Региональный подход к модернизации физического воспитания студенток медицинского колледжа с отклонениями в состоянии здоровья. 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки



Скачать 325.75 Kb.
Дата01.05.2016
Размер325.75 Kb.
ТипАвтореферат диссертации

На правах рукописи


Симутина Елена Анатольевна


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К МОДЕРНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ.


13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной

и адаптивной физической культуры
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Смоленск 2007

Работа выполнена на кафедре спортивной медицины и адаптивной физической культуры ФГОУ ВПО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Научные руководители: доктор медицинских наук, профессор

Бахрах Илья Исакович;

кандидат педагогических наук, доцент

Барков Сергей Васильевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Попов Олег Игоревич;

кандидат биологических наук, доцент

Ромашов Альберт Владимирович

Ведущая организация: Великолукская государственная академия физической

культуры и спорта

Защита состоится 18 апреля 2007г. в 11.30 часов на заседании диссертационного совета К 311.008.01 в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма по адресу: 214018,

г. Смоленск, проспект Гагарина, 23.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма


Автореферат разослан «___» марта 2007 г.




Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент ПАВЛОВ А.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Важно отметить, что в последние годы число студентов-первокурсников средних специальных учебных заведений с различными заболеваниями достигает 38% (А.Ф. Фролов, 2004; Ж.Б. Сафонова, 2005, 2007; В.К. Бальсевич, Ю.А. Копылов, 2006; А.С. Гречко, 2007). Подобная негативная тенденция связана с неблагоприятными экологическими и социально-экономическими условиями, нарушением норм и принципов здорового образа жизни, недостаточной эффективностью физического воспитания во время обучения в общеобразовательной школе (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 2003, 2006; В.Р. Кучма, 2003; А.В. Лотоненко, 2005; О.В. Шарапова, 2005). Факторами риска для здоровья студентов-первокурсников с отклонениями в состоянии здоровья во время обучения в средних специальных учебных заведениях являются трудности адаптации к учебному процессу и недостаточный объем двигательной активности (Е.Б. Малетина, 2004; Г.А. Лапина, 2004; А.Б. Мазуров, 2006).

Общеизвестно, что физическая культура является мощным средством сохранения и укрепления здоровья. Однако, действующие программа и методика преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» студентам колледжей с отклонениями в состоянии здоровья не обеспечивают в необходимой степени решение воспитательных, оздоровительных и образовательных задач, так как они не адаптированы к региональным условиям, в них недостаточно учитываются структура заболеваемости, морфофункциональные особенности, мотивация к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями (А.Б. Мазуров, 2006; В.К. Бальсевич, 2006; В.В. Тверских, 2007). Особенно низка эффективность физического воспитания студентов колледжей, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу (Э.И. Савко, О.М. Авдеева, 2004; И.В. Никитина, 2005; А.С. Болдов, 2006; В.Р. Кучма, 2006).

В рамках национальной доктрины общего и специального образования происходит реформирование системы физического воспитания студентов средних специальных учебных заведений. Вместе с тем, до настоящего времени остается нерешенной проблема повышения эффективности физического воспитания студентов колледжей, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, проживающих в экологически и социально-экономически неблагоприятных регионах Российской Федерации (И.А. Свиридова, 2005; Е.М. Аг-Оол, 2006; Ю.К. Редкий, 2007).

Актуальность предпринятого исследования определяется необходимостью разработки и научного обоснования регионального подхода к модернизации физического воспитания студентов специальной медицинской группы, обучающихся в средних специальных учебных заведениях, на основе формирования физической культуры личности в зависимости от психосоматических особенностей индивидуума и региональных экологических и социальных условий жизни.



Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать авторскую программу учебной дисциплины «Физическая культура» и инновационную технологию ее преподавания для студенток колледжа, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, на основе учета особенностей условий и образа жизни, заболеваемости, морфофункционального статуса молодежи в экологически и социально неблагоприятном регионе Российской Федерации (на примере Брянской области).

Научная гипотеза: предполагалось, что региональный подход к модернизации физического воспитания студенток колледжа специальной медицинской группы на основе применения инновационных учебной программы и технологии оздоровительно-развивающей и реабилитационной направленности будет способствовать повышению уровня их здоровья, улучшению физического развития и двигательной подготовленности, приобретению знаний в области физической культуры, формированию мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями.

Объект исследования: процесс физического воспитания студенток медицинского колледжа с отклонениями в состоянии здоровья, проживающих в неблагоприятных экологических и социальных условиях в результате последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Предмет исследования: педагогические условия и содержание инновационных учебной программы и технологии оздоровительно-развивающей и реабилитационной направленности, реализуемых в контексте модернизации физического воспитания студенток колледжа, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Задачи исследования:

  1. Изучить структуру заболеваемости, морфофункциональный статус, уровень здоровья, мотивацию к здоровому образу жизни, организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями студенток специальной медицинской группы.

  2. Определить влияние действующих учебной программы дисциплины «Физическая культура» и методики физического воспитания на заболеваемость, морфофункциональный статус, уровень здоровья, мотивацию к здоровому образу жизни, организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями студенток специальной медицинской группы.

  3. Теоретически разработать и экспериментально обосновать инновационные учебную программу и технологию физического воспитания оздоровительно-развивающей и реабилитационной направленности на основе регионального подхода для студенток колледжа специальной медицинской группы, проживающих в неблагоприятных экологических и социальных условиях.

Методы исследования: изучение и анализ специальной научно-методической литературы, педагогической и медицинской документации, анкетирование, антропометрия, педагогические контрольные испытания, Гарвардский степ-тест, ортостатическая проба, усложненная проба Ромберга, оценка уровня здоровья по методике В.И. Белова, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе Брянского медицинского колледжа имени академика Н.М. Амосова и Брянского областного врачебно-физкультурного диспансера и включало четыре этапа.

Первый этап (сентябрь 2003г. - июнь 2004г.) - осуществлены теоретический анализ и обобщение данных специальной научной и научно-методической литературы; определены цель, задачи, научная гипотеза, предмет, объект и задачи исследования; освоены избранные методы исследования; разработаны программы констатирующего и формирующего педагогических экспериментов.

Второй этап (сентябрь 2004г. - июнь 2005г.). Для оценки эффективности действующих учебной программы и методики физического воспитания студенток специальной медицинской группы проведен констатирующий педагогический эксперимент. В начале и конце учебного года обследованы 32 студентки первого курса (контрольная группа). Изучены заболеваемость, морфофункциональный статус, уровень здоровья, мотивация к здоровому образу жизни, организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Проведено анкетирование преподавателей средних специальных учебных заведений Брянской области.

Третий этап (сентябрь 2005 - июнь 2006г.) включал разработку и теоретическое обоснование инновационных учебной программы и технологии физического воспитания оздоровительно-развивающей и реабилитационной направленности студенток специальной медицинской группы, оценку их эффективности. Испытуемыми являлись 35 студенток первого курса (экспериментальная группа), у которых в начале и конце учебного года оценивались заболеваемость, показатели морфофункцио-нального статуса, уровень здоровья, мотивация к здоровому образу жизни, организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Четвертый этап (июль - декабрь 2006г.) – проведены анализ и интерпретация результатов проведенного исследования, сформулированы выводы и практические рекомендации, выполнено оформление диссертации.

Научная новизна определяется тем, что на основе регионального подхода к модернизации физического воспитания студенток колледжа специальной медицинской группы, проживающих в экологически и социально неблагоприятных условиях, впервые теоретически разработаны, экспериментально оценены и внедрены в практику:

- инновационные учебная программа и технология физического воспитания оздоровительно-развивающей и реабилитационной направленности, применение которых существенно улучшает физическое развитие и двигательную подготовленность занимающихся, повышает уровень их здоровья, снижает заболеваемость острыми респираторными инфекциями;

- дидактические условия, обеспечивающие формирование мотивации к здоровому образу жизни, организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

- рациональный педагогический подход к содержанию занятий по дисциплине «Физическая культура» в специальной медицинской группе в зависимости от характера заболеваний и психосоматических особенностей студенток, что способствует формированию физической культуры личности;

- индивидуальные программы занятий физическими упражнениями в форме домашних заданий, которые значительно увеличивают объем двигательной активности студенток, корригируют отклонения в состоянии здоровья, повышают адаптационный потенциал, стимулируют потребность в самообразовании и самоконтроле;

- рейтинговая система оценки успеваемости по предмету «Физическая культура», учитывающая посещаемость учебных занятий, отношение к учебному процессу, теоретические знания и двигательную подготовленность, позволяет объективно определить уровень освоения требований программы физического воспитания и, тем самым, повысить качество профессиональной подготовки.



Теоретическая значимость состоит в том, что концептуализирован и экспериментально обоснован региональный подход к разработке инновационных учебной программы и технологии физического воспитания оздоровительно-развивающей и реабилитационной направленности для студенток колледжей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Результаты исследования в этом направлении дополняют и углубляют новыми научно-теоретическими положениями теорию и методику преподавания физической культуры в средних специальных учебных заведениях.

Практическая значимость заключается в том, что разработанные учебная программа и технология физического воспитания оздоровительно-развивающей и реабилитационной направленности для студенток колледжа, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, внедрены в других средних специальных учебных заведениях, расположенных в экологически и социально неблагоприятных условиях, и существенно повысили эффективность физического воспитания. Материалы диссертации вносят новые научные данные в дисциплину «Теория и методика физического воспитания», улучшают качество учебного процесса в высших и средних физкультурных учебных заведениях.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Действующие учебная программа и методика физического воспитания не обеспечивают в необходимой степени оздоровительное, воспитательное и развивающее влияние на студенток колледжа специальной медицинской группы, проживающих в экологически и социально неблагоприятном регионе, что обуславливает необходимость модернизации физического воспитания данного контингента с учетом региональных особенностей экологических и социальных условий, заболеваемости, морфофункционального статуса, уровня здоровья, мотивации к здоровому образу жизни, организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

  2. Авторская учебная программа, основанная на мотивационно-целевом, содержательном, деятельностном и результативном компонентах, обуславливает новый подход к организации и содержанию физического воспитания студенток специальной медицинской группы, проживающих в неблагоприятных экологических и социальных условиях.

  3. Разработанная на основе регионального подхода инновационная технология физического воспитания оздоровительно-развивающей и реабилитационной направленности студенток колледжа специальной медицинской группы позволяет существенно улучшить их физическое развитие и двигательную подготовленность, повысить уровень здоровья, снизить заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями, сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Теоретико-методологической основой исследования явились основные теоретические концепции:

  • теории и методики физической культуры: Ю.Ф. Курамшин (1999); Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов (2003); В.В. Пономарева (2001), В.И. Ильинич (1999);

  • лечебной физической культуры: В.Н. Мошков (1989); А.И. Журавлёва, Н.Д. Граевская (1993); В.А. Епифанов (2004); С.Н. Попов (1999, 2004), В.И. Дубровский (1999);

  • адаптивной физической культуры: Э.Г. Булич (1986), Ю.В. Менхин, А.В. Менхин (2002); С.П. Евсеев (2002, 2006), Л.В. Шапкова (2004, 2006).

Апробация работы: основные положения диссертации докладывались на семинаре для преподавателей физической культуры Брянской области (2003), презентациях кружковой и исследовательской работы Брянского медицинского колледжа имени академика Н.М. Амосова (2001, 2004), Брянской областной научно-практической конференции по УИРС (2005), совете директоров средних специальных учебных заведений Брянской области «Учебный процесс и здоровье студентов» (2006), международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры физического воспитания, ЛФК и спортивной медицины Смоленской государственной медицинской академии (2006) и отражены в 9 публикациях.

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс в Брянском медицинском колледже имени академика Н.М.Амосова, Брянском художественном училище, Брянском колледже физической культуры, Брянском филиале Санкт-Петербургского государственного университета имени П.Ф. Лесгафта, что подтверждается соответствующими актами внедрения.



Структура и объем диссертации: рукопись диссертации изложена на 146 страницах машинописного текста, состоит из введения, 4-х глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений, иллюстрирована 8 рисунками и 26 таблицами. Список литературы включает 239 источников, из них 11 зарубежных авторов.
Основное содержание диссертации
На начальном этапе констатирующего педагогического эксперимента изучены структура заболеваемости, морфофункциональный статус, уровень здоровья, мотивация к здоровому образу жизни, организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями студенток 1 курса Брянского медицинского колледжа имени академика Н.М. Амосова, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу.

Результаты проведенного исследования показали, что 80% студенток имеют различные дефекты осанки и 53% - нарушения зрения. В структуре их соматических заболеваний преобладают болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, пищеварения и обмена веществ, почек (рис. 1). Прочие заболевания составляют 12,6%. Показателен факт, что 46,8% студенток имеют сочетанную патологию (2 и более заболевания).



Рис. 1. Структура заболеваемости студенток специальной медицинской группы

Количественные характеристики изученных соматометрических показателей студенток специальной медицинской группы отражают феномен децелерации развития, наблюдаемый в настоящее время во многих регионах Российской Федерации. Установлено, что уровень физического развития низкий и ниже среднего имеют 62,5% исследованных лиц, дефицит массы тела - 43,8% признаки астенизации телосложения - 81,2% .

При анализе двигательной подготовленности студенток специальной медицинской группы результаты выполнения педагогических контрольных испытаний (бег-30м; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; переход из и.п. лежа на спине в и.п. сидя; прыжок в длину с места; наклон вперед из и.п. стоя на гимнастической скамейке) оценивали в баллах по следующей шкале: низкий (−2,1-3σ) – 1 балл, ниже среднего (–1,1-2σ) - 2 балла, средний (±1σ) – 3 балла, выше среднего (+1,1-2σ) – 4 балла, высокий (+2,1-3σ) – 5 баллов. Для обобщенной оценки результатов выполнения педагогических контрольных испытаний применяли показатель двигательной подготовленности (ПДП). Величина ПДП 11 баллов и менее соответствует двигательной подготовленности «ниже среднего и низкой», 11-15 баллов – «средней» и 16 баллов и более - «выше среднего и высокой». Установлено, что ПДП «низкий» и «ниже среднего» имеют 81,2%, исследованных лиц и «средний» - 18,8%.

Результаты выполнения Гарвардского степ-теста свидетельствуют о низкой физической работоспособности cтуденток специальной медицинской группы, так как средняя величина индекса Гарвардского степ-теста у них равна 37,9±0,9. Студентки специальной медицинской группы отличаются недостаточной способностью сохранять равновесие при выполнении усложненной пробы Ромберга. Равновесие в течение 15 секунд при выполнении усложненной пробы Ромберга сохраняли 34,3% исследованных лиц. Результаты выполнения ортостатической пробы отражают усиление влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы у 78,1% исследованных студенток, так как прирост частоты сердечных сокращений в минуту составил у них 20 и более. Подобная реакция сердечно-сосудистой системы на активную перемену положения тела характеризует нарушение вегетативной регуляции.

Для определения уровня здоровья студенток специальной медицинской группы использовали схему В.И. Белова (1993), согласно которой частота сердечных сокращений, величина максимального и минимального артериального давления, жизненного индекса, продолжительность восстановления частоты сердечных сокращений после 20 приседаний, результаты выполнения двух тестов (наклон вперед из и.п. стоя на гимнастической скамейке, см; сгибание туловища из и.п. лежа на спине, число сгибаний), количество простудных заболеваний в течение года, количество хронических заболеваний оцениваются в баллах, и затем рассчитывается показатель уровня здоровья.

Показатель уровня здоровья оценивается следующим образом: 1-1,9 балла – очень низкий; 2-2,9балла – низкий; 3-3,9 балла– средний; 4-4,9 балла – высокий; 5 баллов и выше – очень высокий. Анализ количества студенток с различной величиной «показателя уровня здоровья» показал, что у 81,3% он составляет 2–2,9 балла и у 18,7% - 3-3,9 баллов.

По данным анкетного опроса, в начале учебного года 95% респондентов не соблюдают правила здорового образа жизни, в первую очередь, режима дня, питания, занятий физическими упражнениями, закаливания. Лишь 4% опрошенных студенток нерегулярно выполняют утреннюю гигиеническую гимнастику. Отрицательно влияет на здоровье студенток неумение рационально планировать распорядок дня в сочетании со значительной учебной нагрузкой. Ответы респондентов на вопросы анкеты свидетельствуют об их недостаточной информированности о роли отдельных факторов в формировании здоровья. При оценке факторов, определяющих здоровье, только 51% опрошенных поставили на первое место образ жизни. Значительная часть студенток (68,4%) относится к урокам физической культуры безразлично и 15,6% отрицательно, к самостоятельным занятиям физическими упражнениями во внеучебное время, соответственно, 53,1% и 34,3%.

На протяжении 2004-2005 учебного года физическое воспитание студенток осуществлялось в соответствии с действующими учебной программой и методикой. Для того чтобы определить степень эффективности действующих учебной программы и методики физического воспитания студенток специальной медицинской группы, были сопоставлены показатели морфофункционального статуса, уровня здоровья, мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями в начале и конце учебного года. Установлено, что за 10 месяцев прирост изученных показателей физического развития не превышает 2%, результатов выполнения педагогических контрольных испытаний – 1,6%, показателя уровня здоровья - 4%. К концу учебного года у исследованных студенток не выявлено достоверных положительных изменений показателей индекса Гарвардского степ-теста, вегетативной регуляции и координации движений.

Устойчивость организма по отношению к острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ) обусловлена состоянием иммунной системы. Уровень заболеваемости исследованных лиц ОРВИ в течение учебного года составил 84,3%, что отражает снижение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Ответы респондентов на вопросы анкеты в конце учебного года свидетельствуют о недостаточном влиянии действующих учебной программы и методики физического воспитания на мотивацию к здоровому образу жизни, самостоятельным и организованным занятиям физическими упражнениями.

Анализ отношения студенток к занятиям физической культурой также не выявил положительной динамики. В конце учебного года отрицательно к занятиям относятся 12,5%, положительно – 19,1%, безразлично – 68,4% опрошенных. Можно полагать, что подобное отношение к урокам физической культуры связано с неинтересным содержанием уроков (53,1%), сложностью заданий (59,4%), слабой материально-технической базой (78,1%). В отношении домашних заданий по физической культуре получены следующие ответы: не понимают значение домашних заданий 59,3% студенток, считают их бесполезными 65,6%, не нравится выполнять строго регламентированное домашнее задание 56,2%. По мнению респондентов, повысить значимость уроков физической культуры могут занятия физическими упражнениями на свежем воздухе (81,2%), применение нетрадиционных видов физических упражнений (81,2%), хорошее материально-техническое обеспечение учебного процесса (84,3%).

По мнению преподавателей физической культуры средних специальных учебных заведений, наиболее значимыми недостатками в организации и методике проведения физического воспитания студентов специальной медицинской группы являются: консервативные авторитарно-групповые методы организации физического воспитания с бесперспективной, лишенной мотивации оценкой успеваемости по физической культуре («зачет» - «незачет») - 51%; недостаточное количество уроков в неделю – 49%; несоответствие нормативов программы физического воспитания для студентов специальной медицинской группы их функциональным возможностям – 36%; недостаточное финансирование и слабая материальная база не позволяют качественно выполнить программу физического воспитания в полном объеме - 29,4%. Значительное число опрошенных (83%) указало, что необходимо изменение и усовершенствование действующих учебных программ и методик физического воспитания студентов специальной медицинской группы с учетом региональных особенностей условий и образа жизни.

Региональный подход к модернизации физического воспитания предполагает учет экологических и социальных условий, заболеваемости, морфофункциональных особенностей, мотивацию к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями у представителей различных контингентов населения, постоянно проживающих в определенном регионе Российской Федерации.

Основополагающие принципы современных теоретических концепций теории и методики физического воспитания и результаты констатирующего педагогического эксперимента явились основанием для разработки авторской программы и инновационной технологи физического воспитания студентов медицинского колледжа, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Инновационная учебная программа дисциплины «Физическая культура» для студентов специальной медицинской группы для специальностей 0406 «Сестринское дело» базовый уровень и 0401 «Лечебное дело» повышенный уровень составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников медицинского колледжа. Значительное внимание в авторской рабочей программе уделяется теоретической подготовке, развитию основных двигательных качеств, овладению техникой выполнения прикладных двигательных действий, умению использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья. Инновационная учебная программа регламентирует оптимальное соотношение адекватных состоянию здоровья студенток специальной группы традиционных и нетрадиционных видов физических упражнений (общеразвивающие, элементы легкоатлетических упражнений, спортивных и подвижных игр, хатха-йоги, аэробики, стретчинга).

Организационными условиями реализации авторской программы являлись: обязательные занятия со студентками специальной медицинской группы в форме уроков физической культуры, которые проводятся вне сетки учебных часов и вводятся в расписание из расчета 4 часа в неделю. В течение учебного года в экспериментальной группе предусматривается проведение 41 теоретических, методико-практических и практических уроков физической культуры с рейтинговой системой оценки успеваемости студентов по каждому разделу программы, результатов самостоятельной и творческой работы, посещаемости.

На теоретических и методико-практических занятиях студентки получали знания по основам физической культуры и здорового образа жизни, осваивали технику выполнения традиционных и нетрадиционных видов физических упражнений и методику их применения при наиболее часто встречающихся в Брянской области заболеваниях, применяли практические навыки точечного массажа, самомассажа, самоконтроля.

Физическая подготовка студенток специальной медицинской группы осуществлялась в течение учебного года. Предусматривалось выделение двух периодов занятий: подготовительного и основного. Подготовительный период занимает начало первого семестра учебного года (сентябрь-октябрь). Его задачи: определение физической работоспособности и двигательной подготовленности; разработка индивидуальных программ самостоятельных занятий физическими упражнениями; постепенная тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата; формирование мотивации к здоровому образу жизни, организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Моторная плотность урока в подготовительном периоде составляла 35-40% при интенсивности физической нагрузки 110-130 уд/мин. Задачами основного периода (ноябрь-июнь) являлись: улучшение физического развития, двигательной подготовленности, профилактики простудных заболеваний на уроках физической культуры и в процессе самостоятельных занятий с помощью индивидуализированных программ в зависимости от диагноза основного и сопутствующих заболеваний. Моторная плотность урока в основном периоде составляла 40 50% при интенсивности физической нагрузки 130-140 уд/мин.

Особенностью инновационной технологии физического воспитания оздоровительно-развивающей и реабилитационной направленности студенток медицинского колледжа с отклонениями в состоянии здоровья является целевая установка на обеспечение взаимосвязи оздоровительной и образовательной направленности учебного процесса. Методическими условиями реализации инновационной технологии являются:



  • учет региональных особенностей условий и образа жизни, состояния здоровья (клинический диагноз), физического развития, физической подготовленности при планировании учебного процесса по физической культуре;

  • образовательная установка на формирование физической культуры личности;

  • возможность выбора нетрадиционных, интересных видов физических упражнений (хатха-йога, аэробика, стретчинг);

  • изучение на практических занятиях вопросов влияния на организм физических упражнений, рационального питания, закаливания, режима и других составляющих здорового образа жизни, анатомо-физиологических особенностей женского организма, репродуктивного здоровья и пр.;

  • рейтинговая система оценки успеваемости по предмету;

  • использование элементов закаливания на уроках физической культуры;

  • формирование на уроках физической культуры умений, необходимых для самостоятельных занятий;

  • индивидуальные программы занятий физическими упражнениями в форме домашних заданий и ведение «дневника здоровья».

В соответствии с задачей формирующего педагогического эксперимента проведен анализ результатов обследования студенток экспериментальной группы в начале учебного года.

При рассмотрении особенностей отклонений в состоянии здоровья у исследованных лиц выявлено, что 42,8% имеют сочетанную патологию (2 и более заболеваний), у 78,4% диагностированы различные дефекты осанки и у 51,4% - нарушения зрения. В структуре соматических заболеваний студенток экспериментальной группы преобладают болезни органов дыхания (25,7%), сердечно-сосудистой системы (22,8%), пищеварения и обмена веществ (22,8%), почек (11,6%). Прочие заболевания составляют 17,1%.

Изученные в начале учебного года показатели морфофункционального статуса студенток экспериментальной группы не имеют достоверных отличий от аналогичных данных у студенток контрольной группы (табл.1).

Таблица 1



Показатели морфофункционального статуса студенток специальной медицинской группы в начале учебного года ( ± m)

Показатель

Экспериментальная группа (n=35)

Контрольная группа (n=32)

Длина тела, см

161,3±0,8

161,1±0,9

Масса тела, кг

52,1±0,79

51,9±0,86

Окружность грудной клетки, см

81,0±0,98

80,8±1,1

Жизненная емкость легких, см

2905,0±48,5

2830,0±46,9

Сила правой кисти, кг

18,3±0,5

18,2±0,9

Сила левой кисти, кг

17,4±0,7

17,1±0,8

Ортостатическая проба, прирост ЧСС

25,1±1,7

24,7±0,9

Проба Ромберга, с

6,9±0,8

7,1±0,6

Индекс Гарвардского степ-теста, у.е.

38,1±1,1

37,9±0,9

Бег 30 м, с

7,6±0,9

7,5±0,8

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, количество раз

7,4±0,8

7,1±0,5

Прыжок в длину с места, см

164,0±2,2

162,0±2,6

Наклон вперед, см

8,8±0,8

8,9±0,7

Показатель двигательной подготовленности, баллы

2,0±0,1

1,9±0,2

Уровень здоровья, баллы

2,8±0,05

2,7±0,07

По данным анкетного опроса в начале учебного года 94,2% студенток экспериментальной группы не соблюдают правила здорового образа жизни, 48,5% безразлично и 40% негативно относятся к организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

При сопоставлении показателей заболеваемости, морфофункционального статуса, уровня здоровья, мотивации к здоровому образу жизни, организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями у студенток экспериментальной и контрольной групп в начале учебного года выявлено отсутствие достоверных межгрупповых различий. Для оценки эффективности действующих и инновационных учебных программ и технологий проведен сравнительный анализ динамики изученных показателей у студенток экспериментальной и контрольной групп в течение учебного года.

Установлено, что у студенток экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, за время формирующего педагогического эксперимента достоверно больше увеличились экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких, сила левой и правой кисти (рис.2).

Рис.2. Прирост средних величин показателей физического развития у студенток экспериментальной и контрольной групп (1 – длина тела, 2 – масса тела, 3 – окружность грудной клетки, 4 –жизненная емкость легких, 5 – сила правой кисти, 6 – сила левой кисти)

Незначительный прирост показателей длины и массы тела у студенток экспериментальной и контрольной групп, очевидно, связан со стабилизацией процессов роста и развития у исследованных лиц.

Показатели результатов выполнения педагогических контрольных испытаний в конце учебного года студентками экспериментальной группы выше (p<0,05), чем контрольной (табл. 2).

Выявлены также достоверные различия в приросте средних величин результатов выполнения контрольных педагогических испытаний в конце учебного года у студенток экспериментальной и контрольной групп (рис.3).
Таблица 2

Результаты выполнения педагогических контрольных испытаний студентками специальной медицинской группы в конце учебного года



Контрольное испытание

Экспериментальная группа (n=35)

Контрольная группа (n=32)

t




±m



±m

Бег 30м, с

7,1

0,14

7,5

0,18

2,7

Силовая выносливость

Сгибание и разгибание рук, количество раз

10

0,49

7,1

0,44

4,4

Переход из и.п. лежа в и.п. сидя, количество раз

12

0,83

9,9

0,75

3,1

Прыжок в длину с места, см

174

0,27

166

0,25

2,8

Наклон вперед из и.п. стоя на гимнастической скамейке, см

10,9

0,54


9,0

0,55

2,5

Рис. 3. Приросты средних величин результатов выполнения педагогических контрольных испытаний у студенток специальной медицинской группы (1 – бег 30м; 2 – сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; 3 – переход из и.п. лежа в и.п. сидя; 4 – прыжок в длину с места; 5 - наклон вперед из и.п. стоя на гимнастической скамейке).

Различие в количестве студенток с более высоким показателем двигательной подготовленности (ПДП) в конце учебного года в экспериментальной и контрольной группах позволяет дать обобщенную оценку влияния различных технологий учебного процесса на уровень проявления двигательных качеств у исследованных лиц. В конце учебного года число студенток экспериментальной группы с уровнем двигательной подготовленности «средний» составило 54,2%, в контрольной - 37,5%.

Установлено, что показатели индекса Гарвардского степ-теста в начале учебного года существенно не отличались и были, соответственно, равны в экспериментальной группе 38,1±1,1 и в контрольной группе – 37,9±0,9; в конце учебного года они составили 50,1±1,1 и 40,8±0,9. Прирост показателя индекса Гарвардского степ-теста составил в экспериментальной группе 12 единиц (31,4%) и в контрольной группе - 2,9 (7,6%). Межгрупповые различия статистически достоверны (р<0,05).

Динамику вегетативной регуляции у исследованных лиц в процессе формирующего педагогического эксперимента отражают средние показатели результатов выполнения ортостатической пробы в начале и конце учебного года. В начале учебного года у них частота сердечных сокращений при переходе из положения лежа на спине в положение стоя возрастала в среднем на 25,1±1,7уд/мин в экспериментальной и на 24,7±0,9 - контрольной группах (при норме 12-18уд/мин). В конце учебного года этот показатель составил, соответственно, 15,2±0,7 и 21,3±1,2 уд/мин (p<0,05). Можно полагать, что достоверное уменьшение прироста частоты сердечных сокращений после выполнения ортостатической пробы свидетельствует о нормализации вегетативной регуляции у студенток экспериментальной группы.

Изменение координационной функции нервной системы у студенток экспериментальной и контрольной групп в конце учебного года отражает динамика результатов выполнения усложненной пробы Ромберга. У студенток экспериментальной группы прирост времени сохранения равновесия составил 65,2%, контрольной – 24,4%.

Показатель уровня здоровья в начале учебного года у испытуемых обеих групп был низким (табл.3). В конце учебного года у студенток экспериментальной группы показатель уровня здоровья существенно повысился, а у студенток контрольной группы достоверно не изменился (табл.3).

Таблица 3

Динамика показателя «уровня здоровья» студенток специальной медицинской группы в течение учебного года




Показатель уровня здоровья (±m)

Начало уч.года

Окончание уч.года

Экспериментальная группа (n=35)

2,7±0,07

4±0,05

Контрольная группа (n=32)

2,8±0,05

2,81±0,06

Известно, что заболеваемость ОРВИ характеризует состояние иммунной системы и отражает адаптационный потенциал индивидуума. Заболеваемость ОРВИ в течение учебного года составила 54,2% у студенток экспериментальной группы и 84,3% - контрольной. Можно полагать, что более низкая заболеваемость ОРВИ у студенток специальной медицинской группы обусловлена тем, что в течение учебного года в процессе физического воспитания использовались различные виды закаливания, выполнялись рекомендации по соблюдению принципов здорового образа жизни.

На заключительном этапе формирующего эксперимента была проведена оценка образа жизни студенток, их отношения к занятиям физической культурой. По сравнению с результатами анкетного опроса в начале учебного года у студенток экспериментальной группы изменилось отношение к здоровому образу жизни. Среди факторов, определяющих здоровье, 83,3% поставили его на первое место. Большинство опрошенных (74,9%) стали считать, что вести здоровый образ жизни им мешает отсутствие мотивации, а не недостаток времени и отсутствие условий, как они указывали при первичном анкетировании. Регулярно стали уделять внимание своему здоровью 33,3% респондентов (при первичном анкетировании – 6,4%), делают это время от времени ещё 33,3%. Стали понимать значение здоровья 100% опрошенных (в начале учебного года их было 68,4%). Рационально питаться стали 50% студенток (в начале учебного года - 20%). По данным анкетирования 83,3% девушек воздерживаются от вредных привычек. В конце учебного года все студентки экспериментальной группы стали положительно относиться к занятиям физической культурой и хотят получать дополнительные знания о здоровом образе жизни (в начале учебного года - 26,3%).

Таким образом, данные формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что инновационная технология преподавания дисциплины «Физическая культура» студенткам специальной медицинской группы, имеющая оздоровительно-развивающую и реабилитационную направленность, адаптированная к местным условиям и образу жизни, морфофункциональным особенностям студенток медицинского колледжа, учитывающая их мотивацию и отношение к занятиям физической культурой, значительно эффективнее традиционной.


ВЫВОДЫ

1. Анализ специальной научно-методической литературы и результаты проведенного исследования показали, что действующие учебная программа и методика физического воспитания студентов средних специальных учебных заведений с отклонениями в состоянии здоровья, постоянно проживающих в неблагоприятных экологических и социальных условиях, не обеспечивают в необходимой степени сохранение и укрепление их здоровья, повышение адаптационного потенциала, не формируют мотивацию к здоровому образу жизни. Данное обстоятельство актуализирует необходимость модернизации физического воспитания студентов колледжей с отклонениями в состоянии здоровья на основе регионального подхода к формированию физической культуры личности.

2. Заболеваемость, морфофункциональный статус, отношение к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями студенток специальной медицинской группы Брянского медицинского колледжа характеризуют следующие особенности:

- у 80% студенток выявлены различные дефекты осанки и у 53% - нарушения зрения. В структуре их соматической заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (28,1%), сердечно-сосудистой системы (25%), пищеварения и обмена веществ (18,7%), почек (15,6%). Прочие заболевания составляют 12,6%. Сочетанная патология (2 и более заболеваний) диагностирована у 46,8%;

- уровень физического развития «ниже среднего» и «низкий» имеют 50% студенток, астенизация телосложения определена у 71,4%, дефицит массы тела отмечается у 57,1%;

- в зависимости от результатов выполнения педагогических контрольных испытаний уровень двигательной подготовленности оценивается как « низкий и ниже среднего» - у 81,2 % и «средний» - у 18,8%;

- низкий уровень физической работоспособности (ИГСТ менее 55) имеют все исследованные лица;

- преобладание тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы выявлено у 91,2%;

- низкий показатель уровня здоровья диагностирован у 71,4%;

- регулярно закаливание и утреннюю гимнастику не проводит ни одна из студенток; время от времени утреннюю гимнастику выполняют 4% исследованных лиц;

- отрицательно к организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями относятся 34,3 % и безразлично - 53,1%.

3. Констатирующий педагогический эксперимент выявил низкую эффективность действующей методики физического воспитания студенток специальной медицинской группы. В конце учебного года у них не произошло достоверных положительных изменений физического развития, двигательной подготовленности, вегетативной регуляции и уровня здоровья, мотивации к здоровому образу жизни и к занятиям физическими упражнениями. Так, средний прирост изученных соматометрических и физиометрических показателей физического развития составил от 0,1 до 2% (p>0,05), результатов выполнения контрольных педагогических испытаний – до 1,6% (p>0,05); не выявлено достоверного увеличения показателей индекса Гарвардского степ-теста и уменьшения прироста частоты сердечных сокращений после выполнения ортостатической пробы, достоверного улучшения результатов выполнения усложненной пробы Ромберга и повышения уровня здоровья (p>0,05); не изменилось количество студенток с безразличным и отрицательным отношением к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями.

4. По данным анкетного опроса студенток специальной медицинской группы и преподавателей физической культуры основными недостатками действующей методики физического воспитания в средних специальных учебных заведениях являются:

- консервативные авторитарно-групповые методы организации физического воспитания с бесперспективной, лишенной мотивации оценкой успеваемости по физической культуре («зачет» - «незачет»);

- недостаточный объем двигательной активности;

- негативное или безразличное отношение студентов к предмету «Физическая культура»;

- отсутствие учета мотивации и интереса студентов к занятиям определенными видами физических упражнений;

- недостаточное внимание к индивидуальным морфофункциональным особенностям студентов;

- слабая материально- техническая база.

5. Инновационные учебная программа и технология физического воспитания оздоровительно-развивающей и реабилитационной направленности, разработанные на основе концепции регионального подхода к модернизации физического воспитания, обеспечивают более выраженный прирост отдельных показателей физического развития, двигательной подготовленности, физической работоспособности и вегетативной регуляции в конце учебного года:

- в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, больше прирост жизненной емкости легких, силы правой и левой кисти (p<0,05), а также результатов выполнения педагогических контрольных испытаний, ортостатической пробы, пробы Ромберга, Гарвардского степ-теста (р<0,05);

- на заключительном этапе формирующего педагогического эксперимента у студенток экспериментальной группы средний показатель уровня здоровья составил 4 балла, контрольной – 2,81 балла (p<0,05);

- в течение учебного года у студенток экспериментальной группы зарегистрировано на 20% меньше, чем контрольной, случаев острой респираторной вирусной инфекции.

6. Инновационная технология физического воспитания в большей мере, чем действующая, позитивно влияет на мотивацию к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями: в экспериментальной группе у всех студенток сформировалось положительное отношение к здоровому образу жизни, а 83,3% из них начали соблюдать его принципы (выполнять требования гигиенического режима, рационально питаться, заниматься физическими упражнениями, проводить закаливание).



7. Высокая эффективность региональной модели инновационной технологии преподавания физической культуры студентам колледжей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подтвердила гипотезу предпринятого исследования. Ее значимость подтверждается существенным качественным изменением физического воспитания, что обеспечивает улучшение здоровья, физического развития и двигательной подготовленности студентов специальной медицинской группы, повышение их мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями.
Список работ, опубликованных по теме диссертации

  1. Пропаганда здорового образа жизни в Брянском медицинском училище №2 / Е.А. Симутина // Специалист. – 1998. - №11. - С.8-9.

  2. Влияние физических упражнений на состояние здоровья студентов, относящихся к специальной медицинской группе / Е.А. Симутина // Актуальные проблемы обучения и воспитания в системе среднего профессионального образования: сб. матер. 1-ой науч.-практ. конф. препод. и ст-тов средних медицинских учебных заведений Брянской области. – Брянск, 2001. – С.25-29.

  3. Особенности условий и образа жизни, отношения к физической культуре студенток Брянского медицинского колледжа им. ак. Н.М. Амосова / Е.А. Симутина // Сб. матер. науч.-практ. конф. по УИРС средних медицинских учебных заведений Брянской области.– Брянск, 2005. – С.17-18.

  4. Личностно-ориентированная технология физического воспитания студентов Брянского медицинского колледжа им. ак. Н.М. Амосова с отклонениями в состоянии здоровья / Е.А. Симутина // Учебный процесс и здоровье студентов: сб. матер. обл. науч.-практ. конф. для руководителей средних специальных учебных заведений Брянской области. – Брянск, 2006. – С.42-46.

  5. Региональный подход к технологии физического воспитания студентов средних специальных учебных заведений с отклонениями в состоянии здоровья / Е.А. Симутина // Физическая культура и спорт – основополагающий фактор воспитания здорового образа жизни, укрепления здоровья, профилактики и лечения заболеваний: матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию кафедры физического воспитания, ЛФК и спортивной медицины СГМА. – Смоленск, 2006. – С.113.

  6. Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» для специальной медицинской группы / Е.А. Симутина. – Брянск, 2005. – 28 с.

  7. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями для студенток с отклонениями в состоянии здоровья: метод. пособие / И.И. Бахрах, Е.А. Симутина. – Смоленск, 2006. – 22 с.

  8. Особенности условий и образа жизни, отношения к физической культуре у студентов Брянского медицинского колледжа им. ак. Н.М. Амосова с отклонениями в состоянии здоровья / Е.А. Симутина // Среднее профессиональное образование. – 2007. - №5 (в печати; справка-подтверждение №11-15/1 исх. за подписью первого зам. главного редактора А.И.Иванова).

  9. Личностно-ориентированная технология физического воспитания студентов Брянского медицинского колледжа им. ак. Н.М. Амосова с отклонениями в состоянии здоровья / Е.А. Симутина // Среднее профессиональное образование. – 2007. - №7 (в печати; справка-подтверждение №11-15/1 исх. за подписью первого зам. главного редактора А.И.Иванова).




Каталог: media -> uploads -> documents
documents -> «Проблемы льготного обеспечения пациентов с сахарным диабетом в рамках импортозамещения»
documents -> Образование (год окончания вуза, наименование вуза, специальность)
documents -> Занятие 1 Что такое диабет: классификация, причины и механизмы развития. Группа риска по сахарному диабету
documents -> Форма анкеты на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития и туберкулеза и правила вынесения заключения по результатам опроса
documents -> Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией
documents -> Школа здоровья для пациентов с избыточной массой тела
documents -> Муковисцидоз заболевание с аутосомно-рецессивным типом наследования, обусловленное моногенной мутацией и характеризующееся поражением экзокринных желез в жизненно важных органах и системах. Эпидемиология
documents -> 1. Назначение документа 4 Перечень нормативно-правовых актов, на основе которых разработаны «Требования» 5


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница