Рабочая учебная программа разработана на основании примерной программы по биоэтике для специальности 060101 лечебное дело в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом-2 впо для студентов высших медицинских учебных



Дата27.04.2016
Размер99.4 Kb.
Просмотров49
Скачиваний0
ТипРабочая учебная программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава РФ
Кафедра клинической фармакологии с курсом ДПО

Утверждаю

И.о. проректора по учебной деятельности,

профессор

___________ А.Б. Ходжаян

« ___ » ___________ 20___ г.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

дисциплины Биоэтика

для специальности 060101 – лечебное дело

г. Ставрополь, 2015


Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа разработана на основании примерной программы по биоэтике для специальности 060101 – лечебное дело в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом-2 ВПО для студентов высших медицинских учебных заведений. Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры философии и гуманитарных дисциплин, кафедры клинической фармакологии, аллергологии и иммунологии с курсом ПДО. Согласована с цикловой методической комиссией по философским, историческим, экономическим, психолого-педагогическим и правоведческим дисциплинам, с цикловой методической комиссией терапевтических дисциплин



1. Цели и задачи освоения дисциплины.

Целями освоения учебной дисциплины Биоэтика в образовании является: на основе изучения основных понятий дисциплины сформировать у студентов нравственно-правовую культуру врача основанную на гуманистическом мировоззрении, социальной ответственности, этико-правовых критериях профессиональной деятельности.

Задачами дисциплины являются: Дать представления об основных принципах биоэтики в различных областях применения биологических и медицинских знаний. Развивать аналитические способности студентов в осмыслении основных естественных процессов, обеспечивающих современный научный прогресс.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП. Дисциплина «Биоэтика» относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Дисциплина «Биоэтика» находится на стыке многих дисциплин учебного плана по специальности 060101 – «лечебное дело», но для углубленного освоения дисциплины «Биоэтика» необходимо изучение следующих дисциплин: «Философия» (история этики), «Психология» (психологические основы взаимоотношений людей), «Правоведение», «История медицины» (становление профессиональных этических норм), «Фармакология», (основы контроля качества лекарственных средств).

Дисциплина Биоэтика является основой формирования морально-нравственной позиции студентов, обучающихся по специальности 060101 – «лечебное дело», при изучении профильных дисциплин и дальнейшей профессиональной деятельности, Основные положения биоэтики используются в дальнейшем при изучении клинических дисциплин, использующих фармакотерапевтические методы.



3. Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:


Знать:

  • Историю медицинской биоэтики.

  • Теоретические основы медицинской биоэтики.

  • Основные правила медицинской биоэтики.

  • Основные этические документы профессиональных медицинских ассоциаций.

  • "Конвенцию о правах человека и биомедицине" (Совет Европы, 1997).

  • Клятву врача ("Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", ст. 60).

  • Права и моральные обязательства врача.

  • Права пациентов.

  • Моральные нормы внутри профессиональных взаимоотношений.

  • Этические принципы проведения эксперимента на животных.

  • Существо моральных проблем медицинской генетики.

  • Существо моральных проблем трансплантации органов и тканей человека.

  • Суть морально-этических проблем, связанных с инфекционными заболеваниями и со СПИДом.

  • Особенности морально-этических отношений в психиатрии.

  • Моральные основы предпринимательской деятельности в медицине.

  • Знать права и обязанности пациента, уметь применять знания по биомедицинской этике при общении с пациентом его родственниками.

  • Знать права и обязанности медицинских работников при взаимоотношениях с пациентами и коллегами.

  • Основные нормативные и законодательные международные и Российские документы, регламентирующие правовое и этическое поведение врача в современном обществе.


Уметь:

  • При разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов.

  • Защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора и свободу действий.

  • Защищать неприкосновенность частной жизни как основу человеческого достоинства пациентов.

  • Сохранять конфиденциальность (врачебную тайну).

  • Проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным.

  • Проявлять такт и деликатность при общении с больными и родственниками больных людей.

  • Оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать недопустимый риск.

  • Отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии.


ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:


  • Об основных моделях взаимоотношения врача и пациента.

  • Концепциях фундаментальных прав человека.

  • О нравственном самосознании медицинского сообщества.


Владеть:

  • Медицинским правом - как основой теоретической разработки вопросов биоэтики.

  • Основами профессиональной этики.

  • Понятием лекарство – как вмешательство во внутреннюю среду организма человека.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость - 54 академических часа.



п/п

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1.

Аудиторные занятия

54

2, 10




В том числе:










Лекции (Л)

6







Практический занятия (ПЗ)

36




2.

Самостоятельная работа (СРС)










В том числе:










Курсовая работа










Реферат










Другие виды самостоятельной работы

12







Вид промежуточной аттестации




Зачет

3.

Общая трудоемкость

54





5. Содержание дисциплины.

5.1. Содержание разделов дисциплины.



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Кол-во часов

1

Философские основания этики и биоэтики

Биоэтика как философская парадигма выживания. Биомедицинская этика как междисциплинарная наука. Основные правила биоэтики. Основные принципы биоэтики. Этика и деонтология врачевания и медицины. "Цеховая солидарность" и профессиональная этика. Врач и больной. Охрана частной жизни пациента.

9

2

История и философия этики

Этика как наука о морали и нравственности. История формирования этических отношений в медицине. История медицинской этики в России.

9

3

Биоэтика как философия и наука выживания человечества

Философия обновления отношения к жизни.

9

4

«Нравственные проблемы» в биоэтике

Биоэтические проблемы в научных исследованиях. Медицинская этика, генетика и репродукция человека. Медицинское право – как основа теоретической разработки вопросов биоэтики. Источники формирования биоэтики – документы, нормативные акты. Документы Всемирной медицинской ассоциации. Понятие лекарства как вмешательства во внутреннюю среду человека. Этические и моральные аспекты вмешательства во внутреннюю среду человека. Ятрогения. Ятротаназия. Современные биотехнологии: генная инженерия, клонирование. Этический комитет. Медицинские эксперименты. Этические аспекты трансплантологии органов и (или) тканей человека. Эвтаназия.


9

5

Биоэтика – курс на здоровый образ жизни

Качество оказания медицинской помощи пациентам. Медицинское страхование. Защита прав пациента. Фармакоэкономика и стандартизация в сфере здравоохранения.



9

6

Нравственная суть межличностного общения в медицине

Милосердие для бедствующих.


9




Итого




54


6. Библиотечно-информационные ресурсы.

6.1. Литература

Основная
1 Хрусталев, Ю.М.   От этики до биоэтики [Текст] :учеб. / Ю.М. Хрусталев. - Ростов н/

Д. : Феникс, 2010. - 446 с.-У-140 экз.


2. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник. [Электронный ресурс]. - 2013. – 400 с. . – Режим доступа : www.studentlibrary.ru (ЭБС «Консультант студента»).

3. Биоэтика: учебник. [Электронный ресурс] / Лопатин П.В., Карташова О.В. ; под ред. П.В. Лопатина. 4-е изд., перераб. и доп. 2011. - 272 с. – Режим доступа : www.studentlibrary.ru (ЭБС «Консультант студента»).


Дополнительная


  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., Гардарики. 2005

  2. Биоэтика: вопросы и ответы. Тищенко П.Д.ЮНЕСКО, Прогресс- Традиция М. 2006. 6 а.л.

  3. Введение в биоэтику: Учебное пособие. /Под ред. Б.Г.Юдина и П.Д.Тищенко.-М., 1998. - 361 с

  4. Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб. пос. / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004 - 400 С.

  5. Яровинский М.Я. Лекции по медицинской этике (биоэтике). - М. – 2006. - 448 С

  6. Базовая учебная программа по биоэтике ЮНЭСКО. Раздел 1: Учебный план. Программа этического образования. Редактор русской версии Б. Юдин. – Париж. 2006. 68 с

  7. Т.В. Мишаткина и соавт. "Биомедицинская этика", учебное пособие, Минск, ТетраСистемс, 2003 г.

  8. И.В. Евтухов "Медико-правовой справочник для населения (медицинское право в документах)", Ростов-на-Дону, Феникс, 2002 г.

  9. Конституция Российской Федерации о здравоохранении: Глава 2. статьи 17-64.

  10. Конвенция о защите прав и достоинства человека, в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и боимедицине - принята Советом Европы. - Страсбург, ноябрь, 1996 г.

  11. Международный кодекс медицинской этики. Ноябрь, 1983 г. Принят Генеральной Ассамблеей Всемирной медицинской Ассоциации.

  12. Закон РФ " Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года № 3185-1.

  13. Семейный кодекс.

  14. Всеобщая декларация прав человека (Генеральная Ассамблея ООН, 10 декабря 1948).

  15. Конвенция Совета Европы «О защите прав и достоинств человека в связи с применением достижений биологии и медицины:

  16. Конвенция о правах человека и биомедицине». Овъедо, 1997. Хельсинкская декларация 2000 г. в новой редакции 2001 г.

  17. Положение о Национальном этическом комитете/Медицинская газета.-№55, 12.07.96.

  18. Проект федерального закона «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения» (23.06.1997).

  19. Этический кодекс Российского врача. Ноябрь, 1994/Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы: сборник официальных документов. - М.: ПАИМС, 1995. - Раздел 1, ст. 1-7; Раздел 3, ст. 16, 17.

  20. Закон «О лекарственных средствах».

  21. Декларация об отношении врачей к лицам, объявившим голодовку (ВМА, 1992).

  22. Венецианская декларация о терминальном состоянии (ВМА, 1983 г.)

  23. Правила на время вооруженных конфликтов (ВМА, 1983 г.)

  24. Заявление о вопросах медицинской этики в период катастроф (ВМА, 1994 г.)

  25. Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга.

  26. Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" о 22 декабря 1992 года № 4180-1 (редакция 27 августа 1997 г.).

  27. Закон РФ " О донорстве крови её компонентов " от 9 июня 1993 года № 5142-1.

  28. Декларация об эвтаназии. (ВМА).

  29. Заявление о пособничестве врачей при самоубийствах (ВМА).

  30. Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 года №11499 - 1.

  31. Закон о защите прав потребителей.

  32. Письмо Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 5 мая 1998 года № 1993/36. 1-и "О методических рекомендациях "Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования".

Заведующий кафедрой,



профессор В.А. Батурин

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал