Рахманинов Сергей Васильевич (1873–1943)



Дата28.04.2016
Размер38.5 Kb.
Рахманинов Сергей Васильевич (1873–1943) – русский композитор, пианист, дирижер. Родился в дворянской семье в Старорусском уезде Новгородской губернии в имении Онег.

Игрой на фортепиано начал заниматься очень рано. Первым педагогом была мать композитора. В 1882 году Сергей Рахманинов поступает в Петербургскую консерваторию, в 1885 переводится в Московскую консерваторию в класс Н.С. Зверева. Во время учебы в консерватории будущий композитор знакомится с П.И. Чайковским. В 1891 году С. Рахманинов окончил консерваторию по классу фортепиано, а в 1892 (с большой золотой медалью) – по классу композиции. Дипломная работа композитора – одноактная опера «Алеко» по поэме А.С. Пушкина «Цыганы» – была одобрительно принята членами комиссии.

В 1912 году С. Рахманинов поступил на должность дирижера симфонических концертов Московского филармонического общества.

1 ноября 1918 года Сергей Васильевич Рахманинов с семьей навсегда покидает Россию и отплывает из Норвегии в Нью-Йорк, где он и живет до конца своих дней.

Рахманинов – один их крупнейших музыкантов XIX–XX вв. Его искусство отличают жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Рахманинов следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обостренно-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов Родины. Часто композитора называют певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоенное созерцание, трепетная настороженность и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева.

Одна из самобытных основ музыкального стиля С. Рахманинова – органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Национально-колоритная черта гармонического языка – многообразное претворение колокольных звучностей.

Произведения для фортепиано – важная и очень значительная часть творческого наследия С.В. Рахманинова. Именно здесь раньше всего раскрылся неповторимый гений композитора, что обусловлено, в первую очередь, тем, что сам Рахманинов был величайшим пианистом своего времени.

Фортепианное творчество композитора отличается удивительным жанровым разнообразием, оно включает концерты, вариации, сонаты; особое место в творческом наследии Рахманинова принадлежит жанру миниатюр. Это была та область, где складывался и отшлифовывался стиль, где осуществлялся поиск новых образов и средств выразительности. Вместе с тем миниатюра в творчестве Рахманинова – это не только творческая «лаборатория», но и сфера выдающихся свершений и достижений. Именно Рахманинов, наряду с другими композиторами рубежа веков, выдвигает жанр миниатюры на одно из ведущих мест в музыкальном искусстве рубежа столетий.

Выдвижение жанра фортепианной миниатюры на одно из первых мест в конце XIX века было обусловлено рядом причин. Одна из них заключается, прежде всего, в усилении роли лирического начала, в возрождении романтических стилевых признаков, романтического мироощущения. Человеческая личность с ее богатой внутренней жизнью, образы природы, которые часто служат «поэтическим аккомпанементом человеку», становятся в центре внимания многих художников.

Рахманинов, прежде всего, композитор-лирик. «Чеховская тоска по идеалу и красоте, теплота и гуманность отношения к чувствам и переживаниям простого, обыкновенного человека, поэтичность художественного мышления – все это было очень близко Рахманинову и нашло отражение в его собственном творчестве» [1, с. 13].

Пьесы для фортепиано Рахманинов писал на протяжении всего русского периода, вплоть до отъезда за границу. Они определяют основные вехи его творческой эволюции. К фортепианным пьесам Рахманинова трудно применимо понятие «миниатюра».

Значительность и разнообразие содержания, обращение к героическим, драматическим, эпическим и трагедийным образам, внутренняя конфликтность и интенсивность развития, усиление концертно-виртуозного начала, – все это позволяет поставить пьесы Рахманинова в один ряд с его сочинениями крупных форм. Обращает на себя внимание тот факт, что, создавая фортепианные пьесы, Рахманинов уже в ранний период творчества стремится объединять их в циклы. В этом сказалось тяготение композитора к крупным замыслам, к масштабности.

Л.А. Мазель дает следующее определение циклической формы: «Музыкальная форма называется циклической, если она состоит из нескольких частей, самостоятельных по форме, контрастирующих по характеру (прежде всего, по темпу), но связанных единством идейно-художественного замысла» [2, c. 447]. Добавим также, что циклическая форма предполагает и определенную логику в последовательности частей, приемы объединения их в единое целое. Поэтому не любая последовательность контрастных пьес может именоваться циклом.

Так, ранние произведения Рахманинова, такие как Пьесы-фантазии ор. 3, «Салонные пьесы» ор. 10, еще трудно назвать циклами. Более ощутима тенденция к циклическому объединению пьес в Первой сюите для двух фортепиано ор. 5 и особенно ярко в цикле «Шесть музыкальных моментов» ор. 16. Черты цикличности исследователи усматривают и в прелюдиях ор. 23 и ор. 32. Кроме того, как цикл рассматриваются и все 24 прелюдии, хоть и менее единый, чем «Музыкальные моменты».

В Первой сюите композитор дает романтическую трактовку форме. Особенность ее композиции обусловлена программой («Баркарола», «И ночь, и любовь…», «Слезы», «Светлый праздник») и фантазийным характером произведения. Структура цикла во многом сходна со структурой старинной сюиты: образуется две группы, в которых части объединены по принципу контраста, возрастающего во второй группе. Одним из важных скрепляющих элементов является тесное интонационно-тематическое родство частей.

Фактором единства цикла является и композиционное сходство частей. Первая и вторая пьесы написаны в трехчастной форме (сложной и промежуточной), третья и четвертая – в форме вариаций (третья – на выдержанную мелодию; а финал сюиты – «Светлый праздник» – в куплетно-вариационной форме с чертами трех-пятичастной).


Список литературы:

1. Келдыш Ю.В. Рахманинов и его время – М.: Музыка, 1973. – 470 с.



2. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений: учеб. пособие. – 3-е изд. – М.: Музыка, 1986. – 528 с.

3. Рахманинов С.В. Письма. – М.: Музыка, 1955. – 520 с.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница