Рабочая программа предмета предпрофильной подготовки «Психология здоровья школьников»



Дата01.10.2017
Размер112 Kb.
ТипПояснительная записка


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 44

Рабочая программа

предмета предпрофильной подготовки



«Психология здоровья школьников»

Автор: Данилова Марина Владимировна,

педагог-психолог МОУ СОШ № 44

г. Рыбинск Ярославской области

Рыбинск, 2015

Пояснительная записка

Только в сильном, здоровом теле

дух сохраняет равновесие,

и характер развивается

во всем своем могуществе

Герберт Спенсер
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни. Наша школа является муниципальным ресурсным центром по теме «Формирование системы здоровьесохранной педагогики».

Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни.

В современных условиях развития общества появилось достаточно большое количество социальных факторов, которые крайне негативно сказываются на состоянии здоровья учащихся. Различные нарушения здоровья часто сопровождаются угнетёнными психическими состояниями, которые в значительной мере ухудшают качество жизни школьников и их родителей. Такие психологические проблемы современного общества, как агрессия, депрессия, стресс и другие оказывают своё негативное влияние на социализацию обучающихся, но они могут быть решены благодаря компетентному использованию возможностей практической психологии. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Именно такие возможности реализуются в предлагаемом курсе дополнительного образования «Психология здоровья школьников».

Курс для предпрофильной подготовки учащихся старших классов предметно – ориентированный, рассчитан на 35 часов. Содержание, структура соответствует возрастным особенностям подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, касающихся их здоровья. Курс «Психология здоровья школьников» поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие их вопросы. Новизна рассматриваемого курса проявляется в освоении широкого круга ранее изученного материала, способов деятельности и углублении научных знаний.

Цель: изучение содержания, форм и методов поддержания психологических основ здоровья обучающихся школы, формирование условий для их полноценной жизненной самореализации, ориентирование детей на здоровый образ жизни.

Задачи:


  • дать теоретические и практические знания по школьным неврозам и невротическим расстройствам здоровья;

  • информировать обучающихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья;

  • сформировать у детей правильное представление о роли здоровья в реализации личностного потенциала человека и на этом базисе воспитать отношение к здоровью как к важнейшему жизненному приоритету;

  • обучить основам здорового образа жизни;

  • раскрыть сущность проблем при зависимых нарушениях поведения (курение, алкоголизация подростков, опасность наркотической зависимости), показать возможности оказания психологической помощи;

  • научить навыкам саморегуляции поведения при развитии состояний школьной дезадаптации;

  • воспитать общую культуру и её неотъемлемую часть – культуру здоровья посредством реализации программы «Психология здоровья школьников».




Образование

Развивитие

Воспитание

- побудить учащихся к изучению собственного организма, укреплению

здоровья


- осуществлять предпрофильную подготовку, оказывать помощь в определении профиля обучения в старшей школе

- научить анализировать свой образ жизни, осознавать причины нарушения в работе основных систем человеческого организма, дать понятие о мерах профилактики заболеваний

- формировать умение рационально использовать время труда и отдыха

- научить сохранения правильной осанки, зрения, правилам приготовления

здоровой пищи и рационального питания


- развивать наблюдательность, навык правильной самооценки,

самонаблюдения

- развивать умение дорожить своим здоровьем, негативное отношений к вредным привычкам

- развивать стремление соблюдать режим дня, правила гигиены

- развивать умение проводить практические исследования

- развивать умения работать с дополнительной научной и занимательной литературой по предмету, материалам периодической печати,

анализировать информацию, полученную из средств массовой информации

- развивать умение убеждать учащихся в необходимости ведения здорового образа жизни



- помогать учащимся в самоопределении

- осуществлять гигиеническое воспитание,

- способствовать формированию

здорового образа жизни в целях сохранения психологического,

физического и нравственного здоровья человека

- воспитывать любовь к самому себе как к уникальному существу на Земле, вызывая желание прожить достойную, полноценную жизнь

- помогать учащимся в самореализации, в укреплении веры в себя и свои способности, профессионально определяться, помогать преодолевать негативное влияние среды, бороться с причинами, мешающими развитию и самоутверждению



Мотивация создания программы

В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении (нет здоровья). Современные дети не имеют четких представлений о закономерностях процессов, протекающих в собственном организме, о путях преодоления переутомления, способах поддержания высокого уровня работоспособности, культуры физической деятельности, правилах рационального питания, ухода за чистотой тела, значимость которых выросла в связи с увеличением нервно-психологических нагрузок и осложнением экологической обстановки.

Представленная программа ориентирована на школьника, она знакомит его с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой. Это попытка создать единый «человекоцентрический» предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, антропологии, многим другим предметам служит самопознанию, самопонятию и самоуважению. Только наличие собственной шкалы ценностей может служить основанием для признания аналогичной у сверстника.

Программа дает учащемуся возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных неувязок и т.д. Для того чтобы помочь детям, и создана данная программа.

Программа курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.

При реализации учебной программы предусмотрены разные методы подачи учебного материала, различные формы учебной деятельности обучающихся:



  • заполнение рабочей тетради;

  • разработка и реализация проектов по темам исследований;

  • проведение исследований и составление презентаций по изучаемым темам;

  • умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;

  • оформление и защита исследовательских работ учащимися;

  • самодиагностика и освоение элементарных методов практического психологического воздействия;

  • проведение практикумов, тренингов, семинаров, научно-практической конференции по теме курса с использованием стендовых проектов, докладов.

При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, взаимопроверка, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа, по карточкам). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.

Курс «Психология здоровья школьников» состоит из трех частей – теоретической (лекционной), экспериментально-диагностической и практической. Теоретическая часть включает теоретический лекционный материал (урок-лекция). Экспериментально – диагностические занятия предназначены для демонстрации психологических явлений, после предварительного знакомства с психодиагностическими методиками (урок-беседа, урок-семинар). В практические занятия входит психодиагностика и освоение элементарных методов практического психологического воздействия, развитие различных личностных и индивидуальных качеств (урок-беседа, урок-семинар, конференция, практические работы).

В течение года, при завершении изучения блока материала предполагаются контрольные занятия, которые могут быть предложены обучающимся, которые не проявляли активности во время текущей работы, они могут проходить в форме опросов, тестов, докладов или рефератов. Обязательным для всех является написание одного реферата за весь курс предмета и его защита. По окончании всего курса предполагается итоговая аттестация в виде проекта. Ученики показывают знания теории и умение применить полученные знания на практике.

Подача информации строится на принципах:



Принцип активности. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники оказываются вовлеченными в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проигрывает, и девяносто того, что делает сам.

Принцип исследовательской (творческой) позиции. Исходя из этого принципа, педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и апробировать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.

Принцип партнерского общения. Партнерским общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а так же их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.

Выполнив программу курса «Психология здоровья школьников»



школьники будут знать:

• причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;

• мотивы здорового образа жизни;

• отрицательное влияние вредных привычек, «болезней поведения» на организм подростка;

• пути формирования здорового образа жизни.

школьники будут уметь:

• оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;

• воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

школьники будут применять:

• полученные знания на практике;

• полученные знания для осознанного выбора профессии.

Ожидаемый результат: После реализации программы «Психология здоровья школьников» образовательный потенциал учащихся должен отвечать следующим требованиям:

1. Старшеклассник имеет активную гражданскую позицию.

2. Понимает сущность ответственности за свое здоровье.

3. Умеет противостоять опасному давлению окружающей среды.

4. Умеет находить выход в нестандартных опасных для жизни ситуациях.

5. Умеет на научной основе организовать свой труд, владеет приемами релаксации, заботится о здоровье своем и своих близких, владеет операциями по сбору, систематизации и хранению необходимой информации.


Содержание программы




Тема занятий

Количество

часов

Раздел 1. Возрастные основы индивидуального развития

1.

Психологические основы здоровья школьников. Роль образа жизни в индивидуальном развитии.

1

2.

Психология младшего школьника. Психология подростка и старшего школьника. Критические возрасты и здоровье. Анатомо – физиологические и психологические особенности детей школьного возраста.

1

3.

Факторы риска ухудшения здоровья учащихся. Гигиена девочки и мальчика. Мода, вредные привычки и здоровье.

1

Раздел 2. Понятие о здоровье и образе жизни

4.

Что значит ЗОЖ, как научиться вести здоровую жизнь.

Культура здоровья. Как её воспитать. Принципы сознательности и активности как основа здоровьесберегающих технологий.



1

Раздел 3. Как научиться учиться

5.

Понятие об умственной деятельности. Психофизиология умственной деятельности.

1

6.

Как определить особенности своей памяти. Тренировка памяти.

1

7.

Как предупредить нарушения зрения, осанки, дыхания и кровообращения при учебной деятельности.

1

8.

Как организовать своё рабочее место. Как правильно готовить домашние задания. Методы предупреждения раннего умственного утомления и повышения работоспособности.

1

Раздел 4. Закаливание и профилактика простуд

9.

Основные причины и меры предупреждения простуд. Как отличить простуду от гриппа. Поведение при простуде и гриппе. Поведение при сезонных эпидемиях гриппа. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата.

1

10.

Методы укрепления иммунитета. Средства и принципы закаливания.

1

Раздел 5. Психофизическое здоровье и его тренировка

11.

Понятие о психическом здоровье и определяющих его факторах. Индивидуальные особенности психики человека, как их определить и корректировать. Учёт индивидуальных особенностей человека в образе жизни, поведении, выборе профессии и т.д.

1

12.

Понятие о биоритмах и их учёт в жизнедеятельности. Роль сна в обеспечении психического здоровья; гигиена сна. Как правильно построить свой режим.

1

13.

Причины конфликтов, пути их предупреждения и преодоления.

1

Раздел 6. Профилактика вредных привычек

14.

Возрастное развитие и вредные привычки. Влияние психоактивных веществ на растущий организм. Зависимое и независимое поведение школьников.

1

15.

Как выработать у себя активную позицию в решении собственных проблем. Формирование устойчивости к вредным привычкам и отучение от них.

1

Раздел 7. Двигательная активность

16.

Роль двигательной активности в развитии человека. Движение есть жизнь. Место двигательной активности в жизни ученика.

1

17.

Физическая культура: задачи и средства. Занятия спортом: за и против. Как правильно регулировать физические нагрузки.

1

Раздел 8. Половое воспитание

18.

Понятие о биологическом и социальном назначении полов. Половые психофизические особенности и их учет в образе жизни. Закономерности и особенности образа жизни девушки и юноши.

1

19.

Как понимать женскую и мужскую красоту. Быть гордым за принадлежность к своему полу и уважать противоположный пол.

1

20.

Понятие о симпатии, влюблённости, любви.

1

Раздел 9. Действия в чрезвычайных ситуациях

21.

Чрезвычайные ситуации: виды и причины. Поведение человека в чрезвычайных ситуациях.

1

22.

Как оказать срочную доврачебную помощь. Острые состояния у человека: их причины и предупреждение; поведение человека при их возникновении.

1

Раздел 10. Эмоционально-волевая сфера личности школьников

23.

Причины детской и подростковой агрессивности. Особенности проявления агрессии у детей школьного возраста.

1

24.

Что такое нормальное поведение в школьном возрасте и какое поведение можно считать девиантным. Психологический стресс и риск расстройств здоровья школьников. Школьные стрессоры. Резервы психической саморегуляции в школьном возрасте. Психологическая помощь при стрессе. Способы преодоления негативных явлений в жизни школьника.

2

25.

Влияние эмоционального благополучия школьника на успешность его обучения. Понятие способности и одарённости. Как управлять собой. Составление дневника самовоспитания.

1

Раздел 11. Психология отношений «учитель-ученик»

26.

Ученик как личность. Формирование мотивации к обучению. Формы психологического взаимодействия учителя и учеников.

1

27.

Воспитание культуры общения у учащихся как средства обеспечения психического комфорта в школе. Культура ученика как фактор его хороших взаимоотношений с учителем. Основы общения.

1

Раздел 12. Психология семейных отношений как неотъемлемая часть культуры здоровья

28.

Выстраивание здоровых внутрисемейных отношений. Особенности детско-родительских отношений в семье.

1

29.

Проблемы детей в семьях и пути их решения. Нормализация семейно-психологического благополучия.

1

Раздел 13. Я отвечаю за себя и своё здоровье

30.

Что зависит от меня. Моё здоровье – основа моей жизни. Как моё здоровье зависит от меня. Составление карты здоровья.

1

31.

Значение природы для здоровья и отдыха человека.

1

32.

Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, видеороликов, собранной информации.

3

Итого:

35 часов



Анализ результатов:
Результативность и эффективность выявляется с помощью наблюдений за школьником, бесед, экспертной оценки специалистов, анализа продуктов творческой деятельности учащихся и содержания записей рабочей тетради «Психология здоровья школьников» (зачетная ведомость), защиты презентаций, проектов.

Литература:

(для педагогов)

  1. Богарад И.В. «Больной и врач». М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).

  2. Вайнер, Э. Н. «Методология и практика формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды» [Текст] / Э. Н. Вайнер, Т. С. Анисимова, Л. М. Пашкова. – Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2005. – 207 с.

  3. Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.

  4. Волков Г.И. «Нервный ребенок: каприз или болезнь?» - М.: знание, 1982. – 224с.

  5. Гришанова О. С. «Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг» [Текст] / О. С. Гришанова, Е. В. Гусева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 248 с.

  6. Росляков Г.Е. «Враги нашего здоровья». М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).

  7. Чуднов В.И. «Берегите тишину». М., «Медицина», 1978.

  8. Шарафуллина Ж. В., Уланова С. А. « Средовой подход к здоровьесбережению школьников» Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки).

  9. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 «Как вырастить ребенка здоровым?» – М.:АНС, 1993 – 384 с.

  10. Энциклопедия народная медицина. Т.1. «Авитаминозы – простуда». – М.: АНС, 1992 – 400с.


(для учащихся)

1. Коростылев Н..Б. «От А до Я» изд. Медицина, 1980 год.

2. Ротенберг Р. «Расти здоровым»: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.

3. Соколов Ю.Е. «Книга знаний для детей». – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.

4. Тихонова А.Е. «Здоровье человека и экология Хабаровского края». – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2004 – 160 с

5. Жербин Е.А. «Река жизни». – М.; Знание, 1990 – 224с.



6. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. «Архитектура души». М.; Аванта + , 2002. – 640с.


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница