Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»



Скачать 145.8 Kb.
страница1/4
Дата22.04.2016
Размер145.8 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

профессор _____________ С.Н. Маммаев

подпись


« ___» _____________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ»

цикла Медицинская реабилитация

для специальности 310501 «Лечебное дело»

по специализации 310501 «Лечебное дело»

факультет Лечебный

кафедра немедикаментозной терапии и



усовершенствования врачей

квалификация выпускника Лечебное дело

форма обучения очная

курс 4

семестр 7

всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часа) 108 часов (3 зач.ед.)

лекции 24 часа

практические (семинарские) занятия 48 часов

лабораторные занятия не предусмотрены

самостоятельная работа 36 часов

экзамен - (семестр)

зачет 7 7 семестр

курсовая работа не предусмотрена (семестр)

Махачкала 2014 г.



1. Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ФГОС ВО по специальности 310501 «Лечебное дело» (квалификация «Лечебное дело»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011г. № 16 и учебного плана ГБОУ ВПО ДГМА Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры немедикаментозной терапии и усовершенствования врачей ДГМА

от « 18 » декабря 2014 г. Протокол № _____

Зав. кафедрой НМТ и УВ, профессор _____________К.Г. Махмудов

Рабочая программа согласована


  1. Директор НМБ ДГМА _____________ А.В. Бекеева

  2. УМО _____________ Н.А. Загирова

  3. Зам. декана 4 курса, доцент ___________ Б.Р. Ибрагимов

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Советом факультета ДГМА от «___» _________ 20___ г. Протокол № ____

Председатель СФ

д.м.н., профессор Р.М. Рагимов



Составители: доцент ___________________ С.Н. Бектемирова

доцент ___________________ Х.М. Малачилаева

к.м.н., асс. ___________________ З.А. Шахназарова

Рецензент:

д.м.н., профессор _____________________ А.Ш. Хасаев

госпитальная терапия № 1

Утверждена на заседании ЦКМС ДГМА,

протокол № ___ от «____» __________ 20___г.
Председатель ЦКМС ДГМА

д.м.н., профессор ________________ С.Н. Маммаев



2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели дисциплины:

- формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, касающихся основных аспектов планирования и проведения реабилитационных мероприятий среди пациентов, перенесших соматическое заболевание, травму или оперативное вмешательство с применением средств физической культуры, лечебной физкультуры, физиотерапии;

- дать общие основы рефлексотерапии, ознакомить с понятиями «Меридианы» и точками «БАТ»;

-осуществление психологической и социально-трудовой реабилитации больных.



Задачами дисциплины являются:

- сформировать необходимые теоретические знания по основным разделам медицинской реабилитации;

- выработать навыки оценки уровня и резервов здоровья пациента, его реабилитационного потенциала;

- обучить алгоритму определения показаний и противопоказаний для проведения реабилитационных мероприятий;

- обучить основным методам медицинской реабилитации больных, перенесших соматическое заболевание, травму или оперативное вмешательство;

- научить использованию средств физической культуры, лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии;

- изучение студентами теоретических основ физиотерапии, механизма действия физических факторов, опираясь на закономерности развития патологических процессов;

- сформировать навыки контроля эффективности проводимых мероприятий.



3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП:

Дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин по специальности 310501- «Лечебное дело» высшего профессионального медицинского образования, изучается в 7 семестре.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных дисциплины: философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык;

- в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплины: основы механики, основы лучевой диагностики, информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология;

-

математика физика, биофизика, биохимия, биоэтика, анатомия, нормальная физиология, патофизиология, патологическая анатомия;



- медико-профессиональные и клинические дисциплины, в том числе: история медицины, внутренние болезни, хирургические болезни, дисциплины.

- в цикле профессиональных дисциплин: гигиена, организация здравоохранения, пропедевтика внутренних болезней; факультетская терапия, профессиональные болезни, госпитальная терапия, общая хирургия, лучевая диагностика, факультетская хирургия, госпитальная хирургия, медицина катастроф, акушерство и гинекология, детские болезни, эпидемиология, дерматовенерология, оториноларингология, офтальмология, травмотология и ортопедия.


4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

- способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов в работе с конфиденциальной информацией.

б) профессиональных (ПК):

- способен и готов проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы функциональной диагностики, реабилитации и профилактики среди взрослого населения с учетом их возрастно-половых групп;

- способен и готов проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом факторов риска, давать рекомендации по здоровому питанию, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными взрослыми;

- способен и готов применить различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу пациентов в специализированные группы для занятий физической культурой после перенесенных заболеваний;

- способен и готов давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств спортивной медицины, лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии и других средств немедикаментозной терапии при лечении пациентов.

В результате освоения дисциплины студент должен:


Знать:

- организацию и проведение реабилитационных мероприятий;

- механизм лечебно-реабилитационного воздействия физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, санаторно-курортного лечения и других немедикаментозных методов, показания и противопоказания к их назначению.

Уметь:

- применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские,

социальные и профессиональные) среди взрослых при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу подростков в специализированные группы для занятий физической культурой после перенесенных заболеваний;

- составить больному план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия;

- давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии;

- проводить профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов закаливания, пропагандировать здоровый образ жизни.



Владеть:

- теоретическими знаниями и практическими умениями по применению различных методов медицинской реабилитации при лечении неврологических, ортопедических, хирургических заболеваний и заболеваний внутренних органов;

- методами оценки состояния здоровья населения;

- методами общего клинического обследования;

- методами проведения индивидуальных занятий по ЛФК;

- методами проведения функциональных проб (спирометрия, спирография, пневмотахометрия, электрокардиография и т.д.);

- методами проведения теста определения физической работоспособности;

- методами проведения врачебно-педагогических наблюдений на занятиях ЛФК при различной патологии.



5. ОбЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды занятий и формы контроля


Всего часов


Семестры


7-й семестр

Аудиторные занятия (всего)


72

72


Лекции

24

24

Практические занятия (ПЗ), час.


48

48

Самостоятельная работа (всего)


36



36

Виды промежуточной аттестации (зачет)


зачет

зачет

Текущий контроль

История болезни

История болезни

Общая трудоемкость дисциплины 108 часа/ 3 зач. ед.

6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Содержание разделов дисциплины




Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Медицинская реабилитация и структура организации

Предмет и задачи медицинской реабилитации. Структура и формы организации медицинской реабилитации в РФ. Определение места физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, рефлексотерапии, лазеротерапии и курортологии в медицинской реабилитации больных.

2

Общие основы физиотерапии. Постоянный ток.

Общие основы физиотерапии. Классификация физических факторов. Принципы назначения физических факторов. Общие показания и противопоказания. Гальванизация. Лекарственный электрофорез. Лечебный фактор, механизм действия, показания, противопоказания, аппаратура, методика проведения процедур при различных патологиях.


3

Низкочастотная импульсная электротерапия.

Диадинамотерапия. Электросонтерапия. Электростимуляция мышц и нервов. Лечебный фактор, механизм действия, терапевтический эффект, область применения, показания, противопоказания, аппаратура, методика проведения процедур.


4

Среднечастотная электротерапия.

Амплипульстерапия. Флюктуоризация. Интерференцтерапия. Лечебный фактор, физиологическое действие, терапевтический эффект, область применения, показания, противопоказания, аппаратура, методика проведения процедур


5

Электромагнитное излучение (микроволновая терапия)

Сверхвысокочастотная терапия. Дециметроволновая терапия, Крайневысокочастотная терапия. Лечебный фактор, физиологическое действие, терапевтический эффект, показания, противопоказания, область применения, аппаратура, методика применения процедуры.

6

Низкочастотная электротерапия

Ультратонтерапия. Местная дарсонвализация. Франклинизация. Ультравысокочастотная терапия. Лечебный фактор, физиологическое действие, терапевтический эффект, показания, противопоказания, область применения, аппаратура, методика применения процедуры.


7

Оптическое излучение

Лазеротерапия. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение. Лечебный фактор, физиологическое действие, терапевтический эффект, показания, противопоказания, область применения, аппаратура, методика применения процедуры.


8

Магнитное поле.

Постоянная магнитотерапия. Импульсная магнитотерапия. Низкочастотная магнитотерапия. Высокочастотная магнитотерапия. Лечебный фактор, физиологическое действие, терапевтический эффект, показания, противопоказания, область применения, аппаратура, методика применения процедуры.

9

Гидролечение.

Лечебное применения пресных ванн. Души. Влажное укутывание. Лечебный фактор, механизм действия, область применения, показания, противопоказания, аппаратура, методика проведения процедур.

10

Грязелечение.

Озокеритотерапия. Парафинотерапия. Ультразвуковая терапия. Аэрозольтерапия.Лечебный фактор, механизм действия, показания, противопоказания, методика применения.

11

Общие основы лечебной физкультуры

Определение предмета. Характеристика метода ЛФК, его преимущества. Средства и формы ЛФК. Медико-биологическое значение физических упражнений. Механизм действия, классификация физических упражнений, синдром гиподинамии.


12

Общие основы лечебной физкультуры

Клинико-физиологическое обоснование применения физических упражнений. Периоды ЛФК и их взаимосвязь с периодами заболевания. Показания и относительные противопоказания к назначению ЛФК. Структура занятия, правила назначения и составления комплексов. Дозировка физической нагрузки. Определение плотности урока. Учет эффективности


13

Медицинская реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Инфаркт миокарда, ИБС, гипертоническая болезнь. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК при ревматизме, недостаточности кровообращения и пороках.

14

Медицинская реабилитация при заболеваниях органов дыхания.

Клинико-физиологическое обоснование применения ЛФК при пневмонии, бронхиальной астме, эмфиземе легких, бронхитах, бронхоэктатической болезни и плевритах, ХНЗЛ.

15

Медицинская реабилитация при патологии органов пищеварения.



Язвенная болезнь желудка и 12 перстной кишки, спланхноптоз, дискинезия желчевыводящих путей, энтероколиты, гастриты. Клинико-физиологическое обоснование, механизм действия. Учет эффективности.


16

Медицинская реабилитация при нарушении обменных процессов.

Ожирение, сахарный диабет, подагра. Клинико-физиологическое обоснование ЛФК. Механизм действия. Учет эффективности.

17

Медицинская реабилитация в травматологии.

Компрессионные переломы позвоночника. диафизарные переломы костей верхней и нижней конечностей. Период иммобилизации, постиммобилизационный и восстановительный периоды (задачи, средства и формы).

18

Медицинская реабилитация при патологии позвоночника.

Нарушения осанки, сколиозы, кифозы, лордозы. Учет эффективности применения ЛФК.


19

Медицинская реабилитация в хирургии.

При оперативных вмешательствах на органах грудной и брюшной полостей. Задачи ЛФК в предоперационный и послеоперационный периоды. Средства, формы. Учет эффективности.

20

Лечебный массаж

Основы массажа. Влияние на организм. Классификация. Краткая характеристика лечебного, спортивного, гигиенического, косметического массажа. Характеристика основных приемов массажа. Основные правила проведения массажа. Показания и противопоказания.



21

Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой.

Цель, задачи, содержание ВК. Оздоровительная физическая тренировка: показания, противопоказания, основные принципы. Функциональные пробы оценки физической работоспособности, проба Штанге, Генче, проба Мартинэ, Гарвардский Степ-тест, PWC- 170 и Максимальное потребление кислорода.

Соматоскопия, антропометрия.




6.2. Темы практических занятий

Тема 1. Медицинская реабилитация и структура организации

Предмет и задачи медицинской реабилитации. Структура и формы организации медицинской реабилитации в РФ. Определение места физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, рефлексотерапии, лазеротерапии и курортологии в медицинской реабилитации больных.



Тема 2. Общие основы физиотерапии. Постоянный ток.

Общие основы физиотерапии. Классификация физических факторов. Принципы назначения физических факторов. Общие показания и противопоказания. Гальванизация. Лекарственный электрофорез. Лечебный фактор, механизм действия, показания, противопоказания, аппаратура, методика проведения процедур при различных патологиях.



Тема 3. Низкочастотная импульсная электротерапия.

Диадинамотерапия. Электросонтерапия. Электростимуляция мышц и нервов. Лечебный фактор, механизм действия, терапевтический эффект, область применения, показания, противопоказания, аппаратура, методика проведения процедур.



Тема 4. Среднечастотная электротерапия.

Амплипульстерапия. Флюктуоризация. Интерференцтерапия. Лечебный фактор, физиологическое действие, терапевтический эффект, область применения, показания, противопоказания, аппаратура, методика проведения процедур.


Тема 5. Электромагнитное излучение (микроволновая терапия)
Сверхвысокочастотная терапия. Дециметроволновая терапия, Крайневысокочастотная терапия. Лечебный фактор, физиологическое действие, терапевтический эффект, показания, противопоказания, область применения, аппаратура, методика применения процедуры.
Тема 6. Низкочастотная электротерапия

Ультратонтерапия. Местная дарсонвализация. Франклинизация. Ультравысокочастотная терапия. Лечебный фактор, физиологическое действие, терапевтический эффект, показания, противопоказания, область применения, аппаратура, методика применения процедуры.



Тема 7. Оптическое излучение

Лазеротерапия. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение. Лечебный фактор, физиологическое действие, терапевтический эффект, показания, противопоказания, область применения, аппаратура, методика применения процедуры.



Тема 8. Магнитное поле.

Постоянная магнитотерапия. Импульсная магнитотерапия. Низкочастотная магнитотерапия. Высокочастотная магнитотерапия. Лечебный фактор, физиологическое действие, терапевтический эффект, показания, противопоказания, область применения, аппаратура, методика применения процедуры.



Тема 9. Гидролечение.

Лечебное применения пресных ванн. Души. Влажное укутывание. Лечебный фактор, механизм действия, область применения, показания, противопоказания, аппаратура, методика проведения процедур.



Тема 10. Общие основы лечебной физкультуры.

Озокеритотерапия. Парафинотерапия. Ультразвуковая терапия. Аэрозольтерапия.Лечебный фактор, механизм действия, показания, противопоказания, методика применения.



Тема 11. Общие основы лечебной физкультуры.

Определение предмета. Характеристика метода ЛФК, его преимущества. Средства и формы ЛФК. Медико-биологическое значение физических упражнений. Механизм действия, классификация физических упражнений, синдром гиподинамии.



Тема 12. Общие основы лечебной физкультуры.

Клинико-физиологическое обоснование применения физических упражнений. Периоды ЛФК и их взаимосвязь с периодами заболевания. Показания и относительные противопоказания к назначению ЛФК. Структура занятия, правила назначения и составления комплексов. Дозировка физической нагрузки. Определение плотности урока. Учет эффективности.



Тема 13. Медицинская реабилитация при заболеваниях

сердечно-сосудистой системы.

Инфаркт миокарда, ИБС, гипертоническая болезнь. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК при ревматизме, недостаточности кровообращения и пороках.



Тема 14. Медицинская реабилитация при

заболеваниях органов дыхания.

Клинико-физиологическое обоснование применения ЛФК при пневмонии, бронхиальной астме, эмфиземе легких, бронхитах, бронхоэктатической болезни и плевритах, ХНЗЛ.




Каталог: files -> chairs
chairs -> Пояснительная записка 5 Цели и задачи освоения дисциплины
chairs -> 1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины Цели и задачи изучения дисциплины
chairs -> Методические разработки к практическим занятиям по иммунологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов
chairs -> Рабочая программа «факультетская терапия. Профессиональные болезни»
chairs -> Рабочая программа учебной дисциплины «нервные болезни, нейрохирургия и медицинская генетика»
chairs -> Рабочая программа по госпитальной терапии профессионального цикла для специальности 060101 лечебное дело
chairs -> Правила написания психического статуса. Основные методы терапии Студент должен уметь: диагностировать эти патологические состояния у больных
chairs -> Учебно-методическое пособие для врачей и студентов Махачкала 2006 Составители: Эседов Э. М. заведующий кафедрой госпитальной терапии №3 с курсом клинической иммунологии и аллергологии, д м. н., профессор


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница