«Развитие художественно творческих способностей обучающихся посредством использования традиционных и современных методов на занятиях хореографией в организации дополнительного образования детей»



Скачать 398.06 Kb.
страница1/3
Дата28.04.2016
Размер398.06 Kb.
Просмотров82
Скачиваний0
Размер398.06 Kb.
  1   2   3
Муниципальная бюджетная образовательная организация

дополнительного образования детей «Олимп» ЗАТО Видяево

Обобщение педагогического опыта работы по теме:

«Развитие художественно – творческих способностей обучающихся посредством использования традиционных и современных методов на занятиях хореографией в организации

дополнительного образования детей»

Подгурская Алла Вячеславовна

педагог дополнительного образования

II квалификационной категории


ЗАТО Видяево

2015 год
Подгурская Алла Вячеславовна
c:\users\admin\desktop\image.jpg

Дата рождения: 15 августа 1977 года

Образование: средне - педагогическое

Образовательное учреждение: Хмельницкое педагогическое училище, 1997 г.

Должность: педагог дополнительного образования

Стаж работы: 9 лет 10 месяцев

Стаж работы в МБОО ДОД «Олимп» ЗАТО Видяево: 9 лет 10 месяцев

Квалификационная категория: 2 кв. категория

Повышение квалификации: ГАУ ДПО Мурманской области «Институт развития образования»

Курсовая подготовка по теме «Развитие образования детей. Педагоги дополнительного образования детей» 27.10.2014 - 29.11.14 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………....4


  1. Информация об опыте…………………………………………………….....5

1.1.Условия возникновения и становления опыта……………………………...5

1.2.Актуальность опыта……………………………………………......................5

1.3.Ведущая педагогическая идея опыта………………………………………..6

1.4.Тема опыта……………………………………………………………….........6

1.5. Объект опыта…………………………………………………………………6

1.6. Предмет опыта………………………………………………………………..6

1.7. Цель опыта…………………………………………………………………....6

1.8. Задачи………………………………………………………………………....7

1.9. Новизна…………………………………………………………………..........7

1.10. Диапазон опыта……………………………………………………………...7

1.11.Длительность работы над опытом………………………………………….7

2. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в работе

с хореографическим объединением.............................................................9

2.1.Традиционные методы…………………………………………………... …..9

2.2.Инновационные методы………………………………………………………9

2.3.Информационные технологии………………………………………………10

2.4.Технология игрового обучения……………………………………………..11

3. Теоретические основы методов и форм работы на примере танцевально-игровой гимнастики «СА фи Дансе» …………......................11

4. Возрастные и индивидуальные особенности…………………………...12

4.1. Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей…………….12



5. Технология опыта…………………………………………………………..13

5.1.Цель ………………………………………………………………………….14

5.2.Задачи………………………………………………………………………...14

5.3.Хореорафические принципы……………………………………………......14

5.4.Хореографические методы….…………………………………………........14

5.5.Принципы дидактики…………………………………………………..........15

5.6.Разделы……………………………………………………………………….15

5.7.Диагностика………………………………………………………………….18

5.8. Перспективный план по разделам «Са – Фи – Дансе»…………………...22

5.9.Работа с родителями…………………………………………………………23



6.Взаимодействие с партнерами……………………………………………...24

7.Заключение……………………………………………………………………26

6. Список литературы…………………………………………………………29

Приложения
Введение
«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь»
Древняя китайская пословица

Танцы – чрезвычайно увлекательное занятие. Они открывают людям огромные возможности для поддержки хорошей физической формы и раскрытия творческого потенциала, что особенно важно для детей.

Хореографическое объединение позволяет организовать для ребенка необходимую двигательную активность, физическое развитие, которые очень важны для поддержания хорошего здоровья растущего организма, позволяет развивать эстетический и музыкальный вкусы, чувство ритма и координацию движений ребенка.

Для полного раскрытия потенциала в будущем очень важно внимательное отношение родителей к потребностям ребенка, его склонностям и интересам. Практически все малыши в восторге от музыкальных ритмов и движения в такт. Хореографическое объединение – прекрасная возможность развить эстетический и музыкальный вкус, чувство ритма и координацию движений.

Танцы для детей помогают ребенку стать по-настоящему раскрепощенным, найти свою индивидуальность и научиться выражать эмоции. Да и умение слушать и слышать музыку, понимать ее лишним не будет. К тому же, это отличный способ преодолеть робость и обрести уверенность. Ценным опытом является и совместная работа в коллективе, поскольку ребята учатся общению и взаимопомощи при разучивании новых движений и комбинаций. А искусство импровизации, постигнутое на занятиях, еще не раз пригодится в жизни.

Комплекс упражнений, который применяется на занятиях, это грамотно подобранная методика для детей определенного возраста! Почему так важно профессиональное и грамотное обучение детей? Во-первых, это определенная программа, по которой происходит обучение ребенка. Учитывается возраст и уровень природных данных. Во-вторых, это укрепление физического здоровья, развитие памяти, творческого мышления, самореализация, приобщение к искусству. В-третьих, отличное настроение, прекрасная атмосфера, общение, знакомства, увлекательные уроки и индивидуальный подход к каждому ребенку.

1. Информация об опыте
1.1. Условия возникновения и становления опыта
Мой педагогический опыт формировался в условиях работы в МБОО ДОД «Олимп» ЗАТО Видяево. Работая с детьми дошкольного возраста, я очень долго не могла добиться от детей самовыражения, раскрепощения. У детей можно развить ритмический слух, координацию, различные виды ходьбы, боковые шаги и др., но импровизировать помогает игра.

И теперь игра – это неотъемлемая часть деятельности на моих занятиях. Играя, дети лучше запоминают, быстрее понимают, что от них требуется, что помогает добиться мне как педагогу многих задач. А главная моя задача – воспитать творчески развитую личность, выработать у ребенка правильную осанку и легкую, красивую походку. Ребенок научится выполнять все основные виды ритмических движений и также импровизировать.

Как писал Сухомлинский: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а об особенности пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.

В своей работе я ссылаюсь на труды выдающихся педагогов и психологов, таких как Выгодский Л.С., Эльконин Д.Б., Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г., у которых игра рассматривается как деятельность творческая.

Важнейшее условие успешного результата – умение завоевать доверие детей, установить с ним контакт. Поэтому я отношусь к игре серьезно, с искренним интересом, стараюсь понять замыслы детей, их переживания. Я уверена, что хореограф должен быть не только хорошим педагогом, но и психологом.
1.2. Актуальность опыта
В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема игры для развития танцевальных способностей обучающихся.

Данный способ включает:

- теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей).

- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными  движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);

- практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку, для работы на следующем этапе);

- рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа  и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы;  также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций).

  Развитие личности ребенка в учреждении дополнительного образования детей идет на учебном занятии, на досуговых и творческих мероприятиях.

В своей работе стараюсь, чтобы применяемые мной формы, методы и педагогические технологии соответствовали интересам и потребностям обучающихся.


1.4. Тема опыта:

«Развитие художественно – творческих способностей обучающихся посредством использования традиционных и современных методов на занятиях хореографией в организации дополнительного образования детей»
1.5. Объект исследования: хореографическое обучение, ориентированное на развитие художественно-творческих способностей.
1.6. Предмет исследования: процесс развития художественно-творческих способностей обучающихся на занятиях хореографии в организации дополнительного образования детей.
1.7. Цель: Изучение взаимодествия традиционных и современных методов и форм обучения и воспитания детей на хореографических занятиях.
1.8.Задачи:
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • определить роль хореографии в обучении и развитие творческих детей;

  • изучить традиционные и современные формы и методы обучения в моем хореографическом объединении;

  • рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности обучения детей на занятиях хореографии;

  • проанализировать итоги введения программы «Са-Фи- Дансе»,танцевально – игровой гимнастики, развития эстетического и физического развития детей и повышения активности детей.


Практическая значимость данного исследования заключается в изучении особенностей применения современных методов и форм для моей работы с детьми дошкольного возраста посредством танцевально – игровой гимнастики.
1.9. Новизна исследования заключается в том, что:

  • выявлена зависимость между применением технологии обучения в сотрудничестве с игрой и успешностью творческой деятельности хореографического объединения;

  • ориентация индивидуальных особенностей обучающихся, бережное сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самовыражение себя в танце;


1.10. Диапазон опыта:
Диапазон опыта охватывает обучение детей первого года (5-6 лет) и второго года (6-7 лет) обучения.
1.11. Длительность работы над опытом – 4 года
I этап – диагностический: сентябрь 2010 г. – декабрь 2011г.


II этап – прогностический: январь 2011 г.

  • Определение цели и задач работы над темой

  • Разработка системы мер, направленных на решение проблемы

  • Прогнозирование результатов


IIIэтап – практический: 2011-2014 гг.

  • Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы

  • Формирование методического комплекса

  • Отслеживание процесса, текущих промежуточных результатов


IV этап – обобщающий: 2013- начало2015 гг.

  • Подведение итогов

  • Оформление работы по теме опыта

  • Представление материалов

  • Обобщение опыта


Vэтап – внедренческий: 2011- 2015 гг.

  • Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы

  • Распространение опыта: (2011 -2015 гг.).


2. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в работе с хореографическим объединением
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала детей, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы. Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях в хореографическом объединение.
2.1. Традиционные методы:

  • наглядно – действенный

  • наглядный;

  • словесный;

  • практический;

  • индивидуально-дифференцированный.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснения, показ, демонстрация.

На этапе закрепления изученного материала используются беседа, упражнение, педагогическая игра.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль.

На этапе проверки полученных знаний – концертные и конкурсные выступления.

Методика преподавания опирается на школу профессионально-хореографического обучения, с учетом целей обучения, специфики хореографического объединения, возраста и способностей обучающихся.

 

2.2. Инновационные методы включают в такие технологии:



- технологии раскрепощения и снятия зажимов, которые включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности

- технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела.



- технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу; 

Ведущей технологией  является технология обучения в сотрудничестве.

Данная технология позволяет организовать обучение детей по программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией.

Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся  разбиваются на группы в  несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Члены группы помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, указывают на ошибки.

В моей педагогической деятельности использую следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:



групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);

индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).
2.3. Информационные технологии

В своей работе данные технологии мною используются не как образовательные для детей, а как вспомогательные для обеспечения материально-технического оснащения.

Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений воспитанников. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.

Применение компьютера позволяет:



  • накапливать и хранить музыкальные файлы;

  • менять темп, звуковысотность музыкального произведения;

  • производить монтаж, компоновку  музыкального произведения;

  • хранить фото- и видеоматериалы коллектива.

Компьютер даёт возможность:

  • активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;

  • эффективно осуществлять поиск и переработку информации;

  • пользоваться почтовыми услугами Интернета;

  • поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.

В результате, учебная программа в последующие годы обучения становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов.
2.4. Технология игрового обучения применяется мною, так как группы первого и второго года обучения составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Учитывая психологию детей данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, многие занятия я выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели.

Я представлю вам опыт своей работы на примере программы танцевально – игровой гимнастики «Са фи Дансе».



3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ И ФОРМ РАБОТЫ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКИ «СА- ФИ- ДАНСЕ»
Дошкольный возраст, период от пяти до семи лет, — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. Социальный и экологический факторы оказывают все большее влияние на состояние здоровья детей. Чаще страдают дети заболеваниями, связанными с нарушением опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта. С каждым годом увеличивается количество ослабленных детей.

В последнее время все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. В программу входят средства по музыкально-ритмическому воспитанию детей, основной гимнастике, танцам и танцевально-ритмической гимнастике, а также игропластике, музыкально-подвижным играм.

 Эффективность ее в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.




4. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
4.1 Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Педагог-руководитель хореографического объединения постоянно должен заниматься эстетическим воспитанием детей с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.

Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.

В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других .

Принято считать:

от рождения до года - младенческий возраст,

от года до 3-х лет - преддошкольный возраст,

от 3-х до 6-ти лет - дошкольный возраст,

от 6-ти до 12-ти лет - младший школьный возраст,

от 12-ти до 15-ти лет - средний школьный возраст(подростковый),

от 15-ти до 17-ти лет - старший школьный возраст(юношеский).


К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма - опережение или отставание. Кроме того, нужно учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.
К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра -это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Учитывая все анатомо-физиологические способности данного возраста нужно строить занятия хореографического коллектива.

Для успешной работы я как педагог должна разбираться в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую нагрузку. А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал