Рабочая программа учебного курса



Скачать 37.36 Kb.
Дата30.04.2016
Размер37.36 Kb.
ТипПротокол
02.21.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кучеряевская основная общеобразовательная школа

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области



РАССМОТРЕНО

На ШМО


Протокол № 1

от «26» августа 2015г.

________ / _______________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ Семенютина С.Н.

«26» августа 2015г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Кучеряевская ООШ

____________ Солодунова В.В.

Приказ № 61/1 от 27.08.2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Химия»

для 9 класса (II ступень)


2 часа в неделю 70 ч.- в год

Из них: федеральный компонент-70 ч.

региональный компонент – 0 ч.

школьный компонент - 0 ч.

Составил учитель химии

Гайдуков Алексей Петрович



2015- 2016 учебный год.

Пояснительная записка.

Программа: О.С.Габриеляна для 9 класса, соответствует обязательным минимумам содержания основного общего и общего среднего образования по химии и обеспечена учебно-методической литературой, разработана с учётом действующей «Концепции школьного химического образования», в которой заложены идеи концентрического построения курса химии, с учётом межпредметных связей.

Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождение её от избытка конкретного материала. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Ведущими идеями предлагаемого курса являются:



  • материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

  • причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

  • познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

  • объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;

  • конкретное химическое соединение участвует в круговороте химических элементов и химической эволюции;

  • знание законов химии даёт возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;

  • практика – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

  • развитие химии и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

В содержании курса 9 класса вначале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим раскрываются также и свойства важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за их качеством.




Содержание тем учебного курса.

  1. Введение (5 ч).

Общая характеристика химических элементов. Характеристика элемента по положению в Периодической системе Д.И.Менде-леева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и окисления-восстановления. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Контрольная работа №1 по основным химическим понятиям.

  1. Металлы (16 ч).

Век медный, бронзовый, железный. Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева. Строение атомов, метал-лические кристаллические решетки и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений. Практическая работа № 1 «Осуществление цепочки химических превращений». Получение металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение. Общие свойства щелочных металлов: строение атомов, нахождение в природе, способы получения. Важнейшие соединения щелочных металлов: оксиды, гидроксиды, соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общие свойства щелочноземельных металлов: строе-ние атомов, простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов: оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Бериллий, магний, их применение.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства. Амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия. Важне-йшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства. Генетические ряды двух- и трёхвалентного железа. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства. Практическая работа № 2 «Получение и свойства соединений металлов». Контрольная работа №2 по теме «Металлы». Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи на распознавание веществ».

  1. Неметаллы (26 ч).

Общая характеристика неметаллов: положение в ПСХЭ, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера неме-талличности. Ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Химические элементы в клетках живых организмов. Водород. Общая характеристика галогенов. Строе-ние атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Халькогены. Кислород, озон, воздух. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение. Сульфиды, оксиды, их получение, свойства и применение. Серная кислота, её соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты. Практическая работа № 4 «Экспериментальные задачи по теме «Халькогены». Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы». Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свой-ства и применение. Кислородные соединения азота. Азотная кислота, её свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблемы их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения. Общая классификация удобрений. Практическая работа №5 «Распознавание минеральных удобрений». Углерод. Строение ато-ма, аллотропия, свойства и применение Кислородные соединения углерода, их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, со-да, поташ, их значение в природе и жизни человека. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и при-менение. Оксид кремния, его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Практическая работа №6 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода». Решение упражнений и задач. Контрольная работа №4 по теме «Подгруппы азота и углерода».

  1. Органические вещества (14 ч).

Вещества органические и неорганические. Причины многообразия углеродных соединений. Предмет органической химии. Тео-рия строения органических соединений А.М. Бутлерова. Предельные углеводороды. Алканы. Строение молекулы метана. По-нятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов. Применение метана. Непредель-ные углеводороды. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле. Свойства этилена. По-нятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных – на примере этиленгликоля. Трёхатомный спирт глицерин. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Алкины. Ацетилен, тройная связь в молекуле. Приме-нение ацетилена на основе его свойств: горение, присоединение хлороводорода, полимеризация в поливинилхлорид, гидрата-ция. Понятие об альдегидах на примере уксусного. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные карбоновые кислоты на примере уксусной, её свойства и применение. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах как амфотерных органических соединения. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль. Полимеры. Решение упражнений и задач. Контрольная работа №5 по теме «Органические вещества».

  1. Повторение (5 ч).

Даты открытия химических элементов. Понятие о химической мелиорации почв. Азотные, фосфорные и калийные удобрения, расчёт их питательной ценности. Решение типовых заданий и расчётных задач за 9 класс. Итоговая контрольная работа №6.

Количество часов в неделю: 2.

Количество часов за год: 70.

Количество контрольных работ: 6.

Количество практических работ: 6.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Ученик должен знать:

важнейшие свойства и применение серы, серной кислоты; азота, аммиака, азотной кислоты, нитратов; аллотропных видоизменений углерода, оксидов углерода, карбонатов; общие свойства металлов, их оксидов и гидроксидов; важнейшие минеральные удобрения (азотные, фосфорные, калийные); определения понятий: сильные и слабые электролиты, реакции ионного обмена, кислота, основание, амфотерное соединение, соль, металлическая связь, скорость химических реакций, химическое равновесие, условия его смещения.

уметь:

составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей, полные и сокращённые ионные уравнения изученных реакций и аналогичных им; определять хлорид-ионы, сульфат-ионы, карбонат-ионы, ионы аммония; выполнять расчёты массы, объёма, количества вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке или содержит примеси; на основе изученных теорий и законов устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами, применением веществ; делать выводы и обобщения.


Перечень УМК: учебник ХИМИЯ 9 класс. О.С.Габриелян. М.: Дрофа, 2009.

Химия. 9 класс: Поурочные планы. Денисова В.Г. Волгоград: Учитель, 2003.

И.И. и Н.С. Новошинские. Сборник упражнений для 8-9 классов. М.: «Просвещение», 2004.

Используемые педтехнологии: развитие критического мышления,

проблемно-интегративное обучение,

развивающее обучение.

Литература и средства обучения.

Для учащихся:



  • Энциклопедия для детей. Т.17. Химия. – М.: Аванта+, 2002.

  • Савинкина Е.В. Химия: сборник задач. 8-9 классы. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001.

  • Величковский Б.Т. Здоровье и окружающая среда. М, 1993.

  • Новиков Ю.В. Природа и человек. М.: Просвещение, 2001.

  • Хомченко Г.П. Задачи по химии. М.: Высшая школа, 1997.

  • Химия в быту. Смоленск. Русич, 1996.

  • Сопова А.С. Химия и лекарства. Л.,1982.

  • Я познаю мир. Химия. М.: Астрель, 2004.

  • Многоликая химия. Г.Д.Харлампович. М.: Просвещение, 1992.

  • Химическая энциклопедия. Т.5. М., 1995.

  • «Химическая энциклопедия» Т.1. М.,1988.

  • Кульский Л.А. «Проблемы чистой воды». Киев, 1974.

  • Бой с пожирателями металлов. М., 1990.

Для учителя:

  • Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. – М.: Аквариум, 1997.

  • Егоров А.С. Все типы расчётных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

  • Савинкина Е.В. Химия: сборник задач. 8-9 классы. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001.

  • Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8-11 кл. / Сост. Н.И. Габрусева. – М.: Дрофа, 2001.

  • Программно-методические материалы. Химия: Средняя школа. 8-11 кл. / Сост. С.В. Суматохин. – М.: Дрофа, 2001.

  • Настольная книга учителя химии / Авт.-сост. Н.Н. Гара. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.

  • Поурочные разработки по химии. М.Ю.Горковенко. М.: ВАКО, 2004.

  • Новошинские Сборник упражнений для 8-9 классов.

  • Современные технологии в процессе преподавания химии. С.В.Дендебер, О.В.Ключникова.- М.: 5 за знания, 2007.

  • От корпоративного обучения к проектной деятельности. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007.

  • Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. 8-11 классы. - М.: Вентана-Граф, 2007.

  • Обучение химии. 8-9 класс. Решение интегративных учебных проблем. - М.: Вентана-Граф, 2006.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема занятия

Целеполагание

Дата

план

факт

1

1.Введение(5 ч).

Характеристика элемента по положению в ПСХЭ.



Актуализировать знания о физическом смы-сле порядкового номера элемента, номера группы и периода, о составе ядра, изотопах.







2

Переходные элементы. Амфотерность.

Дать понятие переходных элементов, пока-зать их амфотерные свойства, записывать уравнения. ЛО 1.







3

Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Актуализировать знания о структуре перио-дической системы, зависимости свойств элемента от его положения в ней; о значении периодического закона.







4

Решение упражнений и задач.

Повторение, обобщение и закрепление знаний 8 класса; решение типовых заданий.







5

Контрольная работа №1 по осн

овным химическим понятиям.



Контроль знаний, умений и навыков.






6


2.Металлы (16 ч). Век мед-ный, бронзовый, железный.

Познакомить со становлением химии как науки.







7

Положение металлов в ПСХЭ, строение атомов, кристалличе-ские решетки.

Формировать представление о зависимости физических свойств металлов от типа крис-

таллической решетки и строения атома.









8

Физические свойства металлов.

Познакомить с главными свойствами металлов, их классификацией.







9

Сплавы.

Формировать представление о сплавах и их классификации.







10

Химические свойства металлов.

Представление об электрохимическом ряде напряжений металлов; развивать умения составлять уравнения реакций.







11

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений».

Проведение реакций генетических преобразований.







12

Получение металлов.

Формировать представление о металлургии, способах получения металлов разной активности.







13

Коррозия металлов.

Формировать представление о коррозии как окислительно-восстановительном процессе, способах защиты металлов от коррозии.







14

Щелочные металлы. Калийные удобрения.

Отработать умение характеризовать элемен

ты, знания о химических свойствах основн

ых оксидов, щелочей, значении, применени








15

Щелочноземельные металлы.

Продолжить знания о переходных элемен-тах, умения составлять уравнения химичес-ких реакций. Жесткость воды. ЛО 2.







16

Алюминий.

Формировать представление об амфотерны

х свойствах алюминия, его соединений.ЛО3









17

Железо.

Формировать представление о химических свойствах железа, изменении его степени окисления, качественных реакциях. ЛО 4.







18

Практическая работа № 2 «По-лучение и изучение свойств соединений металлов».

Практическое доказательство амфотерности железа или алюминия.







19

Обобщение, решение задач.

Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме; решение типовых задан.







20

Контрольная работа №2 по теме «Металлы».

Контроль знаний, умений и навыков.







21

Практическая работа №3 «Эк-спериментальные задачи по распознаванию веществ».

Проведение качественных реакций и запись ионных уравнений.






22


3.Неметаллы (26 ч).

Ряд электроотрицательности.



Формировать представление о положении неметаллов в ПСХЭ, зависимость строения атомов и свойств, о причинах аллотропии.







23

Неметаллы - простые вещества. Аллотропия.

На примере кислорода показать характер-ные свойства неметаллов, качественные реакции.







24

Химические элементы в клетках живых организмов.

Дать понятия: макро- и микроэлементов, витаминов, ферментов, гормонов, значение.







25

Водород.

Познакомить с двойственным положением водорода в ПСХЭ, строением, свойствами.







26

Галогены.

Закрепить главные свойства ло 5 и строение атомов галогенов и изменение их свойств.







27

Получение и применение соединений галогенов.

Показать закономерности изменения свойс-тв галогенов по группе, дать знания о гало-геноводородах, галогенидах металлов, их качественных реакциях. ЛО 6.







28

Биологическое значение и применение галогенов.

Формировать представление о получении и применении наиболее значимых галогенов.







29

Халькогены. Кислород.

Закрепить знания о биологическом значени-и кислорода; дать понятие халькогенов.







30

Сера. Сульфиды, оксиды.

Познакомить с серой и её соединениями, их применением и значением в жизни.







31

Серная кислота, её соли.

Дать представление о значении и свойствах серной кислоты, способе её получения. ЛО7







32

Практическая работа № 4 «Эк-спериментальные задачи по теме «Халькогены».

Провести практическое закрепление знаний.







33

Решение упражнений и задач.

Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме; решение типовых заданий.







34

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы».

Контроль знаний, умений и навыков.







35

Азот.

Дать понятие о круговороте азота и биоло-гическом значении его и его оксидов.







36

Аммиак.

Познакомить со строением аммиака, его свойствами и значением. ЛО 8.







37

Соли аммония. Азотные удобрения.

Познакомить со свойствами солей, их при-менением; качественной реакцией на ионы.







38

Кислородные соединения азота.

Формировать представления об оксидах азо

та, азотной кислоте, её солях, их получении









39

Фосфор и его соединения.

Дать представление о круговороте фосфора, его соединениях, значении и применении.







40

Общая классификация удобре-ний.

ЛО 9. Познакомить с удобрениями, их свойствами.







41

Практическая работа №5 «Распознавание минеральных удобрений».

Проанализировать свойства удобрений.







42

Углерод.

Дать понятие аллотропии, круговорота угле

рода в природе, его химических свойствах. Адсорбция, ЛО 10.









43

Кислородные соединения углерода.

Познакомить с оксидами углерода и угольн

ой кислотой, их солями карбонатами. ЛО11









44

Кремний и его соединения. Силикаты.

Дать представление о кремние как аналоге углерода и его соединениях.







45

Практическая работа №6 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода».

Практические задачи на распознавание веществ.







46

Решение задач и упражнений.

Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме; решение типовых заданий.







47

Контрольная работа №4 по теме «Подгруппы азота и углерода».

Контроль знаний, умений и навыков.






48


4.Органические вещества(14)

Предмет органической химии.


Дать понятие об углеводородах.









49

Предельные углеводороды.

Дать понятие изомеров и гомологов.







50

Непредельные углеводороды. Этилен.

Познакомить со строением и применением непредельных углеводородов.







51

Спирты.

Познакомить со строением и применением спиртов.







52

Карбоновые кислоты.

Познакомить со строением и применением карбоновых кислот. ЛО 12.







53

Сложные эфиры.

Механизм образования сложного эфира, применение.







54

Жиры. Реакция этерификации.

Познакомить со строением и применением жиров.







55

Аминокислоты - амфотерные соединения.

Познакомить со строением и значением аминокислот.







56

Белки. Строение, биологичес-кая роль.

Познакомить со строением, функциями и биологической ролью белков. ЛО 13.







57

Углеводы. Их биологическая роль.

Познакомить со строением и значением углеводов.







5859

Полимеры.

Познакомить со строением и применением пластмасс, волокон.







60

Обобщение, решение упражнений.

Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме; решение типовых заданий.







61

Контрольная работа №5 по те-ме «Органические вещества».

Контроль знаний, умений и навыков.






62


5.Повторение (5 ч).

Даты открытия химических элементов.


Таблица на стр.262- 265.









6364

Решение задач и упражнений по курсу 9 класса.

По учебнику.







65

Обобщение за курс 9 класса.

Повторение, обобщение и закрепление знаний по курсу 9 класса; решение типовых заданий.







66

Итоговая контрольная работа № 6.

Контроль знаний, умений и навыков.







67-70

Повторение наиболее сложных тем за курс химии 9 класса.

Повторение, обобщение и закрепление знаний по курсу 9 класса; решение типовых заданий.







Каталог: sveden -> files
files -> Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Фармакология»
files -> 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Клиническая фармакология»
files -> Тема Обмен веществ в клетке: бескислородный и кислородный этапы окисления глюкозы. Понятие о гомеостаз
files -> Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования
files -> Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Нормальная физиология» являются
files -> Рабочая программа составлена с учетом нормативных документов
files -> Примерная тематика аттестационных работ
files -> 4. 1 Очная (дневная) форма обучения 6 2 Очно-заочная (вечерняя) форма обучения 9


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница