Рассмотрена на педагогическом совете



страница1/3
Дата02.05.2016
Размер4.93 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3

Рассмотрена на педагогическом совете

Протокол №1 от 29.08.2012г.

Утверждена

Директор школы ______________

01.09.2012 г.



ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

обучающихся на ступени начального общего образования

МБОУ СОШ №3


Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ СОШ №3 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Закона РФ «Об образовании». Программа разработана с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей Тамбовской области, запросов участников образовательного процесса, социальных партнеров.

В Программе определены конкретные задачи, ценности, ожидаемые результаты, формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования и другими общественными организациями.

Программа содержит следующие разделы:

Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; - Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования;

Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.


Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника-

модель выпускника МБОУ СОШ №3
Выпускник МБОУ СОШ №3


Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

Стремящийся к знаниям и критично мыслящий


Творящий и оберегающий красоту мира


Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Самостоятельный и законопослушный

Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам


Любящий свой край и свою Родину, чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой

Свободолюбивый и ответственный

Постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый результат, к которому надо стремиться.



1. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Воспитание – составная часть образовательного процесса. Цель образовательного процесса – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Личностная культура

  • Готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию «становиться лучше», реализации творческого потенциала на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции;

  • Нравственные ценности: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;

  • Самосознание, позитивная самооценка и самоуважение;

  • Уметь открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора;

  • Трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

  • Ценность человеческой жизни.

Социальная культура

  • Национальные духовные и нравственные ценности;

  • Чувство личной ответственности за Отечество;

  • Готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

  • Чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • Сознательное личностное, профессиональное, гражданское и самоопределение в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;

Семейная культура

  • Семья - основа российского общества;

  • Ценности и традиции семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;


2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
В Программе используется систематизация ценностей по условным «направлениям воспитательной работы», которые образно отражают цели развития духовного мира школьников.


  1. ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ И ПОСТУПКИ (ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ).

Человек и люди

Жизнь человека

Добро, правила морали и умение делать нравственный выбор

Взаимозависимость интересов личности и общества

Свобода и права личности

Честь и достоинство

Признание свободы, прав, чести и достоинства других людей, необходимость договариваться друг с другом, взаимодействовать

Разумное управление речью как гарантия достойных поступков личности

Дружба и взаимопомощь

Справедливость и милосердие

Духовная безопасность («добрый человек в мире, где есть зло»)

Семья

Любовь и верность

Здоровье, достаток

Почитание родителей

Забота о старших и младших

Забота о продолжении рода.




  1. СТРАНА ГРАЖДАН (ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

Патриотизм

Любовь:


– к близким, друзьям, школе,

– к своей малой родине,

– к своему народу,

– к России,

и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам.

Гражданственность

Долг (перед семьёй, предками, страной)

Служение Отечеству

Закон и правопорядок

Правовое государство и гражданское общество

Многообразие культур и народов единой страны

Равенство культур и народов России

Толерантность (признание права другого быть «непохожим на тебя» и диалог разных людей)



Традиционные религии и светская культура

Свобода совести и вероисповедания

Представления традиционных религий и светской культуры о религиозных идеалах (вера, религиозное мировоззрение, религиозная жизнь)

Толерантность в отношениях между верующими разных религий и атеистами.



Человечество

Многообразие культур и народов мира

Равенство и независимость народов и государств мира

Мир во всем мире

Международное сотрудничество

Прогресс человечества




  1. ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ)

Труд и творчество

Трудолюбие (значимость труда и потребность в нём)

Созидание и творчество (самоценность труда)

Уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Целеустремлённость и настойчивость

Наука

Знание


Стремление к истине и критичность мышления.

Научная картина мира




  1. ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)

Здоровье физическое и душевное (психологическое, нравственное)

Здоровье личное, близких и всех людей

Здоровье человека, общества и природы

Здоровый образ жизни




  1. ПРИРОДА – НАШ ДОМ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

Жизнь и эволюция

Природа родного края

Заповедная природа

Планета Земля

Экологическое сознание


  1. КРАСОТА СПАСЁТ МИР (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

Духовный мир человека

Красота в творениях природы и человека (искусство)



Гармония
3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Принцип ориентации на идеал. Идеал это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни духовно- нравственного и социального развитии личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определенные идеалы. Хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определенной ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определенной той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру- ведущий метод нравственного воспитания. Пример-это возможная модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования к идеалу жизни. В примерах демонстрируется устремленность людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации. Идентификация- устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персрнифицированные идеалы- яркие, эмоционально привлекательные образы людей( а также природных явлений. Живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможность его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.

Принцип полисубъктивности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъктивный, многомерно- деятельностный характер. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь? Понимание-это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

  • Общеобразовательных дисциплин;

  • Произведений искусства;

  • Периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь;

  • Духовной культуры и фольклора народов России;

  • Истории, традиции и современной жизни своей Родины; своего края, своей семьи;

  • Жизненного опыта своих родителей( законных представителей) и прародителей;

  • Общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  • Других источников информации и научного знания


4. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования

 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:



Виды деятельности

Формы занятий

1. Получение первоначальных представлений о конституции РФ, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом, гербом и флагом Томской области

        Беседы,

        классные часы,

        чтение книг,

        изучение предметов (окружающий мир, литературное чтение), реализация программ дополнительного образования «Горожанин», «Истоки»



2. Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнение патриотического долга, с обязанностями гражданина

       Беседы,

       экскурсии,

       просмотр кинофильмов,

       путешествие по историческим и памятным местам,

       сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания,

      изучение предметов (окружающий мир, литературное чтение), реализация программы «Организация школьного музея»



3. Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России

      Беседы,

      сюжетно-ролевые игры,

      просмотр кинофильмов,

      уроки-путешествия,

      творческие конкурсы,

      фестивали,

      тематические праздники,

      экскурсии,

      изучение предметов (окружающий мир, литературное чтение)

Реализация проекта «Сопричастность»

( Приложение)


4. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников

      Беседы,

      классные часы,

      просмотр учебных фильмов,

      мероприятия и события, посвящённые государственным праздникам,

      смотр строя и песни


5. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина

      участие в социальных проектах,

      мероприятия и события, проводимые Союзом детских организаций Тамбовской области, города Рассказова

      сюжетно-ролевые игры

 


6. Знакомство с музеями, памятниками культуры, истории

      Экскурсии в музеи,

      участие в творческих тематических выставках, посвященных подвигам Российской армии,

      встречи с ветеранами

    


7. Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни

      Беседы,

      народные игры,

      организация национально-культурных праздников


8. Участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографией выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма

      встречи с интересными людьми,

      родители – выпускники школы

Вечер встречи с выпускниками школы;


 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Виды деятельности

Формы занятий

1.Получение первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

      Беседы,

      экскурсии,

      участие в творческой деятельности,

      литературные гостиные,

      художественные выставки


2.Ознакомление (по желанию) с традиционными религиозными культурами

      Уроки курса «Основы религиозных культур и светской этики»,

      экскурсии в соборы, в места богослужения,

            встречи с религиозными деятелями

      участие в проектах по данной теме



3. Участие в уроках этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия

      часы общения

      игровые программы,

      внеурочные мероприятия


4. Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков

      беседы,

      часы общения,

      просмотр учебных фильмов,

      реализация дополнительной образовательной программы «Горожанин»



5. Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности

      беседы,

      коллективные игры,

      коллективное обсуждение,

     внеклассные мероприятия (праздники, проекты, походы, экскурсии)

 


6. Участие в благотворительности, милосердии, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе

      участие в благотворительных акциях,

         волонтёрское движение,

      шефство над памятниками ВОВ,

      шефство над ветеранами ВОВ,

            социальные проекты «Дедушкин орден», «Моя семья в годы ВОВ»


7. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье

      беседы о семье, о родителях, прародителях,

      праздники, соревнования «Моя семья»,      творческие мероприятия,

      выставки «Хобби моей семьи»

- реализация программы «Горожанин» ( модуль «Моя семья»

      составление генеалогического древа семьи,

      творческие работы («Моя семья», «Мои родители», «Бабушка и дедушка», «Военные реликвии моей семьи», «Что в имени моём…»)



8. Расширение опыта позитивного взаимоотношения в семье

      открытые семейные праздники,

           семейные гостиные,

      творческие презентации,

      творческие проекты,

      мероприятия, раскрывающие историю семьи, преемственность между поколениями

-День семьи



Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница