Рабочая программа учебной дисциплины Конспект лекций



страница1/4
Дата03.05.2016
Размер2.63 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


Содержание

Аннотация УМКД………………………………………………………………...3

Рабочая программа учебной дисциплины…………….………………………..4

Конспект лекций…………………………………………………………………17

Материалы для организации самостоятельной работы студентов…………...35

Контрольно-измерительные материалы………………………………………..44

Список литературы………………………………………………………………70

Глоссарий………………………………………………………………………...73

Дополнительные материалы…………………………………………………….81

АННОТАЦИЯ

учебно-методического комплекса дисциплины
«Основы безопасности жизнедеятельности»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (дисциплина национально-регионального компонента цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин) разработан для студентов по специальности 280103.65 – Защита в чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данной специальности и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования.

Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается на 1/1 курсе первого/второго семестра соответственно. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 75/75 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (36/18 час), самостоятельная работа студента (39/57 час).

Учебно-методический комплекс включает в себя:



  • рабочую программу учебной дисциплины;

  • конспекты лекций;

  • материалы для организации самостоятельной работы студентов;

  • контрольно-измерительные материалы;

  • список литературы (в том числе интернет-ресурсов);

  • глоссарий;

  • дополнительные материалы.


Аннотация

Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) является дисциплиной национально-регионального компонента цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин.

Основной целью образования по дисциплине ОБЖ является формирование профессиональной культуры безопасности. Под этим понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

- приобретение понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;

- овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

- формирование: культуры безопасности, экологического сознания и рискоориентированного мышления, культуры профессиональной безопасности, способностей для идентифицикации опасностей и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности, готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности; мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности; способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности; способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

Предметная область дисциплины, обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со средой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества. Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества и информации. Объектами изучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, бытовая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека. Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Изучение характеристик объектов осуществляется в сочетании «объект, как источник опасности – объект защиты». Объектами защиты являются человек, компоненты природы и техносферы.

Центральным изучаемым понятием дисциплины является опасность – потенциальное свойство среды обитания, ее отдельных компонентов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам объект защиты. В предметной области изучают основные виды и характеристики опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на объекты защиты, прежде всего на человека и природу. Вред – это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты. В дисциплине изучаются основные источники опасности, которые характеризуются набором вредных факторов и степенью их опасности – риском и уровнем вредных факторов. Риск рассматривается как вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда. Изучаются следующие виды риска: индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый.

Другое центральное понятие – безопасность. Безопасность объекта защиты и безопасность системы «человек-среда обитания» - это состояние объекта и системы, при котором риск не превышает приемлемое обществом значение, а уровни вредных факторов потоков вещества, энергии и информации – допустимых величин. В дисциплине изучаются виды систем безопасности, методы и средства ее обеспечения.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет – 75/75 час.

Таблица 1 - Разделы дисциплины, их трудоемкость

п/п


Раздел (модуль)

дисциплины



Се-

местр


Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость, ч

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Лекции

Самост. работа

1

Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения

1/2

1/1,2

2/2

2/7

Текущий контроль

2

Человек и техносфера

1/2

2/3

2/2

2/7

Текущий контроль

3

Идентификация и воздействие на человека и среду обитания вредных и опасных факторов

1/2

3,4/4-5

4/2

4/8

Текущий контроль, тестовые задания

4

Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения

1/2

5-7/6-7


6/4

6/7

Текущий контроль

5

Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека

1/2

8-10/8-10

6/2

6/7

Текущий контроль

6

Психофизические и эргономические основы безопасности

1/2

11/11-12

2/2

3/7

Текущий контроль

7

Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

1/2

12-13/13-14

4/2

6/7

Текущий контроль

8

Управление безопасностью жизнедеятельности

1/2

14-18/15-18

10/2

10/7

Текущий контроль




Всего







36/18

39/57



Таблица 2

Общее распределение учебной нагрузки

Виды занятий

Объем занятий, ч

Всего

1/2 семестр

18 недель



Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Итого:

Проверка знаний



36/18

39/57


75/75

36/18

39/57


75/75

Зачет/зачет



КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Формы и методы для текущего контроля: письменный экспресс-опрос в рамках одной пройденной темы, тестовые задания и самостоятельная реферативная работа студентов.

Промежуточный контроль – контрольный опрос.

Итоговый контроль – зачет.



Теоретические и практические вопросы для проведения контрольных работ:

1. Современное состояние и негативные факторы среды обитания.

2. Принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные условия деятельности.

3. Последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации.

4. Средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере.

5. Методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.

6. Мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

7. Правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности.



8. Методы контроля и управления условиями жизнедеятельности.

Вопросы для проведения рубежного контроля знаний

1. Предмет, цель, задачи ОБЖ.

2. Причины опасностей.

3. Классификация опасностей.

4. Аксиома о потенциальной опасности деятельности.

5. Априорный и апостериорный анализ безопасности систем.

6. Принципы обеспечения безопасности.

7. Методы обеспечения безопасности.

8. Эргономические основы ОБЖ. Задачи эргономики.

9. Медико-биологические основы ОБЖ. Функциональные состояния оператора.

10. Требования безопасности, предъявляемые к рабочему месту.

11. Классификация условий труда.

12. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

13. Особенности труда женщин и мужчин. Профилактика проф. заболеваний.

14. Особенности труда подростков. Охрана труда подростков.

15. Психология безопасности деятельности. Методы повышения безопасности.

16. Социальные опасности; причины, виды, профилактика.

17. Природные опасности: классификация, защита, рекомендации населению при угрозе.

18. Химические опасности: классификация. Защита от загазованности атмосферы и помещений.

19. Запыленность помещений, защита от запыленности атмосферы и помещений.

20. Биологические опасности. Профилактика заболеваемости.

21. Экологические опасности. Защита воздуха от загрязнений.

22. Стратегические направления экоразвития.

23. Защита воды и почвы от загрязнений.

24. Профилактические мероприятия по защите продуктов питания от загрязнений.

25. Техногенные опасности. Классификация.

26. Механические опасности. Профилактика детского травматизма.

27. Механические колебания. Защита от вибрации.

28. Шум. Воздействие на организм. Защита от шума.

29. Инфразвук. Воздействие на организм. Защита от инфразвука.

30. Ультразвук. Воздействие на организм. Защита от ультразвука.

31. Электробезопасность и средства защиты.

32. Статическое электричество. Защита от статического электричества.

33. Молниезащита и рекомендации населению по поведению при грозе.

34. Электромагнитные поля. Воздействие на организм. Защита от ЭМП.

35. Организация рабочего места при работе с ПЭВМ.

36. Лазерное излучение. Защита от действия лазерного излучения.

37. Требования безопасности при освещении рабочего места.

38. Ионизирующие излучения и защита от них.

39. Классификация чрезвычайных ситуаций.

40. Действия населения по защите в условиях ЧС.

41. Действия населения в зоне химического поражения.

42. Действия населения при пожарах и взрывах.

43. Методы и средства пожаротушения.

44. Действия населения в зоне ЧС биологического характера.

45. Основные способы и средства защиты населения.

46. Коллективные и индивидуальные средства защиты.

47. Понятия: дезактивация, дегазация, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, демеркуризация.

48. Безопасность в экстремальных ситуациях в быту.

49. Профилактика профессиональных заболеваний.

50. Расследование и учет несчастных случаев.

51. Государственные нормативные правовые акты по охране труда.

52. Обязанности работника в области охраны труда.

53. Естественная система защиты от опасностей.

54. Расследование и учет несчастных случаев.

55. Личная безопасность.

56. Аттестация рабочих мест – комплексный анализ условий труда.

57. Неблагоприятные факторы среды обитания.

58. Профилактические мероприятия по защите от опасностей.

59. Факторы, увеличивающие электроопасность.

60. Первая помощь при поражении электрическим током.

Образовательные технологии

1. Просмотр видеофильмов с чрезвычайными ситуациями и дальнейший разбор конкретных ситуаций;

2. Презентация статистического материала.

3. Для создания системы комплексной дифференцированной оценки результативности и качества учебной работы студентов, обеспечения объективности и прозрачности системы оценки успеваемости студентов вводится бально-рейтинговая система оценивания.

Таблица 3

Распределение баллов по учебным мероприятиям



№ пп

Наименование работ

Распределение баллов

1

Теоретический материал в виде экспресс-опроса в рамках одной пройденной темы

40

2

Самостоятельная реферативная работа

20

4

Контрольные работы (текущий контроль)

10

5

Посещаемость

К

6

Зачёт

30




Итого

100

Таблица 4

Перевод баллов в пятибалльную шкалу



Отлично

85-100

Хорошо

71-84

Удовлетворительно

60-70

Неудовлетворительно

Менее 60

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

Примерные темы рефератов:

1. Основные понятия в области безопасности жизнедеятельности.

2. Безопасность жизнедеятельности в повседневной жизни.

3. Безопасность жизнедеятельности на производстве.

4. Безопасность жизнедеятельности и концепция устойчивого развития.

5. Государственная политика в области безопасности жизнедеятельности.

6. Культура человека, общество и безопасность жизнедеятельности.

7. Международное сотрудничество в области ОБЖ.

8. Основные региональные проблемы безопасности жизнедеятельности.

9. Экологическая составляющая ОБЖ.

10. Основы безопасности жизнедеятельности при производстве продукции и услуг.

11. Региональные демографические проблемы и ОБЖ.

12. Структурно-экологическое зонирование территории городов.

13. Современные проблемы техносферной безопасности.

14. Опасные зоны региона и их характеристика.

15. Анализ городских и региональных экологических проблем и предложения по их совершенствованию.

16. Региональные заболевания, вызываемые плохим экологическим состоянием окружающей среды.

17. Профессиональные заболевания, связанные с условиями труда.

18. ОБЖ и технологии будущего.

19. Мобильная связь и здоровье человека.

20. Действие алкоголя и наркотиков на человека и его здоровье.

21. Основы безопасности жизнедеятельности и фармацевтика.

22. Существующие технологии переработки твёрдых бытовых отходов.

23. Методы и средства очистки газовых выбросов от вредных веществ.

24. Транспортный шум и методы его снижения.

25. Способы защиты от электромагнитных излучений.

26. Способы очистки бытовых сточных вод.

27. Вопросы энергосбережения и альтернативные источники энергии.

28. Опасные природные процессы.

29. Опасные техногенные процессы.

30. Причины техносферных катастроф.

31. Анализ современного состояния пожарной безопасности в России.

32. Основные типы и причины пожаров.

33. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях.

34. Типы и характер террористических актов.

35. Международные соглашения в области защиты окружающей среды.

36. Глобальное потепление как угроза безопасности жизнедеятельности.

37. ОБЖ и существующая реальность в регионе проживания.

38. Современные методы защиты от опасных и вредных воздействий.

39. Транснациональные переносы загрязнений и методы борьбы с ними.

40. Улучшение качества среды обитания на примере задымлённости городов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая и др.; Под общ. Ред. С.В. Белова. 8-е издание. – М.: Высшая школа, 2009. – 616 с.



Дополнительная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд. 12-е, перераб., доп.- М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.

2. Белов С.В., Ванаев В.С., Козьяков А.Ф. Безопасность жизнедеятельности. Терминология: учебное пособие / С.В. Белов, В.С. Ванаев, А.Ф. Козьяков; под ред. С.В. Белова. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.

3. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник/ В.А. Девисилов.- 4-ое изд., перераб. и доп.- М.: ФОРУМ, 2009.- 496 с.

4. Анализ оценки рисков производственной деятельности. Учебное пособие/ П.П. Кукин, В.Н. Шлыков, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк.- М.: Высшая школа, 2007.- 328 с.

5. Б.С. Мастрюков. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.- Изд.5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.



Программное обеспечение и Интернет – ресурсы

Каталог: bbcswebdav -> orgs -> FUFILIAL -> %D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BB%20%D0%94%D0%92%D0%A4%D0%A3%20%D0%B2%20%D0%B3.%20%D0%90%D1%80%D1%82%D1%91%D0%BC%D0%B5 -> %D0%93%D0%9E%D0%A1%202 -> 280103.65%20%D0%97%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%D1%85 -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94
FUFILIAL -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы медицинских знаний и здорового образа жизни
FUFILIAL -> Филиал двфу в г. Уссурийске
FUFILIAL -> Учебной дисциплины по специальности 080801. 65 – прикладная информатика
FUFILIAL -> Филиал фгаоу впо двфу в г. Уссурийске
FUFILIAL -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Восточные оздоровительные системы»
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Физиология человека»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница