Реабилитации



страница1/64
Дата11.03.2019
Размер0.84 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   64

З.И. Лаврентьева



ПЕДАГОГИКА

СОЦИАЛЬНОЙ

РЕАБИЛИТАЦИИ

НОВОСИБИРСК 2003

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

З.И.Лаврентьева

ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Утверждено Редакционно-издательским советом НГПУ в качестве учебного пособия

Новосибирск 2003

УДК 362 (075.8) ........... ...^ : =..--

ББК 74.000 я 73-1 +60.556.47я73-1 '

Л 135


Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена



К.Д. Родина, С

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии НГПУ



О.А.Белобрыкина .*

Л 135 Лаврентьева З.И.

Педагогика социальной реабилитации: Учебное пособие. - Но­восибирск: Изд. НГПУ, 2003. - 156 с.

ISBN 5-85921-444-8

В учебном пособии раскрываются теоретические аспекты социальной реабилитации детей и подростков, анализируются механизмы и модели актуа­лизации внутренних резервов личности в процессе реабилитации, рассматри­ваются методы и технологии работы социального педагога. Дается описание опыта реализации программ в специализированных учреждениях г. Новоси­бирска.

Представленные материалы могут быть полезны для студентов и аспи­рантов вузов социального профиля, специалистов системы образования и со­циальной защиты населения.

УДК 362 (075) ББК74.000я73-1+60.556.47я73-1

© Новосибирский государственный ISBN 5-85921-444-8 ' педагогический университет, 2003

ень реализации обг

тойчивых общественных связей, если его социальные отношения ис­кажаются в силу объективных обстоятельств. Как известно, такие факты сегодня распространены чрезвычайно широко. Они затрагива­ют детей, оставшихся без попечения родителей; детей, попавших в ситуацию стихийного бедствия; подростков, собравшихся в группировки правонарушителей, беспризорников. Затрудняется возможность пол­ноценных социальных контактов детей с ограниченными возможнос­тями здоровья; обедняется когнитивная сфера, наблюдаются волевые отклонения у нигде не работающих и не учащихся подростков. В ре­зультате происходят глубокие нарушения связей детей и подростков в открытом социуме, понижается их социальный статус, растет соци­альная некомпетентность.

Следовательно, актуальным направлением в работе с детьми и подростками становится социальная реабилитация в ее широком смыс­ле слова, т.е. восстановление возможности социального развития, спо­собности полнокровного социального функционирования, возможности действовать активно, созидательно. Социальная реабилитация - это восстановление утраченных связей и отношений. Вполне очевидно, что сегодня необходимо уделить пристальное внимание возвращению человеку и человечеству потерянных за последнее время социальных составляющих личности.

Проблема восстановления утраченного и/или восстановления не­реализованных возможностей является одной из центральных в совре­менной социально-педагогической науке и практике. Ее педагогическая сущность заключается в актуализации ресурсных возможностей ребен­ка, ресурсных возможностей социальной среды с целью перевода ре­бенка в условиях кризисной ситуации на новый этап социального разви­тия. Именно в такой парадигме использовано понятие социальной реа­билитации в данном учебном пособии.

С точки зрения социального развития детей и подростков в про­цессе реабилитации проанализированы научные исследования и практи­ческая деятельность реабилитационных центров. Общетеоретические выводы сделаны на основе междисциплинарного изучения этого слож­ного социального явления. Базовыми медицинскими исследованиями стали работы Н.Ф.Дементьевой [20], А.А.Дыскина [22], Н.Г.Весело-ва [13], В.П. Казначеева [25], А.В.Мартыненко [42], Б.Ш.Нувахова [48] и др. Значительный интерес при изучении проблем реабилитации пред-

ставили теоретические выводы ученых в области социальной работы (Л.В.Бадя [6], Е.А. Горшкова [18], Е.И.Холостова [82], М.В.Фирсов [80]) и коррекционной психологии (Б.С.Братусь [8], Й.Лангмейер, З.Матей-чик [36], А.Е.Личко [37], А.Р.Маллер [41], А.М.Прихожан [51]). Среди социально-педагогических исследований были выделены работы Л.И.Аксеновой [3], Н.К.Асановой [60], Ю.В.Васильковой [11], М.А.Га-лагузовой [68], В.А.Никитина [69], Р.В.Овчаровой [49], С.А.Расчетиной [54], Л.М.Шипицыной [85].

Разнообразные приемы и методы социальной реабилитации представ­ляют собой обобщенный опыт деятельности специализированных центров и социальных педагогов образовательных учреждений. Ведущей технологией восстановления социальных способностей детей и подростков признается педагогическое сопровождение, имеющее общие закономерности в работе с детьми различных групп социального риска. Кроме того, в пособии анализи­руются социально-педагогические средства и методы реабилитационной де­ятельности с детьми, оставшимися без попечения родителей; с детьми, име­ющими ограничения здоровья, и детьми, исключенными из социально значи­мых сфер деятельности. Особое место отводится характеристике реабили­тационных программ, реализованных в нашем городе.

Обращая внимание на условия развивающей социальной реабилита­ции детей и подростков, мы не исключаем темы, посвященные педагогичес­ким средствам реабилитации взрослых. Это позволяет подтвердить веду­щие положения общетеоретических выводов и продемонстрировать право трактовать социальную педагогику как науку и практику, предметом которой является социальное развитие человека на протяжении всей его жизни.

Заметим, что, несмотря на повышенный научный и практический интерес к проблеме реабилитации, сегодня она недостаточно изучена. В настоящее время нет всеобъемлющего определения реабилитации, опи­сания ее структуры и содержания, нет четко сформулированных задач и методов социальной реабилитации, остается незавершенной классифика­ция видов реабилитации и механизмов актуализации ресурсных возмож­ностей личности реабилитанта и среды его окружения. Неоднозначную оценку получают принципы и критерии эффективности процесса реабили­тации. Крайне недостаточно эмпирических данных экспериментальных исследований. Обобщение результатов научных работ последних лет в предлагаемом учебном пособии частично решает спорные вопросы и пред­лагает студентам высказать собственную точку зрения. ,ц„ ,.-,,,

объектом своего исследования социальное развитие, а предметом - це­ленаправленный процесс социального развития. Именно данный мето­дологический подход будет положен в основу изучения термина "соци­альная реабилитация".

Термин "реабилитация" достаточно часто встречается в современ­ной социально-педагогической литературе. Он имеет весьма широкий ди­апазон применения: от реабилитации лиц с ограниченными возможностя­ми до реабилитации участников локальных военных действий. Разнооб­разны возраст и категории людей, в отношении которых применяются ре­абилитационные мероприятия. Постоянно увеличиваются виды реабили­тации: медицинская, трудовая, психологическая, социальная, педагогичес­кая и т.д. Названия "реабилитационный центр", "реабилитационная карта" настолько прочно вошли в практику деятельности социальных работников и социальных педагогов, что первая часть этого словосочетания чаще всего получает неоднородное толкование, нет однозначного определения понятия и в научной литературе. Остаются невыясненными соотношения основных теоретических категорий: "реабилитация", "коррекция", "адапта­ция", их этапность и целесообразность использования в контексте процес­са восстановления. Данные противоречия снижают эффективность одно­го из ведущих направлений социальной помощи населению и требуют вни­мательного теоретического осмысления.

Особую актуальность приобретает системность теоретических по­стулатов при обращении к проблеме устойчивого закрепления реабили­тационных процессов. В данном случае речь идет о том, что процесс реабилитации должен протекать достаточно долго и при участии специ­алиста. Когда говорится о сопровождении, то прежде всего имеется в виду взаимодействие того индивида, который проходит реабилитацию, с тем человеком, который "ведет" его. Несомненно, что данный подход связан с педагогической составляющей реабилитации, основной целью которой является помощь субъекту реабилитации в формировании ори-ентационного поля саморазвития. Суть данной теории сводится к созда­нию специальных условий не только для восстановления, но и для разви­тия личности в процессе реабилитации.

Для того чтобы полнее раскрыть возможности педагогики реаби­литации, обратимся к знаниям смежных наук. Данное понятие имеет ста­тус общенаучной категории и изучается во многих областях знаний. Оно наполняется объемным смыслом и имеет междисциплинарное значение.




Каталог: files -> Методическая%20копилка
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека
Методическая%20копилка -> Внеклассное мероприятие по химии «Влияние тяжелых металлов на организм человека»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   64


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница