Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»



страница1/4
Дата01.05.2016
Размер0.71 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования и примерной программы начального образования на основе авторской программы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. «Окружающий мир» (Окружающий мир, 1-4 Самара: Издательский дом «Фёдоров»; издательство «Учебная литература», ) и тематического планирования по предмету «Окружающий мир»

Данная программа соответствует образовательным стан­дартам начального общего образования и соответствует ба­зисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере может соответствовать именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении, то есть то, из чего на данном этапе развития школьника складывается его представление об окружающем мире. «Окружающий мир» – это, прежде всего мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребенка, а также предоставляет самые широкие возможности для развития его личности.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие з а д а ч и:



  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;

  • в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность, обучить безопасному поведению в природе и обществе;

  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;

  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.

При изучении содержания курса «Окружающий мир» ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Этот аспект курса позволяет решать крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка.
На изучение курса отводится 68 часов в год, в том числе для проведения практических работ—25, проверочных работ— 8, тестовых работ—4, контрольных работ—4 часа, экскурсий—2 часа. В авторскую учебную программу изменения не внесены. Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа.

.


Содержание программы

Человек и окружающий мир

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле.

Человек познает самого себя. Клетка- основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.



Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при переломах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Экскурсии: в планетарий, в политехнический музей.

Преобразования в России

Россия при Петре I. М. В. Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы, происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.

Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 года. М. И. Кутузов.

План местности.



Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых, работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); составление плана школьного или садового участка.

Экскурсии: в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму.

Мир человека в Новое время

Открытие новых земель: Севера России, Антарктиды, Уссурийского края. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

События в России в начале XX века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941-1945г). Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.



Практические работы: сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержание необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке.

Экскурсии: в политехнический, зоологический музее, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи.

Современная Россия

Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства, ее достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.



Краеведение. Областные органы власти. Областная символика. Родной край в изучаемый исторический период. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

Родной край в изучаемый исторический период: природные условия, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.



Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства.

п.п

Тема раздела

Количество часов

1

Человек и мир, созданный им

5 часов

2

Наши соседи на Западе

17 часов

3

Преобразования в России

10 часов

4

Разнообразие природы


7 часов

5

События XIX-XX веков.

6 часов

6

Россия в 20 веке

5 часов

7

Человек и природа

9 часов

8

Современная Россия

9 часов






Экскурсия

Практическая работа

Контрольная работа

Тест

Проверочная

работа

1 четверть




9

1

1

2

2 четверть




7

1

1

3

3 четверть

1

6

1

1

2

4 четверть

1

3

1

1







2

25

4

4

7

Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа для старшеклассниц 11 класса по «Основам медицинских знаний и здорового образа жизни»
files -> Методическая разработка: «методика проведения лечебного массажа»
files -> Учитель-дефектолог (олигофренопедагог)
files -> Материально-техническая база
files -> Материально-техническое обеспечение мбоу «сош №1» нмр рт право владения. Использование материально-технической базы
files -> Здоровое питание
files -> Профилактика и лечение орви и гриппа Простудные заболевания (орви, орз) и грипп
files -> Грипп. Меры профилактики


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница