Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р.
Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия: когнитивно-бихевиоральный подход. Пер. с англ. Общ. ред. — М.: Институт Гуманитарных Знаний, 1997. — 257 с.
Walen, S. R., DiGiuseppe, R., & Wessler, R. L. A practitioner's guide to rational-emotive therapy. New York: Oxford University Press, 1980.
Книга представляет собой практическое руководство по психотерапевтическому консультированию на основе бихевиорального и когнитивного подходов. Подробно освещены техники работы с иррациональными верованиями, поведенческими нарушениями, тревогой, неуверенностью, «трудными» клиентами и т.д. Приведен подробный разбор конкретных ситуаций. Данные методы просты для освоения и эффективны в работе, они могут использоваться самостоятельно или дополнять другие терапевтические подходы. Это руководство для тех, кто хочет работать действительно профессионально. Впервые на русском языке, для русскоязычных читателей.
© Уолен С, ДиГусепп Р., Уэсслер Р. 1980 (все авторские права сохранены)
Содержание 1
Введение 4
Глава 1. Основные принципы РЭПТ и как их излагать 6
Рационально-эмоционально-поведенческая теория 6
Мифы и заблуждения 8
Рационально-эмоционально-поведенческая философия 9
Эпистемология 9
Диалектика 9
Ценности 10
Этика 10
Ответственный гедонизм 11
Этический гуманизм 12
Рациональность как индивидуальная философия 12
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия 13
Модель АВС 13
Обучение пациентов тому, что внешние события не являются источником наших чувств. 14
Обучение пациентов тому, что другие люди не являются источником наших чувств 15
Преодоление возражений пациентов 16
Симптомный стресс 17
Расширение модели АВС 18
Глава 2. Терапевтическая стратегия: основные приемы проведения РЭПТ 18
Начало работы с пациентом 18
Выбор проблемы 23
Цели терапии 24
Глава 3. Работа над «А» 25
Распознавание «А» 25
Уточнение А 27
Излишние детали об «А» 27
Неопределенность в описании «А» 28
Слишком много «А» 29
Когда «А» вне компетенции психотерапевта 30
Когда «С» становятся «А» 31
Об изменении «А» 32
Глава 4. Работа над «С» 32
Устранение затруднений с «С» 33
Чувство вины по поводу «С» 33
Чувство стыда по поводу «С» 34
Слабый аффект или его отсутствие во время сеанса 34
Уплощённый или неадекватный аффект 34
Тягостные эмоции 34
Когда путают мысли с чувствами («В» и «С») 35
Затруднения описания 36
Дихотомическое мышление 36
Ошибочная самооценка эмоций 37
Непонятное описание эмоций 37
Отсутствие видимого дистресса 37
Эмоции во время сеанса 39
Решение изменить «С» 39
Учебные стенограммы 40
Глава 5. Работа над «С» 44
Слова и их значение 45
Основные иррациональные верования 46
Выявление «иВ» 51
Поиск «иВ» при определенных эмоциях 54
Другие рекомендации 55
Заключительное предостережение 56
Глава 6. Дискуссия: общие подходы 56
Когнитивная дискуссия 57
Образная дискуссия 59
Поведенческая дискуссия 61
Что важно знать о дискуссии 62
Схема дискуссии 64
Работа над «С» 65
Выявление наиболее важных иВ 65
Этапы 2 и 3 65
Допущение худшей альтернативы 66
Этап 4 66
Этап 1 66
Этап 5 66
Этап 6 67
Этап 7 67
Глава 7. Дискуссия: частные рекомендации 67
Обсуждение основных иррациональных концепций 67
Выражения долженствования 68
Я должен 69
Окружающие должны 71
Мир должен 72
Драматизация 73
Человеческая ценность 76
Потребности 80
Низкая фрустрационная толерантность 81
Глава 8. Дискуссия: проблемы и их решение 83
Преодоление затруднений в дискуссии 83
Трудные пациенты 85
Предостережения 88
Заключение 90
Глава 9. Поведение психотерапевта: расширение возможностей 95
Активно-директивный стиль 95
Лекция в сравнении с сократическим диалогом 96
Форма вопросов 98
Темп опроса 99
Удержание внимание пациента на проблеме 99
Избыточность 101
Стиль языка 101
Неприличные слова 102
Интонации 103
Молчание 103
Некоторые заключительные замечания 104
Ригидность привычек психотерапевта 104
Роль психотерапевта 105
Перенос и контрперенос 106
Завершение лечебного сеанса 108
Резюме: как избежать распространенных ошибок 108
Глава 10. Всеобъемлющая рационально-эмоционально-поведенческая терапия 109
Тренировка самоподдержки 110
Продолжение работы над «А» 112
Восприятие «А» 112
Изменение «А» 116
Тренировка самоутверждающего поведения 121
Как давать практические советы, помогающие изменить «А» 122
Глава 11. Домашние задания 124
Обоснование 124
Примеры домашней работы 125
Предписание чтения 125
Предписание слушания 126
Письменные задания 126
Задания с использованием воображения 128
Предписание наблюдения за мыслями 129
Предписание релаксации 129
Предписание действий 129
Преодоление проблем с домашними заданиями 132
Изменение роли психотерапевта 134
Глава 12. Курс терапии 134
Пример плана терапии 135
Продолжение терапии 137
Окончание терапии 138
Повторная иммунизация 139
Глава 13. Рациональный подход к консультированию по вопросам семьи и брака 140
Выяснение намерений супругов 142
Решение развестись 144
Неспособность принять решение в отношении брака 146
Улучшение отношений 147
Проблемы общения 149
Повышение удовольствия в браке 150
Улучшение сексуальной жизни 150
Резюме 151
Ответы на вопросы 151
Приложение 152
Содержание 153