная литература:

1. О.С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М., «Блик плюс». 2000 г.

2. О.С. Габриелян. Методическое пособие 8-9 класс. М., «Дрофа». 2001 г.

3. О.С. Зайцев, Н.И. Габнусева. Разноуровневые задания по курсу химии. М., 1998 г.

4. М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки по химии». К учебникам О.С. Габриеляна и др. 8 класс, «Вако», Москва, 2004

5. Химия. 8 класс .Контрольные и проверочные работы. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс», М., Дрофа, 2008

6. О.С.Габриелян. Пособие для учителя химии по планированию учебного материала в 8,9,10 и 11 классах.

7. В.Г. Денисова. Химия 9 класс. «Братья Гринины». Волгоград, 2002.

8. М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки по химии». К учебникам О.С. Габриеляна и др. 9 класс, «Вако», Москва, 2005

9. Химия. 9 класс Контрольные и проверочные работы. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс», М., Дрофа, 2008




Информационные ресурсы


1.

Образовательная коллекция. Химия. Базовый курс.8-9 классы

1

2.

Образовательная коллекция. Самоучитель. Химия для всех –XXI.Решение задач

1

3.

Комплект ЦОР. О.С. Габриелян. Химия. 8 класс

1

4.

Комплект ЦОР. О.С. Габриелян. Химия. 9 класс

1

5.

Комплект ЦОР. О.С. Габриелян. Химия. 10 класс

1

6.

Комплект ЦОР. О.С. Габриелян. Химия. 11 класс

1

7.

ВФ. Химия вокруг нас

1

8.

ВФ. Неорганическая химия. Азот и фосфор

1

9.

ВФ. Неорганическая химия. Углерод и кремний

1

10.

ВФ. Неорганическая химия.

1

11.

ВФ. Неорганическая химия.

1

12.

ВФ. Органическая химия.

1

13.

ВФ. Органическая химия.

1

14.

ВФ. Органическая химия.

1

15.

ВФ. Органическая химия.

1



Каталог: pasport -> files
files -> Рабочая программа по учебному календарному графику рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10-11 классы) базовый уровень, в том числе на практические и лабораторные работы
files -> Пояснительная записка Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью гуманитарного образования школьников
files -> Оздоровительные тренировки
pasport -> 2014 г. Школьный уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса
files -> Принято утверждено
files -> На педагогическом совете
files -> Конкурса «Новой школе новые стандарты»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница