С. И. Георгиевского Кафедра Педиатрии с курсом инфекционных болезней. Методические разработки



Дата29.04.2016
Размер200 Kb.
Просмотров23
Скачиваний0
Крымский государственный медицинский университет им. С. И. Георгиевского


Кафедра

Педиатрии с курсом инфекционных болезней.


3.3. Методические разработки по учебным занятиям
для студентов:




УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой




Лагунова Н.В., профессор, д.м.н.

(Ф.И.О., звание)




(подпись)

«29» августа 2014 г.



Тема:

Асфиксия новорожденных. Родовая травма.


Дисциплина:

«Педиатрия с детскими инфекционными болезнями и фтизиатрией»




Факультет:

II медицинский




Курс:

5

Семестр:

9-10

Специальность:

Педиатрия



Куратор темы:

Трофимова И.А., доц., к.мед.н. 29.08.2014

(Ф.И.О., должность, подпись, дата)

г. Симферополь



  1. Актуальность темы.

2/3 заболеваний нервной системы у детей происходят из перинатального периода. Перечень психоневрологических расстройств, связанных с гипоксическими и травматическими повреждениями нервной системы чрезвычайно широк, сопровождается умственной недостаточностью, судорогами, двигательными и другими расстройствами. Знания и умения в области профилактики, диагностики и лечения гипоксических и травматических повреждений нервной системы у новорожденных позволят снизить летальность, заболеваемость и повысить качество жизни.


  1. Цель обучения.

Овладеть современными знаниями в диагностике, лечении и профилактике перинатальных повреждений ЦНС.


    1. Учебно-целевые задачи:




1. Усвоить анамнестические особенности, клинические проявления, лабораторную и инструментальную диагностику гипоксических и травматических повреждений нервной системы новорожденного.

2. Научиться диагностировать гипоксические и травматические повреждения нервной системы новорожденного, формулировать диагноз согласно принятой классификации.

3. Проводить дифференциальный диагноз гипоксических и травматических повреждений нервной системы новорожденного.

4. Усвоить принципы лечения гипоксических и травматических повреждений в острый и восстановительный период (в т.ч. реанимацию новорожденных в родильном зале, методы реабилитация детей, перенесших внутриутробную гипоксию).








  1. Восстановление базисных знаний по ранее изученным темам и дисциплинам.




Дисциплина

Студент должен знать

Студент должен уметь

Патологическая физиология

Патогенез острой и хронической гипоксии плода




Патологическая анатомия

Патологическую анатомию острой и хронической гипоксии




Акушерство

Причины острой и хронической гипоксии плода;

Клинико-инструментальное подтверждение внутриутробной гипоксии;

Травматические для плода акушерские ситуации


Диагностировать острую и хроническую гипоксию плода;

Прогнозировать патологию у новорожденного в зависимости от акушерской ситуации.



Пропедевтика детских болезней


Физиологические рефлексы новорожденного, методику клинического обследования новорожденного


Оценить физиологические рефлексы новорожденного, мышечный тонус, определить размеры родничков, измерить окружность головы и груди, провести клиническое обследование новорожденного, в т.ч. выявить общемозговые и очаговые неврологические расстройства

Неврология

Нейрохирургия

ЭХОЭГ, ЭХОЭС, НСГ, компьютерную томографию


Дать характеристику изменений при перечисленных методах исследования


Рентгенология


Рентгенологическую картину при костных травматических повреждениях


Описать рентгенологические изменения при родовой травме


Физиотерапия

Физиотерапевтические методы лечения

Назначить соответствующую физиотерапию в восстановительном периоде.


Фармакология

Препараты для лечения гипоксических травматических повреждений нервной системы.

Назначить соответствующее лечение в зависимости от вида гипоксических и травматических повреждений и стадии процесса






  1. Программа самостоятельной подготовки.




№ п/п

Учебные задания

Конкретизация заданий

  1. 1

Собрать анамнез, уметь оценить течение беременности и родов

Выяснить генитальные и экстрагенитальные заболевания матери, течение беременности (заболевания во время беременности, токсикоз, анемия, угроза прерывания и т.д.), течение родов (положение плода, длительность родов, безводный период и состояние околоплодных вод, акушерская помощь), оценку по шкале Апгар, динамику состояния ребенка.



Провести осмотр новорожденного

Оценить общее состояние, реакцию на осмотр, состояние родничков и швов, состояние черепно-мозговых нервов, физиологические рефлексы и мышечный тонус, физикальные данные.

3.

Интерпретация лабораторных данных и результатов специальных методов исследования

Общий анализ крови, ионограмма, нейросонография, эхоэнцефалоскопия, рентгенограмма черепа и шейного отдела позвоночника в 2-х проекциях, компьютерная томография.

4.

Поставить диагноз

Учитывая анамнез, объективные данные и дополнительные методы исследования поставить диагноз повреждения нервной системы.

5.

Провести дифференциальный диагноз

Уметь провести дифференциальный диагноз гипоксических и травматических повреждений между собой, а также с внутриутробной инфекцией, врожденными аномалиями развития нервной системы и т.д.

6.

Определить тактику ведения

Назначить лечение в острый и восстановительный период.




  1. Алгоритм практической работы студентов.




Первый этап

Собрать анамнез, провести осмотр, проанализировать данные дополнительных методов исследования

Второй этап

Диагностировать гипоксические и травматические повреждения нервной системы новорожденного. Провести диф.диагноз

Третий этап

Назначить лечение и прогнозировать результат заболевания



  1. Тесты, ситуационные задачи, вопросы.

Вопросы для самоподготовки и текущего контроля.

      1. Каковы основные причины развития хронической внутриутробной гипоксии плода?

      2. Перечислите звенья патогенеза хронической гипоксии плода.

      3. Какие методы пренатальной диагностики хронической внутриутробной гипоксии плода вы знаете?

      4. Каковы методы коррекции хронической внутриутробной гипоксии?

      5. Назовите причинные факторы развития острой внутриутробной гипоксии.

      6. Шкала Апгар.

      7. Какова клиника острого периода гипоксии?

      8. Какие диагностические мероприятия необходимо провести для подтверждения острой внутриутробной гипоксии плода?

      9. Какова клиника и диагностика восстановительного периода гипоксии?

      10. Перечислите осложнения после перенесенной гипоксии.

      11. Какие инструментальные методы необходимы для диагностики и реабилитации детей, перенесших внутриутробную гипоксию?

      12. Какие реанимационные мероприятия необходимо провести в остром периоде гипоксии?

      13. Каковы лечебные мероприятия в остром периоде?

      14. Какое лечение проводится в восстановительном периоде?

      15. Каковы особенности наблюдения за детьми в восстановительном периоде.

      16. Перечислите основные моменты реанимационных мероприятий, проводимых в родильном зале.

16.Каковы причины развития интра- и перивентрикулярных кровоизлияний?

  1. Какие степени интра- и перивентрикулярных кровоизлияний вам известны?

  2. Что входит в понятие перивентрикулярной лейкомаляции?

  3. Какие фазы развития перивентрикулярной лейкомаляции вы знаете?

  4. Какие диагностические мероприятия необходимо провести при подозрении на интра- и преривентрикулярные кровоизлияния и перивентрикулярную лейкомаляцию?

  5. Какие лечебные мероприятия проводятся в остром и восстановительном периодах при интра- и перивентрикулярных кровоизлияниях?

  6. Перечислите показания к хирургической коррекции.

  7. Понятие «родовая травма».

  8. Какова этиология и основные патогенетические механизмы развития родовых травм?

  9. Классификация родовых травм.

  10. Травмы мягких тканей.

  11. Кефалогематома, клиника, дифдиагноз, лечение, осложнения.

  12. Каковы клинические проявления внутричерепной родовой травмы?

  13. Каковы лечебные мероприятия при внутричерепной родовой травме? Показания к хирургической коррекции.

  14. В чем особенности клиники родовой травмы спинного мозга?

  15. Какие лечебные мероприятия необходимо проводить при травмах спинного мозга?

  16. С какими патологическими состояниями необходимо дифференцировать травму спинного мозга?

  17. Каковы основные клинические проявления родовых травм периферической нервной системы?

  18. Перечислите лечебные мероприятия, назначаемые при родовых травмах периферической нервной системы.


Тесты:
1. У ребенка 3-х недельного возраста с симптомами повышенного нервно-рефлекторного возбуждения окружность головы составляет 37 см, размеры большого родничка 2x2 см. Ребёнок срыгивает после кормления малыми порциями молока, стул нормальный по объёму и составу. Мышечный тонус в норме.

Какой диагноз наиболее вероятен?

#1=Менингит

#2=Пилоростеноз

#3=Пилороспазм

#4=Микроцефалия

#5=Краниостеноз
2. После рождения ребёнок бледен, имеет аритмичное дыхание, которое не улучшается

на фоне оксигенотерапии. Пульс слабый и быстрый, артериальное давление трудно

измерить. Отёков нет. Какая наиболее вероятная причина этих симптомов?

#1=Внутриутробная пневмония

#2=Застойная сердечная недостаточность

#3=Внутричерепное кровоизлияние

#4=Внутриутробный сепсис

#5=Асфиксия


3. У новорожденного, родившегося в результате стремительных родов, наблюдается парез мышц кисти. Хватательный рефлекс отсутствует, не удаётся вызвать ладонно-ротовой рефлекс. Чувствительность кисти отсутствует. Какой наиболее вероятный диагноз?

А. Парез Дежерин-Клюмпке

В. Парез мышц

С. Синдром Горнера-Бернара

D. Тотальное поражение плечевого сплетения

Е. Парез Дюшенна-Эрба
4. Доношенный новорожденный с массой тела 4500 г родился в асфиксии с оценкой по шкале Апгар 4-6 баллов. В родах затруднённое выведение плечевого пояса. В неврологическом статусе общемозговые расстройства, обнаружен тотальный верхний вялый парез - рука атоничная, пронирована, не вызываются рефлексы - хватательный, Бабкина, Моро. Укажите сегменты поражения спинного мозга:

А. Сv – Th1

В. Тhv1 - Тhv11

С. Тh1- Тhv

D. С1 - С11

Е. С111- С1v


5. Ребенок от первой беременности, срочных родов, с массой тела 4000 г, длиной 57см. При рождении реакция на осмотр отсутствует. Диффузный цианоз. ЧСС – 80 /мин. Определите объем реанимационных мероприятий:

А. Заинтубировать ребенка и начать ИВЛ

В. Провести тактильную стимуляцию

С. Ввести налоксон

D. Дать 100% кислород

Е. Начать ИВЛ с помощью маски


6. Ребенок родился в срок, доношенный. После родов неонатолог обратил внимание на укорочение и наружную ротацию нижней конечности. При клиническом обследовании положительный симптом Маркса-Ортолани, симптом неисчезающего пульса, на внутренней поверхности бедра дополнительные кожные складки.

Какой наиболее вероятный диагноз?

А. Врожденный вывих бедра

В. Варусная деформация шейки бедра

С. Дисплазия тазобедренного сустава

D. Перелом шейки бедра

Е. Перелом диафиза бедра

7. У новорожденного ребенка левая рука разогнута во всех суставах, лежит вдоль туловища. Пронирована в предплечье. Активные движения в локтевом суставе отсутствуют. В плечевом суставе - сохранены. Кисть уплощена. Атрофирована. Холодная на ощупь. Пассивно свисает. Хватательный и ладонно-ротовой рефлексы на больной стороне отсутствуют. Показатели гемограммы соответствуют норме.

Установите наиболее вероятный диагноз:

А. Тотальный акушерский паралич

В. Нижний дистальный акушерский паралич

С. Проксимальный акушерский паралич

D. Остиомиелит

Е. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия



Ситуационная ЗАДАЧА № 1


Ребенок К., 26 дней. Из анамнеза известно, что ребенок от 1 беременности. Матери 16 лет. Мать курит. Беременность протекала на фоне токсикоза 1 и 2 половины, угрозы прерывания беременности. В сроке гестации 29 недель развилась отслойка плаценты. Родоразрешение путем операции кесарева сечения. Масса тела при рождении 1054 г. Оценка по шкале Апгар 2 – 5 баллов. В родильном зале проводились реанимационные мероприятия, включающие ИВЛ с помощью дыхательного мешка и маски со 100% кислородом. В первые сутки жизни у ребенка отмечалась клиническая картина респираторного дистресс-синдрома, неврологическая симптоматика в виде синдрома возбуждения, судорожного синдрома. На фоне проводимой респираторной терапии (ИВЛ в течение 10 дней), заместительной сурфактантной терапии дыхательная недостаточность компенсировна. С 11 суток жизни на самостоятельном дыхании. В неврологическом статусе появился синдром общемозгового угнетения. Окружность головы за 25 дней увеличилась на 6 см. Передний родничок 3х4 см, швы черепа открыты. Малый и боковые роднички открыты. Произведена компьютерная томография головного мозга.


  1. Прокомментируйте анамнез.

  2. Выделите ведущие синдромы и патогенетически их обоснуйте.

  3. Поставьте предварительный диагноз.

  4. Оцените результаты компьютерной томографии головного мозга.

  5. Поставьте окончательный диагноз.

  6. План лечения.

  7. Прогноз.



Ситуационная ЗАДАЧА № 2


Ребенок П., 1-е сутки жизни. Из анамнеза известно, что ребенок от 1 беременности, протекавшей с угрозой прерывания, 1 преждевременных родов в сроке гестации 36 недель. Роды в тазовом предлежании с запрокидыванием ручек. Проводилось пособие по Цовьянову. После рождения ребенок беспокоен, болезненный крик, щадит левую руку. При движениях левой верхней конечности голосовое и двигательное беспокойство усиливается. Произведена ретгенография левой верхней конечности.

Задание:


  1. Прокомментируйте анамнез.

  2. Выделите синдромокомплекс и патогенетически его обоснуйте.

  3. Поставьте предварительный диагноз.

  4. Оцените результаты рентгенологического исследования.

  5. Поставьте окончательный диагноз.

  6. План лечения.

  7. Прогноз.



Ситуационная ЗАДАЧА № 3


Ребенок К., родился от третьей беременности в сроке гестации 41 неделя. Беременность протекала без особенностей. В родах отмечалось затруднение выведения головки. Масса тела ребенка при рождении 4450 грамм. Оценка по шкале Апгар 4 – 7 баллов. В родильном зале проводились реанимационные мероприятия (тактильная стимуляция, ИВЛ со 100% кислородом с помощью дыхательного мешка и маски). Дыхание у ребенка быстро восстановилось, сердцебиение не страдало. С первых суток отмечается неврологическая симптоматика в виде выраженного беспокойства, стонущее дыхание, судорожная готовность, угнетение физиологических рефлексов, отсутствие сосательного рефлекса. На 3-и сутки жизни синдром возбуждения сменился синдромом общемозгового угнетения, брадипноэ, потребовавшее интубации трахеи и искусственной вентиляции легких. Отмечается выраженная желтуха на бледном фоне. В ОАК анемия. При биохимическом исследовании крови гипербилирубинемия. При осмотре обращает на себя внимание тестоватая припухлость, отек теменной и затылочной областей. Припухлость не ограничена пределами одной кости и увеличивалась с момента рождения. Проведена рентгенография черепа.

Задание:


  1. Прокомментируйте анамнез.

  2. Выделите ведущие синдромы и патогенетически их обоснуйте.

  3. Поставьте предварительный диагноз.

  4. Оцените результаты рентгенологического исследования черепа.

  5. Поставьте окончательный диагноз.

  6. План лечения.

  7. Прогноз.

Ситуационная ЗАДАЧА № 4


Беременная женщина обратилась к своему акушеру после того, как на 34-ой неделе заметила значительное снижение двигательной активности плода.

Отмечена персистирующая фетальная брадикардия. В родильном зале включен теплоизлучатель. Приготовлено реанимационное оборудование. По экстренным показаниям выполнена операция кесарева сечения. После чего команде неонатологов передается ребенок с угнетенным состоянием сознания и апноэ.



Задание:

  1. Какое неотложное состояние у ребенка.

  2. Ваша дальнейшая тактика.

3. Выпишите рецепт лекарственного средства, используемого при оказании неотложной помощи в данном случае.

Ситуационная ЗАДАЧА № 5


У доношенного ребенка, несмотря на согревание, правильную укладку, санирование, обсушивание и тактильную стимуляцию сохраняется апноэ.

Задание:

  1. Диагностика неотложного состояния.

  2. Ваша тактика.

  3. Выпишите рецепт лекарственного средства, используемого при оказании неотложной помощи в данном случае.



Ситуационная ЗАДАЧА № 6


Новорожденная девочка в состоянии апноэ и синюшна. Апноэ сохраняется, несмотря на восстановление проходимости дыхательных путей, стимуляцию и проведение вентиляции с положительным давлением в течение 30 секунд. На 60 секунде ее частота сердечных сокращений составила 40 ударов в минуту.

Задание:

  1. Диагностика неотложного состояния.

  2. Ваша тактика.

  3. Выпишите рецепт лекарственного средства, используемого при оказании неотложной помощи в данном случае.

Ситуационная ЗАДАЧА № 7


Доношенный мальчик от II беременности (I беременность спонтанный аборт на сроке 20 недель), протекавшей с угрозой прерывания во II - III триместре (стационарное лечение). С хронической фетоплацетарной недостаточностью. Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты. I роды путем кесарева сечения. На 1 минуте: ЧСС-60 уд. в 1мин; спонтанное дыхание отсутствует после освобождения дыхательных путей от слизи; конечности свисают, на тактильные раздражители не реагирует, разлитая бледность кожных покровов.

Вопросы

  1. Укажите патогенез перинатальной асфиксии.

  2. Оцените состояние ребенка по шкале Апгар.

  3. Укажите степень тяжести асфиксии.

  4. Как классифицируется асфиксия по степени тяжести ?

  5. Укажите факторы риска развития перинатальной гипоксии.

  6. Укажите общие принципы лечения асфиксии.

  7. Назначьте специфическое лечение.

  8. Укажите последствия тяжелой асфиксии в раннем неонатальном периоде.

  9. Прогноз для жизни.

Вопросы к модульному контролю:

  1. Этиологические, клинические и лабораторные критерии диагноза «асфиксия новорожденного».

  2. Современные сведения о патогенезе асфиксии. Компенсаторные механизмы организма плода в ответ на гипоксию.

  3. Критерии степени тяжести асфиксии в зависимости от оценки по шкале Апгар, показателей рН и признаков дисфункции органов и систем.

  4. Алгоритм оказания неотложной помощи ребенку в состоянии асфиксии при рождении в зависимости от наличия или отсутствия признаков аспирации меконием.

  5. Определение «родовая травма» и причины ее развития.

  6. Родовые травмы мягких тканей. Адипонекроз. Повреждение грудинно-ключично-сосцевидной мышцы. Дифференциальный диагноз родовой опухоли и кефалогематомы.

  7. Родовая травма спинного мозга и плечевого сплетения. Парезы и параличи Дюшена-Эрба, Дежерин-Клюмпке.

  8. Дифференциальная диагностика внутричерепных кровоизлияний гипоксического и травматического генеза у новорожденных.



7. Место проведения занятия.

Длительность занятия с 8-00 до 12-00 или с 12-30 до 16-30 в Республиканской детской клинической больнице, учебная комната №2 или №3, в отделении патологии новорожденных и отделении недоношенных новорожденных
8. Источники информации.

Основная литература:



п/п


Автор(ы)

Название источника

(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)



Город,

изд-во


Год
издания, том, вып.



Шабалов Н.П.

Неонатология. В 2-х томах

Спец.л-ра.С.-Петербург

2009-

ТомI


томII

Дополнительная литература:



п/п


Автор(ы)

Название источника

(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)



Город,

изд-во


Год
издания, том, вып.



Под ред. Проф. А.В.Тяжкой

Педиатрия. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений IV уровня аккредитации. Издание второе

Винница: новая жизнь

2010


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал