Российская академия наук



Pdf просмотр
страница1/21
Дата12.09.2017
Размер5.1 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СОЦИОЛОГОВ







ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ






Москва
2012

УДК 316.346.3‒344.6
ББК 60.56‒59
З

Рецензенты Доктор экономических наук В.Д. Шапиро Доктор экономических наук И.Б. Назарова
Печатается по решению Ученого совета Института социологии РАН


Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. ИВ. Журавлева; З Институт социологии РАН. – МС В основе монографии лежит исследование, проведенное по единой методике в 8 городах РФ и 2 городах Белоруссии в 2009 году. Здоровье студентов изучается сточки зрения характера их самосохранительного поведения, удовлетворенности своим самочувствием, информированности об имеющихся заболеваниях и мерах их профилактики, отношения к платной и бесплатной медицине. Исследуется влияние на здоровье студенческой молодежи таких факторов, как качество питания, физические и умственные нагрузки, соблюдение гигиенических правил, стресс, наличие вредных привычек. В работе представлен ретроспективный анализ истории изучения студенческого здоровья в отечественной науке.
Монография предназначена для специалистов, занимающихся охраной здоровья студентов в сфере здравоохранения и образования, а также для всех, интересующихся проблемами социологии здоровья.
УДК 316.346.3‒344.6
ББК 60.56‒59
ISBN 978-5-89697-204-4
© Коллектив авторов, 2012
© Институт социологии РАН, 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Журавлева И.В
4 ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
5 1.1 Ретроспективный анализ исследования здоровья студентов
Ивахненко ГА, Журавлева ИВ.
5 1.2 Социальная политика в области охраны здоровья студентов
Журавлева ИВ.
14 1.3 Новые тенденции в отношении студентов к здоровью
Журавлева ИВ.
22 ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЮ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО
43 2.1 Самооценка здоровья студентов
Журавлева И.В.
44 2.2 Ценностные ориентации в достижении жизненного успеха
Журавлева И.В
50 2.3 Установки на здоровье и мотивы заботы о нем
Журавлева ИВ.
53 2.4 Факторы, влияющие на здоровье студентов
Журавлева И.В.
57 ГЛАВА 3. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РИСКИ В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ
62 3.1 Вторичная занятость и здоровье студентов
Иванова Л.Ю.
62 3.2 Питание отношение к качеству пищевых продуктов и избирательность их потребления
Иванова Л.Ю.
71 3.3 Употребление студентами психоактивных веществ
Ивахненко Г.
81 3.4 Эмоциональный стресс и его профилактика у студентов
Иванова Л.Ю.
90 3.5 Активность студентов в сфере физической культуры
Иванова Л.Ю.
97 3.6 Репродуктивное здоровье и контрацептивное поведение
Резникова Т.П.
101
ГЛАВА 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЯ, МЕДИЦИНСКАЯ АКТИВНОСТЬ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

111 4.1 Потребность в информации о здоровье и здоровый образ жизни
Иванова Л.Ю.
111 4.2 Медицинская активность и профилактика заболеваний
Иванова Л.Ю.
120 4.3 Удовлетворенность бесплатной медицинской помощью
Иванова Л.Ю.
129 4.4 Отношение к платным медицинским услугами работе различных медучреждений
Ивахненко ГА.
140 ГЛАВА 5. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ СТУДЕНТОВ
147 5.1 Состояние здоровья студентов Ульяновской области в контексте российских и региональных тенденций
Шиняева О.В.
147 5.2 Различные типы поведения студентов Мурманска в сфере здоровья
Ковалева А.А.
170 5.3 Отношение к здоровью студентов Чеченской Республики
Юсупова ММ.
177 5.4 Ценностный ресурс самосохранительного поведения студентов Хабаровска
Байков НМ, Березутский Ю.В., Халикова С.С.
188 5.5 Социальная политика по формированию у студентов ценности здоровья и стремления к здоровому образу жизни в Брянске
Болховитина Т.С., Карпенко Е.В.
196 5.6 Особенности отношения к здоровью белорусской молодежи.
Сурмач МЮ, Шушунова Т.
204 5.7 Сравнительный анализ отношения к здоровью столичных студентов ‒ Москвы и Минска
Ивахненко ГА.
218 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Журавлева И.В.
228 ПРИЛОЖЕНИЯ
230

Введение

4
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время все значимее становится роль высшей школы как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную личность с такими качествами и свойствами, как физическое и нравственное здоровье, социальная активность, ответственность и высокие эстетические идеалы. К сожалению, число проблем высшей школы растет пропорционально росту ее значимости. И одна и наиболее острых – здоровье молодых людей. Тенденции в этой сфере за последние десятилетия свидетельствуют непросто о снижении некоторых показателей, а о системном ухудшении, связанном как с организацией охраны здоровья студентов, таки с изменениями в их образе жизни. В тоже время социально-экономические и культурные преобразования в России привели и к некоторым совершенно новым тенденциям в отношении к собственному здоровью у молодежи. Что это за изменения, какова общая картина в целом, есть ли региональные различия в ситуации со здоровьем студентов ив чем они состоят На данные вопросы в той или иной степени мы попытались ответить, анализируя результаты масштабного социологического исследования Здоровье студентов, проведенного в 10 городах России и Белоруссии. Программа исследования, инструментарий, выборка и все необходимые инструкции разработаны в секторе социальных проблем здоровья Института социологии РАН коллективом в составе ИВ. Журавлева (руководитель исследования, Л.Ю. Иванова, ГА. Ивахненко, Т.П. Резникова. В регионах организовали и провели исследования Т.С. Болховитина, Е.В. Карпенко (Брянск, МЮ. Сурмач (Гродно, О.В. Шиняева (Ульяновск, ММ. Юсупова . (Грозный,
Н..Байков, Ю.В. Березутский, С.С. Халикова (Хабаровск, А.А. Ковалева Мурманск, Т.Н. Шушунова (Минск, С.С. Балабанов (Н.Новгород), Р.Р. Шинова Уфа. Участники проведения исследования в регионах стали авторами данной монографии.
Глава 1. Здоровье студентов как предмет изучения социологии

5
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
Состояние здоровья студентов как значимой социальной группы нашего общества
– это не только показатель существующего социально-экономического и общественного развития страны, но и важный индикатор будущего трудового, экономического, культурного, оборонного потенциала общества. Поэтому представлять сегодня, как формируется здоровье молодых людей, от каких факторов зависит и как на эти факторы воздействовать с целью получения позитивных результатов – чрезвычайно важная государственная задача. Традиционно состояние здоровья населения характеризуется системой демографических, статистических, комплексных (расчетных) показателей, определяющих особенности воспроизводства населения, его дееспособность, особенности адаптации к условиям окружающей среды. В последние десятилетия широко используются также социологические показатели при изучении здоровья студентов – это такие субъективные показатели, как самооценка здоровья, место здоровья в системе ценностей, особенности самосохранительного поведения.
1.1

Ретроспективный анализ исследования здоровья студентов
Студенчество как самостоятельная социальная группа возникло в Европе в XII веке одновременно с первыми университетами. С развитием капитализма растет социальная значимость студенчества. К XIX веку оно начинает играть заметную роль в общественной жизни разных стран. В отечественной философско-социологической литературе тема студенческой молодежи активно начала разрабатываться с х годов XX века. Различные аспекты этой проблемы – социальные источники пополнения студенчества, особенности различных профессиональных групп, высшая школа как канал социальной мобильности рассматривали исследователи АД. Дмитриев, Д.Л. Константиновский, ЮС. Колесников, ВТ. Лисовский, Б.К. Рубин, ЛЯ. Рубина, МН. Руткевич, Э.А.Саар, М.Х. Титма, ФР.
Филлипов и др. Но, несмотря на достаточно большое количество работ по этой теме, до настоящего времени в научной литературе нет единой точки зрения по поводу социологического определения студенчества. Его называют то социально демографической, то самостоятельной социальной группой, общественной группой, а иногда представляют как слой интеллигенции или прослойку. Так, ЛЯ. Рубина определяет студенчество как мобильную социальную группу, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве [1, с. 27]. Т.В. Ищенко акцентирует свое внимание на том, что студенчество является составной частью такой социально–демографической общности, как молодежь Студенчество – особая группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых ученых примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения [2, с. 43]. АН. Семашко подчеркивает, что студенчество обладает всеми необходимыми
Глава 1. Здоровье студентов как предмет изучения социологии

6 характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, которая выполняет в обществе определенные функции, объективно существует, детерминирует поведение членов группы, обладает определенной целостностью и самостоятельностью по отношению к другим социальным группам, специфическими социально- психологическими чертами и системой ценностей [3]. Как особую социальную группу студенчество рассматривают также НА. Агаджанян, АС. Власенко, А.В. Жарова [4; 5; 6].
В.А. Медики А.М. Осипов, выделяя студенчество как социальную группу, говорят о ее специфической позиции в обществе, которая сегодня особенно противоречива в ней высокий образовательный статус нередко сочетается с позицией лишнего человека
[7, с. 7]. НА. Безруких рассматривает студенчество сточки зрения профессионального будущего и придерживается мнения, что студенчество – это специфическая общность людей, организационно объединенных институтом профессионального образования и характеризующаяся сформированностью отношения к будущей профессии [8, с. 48]. Одна из наиболее значимых особенностей рассматриваемой группы, на которой исследователи часто останавливают свое внимание, – это студенческий возраст. Ученые рассматривают его как наиболее важный период для становления личностной позиции, включения в различные сферы социальной среды, выработки устойчивых способов поведения, овладения структурой будущей деятельности, усвоения новых для себя предписаний и норм, приобретения желаемой социальной роли [8, с. 47]. Однако единый взгляд насущность понятия студенческий возрасту исследователей отсутствует. Так, И.С. Кон при анализе студенческого возраста выделяет, прежде всего, социальный аспект. Он считает, что временные границы студенческого возраста совпадают со вторым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт [9]. Такого же мнения придерживаются Б.Г. Ананьев,
А.В. Дмитриев, ВТ. Лисовский. МИ. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, рассуждая о студенчестве и студенческом возрасте, выделяют в качестве основного психологический аспект. Согласно этим исследователям, его значение обусловлено тем фактом, что на развитие данной возрастной группы (студенчества) постоянное и устойчивое влияние оказывают познавательные мотивы, наличие которых значительно повышает активность студентов и эффективность процесса обучения [10, с. 32].
Приоритетность психофизиологического аспекта при анализе студенческого возраста утверждают М.Я. Виленский и СО. Авчинникова. Их мнение основывается на характеристике студенческой демографической группы как возраста пиков физиологических потенциалов организма [11]. Ряд исследователей выделяют и педагогический аспект, в связи стем, что обучение в профессиональной школе – это сложный этап в жизни молодого человека, имеющий свою ярко выраженную специфику и определенные организационные и психофизиологические сложности (Г.Н. Александров, СМ. Годник, НС. Козлов, ТА. Нечаева, ГМ. Сентова и др. В России систематически ведутся социологические исследования студенчества, которые охватывают широкий круг проблем, таких как социальная эффективность высшего образования, совершенствование воспитательной деятельности высшей школы, жизненные планы ее выпускников, социальная активность молодых специалистов, образ
Глава 1. Здоровье студентов как предмет изучения социологии

7 жизни студентов, модернизация и реформирование высшей школы, вторичная занятость студентов. Изучают социологии здоровье студенческой молодежи. Первые попытки изучения здоровья студентов были предприняты в конце XIX– начале XX веков, когда Ф.Ф. Эрисман, А.В. Мольков, ЭК. Розенталь исследовали состояние здоровья студентов и указывали на необходимость усиления внимания к вопросам гигиены в учебных заведениях [12]. Система медицинского диспансерного наблюдения студентов появилась в России в 1927 году, тогда же были сформулированы требования к медицинскому отбору абитуриентов. В созданном в 1933 году на Украине Институте здравоохранения студенчества и ученых началось изучение проблем рационализации учебного процесса в высших учебных заведениях с гигиенических позиций, организации медицинского обслуживания студентов. С целью развития международного сотрудничества в области медицины, школьной и университетской гигиены в 1959 году был создан Международный союз школьной и университетской гигиены [13]. Систематичность подобных исследований обеспечивала также созданная в м Московском медицинском институте им. ИМ. Сеченова в 1963 году Лаборатория проблем университетской гигиены, где началось планомерное изучение влияния условий обучения, питания и физического воспитания на здоровье и качество профессиональной подготовки лиц, обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях. Поданным Д.И. Кича и М.И. Паначиной, в социально-гигиенических исследованиях проблем студенческих коллективов в советский период выделяют три этапа. Первый относится км годам ХХ века и характеризуется созданием методических и организационных основ для исследований. Получен ряд данных о санитарно-бытовых условиях проживания студентов и разработаны определенные санитарно-оздоровительные мероприятия. В течение второго этапа (е годы) проводились исследования, направленные на установление стандартов физического развития студентов, бюджета их времени. Большинство работ, посвященных социально- гигиеническим исследованиям образа жизни, проблемам питания, заболеваемости студентов, приходится на е - первую половину х годов (третий этап. Тогда были заложены методические основы изучения студенческих коллективов и разработаны предложения по рациональной организации учебного процесса, оптимизации условий труда и быта студентов [14]. Сначала х годов начался четвертый этап исследований, который продолжается по настоящее время. Возрастает количество работ, посвященных изучению здоровья студентов, обучающихся по различным специальностям, факторов, обусловливающих то или иное состояние здоровья. Все значимые для здоровья факторы обычно делят на социально-гигиенические, медико-биологические и психологические. Основными по негативному воздействию из них являются нарушение режима дня, гигиенических требований к учебной и трудовой деятельности недостатки в организации питания недостаточная двигательная активность наличие вредных привычек неблагоприятный психологический климат в коллективах и семьях.
Глава 1. Здоровье студентов как предмет изучения социологии

8 Для студентов особое значение имеет процесс адаптации к студенческой жизни. Проведенными исследованиями (Т.Г. Малкова, СВ. Емельяненко) доказана значимость для успешности этого процесса таких условий, как регулярные занятия физической культурой соответствие организации труда и режима дня гигиеническим требованиям психологический комфорт во взаимоотношениях в коллективе и семье следование принципам рационального питания. Процесс адаптации, в частности, взаимосвязан с частотой заболеваний студентов. У студентов младших курсов по сравнению со старшекурсниками обнаружен более высокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Установлено влияние даже формы контроля над знаниями на здоровье студентов наиболее приемлемой для здоровья признана традиционная форма в виде устного экзамена с использованием билетов. Изучение образа жизни студентов и его влияния на функциональное состояние организма (Т.Ш. Миннибаев) привело к разработке мероприятий по оптимизации условий обучения и увеличению работоспособности студентов. Так, была обоснована гигиеническая модель среднесуточного бюджета времени студента, направленная на формирование здорового образа жизни и улучшение организации учебной деятельности. Были разработаны оптимальные функциональные размеры аудиторной мебели, обеспечивающие комфортные условия обучения студентов и, тем самым, повышающие их работоспособность. Одним из наиболее объективных критериев оценки состояния здоровья человека является уровень его физического развития. Поэтому актуальное направление в профилактической медицине - изучение физического развития различных групп населения. Первые отечественные классические статистические исследования такого рода были проведены под руководством Ф.Ф. Эрисмана. В 1887 году началось изучение того, как влияет обучение в учебных заведениях на физическое развитие учащихся. Первые стандарты физического развития студентов, разработанные сотрудниками лаборатории по научному контролю за физическим развитием при Государственном центральном институте физической культуры показали, что к окончанию института уменьшается количество студентов со средним уровнем физического развития, что более двух третей имеют дисгармоничное физическое развитие. Обнаружен более высокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Данные современных исследований подтверждают эти тенденции (Ж. П. Лабодаева). Вопросы питания студентов также были предметом пристального исследования. Примечательно, что еще в годах XIX века Русское общество охранения народного здравия выступило инициатором организации в Петербурге и Москве так называемых нормальных столовых для учащейся молодежи, в которых питание было основано на физиологических нормах [15]. Исследования продолжились ив последующие годы, вплоть до настоящего времени (И.П. Барченко, В.Г. Цуцкова, ГА. Абелян, О.В. Баранова и др. Изучение заболеваемости студентов (Мальковец МВ) показало, что первое место в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания, второе − заболевания нервной системы и органов чувств, третье − мочеполовой системы. На долю болезней органов пищеварения, костно-мышечной системы и соединительной ткани приходится
Глава 1. Здоровье студентов как предмет изучения социологии

9 приблизительно по 5%. Представленные данные согласуются с результатами исследований по изучению уровня заболеваемости студентов в других регионах страны
(О.Л.Васильева, С.В.Емельяненко, Н.А.Агаджанян). В последние годы появились определенные наработки, связанные с изучением проблем здоровья и здорового образа жизни в рамках образовательного процесса в вузах
– обсуждаются общие вопросы здоровья студенческой молодежи
(Н.Б. Абаскалова , НА. Агаджанян, ОП. Добромыслова, ГА. Кураев,
В.П. Лавриненко и др
– разрабатываются методические подходы к оценке уровня здоровья студентов
(Л.А. Дартау, С.Г. Крупская, Р.В. Майоров, Р.С. Низамутдинова, Е.Н. Чуян и др
– исследуется влияние различных факторов на формирование здоровья и здорового образа жизни студентов (Э.А. Диси, ТА. Иванова, В.Г. Николаев, АН. Пивоваров, Э.Н. Полякова, В.В. Пономарев, НА. Русина, А.Г. Щедрина и др
– ведется анализ распространения алкоголизма, наркомании, табакокурения в студенческой среде (Е.В. Аверина, А.А. Александров, В.Ю. Александрова,
А.В. Прохоров и др
- изучаются характер и уровень валеологических знаний студентов
(Ю.М. Политов, Ю.И. Ротанева, АС. Свердлина, ГС. Совенко и др
- анализируются особенности самосохранительного поведения студентов ИВ. Журавлева, ГА. Ивахненко, О.Ю. Малоземов, И.Б. Назарова). Новым направлением в исследовании здоровья студентов является изучение самосохранительного поведения. Начало ему было положено на Западе в х годах. В нашей стране термин «самосохранительное поведение впервые стал употреблять АИ. Антонов в конце х годов для описания готовности личности к сохранению собственной жизни и здоровья [16]. Комплексные теоретические и прикладные исследования самосохранительного поведения населения, осуществленные в 1980 году в МГУ и продолженные в Институте социологии РАН, позволили разработать концепцию и структуру самосохранительного поведения и сделать вывод о его универсальном характере, который проявляется в соотнесении со всеми сферами жизни данное поведение является компонентом репродуктивного, потребительского, курительного, алкогольного и прочих видов поведения. Самосохранительное поведение может быть позитивным, если оно направлено на сохранение и укрепление здоровья, и негативным, если разрушает здоровье личности [17]. Некоторые авторы для описания деятельности, направленной на поддержание, достижение и приумножение здоровья, используют такие синонимы термина
«самосохранительное поведение, как здравоохранительное поведение (М.Б. Волкова )
[18] и медицинская активность (Ю.П. Лисицын) [19]. Похожие социальные феномены рисковое и антирисковое поведение) изучены А.В. Решетниковым, С.А. Ефименко [20].
Самосохранительное поведение и отношение к здоровью подробно анализируются в работах ИВ. Журавлевой [21]. Немногочисленные исследования самосохранительного поведения студентов дают неутешительные результаты. Так, социологическое исследование Здоровье
Глава 1. Здоровье студентов как предмет изучения социологии

10 московских студентов, проводимое в режиме мониторинга с 2001 года сектором социальных проблем здоровья ИС РАН, выявило, что самосохранительное поведение опрошенных респондентов имеет пассивный характер, так как в сознании большинства студентов основными факторами, определяющими состояние их здоровья, являются внешние, те. объективные факторы – условия жизни, наследственность. Пагубная же роль в ухудшении здоровья человека субъективных факторов, таких как табакокурение, чрезмерное употребление алкоголя, наркомания, учащимися высшей школы недооценивается [22]. Анализ научных источников за последние 10–15 лет показал, что здоровье студентов – это недостаточно изученный аспект их жизни. И если исследования социальных факторов здоровья детей и подростков становятся более основательными и продуктивными, тов отношении здоровья молодежи и студенчества сохраняется дефицит информации, связанный с недостаточностью принятых в системе медицинской и ведомственной статистики показателей и ограниченностью исследовательских возможностей [7, c. 8–9]. Более того, заболеваемость молодых людей вообще и студенческой молодежи в частности имеет латентный характер и не поддается достоверному анализу, отсутствует единая система учета этого показателя. Помимо этого, сложно оценить истинное состояние здоровья абитуриентов потому, что существует проблема формального заполнения типовых медицинских справок [6, с. 9]. По мнению исследователей НА. Горбача, С.К. Крупской, Л.Д. Олифера,
Т.М. Резера, АО. Шепилова, исследования здоровья студентов носят фрагментарный характера данные официальной статистики по этой проблеме труднодоступны в силу организационных причини не отражают реальной картины [6, с. 4]. Можно еще добавить, что исследования здоровья студентов зачастую проводятся на базе одного региона или даже вуза и редко носят масштабный, репрезентативный характер. Подобная ситуация объясняется отсутствием у ученых, занимающихся этими вопросами, достаточных финансовых и исследовательских возможностей. Вместе стем в последнее время тема студенческого здоровья приобретает особую актуальность. Современная молодежь живет и развивается в эпоху социально- экономических перемени кризисных условий XXI века. Неблагополучное экономическое состояние нашей страны и ее политическая нестабильность спровоцировали рост асоциальных явлений в студенческой среде, таких как наркомания, курение, чрезмерное употребление алкоголя, заболеваемость СПИДом. Результаты исследований также показывают, что еще до поступления в вуз здоровье молодых людей ослаблено воздействием различных неблагоприятных факторов, ау имеются хронические заболевания [6, с. 9]. О быстром темпе опасных изменений в состоянии здоровья студенческой молодежи за период с го по 1990 год свидетельствует и длительный мониторинг проведенный под руководством И.Н. Полунина, ИВ. Филимонова, ТЮ. Щуровой (почти
20 тыс. единиц наблюдения. Он выявил неблагоприятную динамику число здоровых и практически здоровых уменьшилось за годы обучения на 25,9%, а хронически больных увеличилось нас. Исследованиями х годов зафиксирован особенно высокий уровень заболеваемости у студентов младших курсов. Показатель заболеваемости в различных вузах в этот период колебался от 650 до 1750 случаев в год
Глава 1. Здоровье студентов как предмет изучения социологии

11 на 1000 студентов. Вначале х годов существенных изменений в этой сфере не произошло. В структуре заболеваемости студентов на первом месте стояли болезни органов дыхания – 50–70%, последующие места занимали болезни нервной системы – органов чувств, желудочно-кишечного тракта и др. [5]. В конце х годов заболеваемость среди учащихся вузов колебалась от 200-700 до случаев в годна студентов. Поданным Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, этот показатель у студентов первого курса МИФИ был еще выше и составлял 3063,2 случая в годна студентов. В результате на одного практически здорового студента го курса приходилось хронически больных среди юношей и 1,01 среди девушек на ом курсе – соответственно 1,87 и 4,68 [23]. Аналогичные показатели были получены и при обследовании здоровья студентов в других регионах страны. Например, данные многочисленных обследований студентов Новгородского государственного университета, проведенные Центром профилактики медицины (руководитель – профессор Б.Б. Фишман), позволили утверждать, что на протяжении второй половины х годов происходило ухудшение показателей здоровья зачисленных в университет первокурсников. Повторные обследования студентов этого вуза, проведенные с интервалом в 2 года, подтвердили факт ухудшения здоровья в процессе обучения. На 13 факультетах НовГУ не оказалось ни одного студента с высоким уровнем здоровья. В среднем наличие хронических болезней среди студентов НовГУ отмечено у 46,7% девушек и у 35,7% юношей [7, с. 8–9]. В результате изучения динамики заболеваемости студентов, проведенного в 2004 году НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, было выявлено, что снижение уровня здоровья студентов от младших курсов к старшим происходит за счет увеличения числа лиц с хроническими заболеваниями. Особенно это касается девушек- студенток неблагоприятные тенденции связаны с дефицитом ночного сна, чрезмерной продолжительностью самоподготовки, низким уровнем двигательной активности, нарушениями режима питания [27, с. 217–219]. Специалисты отмечают также ежегодный рост числа учащихся вузов, занимающихся в специальных медицинских группах из-за ослабленного здоровья. Мониторинг Здоровье московских студентов, проведенный сектором социальных проблем здоровья Института социологии РАН в период с го по 2008 год (2363 респондента) также не показал положительной динамики. Выяснилось, что наиболее часто встречающиеся заболевания у студентов Москвы – это желудочно- кишечные (гастрит, колит, легочные и сердечно–сосудистые. Данные мониторинга также выявили устойчивый рост хроников в среде московских студентов. Выяснилось, что с го по 2008 год число учащихся высшей школы, страдающих различными хроническими заболеваниями, увеличилось на 10%. Причем старшекурсников среди них больше, чем студентов 1–2 курсов. Проведенный анализ обнаружил взаимосвязь наличия хронических недугов у студентов с уровнем их благосостояния. Так, в среднедоходной группе почти на 15% больше тех, кто здоров и ничем не болеет. Хронические заболевания в низкодоходных группах имеет каждый второй, а в среднедоходной группе – каждый третий респондент [24]. Исследователи обращают внимание на то, что заболеваемость студентов зависит от профиля высшего учебного заведения. Наиболее низкие показатели состояния здоровья
Глава 1. Здоровье студентов как предмет изучения социологии

12 были отмечены у студентов медицинских вузов. МЮ. Абросимова, Т.Г. Малкова,
В.Н. Рябова, Т.Н. Толстова и другие считают, что особенности организации учебного процесса в медицинских учебных заведениях, проявляющиеся в более высоких психоэмоциональных нагрузках, интенсивном режиме как аудиторной, таки самостоятельной работы во внеаудиторное время негативно сказываются на здоровье будущих медицинских работников [25]. Результаты этих и других исследований свидетельствуют о необходимости усиления внимания к проблеме охраны здоровья студентов, что предполагает более широкое использование здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса. Решение задачи здоровьесбережения в условиях современного вуза в основном обеспечивается 1) физкультурно-спортивной деятельностью 2) специальными дисциплинами, которые теоретически и практически смогут помочь студентам заботиться о своем здоровье (валеология, ОБЖ, социология здоровья, социология медицины, экология, практические занятия по оказанию первой медицинской помощи и др 3) психологическими методиками 4) рекреационными мероприятиями. Физическое воспитание воздействует на всестороннее развитие личности студентов потрем основным направлениям 1) приобщает студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями 2) обеспечивает необходимый уровень учебно- трудовой активности, который сохраняет и укрепляет здоровье 3) содействует развитию общественно значимых черт характера, социальной активности, оказывает положительное влияние на формирование духовного мира, нравственное и эстетическое развитие личности студента. Специальные дисциплины, предметом которых является здоровье и здоровый образ жизни, помогают студентам освоить необходимые правила, касающиеся личной гигиены, соблюдения режима сна и отдыха. Эти дисциплины призваны своевременно информировать о пагубности вредных привычек, о роли полноценного и правильного питания в формировании молодого организма и др. Помимо физического здоровья современный социум требует от выпускника вуза готовности вступить в самостоятельную профессиональную жизнь полноценной стрессоустойчивой личностью. И здесь необходим поиск инновационных технологий сохранения психического здоровья студентов. В качестве конкретных методов специалистами предлагаются индивидуальное консультирование психолога и психотерапевта, различные обучающие тренинги, организация службы дистанционного психологического консультирования студентов и кабинетов релаксации (аромотерапия, фитотерапия, музыкальная терапия и т. д) [26]. Ученые прогнозируют, что в ближайшие годы следует ждать еще большего усложнения обучающих систем в связи с переходом вузов на международные стандарты высшего образования в системе Единого европейского образовательного пространства. А значит, становится актуальным вопрос о восстановлении и создании вузовской рекреации в домах отдыха, санаториях, на курортах, в студенческих спортивных лагерях, где здоровье студентов будет восстанавливаться с помощью как традиционных способов, таки новых, требующих применения специальных методик (лечебный сон, аутотренинги, медитация и др.
Глава 1. Здоровье студентов как предмет изучения социологии

13 На сегодняшний день в стране существует достаточно обширная сеть лечебно- профилактических учреждений, где студенческая молодежь может получить медицинскую помощь. Эта сеть, помимо различных городских медучреждений, включает в себя вузовские, межвузовские здравпункты (фельдшерские и врачебные, поликлиники и объединенные больницы. Однако в таких ЛПУ не в полной мере учитывается специфика студенческого контингента, поэтому лечебно-оздоровительные и профилактические мероприятия, осуществляемые там, не всегда достигают поставленных целей. В частности, остро стоит проблема преемственности влечении и реабилитации больных между лечебно-профилактическими учреждениями [6, с. 19]. Ряд исследователей сходятся во мнении, что работу по преодолению негативных тенденций в динамике состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи, следует осуществлять преимущественно на стадии первичной профилактики, которая ориентирована на раннее выявление лиц с рискованным поведением и принятие мер по оздоровлению их образа жизни [27]. Нов связи с развитием рыночных отношений и переходом к обязательному медицинскому страхованию в последние годы отмечено снижение активности профилактической работы среди студентов. Реальным препятствием этому является то, что многие вузы не имеют своих внутри- и межвузовских поликлиник с необходимым набором специалистов и соответствующего лечебно-диагностического медицинского оборудования. Характеризуя эту ситуацию, А.В. Жарова, например, утверждает, что в стране по существу разрушена как система медицинской помощи студентам, таки система вузовских профилакториев. Не на должном уровне и диспансеризация студентов [6, c. 20]. Таким образом, можно отметить, что на сегодняшний день не выработано единого методологического подхода к вопросам организации медицинского обслуживания студенчества и недостаточно разработаны методические основы комплексного изучения здоровья обучаемых. С целью устранения этого пробела вузы самостоятельно внедряют собственные комплексные программы управления здоровьем студентов. Основываются такие программы на различных методиках. В частности, многие авторы отводят ведущее место мониторингу как систематическому контролю за состоянием здоровья индивида, среды, организацией и эффективностью оздоровительной работы (Д.Г. Дарчия и НИ. Макаров) [28]. Этим авторам принадлежат и первые наработки по применению компьютерных систем, используемых в мониторинге здоровья студентов. Разработку новых методов совершенствования здоровья студентов ведут многие вузы. Лаборатория проблем университетской гигиены при кафедре общественного здоровья и здравоохранения Московской медицинской академии им. ИМ. Сеченова в
2004 году начала осуществлять комплексную научную программу Интенсификация обучения и здоровье студентов с участием представителей других кафедр академии, а также Университета дружбы народов [6 с. 4]. Под руководством О.А. Науменко в том же
2004 году в Оренбургском госуниверситете была разработана модель управления здоровьем студентов, направленная на сохранение и укрепление здоровья здоровых, а также на раннее выявление и профилактику основных неинфекционных заболеваний у студентов группы риска [6, с. 23]. Е.В. Усова и Л.М. Качалова в основу стратегии программы Сохранение и укрепление здоровья студентов Современной гуманитарной академии (Москва) положили разработку и внедрение профилактических модулей,
Глава 1. Здоровье студентов как предмет изучения социологии

14 предназначенных для формирования у молодых людей мотивации на здоровый образ жизни [27]. Ю.М. Чуров основал медико-социальную службу планирования семьи для студентов на основе договора о деловом сотрудничестве между комитетом по делам молодежи администрации Тульской области, департаментом здравоохранения и ТулГУ
[6, с. 24]. Все региональные программы по укреплению и профилактике здоровья студентов имеют различную эффективность и нуждаются в объединении на основе единой общегосударственной методики, в которой были бы отражены основные научные подходы к формированию ответственности за здоровье молодого поколения, а также представлены научные разработки по стратегии и тактике сохранения и укрепления студенческого здоровья. Очевидно, что процесс объединения потребует определенной законодательной базы. В этом качестве может выступить Приказ Минобразования России
№176 от 19 октября 2001 года, связанный с разработкой комплексной программы Образование и здоровье. Неоценимую пользу в создании единой комплексной программы по сохранению здоровья российского студенчества могут также оказать основные принципы, заложенные в программе ВОЗ Здоровье для всех в XXI столетии. Среди наиболее приоритетных принципов реализации профилактических программ в этом документе отмечены формирование культуры здоровья, повышение ответственности за сохранение собственного здоровья, единство всей системы охраны здоровья независимо от территориальных и ведомственных разграничений.

Каталог: files -> File
File -> Лечебная физкультура
File -> Казьменко Артем Анатольевич
File -> Закон санкт-петербурга о льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга
File -> Галины Чулуевны Махаковой. Приветственное слово директора фгу нии урологии, профессора Олега Ивановича Аполихина. 10. 20 12. 00 Пленарное заседание
File -> Фамилия, имя: Денисенко Владислав Курс: 4 курс, специальность «Сестринское дело»
File -> Реферат по биологии Решение проблемы защиты комнатных растений от вредителей и возбудителей инфекционных заболеваний
File -> Реферат по биологии на тему:
File -> Показания к проведению коронарной ангиографии (каг)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница