Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с зпр



Скачать 363.73 Kb.
Дата12.04.2019
Размер363.73 Kb.

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Количество детей с ЗПР увеличивается с каждым годом, поэтому проблема развития пространственных представлений крайне актуальна.



Пространственное ориентирование – это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового и кинестетического анализаторов. В дошкольном возрасте важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы. Ведь несформированность у детей   пространственных представлений  создаёт значительные сложности в  ориентации в пространстве, что в дальнейшем приводит к нарушениям письма и чтения.

У детей с ЗПР возникают трудности в определении сторон пространства, особенно правой и левой; наблюдается непонимание пространственных отношений между предметами, отмечается разрыв между наглядным и словесным компонентами пространственного анализа. Эти сложности проявляются на занятиях по развитию речи, математике, в рисовании и конструировании.

Преодолению пространственных нарушений способствуют коррекционно-развивающие игры. При кажущейся простоте они наполнены дидактическим смыслом, побуждают детей к направленным пространственно-ориентировочным действиям, ведь при освоении пространства ребенок должен все пощупать, прочувствовать своим телом, руками. Работа по формированию пространственных представлений проводится поэтапно.

  1. Развитие тактильных и кинестетических процессов.

На этом этапе необходимо научить детей находить и называть различные части тела; повторять за взрослым различные позы рук и тела; учить детей на ощупь узнавать предметы с различной фактурой поверхности и разной формы.

  1. Формирование представлений о «схеме собственного тела».

На этом этапе дети учатся понимать расположение частей своего тела по категориям выше-ниже, спереди-сзади, справа-слева.

  1. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

На этом этапе дети учатся располагать предметы по отношению к  своему телу; знакомятся со схемой тела человека, стоящего напротив; учатся правильно располагать предметы в пространстве относительно друг друга.

  1. Развитие ориентировки в двумерном пространстве.

На этом этапе дошкольники  учатся ориентироваться на листе бумаги ( находят стороны и углы листа бумаги, располагают фигуры и предметы на листе по отношению друг к другу, выполняют передвижения фигур в пространстве листа по заданию.)

  1. Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

На этом этапе дети учатся понимать и правильно употреблять слова и конструкции, передающие пространственные отношения (работа с предлогами и предложно-падежными конструкциями).

Упражнения и игры:

Ребенку на левую руку (!) надевается красная ленточка (это может быть резиночка для волос или браслет), которую ребенок не снимает на протяжении курса занятий. Красная ленточка служит маркером, с помощью которого ребенок определяет, где у него правая рука, а где левая.



«Сзади – спереди»

Взрослый и ребенок встают перед зеркалом и вместе находят и показывают части тела, которые находятся спереди (живот, колени, лицо и т.д.). Аналогично ребенок вместе с взрослым находит и называет части тела, которые находятся сзади.



«Определи по следу»

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног.

Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

«Лото с геометрическими фигурами»

Взрослый по очереди описывает карточки из своего набора. Например: «На моей карточке вверху справа - кружок, внизу справа - квадрат, вверху слева - прямоугольник, внизу слева - кружок, посередине – треугольник». Задача игроков - по описанию найти у себя аналогичную карточку.



«Капризный фотограф»

Взрослый играет роль фотографа, который ищет кадр для снимка. Помощнику фотографа, ребенку, надо разместить игрушки: корову справа от зайца, мышку слева от слона, собачку за мышкой, кошку под стулом и т.д. Фотограф всё время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать игрушки.


Графические диктанты по клеточкам

На листочке в клеточку ребёнок рисует узор под диктовку взрослого, а затем самостоятельно продолжает рисовать до конца строки.



  • 3 клетки вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо – дальше рисуй сам.

Источник: Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч.Ч.2. – М.: АЙРИС-пресс, 2015.



c:\users\миша и полина\desktop\работа\творческий отчет гмо развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с зпр\пройди лабиринты\10007.jpg


raskraski--multfilmy--smeshariki--29_m.png
raskraski--multfilmy--smeshariki--18_m.png

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений
lodochka.png

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница