С. В. Кукалев опыты йоги пособие по развитию таланта



страница1/16
Дата15.09.2017
Размер5.05 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

С.В.Кукалев

Опыты йоги

Санкт-Петербург."Наука". 1998

рисунки: О.А.Степанов

Scan&OCR: The Stainless Steel Cat (steel_cat@pochtamt.ru)

Spellcheck: Konstantin Balaboukha (bkonstantin@mail.ru, FidoNet 2:5030/1321.12)



С. В. КУКАЛЕВ
ОПЫТЫ ЙОГИ
пособие по развитию таланта

ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга Сергея Васильевича Кукалева "Опыты йоги. Пособие по развитию таланта" написана одним из моих талантливых и любимых учеников, изучавших систему йоги. В трех частях книги ("Цель", "Средство" и "Обстоятельства") подробно освещены как основные вопросы йоги (ее первых четырех ступеней), так и вопросы формирования (на этой основе) активной творческой личности.

Убедительно доказывая решающее приоритетное значение морально-этических аспектов в учении йоги, автор говорит о том, что любые поступки и действия человек должен осуществлять не ради поощрения или награды, а только из интереса к самим поступкам или действиям. Человек не должен сравнивать себя с другими, так как именно сравнение порождает зависть, способствует появлению гордыни и связанных с ними ненависти и прочих бед нашего общества. Автор призывает направлять усилия каждого индивидуума не на самоутверждение и возвышение над другими, а на внутренний рост и развитие личности, так как только благодаря такому росту и развитию можно приобрести настоящую свободу, необходимую нам для движения к нашим целям

О принципах Крия-йоги уже упоминалось в нашей литературе, но до сих пор никто не сделал такого детального разбора ее положений, как это осуществил С. В. Кукалев. Он удачно сопоставляет законы Крия-йоги с постулатами православия и с настоящей действительностью. Особую ценность представляет описание конкретных механизмов ненасильственного управления собой и другими. Чтобы жизнь доставляла нам радость и удовольствие, каждому из нас, как справедливо полагает С. В. Кукалев, необходимо иметь конкретные цели.

В книге дано четкое определение биоэнергии, показаны ее свойства и закономерности, а также пути ее наращивания и сохранения. Подробно разбираются методические принципы в занятиях йогой, обстоятельно описывается Основной обязательный каждоутренний комплекс для здоровых и больных людей, техника выполнения упражнений и характеризуются их терипевтические эффекты. Очень интересны и полезны приведенные в книге разъяснения объективных физиологических механизмов действия упражнений йоги, позволяющие ученику перейти от слепого повторения к глубокому пониманию и сознательному использованию рекомендаций йогов. Большую ценность представляют так называемые лирические отступления, так как в них автор рассказывает о своих личных ощущениях после выполнения того или иного упражнения, доверительно делится с читателем личным опытом, своими переживаниями и успехами в овладении йогой.

В этой части книги приводится описание не только Основного комплекса упражнений, но также научно обосновываются рекомендации йогов по питанию, использованию воды в лечебных целях, излагаются советы йогов в области дыхания.

И хотя автор не осветил в книге всех сторон учения йогов (например, рекомендаций йогов по уходу за полостью рта, органами слуха, зрения и т.п.), - обо всем ведь и невозможно рассказать в одной книге, - однако и в этом объеме читатель получит много новых и ценных рекомендаций автора.

Заключительная часть книги, являющаяся как бы развитием предыдущих, посвящена конечной цели йоги - творчеству как нормальному состоянию, форме существования Вселенной, как естественному и сильнейшему источнику радости, средству повышения энергопотенциала. Здесь же разбираются вопросы, связанные с сознанием и мышлением, описываются модели работы интеллекта, рассматриваются алгоритмы творчества и т.п.

Эта теоретическая часть книги написана наиболее сложно, но, как пишет сам автор, неподготовленный читатель, интересующийся исключительно йогой, может ее и не читать. Однако тот, кто найдет в себе силы прочесть ее, безусловно, не пожалеет о затраченных усилиях.

Хочу особо подчеркнуть, что эта книга не только о йоге, - она о жизни, о счастье. Очень интересно подошел автор к понятию счастья. Действительно, что же такое счастье? Когда человек может считать себя счастливым? По-разному отвечают на этот вопрос люди. Например, Ю. Никулин как-то сказал: "Одни считают за счастье иметь семью, быть здоровыми, другие - иметь хорошую квартиру и обстановку, третьи - иметь дачу, автомобиль или получать хорошую зарплату, а для меня счастье - это моя профессия, моя работа". И С. В. Кукалев обосновывает допустимость всех этих подходов. Ведь для любого дела нужны силы, нужна энергия, которую может дать йога.

Однако йоги считают, что истинное счастье у человека бывает только тогда, когда он делает счастливыми других. Такого же мнения придерживается и автор настоящей книги. Это совпадение взглядов весьма похвально. Говоря о взаимосвязи йоги и творчества, интересно отметить удивительные явления, которые происходят с теми, кто начал заниматься по системе йогов. У многих людей пробуждаются различные доселе, вероятно, скрытые качества и способности. Я могу привести немало примеров такого рода.

Не вызывает сомнения и кажущаяся утопичной ныне мысль автора о том, что переустройство нашего общества, а следовательно и всей жизни в стране, должно происходить не "сверху", а "снизу", т.е. с формирования каждого отдельно взятого человека. Не могу не сказать несколько слов о самом авторе этой книги.

С Сергеем Васильевичем я знаком уже давно и доподлинно знаю, что он обладает рядом прекрасных и редких в наше время качеств - таких как доброта, внимательность, искренность, человечность, бескорыстие, внутренняя порядочность и исключительное трудолюбие. Сергей Васильевич по образованию математик, системный аналитик, но круг его интересов не ограничивается математикой. Он живо интересуется всем, что его окружает. Высокая естественнонаучная культура, навыки аналитической работы и присущая ему основательность помогают во всем докопаться до самой сути и обеспечивают его широчайший кругозор. Все вышесказанное об авторе и явилось предпосылкой для написания настоящей книги.

В 1989 году Сергей Васильевич был избран членом Совета Ассоциации восточных оздоровительных систем и стал ее активным деятелем, пропагандистом системы йогов, а также преподавателем этой системы в Санкт-Петербурге, где и создал филиал этой Ассоциации, а на собрании актива членов филиала был единодушно избран ее президентом.

В заключение я хочу еще и еще раз поддержать С. В. Кукалева в его бесспорном утверждении, что занятия йогой способствуют гармоническому развитию личности в морально-этическом, физическом и психическом плане.

Желаю вам успехов, дорогой читатель, и приятной встречи с интересной и полезной книгой!

А. Н. Зубков, индолог, президент Ассоциации

восточных оздоровительных систем,

почетный член Всемирного совета йоги
ОТ АВТОРА
В том, что мы пишем, всегда и почти неизбежно три четверти неточны, неполны и нуждаются в поправках, что и дает повод для придирок недоброжелательным читателям

Но кто же пишет для недоброжелательных читателей?



Шарль Сент-Бев
Я назвал эту книгу "Опыты йога" не потому, что сразу хочу отгородиться от античных "начал" или схоластических "сумм" и приблизиться по духу к идеям и принципам Возрождения и Просвещения с их повышенным вниманием к человеку и его индивидуальности. Внимание к одному часто порождает забвение другого (например, природы, и мы все знаем, к чему это привело в конце XX века). Для меня нет ничего более интересного, чем личный опыт других. Поэтому я действительно просто хочу поделиться с другими своим опытом, полученным в основном на пути освоения йоги. Мне кажется, что людям это может принести пользу. Более того - это даже может быть весьма любопытно для тех, кто тоже думает, ищет, сравнивает, анализирует и потому постоянно движется к намеченной цели.

Книги, мне кажется, пишутся тогда, когда, во-первых, объем информации, накопившейся в человеке, становится слишком большим и начинает настойчиво требовать внешней фиксации для систематизации, а во-вторых, тогда, когда обнаруживается, что эта информация оказывается в некотором роде уникальной, или потому, что она была рассыпана по такому множеству разнообразных источников, что уникальным оказывается их соединение. Впрочем, уверяю вас, подчас очень трудно определить ее истинный источник. Да и соединить разбросанное в единую систему подчас еще труднее, чем придумать что-то свое, даже если последнее в принципе возможно.

Информация, знания традиционно делятся на: экзотерические - открытые, явные, и эзотерические - скрытые, тайные. Но мне кажется, что многие при этом часто путают, смешивают близкие по смыслу слова "тайный" и "скрытый". В самом деле, ведь тайными, эзотерическими, знаниями по логике вещей должны, согласитесь, обладать преимущественно люди умные. А уж они-то отлично понимают, что прятать знания нелепо, если, конечно, не путать знания с информацией о том, что и где "плохо" лежит и как можно побольше этого самого урвать. Они-то понимают, что по отношению к знаниям (как, быть может, ни в отношении ничего другого) справедливы знаменитые слова Ш. Руставели "Что отдал, то твое, что утаил, то навсегда потеряно для тебя и людей", понимают, что, отдавая знания, человек не только не лишается их, но, напротив, делает их точнее и тверже, да и еще и, как правило, приобретает при этом новые. Пряча же, скрывая знания, он не только лишает людей потенциальных сил, по сути вредит им, но и лишается этих знаний сам, ибо для простого поддержания своего существования знания нуждаются в какой-то форме активности, должны проявлять себя.

Знания, по-моему, делятся на тайные и явные просто сами по себе, в силу своего содержания. Одни легко воспринимаются людьми, понятны и доступны им - это открытые знания. Другие, напротив, трудны для понимания и усвоения, а тем более передачи кому-то еще. Эти последние и становятся скрытыми, тайными, повторяю, просто сами по себе, в силу самого своего характера. Эти знания никто специально не прячет, их просто не все могут понять, а тем более передать другим. Обратите внимание, не запомнить, а именно понять (чуть попозже мы разберемся с вопросом, что такое понимание) глубоко и достаточно полно. Сейчас каждый ребенок может включить телевизор, но далеко не каждый взрослый понимает, что при этом происходит.

Иными словами, эзотерическими, тайными знания становятся не потому, что они дают какую-то особую власть и силу (власть и силу дают в сущности не знания, как таковые, а умение их использовать, рождаемое прежде всего острой и глупой потребностью в этой власти). Они становятся скрытыми просто потому, что для их употребления (для того чтобы получить их силу) нужно уже иметь достаточный запас своих собственных сил, а они не у всех есть.

Все это я говорю затем, чтобы сразу же предупредить и настроить читателя: я немного боюсь, как бы изложенный дальше опыт не получился слишком эзотерическим, как бы не написать книгу для избранных, хотя я и буду всеми силами стараться сделать ее доступной каждому. И я заранее прошу прощения, если последнее получится не в полной мере

Другими словами, я надеюсь, что в книге не будет никаких особых откровений. Только мой опыт, стремление дать читателю глубокое понимание материала и желание сделать его хоть чуть-чуть счастливее, чем раньше. Новым может быть прежде всего то единство, тот сплав, который получился в результате. Просто я успел заметить, что за время своей жизни еще не встречал ни одного человека, который бы прочитал тот же набор литературы, что и я; ни одного человека, который бы думал точно так же, как и я. Такая уж у меня судьба - прочитать, услышать, понять и додумать именно это. Может быть, это не случайно, и в этом есть какой-то смысл...

С самого начала оговорю также, что за все изложенное ниже безусловно отвечает только сам автор. Поэтому во всем дальнейшем тексте, если отсутствуют специальные указания на источник, т. е литературу, помещенную в конце книги, изложена моя личная точка зрения, быть может, неверная иногда. И еще, я заранее прошу у читателя извинения за излишнюю эмоциональность, за то, что временами моя точка зрения изложена слишком остро, резко и бескомпромиссно.

Итак, я рассчитываю на то, что все написанное здесь послужит некоторой затравкой, на которой со временем вырастет кристалл понимания, хотя для его роста нужна подходящая среда и соответствующие внешние условия, и мне остается лишь выразить надежду на благожелательного читателя и подходящие внешние условия.
Моим Учителям

Анатолию Николаевичу

и Розе Васильевне Зубковым

посвящается
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЦЕЛЬ
ГЛАВА 1. О ЦЕЛИ
По вашему собственному выбору сейчас пребываете вы в мире, вами же созданном. Что держите в сердце своем, исполнится, чему поклоняетесь, тем вы и станете

Р. Бах
Цель и нравственная позиция ведут нас по жизни, и чем четче, чем однозначнее они осознаны, тем адекватнее с ними будет наше поведение. Однако при всей внешней простоте такого осознания (ведь для этого достаточно только честно ответить себе на два вопроса: "Чего я хочу?" и "Зачем я этого хочу?") это может оказаться очень нелегкой работой, ибо требует навыка самоанализа, огромной внутренней честности, самодисциплины и, я бы даже сказал, мужества Поэтому начнем с самого трудного - нашей руководящей идеи - цели и ее взаимосвязи с другими проявлениями культуры личности.

Мне кажется, что единственной действительно достойной целью для уважающего себя человека может быть если не счастье (это кратковременное состояние человеческой души), то по крайней мере всемерная помощь конкретным, окружающим его людям в их жизни, причем не где-нибудь там и когда-нибудь потом, а здесь и сейчас; помощь, направленная на увеличение их свободы, их самобытности и их удовлетворенности жизнью.

Уточню еще раз: помощь эта должна быть направлена не на то, что кто-нибудь (неизвестный нам) будет вкуснее есть или меньше двигаться (скажем, за счет внедрения чего-нибудь нами придуманного), - ведь богатство и счастье - это отнюдь не синонимы. И оказана она должна быть не когда-нибудь потом, за пределами этой жизни или в следующих поколениях, для которых мы собственно и трудимся, а теперь, сразу.

За время жизни человечества ни одна попытка его осчастливливания еще не давала положительного результата, но зато довольно часто вырождалась в нечто ужасное. Дело, видимо, в том, что люди (даже люди одной культуры) настолько различны, общество настолько сложно, а многообразие функций, выполняемых людьми в этом обществе, настолько велико, что счастье одного часто оборачивается несчастьем другого, и общего счастья, точнее, общего принципа, обеспечивающего вечное общее счастье, похоже, быть не может. Мешает ограниченность ресурсов - один из еще не открытых фундаментальных законов мира. Ведь эмоция (в том числе эмоция счастья) - это, по П. В. Симонову, эвристическая информационнная оценка имеющихся ресурсов для удовлетворения потребности [85]. Более того, это общее счастье, быть может, и не нужно вовсе, если каждый будет стремиться к тому, чтобы сделать счастливым другого.

Конечно, конкретные люди обычно выстраиваются в некую иерархию, и радость одних для нас важнее, чем радость других. И конечно, эта иерархия обычно определяется нашими внутренними потребностями (чего я хочу и зачем?), ибо все в мире взаимосвязано. И конечно, наша глобальная цель всегда разбивается на некие подцели, подподцели и т. д. - зачастую такие мелкие, что общая цель уже не осознается (чего допускать, вообще говоря, уже нельзя), и тогда порой остается только один критерий правильности - средство.

И все варианты лозунга "цель оправдывает средства", сформулированного, как утверждают, еще основателем ордена иезуитов (иисусовцев) Игнатием Лайолой, лично я категорически не приемлю, ибо за время существования этого лозунга они много раз самым убедительным образом доказали свою несостоятельность. Не будем поминать недобрым словом Гитлера или Ленина, но даже православие, при всем моем уважении к нему, при всем понимании фундаментальной роли религии в культуре вообще, по-моему, слишком преувеличивает значение страдания ради высшей благодати после смерти, оставаясь в рамках инфернальности промежуточных периодов развития человека. Проницательный читатель, конечно, заметил, что саму эту высшую благодать я под сомнение не ставлю.

Гордыня? Да! Но направлена эта гордыня не наличное благо, она лишь средство для улучшения жизни других конкретных людей, улучшения здесь и сейчас.

Если Он есть, то можно ли судить о его целях и критериях оценки? Разве это не большая гордыня? И не кажется ли естественным, что такая гордыня не должна, не может быть осуждена никем? А впрочем, важно, чтобы человек был внутренне готов ответить за свои поступки, готов сейчас или после, здесь или там принять любое условие, любое наказание, каким бы порой обидным и несправедливым оно ни казалось поначалу. Важно, чтобы его труд был не привязан к результату и делался максимально добросовестно, независимо от будущей возможной награды или наказания.

Тем более что я ничего не имею, да и не могу иметь против Бога. Как там у К. Маркса: "Религия - это воздух угнетенной твари, это дух бездушных порядков, это сердце бессердечного мира - одним словом, это опиум народа" [62, с. 415]. И, наверное, даже еще больше. Базис социокода? Или еще больше? Могу только добавить, что всегда имел тягу к трезвому образу жизни, хотя соблазн отказаться от него часто бывает очень велик. Очень хочется иногда, в трудную минуту, глубоко вздохнуть, наполнив душу чем-то успокаивающим и обезболивающим. Религия - это действительно свято.

Причем ближе всего мне именно православие, с его четкой, безвариантной установкой на сознательный труд души, на преодоление и ответственность. И хотя философские системы восточных религий (как и нерелигиозные философские системы, например философская основа йоги - система Санкхья) в познавательно-тренировочном плане не менее интересны, считать самого себя богом или его частью, "вечным сновидцем, видящим конечные сны", стремиться к отказу от сознательности, "выделять подлинное (а каков критерий?) Я" или даже просто "достигать самореализации", "высшего духовного развития" и т.п. - это значит перепутать цель и средство (ведь цель должна находиться снаружи, а не внутри), это значит двигаться вопреки эволюции, т.е. грешить. Более того, всякий умный человек без всякого транса (если не всегда, то легко и часто) ощущает себя крошечной, малой частицей чего-то единого, всеобщего (человечества? природы? подсознания? чего-то еще?), направляющего его действия. И при беспристрастном анализе своей жизни он не может не найти в ней достаточного числа проколов, ошибок, упущенных возможностей и просто непростительных поступков. С этим приходится жить.

И как сладко, как соблазнительно отдать кому-нибудь эти грехи, снять их с себя, снова стать маленьким и слабым, пройти через молитву и покаяние, искренне и горячо. Облегчить свою ношу и двинуться дальше налегке и с надеждой. И, может быть, в самом деле, грех не воспользоваться такой возможностью? И религия, таким образом, не просто дает нам силы, но вполне совпадает с объявленной выше целью и вместе с нравственностью ведет нас по жизни. Я думаю, сейчас не надо специально останавливаться на том, что нравственность может быть и нерелигиозной.

Другое дело церковь. Конечно же, она - способ существования религии, но как часто она соблазняет, запугивает и разжигает ненависть - эту "высшую форму бесчеловечности, превращенную в страсть" [27]. Ведь церковь - это уже конкретные люди. И значит, как сказал святой Георгий Синаит, "всегда должен ты испытывать и рассматривать, - а потом уже верить" [цит. по: 82, с. 26].

Проницательный читатель уже, вероятно, окончательно понял, что я ничего не отрицаю, и ему, как и подобает доброму христианину, остается лишь пожалеть меня, отметив, что я просто лишен дара веры. Спасибо ему за добрые чувства, тем более что мир, как я уже говорил, в самом деле устроен гораздо сложнее, чем это кажется нашим органам чувств, на которые мы так привыкли полагаться в повседневной жизни, ведь выбора-то у нас нет и больше полагаться нам не на что.

Но всегда только Марксово: "Цель, для которой требуются неправые средства, - не есть неправая цель" [61, с. 65].

И значит, помощь наша людям никак не должна сочетаться с вредом для кого-то другого, насилием над кем бы то ни было, в том числе ни над теми, кому она оказывается, ни над тем, кто ее оказывает, ибо насилие рождает насилие и убивает саму цель. Более того, эта помощь не должна также развращать, ослаблять, пугать или унижать - иначе какая же это помощь. И она не должна также осуществляться за счет других, ведь любая жертва вредна уже тем, что развращает того, кому она приносится [105]. По-моему, так.

Или еще точнее: это должна быть умная помощь. Я все больше укрепляюсь в мысли, что ЗЛА НЕТ! Есть только глупость. Вспомним старую русскую поговорку: "Лучше с умным потерять, чем с дураком найти". Глупость - броситься за непосредственной, сиюминутной выгодой и при этом, быть может, обидеть и оскорбить человека, не подумав о дальней возможной пользе. Глупость - хапать и хапать, тянуть на себя (хотя это и требует подчас немалой смекалки), лишая чего-то других, тратя на это все больше и больше времени и кладя на это здоровье и жизнь. Обижаться, хамить, стремиться быть выше кого-то или даже равным ему, заставлять, ломать, портить что-нибудь и уничтожать без крайней нужды, а часто просто так, походя, не задумываясь, - прежде всего глупо. Глупо, вопреки природе и потому - зло. И вообще, быть плохим, как бы то ни было относительно это понятие, - глупо.

Конечно, все не просто в этом мире. Может, потому Мефистофель у Гете и "является частью той силы, которая вечно хочет зла и вечно творит добро", что равномерно распределенное зло приносит больше вреда глупым, чем умным? Впрочем, история знает людей, твердо шедших путем ненасилия и получивших на этом пути значительные и блестящие результаты.

И мне кажется, что человек будет в общем доволен своей жизнью, если жизнь эта не будет пустой, но наполняется-то она всегда изнутри, а не снаружи. Последний тезис может показаться странным только людям, не задумывавшимся над этими вопросами, или просто людям внутренне слабым (о причинах этой слабости позже) и потому оправдывающим свою слабость повышенными претензиями к окружающему их миру. Но это тупиковый путь. Человек смотрится в мир, как в зеркало, и слабый вряд ли найдет опору снаружи. Опора должна находиться внутри, и рассчитывать в этом мире можно только на себя. И это не парадокс, ибо главная, если не единственная помощь, которую ты можешь оказать другому, единственное, что действительно будет помощью, это помочь ему научиться рассчитывать на себя, помочь поверить в себя, помочь стать сильным, спокойным, уверенным в себе и потому счастливым. И эта проверенная веками и тысячелетиями истина совсем не так горька, как кажется вначале только что обретшим ее. Тем более что это не вся правда.

А наполнить нашу жизнь изнутри может только жизнь внутренняя, требующая ума и внутренней силы, той силы, которой как раз не хватает слабым.

Значит, наша основная задача обрести самим и развить у других интеллект, опирающийся на эту внутреннюю силу.

Увы, мы разучились радоваться жизни. Можно тупо идти по той стороне улицы, на которой оказался, а можно, осмотревшись, выбрать ту, где идти интереснее и приятнее.

В любой ситуации можно испугаться и расстроиться, а можно удивиться и обрадоваться новому.

Можно и нужно научиться радоваться жизни, радоваться здесь и сейчас, помогая и поддерживая друг друга, независимо от того, насколько сложна она и трудна. Научиться самим и научить других, заразиться самим этим азартом жизни и заразить им других.

Я не знаю, существуют ли перевоплощения души в разные тела. Большинство мировых религий - иудаизм, буддизм, христианство и ислам - отрицают реинкарнацию (да-да, не сомневайтесь, и буддизм тоже). Действительно, все известные факты инкарнаций легко объясняются через простое считывание информации. Но если она есть, то, может, затем и уходим мы в этот мир, чтобы почувствовать радость тела, его энергию и его здоровую истому, познать то, чего нет и не может быть в том мире, где нет Человека. Приходим как в отпуск, как в дом отдыха за впечатлениями и удовольствиями, которых хватит потом надолго. За радостью преодоления и победы. Но впечатления эти, как мы уже говорили, зависят от внешних обстоятельств жизни и определяются в основном внутренним состоянием души и ума, если, конечно, это не одно и то же, внутренним состоянием, базирующимся на энергопотенциале.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница