Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений



страница1/11
Дата24.07.2018
Размер174 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности. Построение учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка должно стать нормой работы общеобразовательной школы.

Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.

Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР). Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.

Успешность интеграции детей с ЗПР в общеобразовательный класс зависит от информированности окружающих взрослых: педагогов, родителей – об особенностях и проблемах обучения и воспитания детей с ЗПР.

Раскрывая содержание работы с детьми с ЗПР, важно не упустить из поля деятельности муниципального органа управления образованием (далее - МОУО) и администрации общеобразовательного учреждения следующее.

В целях создания оптимальных условий для обучения ребенка с ЗПР необходимо в первую очередь рекомендовать родителям (законным представителям) пройти обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК). Основная задача ПМПК - определение программы обучения ребенка. Следующим шагом является получение от родителей (законных представителей) заявления на имя директора школы об обучении ребенка по указанной в заключением ПМПК программе. На основании вышеназванных документов директор издает приказ об обучении школьника по программе VII вида.

Дети с ЗПР могут обучаться как в коррекционном1 классе в условиях общеобразовательной школы для детей с ЗПР, так и в обычном общеобразовательном классе.

Образовательный процесс с детьми с ЗПР в начальных классах обеспечивается специальными программами:

1. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: математика, физическая культура, ритмика, трудовое обучение. Сост. С.Г. Шевченко. М., 1998 (2003, 2007).

2. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: русский язык, окружающий мир, природоведение. Сост. С.Г. Шевченко. М., 1998 (2003, 2007).

Данные программы имеют гриф «Рекомендовано для использования Министерством общего и профессионального образования РФ» и соответствуют требованиям, предъявляемым к организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VII вида. В помощь педагогам прилагаются также методические письма и тематическое планирование уроков.

Для обучения детей с ЗПР рекомендуется использовать учебники для массовых общеобразовательных школ из серии «Школа России».

Реализуя идею дифференцированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, необходимо обеспечить следующие условия2:

организовать работу постоянно действующего психолого-медико-педагогического консилиума для проведения комплексного обследования обучающихся, определения необходимой им психолого-педагогической помощи;

обеспечить медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого интегрированного ребенка;

привлечь родителей (законных представителей) к участию в коррекционно-развивающем процессе;

создать соответствующее методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы.

Обучение детей с ЗПР не требует создания специальных условий пребывания в школе.

Устав общеобразовательного учреждения, обучающих детей с ЗПР, должен быть дополнен следующим содержанием.

Раздел «Предмет деятельности, цель, основные задачи учреждения»:

- разработка учебных планов, программ (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья);

- основную цель Учреждения дополнить следующим: «в том числе обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество, формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ».

Раздел «Организация образовательного процесса»:

- содержание образования по программе VII вида определяется образовательными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей школьника, принимаемых и реализуемых учреждением самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов;

- в целях преодоления отклонений в развитии школьников с ограниченными возможностями здоровья проводятся индивидуальные коррекционные занятия;

- учащиеся 1 класса, не освоившие учебную программу по итогам учебного года, по решению Педагогического совета Учреждения и с согласия родителей (законных представителей) проходят повторный курс обучения, только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии муниципального или краевого уровня;

- учреждение имеет право в течение учебного года изменить программу обучения по заключению психолого-медико-педагогической комиссии;

- образовательный процесс с обучающимися осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую подготовку по профилю деятельности.

На право ведения деятельности по образовательным программам для детей с задержкой психического развития образовательному учреждению необходимо получить лицензию.

В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277, для получения лицензиатом лицензии на право ведения образовательной деятельности по новым образовательным программам (образовательная программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VII вида: начальное общее образование, основное общее образование; образовательная программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида) в лицензирующий орган представляются следующие документы.

1. Заявление о выдаче лицензии (далее - заявление), согласованное с учредителем, в котором указываются:

полное и сокращенное (при наличии) наименования, организационно-правовая форма соискателя лицензии в соответствии с его уставом, место его нахождения, адреса мест осуществления образовательной деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

перечень образовательных программ, по которым соискатель лицензии намерен вести образовательную деятельность, с указанием их уровня и направленности;

срок действия лицензии;

сведения о планируемой численности обучающихся и воспитанников, в том числе по заявленным к лицензированию образовательным программам.

2. Заверенные руководителем соискателя лицензии копии штатного расписания и иных документов, подтверждающих наличие в штате соискателя лицензии или привлечение им на иных законных основаниях к ведению образовательного процесса по заявленным к лицензированию образовательным программам педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают реализацию образовательных программ заявленного уровня и направленности и отвечают установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям, а также справка о кадровом обеспечении образовательного процесса и укомплектованности штатов, подписанная руководителем соискателя лицензии.

3. Учебный план по каждой заявленной к лицензированию образовательной программе (перечень дисциплин (предметов), входящих в каждую заявленную образовательную программу) с указанием объемов учебной нагрузки (для образовательных учреждений профессионального образования - аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам (предметам).

Соискатель лицензии на право ведения образовательной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, представляет также образовательную программу, согласованную с Министерством внутренних дел Российской Федерации;

4. Опись документов, представленных для получения лицензии.

Первоначальная организация обучения детей с ЗПР по коррекционной программе VII вида в среднем звене не допускается, если он не обучался по ней в начальной школе.

Преемственные связи начальной ступени школы со средним звеном образовательного учреждения дают возможность выбора различных путей дальнейшего развития детей данной с ЗПР при выпуске их из 4-го класса:

1. Обучающиеся, у которых отмечается значительная положительная динамика в развитии, определенная компенсация отклонений, подтверждаемые положительной аттестацией, направляются с соответствующей характеристикой для обследования к врачу-психиатру. Если врач не подтверждает предыдущий диагноз «ЗПР», то ребенок направляется на ПМПК и согласно ее заключению переводится в 5-й класс для обучения по общеобразовательной программе.

2. Дети, у которых продвижение в развитии и компенсация отклонений не создадут прочной основы для усвоения школьной программы среднего звена, продолжают обучаться в среднем звене по общеобразовательной программе с учетом особенностей познавательной сферы данной категории детей. Обычно это дети, которые имеют диагноз «задержка психического развития органического генеза», начавшие обучаться программе VII вида в 3-4 классе. Допускается обучение таких детей еще 1-2 года по общеобразовательным программам. При этом педагогам рекомендуется учитывать особенности изучения программного материала детьми данной категории и оказывать необходимый объем коррекционной помощи.

Таким образом, общий срок обучения большинства детей с ЗПР по коррекционной программе составляет не более 4-6 лет. За это время педагоги, специалисты психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения должны рассмотреть вопрос о переводе детей с коррекционной программы на общеобразовательную программу. И только в случае выраженных форм задержки психического развития принимается решение о продолжении обучения ребенка с учетом его познавательных особенностей до 9-го класса. В этих случаях важна точная диагностика умственной отсталости, которая проводится врачом-психиатром.

Учитель школы при оценивании обучающихся среднего звена руководствуется общеобразовательной программой и наличием у ребенка с ЗПР способности работать по алгоритмам. Истинная задержка психического развития, если даже она не компенсируется к подростковому возрасту полностью, проявляется в более медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, в сниженной способности к волевым усилиям, в неумении самостоятельно организовать деятельность, осуществлять самоконтроль. Все это сказывается на учебной деятельности. Вместе с тем, ребенок удовлетворительно усваивает общеобразовательную программу.



Каталог: upload -> iblock
iblock -> Конкурсного собеседования при поступлении в ординатуру по специальности
iblock -> Агентство образования администрации Красноярского края Управление образования Администрации г. Канска мбоу гимназия №1 Упаковка как источник загрязнения продуктов питания свинцом Цуприкова Мария, ученица 10 класса мбоу гимназия №1 г
iblock -> Урология высшая категория
iblock -> 2. Аннотации рабочих программ дисциплин ооп 040400. 62 «Социальная работа», форма обучения – очная
iblock -> Тест: "Неврология"


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница