Рабочая программа учебной дисциплины «естественнонаучные проблемы происхождения и сущности жизни»



Скачать 432.79 Kb.
страница1/2
Дата04.05.2016
Размер432.79 Kb.
Просмотров17
Скачиваний0
Размер432.79 Kb.
  1   2
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Новороссийский филиал

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И

СУЩНОСТИ ЖИЗНИ»
по направлению подготовки
41.03.05 Международные отношения

квалификация (степень) «Бакалавр»


Одобрена на заседании

Научно-методического Совета НФ МГЭИ


Протокол № 1
«26» августа 2015 г.
Председатель НМС _______________ В. В. Пономарев


Рассмотрено на заседании кафедры

общеюридических и гуманитарных дисциплин


Протокол № 1
«24» августа 2015 г.
Зав. кафедрой _______________ О. А. Безгласная

Новороссийск 2015

Центалович В.Т.

Рабочая программа учебной дисциплины «Естественнонаучные проблемы происхождения и сущности жизни». Новороссийск: НФ МГЭИ, 2015. – 36 с.


Данная рабочая программа разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины «Естественнонаучные проблемы происхождения и сущности жизни» / Ищук М.Н. – М.: МГЭИ, 2012, - 28 с.
№ ПФ
Переутверждено на заседании кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института:
Протокол № __ от « __ » ____ 20__ г.
Протокол № __ от « __ » ____ 20__ г.
Протокол № __ от « __ » ____ 20__ г.
Протокол № __ от « __ » ____ 20__ г.

© АНО ВПО Московский

гуманитарно-экономический институт

Новороссийский филиал, 2015



СОДЕРЖАНИЕ

1.

Цели и задачи освоения учебной дисциплины…..……………………………………………………………………………………..

4

2.

Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО…..………………………………………………………………………………

4

3.

Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины……………………………………………….

5


4.

Структура и содержание учебной дисциплины…………………………………...................................................................................

8

4.1.

Общая трудоемкость дисциплины………………………………………………………………………………………………………

8

4.2.1.

Объем учебной дисциплины для очной формы обучения……………………………………………………………………………..

8

4.2.2.

Объем учебной дисциплины для заочной формы обучения…………………………………………………………………………..

9

4.3.

Разделы учебной дисциплины…………………………………………………………………………………………………………...

10

4.4.

Практические занятия…………………………………………………....................................................................................................

23

5.

Образовательные технологии.…………………………………………………………………………………………………………...

24

6.

Самостоятельная работа студента………..………………………………………...................................................................................

24

7.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины……………………………………………………………………………………………………………………………….

29


8.

Критерии оценки учебных действий обучающихся…………………………………............................................................................


31

9.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………..................................................................................

34

9.1.

Основная литература …………………………………………………………………………………………………………………….

34

9.2.

Дополнительная литература …………………………………………………………………………………………………………….

34

9.3.

Учебно-методические издания и другие ресурсы в электронном виде ……………………………………………………………...

34

10.

Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………………………………………………………………….

35



  1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины


Цели освоения дисциплины:

- сформировать естественнонаучный взгляд на проблему происхождения жизни и человека на Земле;

- развить знания о сущности жизни и человека для формирования научного мировоззрения и повышения общей культуры специалистов различного профиля;

- научить применять естественнонаучную методологию для формирования научного стиля мышления профессионального специалиста в сфере международных отношений, рекламы и PR.


Основные задачи освоения дисциплины:

- обучить будущих специалистов пониманию разнообразия подходов и концепций происхождения жизни и человека;

- сформировать у обучаемых научное понимание сущности человека, его места в эволюции и сохранении живой материи;

- научить будущих специалистов понимать специфику живого, биологического многообразия и его роль в сохранении устойчивости биосферы;

- вооружить обучаемых методологией анализа психологических основ социального поведения, экологии и здоровья человека, что позволит им успешно решать общие задачи профессиональной деятельности.



  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Курс «Естественнонаучные проблемы происхождения и сущности жизни» относится к дисциплинам по выбору второго цикла учебного плана направления подготовки «Международные отношения» и преподается студентам в 1-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа).





  1. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студент должен:



п/п


Код и название

компетенции



Ожидаемые результаты

1

2

3

1

ОК-11: Умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

Знать основные тенденции изменения и самоорганизации неживой и живой материи в рамках концепции глобального эволюционизма; основные этапы развития естествознания, особенности современного естествознания; ньютоновскую и эволюционную парадигмы; особенности современной квантово-релятивистской картины мира;

Уметь применять разносторонние естественнонаучные и гуманитарные знания как единый системный комплекс; рассматривать глобальный эволюционизм в объективном мире как закономерный процесс; анализировать проблемы взаимодействия человека и окружающей среды, принципы охраны природы и рационального природопользования; правильно оценить место человека в эволюции Земли, ноосфере и парадигме единой культуры;

Владеть навыками оценки и прогнозирования последствий взаимодействия общества и природы; естественнонаучной методологией познания закономерностей развития объективного мира; формами и методами применения системного и синергетического подходов к анализу различных явлений и процессов действительности.

2

ОК-17: Умение понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.



Знать основные тенденции изменения и самоорганизации неживой и живой материи в рамках концепции глобального эволюционизма; основные этапы развития естествознания, особенности современного естествознания; ньютоновскую и эволюционную парадигмы; особенности современной квантово-релятивистской картины мира;

Уметь применять разносторонние естественнонаучные и гуманитарные знания как единый системный комплекс; рассматривать глобальный эволюционизм в объективном мире как закономерный процесс; анализировать проблемы взаимодействия человека и окружающей среды, принципы охраны природы и рационального природопользования; правильно оценить место человека в эволюции Земли, ноосфере и парадигме единой культуры;

Владеть навыками оценки и прогнозирования последствий взаимодействия общества и природы; естественнонаучной методологией познания закономерностей развития объективного мира; формами и методами применения системного и синергетического подходов к анализу различных явлений и процессов действительности.

3

ПДК-4: Понимание структуры глобальных процессов научно-технических инноваций и перспектив изменения в них места и роли России.


Знать основные тенденции изменения и самоорганизации неживой и живой материи в рамках концепции глобального эволюционизма; основные этапы развития естествознания, особенности современного естествознания; ньютоновскую и эволюционную парадигмы; особенности современной квантово-релятивистской картины мира;

Уметь применять разносторонние естественнонаучные и гуманитарные знания как единый системный комплекс; рассматривать глобальный эволюционизм в объективном мире как закономерный процесс; анализировать проблемы взаимодействия человека и окружающей среды, принципы охраны природы и рационального природопользования; правильно оценить место человека в эволюции Земли, ноосфере и парадигме единой культуры;

Владеть навыками оценки и прогнозирования последствий взаимодействия общества и природы; естественнонаучной методологией познания закономерностей развития объективного мира; формами и методами применения системного и синергетического подходов к анализу различных явлений и процессов действительности.

4

ПДК-5: Ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики.


Знать основные тенденции изменения и самоорганизации неживой и живой материи в рамках концепции глобального эволюционизма; основные этапы развития естествознания, особенности современного естествознания; ньютоновскую и эволюционную парадигмы; особенности современной квантово-релятивистской картины мира;

Уметь применять разносторонние естественнонаучные и гуманитарные знания как единый системный комплекс; рассматривать глобальный эволюционизм в объективном мире как закономерный процесс; анализировать проблемы взаимодействия человека и окружающей среды, принципы охраны природы и рационального природопользования; правильно оценить место человека в эволюции Земли, ноосфере и парадигме единой культуры;

Владеть навыками оценки и прогнозирования последствий взаимодействия общества и природы; естественнонаучной методологией познания закономерностей развития объективного мира; формами и методами применения системного и синергетического подходов к анализу различных явлений и процессов действительности.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

4.2.1. Объем учебной дисциплины для очной формы обучения



Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

1

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

36

36

Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Семинары (С)







Самостоятельная работа (всего), в том числе:

36

36

Курсовой проект (работы)







Расчетно-графические работы







Рефераты

6

6

Другие виды самостоятельной работы

8

8

Работа с учебной литературой

22

22

Вид промежуточной аттестации -

Зачет




зачет

Общая трудоемкость, часы

Зачетные единицы

72

72

2

2


      1. Объем учебной дисциплины для заочной формы обучения:




Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

1

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

10

10

Лекции

4

4

Практические занятия (ПЗ)

6

6

Семинары (С)







Самостоятельная работа (всего), в том числе:

58

58

Курсовой проект (работы)







Расчетно-графические работы







Рефераты







Другие виды самостоятельной работы







Работа с учебной литературой







Вид промежуточной аттестации -

Зачет


4


зачет

Общая трудоемкость, часы

Зачетные единицы

72

72

2

2



    1. Разделы учебной дисциплины:

п/п


Семестр

Раздел учебной дисциплины (тема)

Краткое содержание раздела

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



Л

ПЗ

КСР

СР

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

Концепции происхождения и сущности жизни в биологии

Проблема происхождения жизни в научном познании. Основные концепции происхождения жизни.

Концепция креационизма – сверхъестественного (божественного) происхождения живого.

Концепция многократного самопроизвольного зарождения жизни из неживого вещества (Аристотель, Парацельс, Я.В. Гельмонт). Концепция биогенеза (живое только от живого) Ф. Реди, Л. Ластера. Методика пастеризации.

Концепция стационарного состояния жизни*. Вечность существования жизни на Земле в неизменном виде. Умозрительность концепции, противоречивость процессам эволюционности живого.

Концепция панспермии. Гипотеза космозоев (космических зародышей) Г. Рихтера, Г. Гельмгольца, С. Аррениуса о занесении жизни из космического пространства. Теоретическая возможность и практическая подтверждаемость панспермии органическими соединениями в метеоритном и кометном веществе. Концепция биохимической эволюции. Абиогенная молекулярная эволюция как закономерный переход химической формы движения материи в биологическую. Коацерватная теория: образование протобионов и их эволюция. Голобиоз А.И.Опарина как первичность клеточных структур, обладающих способностью к обмену веществ. Генобиоз Дж. Холдейна как первичность молекулярной системы со свойствами генетического кода. Опыты Ст. Миллера и Г. Юри. Теория саморазвития открытых каталитических систем А.П. Руденко.

Современные концепции происхождения жизни: субстратного происхождения (А.И. Опарин, П. Декер); энергетического происхождения (И. Пригожин, М. Эйген); информационного происхождения (А.Н. Колмогоров, А.А. Ляпунов, Д.С. Чернавский); генного происхождения (Г. Меллер).

Сущность жизни. Жизнь как способ существования белковых тел (Ф. Энгельс). Жизнь как функционирование апериодического кристалла (Э. Шредингер). Жизнь как способ космической организованности материи
(Г. Югай). Жизнь как активное поддержание и воспроизведение специфических структур на основе затрат энергии (Б.М. Медников). Жизнь как форма существования гетерогенных открытых неравновесных систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению (М.В. Волькенштейн). Организация жизни. Существенные признаки живого. Основные уровни организации жизни: молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.


2

2

-

4

8

2-я неделя

Контрольная работа (тест)



2

1

Современная эволюционная теория и ее мировоззренческое значение

Возникновение эволюционного учения. Зарождение эволюционных знаний (Ж. Ламарк, Ч. Лайэль), разработка клеточной теории (Т. Шванн, М. Шлейден), эволюционные выводы А. Уоллеса.

Разработка эволюционной теории Ч. Дарвином*. Сущность эволюционного процесса как непрерывное приспособление видов к изменяющимся условиям окружающей среды и усложнение структуры организмов. Основные принципы биологической эволюции: изменчивость, наследственность, естественный отбор. Особенности неопределенной и определенной изменчивости и ее проявления. Естественный отбор как неизбежный результат борьбы за существование и наследственной изменчивости организмов. Виды борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями окружающей среды. Дивергентная эволюция как закономерное повышения разнообразия живых организмов. Эволюционный процесс как постепенное усложнение и усовершенствование организма. Половой отбор (воспроизводительная функция) как частный случай естественного отбора.

Синтетическая теория эволюции как синтез эволюционных идей Ч. Дарвина с результатами исследований в современной биологии и генетике. Эволюционный процесс как единство микроэволюции и макроэволюции. Мутационный процесс как фактор разнообразия особей в популяции. Популяция как элементарная единица эволюции. Популяционные волны и изоляция живых организмов как факторы микроэволюции. Макроэволюция как процесс эволюционных изменений в виде. Закономерности макроэволюционного процесса: прогрессивная направленность, неравномерность темпов эволюционных изменений, необратимость эволюции. Значение современной теории эволюции для разработки концепции глобального эволюционизма, развития всех биологических наук.


2

2

-

4

8

4-я неделя

Контрольная работа (тест)



3

1

Генетика и эволюция живых организмов

Развитие эволюционного учения в XX в. Возникновение генетики как науки о закономерностях наследственности и изменчивости организмов*.

Основные этапы развития генетики. Переоткрытие законов наследственности (три закона Г.Менделя). Введение понятий «ген», «генотип» и «фенотип» (В. Иогансен). Доказательства обособленности половых клеток от остального организма (А. Вейсман). Открытие существования наследуемых мутаций (Г. де Фриз). Создание хромосомной теории наследственности (Т. Морган). Мутационная изменчивость генотипа под воздействием рентгеновских лучей (Г. Меллер). Выявление генетической основы процессов биосинтеза (Татум и Бидл). Открытие структурной организации молекулы ДНК, механизма ее репликации и наследственной информации


(Ф. Крик, Д. Уотсон). Расшифровка генетического кода (М. Ниренберг).

Основные понятия генетики. Ген как единица наследственности. Основные свойства гена: дискретность, градуальность, множественность, специфичность и др. Геном как совокупность генов, локализованных в хромосоме. Соотношение генотипа и фенотипа как взаимосвязь содержания и формы. Мутация как скачкообразное изменение наследственных структур. ДНК и РНК и их роль в синтезе аминокислот.

Генетика и эволюция. Основные направления современного развития генетики. Возникновение молекулярной биологии и молекулярной генетики. Расшифровка генома различных организмов. Искусственный синтез белков, ДНК и РНК, аминокислот и гена. Зарождение генной инженерии как науки, создающей организмы с новыми комбинациями генов в структуре ДНК.

Мировоззренческое и методологическое значение новейших открытий в генетике для развития человека и общества, определения общей направленности эволюционного процесса.



2

2

-

4

8

6-я неделя

Контрольная работа (тест)



4

1

Происхождение и сущность человека в современной биологической картине мира

Происхождение человека как предмет изучения различных наук. Теория возникновения человека: эволюционная, творения, внешнего вмешательства, пространственных аномалий.

Эволюционная теория. Идеи Ж. Ламарка, Т. Гексли, Э. Геккеля о происхождении человека от высших приматов. Теория Ч. Дарвина о естественном отборе и влиянии внешней среды как факторов происхождения человека от человекообразных обезьян путем видоизменения. Теория антропогенеза и ее основания: палеонтологические, археологические, биологические, генетические, культурные, психологические. Основные стадии антропогенеза: существование антропоидных предков (австралопитек), эволюция древнейших людей – архантропов (питекантроп), стадия древнего человека – палеоантропа (неандерталец), развитие современных людей – неоантропы.

Антропосоциогенез как единство биологической (прямохождение, изменение телесной организации; развитие центральной нервной системы; стадная форма обитания) и социальной (трудовые навыки; развитие речи, языка; совместная общинная жизнь) эволюции.

Теория творения (креационизм). Человек как акт творения высшего разума или Бога.

Теория внешнего вмешательства. Человек как продукт деятельности иных цивилизаций: результат применения методов генной инженерии, скрещивание инопланетян с предками людей; эволюционное развитие земной жизни и сознания по программе внеземного разума.

Теории пространственных аномалий. Антропогенез как развитие гуманоидной триады: материя-энергия-аура. Роль запрограммированной на уровне ауры информационной субстанции. Гипотеза «космического катастрофизма». Возникновение человека как результат вспышки сверхновой звезды. Гипотеза мутагенного происхождения человека как следствие инверсии земного магнитного поля и как результат теплового стресса.

Современная наука о сущности человека*. Космобиопсихосоциокультурный характер природы человека. Человек как биосоциальное существо – биологическое по происхождению и социальное по сущности. Роль социальных факторов в формировании сознания человека. Человек: физиология, здоровье, творчество, работоспособность. Факторы эволюции и возможные пути изменения человека в будущем.


2

2

-

4

8

8-я неделя

Контрольная работа (тест)



5

1

Мутационный процесс и эволюция человека

Проблема мутаций в современной генетике. Несостоятельность автогенеза и эктогенеза в объяснении эволюции живых организмов*. Мутации как результат скачкообразных устойчивых изменений в структуре генотипа под воздействием внешних и внутренних факторов. Свойства мутаций: внезапность, устойчивость, повторность, возможность быть прямыми и обратными.

Классификация мутаций: по способу возникновения, по зачаточному пути, по адаптивному значению, по изменению генотипа, по локализации в клетке. Спонтанные и индуцированные мутации. Индуцированные мутации как результат воздействия на человека различных мутагенов: физических, химических и биологических. Соматические и генеративные мутации и их воздействие на потомство. Влияние положительных, отрицательных и нейтральных мутаций на жизнеспособность мутантов. Место ядерных и цитоплазматических мутаций в эволюционных изменениях организмов. Генные, хромосомные и геномные мутации и их воздействие на изменение генотипа.

Генотипическая изменчивость как результат изменений в генотипе, передаваемых по наследству. Комбинативная изменчивость и ее роль в появлении разнообразия организмов. Мутационная изменчивость и мутационные процессы. Направленность мутационного процесса как элементарного фактора эволюции. Мутационный процесс как главный источник изменений, приводящий к различным патологиям. Антимутагены и ослабление темпов мутирования. Роль генной инженерии в предотвращении или снижении вероятности мутаций у человека.


2

2

-

4

8

10-я неделя

Контрольная работа (тест)



6

1

Генная инженерия и перспективы эволюции человека

Возникновение генной инженерии. Получение первой рекомбинантной (гибридной) ДНК (1972 г. П.Берк). Генная инженерия как экспериментальная наука, связанная с созданием организмов с новыми наследственными свойствами на основе изменения кода ДНК. Генная инженерия как процесс управления наследственностью на основе перестройки, конструирования генов.

Разработка методологии генной инженерии*. Явление рестрикции – модификации ДНК для получения новых ферментов. Применение методов химического и ферментативного синтеза генов. Выявление векторных ДНК, переносящих в клетку чужеродную ДНК. Разработка методов трансформации и отбор клонов, несущих рекомбинантные ДНК. Метод гибридизации соматических клеток, позволяющий получать межвидовые гибриды.

Практические результаты генной инженерии. Эмбриогенез как следствие переноса информации, заложенной в ДНК, в трехмерный организм. Клеточная инженерия как процесс создания новых растительных и животных форм, обладающих новыми свойствами и признаками. Клонирование как процесс воспроизведения живого существа из его неполовых клеток. Клонирование органов и тканей. Регуляция пола сельскохозяйственных животных и клонирование в них генов, используемых для лечения людей.

Мировоззренческое и методологическое значение новейших открытий в генной инженерии для развития человека и общества, для предотвращения отрицательных, непредсказуемых последствий для всей живой природы, для определения прогрессивной направленности эволюционного процесса.



2

2

-

4

8

12-я неделя

Контрольная работа (тест)



7

1

Биосфера и ноосфера и основные тенденции их изменения

Понятие биосферы. Структурные уровни организации биосферы: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биогеоценотический.

Давление жизни и эволюция живых организмов как условие существования биосферы*. Биосфера как саморегулирующаяся кибернетическая система с положительными и отрицательными обратными связями. Биосфера и космические циклы. Живое вещество в биосфере. Макросистема живых организмов и их функции в биосфере. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.

Человек – новая геологическая сила. Понятие о ноосфере (Э. Леруа, Тейяр де Шарден). Ноосфера как новое эволюционное состояние биосферы. Основные положения учения В.И. Вернадского о ноосфере: роль научной мысли как планетарного (и космического) явления, заселение человеком всей планеты, сознательная деятельность человека, связанная с преобразованием биосферы и др.

Закономерности перехода биосферы в ноосферу: расширение границ биосферы и выход человека в космос; открытие новых источников энергии; усиление радиационного биохимического, геологического и иного воздействия человека на природу.

Мировоззренческое значение учения о биосфере и ноосфере для естественнонаучного и философского обоснования модели вероятного и целесообразного направления коэволюции человеческого общества и природы, достижения гармонии между ними.


2

2

-

4

8

14-я неделя

Контрольная работа (тест)



8

1

Экологические проблемы и их влияние на биологические основы жизни человека

Понятие экологии и экосистемы. Экосистема как ключевое понятие и базовая модель экологии*. Экосистема как целостная система взаимосвязанных живых организмов и среды их обитания. Принципы и законы функционирования экосистем: равновесия и целесообразности, недонаселенности и перенаселенности экосистемы, минимума и толерантности в развитии экосистемы, конкурентного исключения и др. Разрушение экосистем и появление экологических проблем.

Понятие «экологическая проблема». Экологическая проблема как результат обострения противоречий между обществом и природой, вследствие нарушения динамического равновесия между ними. Экологические проблемы как результат воздействия и изменения человеком природы: структуры земной поверхности; энергетического, в частности, теплового баланса на планете; изменение состава биосферы, круговорота и баланса слагающих ее веществ; истребление видов живых организмов и создание новых пород животных и сортов растений.

Основные экологические проблемы и их особенности. Быстрое истощение природных ресурсов – сырьевых, энергетических. Комплексное загрязнение природной среды – атмосферы, литосферы и гидросферы. Чрезмерное увеличение численности народонаселения и усиление давления на окружающую среду.

Обострение экологической ситуации и возникновение социально-экологического кризиса. Пути разрешения экологических проблем как способы выхода из кризиса. Разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов. Поддержание динамического равновесия между природой и человеком. Формирование экологического сознания.

Мировоззренческое значение познания экологических проблем для выработки принципов рационального природопользования и охраны природы.


2

2

-

4

8

16-я неделя

Контрольная работа (тест)



9

1

Здоровье человека как комплексная социальная и научная проблема

Кардинальная проблема всего человечества – проблема здоровья. Углубление диссимметрии между объемом современных знаний о неживом веществе (95%) и объемом знаний о живом веществе, включая человека (5%). Неспособность человечества решить экологические, генетические, биологические проблемы – главная причина заболеваний и высокой смертности. Экологическая диктатура как геополитический факт XXI в. и главный фактор, определяющий здоровье человека, популяции.

Различие между валеологическими и медикобиологическими подходами к здоровью*. Понятие валеологии как науки, изучающей природу, факторы и механизм здоровья, и медицины, изучающей причины болезней. Валеология как наука о законах формирования, сохранения и расширения жизненного потенциала каждого человека. Новая парадигма валеологии – оценка здоровья человека на мировоззренческом, социокультурном, психологическом и телесном уровнях человеческого бытия.

Специфика методологии и предмета валеологии. Рассмотрение человека как космопланетарного феномена с пониманием его здоровья на освоенном рационально-научном и на трансцендентальном уровнях бытия. Образовательно-воспитательный аспект валеологии.

Понимание планеты как единого разумного целостного организма, в котором биосфера, человечество сосуществуют в гармоничной взаимосвязи и взаимозависимости, включенных в информационно-энергетическое пространство Вселенной. Неразделимость здоровья личности, семьи, государства, планеты.

Соотношение биологических (наследственных, возрастных, иммунологических и др.) и социальных (экологических, демографических, социально-психологических и др.) факторов в сохранении и укреплении здоровья человека. Проблема нормы и патологии в современной медицине.

Биоэтика. Жизнь как биологическая и биоэтическая ценность. Экологическая этика и биоэтика. Место биоэтики в формировании мировоззрения специалистов по рекламе и связям с общественностью и международным отношениям.



2

2

-

4

8

18-я неделя

Контрольная работа (тест)



Всего:

18

18

-

36

72

Зачет


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал