Рабочая программа учебной дисциплины (лекционный материал) дисциплины: «Здоровый человек и его окружение»



Скачать 419.5 Kb.
страница1/5
Дата28.04.2016
Размер419.5 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5


Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Гайский медицинский колледж

Рабочая программа учебной дисциплины

(лекционный материал)
дисциплины: «Здоровый человек и его окружение»
раздел «Зрелый возраст»
специальность 060101

2012 год



Рекомендации по работе с гипертекстом лекций по разделу

«Зрелый возраст»
Педагогическая технология

«Развитие критического мышления через чтение и письмо »

1. Слушая преподавателя, внимательно следите за информацией в выделенном блоке гипертекста лекции.

2. Используя условные обозначения, выделите на полях страниц гипертекста:
+ - я это знал до прочтения текста
v - это новая для меня информация
? - это мне не понятно, или же Вы хотели бы получить более

подробные сведения по данному вопросу

3. Запишите на полях страниц гипертекста в одну колонку ключевые слова и

новые термины, которые характеризуют новую для вас информацию

4. Сформулируйте возникшие у Вас вопросы, чтобы получить ответ на них

у преподавателя или в процессе дискуссии.

5. После каждого блока информации Вам будет предложено решить тест

или ситуационную задачу или составить алгоритм действия, или ответить на

поставленные вопросы.

6. Проведите самооценку полученных знаний по пятибалльной системе после

завершения работы по каждому блоку информации. В конце занятия

выставьте итоговую оценку.

7. Выполнение предложенных рекомендаций позволит Вам


  • значительно сократить время на изучение данного материала




  • получить более глубокие знания




  • равномерно распределить время




  • избежать возможных проблем с переутомлением и потере интереса к выполняемой работе







Тема 3.2. Особенности мужского и женского организмов в зрелом возрасте
Форма обучения: лекция №1 (2 часа)
Студент должен знать:

  • строение и функцию репродуктивных систем мужчины и женщины;

  • половые гормоны, их биологическое действие на мужской и женский организм;

  • половые рефлексы мужчины и женщины;

  • формы полового влечения;

  • наиболее частые формы половых нарушений;

  • отрицательное влияние факторов окружающей среды на половые железы, их функцию, фертильность;


Студент должен уметь:

  • обучить женщину вести менструальный календарь;

  • вычислять фертильные дни по менструальному календарю;

  • проводить беседы «Гигиена половых органов», «Гигиена менструального цикла».

Средства обучения:

  1. Тематическая лекция с использованием ЦОР.

  2. Плакаты.

  3. Муляжи.

  4. Фантомы.

  5. Ситуационные задачи и вопросы на закрепление.

  6. Слайды, видео.


Содержание учебного материала (дидактические единицы):


  1. Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности и различия мужчин и женщин зрелого возраста.

  2. Универсальные потребности человека зрелого возраста, способы их удовлетворения. Возможные проблемы.

  3. Строение и функции женских половых органов.

  4. Физиология женской половой сферы, связь менст­руальной и детородной функции.

  5. Строение женского таза, его роль в репродукции.

  6. Женские половые гормоны, их биологическое действие на организм.

  7. Менструальный цикл, овогенез.

Женские половые органы принято делить на наружные и внутренние. Границей между ними является девственная плева. К наружным половым органом относятся малые и большие половые губы, девственная плева, лобок, клитор. К внутренним половым органам относятся влагалище, матка, придатки матки (трубы и яичники) связочный аппарат матки.


Анатомия наружных половых органов.

Лобок – треугольное возвышение над лонным сочленением, ограничен по бокам паховыми складками, сверху – верхней границей роста волос, в нижнем отделе лобок переходит в большие половые губы. Покрыт кожей, имеющий волосяной покров, под кожей располагается выраженный слой подкожной жировой клетчатки. Кровоснабжение осуществляется за счёт наружной срамной артерии. Лимфоотток осуществляется в паховые лимфатические узлы. По оволосению на лобке можно судить о функции яичников. В норме верхняя граница роста волос на лобке должна заканчиваться горизонтально. При нарушении функции яичников рост волос на лобке может формироваться по мужскому типу (в виде треугольника с вершиной, обращенной к пупку).

Большие половые губы – две кожные складки, покрытые волосяным покровом. В складках достаточное количество подкожной жировой клетчатки, они хорошо кровоснабжены и богато иннервируемы. В коже достаточное количество потовых и сальных желез. В нижней третьей располагаются бартолиновые железы – это бобовидные образования, выводной проток которых открывается в складку между большими и малыми половыми губами. Секрет бартолиновой железы имеет специфический запах и увлажняет преддверие влагалища.

Малые половые губы – дупликатура видоизмененной кожи. Малые половые губы в переднем отделе расщепляется на 2 ножки. Верхние ножки проходят над клитором и срастаясь, образуют крайнюю плоть. Нижние ножки срастаются под клитором, образуя его уздечку. Задние отделы малых половых губ в нижней трети плавно переходят в большие половые губы. Большие половые губы, истончаясь в задних отделах, срастаются и образуют заднюю спайку. Задняя спайка располагается в переднем отделе промежности.

Промежность – треугольной формы, расположена между задней спайкой и прямой кишкой.

Клитор – аналог мужского полового члена, в котором выделяют головку, тело, состоящее из двух пещеристых тел, и ножек, которые прикрепляются под лонным сочленением.

Девственная плева – дупликатура нижней трети слизистой влагалища. Форма, толщина и степень растяжимости индивидуальны. Девственная плева может быть полулунной, кольцевидной и сплошной с несколькими отверстиями.

Особенности: после разрыва никогда не срастается.

Наружные половые органы кровоснабжаются за счёт наружной срамной артерии. Лимфоотток осуществляется в паховые лимфатические узлы.


Анатомия внутренних половых органов.

Влагалище – мышечно - фасциальная трубка, расположена в средине малого таза. Начинается влагалище от девственной плевы и заканчивается, прикрепляясь к шейке матки. Длина влагалища по передней стенке 8-10 см, по задней стенке 10-12 см. Прикрепляясь к шейке матки, влагалище образует 4 свода: передний, задний и 2 боковых. Стенки влагалища имеют выраженный складчатый характер, что обеспечивает им достаточную растяжимость. Внутренняя поверхность стенки влагалища покрыта слизистой оболочкой, которая покрыта многослойным плоским эпителием. Слизистая влагалища не имеет желез. Секрет, увлажняющий влагалище (бели) формируется из секрета желез слизистых цервикального канала и матки, а также за счёт пропотевания жидкой части крови из подэпителиальных сосудов. Влагалищная среда в норме кислая. Влагалищные палочки (Додерлейна) утилизируют гликоген эпителиальных клеток и продуцируют молочную кислоту, которая в свою очередь и обеспечивает кислотность влагалищной среды. Под слизистой оболочкой располагается мышечный слой, который недостаточно выражен. Наружная оболочка представлена фасциальной оболочкой. В малом тазу влагалище окружено клетчаткой, которая называется околовлагалищной.
Выделяют 4 степени чистоты влагалищного содержимого.
I степень – большое количество влагалищных палочек и эпителиальных клеток.

II степень – количество влагалищных палочек уменьшается появляются единичные лейкоциты.

III степень – влагалищные палочки единичны, большое количество лейкоцитов, грам. + и грам. – кокки.

IV степень – влагалищные палочки отсутствуют, большое количество лейкоцитов и вирулентной микробной флоры.

III и IV степень свидетельствуют о наличие воспалительного процесса во влагалище.
Нижняя и средняя треть влагалища кровоснабжаются за счёт срамных артерий. Лимфоотток осуществляется в паховые лимфатические узлы. Верхняя треть влагалища кровоснабжается за счёт маточных артерий.

Матка – гормонозависимый мышечный орган, грушевидной формы, располагается в малом тазу. Вес от 50 до 100 гр. Функция матки строго зависит от функции яичников. Длина 8-10 см. В матке выделяют шейку, перешеек, тело и дно.

Шейка матки – имеет длину до 3-4см, диаметр до 2см. Часть шейки матки, выступающая во влагалище, называется влагалищной порцией шейки матки. Часть шейки матки, расположенная над стенкой влагалища, называется надвлагалищной порцией шейки матки (1см). В центре шейки матки проходит цервикальный канал, имеющий веретенообразную форму. Цервикальный канал заканчивается в области влагалищной порции наружным зевом цервикального канала, а в месте перехода цервикального канала в полость матки внутренним зевом. Цервикальный канал выстлан слизистой оболочкой, имеющей массу желез, которые вырабатывают густой слизистый секрет, формирующий слизистую пробку цервикального канала. Слизистая пробка обладает бактерицидными свойствами и предохраняет верхние отделы половых путей от проникновения патогенных микроорганизмов. Слизистая пробка отсутствует в родах, во время менструации, после аборта и в первые 3 недели послеродового периода. Мышечный слой шейки матки в основном представлен круговыми мышечными волокнами. Стенки влагалища, прикрепляясь к шейке матки, делят шейку матки на влагалищную порцию шейки матки, которая выступает во влагалище и покрыта слизистой оболочкой влагалища и надвлагалищную порцию, которая располагается выше уровня прикрепления стенок влагалища и окружена околоматочной клетчаткой (параметральной). Между телом матки и надвлагалищной частью шейки матки находиться перешеек.

Перешеек – это отдел матки, из которого в родах формируется нижний сегмент, не обладающий способностью к сокращению (в родах растягивается до 6см).

Тело матки имеет грушевидную форму и состоит из 3-х слоёв: внутренний слой называется слизистой оболочкой матки - эндометрием. Он выстилает полость матки, которая имеет треугольную форму. Слизистая матки состоит из 2-х слоёв:

а) функционального слоя, который отторгается в конце каждого менструального цикла;

б) базального слоя, который прилегает непосредственно к мышечному слою матки и из которого в течение менструального цикла формируется вновь функциональный слой.

Мышечный слой матки представлен 3-мя слоями мышц:

а) круговые мышцы, которые в основном располагаются в области трубных углов матки и в шейке матки,

б) продольные мышцы, которые располагаются в основном в теле матки,

в) крестообразные (косые), которые располагаются в области нижнего сегмента матки.

Снаружи матка покрыта брюшиной, которая называется серозной оболочкой или периметрием. Клетчатка расположена в области перешейка и надвлагалищной порции шейки матки. Матка достаточно подвижна. Между телом и шейкой матки в норме образуется тупой угол, открытый кпереди или кзади.

Кровоснабжение матки осуществляется за счёт маточной артерии, которая проходит в основании широких маточных связок вместе с мочеточником. Не доходя 1 см. до области перешейка маточная артерия делится на 2 веточки: восходящая, которая кровоснабжает матку, маточную трубу и частично яичник соответствующей стороны и нисходящая, которая кровоснабжает шейку и верхнюю треть влагалища.

Отдел матки, который располагается выше места прикрепления маточных труб к трубным углам матки, называется дном матки.

Так как матка гормонозависимый орган, то с началом половой зрелости под влиянием гормонов, матка постоянно сокращается. Наиболее выраженные сокращения во время менструации, аборта и родов.

Лимфоотток осуществляется от шейки матки и верхней третей влагалища в лимфатические узлы, которые располагаются в клетчатке нижнего отдела широких маточных связок. Лимфоотток от матки, маточных труб и яичников осуществляется в лимфатические узлы, расположенные по ходу аорты.



Маточные трубы – яйцеводы, начинаются от трубных углов матки, идут по верхнему краю широких маточных связок и заканчиваются свободным концом в малом тазу. Это 2 полых трубчатых образования, имеющих диаметр 0,5 см в области трубных углов матки и наиболее широкий в области воронкообразной части, которая называется ампулярном отделом. Длина маточной трубы 10-12см. Внутренняя поверхность маточной трубы покрыта слизистой оболочкой, которая в свою очередь покрыта однослойным мерцательным эпителием. Мышечный слой представлен круговыми и продольными мышцами. Снаружи маточная труба покрыта брюшиной. Маточная труба обладает способностью совершать маятникообразные и перистальтические движения. Слизистая маточной трубы имеет продольные складки, а реснички эпителиальных клеток совершают движения в сторону полости матки.

Яичники – женские половые гаметы, которые располагаются на заднем листке широких маточных связок. Удерживаются яичники с помощью собственной связки, которая идёт от внутреннего края к дну матки в области трубного угла сзади и подвешивающей связки, которая является дупликатурой заднего листка широкой маточной связки. Подвешивающая связка является воротами яичника.

Яичники имеют массу 3-5 гр., овальную форму и размеры: длина 3-3,5, ширина 2-2,5см, толщина 1,5-2см. Снаружи яичник покрыт зачатковым эпителием, под которым располагается белочная оболочка. Под белочной оболочкой располагается корковый слой, в котором имеется большое количество фолликулов на разных стадиях развития. Под корковым слоем располагается мозговой, который представлен кровеносными и лимфатическими сосудами и соединительной тканью.



Связочный аппарат матки – круглые маточные связки, начинаются от передней поверхности матки в области трубных углов, проходят в малом тазу и через паховый канал переходит в область лобка, где и прикрепляется.

Широкие маточные связки – дупликатура брюшины, которая идёт от ребер матки к боковым стенкам малого таза.

В нижних отделах широких маточных связок проходят кардинальные связки - уплотнение клетчатки.

От задней поверхности матки отходят крестцово - маточные связки, которые начинаются от перешейка и надвлагалищной части шейки матки, огибают прямую кишку и прикрепляются к крестцу.

Яичники и частично маточные трубы кровоснабжаются за счёт яичниковой артерии. Яичниковая артерия отходит от аорты. Правая яичниковая артерия и сопровождающие её вены проходят вместе с правым мочеточником в одной капсуле.

Женские половые органы соседствует спереди с мочевым пузырём, который довольно интимно прикрепляется к перешейку и надвлагалищной части шейки матки. Задняя стенка матки соседствует с прямой кишкой.

Пространство между маткой и прямой кишкой сзади называется дугласовым пространством. По передней стенке влагалища проходит мочеиспускательный канал.
Физиология женских половых органов
Менструальный (половой цикл) – это периодические изменения в организме женщины. Продолжительность менструального цикла исчисляется от 1-го дня последних месячных до 1-го дня последующих месячных. В норме менструальный цикл составляет 21-35 дней. У 92-95% женщин продолжительность м.ц. составляет 28 дней.

Продолжительность менструации в норме 3-5 дней. Количество теряемой крови от 50-100 мл. В течение менструального цикла происходят изменения в яичниках, которые характеризуются как яичниковый цикл и в матке, которые трактуются как маточный цикл.

С 1-го дня менструального цикла в яичниках начинают расти и развиваться несколько фолликулов, достаточной степени зрелости достигают 2-3 фолликула, один из которых является доминирующим, остальные подвергаются обратному развитию. Процесс роста и развития фолликула схематично можно изобразить следующим образом. Незрелый фолликул состоит из незрелой яйцеклетки, окруженной одним слоем эпителиальных клеток и соединительнотканной оболочки. Незрелый фолликул увеличивается в 5-6 раз, и яйцеклетка подвергается 1-му делению, которое называется созревательным. Яйцеклетка делится на две части (маленькую, которая выбрасывается и большую). С этого момента интенсивно начинаются процессы роста и созревания всех элементов фолликула.

На определенных этапах развития эпителиальные клетки, соединительнотканная оболочка и яйцеклетка подвергаются значительным изменениям. Эпителиальные клетки интенсивно делятся, между ними появляется фолликулярная жидкость в виде вакуолей. Последние с течением времени сливаются, оттесняя эпителиальные клетки к внутренней поверхности соединительнотканной оболочки.

Рост и развитие фолликула продолжаются с 1-го дня менструального цикла до середины менструального цикла, то есть 14 дней при 28 дневном менструальном цикле. Зрелый фолликул имеет диаметр до 2см и одним из своих полюсов выбухает над поверхностью яичника. Зрелый фолликул состоит из 2-х соединительнотканных оболочек, которые называются: внутренняя оболочка - текаинтерна и наружная оболочка - текаэкстерна. В фолликуле на скоплении эпителиальных клеток (яйценосный холмик) располагается яйцеклетка, окруженная эпителиальными клетками (лучистый венец), остальные располагаются на внутренней поверхности внутренней оболочки. В полости фолликула располагается фолликулярная жидкость. В середине менструального цикла происходит разрыв фолликула.

В момент разрыва в брюшную полость изливается фолликулярная жидкость, кровь из сосудов оболочек фолликула и яйцеклетка.

Разрыв фолликула называется овуляция. Яйцеклетка отделяется от яйценосного холмика и подвергается повторному делению, при котором выбрасывается половина хромосом. Это деление называется репродуктивным. Только после повторного деления яйцеклетка способна к оплодотворению.

В 1-ой половине менструального цикла в момент роста и развития фолликула в яичниках вырабатывается гормоны, которые называются эстрогены. Эстрогены формируют женский тип телосложения, способствуют росту и развитию вторичных половых признаков, повышают тонус матки. Под их воздействием восстанавливается и растёт функциональный слой слизистой оболочки матки. Эстрогены широко используется в акушерской и гинекологической практике.

Во 2-ой половине менструального цикла происходит рост и развитие желтого тела. Схематически это можно изобразить следующим образом: после овуляции стенки фолликула спадаются, в полости формируется сгусток из излившийся крови. Место разрыва фолликула быстро зарастает, сосуды из текаинтерна (внутренняя соединительнотканная оболочка) прорастают между эпителиальными клетками и лизируют кровяной сгусток. Эпителиальные клетки увеличиваются в размерах, изменяют свою форму и приобретают желтый цвет. Формируется новая железа внутренней секреции, которая называется желтое тело. Желтое тело вырабатывает гормоны, которые называются гестагены. Под влиянием гестагенов снижается тонус матки, в слизистой матки начинают функционировать железы. Гестагены широко используются в акушерской и гинекологической практике.

Маточный цикл.

Под действием гормонов яичников в слизистой матки происходят изменения. Если не произошло оплодотворение, то желтое тело погибает и слизистая матки отторгается, начинается менструация. Отторжение функционального слоя называется фаза десквамации. После отторжения функционального слоя в полости матки образуется раневая поверхность, которая в течение 3-5 дней эпителизируется за счёт эпителиальных клеток базального слоя эндометрия.

Процесс эпитализации раневой поверхности матки называется фаза регенерации. Фаза регенерации продолжается в норме 3-5 дней. С момента полной эпитализации раневой поверхности менструация заканчивается.

В дальнейшем под влиянием гормонов эстрогенов до середины менструального цикла то есть с 1-го до 14-го дня при 28-ми дневном менструальном цикле происходит рост функционального слоя. В функциональном росте формируются железы, но они не функционируют. Эта фаза маточного цикла называется фаза пролиферации.



Во 2-ой половине менструального цикла с 15-го до 28-го дня, под влиянием гормонов гестагенов начинают функционировать железы функционального слоя эндометрия. Секрет этих желез служит питательной средой для плодного яйца в момент его имплантации (то есть прививки) и называется маточное молоко. Если оплодотворение не произошло, то менструальный цикл повторяется вновь.
Литература для студентов:

  1. И.К. Славянова «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии» Ростов- на- Дону «Феникс» 2004г.стр 28-37

  2. С.Д. Шилова «Акушерство и гинекология» Минск «Вышейшая школа» 2003г. стр.54-59, 61-65

  3. Л.А. Лысак «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии» Ростов- на Дону» «Феникс» 2003г стр. 32-46

Литература для преподавателей:

  1. В.И. Бодяжина, И.Б. Семенченко «Акушерство» издание третье Ростов – на- Дону «Феникс» 2004г.

  2. Э.К. Айламазян «Акушерство» учебник для медицинских вузов Санкт- Петербург СпецЛит 2003г.

  3. «Руководство по безопасному материнству» Москва 1998г.


Тема 3.2. Особенности мужского и женского организмов в зрелом возрасте
Форма обучения: лекция №2 (2 часа)
Студент должен знать:

  1. строение и функцию репродуктивных систем мужчины и женщины;

  2. половые гормоны, их биологическое действие на мужской и женский организм;

  3. половые рефлексы мужчины и женщины;

  4. формы полового влечения;

  5. наиболее частые формы половых нарушений;

  6. отрицательное влияние факторов окружающей среды на половые железы, их функцию, фертильность;

  7. роль медицинского работника в оказании консультативной помощи по вопросам укрепления репродуктивного здоровья.


Студент должен уметь:

  1. - обучить женщину вести менструальный календарь;

  2. - вычислять фертильные дни по менструальному календарю;

  3. - проводить беседы «Гигиена половых органов», «Гигиена менструального цикла».


Средства обучения:

  1. Тематическая лекция с использованием ЦОР.

  2. Плакаты.

  3. Муляжи.

  4. Фантомы.

  5. Ситуационные задачи и вопросы на закрепление.


Содержание учебного материала (дидактические единицы):


  1. Строение и функции мужских половых орга­нов, понятие о сперматогенезе, потенции, фертильности.

  2. Основные вопросы взаимоотношения полов, зависимость процесса воспроизводства от внутренних и внешних факторов.

  3. Мужские половые гормоны, их биологическое действие на организм. Сперматогенез, потенция, фертильность. Влияние факторов внешней среды на фертильность.

  4. Формирование полового влечения, его формы. Половые рефлексы у мужчин и женщин.

  5. Наиболее частые формы сексуальных нарушений. Роль медицинского работника в оказании консультативной помощи по вопросам укрепления репродуктивного здоровья



Половая система мужчины.
Выделяют наружные половые органы мужчины и внутренние половые органы. К наружным половым органом относятся: половой член и мошонка. К внутренним половым органам относятся: яички, семявыносящие протоки, предстательная железа и семенные пузырьки. Половая система мужчины связана с мочевой системой, а мочеиспускательный канал, является одновременно и семявыносящим трактом.

Анатомия наружных половых органов.

Половой член. В половом члене выделяют: корень, тело и головку. Длина полового члена 5-8см, в состоянии возбуждения (эрекции) длина полового члена составляет 12-15см. Тело полового члена состоит из 2-х пещеристых тел и 1-го губчатого тела, которое заканчивается головкой. Мочеиспускательный канал проходит в губчатом теле и в норме открывается на головке полового члена. Пещеристые тела имеют большое количество лакун (полостей), которые в период полового возбуждения наполняются кровью. Снаружи половой член покрыт кожей, которая легко смещается, избыток кожи закрывает головку полового члена и называется крайней плотью. По задней поверхности в области головки кожа прикрепляется в виде продольной складки и называется уздечкой. В крайней плоти продуцируется секрет, который называется смегма. Смегма обладает канцерогенными свойствами.

Мошонка – кожно-мышечный орган, в полости которого расположены яички, придатки и начальный отдел семенного канатика. Кожа мошонки пигментирована, покрыта редкими волосами, содержит значительное количество потовых и сальных желез, секрет которых имеет специфический запах, богато иннервирована. Основная функция мошонки – создание оптимальных условий для жизнедеятельности яичек, поддержание постоянной температуры на уровне 34 – 34,5 градусов по Ц. (функция термостата).
Анатомия внутренних половых органов.

Яичко – парная мужская половая железа одновременно внешней и внутренней секреции, основной функцией которой являются образование мужских половых клеток – сперматозоидов – и выработка мужских половых гормонов, главным образом тестостерона. Каждое яичко по форме напоминает слегка сплющенное эллипсоидное тело длиной 4 – 6см, шириной 2,5 – 3,5см, массой 15 – 25г. Состоят они из отдельных долек, заполненных извитыми семенными канальцами, в которых осуществляется развитие сперматозоидов. По канальцам сперматозоиды продвигаются в придатки яичек. В них происходят созревание сперматозоидов и накопление спермы со зрелыми сперматозоидами.

Сперматозоиды – мужские половые клетки, внешне похожие на булавку или головастика. Сперматозоид состоит из головки, шейки и хвоста (или жгутика). Большую часть объёма головки занимает ядро, содержащее ДНК, в которой закодирована генетическая информация передающаяся потомству.

Важнейшими биологическими свойствами сперматозоидов являются их подвижность и способность к оплодотворению.

Семявыносящие протоки. Функциональное значение семявыносящих протоков сводится к проведению спермы от придатка яичка наружу. Продвижение спермы по семявыносящим протокам осуществляется путём волнообразных сокращений. В момент оргазма секрет семенных пузырьков вместе со сперматозоидами благодаря толчкообразным сокращениям попадает в уретру, а из неё во влагалище.

Предстательная железа (простата) – непарный мышечно-железистый орган, вырабатывающий секрет, входящий в состав спермы. Располагается в нижней части малого таза между мочевым пузырём и прямой кишкой. Через предстательную железу проходит уретра. Величина железы зависит от возраста человека. Полного развития она достигает к 17 годам. Выведению секрета из железы способствует сокращение гладких мышц железы. Массивное выделение секрета наблюдается во время эякуляции.

Секрет предстательной железы представляет собой непрозрачную жидкость белого цвета со специфическим запахом, который составляет основной объём спермы, участвует в её разжижении и активизирует движение сперматозоидов. Предстательная железа обеспечивает передвижение сперматозоидов по семявыносящим протокам и эякуляцию, участвует в формировании либидо и оргазма.



Семенные пузырьки – парные железистые образования, расположенные между мочевым пузырём и прямой кишкой, выше верхнего края предстательной железы, вырабатывают секрет, входящий в состав спермы. Содержимое его состоит из вязкой белковой жидкости с большим содержанием фруктозы, являющейся источником энергии для сперматозоидов. Выводные протоки пузырьков после слияния с семявыносящими протоками образуют общий семявыбрасывающий проток.

Сперма – смесь секретов яичек, их придатков, семенных пузырьков и предстательной железы. Сперма начинает вырабатываться в период полового созревания, максимальная секреция в возрасте 20 – 30 лет, а после 40 лет она уменьшается. Сперма представляет собой непрозрачную слегка опалесцирующую клейкую жидкость с характерным запахом. В норме в 1мл. спермы содержится 60 – 120 млн. сперматозоидов.
2. «Процесс воспроизводства. Формирование полового влечения, его формы. Виды сексуальных нарушений».

Сексуальность – это живая сила личности, средство выражений привязанностей, способность каждого человека открывать себя и узнавать других, вытекающая из его принадлежности к определённому полу. Сексуальность является естественной и неотъемлемой частью человеческой натуры. Она проявляется многогранно и индивидуально, формируется с момента рождения человека и сопровождает его всю жизнь. Проявления сексуальности разнообразны и обусловлены физиологическими и анатомическими различиями мужчины и женщины, их гормональными особенностями, половыми ролями, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни (дружба, любовь, зачатие и рождение детей, взаимоотношения в семье и др.).

Половое сознание формируется на протяжении всей жизни, и в каждый жизненный период у него своя специфика.



Половое самосознание – это представление о себе как о человеке определенного пола. Моментом, запускающим половое самосознание, является простое приписывание ребёнка к мужскому или женскому полу. В дальнейшем, основываясь на элементарном подражании и на сознательном соотнесении себя с людьми своего пола, ребёнок начинает осваивать половую роль.

Выраженность полового влечения у представителей мужского и женского пола одинакова, проявления же его специфичны. У девушки, например, характерными поведенческими реакциями, связанными с половым влечением, являются кокетство, в основе которого лежит побуждение привлечь к себе внимание, застенчивость, стыдливость, ярко выраженная потребность нравиться, хорошо выглядеть. Юноша обычно испытывает желание понравиться конкретной девушке, а не вообще всем, и имеет при этом конкретную цель.

С развитием полового самосознания тесно связано и формирование либидо. Либидо – это стремление к половой близости. Выделяют следующие стадии его формирования.


  1. Романтическая стадия (или платоническая) у юношей характеризуется фантазиями, в которых совершаются воображаемые подвиги в честь идеализируемого объекта первой влюбленности. У девушек прослеживается стремление нравиться, обращать на себя внимание, появляются фантазии о бескорыстной заботе со стороны прекрасного и храброго «рыцаря». Значение этой стадии в формировании либидо – в возвышении физиологического инстинкта до истинно человеческой любви. Переживания первой влюбленности наполняют эту стадию яркими и незабываемыми чувствами.

  2. Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам. Эта стадия длительное время определяет женскую сексуальность, а у мужчин довольно быстро сменяется потребность в сексуальной разрядке.

  3. Сексуальная стадия во многом определяет особенности подросткового возраста у юношей. Прежде всего, это феномен так называемой подростковой гиперсексуальности, проявляющейся в повышенной половой возбудимости у мальчиков – в частых эрекциях, необузданных эротических фантазиях, мастурбации. Физиологической основой этого явления считается усиление секреции андрогенов, уровень которых у 18-летнего юноши в 8 раз выше, чем у 10-летнего мальчика. Важно отметить две особенности подростковой и юношеской сексуальности: первая – экспериментальный характер их сексуального поведения; вторая – то, что эротические потребности и интересы опережают развитие эмоциональной сферы и навыков общения, от которых во многом зависит возможность сочетания физической близости с психологической (духовной) близостью и взаимопониманием.

У мужчины период полового созревания окончательно завершается только к 23 – 25 годам, а у женщины к 18 – 20 годам. Наступает период половой зрелости. Этот период характеризуется расцветом женского и мужского организма, он приходится на самый активный период жизни человека. К началу этого периода мужской и женский организмы подготовлены к выполнению детородной функции, созданию семьи, ответственному родительству.

Психологи отмечают, что далеко не все индивидуальные свойства мужчин и женщин обусловлены их половой принадлежностью. Часто они опосредуются и видоизменяются условиями среды, воспитания, родом деятельности и др. Это полностью относится и к половому поведению.



Полоролевое поведение – это действия индивида, которые определяют его принадлежность к определенному полу. Это в основном знаковое поведение, строящееся на различиях во внешности (причёска, использование косметики, украшений и др.), одежде, манере держаться, системе жестов, лексике. Знаковые различия, основанные на половом сознании, дают возможность проявить свою половую принадлежность. Если в поведении человека содержится недостаточно знаков его половой принадлежности, это вносит тревогу и дискомфорт в общении с ним. Половое поведение не является раз и навсегда сформированной моделью поведения, а представляет собой определенный набор ролей, который постоянно претерпевает изменения. Требования к половому поведению, предъявляемые обществом, имеют половую и возрастную дифференциацию. Сексуальная, а точнее психосексуальная ориентация – это направленность полового влечения, определяющая выбор сексуального партнера и особенности полового поведения. Её формирование начинается в детстве и завершается ко времени наступления половой зрелости. На становлении сексуальности человека и связанный с этим процесс выбора сексуального объекта влияет несколько факторов. В первую очередь, это анатомо-физиологические изменения, происходящие в организме с момента рождения и особенно бурно в период полового созревания. Изменения происходят на гормональном уровне. В это время у подростков появляются вторичные (внешние), половые признаки, начинается процесс подготовки организма девочки и мальчика к выполнению репродуктивных функций. Биологически организм готовится и в определенный момент становится готовым в полной мере проявлять разнообразные сексуальные реакции.

Вторым фактором, формирующим чувство половой принадлежности, сексуальные предпочтения и формы поведения, является усвоение образцов поведения через подражание, принятие приемлемых для себя моделей (стереотипов) поведения. Вне меньшей степени на формирование реакций и форм сексуального поведения влияет вся личность человека, особенно его интеллектуальное, эмоциональное развитие, физиологическая и социальная зрелость, уровень самооценки. Все это определяет ориентацию человека в окружающей среде, его возможность контроля поведенческими процессами.

Влияние окружающей социокультурной среды – третий фактор становления сексуальности. В детстве, далее в подростковом возрасте идёт процесс усвоения норм, взглядов и особенностей поведения, которые перенимаются от окружающих в конкретное время в конкретной историко-культурной обстановке. В дальнейшем данные нормы и взгляды перерастают осознаваться как заимствованные извне и воспринимаются личностью как собственные.

У людей выделяют различные варианты сексуальной ориентации (или направленности полового влечения).

Сексуальное влечение, направленное на лиц противоположного пола, - гетеросексуальность – воспринимается как нечто само собой разумеющееся, естественное, заданное самой природой. Наиболее распространенное отклонение от гетеросексуальности – гомосексуальное влечение – направлено на лиц того же пола и встречается у 2,5% женщин и 5% мужчин. Влечение к лицам обоих полов – бисексуальность – очень редко встречается у мужчин и наблюдается у 1,5% женщин. Иногда она выступает в качестве переходной фазы в период становления сексуальности.

Лесбиянство – женская гомосексуальность (по названию греческого острова Лесбос в Эгейском море). Лесбийская любовь менее изучена, чем гомосексуализм у мужчин. Лесбиянство было распространено на востоке и юге Азии (Ассирия, Вавилон, Древняя Индия), а также в Африке (Египет), оттуда распространилось в Древнюю Грецию и Рим, а затем уже в Западную Европу и Америку.

Виргогамия – девственный брак, при котором супруги длительно не могут начать половую жизнь.

Вуйеризм – вид полового извращения, который характеризуется влечением к созерцанию полового акта или обнаженных половых органов.

Геронтофилия – сексуальное влечение к лицам старческого возраста.

Зоофилия – половое влечение к животным.

Инцестофилия – половое влечение к кровным родственникам.

Контофобия – боязнь половых актов.

Мазохизм – сексуальное удовлетворение от получаемых болевых раздражений или унижения.

Нарциссизм – влечение к самолюбованию, при котором возбуждение вызывает вид собственного тела.

Садизм – половое извращение, при котором жестокое обращение с партнёром доставляет половое удовлетворение.

Фетишизм – возникновение полового возбуждения лишь при наличии фетиша, например женской обуви, платка, косы и т.д.

Некрофилия – половое извращение, характеризующееся сексуальным влечением к трупам.

Отношение людей к разнообразным формам девиантного сексуального поведения менялось в различных общественных культурах и эпохах. Тем не менее, ни в одном обществе нет однозначного отношения к этой проблеме. Для объяснения причин возникновения сексуальных девиаций существует много различных теорий (врожденные нарушения, эндокринные и органические повреждения, следствие заболеваний и др.), но ни одна из них полностью не объясняет природу возникновения этих отклонений. Так как в настоящее время информированность общества возрастает, возникает необходимость в правильном и научном освещении этого спорного вопроса. Задача медицинского работника – воспитание у подростков ответственного, здорового отношения к вопросам сексуальности. При всей сложности и деликатности сексологических проблем медицинские работники должны своевременно и грамотно отвечать на вопросы, волнующие пациентов.


Литература для студентов:

  1. И.К. Славянова «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии» Ростов- на- Дону «Феникс» 2004г.стр.35-37

  2. С.Д. Шилова «Акушерство и гинекология» Минск «Вышейшая школа» 2003г. стр.54-59, 61-65

  3. Л.А. Лысак «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии» Ростов- на Дону» «Феникс» 2003г стр. 32-46


Литература для преподавателей:

  1. В.И. Бодяжина, И.Б. Семенченко «Акушерство» издание третье Ростов – на- Дону «Феникс» 2004г.

  2. Э.К. Айламазян «Акушерство» учебник для медицинских вузов Санкт- Петербург СпецЛит 2003г.

  3. «Руководство по безопасному материнству» Москва 1998г.

  4. Российская ассоциация «Планирование Семьи» Взросление. Репродуктивное здоровье и здоровый образ жизни. Москва, 2002 стр. 57 – 59, стр. 69 - 73



Каталог: document -> metod kopilka
document -> История урологии среднего урала
document -> Новая информация из раздела безопасности использования лекарственного средства
metod kopilka -> Лекции по разделу «Оказание акушерско-гинекологической помощи. Мдк 02. 03.»
metod kopilka -> Министерство здравоохранения и социального развития РФ министерство здравоохранения Оренбургской области
metod kopilka -> Министерство здравоохранения и социального развития РФ министерство здравоохранения Оренбургской области
metod kopilka -> 1 часть: Препараты гормонов гипоталамуса, гипофиза, щитовидной железы, коры надпочечников
metod kopilka -> «Противовирусные, иммуномодулирующие, противогрибковые средства»
metod kopilka -> Инфекционные заболевания нервной системы. Первичные и вторичные энцефалиты. Миелит. Менингиты. Арахноидит
metod kopilka -> Программа по оптимизации вскармливания
metod kopilka -> Медицинская карта стационарного пациента


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница