Руководство по организации обучения дисциплине



страница1/6
Дата02.05.2016
Размер0.83 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ ТЮМГУ В Г. ТОБОЛЬСКЕ

Естественнонаучный факультет

Кафедра физики, математики и методик преподавания


УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________ ____________

подпись ФИО

«___» __________ 2014 г.

Учебно-методический комплекс дисциплины

«ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ»

Код и направление подготовки



050100.62 «Педагогическое образование»
Профиль подготовки

«Математика, информатика»
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная, 5 лет

Тобольск

2014

Содержание
Рабочая программа дисциплины …………………………………...…………………................. 3

Руководство по организации обучения дисциплине ………………………...………………...33

Приложения …………………………………………………………………………………….......34

Приложение 1. Лекционные материалы …………………………………………………………...34

Приложение 2. Практические занятия …………………………………………………………….40

2.1. Планы практических занятий ………………………………………………………..40

2.2. Методические указания к практическим занятиям………………………………... 41

Приложение 3. Лабораторный практикум..…………………………………..………………….... 43

Приложение 4. Самостоятельная работа студентов ………………………..………...…………. .43

4.1. Задания для самостоятельной работы……………………………………………..... 43

4.2. Методические указания к выполнению самостоятельной работы………………....45

Приложение 5. Контролирующие и оценочно-диагностические материалы по дисциплине…..48

5.1. Технологическая карта дисциплины………………………………………….…...…48

5.2. Тестовые задания для текущего контроля знаний по дисциплине………….…..... 55

5.3. Тестовые задания для итогового контроля знаний по дисциплине………….…... 55

5.4. Вопросы к зачету…. ………………………………………………………………..... 68


­­­­­­­­­

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ ТЮМГУ В Г. ТОБОЛЬСКЕ

Естественнонаучный факультет

Кафедра физики, математики и методик преподавания
Рабочая программа дисциплины

«ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ»

Код и направление подготовки



050100.62 «Педагогическое образование»
Профиль подготовки

«Математика, информатика»
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная, 5 лет

Тобольск 2014


Содержание
1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………………………..……5

2. Место дисциплины в структуре ОП ВПО………………………………………………………...5

3. Требования к результатам освоения дисциплины …………………………………………….... 5

4. Структура и содержание дисциплины………………………………..………………………….. 6

4.1. Структура дисциплины ……………………………………………………………………..…6

4.2. Содержание разделов дисциплины ………………………………………………………..… 6

5. Образовательные технологии ……………………………………………….……………….........7

6. Самостоятельная работа студентов………………………………………………….…….……...8

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства……………………..……..................9

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля ……………………………………….... 9

7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов…………………………………………………………………………………….11

7.3. Оценочные средства промежуточной аттестации ……………………………………….....15

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ………………………...30

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………………………….....33

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)................... 33

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины (модуля): формирование систематизированных знаний в области истории математики.

Задачи:

– изучение и анализ содержания эволюции математики, процесса возникновения ее методов, понятий и идей; истории зарождения и развития наиболее важных теорий;

– выявление многообразия связей математики с практическими потребностями и деятельностью людей, развитием других наук, влияния общественной и экономической жизни общества на содержание математики и характер ее развития;

– раскрытие исторической обусловленности логической структуры современной математики, взаимосвязи между ее отдельными частями;

– демонстрация значения и места математики и ее истории в системе наук и ее роли в развитии научного прогресса;

– подготовка к сознательному и глубокому усвоению математических дисциплин и грамотному использованию полученных знаний при анализе различных вопросов высшей и школьной математики.

– освещение некоторых задач школьной математики с точки зрения современной науки;

– доказательство необходимости тесной связи обучения математике в школе с историей ее развития;

– усвоение метода исторического подхода в обучении математике в школе.
2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата

Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части гуманитарного и социально- экономического цикла.

Приступая к изучению указанной дисциплины, студент должен овладеть основными математическими дисциплинами, входящими в вариативную часть профессионального цикла: «Математический анализ», «Алгебра», «Геометрия», «Теория чисел», «Информатика». В ходе изучения дисциплины происходит систематизация и обобщение знаний, полученных при освоении указанных математических курсов, реализуется профессиональная направленность образовательного процесса.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

– способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2)

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

– основные этапы развития математической науки, базовые закономерности взаимодействия математики с другими науками и искусством;



  • историю формирования и развития математических терминов, понятий и обозначений;

  • особенности современного состояния математической науки, место школьного курса математики в целостной системе математического знания;

уметь:

– критически и конструктивно анализировать, оценивать математические идеи и концепции;

– применять полученные исторические сведения в практической педагогической деятельности;

владеть:

– классическими положениями истории развития математической науки;

– хронологией основных событий истории математики и их связи с историей мировой культуры в целом;

– логикой развития математических методов и идей;

– технологией применения элементов истории математики для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), из них 83,7 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем.



4.1. Структура дисциплины
Таблица 1



Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

ПЗ

ЛБ

1

Введение. Зарождение математики.

Математика Древнего Египта, Вавилона, Древней Греции.

6

2

6



12

2

Математика Древнего Китая, Древней Индии. Математика Средней Азии и Ближнего Востока в древности и средние века.

6

4

6



12

3

Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения.

6

4

6



12

4

Математика XVII-IXX столетий.

6

4

6



12

5

Математика XX столетия. История информатики.

6

2

8



12




Контроль: зачет с оценкой



















Итого:




16

32




60


4.2. Содержание дисциплины
Таблица 2



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

Введение. Зарождение математики.

Математика Древнего Египта, Вавилона, Древней Греции.

Основные этапы развития математики. Значение историко-математических знаний для учителя.

Начальные математические знания. Формирование в Греции математики как дедуктивной науки.



2

Математика Древнего Китая, Древней Индии. Математика Средней Азии и Ближнего Востока в древности и средние века.

Развитие понятия числа, развитие геометрии, алгебры.

3

Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения.

Влияние арабской математики на развитие математики в Европе. Развитие математической символики. Дальнейшее развитие понятия числа.

4

Математика XVII-IXX столетий.

Научная революция Нового времени. Создание аналитической и проективной геометрии. Развитие дифференциального и интегрального исчислений.

5

Математика XX столетия.

История информатики.

Дальнейшее развитие основных математических дисциплин (арифметика, алгебра, геометрия, анализ). Возникновение новых математических теорий. Формирование крупных научных центров. Развитие математики в России.

Первые алгоритмы и счетные устройства. Вычислительная техника. Механические вычислительные машины. Программируемые машины. Релейные и аналоговые машины. Электронные вычислительные машины. Исследования в области теории информации




5. Образовательные технологии
Таблица 3




занятия



раздела

Тема занятия

Виды образовательных

технологий

Кол-во часов

1

I – VІ

1. Основные этапы развития математики. Значение историко-математических знаний для учителя.

Начальные математические знания. Формирование в Греции математики как дедуктивной науки.

2. Развитие понятия числа.


1. информационная лекция (традиционные образовательные технологии)

2. семинар-дискуссия

мультимедиа


2

6


2



I – VІ

1. Развитие понятия числа, развитие геометрии, алгебры

2. Три знаменитые задачи древности и их историческое значение для развития математики.

Создание алгебры в древности как науки об уравнениях. Развитие теории уравнений.


1. информационная лекция (традиционные образовательные технологии)

2. семинар-дискуссия

мультимедиа


4

8


3



I – VІ

1. Влияние арабской математики на развитие математики в Европе. Развитие математической символики. Дальнейшее развитие понятия числа.

2. Геометрические знания древности. Превращение геометрии в дедуктивную науку. Аксиоматический метод в математике. Математическая логика, ее возникновение, развитие и роль в вопросах оснований математики.

Создание аналитической геометрии. Создание неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевского. Я. Бойяи, К. Гаусс – творцы неевклидовой геометрии.


1. информационная лекция (традиционные образовательные технологии)

2. семинар-дискуссия

мультимедиа


4

6


4


I – VІ

1. Научная революция Нового времени. Создание аналитической и проективной геометрии. Развитие дифференциального и интегрального исчислений.

2. Интегральные и дифференциальные методы в математике.

Идея функциональной зависимости в математике древности, в средние века. Дальнейшее формирование понятия функции.


1. информационная лекция (традиционные образовательные технологии)

2. семинар-дискуссия

мультимедиа


4

6


5



I – VІ

1. Дальнейшее развитие основных математических дисциплин (арифметика, алгебра, геометрия, анализ). Возникновение новых математических теорий. Формирование крупных научных центров. Развитие математики в России.

2. Из истории отечественной математики (достижения и развитие отечественной математики). Выдающиеся представители отечественной математики.

3. Первые алгоритмы и счетные устройства. Вычислительная техника. Механические вычислительные машины.

4. Программируемые машины. Релейные и аналоговые машины. Электронные вычислительные машины.

5. Исследования в области теории информации



1. информационная лекция (традиционные образовательные технологии)

2. семинар-дискуссия

мультимедиа


2

6








Итого




48



6. Самостоятельная работа студентов

Таблица 4





Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

I

Введение. Зарождение математики.

Математика Древнего Египта, Вавилона, Древней Греции.

1. Математика Древней Индии.

2. Математика в Греции в эпоху поздней античности (I-III вв.).

3. Феодализм в Европе. Влияние арабской математики на развитие математики в Европе. Леонардо Пизанский.



1. Подготовка к практическим занятиям.

2. Подготовка докладов и презентаций к практическим занятиям.

3. Написание реферата по предложенной теме (семестровое задание).


4
4

4



II

Математика Древнего Китая, Древней Индии. Математика Средней Азии и Ближнего Востока в древности и средние века.

1. Подготовка к практическим занятиям.

2. Подготовка докладов и презентаций к практическим занятиям.

3. Написание реферата по предложенной теме (семестровое задание).


4
4

4



III

Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения.

1. Подготовка к практическим занятиям.

2. Подготовка докладов и презентаций к практическим занятиям.

3. Написание реферата по предложенной теме (семестровое задание).


4
4

4



IV

Математика XVII-IXX столетий.

1. Создание неевклидовой геометрии (Лобачевский, Бойяи, Гаусс).

2. Возникновение и развитие математической логики. Развитие формального аксиоматического метода (Д.Гильберт).


1. Подготовка к практическим занятиям.

2. Подготовка докладов и презентаций к практическим занятиям.

3. Написание реферата по предложенной теме (семестровое задание).


4
2

4



V

Математика XX столетия. История информатики

1. Подготовка к практическим занятиям.

2. Подготовка докладов и презентаций к практическим занятиям.

3. Написание реферата по предложенной теме (семестровое задание).


4
4

4




7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства
7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля
– входное тестирование

– опрос
Примерные задания для входного тестирования


1. Назовите имя и отчество Магницкого, автора первого учебника арифметики в России:

А) Михайло Васильевич; В) Леонтий Филиппович;

С) Владимир Модестович; D) Пафнутий Львович.
2. Площадь квадрата 25 см2. Сторону квадрата увеличили на 3 см. Найдите площадь полученного квадрата:

А) 28; В) 34; С) 64; D) 784.


3. Назовите, какое из данных римских чисел соответствует числу 84:

А) XXXLIV; В) LXXXIV; С) XXCVI; D) CXXXIV.


4. В ящике лежат перчатки трех цветов. Какое наименьшее количество перчаток нужно взять, не глядя, чтобы получить пару одного цвета?

А) 3; В) 4; С) 6; D) Невозможно ответить.


5. Назовите из перечисленных ниже методов обучения математике методы информатики:

А) логико-алгоритмический метод; В) наблюдение;

С) объяснительно-иллюстративный метод; D) аналогия.


6. Назовите страну, в которой впервые догадались писать нули в конце записи числа:

А) Египет; В) Китай; С) Индия; D) Вавилон.


7. Определите, какой из данных процессов не является познавательным:

А) внимание; В) представление; С) память; D) поведение.


8. Определите, к какой содержательно-методической линии школьного курса математики относится тема «Многочлены»:

А) «Числа и вычисления»; В) «Уравнения и неравенства»;



С) «Выражения и их преобразования»; D) «Функции и графики».
9. Назовите ученого, который со своими учениками и последователями образовал тайный союз, а узнавали друг друга по звездчатому пятиугольнику:

А) Архимед; В) Пифагор; С) Аристотель; D) Платон.


10. Назовите вид контроля, который не используется в школе:

А) текущий контроль; В) итоговый контроль;

С) тематический контроль; D) вступительный экзамен.
11. Назовите слово, которое по-гречески означает «натянутая тетива»:

А) катет; В) гипотенуза; С) хорда; D) проекция?


12. Определите, к какому времени относятся самые ранние, известные в настоящее время, математические тексты?

А) 5-4 тыс. до н.э.; В) 3-2 тыс. до н.э.;

С) VII-V в. до н.э.; D) II в. до н.э.
13. Определите, что лежит в основе уровневой дифференциации обучения:

А) уровни усвоения; В) уровни обучения;



С) уровни учебной деятельности; D) уровни решения задач.
14. Назовите задачи, которые не входят в типологию учебных задач на достижение развивающих целей обучения:

А) на формирование мировоззрения; В) на проверку памяти;

С) на тренировку мышления; D) на социализацию личности.
15. Определите, чем отличаются общеучебные приемы от специальных приемов учебной деятельности:

A) возможностью достижения целей;

B) количеством действий в составе приема;


Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница