«Репродуктивная система человека»



Скачать 144.08 Kb.
Дата01.10.2017
Размер144.08 Kb.
ТипПояснительная записка

Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга

СПб ГБПОУ «МК им. В.М. Бехтерева».


Методическая разработка практического занятия для преподавателей.

Тема: «Репродуктивная система человека»

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

Санкт- Петербург

2016 год

Составитель: Сай Ю.В.

Методическая разработка утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии, рекомендована к использованию в учебном процессе и соответствует ФГОС.
Протокол № от ___________________ 2016 г.
Председатель комиссии: Васильева А.Е.

«Согласовано»

«____» ________________ 2016г.
Методист ______________/Якуничева О.Н./
Содержание


Пояснительная записка

3

Тема, оптимизация, цели,

3

Задачи

3

Компетенции

4

Обоснование темы

4

Виды контроля

4

Карта методического оснащения

4

Карта материально-технического оснащения

5

Хронокарта

5

Задания для самоподготовки к занятию

5

Этапы планирования занятия

6

Карта работы студентов

9

Граф логическая структура занятия

9

Схема интегрированных связей

10

Внутрипредметные связи

11

Список используемой литературы

12

Приложение 1

13

Приложение 2

14

Приложение 3

16


Пояснительная записка:

Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

Данная методическая разработка имеет своей целью продемонстрировать методику эффективной подачи материала в игровой форме. Данная форма направлена на пробуждение интереса к изучаемым дисциплинам, обеспечивает доступность понимания, способствует к организации самостоятельной работы студентов.

Актуальность темы обусловлена необходимостью использовать полученные знания при изучении клинических дисциплин и в дальнейшей профессиональной деятельности.



Тема: «Анатомия и физиология половой системы человека»
Время: 90 минут.
Место проведения занятия: ГБПОУ «Санкт –Петербургский медицинский колледж им. В.М.Бехтерева», аудитория № 403.
Вид занятия: Семинар, КВН
Оптимизация: подготовка презентаций, ситуационные задачи, анатомический диктант.
Самостоятельная работа: изучение внутренних и наружных мужских половых органов, строения и функции яичка, строение семявыносящего протока, предстательной железы, полового члена.

Изучение женских внутренних и наружных половых органов, строение яичника, маточных труб, матки, влагалища.


Цели занятия:

Обучающие: студент должен закрепить теоретические знания по данной теме на лекции и практическом занятиях. Повторить и систематизировать процессы сперматогенеза, овогенеза, овуляции, менструации, беременность.


Задачи:

Дидактические:

  • Систематизация полученного теоретического материала.

  • Выявление прочности полученных знаний по предмету, степени усвоения студентами различных тем дисциплины.

  • Стремление формировать познавательный интерес к дисциплине через использование нестандартных приемов в обучении

Развивающие:

  • Способствовать формированию познавательного интереса к предмету анатомии.

  • Развитие умений логически мыслить и высказывать свои мнения.

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов.

Воспитательные:

Методическая разработка практического занятия по теме: «Анатомия и физиология половой системы человека» предназначена для помощи преподавателю в формировании у студентов следующих элементов компетенций:



Профессиональные компетенции:

ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

Общие компетенции:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
Обоснование темы: Изучаемый материал содержит теоретическое и практическое представление о половой системе человека. Знания, полученные по данной теме студентами, будут использованы на патологии, терапии, гинекологии и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Виды контроля: защита презентаций, дискуссия
Карта методического оснащения занятия по теме:

«Анатомия и физиология половой системы человека».


№ п/п

Наименование

Необходимое количество

Имеется

1.

Конспект защищаемой командой презентации

У каждой команды (3)

У каждой команды (3)

2

Конспект защищаемой капитаном презентации

У каждого капитана (3)

У каждого капитана (3)



Карта материально-технического оснащения занятия:


п/п

Наименование

Необходимое количество

Имеется в наличии

1

Классный журнал

1

1

2

Конспект презентаций

3

3

3

Рабочие тетради

у каждого студента

у каждого студента

4

Таблицы:

Мужская половая система

Женская половая система

1

1


1

1



5

Ситуационные задачи

На каждую команду

На каждую команду


Хронокарта


Организационный момент

2 мин.

Формулировка темы и ее обоснование

2 мин.

Определение целей и плана занятия

5 мин.

Первый этап «Разминка»

11 мин

Второй этап «Объясни процесс»

12 мин

Третий этап «Узнай и расскажи другим»

27 мин

Четвёртый этап «Конкурс капитанов»

21мин

Заключительный этап - подведение итогов

10 мин

Задания для самоподготовки студентов к занятию:


Раздел темы

Литература

Установочные инструкции

Вопросы для самоконтроля

Анатомия и физиология половой системы человека

Федюкович Н.И

Анатомия и физиология человека», учебник,

изд.22-е, Ростов-на-Дону, Феникс, 2013 г.


Изучить и закрепить знания по данной теме

1.Перечислите внутренние и наружные мужские половые органы. Какова их функция в организме?

2. Особенности строения и функции яичка.

3.Расскажите о строении семявыносящего протока, семенных пузырьков.

4.Объясните строение предстательной железы.

5. Расскажите о строении наружных мужских половых органов.

6. Дайте определение «оогенез», «овуляция», «менструация».

7. В чем особенность строение матки? Маточных труб?

8. Какие циклические изменения происходят в стенке матки в связи с созреванием яйцеклетки?

9. Как устроено влагалище?



Этапы планирования занятия




Название этапа

Краткое описание деят-ти препода-вателя

Краткое описание деятельности студентов

Цель

Время,

мин.


Оснащенность

1

Организа-ционный

Приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, отмечает отсутствующих в журнале.

Готовят рабочие места

Мобилизовать внимание студентов на работу.

2


Журнал

Рабочие тетради



2

Формулирование темы и ее обоснование

Сообщает тему семинарского занятия, отмечает значимость темы для изучения на других дисциплинах и в будущей профессии

Слушают, записывают в рабочие тетради дату, тему и план занятия.

Осмысливают тему и план занятия.



Раскрыть практическую значимость темы, создать мотивацию для активизации познавательной деятельности студентов.

2


Рабочие тетради

3

Определение целей и плана занятия

Объясняет последовательность учебного процесса.

Осмысливают информацию

Объяснить студентам последовательность их действий активизировать деятельность.

5


Рабочие тетради

4

Первый этап

«Разминка»



Задает командам вопросы. Первая правильно ответившая команда получает 1 балл

Слушают и отвечают на заданные вопросы. Проводят взаимоконтроль оценивают работу друг друга

Выяснить исходные теоретические знания. Сформировать единый исходный уровень знаний.

11


Эталоны ответов к задаваемым вопросам

5

Второй этап «Объясни процесс»

Командам по очереди предлагается объяснить физиологические процессы

Команды по очереди объясняют процессы: оплодотворение, овуляция, менструация, беременность, мейоз, кроссинговер

Повторить и закрепить изученные ранее процессы на анатомии и генетике

12


Демонстрационный материал, таблицы

6


Третий этап «Узнай и расскажи другим»

Команды предоставляют и защищают презентации на заранее подготовленные темы

Темы защищаемых презентаций:

1. «Мужская половая система»

2. «Женская половая система»

3. «Эндокринная деятельность мужских и женских половых желез»



Расширение кругозора, использование знаний, полученных на других предметах

27


Презентации команд

7

Четвёртый этап

«Конкурс капитанов»



Капитаны представляют и защищают свои презентации.

Капитаны соперников задают вопросы по защищаемой теме



Темы защищаемых капитанами презентаций:

1. «Влияние курения на репродуктивную функцию мужчин и женщин»

2. «Бесплодие. Причины. Пути решения»

3. «Заболевания, передающиеся половым путем. Меры профилактики»



Умение использовать полученные теоретические знания в практических ситуациях

21


Презентации капитанов

8

Заключительный этап-подведение итогов

Подсчитывание баллов, выявление недочетов и ошибок. Объявление победителей

Принимают к сведению полученные результаты, задают преподавателю возникшие вопросы

Подведение полученных теоретических знаний. Оценивание работы студентов

10


Классный журнал



Карта работы студентов на занятии:


Этапы

работы


Способы

выполнения



Вопросы

контроля


Подготовка презентаций для защиты команды.

Подготовка презентаций капитанами.



Изучение темы и использование как основной, так и дополнительной литературы

Защита

презентаций





Граф логическая структура темы:


Овуляция, оплодотворение




Яички, семявыносящие протоки, Куперовы железы, предстательная железа



Матка, маточные трубы, яичники


Менструация, оогенез




Строение внутренних женских половых органов

Строение внутренних мужских половых органов



Репродуктивная система человека


Железы смешанной секреции



Яйцеклетка, сперматозоид



Оплодотворение. беременность

Полноценное развитие организма человека


Схема интегративных связей

Межпредметные связи
Истоки Выход

дисциплины дисциплины


Биология




Основы микробиологии и иммунологии




Химия




Генетика человека с основами медицинской генетики




Физика



Анатомия и физиология человека




ПМ.01

МДК 01.01




Основы

философия





ПМ.01

МДК 01.02






История медицины



Основы латинского языка с медицинской терминологией




ПМ.02 МДК 02.01


Внутрипредметные связи:

«Исход» «Выход»


Эндокринная система




Высшая нервная деятельность




Половая система человека

Гематология.

Состав и функции крови. Гомеостаз




Иммунная система



Патология человека

Лимфатическая система

Гистология. Виды тканей

Обмен веществ и энергии



Процесс выделения. Общие вопросы анатомии и физиологии мочевыделительной системы




Опорно-двигательная система



Список используемой литературы:

1. «Анатомия м физиология человека» учебник, изд.22-е, Ростов-на Дону, Феникс, 2013

2. «Анатомия человека», Билич Г.Л., Крыжановский В.А.. Сапин М.Р., ЭКСМО, 2014

3. Атлас анатомии, изд.7-е, Москва, Белый город, 2010



Приложение 1


  1. Используемые элементы КОСов:

    1. Теоретические задания с эталонами ответов;

    2. Использование учебного материала, полеченного на других предметах

Приложение 2

Ход урока:

Учащиеся заранее делятся на 3 команды, получают задания для подготовки, придумывают название команды.



Первый этап – Разминка

Ведущий (преподаватель) задает командам вопросы. Первая правильно ответившая команда получает 1 балл. Каждой команде необходимо дать как можно больше правильных ответов.



Вопросы:

  1. Назовите структуру, в которую открывается семявыбрасывающий проток –конечный отдел семявыносящих путей (мочеиспускательный канал)

  2. Назовите орган в организме женщины, в котором обычно происходит оплодотворение (маточные трубы)

  3. Каким термином называется выход яйцеклетки из фолликула и яичника (овуляция)

  4. Сколько хромосом содержится в ядре сперматозоида человека? (23)

  5. Назовите орган (структуру) которое в организме женщины вырабатывает гормон, подготавливающий слизистую оболочку матки к принятию зародыша и тормозящий выработку гормона, стимулирующего развитие в яичнике следующего фолликула? (желтое тело)

  6. Укажите орган, расположенный в специальном кожном мешочке – мошонке. (семенник).

  7. Назовите орган, в котором происходит овуляция (яичник)

  8. Мужской половой член содержит различные структуры. Найдите эти структуры среди ответов и укажите морфологическое образование, в нем отсутствующее. (семявыносящие протоки).

  9. Назовите часть тела плода, которая при нормальном течении родов движется по родовым путям первой (голова).

  10. Назовите орган, в котором происходит внутриутробное развитие человека (матка).

  11. Укажите структуру, обеспечивающую питание и дыхание плода (плацента).

  12. Назовите главный признак, по наличию которого можно предположить о наличии у женщины беременности (отсутствие менструаций).

  13. Какова функция предстательной железы (выработка некоторых компонентов семенной жидкости).

  14. Какая по насыщенности кислородом кровь течет от тела плода к плаценте (венозная).

  15. Назовите возраст, в котором у большинства женщин наступает менопауза – прекращение менструальных циклов (45-55 лет).

  16. Каким термином называется самопроизвольное выделение во сне спермы у мужчины (поллюция).

  17. Назовите половую клетку, от хромосомного набора которой зависит пол, который должен сформироваться у организма ребенка при нормальном развитии оплодотворённой яйцеклетки – зиготы (сперматозоид).

  18. Назовите орган, вход в который закрывает девственная плева (влагалище).

Второй этап «Объясни процесс»

Командам по очереди предлагается объяснить следующие процессы:



Оплодотворение

  • В чем заключается сущность оплодотворения

  • Значение оплодотворения

  • Факторы, влияющие на оплодотворение у человека

Овуляция

  • Когда наступает овуляция

  • Какова периодичность овуляции

  • Причины отсутствия овуляции

Беременность

Мейоз, кроссинговер

  • Мейоз – особый способ деления клеток. Почему?

  • Фазы мейоза

  • Биологическое значение кроссинговера

Команда, давшая правильное определение процесса получает – 5 баллов.
Третий этап «Узнай и расскажи другим»

Команды представляют и защищают презентации на заранее подготовленные темы. Время выступления каждой команды не более 9 минут.

Темы:


  • Мужская половая система

  • Женская половая система

  • Эндокринная деятельность мужских и женских половых желез


Четвёртый этап. Конкурс капитанов

Капитаны представляют и защищают свои подготовленные презентации. Капитаны соперников задают вопросы по защищаемой теме. Время выступления каждого капитана не более 5 минут.

Темы:


  • «Влияние курения на репродуктивную функцию мужчин и женщин»

  • «Бесплодие. Причины. Пути решения»

  • «Заболевания, передающиеся половым путем. Меры профилактики»

(максимальное количество баллов – 15)

Заключительный этап - Подведение итогов

Приложение 3


Иллюстративный материал (презентация).






Каталог: files -> main -> documents -> 2016
2016 -> Методическая разработка теоретического занятия
2016 -> Исследовательская работа «Профилактика и раннее выявление сколиоза у детей»
2016 -> Рабочая программа учебной дисциплины фармакология 2015 г г. Балашов
2016 -> Влияние образа жизни на репродуктивное здоровье подростков и молодежи Петрова Наталья Валерьевна
2016 -> Рабочая программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики 2016 г
2016 -> Склярова Светлана Владимировна
2016 -> Анализ ассортимента лекарственных препаратов йода в «Социальной аптеке» города Благовещенска
2016 -> Исследовательская работа уровень образования: базовый Специальность: Сестринское дело Квалификация: медицинский брат


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница