С. А. Майзель Евреи в средневековой Германии



страница1/11
Дата26.04.2016
Размер2.24 Mb.
Просмотров203
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


С.А.Майзель

Евреи в средневековой Германии.

Зарождение немецкого антисемитизма

и еврейского характера.

Настоящий очерк написан не профессиональным историком, имеющим доступ к архивным материалам или археологическим данным, а обычным пенсионером-любителем, просто заинтересовавшимся этой темой. Понятно, что евреем. При этом историю европейского средневековья автор знает весьма посредственно, а иудаизм практически не знает вообще. Поэтому в настоящей работе нет, не только никаких новых открытий, фактов, и историй, но нет вообще никакой не известной профессионалам информации. По существу весь он представляет собой выборочный конспект нескольких русскоязычных печатных книг и сайтов, прочитанных автором на эту тему и приведенным им конце текста. Все что автор мог себе позволить в настоящем очерке, это некоторая трактовка известных фактов и событий. Не более того. При этом, поскольку при первоначальном составлении конспекта автор просто интересовался темой и периодически списывал с изучаемых им источников некоторые наиболее удачные отрывки без указания их авторства, то и в этот конспект попало немало таких отрывков, авторизовать которые впоследствии не удалось. Поэтому автор приносит свою благодарность истинным авторам этих отрывков, извинения за их столь некорректное использование и гарантирует, что при написании настоящего очерка у него полностью отсутствовали какие-либо личные финансовые или иные интересы. Он совершенно не претендует на указание собственного авторства при использовании кем бы то ни было приведенных в настоящем очерке материалов или мыслей. И более того, был бы искренне благодарен читателям за конструктивную критику настоящего очерка.

Санкт-Петербург

2014 г.

Оглавление.



  1. Немецкие евреи в раннем средневековье (497- 1095)………………………………….. 3

    1. Королевство Меровингов (497-753) …………………………………………………….3

    2. Евреи в королевстве Меровингов………………………………………………….….. 5

    3. Франкская империя Каролингов (751 - 843).……………………………………….…. 8

1.4. Евреи в империи Каролингов…………………………………………………………….10

1.5. Священная Римской империи во второй половине Х и XI веках……………….... 13

1.6. Евреи в Священной Римской империи во второй половине X и XI веках ……. 16

1.7. Еврейская община Центральной Европы в раннем средневековье….………….18

1.8. Антисемитизм раннего средневековья………………………………………………. 29

1.9. Духовная жизнь немецких евреев в раннем средневековье………………………32



2. Эпоха крестовых походов (1096-1291)……………………………………………………… 36

2.1. Социальный состав армии крестоносцев 1096 года...……..………..……………..36

2.2. Еврейские погромы 1096 года…………………………………………………………..37

2.3. Последствия еврейских погромов 1096 года……………………………………….. 39

2.4. Антисемитизма эпохи крестовых походов …………………………………………..40

2.4.1. Второй и последующие крестовые походы …………………………………..40

2.4.2. Разгул антисемитизма ………………………………………………………….. 42

2.4.3. Антисемитизм в соседних странах……………………………………………… 44

2.4.4. Экономический антисемитизм………………………………………………… 45

2.6. Духовная жизнь евреев эпохи крестовых походов………………………………….46

3. Немецкие евреи в позднем средневековье (XIV – середина XV века) ……………….. 48

3.1. Еврейские погромы XIV – XV веков……………………………………………………48



3.2. Антисемитизм позднего средневековья…………………………………………… . 52

3.2.1. Изгнание евреев из профессий в XIV-XV веков……………………………….52

3.2.2. Налоговый прессинг.……………………………………………………………. 53

3.2.3. Антисемитизм власть имущих………………………………………………… 55

3.2.4. Уличный антисемитизм масс………………………………………………….. 56

3.2.5.. Изгнание евреев из немецких городов……………………………………….. 57

3.3. Духовная жизнь немецких евреев в позднем средневековье ………………..…. 59

3.3.1. Еврейские мудрецы……………………………………………………………….59

3.3.2. Еврейское искусство ……………………………………………………………..61

3.4. Еврейская община Центральной Европы в позднем средневековье…………… 63

4. Заключение……………………………………………………………………………………… 66

5. Список использованной литературы……………………………………………………….. 71


.

Евреи образуют государство в государстве



Ф.Шиллер
Во всех углах и метрополиях

Заложник судеб мировых,

Еврей, живя в чужих историях,

Все время вляпывался в них.

И.Губерман.
1. Немецкие евреи в раннем средневековье (497- 1095г.).

1.1. Королевство Меровингов (497-753).

В отечественной исторической науке началом раннего средневековья считается период с 476 г., когда состоялось падение Рима. В Европе же в это время известно еще под другим названием - Великое переселение народов, которое охватило период с IV по VI века. В эти годы молодые варварские народы, германские и славянские, из глубины Средней и Восточной Европы переходят на юг и запад, перемешиваются с местными жителями и дают начало новым государствам, новым национальностям. Из германских народов в это время наиболее выделяются франки, основавшие тогда первую в варварской Европе сильную королевскую державу, Франкское государство. Произошло это в 497 году. А предварительно 25 декабря 496 г. состоялось его крещение с 3-хтысячной дружиной в Реймсе от руки святого Ремигия1. Поэтому в истории Германии началом средневековья обычно считают 497г., а его окончание второй половиной XV века, когда в Германии началось Возрождение и переход к капиталистическим отношениям.

Первые известия о франках относятся к III в. н. э. Происхождение этого племенного союза неясно. Очевидно, он образовался из остатков германских племен, занимавших тогда земли в дельте Рейна. Во второй половине IV века франкские племена постепенно распространили свои владения на весь нижний Рейн, вытеснив римлян сначала с земель позднейшей Фландрии, а затем, в V веке, распространивших свое влияние на весь средний Рейн с центром в Кельне. Одновременно франки переходят к активной экспансии на западе и захватывают земли алеманов (современная Швабия2) и почти всю Центральную Галлию (современная центральная Франция, Бельгия и Западная Швейцария), вытеснив из нее вестготов. В результате к концу V века, в 497 году, один из франкских военных вождей из рода Меровингов по имени Хлодвиг, объединил под своей властью все франкские земли, создав крупнейшее на тот момент европейское государство, принял христианство и провозгласил себя королем Хлодвигом I. Благодаря этому он получил поддержку галло-римской знати и духовенства. Столицей своего королевства в 1508 году он сделал Париж. С Хлодвига начинается так называемый «меровингский период» в истории Европы, который продлился с конца V века до конца VII века. И с него же начинается период истории, называемы средневековье. А более конкретно – раннее средневековье.

Уже при нем Франкское королевство занимало немецкие земли от реки Везер на востоке до западных границ современной Германии и далее на запад вплоть до Арденских гор в современной Бельгии. А также от берегов Северного моря на северо-западе до юго-западной германо-швейцарской границы и далее на швейцарские земли и земли центральной Франции примерно до берегов Луары.

Сразу после смерти Хлодвига по германской традиции его сыновья разделили между собой земли государства на 4 самостоятельных и независимых друг от друга государства, которые объединялись лишь для совместного завоевания дополнительных земель. В результате им удалось объединить свои усилия для совместных действий против бургундов, государство которых было покорено после затяжной войны в 520—530 годах и бескровно присоединить области будущего Прованса. Однако в остальные годы они вели между собой борьбу, в результате которой в 558 году вся Галлия объединилась под властью одного из братьев - Хлотаря I, владевшего ею до своей смерти в 561 году. Но и у него было четыре наследника, что привело к новому дроблению государства на четыре части. Теперь это были: Нейстрия3, Австразия4, Бургундия5 и Аквитания6.

Германская часть франкского государства входила в состав Австразии. Здесь жили самые разные племена (франки, вестготы, алеманны, фризы, кельты, западные саксы и прочие), которые находились на разной стадии развития, имели разные структуры власти и постоянно воевали друг с другом. Несмотря на то, что христианство во Франкском государстве было введено на стыке V и VI веков году, практически весь VI век большинство населения оставалось язычниками и находилось на стадии перехода от родовой общины к сельской, так называемой марке, основу которой составляла совместная собственность на землю. Во владении отдельных семей в марке имелись лишь небольшие наделы пахотной земли и сенокосов. Но полностью распоряжаться даже этими небольшими наделами земли они все равно не могли, поскольку частной собственности на землю тогда не существовало. Главной территориальной единицей здесь был сельский округ, включавший несколько марок; в округах и марках действовали собрания свободных франков, сохранявшие известные судебные и административные права. Во главе каждого округа стоял назначавшийся королем граф. Графам были переданы многие судебные дела, а также фискальные функции и право командования местным ополчением. Однако высшая законодательная, военная и исполнительная власть была сосредоточена в руках короля, правившего при помощи королевского двора.

Меровинги правили Франкским государством с 498 до 751 года. Все эти годы они вели как внутренние войны, так и завоевательные со своими соседями. Постепенно Меровинги сумели покорить значительные части земель современных Франции, Бельгии, Нидерландов, центральной Германии, Австрии Швейцарии, а также части Северной Италии, Южной Силезии, Баварии, Богемии и Моравии7. Свободными от франкского владычества в Германии оставались только земли ее восточной и северо-восточной частей. Ниже проведена карта государства франков в начале и конце правления Меровингов.


1228661631_derzhava
Рис 1. Государство франков в VI веке.
Однако все эти завоевания были сделаны детьми, внуками и правнуками Хлодвига I. Последними сильными королями Франкского королевства были его праправнук Хлотарь II (613-628), объединивший все три королевства франков и его сын Дагоберт (629-639), сумевший присоединить к своему королевству земли алеманнов8, совершить несколько походов в Италию, Испанию и славянские земли Центральной Европы и даже ненадолго захватил Бретань. Но для поддержки знати и духовенства Дагоберту приходилось раздавать земли, что исчерпало запасы государственного земельного фонда (фиска) и значительно ослабило возможности Меровингов по управлению страной.

После Дагоберта в истории Франкского государства наступил период “ленивых королей”, когда во главе государства оказывалось несколько поколений слабых правителей, и страной фактически управляли их майордомы9. Они заведовали доходами и расходами королевского двора, командовали стражей, выступали в качестве представителей королей перед знатью, что делало их реальными правителями. Оставалось только прийти такому майордому, который бы свою реальную власть узаконил юридически. И такой майордом нашелся. Майордом последнего франкского короля из рода Меровингов Хильдерика III (743-751) Пипин Короткий (751-768) сумел подавить внешних и внутренних врагов франкского государства и устранить юридически законного, но по существу фиктивного короля их рода Меровингов. Для этого он провел переговоры с римским папой Захарией, в результате которых в 751г. Хильдериг III был острижен в монахи и заключен в монастырь. А на королевском троне его сменил Пипин Короткий, который был помазан папой на власть и провозглашен королем Франкского королевства.

Государство Меровингов ещё в значительной мере было языческим. Христианизация не имела в нём статуса государственной политики, католическую веру распространяли добровольцы-миссионеры10, и влияние папы в государстве франков было незаметно. Однако Пипин это положение изменил. Когда в 753 году Папа Стефаний III, сменивший умершего Захарию, приехал к нему, Пипин в знак уважения к папе сам встретил его в трёх милях от города, сошёл с коня, встал перед Стефаном на колени. А потом он взял за узду его лошадь и некоторое время вёл её, исполняя обязанности конюха. В ответ на это Папа со своей стороны тоже оказал громадную услугу новой династии: 28 июля 754 года в церкви Сен-Дени была проведена вторая церемония коронации, в ходе которой был свершён обряд миропомазания над Пипином и его сыновьями. Таким образом, потомки Пипина стали вполне легальными и вполне добропорядочными христианами. Таким образом, начиная с середины VII века, духовная и светская власти в государстве франков нашли друг друга, поняли, что их объединяют общие интересы и они начали стараться находить общий язык. Другими словами, при Пипинидах реальная власть христианской церкви значительно усилилась, короли уже стали с ней считаться и использовать в своих интересах. А церковь – использовать в своих интересах королевскую власть.
1.2. Евреи в королевстве Меровингов.
Первые евреи появились на германских землях задолго до появления там франков, еще тогда, когда ими владели римляне, в I-III веках н.э. Документальные сведения о поселениях евреев в Германии содержатся в указах императора Константина Великого (321, 331 гг. н.э.) и относятся они к еврейской общине Кельна. Это были его декреты, облагавшие их тяжелыми податями. А живший в VI веке франкский историк и христианский епископ Григорий Турский (540-594) писал, что при нем евреи франкского государства были коммерсантами, землевладельцами, чиновниками, врачами и ремесленниками. И уже тогда, пишет Григорий Турский, христиане называли евреев “злым и вероломным народом”, что, однако, не мешало им поддерживать с евреями добрые отношения. Однако надежные данные о постоянных еврейских поселениях в основанных римлянами прирейнских городах имеются лишь с Х-XI веков.

Ниже приведены несколько примеров. Современные историки пишут, что около 917 г. в Майнц из Лукки (Италия) переселились несколько членов семьи Калонимос, основавших в Майнце иешиву. Ниже о нем будет сказано подробнее. В Вормсе сохранилось старейшее в Европе еврейское кладбище и синагога, построенная в 1034г., которая была разрушена нацистами в 1938 г., но восстановлена в 1961 г. Что касается Трира, то согласно археологическим данным, евреи посещали Трир уже в конце III в., а в VI в. вели здесь торговлю. Однако вопрос о существовании здесь в это время еврейской общины остается открытым. Первое достоверное свидетельство о присутствии евреев в Трире относится к 1066 г., когда архиепископ Эберхард, намеревавшийся изгнать их из города, внезапно умер во время церковной службы, и общину обвинили в его убийстве при помощи черной магии. Самое раннее свидетельство о жизни евреев в Праге относится к 970 г. Но евреи и раньше, видимо, проживали в городе в течение некоторого времени. Так еврейский путешественник Ибраhим ибн Яакуба из Тортосы (965 - 973) сообщает, что этот город был торговым центром, и среди пражских купцов упоминает евреев. Наконец, Регенсбург. Согласно преданию, бытующему по сей день у евреев Регенсбурга, их предки жили в городе еще до начала новой эры. Однако первые достоверные сообщения о евреях в Регенсбурге восходят к 981 г. и 1020 г. Так документально подтверждено, что не позднее 1028 г. в городе существовал еврейский квартал - согласно имеющимся источникам, первый в Германии. Он был отгорожен от остальной части города стеной с запиравшимися на ночь воротами и имел разветвленную систему подземных ходов (обнаруженаов ходе раскопок, проведенных в XVIII в.).

Приведенные данные документально подтверждают, что в первом тысячелетии новой эры евреи селились на северо-востоке современной Франции, юго-западе современной Германии вдоль западного берега Рейна, Мозеля и Майна, в Вормсе, Майнце, Трире, Кёльне и Шпеере, также в Лотаринги и даже в восточных городах - в Регенсбурге (Ратисбон) и Праге. Наконец, документы XI в. упоминают еврейские общины уже в южной Германии на берегах Дуная, а с XII века они появились на севере и востоке Германии: на берегах Эльбы, в районах современной германско-польской границы. Всю эту территорию евреи первое время называли “Аллеманией”, но уже в IX –X веках к ней начали применять библейское название “Ашкеназ”. Это наименование воспринималось ими как место расселения потомков Аскеназа, библейского сына Иафета и внука Ноя, родоначальников всех иудеев. Правда, сами себя ашкеназами немецкие евреи стали называть только спустя 2-3 столетия. Впоследствии евреи стали расселяться в Богемии, Австрии, Швейцарии и Чехии. Наконец в XIII – XIV веках евреи были в Польше, Волыни, Галиции, даже в Трансильвании11. Но XII - XIV века - это уже не раннее, а среднее средневековье.

Все эти общины12 были основаны выходцами из Центральной и Северной Италии, то есть из регионов, где евреи появились в годы Римской империи. А на север, в немецкие земли, их потомки пришли вместе с римскими легионерами. Эти общины были весьма невелики, в пределах нескольких десятков, максимум сотни, человек и подчинялись непосредственно первым лицам земли, на которой они жили (королям, герцогам13, графам14, епископам15). При этом они имели довольно широкую автономию, имели право проживать в любой части города и владеть недвижимостью, а Папа Лев VII запретил Фридриху, архиепископу Майнца (в 937–954 гг.), подвергать евреев насильственному крещению. Все это создавало иллюзию свободы.

Занимались обитатели еврейских общин в основном розничной или мелкооптовой торговлей. Известно, что иудеи тогда торговали солью, мясом, медикаментами, вином, химическими и красящими веществами. Кроме того многие занимались ростовщичеством и в меньшей степени медициной, фармацевтикой и ремесленничеством (плотники, красильщики тканей, прядильщицы, кузнецы, литейщики, кожевники, ювелиры, а также специфически еврейские профессии: резники, резчики по камню для изготовления надгробий, портные, меламеды16, моэли17 и т.п.). Правда, еврейские ремесленники обслуживали в основном своих же соплеменников, поскольку местное население видело в них конкурентов и препятствовало их работе. Совсем немногие занимались сельским хозяйством18. Но и они к VIII в. были практически вытеснены из этой области деятельности. Наконец, были среди евреев и музыканты и синагогальные служки. Кроме того, некоторые наиболее состоятельные евреи занималось международной торговлей, откупами19 и, возможно, ростовщичеством для высших персон. Но такого рода деятельность по понятной причине была доступна единицам.

Что касается языка внутреннего общения евреев то, идиша тогда еще не существовало. А что это был за язык, сегодня я сказать не могу. На каком языке они тогда говорили, я сказать не могу. Вероятно на языке языков народов, среди которых они жили, либо на смеси латыни и старого немецкого. Но это не более, чем предположение. А вот то, что все свои документы они писали на иврите, это документальный факт.

Наконец, что касается христианской веры. Вплоть до VI-VII веков немецкие евреи никаких административных притеснений, связанных со своей верой (иудаизм), не испытывали, поскольку окружающее их население в основном было языческое. А язычники были терпимы к любому вероисповеданию. Более того, они даже были восприимчивы к монотеизму. И поэтому вполне вероятно, что еще одним способом проникновения иудаизма в германские земли в те годы была иудизация местного населения. Во всяком случае, вплоть до середины V века европейские язычники (франки, вестготы, остготы, бургунды, лангобарды, бавары, тюринги и прочие) наряду с христианством активно принимали и иудаизм тоже. Однако по мере усиления мощи и влияния христианской церкви в Европе положение евреев там становилось все хуже и хуже.

Христианская церковь всегда стремилась скомпрометировать иудаизм в глазах населения и изолировать христиан от евреев. Так еще в 305г. региональный христианский собор в Эльвире (Испания) принял ряд законов, направленных на затруднение общения между христианами и иудеями. Христианам запрещались браки с иудеями, соблюдение субботы и приглашение евреев на благословение христианских полей. А что касается евреев, то им разрешалось держать рабов-христиан, но они не имели права покупать их. А затем в IV – V веках эти запреты были повторены и дополнены на многочисленных региональных соборах всего христианского мира20. Этими же решениями соборов иудеям запрещалось нанимать христианских кормилиц, рабочих и слуг. Шестой собор, который состоялся в 638 году, запретил христианам трапезничать и мыться в бане вместе с евреями, а также посещать врачей-евреев. Распространенным и ненавистным для евреев было стремление церкви принудить евреев к уплате десятины с земель, приобретенных у христиан, которые до продажи своей земли евреям платили церковную десятину. И это притом, что все евреи Центральной Европы не облагались специальным поземельным налогом. Евреям дополнительно запрещалось иметь у себя в рабстве христиан, запрещалось обращать своих рабов в иудаизм, запрещалось занимать общественные должности, а еврей, занявший общественный пост, должен был быть крещен. Наконец, важной проблемой для евреев стал запрет нанимать христиан для осуществления работ по дому по субботним дням.

Однако, христианская церковь в те годы решения принимать могла, но реальной власти еще не имела. Как указывалось выше, король Франкского государства Хлодвиг I принял христианство только в декабре 496 года и при этом насильно не заставлял креститься своих подданных. Поэтому в первые два века раннего средневековья (VI-VII) христианство в Центральной Европе хоть и было государственной религией, но всеобщей не было. Основная масса населения Центральной Европы в эти годы еще не была охвачена христианским учением, и влияние христианской церкви на местное население в VI-VII веках было не велико. Более того, крестьянские общины практически во всех регионах страны (баварцы, тюринги, алеманы, саксы, фризы, авары и т.п.) сохраняли язычество и упорно сопротивлялись наступлению на них христиан - феодалов. Это, в частности, находило выражение в многочисленных крестьянских восстаниях, которые продолжались вплоть до VIII-IX и даже X веков. К тому же в эти годы в Европе было много незанятых земель, куда крестьяне всегда могли уйти от наступавших на общину феодалов и продолжать поклоняться своим языческим богам. А раз так, то церковные эдикты в эти годы носили скорее декларативный характер, поскольку они поддерживалась только малой частью населения. Кроме того, мне трудно себе представить, как христианский собор мог хоть что-то запретить еврею.

Справедливости ради надо сказать, что и иудеи тоже не приветствовали общение евреев с христианами. Иудаизм вообще с момента своего возникновения предусматривал огромное количество количество запретов, в том числе смешанные браки, совместные трапезы и т.п. В этом рекомендации христиан и иудеев совпадали. Однако евреи не имели никакой власти, и их влиянии определялось только тем, что они еще с древних времен умели находить общий язык со светской властью благодаря неслабым подношениям, всевозможным подаркам, льготным кредитам и т.п. Сегодня это называется взятками. А поскольку христианство в VI –VII веках еще не очень укрепилось в этих землях и реально стало укрепляться только в VIII веке, то решения христианских соборов тогда еще не были обязательны для исполнения светской властью. Поэтому евреи в те годы еще не испытывали государственного и народного антисемитизма. И вплоть до IX века включительно процветающих коммерсантов, купцов, врачей, ремесленников и даже землевладельцев и крестьян среди немецких евреев по-прежнему оставалось достаточно много. Были среди них и купцы - путешественники, владеющие восточными языками (арабским, персидским, греческим), ведущие торговлю с этими странами. Эти купцы имели в них своих представителей и даже лиц, приближенных не только к местным правителям (герцогам, графам, баронам), но и к самому королю. И в течение всех этих лет, евреи продолжали, не испытывая серьезного антисемитизма, жить на земле франкского государства, которое занимало в те годы огромную территорию.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал