Республики молдова государственный унивеситет медицины и фармации им. Н. Тестемицану



страница1/25
Дата30.04.2016
Размер5.23 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕТ

МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ ИМ. Н.ТЕСТЕМИЦАНУ
М Е Д И Ц И Н С К А Я
П А Т О Ф И З И О Л О Г И Я


ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ

ТИПИЧЕСКИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Лекционный курс
Под. ред. проф. В.Лутан

Кишинев

2006

УДК 616-092 (075.8)

Рекомендовано к печати решением Центрального методического Совета

ГУМФ им. Н.Тестемицану (протокол N 5 от 6.03. 2002)
Авторы: В.Лутан, Т.Зорькина, В.Гафенку, С.Тодираш,

А.Вишневский, О.Галбур, К.Ханган


А.Робу

Рецензенты: доктор хабилитат медицинских наук, профессор


В.Вовк, доктор хабилитат медицинских наук, профессор
В подготовке к изданию учебника приняли участие студенты Государственного Университета медицины и фармации им. Н.Тестемицану:
А.Бондарев, О.Ворникова, Н.Капитан, В.Козак, Л.Куриная, И.Орлова, Т.Плешкан,

А.Пынзарь, И.Ткач, В.Флореа, О.Фомина, Е.Цивиренко, Л.Чеботарь
В лекционном курсе изложена общая характеристика патологической физиологии (определение, предмет, задачи и методы исследования), учение об общей этиологии, патогенезе и саногенезе, описание типических патологических процессов локализованных на уровне клетки, ткани, органов, систем и целостного организма (причины, патогенез, проявления и последствия).

Настоящий курс предназначен для студентов медицинских факультетов, аспирантов и врачей.



СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ ………………………………………………………….

1. Общая характеристика патологической физиологии (проф. В Лутан)……….

1.1. Определение патологической физиологии как науки и учебной дисциплины

1.2 Структура и составные части патологической физиологии …………………..

1.3. Задаси патологической физиологии ……………………………………………

1.4. Предмет и методы исследования патологической физиологии ………………

1.5. Место и роль патологической физиологии в процессе подготовки врачей ….



2. Общая этиология (проф. В Лутан) ………………………………………………………..

2.1. Характеристика причин болезней ……………………………………………

2.2. Характерстика условий необходимых для вознткновения болезней ………….



3. Общий патогенез (проф. В Лутан)……………………………………………………

3.1. Роль этиологического фактора в возникновении болезни. Повреждение как

материальный субстрат болезни ……………………………………………….

3.2. Роль патогенетических факторов в развитии болезни. Причинно-следственные

отношения в процессе развития болезни. Главное звено патогенеза. Порочный

круг …………………………………………………………………………………

3.3. Роль реактивности организма в поцессе возникновения и развития болезни …

4. Общая нозология (проф. В Лутан)………………………………………………………

4.1. Понятие о здоровьи и болезни ……………………………………………………

4.2. Классификация болезни …………………………………………………………..

4.3. Периоды развития болезни ……………………………………………………….

4.4. Структура болезни …………………………………………………………………

5. Общий саногенез (проф. В Лутан) ……………………………………………………….
ТИПИЧЕСКИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Клеточные типические патологические процессы

6. Клеточные повреждения (проф. В. Лутан, доц. А. Вишневский) ……………………….

6.1. Повреждения клеточной мембраны …………………………………………….

6.2. Повреждения клеточного ядра ……………………………………………………

6.3. Повреждения эндоплазматической сети …………………………………………

6.4. Повреждения митохонжрий …………………………………………………………

6.5. Повреждения лизосом ……………………………………………………………

6.6. Последстви и общие проявления клеточных повреждений …………………..

6.6.1. Энзимемия …………………………………………………………………

6.6.2. Гиперкалиемия ……………………………………………………………

6.6.3. Реакция острой фазы ………………………………………………………

6.6.4. Лихорадка (доц. Т.Зорькина) ……………………………………………

6.6.5. Стресс (доц. В.Гафенку) …………………………………………………..



7. Клеточные дисметаболизмы (дистрофии ) (проф. В. Лутан) ………………………………………………………..

8. Апоптоз (проф. В. Лутан) …………………………………………………………………………….

9. Некроз (проф. В. Лутан) ………………………………………………………………………………
ТКАНЕВЫЕ ТИПИЧЕСКИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

(проф. В. Лутан)

10. Клеточная дедифференциация …………………………………………………………….

11. Нарушения регенерации …………………………………………………………………

12. Гиперплазия. Гипертрофия ………………………………………………………………..

13. Атрофия ………………………………………………………………………………………

14. Склерозирование …………………………………………………………………………..
ОРГАННЫЕ ТИПИЧЕСКИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

15. Воспаление (проф. В. Лутан) ……………………………………………………………………..

15.1. Общая характеричтика воспаления ………………………………………………

15.2. Этиология воспаления …………………………………………………………….

15.3. Патогенез воспаления ……………………………………………………………..

15.3.1. Альтерация в очаге воспаления. Первичная и вторичная фльтерация .

15.3.2. Медиаторы воспаления ………………………………………………….

15.3.3. Сосудистые реакции в очаге воспаления ………………………………..

15.3.4. Экссудация в очаге воспаления ………………………………………….

15.3.5. Эмиграция лейкоцитов в очаге воспаления. Фагоцитоз ……………….

15.4. Пролиферация и регенерация в очаге воспаления ……………………………….

15.5. Взаимоотношения между воспалительным процессом и реактивностью

организма ……………………………………………………………………………

15.6. Общие изменения в организме при воспалении. Биологическая значимость

воспалительной реакции …………………………………………………………...


16. Аллергические патологические процессы (проф. В. Лутан) ………………………….

16.1. Общая характеристика аллергических реакций ………………………………….

16.2. Этиология аллергии. Характеристика аллергенов ………………………………

16.3. Патогенез аллергических реакций ………………………………………………..

16.3.1. Аллергические реакции I типа -------------------------------------------------

16.3.2. Аллергические реакции II типа ………………………………………….

16.3.3. Аллергические реакции III типа …………………………………………

16.3.4. Аллергические реакции V типа ………………………………………….

16.3.5. Аллергические реакции IV типа …………………………………………

16.4. Неспецифическая гиперчувствительность ……………………………………….

16.5. Аутоаллергические реакции ………………………………………………………
17. Расстройства регионального кровообращения (доц. О.Галбур) ……………………….

17.1. Артериальная гиперемия ………………………………………………………….

17.2. Венозная гиперемия ……………………………………………………………….

17.3. Ишемия ……………………………………………………………………………..

17.4. Эмболия …………………………………………………………………………….

17.5. Стаз крови ………………………………………………………………………….

17.6. Изменения реологических свщйств крови ………………………………………..

18. Нарушения транскапиллярного обмен, лимфогенеза и лимфодинамики

(доц. Т.Зорькина, доц. В.Гафенку) …………………………………………………………..

18.1. Регуляция капиллярно-интерстициального обмена ……………………………..

18.2. Регуляция лимфогенеза и лимфодинамики ……………………………………….

18.3. Нарушения капиллярно-интерстициального обмена …………………………….

18.3.1. Отеки ………………………………………………………………………

18.4. Нарушения лимфодинамики ………………………………………………………


ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
19. Общие нарушения обмена веществ (метаболтческие дисгомеостазы)

(проф. В.Лутан) ………………………………………………………………………………

19.1. Углеводные дисгомеостазы ………………………………………………………

19.1.1. Этиология нарушений обмена углеводов ……………………….

19.1.2. Гипогликемии ……………………………………………………………..

19.1.3. Гипергликемии ……………………………………………………………

19.1.4. Гиперкетонемии …………………………………………………………..

19.1.5. Галактоземия ……………………………………………………………...

19.1.6. Общие проявления нарушений обмена углеводов ……………………..

19.2. Липидные дисгомеостазы ………………………………………………………….

19.2.1. Этиология нарушения обмена липидов …………………………………

19.2.2. Гиперлипидемии ………………………………………………………….

19.2..3. Гиперхолестеринемия ……………………………………………………

19.2.4. Нарушения обмена липидов в органах ………………………………….

19.3. Белковые дисгомеостазы ………………………………………………………….

19.3.1. Этиология нарушений обмена белков ………………………………….

19.3.2. Белковые дисгомещстазы ……………………………………………….


20. Нарушения обмена электиролитов (электролитные дисгомеостазы)

(доц. Т.Зорькина, доц. В.Гафенку) ………………………………………………………….

20.1. Нарушения гоместаза натрия ………………………………………………………

20.2. Нарушения гоместаза калия ………………………………………………………..

20.3. Нарушения гоместаза кальция ……………………………………………………..

20.4. Нарушения гоместаза магния ……………………………………………………...

20.5. Нарушения гоместаза фосфатов …………………………………………………...

20.6. Нарушения гоместаза хлора ………………………………………………………..

21. Нарушения обмена воды (водные дисгоьеостазы) (доц. Т.Зорькина) ……………………

21.1. Изменения объема внутри- и внеклеточной жидкости …………………………..

21.1.1. Гипергидратация ………………………………………………………….

21.1.2. Дегидратация ……………………………………………………………..



22. Нарушения кислотно-щелочного состояния (доц. Т.Зорькина) ………………………..

22.1. Ацидозы …………………………………………………………………………….

22.2. Алкалозы ……………………………………………………………………………

23. Нарушения обеспечения кислородом (общие дизоксии)

(доц. С.Тодираш, доц. А. .Вишневский) ……………………………………………………..

23.1. Общие гипоксии ………………………………………………………………….....

23.2. Общие гипероксии ……………………………………………………………….....

24. Шок (проф. В. Лутан) ……………………………………………………………………….

25. Нарушения теплового обмена (доц. О.Галбур) …………………………………………

26. Смерть организма (доц. К.Ханган)……………………………………………………….

ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ

1.Общая характеристика патофизиологии


    1. Определение патофизиологии как науки и учебной дисциплины

    2. Структура и составные части патофизиологии

    3. Задачи патофизиологии

    4. Предмет и методы изучения. Метод патофизиологического эксперимента

    5. Место и значение патофизиологии в процессе подготовки врачей




    1. Определение патофизиологии как науки и учебной дисциплины.

Патологическая физиология – это фундаментальная медицинская наука и предклиническая дисциплина, изучаемая в процессе подготовки врачей. Патофизиология происходит из более общей и хронологически более ранней науки - патологии.

Патология (из греческого: pathos-страдания; logos-наука) - это наука, которая изучает общие закономерности происхождения, возникновения, развития и завершения патологических процессов и комплекс биохимических, морфологических и функциональных изменений на молекулярном, клеточном, органном, системном и организменном уровнях.

Патология - это интегративная наука, которая включает многие конкретные дисциплины: патобиохимию, морфопатологию, патофизиологию, генетику, микробиологию, клинические дисциплины.

Патология состоит из следующих разделов: теоретическая патология, общая патология, частная патология и клиническая патология.

Теоретическая патология - раздел патологии, который изучает в философском, биологическом и социальном аспектах общие закономерности происхождения, возникновения, развития и завершения болезни и определяет её суть. Другими словами, теоретическая патология изучает болезнь как философскую, биологическую и социальную категорию.

Общая патология - раздел патологии, синтетическая дисциплина, которая изучает общие закономерности происхождения, возникновения, развития и завершения типических патологических процессов. Соответственно общая патология может быть условно разделена на общую патобиохимию, общую морфопатологию и общую патофизиологию.

Частная патология – раздел патологии, синтетическая дисциплина, которая изучает общие закономерности происхождения, возникновения, развития и завершения типических патологических процессов, локализованных в каждой системе организма, а также биохимические, морфологические и функциональные изменения специфические для данных процессов. Соответственно частная патология может быть условно разделена на частную патобиохимию, частную морфопатологию, и частную патофизиологию.

Клиническая патология - раздел патологии, синтетическая дисциплина, которая изучает комплекс патологических процессов в органах и системах, характерных для каждой болезни (нозологической единицы) и клинические проявления.

Другими словами патобиохимия, морфопатология и патофизиология - это составные части патологии, симметричные ей и повторяющие её структуру, изучающие соответственно биохимические, морфологические или функциональные аспекты патологических процессов и болезней.

Название дисциплины «патологическая физиология» состоит из существительного физиология и прилагательного патологическая.

Физиология это теоретическая дисциплина, которая изучает процессы жизнедеятельности здорового организма - функционирование клеток, тканей, органов, систем и целостного здорового организма.

Патологическая физиология или функциональная патология изучает процессы жизнедеятельности больного организма - функционирование клеток, тканей, органов, систем и целостного больного организма.

Иными словами, наряду с другими дисциплинами перечисленными выше, патофизиология это составная часть патологии, которая изучает функциональные аспекты патологических процессов и болезней.





    1. Структура и составные части патофизиологии.

Так как патофизиология является компонентом патологии, она повторяет её структуру. Таким образом, структура и разделы патофизиологии симметрично соответствуют структуре патологии.

Патофизиология состоит из теоретической патофизиологии (общая нозология), общей патофизиологии (типические патологические процессы), частной патофизиологии (патофизиология систем больного организма) и клинической патофизиологии (патофизиологии больного организма).

Общая нозология (от греч. nozos-страдания; logos-наука), изучает общие закономерности происхождения болезни (общая этиология), общие закономерности развития болезни (общий патогенез), разрешения болезни (саногенез, танатогенез), а также структуру болезни (собственно нозология). Так же как и теоретическая патология, этот раздел изучается патофизиологией совместно с другими науками (философия, биология, социология).

Общая патофизиология изучает общие закономерности происхождения, возникновения, развития и разрешения типических патологических процессов, которые имеют общие сходные черты независимо от причин, их вызывавших, биологического вида животного, локализации процесса в различных органах. Общая патофизиология также изучает функциональные изменения происходящих при типических патологических процессах на субклеточном, клеточном, тканевом, органном уровнях.

В зависимости от локализации типические патологические процессы подразделяют на клеточные, тканевые, органные, системные и интегральные.

Типические патологические процессы представляют собой «азбуку» патологии, а их комбинация и особенности в зависимости от причины возникновения, специфических биологических и индивидуальных особенностей организма, от локализации в различных органах определяет единственный, неповторимый характер каждого случая болезни.

В качестве типических патологических процессов в клетках развиваются клеточные повреждения, клеточные дистрофии, клеточный некроз.

Развитие патологических процессов в клетках приводит к тканевым патологическим процессам – дедиференциации, атрофии, гипертрофии, гиперплазии и др.

Патологические процессы в органах включают нарушения регионарного кровообращения, воспаление, аллергические процессы, нарушения капиллярно-интерстициального обмена.

Интегральные типические патологические процессы проявляются нарушениями гомеостаза (метаболического, водного, электролитного, кислотно-основного, дизоксиями, недостаточностью жизненно важных органов, смертью организма).

Следует заметить, что типические патологические процессы исследуются патофизиологией совместно с другими медико-биологическими дисциплинами - морфопатологией, патобиохимией, генетикой, микробиологией и др.



Частная патофизиология изучает особенности появления, развития и завершения типических патологических процессов, локализованных в различных органах и системах организма и их функциональные проявления на субклеточном, клеточном, тканевом, органном и системном уровнях. Этот раздел изучает типические патологические процессы локализованные в центральной нервной истме, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной системах совместно с морфопатологией и биохимией.

Клиническая патофизиология изучает функциональные изменения на субклеточном, клеточном, тканевом, органном и системном уровнях при различных нозологических единицах (болезнях).
1.3. Задачи патофизиологии.

Задачами патофизиологии являются:



  • изучение общих закономерностей происхождения, возникновения, развития и завершения болезни как философской категории (общая нозология);

  • изучение общих закономерностей происхождения, возникновения, развития и разрешения типических патологических процессов (общая патофизиология);

  • изучение особенностей возникновения, развития, окончания ифункциональные проявления типических патологических процессов, локализованных в различных органах и системах организма (специальная патофизиология);

  • изучение функциональных изменений на субклеточном, клеточном, тканевом, органном, системном уровнях и в целостном организме при конкретных заболеваниях (клиническая патофизиология).




    1. Предмет и методы исследования патологической физиологии. Метод патофизиологического эксперимента.

Главным объектом изучения всех дисциплин, составляющих патологию, и патофизиологии в том числе, является больной организм. Хронологически с момента становления как экспериментальной дисциплины, главным предметом изучения патофизиологии были лабораторные животные. Исследования, выполненные на лабораторных животных, дали важную информацию о патологических процессах и экспериментальных болезнях, которые, будучи применены к человеческому организму, составили теоретическую основу экспериментальной патологии и терапии. В настоящее время, параллельно с внедрением в практику неинвазивных методов исследования, в центре испытаний всё чаще оказывается больной человек. Другими словами, можно утверждать, что предметом изучения современной патофизиологии являются как лабораторные животные с экспериментально воспроизведёнными патологическими процессами, так и человек, заболевший спонтанно определенной болезнью.

Для реализации упомянутых задач главным методом исследования патофизиологии был и остаётся патофизиологический эксперимент. Суть патофизиологического эксперимента состоит в воспроизведении, моделировании болезней человека на лабораторных животных. В настоящее время патофизиологические эксперименты выполняются на изолированных органах (сердце, желудок, мышцы и др.), клеточных культурах, изолированных клетках (нервных, мышечных, эндокринных), клеточных органеллах (митохондрии, лизосомы). Использование дополнительных методов исследования (биохимических, функциональных, гистологических, микробиологических, гематологических, иммунологических) позволяет получить важную информацию о патологических изменениях начиная с молекулярного уровня и заканчивая целостным организмом.

Патофизиологический эксперимент протекает в несколько этапов.

Первый этап подготовительный, в котором экспериментатор определяет цели и задачи эксперимента, формулирует вопросы, на которые хочет получить ответ. Второй этап включает выбор адекватной модели патологического процесса или болезни, которая максимально соответствует спонтанным процессам, встречающимся у людей. Также на этом этапе имеет место выбор методов исследования, соответствующих целям и задачам эксперимента. На третьем этапе формулируется алгоритм эксперимента, определяется последовательность манипуляций над объектом, функциональные показатели, которые должны быть зарегистрированы. На четвёртом этапе производится обработка информации полученной в эксперименте – расшифровка массива данных и их преобразование в приемлемые единицы, биометрия, которая позволяет выявить достоверность зарегистрированных изменений, корреляционный анализ, позволяющий проследить динамику процесса, интерпретация полученной информации, формулирование выводов. Затем должна быть выполнена самая важная задача, а именно перенос данных, полученных на лабораторных животных с искусственно смоделированной болезнью на больного человека, заболевшего спонтанно в обычных условиях. Этот перенос требует учёта биологических особенностей человека и использованного лабораторного животного, соответствие модели болезни с её природным прототипом, информативность и достоверность изученных показателей и.т.д. Только путём кропотливых и длительных исследований и сопоставления с наблюдениями над больным можно подтвердить или отрицать соответствие природного патологического процесса искусственному. Таким образом можно определить значимость результатов, полученных в эксперименте. Оснащение клинической медицины неинвазивными методами исследования, позволяющие углублённо и без вреда для человека изучать жизненные процессы на различных уровнях организации больного человеческого организма, составляет мощный арсенал для изучения патологических процессов непосредственно у человека и облегчает внедрение экспериментальных данных в практическую медицину.




    1. Значение и место патофизиологии в процессе подготовки врачей.

В процессе подготовки врачей преподавание патофизиологии в качестве предклинической дисциплины тесно увязано с преподаванием других дисциплин. Некоторые из этих дисциплин предшествуют патофизиологии, создавая теоретические предпосылки для изучения патологических процессов и болезней (гистология, биохимия, генетика, физиология, микробиология и другие). Другие дисциплины изучаются одновременно с патофизиологией, образуя общую патологию (морфопатология, патобихимия). Третья категория дисциплин, клинические, следуют за патофизиологией (внутренние, хирургические, инфекционные болезни и другие). Патофизиология является предклинической дисциплиной, которая формирует у будущих врачей научное мировоззрения о болезни, знакомит с типическими патологическими процессами, которые составляют базовые элементы болезней («азбуку» патологии), формирует элементы клинического мышления и подготавливает к освоению клинических дисциплин.

Начиная изучение патофизиологии, студент должен владеть информацией общебиологического и философского характера, касающейся сути болезни, которая является философской, биологической и социальной категорией. Для успешной деятельности врача необходимо следующее: знание основных закономерностей происхождения, возникновения, развития, разрешения наиболее распространённых типических патологических процессов и их функциональные проявления; знание основных патогенетических и саногенетических механизмов, функциональные изменения на клеточном, органном, системном и организменном уровнях при болезнях. Патофизиология формирует диалектический метод клинического мышления и оснащает студента некоторыми практическими навыками. К окончанию изучения курса патофизиологии студент должен уметь организовать патофизиологический эксперимент, аналитически описать и синтетически интегрировать результаты параклинических и лабораторных исследований (гемограммы, анализы мочи, желудочного и дуоденального сока, электрокардиограммы, спирограммы и др.). Реализация этих задач обеспечивает успешное усвоение последующих клинических дисциплин и формирование научного мировоззрения врача.


Каталог: wp-content -> blogs.dir
blogs.dir -> Реактивный артрит что является наиболее частым внесуставным проявлением при реактивном артрите
blogs.dir -> К экзаменам по хирургическим болезням для
blogs.dir -> Chirurgie generală cs. По какому принципу кровотечения классифицируют на «per diabrosis», «per rexin» и «per diapedesis»? a
blogs.dir -> Fam. Asteraceae (Compositae) Семейство Астровые 1100 родов, 20 000 видов Признаки для распознавания в поле
blogs.dir -> Пиелонефрит у детей
blogs.dir -> 2017 вопросы для госэкзаменов
blogs.dir -> K экзамену по Гинекологии и Акушерству для студентов 5 курса лечебного факультета гумф им. Н. Тестемицану на 2015-2016 учебный год
blogs.dir -> Функциональная анатомия половой системы Catedra de anatomie a omului


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница