Рабочая учебная программа разработана на основании примерной программы по биоэтике для специальности 060101 лечебное дело в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом-2 впо для студентов высших медицинских учебных



Скачать 32.46 Kb.
Дата27.04.2016
Размер32.46 Kb.
Просмотров59
Скачиваний0
ТипРабочая учебная программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава РФ
Кафедра клинической фармакологии с курсом ДПО

Утверждаю

И.о. проректора по учебной деятельности,

профессор

___________ А.Б. Ходжаян

« ___ » ___________ 20___ г.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

дисциплины Биоэтика

для специальности 060101 – лечебное дело

г. Ставрополь, 2015


Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа разработана на основании примерной программы по биоэтике для специальности 060101 – лечебное дело в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом-2 ВПО для студентов высших медицинских учебных заведений. Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры философии и гуманитарных дисциплин, кафедры клинической фармакологии, аллергологии и иммунологии с курсом ПДО. Согласована с цикловой методической комиссией по философским, историческим, экономическим, психолого-педагогическим и правоведческим дисциплинам, с цикловой методической комиссией терапевтических дисциплин



1. Цели и задачи освоения дисциплины.

Целями освоения учебной дисциплины Биоэтика в образовании является: на основе изучения основных понятий дисциплины сформировать у студентов нравственно-правовую культуру врача основанную на гуманистическом мировоззрении, социальной ответственности, этико-правовых критериях профессиональной деятельности.

Задачами дисциплины являются: Дать представления об основных принципах биоэтики в различных областях применения биологических и медицинских знаний. Развивать аналитические способности студентов в осмыслении основных естественных процессов, обеспечивающих современный научный прогресс.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП. Дисциплина «Биоэтика» относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Дисциплина «Биоэтика» находится на стыке многих дисциплин учебного плана по специальности 060101 – «лечебное дело», но для углубленного освоения дисциплины «Биоэтика» необходимо изучение следующих дисциплин: «Философия» (история этики), «Психология» (психологические основы взаимоотношений людей), «Правоведение», «История медицины» (становление профессиональных этических норм), «Фармакология», (основы контроля качества лекарственных средств).

Дисциплина Биоэтика является основой формирования морально-нравственной позиции студентов, обучающихся по специальности 060101 – «лечебное дело», при изучении профильных дисциплин и дальнейшей профессиональной деятельности, Основные положения биоэтики используются в дальнейшем при изучении клинических дисциплин, использующих фармакотерапевтические методы.



3. Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:


Знать:

  • Историю медицинской биоэтики.

  • Теоретические основы медицинской биоэтики.

  • Основные правила медицинской биоэтики.

  • Основные этические документы профессиональных медицинских ассоциаций.

  • "Конвенцию о правах человека и биомедицине" (Совет Европы, 1997).

  • Клятву врача ("Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", ст. 60).

  • Права и моральные обязательства врача.

  • Права пациентов.

  • Моральные нормы внутри профессиональных взаимоотношений.

  • Этические принципы проведения эксперимента на животных.

  • Существо моральных проблем медицинской генетики.

  • Существо моральных проблем трансплантации органов и тканей человека.

  • Суть морально-этических проблем, связанных с инфекционными заболеваниями и со СПИДом.

  • Особенности морально-этических отношений в психиатрии.

  • Моральные основы предпринимательской деятельности в медицине.

  • Знать права и обязанности пациента, уметь применять знания по биомедицинской этике при общении с пациентом его родственниками.

  • Знать права и обязанности медицинских работников при взаимоотношениях с пациентами и коллегами.

  • Основные нормативные и законодательные международные и Российские документы, регламентирующие правовое и этическое поведение врача в современном обществе.


Уметь:

  • При разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов.

  • Защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора и свободу действий.

  • Защищать неприкосновенность частной жизни как основу человеческого достоинства пациентов.

  • Сохранять конфиденциальность (врачебную тайну).

  • Проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным.

  • Проявлять такт и деликатность при общении с больными и родственниками больных людей.

  • Оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать недопустимый риск.

  • Отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии.


ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:


  • Об основных моделях взаимоотношения врача и пациента.

  • Концепциях фундаментальных прав человека.

  • О нравственном самосознании медицинского сообщества.


Владеть:

  • Медицинским правом - как основой теоретической разработки вопросов биоэтики.

  • Основами профессиональной этики.

  • Понятием лекарство – как вмешательство во внутреннюю среду организма человека.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость - 54 академических часа.



п/п

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1.

Аудиторные занятия

54

2, 10




В том числе:










Лекции (Л)

6







Практический занятия (ПЗ)

36




2.

Самостоятельная работа (СРС)










В том числе:










Курсовая работа










Реферат










Другие виды самостоятельной работы

12







Вид промежуточной аттестации




Зачет

3.

Общая трудоемкость

54





5. Содержание дисциплины.

5.1. Содержание разделов дисциплины.



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Кол-во часов

1

Философские основания этики и биоэтики

Биоэтика как философская парадигма выживания. Биомедицинская этика как междисциплинарная наука. Основные правила биоэтики. Основные принципы биоэтики. Этика и деонтология врачевания и медицины. "Цеховая солидарность" и профессиональная этика. Врач и больной. Охрана частной жизни пациента.

9

2

История и философия этики

Этика как наука о морали и нравственности. История формирования этических отношений в медицине. История медицинской этики в России.

9

3

Биоэтика как философия и наука выживания человечества

Философия обновления отношения к жизни.

9

4

«Нравственные проблемы» в биоэтике

Биоэтические проблемы в научных исследованиях. Медицинская этика, генетика и репродукция человека. Медицинское право – как основа теоретической разработки вопросов биоэтики. Источники формирования биоэтики – документы, нормативные акты. Документы Всемирной медицинской ассоциации. Понятие лекарства как вмешательства во внутреннюю среду человека. Этические и моральные аспекты вмешательства во внутреннюю среду человека. Ятрогения. Ятротаназия. Современные биотехнологии: генная инженерия, клонирование. Этический комитет. Медицинские эксперименты. Этические аспекты трансплантологии органов и (или) тканей человека. Эвтаназия.


9

5

Биоэтика – курс на здоровый образ жизни

Качество оказания медицинской помощи пациентам. Медицинское страхование. Защита прав пациента. Фармакоэкономика и стандартизация в сфере здравоохранения.



9

6

Нравственная суть межличностного общения в медицине

Милосердие для бедствующих.


9




Итого




54


6. Библиотечно-информационные ресурсы.

6.1. Литература

Основная
1 Хрусталев, Ю.М.   От этики до биоэтики [Текст] :учеб. / Ю.М. Хрусталев. - Ростов н/

Д. : Феникс, 2010. - 446 с.-У-140 экз.


2. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник. [Электронный ресурс]. - 2013. – 400 с. . – Режим доступа : www.studentlibrary.ru (ЭБС «Консультант студента»).

3. Биоэтика: учебник. [Электронный ресурс] / Лопатин П.В., Карташова О.В. ; под ред. П.В. Лопатина. 4-е изд., перераб. и доп. 2011. - 272 с. – Режим доступа : www.studentlibrary.ru (ЭБС «Консультант студента»).


Дополнительная


  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., Гардарики. 2005

  2. Биоэтика: вопросы и ответы. Тищенко П.Д.ЮНЕСКО, Прогресс- Традиция М. 2006. 6 а.л.

  3. Введение в биоэтику: Учебное пособие. /Под ред. Б.Г.Юдина и П.Д.Тищенко.-М., 1998. - 361 с

  4. Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб. пос. / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004 - 400 С.

  5. Яровинский М.Я. Лекции по медицинской этике (биоэтике). - М. – 2006. - 448 С

  6. Базовая учебная программа по биоэтике ЮНЭСКО. Раздел 1: Учебный план. Программа этического образования. Редактор русской версии Б. Юдин. – Париж. 2006. 68 с

  7. Т.В. Мишаткина и соавт. "Биомедицинская этика", учебное пособие, Минск, ТетраСистемс, 2003 г.

  8. И.В. Евтухов "Медико-правовой справочник для населения (медицинское право в документах)", Ростов-на-Дону, Феникс, 2002 г.

  9. Конституция Российской Федерации о здравоохранении: Глава 2. статьи 17-64.

  10. Конвенция о защите прав и достоинства человека, в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и боимедицине - принята Советом Европы. - Страсбург, ноябрь, 1996 г.

  11. Международный кодекс медицинской этики. Ноябрь, 1983 г. Принят Генеральной Ассамблеей Всемирной медицинской Ассоциации.

  12. Закон РФ " Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года № 3185-1.

  13. Семейный кодекс.

  14. Всеобщая декларация прав человека (Генеральная Ассамблея ООН, 10 декабря 1948).

  15. Конвенция Совета Европы «О защите прав и достоинств человека в связи с применением достижений биологии и медицины:

  16. Конвенция о правах человека и биомедицине». Овъедо, 1997. Хельсинкская декларация 2000 г. в новой редакции 2001 г.

  17. Положение о Национальном этическом комитете/Медицинская газета.-№55, 12.07.96.

  18. Проект федерального закона «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения» (23.06.1997).

  19. Этический кодекс Российского врача. Ноябрь, 1994/Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы: сборник официальных документов. - М.: ПАИМС, 1995. - Раздел 1, ст. 1-7; Раздел 3, ст. 16, 17.

  20. Закон «О лекарственных средствах».

  21. Декларация об отношении врачей к лицам, объявившим голодовку (ВМА, 1992).

  22. Венецианская декларация о терминальном состоянии (ВМА, 1983 г.)

  23. Правила на время вооруженных конфликтов (ВМА, 1983 г.)

  24. Заявление о вопросах медицинской этики в период катастроф (ВМА, 1994 г.)

  25. Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга.

  26. Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" о 22 декабря 1992 года № 4180-1 (редакция 27 августа 1997 г.).

  27. Закон РФ " О донорстве крови её компонентов " от 9 июня 1993 года № 5142-1.

  28. Декларация об эвтаназии. (ВМА).

  29. Заявление о пособничестве врачей при самоубийствах (ВМА).

  30. Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 года №11499 - 1.

  31. Закон о защите прав потребителей.

  32. Письмо Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 5 мая 1998 года № 1993/36. 1-и "О методических рекомендациях "Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования".

Заведующий кафедрой,



профессор В.А. Батурин

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал