Рабочая учебная программа по дисциплине перинатальная медицина по направлению подготовки педиатрия



Скачать 379.4 Kb.
страница1/2
Дата03.05.2016
Размер379.4 Kb.
Просмотров55
Скачиваний0
ТипРабочая учебная программа
  1   2
: student -> faculty -> faculty -> pediatric
pediatric -> Лекции по детской офтальмологии [Электронный ресурс]/ Н. А. Аклаева [и др.]; под ред. В. В. Нероева. Москва: гэотар-медиа, 2009. 179 с.: рис. Режим доступа
pediatric -> Рабочая учебная программа по дисциплине «травматология и ортопедия» По направлению подготовки
pediatric -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Дерматовенерология»
pediatric -> Рабочая учебная программа по дисциплине акушерство и гинекология По направлению подготовки педиатрия 060103
pediatric -> Рабочая учебная программа по дисциплине Психиатрия, медицинская психология По направлению подготовки
pediatric -> Учебно-методический комплекс по производственной практике Помощник врача
pediatric -> Основная литература Белоусов Ю. Б. Клиническая фармакология и фармакотерапия [Текст] / Ю. Б. Белоусов. 3-е изд., испр и доп. Москва: миа, 2010. 866 с. Клиническая фармакология [Текст] : учеб для студентов мед вузов
pediatric -> Воздушно-капельные инфекции задача 1
pediatric -> Рабочая учебная программа по дисциплине Анатомия По направлению подготовки
pediatric -> Рабочая учебная программа по дисциплине топографическая анатомия и оперативная хирургия По направлению подготовки 060103 Педиатрия


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО»

Зав. кафедрой, профессор _____________________Г.Н.Чумакова

«6» ноября 2013 г.

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол № 4


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан педиатрического факультета профессор______________ И.А.Турабов

« _____»______________ 2013 г.




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА

По направлению подготовки ПЕДИАТРИЯ

Курс 5


Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) ЗАЧЕТ

Кафедра НЕОНАТОЛОГИИ И ПЕРИНАТОЛОГИИ

Трудоемкость дисциплины 72 час/ 2 зач. ед.

Архангельск, 2013



1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Перинатальная медицина» является формирование у студентов знаний о перинатальном периоде, некоторых наиболее значимых патологических состояниях периода новорожденности.

При этом задачами дисциплины являются:

- формирование у студентов научного мышления в категориях естественных наук, что позволит глубже понять закономерности перинатального периода при различных нозологических формах;

- обучение выявлению и интерпретации основных клинических синдромов у больных новорожденных детей;

- ознакомление с современной тактикой выхаживания и лечения новорожденных детей при заболеваниях перинатального периода.


2.Место дисциплины в структуре ООП

В настоящее время развитие перинатальной помощи в Российской Федерации является приоритетным направлением демографической политики страны. Согласно рекомендациям экспертов ВОЗ перинатальный период начинается с 22-й полной недели беременности (154 дня) и завершается через 7 суток после родов. Заболевания, возникающие в перинатальном периоде, обозначают термином «перинатальная патология». Заболевания в перинатальном периоде оказывают существенное влияние на состояние здоровья и развитие человека во все последующие годы жизни. Для снижения перинатальной заболеваемости и смертности необходимы не только современные здания и оборудование, но и грамотные специалисты, подготовка которых должна начинаться со студенческого периода.

Учебная дисциплина «Перинатальная медицина» относится к вариативному циклу дисциплин основной образовательной программы «Педиатрия» и использует знания биологии, физиологии, создавая у студентов представления об органическом единстве окружающего мира, формирует человеческие качества, необходимые в медицинской практике.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060103 Педиатрия.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций

Компетенции




Общекультурные компетенции

ОК-№1

Способность и готовность анализировать социально- значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико- биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ОК-№8

Способность и готовность осуществлять деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну




Профессиональные компетенции

ПК-№1

Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками

ПК -№2

Способность и готовность выявлять естественно научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат

ПК -№3

Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

ПК-№7

Способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными детьми и подростками

ПК -№9

Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

ПК-№16

Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

ПК-№21

Способность и готовность осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию детей и подростков в плановом и экстренном порядке

ПК -№27

Способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций

ПК-№ 31

Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- этиопатогенез, классификацию, клинику различных нозологических форм заболеваний новорожденных;

- лечение и профилактику некоторых заболеваний новорожденных детей;

- принципы перинатальной этики.



Уметь:

- выделить предрасполагающие факторы, фоновые заболевания, влияющие на развитие неонатальных заболеваний;

- анализировать данные антенатального и перинатального анамнеза;

- правильно сформулировать и обосновать клинический диагноз;

- правильно интерпретировать дополнительные лабораторные данные и показатели методов функциональной диагностики;

- уметь беседовать с матерями по вопросам вскармливания, ухода за больным ребенком, течению и исходу основного заболевания, профилактике интеркуррентных заболеваний.



Владеть:

- навыками клинического обследования больного новорожденного ребенка;

- навыками люмбальной пункции для исследования ликвора;

- навыками получения информации из разных источников.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.



Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)







В том числе:







Лекции (Л)

12

10

Практические занятия (ПЗ)

35

10

Самостоятельная работа (всего)

25

10

Экзамен







Общая трудоемкость (час.)


72

10

5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины





п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3



Основные патологические состояния перинатального периода.

Перинатальное поражение ЦНС. Неонатальные желтухи. Врожденные анемии. Неонатальный сепсис. Перинатальное нарушение системы гемостаза.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП

КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Основные патологические состояния перинатального периода.

12

35










25

72




итого

12

35










25

72



6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

Основные патологические состояния перинатального периода.

Работа в палатах «Мать и дитя» неонатальных отделений стационаров

Работа в центре доклинической подготовки



10

Итого (час.)

10

Итого (% от аудиторных занятий)

21%



7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов



п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля



Основные патологические состояния перинатального периода.

Работа с учебной литературой.


Решение ситуационных задач. Составление кейсов.


8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- устные: решение ситуационных задач, устный опрос.

- письменные: тесты.

8.2. Формы промежуточной аттестации – зачет.

Этапы проведения зачета

1. Этап – выполнение программы дисциплины

2. Этап – письменное тестирование

3. Этап - устное собеседование, представление кейсов.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1. Атлас манипуляций в неонатологии /ред.М.Дж.Мак-Дональд.- М.: ГЭОТАР –Медиа, 2012. – 481с.

2. Неонатология: национальное руководство /Под ред. Н.Н.Володина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.

3. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебное пособие. В 2 т. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – 608 с.



9.2 Дополнительная литература

1. Базовая помощь новорожденному – международный опыт /под ред. Н.Н.Володина, Г.Т.Сухих. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.-208с.

2. Основы перинатологии /Под ред. Н.П.Шабалова, Ю.В.Цвелева. – М.: МЕДпресс-информ, 2004.- 633 с.

3. Пальчик А.Б. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных /А.Б.Пальчик, Н.П. Шабалов. – СПб.: Питер, 2009. -253 с.



9.3 Программное обеспечение и Интернет ресурсы




Адрес-ссылка

Обозначение ресурса

Аннотация

1

http//www.medicina.ru

Медицина

Сайт представляет собой систему Интернет-порталов сферы медицины, включая федеральные порталы по разделам медицины, специализированные порталы. Глоссарий.

2

http//www.neonatology.ru

Неонатология

Сайт представляет собой систему Интернет-порталов раздела медицины - неонатологии, включая федеральные порталы. Глоссарий.

3

http//emedicine.com

Медицина

Сайт представляет собой международную систему Интернет-порталов сферы медицины. Глоссарий.

4

http://www.studmedlib.ru/doc/ISBN9785970408865SCN0009.html?SSr=280133029c10602debad55c

Электронный ресурс

Базовая помощь новорождённому - международный опыт / под ред. Н. Н. Володина, Г.Т. Сухих ; науч. ред. Е. Н. Байбарина, И. И. Рюмина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 208 с. - (Серия "Библиотека врача-специалиста").

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

10.1. Технические и компьютерные средства обучения:

10.1.1. Аудиовизуальное обеспечение: компьютер, проектор, видеокамера



10.2. Наглядные пособия:

1. Муляж новорожденного для отработки навыков поясничной пункции.


11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

Анкета-отзыв на дисциплину «Перинатальная медицина» (анонимная)

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по указанной дисциплине. Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.



1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________



2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________



3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________



4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________



5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Учебный доцент

Доцент кафедры



Киселева Л.Г.

Усынина А.А.






Рецензент (ы):




Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись






































Тематический план лекций
Учебная дисциплина – Перинатальная медицина

Направление подготовки – педиатрия

Семестр – 10

Количество аудиторных часов, отведенное на цикл – 47 час.

Курс – 5


№ лекции

Тема лекции



Кол-во

Часов


1

Перинатальное поражение ЦНС. Неонатальные судороги.

2

2

Система РАСК. Геморрагические синдромы н/р. Тромбоцитопении, тромбоцитопатии.

2

3

Диф.диагностика неонатальных желтух. Клиника, диагностика, лечение.

2

4

Неонатальный холестаз. Клиника, диагностика, лечение.

2

5

Дифференциальный диагноз анемий у новорожденных детей

2

6

Формирование материнского поведения. Реакция родителей на рождение больного ребенка. Перинатальная этика.

2

Итого

12

Рассмотрено на заседании кафедры неонатологии и перинатологии

"6" ноября 2013г.

протокол № 4


Зав. кафедрой _________ Чумакова Г.Н.

Тематический план практических занятий
Учебная дисциплина – Перинатальная медицина

Направление подготовки – педиатрия

Семестр – 10

Количество аудиторных часов, отведенное на цикл – 47час.

Курс – 5


№ занятия

Тема занятия



Кол-во

часов


1

Анемии новорожденных. Этиология, патогенез, клиника, диагностика. Неотложная помощь. Оценка группы крови с использованием цоликлонов. Деловая игра «Алгоритм диагностики анемии новорожденного».

5

2

Показания и противопоказания для люмбальной пункции. Отработка практических навыков люмбальной пункции. Интерпретация ликворограммы.

5

3

Дифференциальный диагноз желтух. Гемолитические желтухи новорожденных, клиническая картина, диагноз, дифференциальный диагноз, лечение.

Разбор клинических случаев.



5

4

Механические желтухи, клинические проявления, диагноз, дифференциальный диагноз. Фетальный гепатит. Этиология, патогенез, клиника, лечение, течение, прогноз. Конъюгационные желтухи новорожденных. Клиническая картина, диагноз, дифференциальный диагноз, лечение.

5

5

Внутриутробные инфекции новорожденных (герпесвирусная инфекция, врожденная краснуха, врожденный хламидиоз, микоплазмоз, сифилис). Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение.

5

6

Дифференциальный диагноз геморрагических синдромов у новорожденных. Разбор больных и семинар. Особенности системы гемостаза. Коагулопатии, тромбоцитопенические пурпуры, тромбоцитопатии, ДВС-синдром, причины, клиника, диагностика, лечение).

5

7

Перинатальное поражение центральной нервной системы гипоксического и травматического генеза. Клинические проявления. Диагностика, прогноз. Лечение. Нейроинфекции (внутриутробные, постнатальные). Этиология. Клинические проявления. Диагностика. Лечение.

5

Итого

35

Рассмотрено на заседании кафедры неонатологии и перинатологии

"6" ноября 2013 г.

протокол № 4


Зав. кафедрой _______Чумакова Г.Н.

Приложение 1



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА

1. Современные подходы к проблематике дисциплины

Преподавание учебной дисциплины «Перинатальная медицина» предполагает формирование у студентов знаний о перинатальном периоде, больном новорожденном ребенке, основных принципах диагностики заболеваний, способах выхаживания и лечения младенцев.



2. Образовательные технологии

На практических занятиях предполагается использование технологий проблемного обучения, организации группового взаимодействия (работа в команде), разбор кейсов, работа на клинических базах с отработкой мануальных навыков в палате «Мать и дитя» и на муляжах, применяемых на кафедре в образовательном процессе, использование фото- и видеоматериала.



2.1. Активные и интерактивные формы проведения занятий

Деловая игра с проблемными ситуациями, возникающими в ходе самой игры

1.Название игры: «Неонатальные анемии»

2.Наименование раздела дисциплины, в котором применяется игра: Основные патологические состояния перинатального периода.

3.Цель игры: активизация клинического мышления обучающихся, умение работать в команде.

4.Задачи игры:

А. практические:

1. Научиться оценивать соматический статус новорожденных;

2. Научиться интерпретировать гемограммы с учетом возраста ребенка;

3. Научиться корректно дискутировать по заданной теме;

4. Уметь оформлять заявки на СПК и рассчитывать объем эритроцитарной массы.

Б. воспитательные:

1. Формировать доброжелательное и терпимое отношение к коллегам;

2. Вести конструктивный диалог в профессиональной группе.

5.Участники и возможные роли:

Участниками являются студенты 5 курса педиатрического факультета.



6.Роли:

1. Зав. неонатальным отделением родильного дома;

2. Врачи-неонатологи.

3. Эксперты.



7.Время проведения: 3 часа.

8.Место проведения: учебный практикум родовспомогательного учреждения.

9.Этапы проведения:

1. Подготовительный. Распределение участников по ролям (на основании жребия).

2. Организационный. Студенты распределяются по ролям. Преподаватель поэтапно представляет кейс клинического случая неонатальной анемии. «Врачи» отделения должны собрать анамнез для диагностики заболевания, запросить информацию о динамике клинического состояния ребенка, лабораторные данные. Остальные участники игры – являются экспертами. Наблюдают за дифференциальной диагностикой неонатальной анемии, отмечают положительные и отрицательные стороны алгоритма.

3. Заключительный. Эксперты докладывают о положительных и значимых ошибочных действиях «врачей».

10.Материалы для организации игры. Мультимедийный проектор, ноутбук, методический материал с нормативными показателями гемограмм, презентация клинического случая неонатальной анемии.

11.Позиция преподавателя. Является руководителем группы.

2.2. Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа студентов предполагает расширенное изучение темы дифференциальной диагностики неонатальных анемий постгеморрагического, гемолитического, гипопластического характера с использованием дополнительной литературы.


3. Принципы и критерии оценивания результатов обучения

На практических занятиях оцениваются теоретические знания с помощью текущего тестового контроля и решения ситуационных задач. Оценка проводится по 5-балльной системе.



Порядок документального представления интерактивных форм обучения
1. Порядок документального представления кейсов

(ситуационных задач)

1. Название кейса.

2. Наименование раздела дисциплины, в котором применяется кейс.

3. Цель использования кейса (на развитие каких компетенций он направлен)

4. Содержание кейса.

5. Методика использования кейса в учебном процессе.

6. Рекомендации для обучающихся.

2. Порядок документального представления игровых форм

1. Название игры ее вид.

2. Наименование раздела дисциплины, в котором применяется игра.

3. Цель и задачи игры.

4. Участники, возможные роли.

5. Время и место проведения.

6.Этапы проведения: подготовительный, организационных, заключительный.

7. Материалы для организации игры.

8. Позиция преподавателя.

3. Порядок документального представления проектов

1. Название проекта.

2. Наименование раздела дисциплины, в котором применяется проект.

3. Руководитель (консультант проекта)

4. Состав проектных групп и распределение ролей в них (Ф.И.О.)

5. Тип проекта.

6. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне социума, лечебного заведения, группы обучающихся, личностная ориентация).

7. Цель проекта.

8. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, вход этапа).

9. План выполнения проекта и отдельных его этапов.

10. Финансирование проекта.

11. Представление продуктов проекта.



4. Порядок документального представления тренинга

1. Название тренинга.

2. Наименование раздела дисциплины, в котором применяется тренинг.

3. Цель тренинга.

4. Участники тренинга.

5. Время и место проведения тренинга.

6. Этапы проведения тренинга.

7. Материалы для организации тренинга.


Приложение 2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА

1. Тема занятия, его цели и задачи

Анемии новорожденных.
Цель занятия: научиться проводить дифференциальную диагностику неонатальных анемий.

Задачи – 1. Научиться диагностировать постгеморрагические анемии.

2. Научиться диагностировать гемолитические анемии.

3. Иметь представление о гипопластических и дефицитных анемиях.

4. Научиться интерпретировать лабораторные показатели общего анализа крови.


Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы: эритропоэз, эритропоэтин, фетальный гемоглобин, эритроцитарные индексы, цоликлоны, группа крови, гемотрансфузия.
Вопросы к занятию:

1. Особенности эритропоэза во внутриутробном и постнатальном периоде.

2. Роль эритропоэтина в регуляции эритропоэза.

3. Особенности фетального гемоглобина.

4. Постгеморрагические анемии. Острая и хроническая постгеморрагическая анемия. Причины, клинические проявления, лабораторная диагностика, лечение.

5. Абсолютные показания для гемотрансфузии эритроцитарной массы в неонатальном периоде.

6. Гемолитические анемии наследственные и приобретенные. Причины, клинические проявления, лабораторная диагностика, лечение.

7. Гипопластические анемии. Причины, клинические проявления, лабораторная диагностика, лечение.

8. Диагностический алгоритм неонатальных анемий.

9. Интерпретация лабораторных показателей общего анализа крови.




Литература основная:

1. Шабалов Н.П. Неонатология: 2т./Н.П.Шабалов. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – С.171-186.

2. Неонатология: национальное руководство /Под ред. Н.Н.Володина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.394-414.

3. Лекционный материал.


Литература дополнительная:

1. Волчанский Е., Моргунова М., Халанский А. Анемии у новорожденных //Медицинская газета № 95. – 2009. – С.8-9; № 96. – 2009. – С.9

2. Папаян А.В., Жукова Л.Ю. Анемии у детей /А.В.Папаян. – Спб: Питер, 2001. – 384с.
Электронные источники:

1. Чумакова Г.Н., Ширяева Т.Л., Усынина А.А. Анемический синдром у новорожденных.



www.medafarm.ru/php/content.php?id=6371&pr=print
2. Эритроцитарные индексы.

www.fermento.ru/blood-tests/clinical/blood/51.php
2.Тема занятия, его цели и задачи

Показания и техника люмбальной пункции.

Цель: научиться манипуляционным навыкам люмбальной пункции новорожденного.

Задачи: 1. научиться правильно обрабатывать руки перед инвазивной процедурой;


  1. научиться правильно надевать стерильное белье (халат, шапочку, маску, перчатки);

  2. научиться правильно вводить иглу в межпозвоночное пространство для получения спинномозговой жидкости;

  3. научиться правильно интерпретировать результаты лабораторного исследования ликвора.


Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий)

Нейрон, рефлекторная дуга, соматическая и вегетативная нервная система.


Вопросы к занятию

  1. Что является структурно-функциональной единицей нервной системы?

  2. Назовите цепь нервных клеток, включающую чувствительный и двигательный нейроны, по которым нервный импульс движется от места своего возникновения к рабочему органу.

  3. Иннервацию чего обеспечивает соматическая нервная система?

  4. Какая нервная система иннервирует все внутренности, а также обменные процессы во всех органах и тканях?

  5. Из какого зародышевого листка развивается нервная система?

  6. До какого возраста внутриутробного развития длина спинного мозга равна длине позвоночного канала?

  7. На уровне какого позвонка у новорожденных расположен нижний конец спинного мозга?

  8. На уровне какого позвонка у взрослых расположен нижний конец спинного мозга?

  9. Сколько сегментов выделяют в спинном мозге?

  10. Какова длина спинного мозга у новорожденного?

  11. Абсолютные противопоказания для люмбальной пункции.

  12. На каком уровне производят люмбальную пункцию у новорожденных?

Литература основная:

1. Атлас манипуляций в неонатологии /ред.М.Дж.Мак-Дональд.- М.: ГЭОТАР –Медиа, 2012. – С.129-133.

2. Неонатология: национальное руководство /Под ред. Н.Н.Володина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.769-771.

3. Шабалов Н.П. Неонатология: в 2т./Н.П.Шабалов. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 607с.



Дополнительная литература:

1. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология /Ю.И.Барашнев. – М.:ТриадаХ, 2001. – 640с.

2. Пальчик А.Б. Эволюционная неврология /А.Б.Пальчик. – СПб.: Питер, 2002. – 383 с.

3. Пальчик А.Б. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных /А.Б.Пальчик, Н.П. Шабалов. – СПб.: Питер, 2009. -253 с.




Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


Основные патологические состояния перинатального периода. Воспалительные и невоспалительные перинатальные заболевания головного мозга.


Составление задач по теме «перинатальные заболевания ЦНС: менингит, энцефалит, внутричерепное кровоизлияние». Интерпретация ликворограмм.

3. Тема занятия

Гемолитические желтухи новорожденных, клиническая картина, диагноз, дифференциальный диагноз, лечение. Конъюгационные желтухи новорожденных. Клиническая картина, диагноз, дифференциальный диагноз, лечение.
Цель занятия: научиться дифференцировать неонатальные желтухи с накоплением непрямого билирубина.

Вопросы к занятию

  1. Обмен билирубина. Особенности обмена билирубина у новорождённых детей.

  2. Признаки патологических желтух.

  3. Классификация желтух (различные подходы к классификации).

  4. Гемолитическая болезнь новорожденного, обусловленная несовместимостью по групповым антигенам, резус-антигену, другим антигенам крови. Этиология. Патогенез. Анте- и постнатальная диагностика. Клинические формы. Консервативное лечение. Операция заменного переливания крови (показания, техника, осложнения). Осложнения и исходы. Профилактика.

  5. Желтухи вследствие нарушения конъюгации билирубина. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, осложнения фототерапии.

Основная литература:

1.Шабалов Н.П. Неонатология: Учебное пособие. В 2 т. Т 2. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – 608 с: ил. (С. 109-161).

2.Неонатология: национальное руководство/под ред. Н.Н.Володина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 848 с. (С. 459-474, 530-552).

3.Неонатология/ под ред. Т.Л. Гомеллы, М.Д. Каннигам – М.: Медицина, 1998. – 640 с: ил. (С. 199-203).

4. Неонатология в схемах и таблицах: методические рекомендации /Г.Н.Чумакова, Л.Г.Киселева – Арх-ск: МИАЦ, 2013. – 53с.


Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы

  1. лечение гипербилирубинемии у детей со сроком гестации более 35 недель (Американская академия педиатрии, руководство)

http://aappolicy.aappublications.org/cgi/reprint/pediatrics;114/1/297.pdf

  1. гемолитическая болезнь новорождённого

http://emedicine.medscape.com/article/974349-overview

  1. желтуха грудного молока

http://emedicine.medscape.com/article/973629-overview

  1. желтухи новорождённых

http://emedicine.medscape.com/article/974786-overview

  1. ядерная желтуха http://emedicine.medscape.com/article/975276-overview

  2. Maisels MJ, McDonagh AF. Phototherapy for neonatal jaundice.
    N Engl J Med. 2008 Feb 28;358(9):920-8.

http://www.nejm.org/doi/full/10.1056/NEJMct0708376


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Основные патологические состояния перинатального периода. Гемолитические и конъюгационные желтухи.


Решение ситуационных задач.



4. Тема занятия

Механические желтухи, клинические проявления, диагноз, дифференциальный диагноз. Фетальный гепатит. Этиология, патогенез, клиника, лечение, течение, прогноз.
Цель занятия: научиться дифференцировать неонатальные желтухи с накоплением прямого билирубина.

Вопросы к занятию

  1. Желтухи с накоплением прямого билирубина. Причины, клинические проявления, дифференциальный диагноз.

  2. Неонатальный холестаз. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.

  3. Фетальный гепатит. Этиология, патогенез, клиника, лечение, течение, прогноз

Основная литература:

1.Шабалов Н.П. Неонатология: Учебное пособие. В 2 т. Т 2. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – 608 с: ил. (С. 109-161).

2.Неонатология: национальное руководство/под ред. Н.Н.Володина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 848 с. (С. 459-474, 530-552).

3.Неонатология/ под ред. Т.Л. Гомеллы, М.Д. Каннигам – М.: Медицина, 1998. – 640 с: ил. (С. 199-203).

4. Неонатология в схемах и таблицах: методические рекомендации /Г.Н.Чумакова, Л.Г.Киселева – Арх-ск: МИАЦ, 2013. – 53с.


Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы

  1. лечение гипербилирубинемии у детей со сроком гестации более 35 недель (Американская академия педиатрии, руководство)

http://aappolicy.aappublications.org/cgi/reprint/pediatrics;114/1/297.pdf

  1. желтухи новорождённых

http://emedicine.medscape.com/article/974786-overview

  1. ядерная желтуха http://emedicine.medscape.com/article/975276-overview

  2. Maisels MJ, McDonagh AF. Phototherapy for neonatal jaundice.
    N Engl J Med. 2008 Feb 28;358(9):920-8.

http://www.nejm.org/doi/full/10.1056/NEJMct0708376


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Основные патологические состояния перинатального периода. Механические желтухи, фетальный гепатит.


Решение ситуационных задач. Составление кейсов на основании материала, предоставленного преподавателем.


5. Тема занятия

Внутриутробные инфекции новорожденных (герпес-вирусная инфекция, врожденная краснуха, врожденный хламидиоз, микоплазмоз, сифилис). Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение
Вопросы к занятию

  1. Факторы риска развития анте- и интранатальных инфекций.

  2. Пути передачи внутриутробных инфекций.

  3. Принципы пренатальной диагностики.

  4. Понятие TORCH-комплекса.

  5. Особенности клинических проявлений внутриутробных инфекций в зависимости от времени заражения эмбриона и плода.

  6. Герпес-вирусная инфекция (клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение).

  7. Врожденная краснуха (клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение).

  8. Врожденный хламидиоз (клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение).

  9. Микоплазмоз (клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение).

  10. Сифилис (клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение).

  11. Катамнез детей с внутриутробной инфекцией.

Основная литература:



  1. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебное пособие. В 2 т. Т 2. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – 608 с: ил. (С. 61-108).

  2. Неонатология: национальное руководство/под ред. Н.Н.Володина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 848 с. (С. 656-672).

  3. Неонатология/ под ред. Т.Л. Гомеллы, М.Д. Каннигам – М.: Медицина, 1998. – 640 с: ил. (С. 378-409).

Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы

    1. Хориоанионит – последствия для ребёнка.

http://emedicine.medscape.com/article/973237-overview

6. Тема занятия

Дифференциальный диагноз геморрагических синдромов у новорожденных детей. Разбор больных и семинар. Особенности системы гемостаза. Коагулопатии, тромбоцитопенические пурпуры, тромбоцитопатии, ДВС - синдром; причины, клиника, диагностика, лечение
Вопросы к занятию:

  1. Система гемостаза. Внешний и внутренний пути свёртывания.

  2. Лабораторные тесты, применяемые для оценки системы гемостаза (количество тромбоцитов, время свёртывания капиллярной крови, длительность кровотечения, протромбиновое время, активированное парциальное тромбопластиновое время, тромбиновое время, уровень фибриногена). Понятие об агрегационной активности тромбоцитов.

  3. Особенности гемостаза у новорождённых. Значения параметров гемостаза (см. п.2) у здоровых доношенных новорождённых.

  4. Биологическая роль витамина К. Понятие о PIVKA.

  5. Классификация геморрагической болезни у новорождённых.

  6. Факторы риска развития геморрагической болезни новорождённых (конкретизировать факторы для разных форм геморрагической болезни).

  7. Клинические проявления разных форм геморрагической болезни. Профилактика.

  8. Тромбоцитопении новорождённых (причины, диагностика, клиника, лечние).

  9. Тромбоцитопатии (причины, диагностика, клинические проявления).

  10. ДВС-синдром – причины, патогенез, стадии, клинические проявления, диагностика.

  11. Условия выхаживания новорождённых детей с геморрагическим синдромом.

  12. Терапия при различных клинических проявлениях геморрагического синдрома (мелена, кровотечение из пупочной ранки, желудочно-кишечное кровотечение).

  13. Понятие о геморрагическом шоке. Алгоритм действий.

  14. Понятие о тромбозах и эмболиях у новорождённых.

Основная литература:

  1. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебное пособие. В 2 т. Т 2. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – 608 с: ил. (С. 208-236).

  2. Неонатология: национальное руководство/под ред. Н.Н.Володина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 848 с. (С. 421-458).

  3. Неонатология/ под ред. Т.Л. Гомеллы, М.Д. Каннигам – М.: Медицина, 1998. – 640 с: ил. (С. 196-199).

Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы

    1. геморрагическая болезнь новорождённого

http://emedicine.medscape.com/article/974489-overview





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал