Самостоятельная работа 72, форма контроля: экзамен 2 семестр



Pdf просмотр
страница1/3
Дата09.09.2017
Размер0.61 Mb.
ТипСамостоятельная работа
  1   2   3

Направление: 050700.62 «Специальное дефектологическое образование
(профиль Логопедия», «Специальная психология»)
Дисциплина: «Психолого – педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» (бакалавриат, 1 курс, очное обучение)
Количество часов: 144 (в том числе: лекции - 24, практические занятия - 48, самостоятельная работа - 72), форма контроля: экзамен - 2 семестр
Темы:1. Введение в психолого – педагогическую диагностику. 2.Методы изучения детей с нарушениями развития.3.Дифференциальная диагностика.4.
Психолого – педагогическая диагностика детей с отклонением в развитии на разных возрастных этапах.5.Психолого – педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, ранним детским аутизмом, сложными нарушениями развития
Ключевые слова: дифференциальная диагностика, методы психолого - педагогической диагностики, дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, опорно –
двигательного аппарата, ранним детским аутизмом, сложными нарушениями развития
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2013 г.
Автор курса: Артемьева Татьяна Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики
КФУ.

2
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Институт психологии и образования

Кафедра пециальной психологии и коррекционной педагогики


Артемьева Т.В.


Психолого – педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Краткий конспект лекций
Казань
2013

3
Артемьева Т.В.
Психолого – педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Краткий конспект лекций / Т.В.Артемьева. Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Казань, 2013. – 44 С.
Аннотация
В предлагаемом конспекте лекций изложены теоретико-методологические основы психолого- педагогического изучения детей с отклонениями в развитии. Основная цель курса ознакомить студентов с теоретическими основами психодиагностики нарушений развития детей и показать различные подходы и пути изучения детей с разными отклонениями в развитии. Представлен исторический обзор развития психолого-педагогических методов диагностики в специальной психологии; рассматриваются задачи, принципы актуальные проблемы психолого- педагогического изучения детей с нарушениями развития; рассмотрены особенности психолого-педагогического изучения детей на разных возрастных этапах; особенности психолого-педагогического изучения детей с различными нарушениями развития.
Контрольные вопросы и задания, которыми завершается изложение каждой темы, позволяют проверить степень усвоения материала. В конце каждой главы и ряда пунктов представлен список литературы, рекомендуемой для изучения.
Электронная версия курса: http://tulpar.kpfu.ru/course/view.php?id=431
Принято на заседании кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики
Протокол № 7 от 26. 06.2013
© Казанский федеральный университет
© Артемьева Т.В.

4
Содержание

Тема 1. Введение в психолого – педагогическую диагностику…………….6
1.1
.Становление психодиагностики как научной и практической деятельности…………………………………………………………………..6 1.2.Развитие психолого-педагогических методов исследования в России…..7 1.3.Вопросы для обсуждения…………………………………………………...10 1.4.Контрольные задания……………………………………………………….10 1.5.Литература…………………………………………………………………...12
Тема 2.Методы изучения детей с нарушениями развития……………….12.
2.1. Классификация психодиагностических методов…………………………12 2.2 Характеристика основных методов психодиагностики: наблюдение; тесты; опросники………………………………………………………………...13 2.3. Проективный метод в изучении детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья…………………………………...17 2.4 Требования, предъявляемые к диагностическому инструментарию в психолого – педагогическом обследовании детей и подростков с ОВЗ…..18 2.5. Вопросы для обсуждения…………………………………………………..19 2.6. Контрольные задания………………………………………………………20 2.7. Литература…………………………………………………………………..23
Тема 3. Дифференциальная диагностика…………………………………..23
3.1. Состояние дифференциальной диагностики в области изучения детей с отклонениями в развитии………………………………………………24 3.2. Дифференциальная диагностика в изучении детей с нарушениями в развитии………………………………………………………………………...24 3.3. Психологический диагноз и причины диагностических ошибок……….26 3.4. Вопросы для обсуждения…………………………………………………..28 3.5.Контрольные задания……………………………………………………….28 3.6.Литература…………………………………………………………………...29
Тема 4. Психолого – педагогическая диагностика детей с отклонением
в развитии на разных возрастных этапах…………………………………..30
4.1.Психолого – педагогическое изучение детей первого года жизни……………………………………......................................................30 4.2. Психолого – педагогическое изучение детей раннего возраста…………31 4.3. Психолого – педагогическое изучение детей дошкольного возраста…...31 4.4. Психолого – педагогическое изучение детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...32 4.5. Психолого – педагогическое изучение детей подросткового возраста…34 4.6. Контрольные задания……………………………………………………….35 4.7. Литература…………………………………………………………………..36
Тема 5. Психолого – педагогическая диагностика детей с
нарушениями слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата,
ранним детским аутизмом, сложными нарушениями развития………...36
5.1. Психолого – педагогическое изучение детей с нарушениями

5 слуха………….…………………………………………………………………...36 5.2. Психолого – педагогическое изучение детей с нарушением зрения…….37 5.3. Психолого – педагогическое изучение детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата………………………………………………37 5.4.Психолого – педагогическое изучение детей с ранним детским аутизмом………………………………………………………………..39 5.5. Клинико - психолого – педагогическое изучение детей со сложными нарушениями развития……………………………………………..41 5.6.Контрольные задания……………………………………………………….42 5.7.Литература…………………………………………………………………...42
6.Литература по курсу…………………………………………………………43
7.Программное обеспечение и интернет-источники………………………44

6

Тема. Введение в психолого – педагогическую диагностику
Аннотация. Данная лекция раскрывает основные этапы становления психодиагностики как научной и практической деятельности за рубежом и в России
Ключевые слова. Психодиагностика; методы, дифференциально-диагностические критерии
Методические рекомендации по изучению темы.

Тема содержит лекционную часть, где в разделе "Лекция" имеются общие представления по теме;

После лекции необходимо ответить на вопросы для обсуждения в виде «Эссе»

Следующей практической работой является итоговый тест;

В раздел Обсуждений, где вы можете обсудить разные интересные факты, рассказать о чем то новом, или же просто спрашивать то, чего вы не поняли.

1.1.

Становление психодиагностики как научной и практической деятельности
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и
инструменты оценки и измерения идивидуально-психологических особенностей личности, а
также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность
личности.
Сложились основные сферы применения психологических методик, которые могут быть обозначены как отрасти психодиагностики.
К образовательной психодиагностике должны быть отнесены те тесты, которые создаются с психометрическими требованиями, но предназначены не для оценки способностей или черт личности, а для изменения успешности усвоения учебного материала.
Клиническая психодиагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, оказывающих существенное влияние на возникновение, течение и исход как психического, так и соматического заболевания.
Следует выделить профессиональную психодиагностику, поскольку профориентация и профотбор невозможны без использования и развития диагностических методик.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии:
1.
экспериментальная психология

лаборатория экспериментальной психологии Вильгельма Вундта. Изучение ощущения и вызываемые ими двигательные акты — реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр.

7

Ф.Гальтон. Методику словесных ассоциация.

Г. Эббингауз. Метод изучения памяти.

Дж.Кеттелл. исследование объема памяти и навыков чтения
2.
Дифференциальная психология. Дифференциально-диагностические критерии Ж.Эскироля и
Э.Сегена.
Разработка тестов Дж.М. Кеттелл; Шкалы (серии тестов) Бине – Симона. Умственный возраст как показатель интеллекта. Коэффициент IQ Штерном В.
1.2.

Развитие психолого-педагогических методов исследования в России
В России разработка психолого-педагогических методов диагностики нарушений развития имеет свою историю. Необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости у детей возникла в начале ХХ в. связи с открытием в 1908 - 1910 гг. первых вспомогательных школ и вспомогательных классов. Изучение проводилось путем сбора анкетных данных о детях, изучения педагогических характеристик, условий домашнего воспитания и врачебного обследования детей.
Вопросы методов обследования детей были предметом обсуждения на Первом
Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике (26 - 31 декабря 1910 г., Петербург) и на
Первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования (13 декабря 1913 г.- 3 января
1914 г., Петербург).
Крупнейший русский невропатолог Г. И. Россолимо предпринял попытку создать такую систему испытаний, с помощью которой можно было бы исследовать как можно больше отдельных психических процессов. В него входило исследование 11 психических процессов, которые оценивались по 10 заданиям (всего 110 заданий).
Однако методика Г. И.Россолимо имела ряд недостатков:
1.
Не изучалось словесно-логическое мышление детей,
2.
нет задания для установления их обучаемости.
На необходимость наблюдения за детьми указывали многие исследователи, занимавшиеся проблемами умственной отсталости (В. П. Кащенко, О. Б.Фельцман, Г. Я. Трошин и др.).
Особенно важны материалы сравнительных психологических и клинических исследований нормальных и ненормальных детей, проводившиеся Г.Я. Трошиным.
Первым, кто создал специальную методику проведения целенаправленных наблюдений, был А. Ф. Лазурский - автор ряда трудов по изучению человеческой личности: «Очерки науки о характерах»,
«Школьные характеристики»,
«Программа исследования личности»,
«Классификация личности». Заслугой А. Ф. Лазурского стало изучение ребенка в деятельности в естественных условиях путем объективного наблюдения и разработка так называемого естественного эксперимента, включающего в себя как элементы целенаправленного наблюдения, так и специальные задания. Преимущество естественного эксперимента по сравнению с лабораторным наблюдением заключается в том, что он помогает исследователю получить

8 необходимые ему факты путем специальной системы занятий в привычной для детей обстановке, где нет никакой искусственности (ребенок даже не подозревает, что за ним наблюдают).
А. Ф. Лазурский создал специальную программу изучения индивидуальных проявлений детей на уроках, указав проявления, подлежащие наблюдению, и их психологическое значение.
Им разработаны также планы экспериментальных уроков, выявляющие качества личности.
Особая роль в разработке научных основ диагностики детей с отклонениями в развитии принадлежит Л. С. Выготскому, рассматривавшему личность ребенка в развитии, в неразрывной связи с тем воздействием, которое оказывают на него воспитание, обучение и среда. Л. С.
Выготский отстаивал динамический подход к изучению детей, считая обязательным не только учитывать то, чего ребенок уже достиг в предшествующих жизненных циклах, но главным образом установить ближайшие возможности детей. Л. С. Выготский предлагал не ограничиваться в изучении одноразовыми испытаниями того, что тот может сделать сам, а проследить за тем, как он воспользуется помощью, каков, следовательно, прогноз на будущее в деле его обучения и воспитания. Особенно остро он поставил вопрос о необходимости установления качественных особенностей протекания психических процессов, выявления перспектив развития личности. В работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» Л. С. Выготский предложил схему педологи-ческого исследования детей, которая включает в себя следующие этапы.
1. Тщательно собранные жалобы родителей, самого ребенка, воспитательного учреждения.
2. История развития ребенка.
3. Симптоматология (научное констатирование, описание и определение симптомов) развития.
4. Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса).
5. Прогноз (предсказание характера детского развития).
6. Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение.
В сложной социально-экономической обстановке в стране в 20 - 30-е гг. XX в. передовые педагоги, психологи, врачи много внимания уделяли проблемам изучения детей. В Детском обследовательском институте (Петроград) под руководством А. С. Грибоедова, на Медико- педагогической опытной станции (Москва), руководимой В. П. Кащенко, в ряде обследовательских кабинетов и научно-практических учреждений среди различных исследований в области дефектологии большое место занимала разработка диагностических методик. Именно в этот период отмечалась активная деятельность педологов. Своей первоочередной задачей они считали помощь школе в изучении детей, избрав тесты в качестве инструмента в этой работе.
Однако их усилия привели к тому, что в школах началось массовое тестирование. Дети педагогически и социально запущенные признавались умственно и направлялись во вспомогательные школы. На недопустимость такой практики и было указано в постановлении ЦК

9
ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Но этот документ был воспринят как полный запрет на использование при обследовании детей каких бы то ни было психодиагностических методик, и особенно тестов. В результате психологи на долгие годы прекратили свои исследования в этой области, что причинило большой урон развитию психологической науки и практики. В последующие годы, несмотря на все сложности, энтузиасты
- дефектологи, психологи, врачи искали пути и методы более точной диагностики психических отклонений. Лишь в случаях явно выраженной умственной отсталости допускалось обследование в медико-педагогических комиссиях (МПК) детей без пробного обучения их в школе.
Специалисты МПК стремились к тому, чтобы не допустить ошибочных заключений о состоянии ребенка и неверного выбора типа учреждения, в котором он должен продолжать обучение. Однако недостаточная разработанность методов и критериев дифференциальной психодиагностики, низкий уровень организации работы медико-педагогических комиссий отрицательно сказывались на качестве обследования детей.
В 50 - 70-е гг. ХХ в. внимание ученых и практических работников к проблемам комплектования специальных учреждений для умственно отсталых, а значит, и к использованию психодиагностических методик, усилилось. В этот период велись интенсивные исследования в области патопсихологии под руководством
Б.В.
Зейгарник, разрабатывались нейропсихологические методы исследования детей под руководством А. Р. Лурия. Исследования этих ученых значительно обогатили теорию и практику экспериментально-психологического изучения умственно отсталых детей. Большая заслуга в разработке принципов, методов, путей изучения детей при комлектовании специальных учреждений для умственно отсталых детей принадлежит психологам и педагогам Г. М.Дульневу, С. Д. Забрамной, А.Я.Ивановой, В. И.
Лубовскому, Н. И. Непомнящей, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф и др. В 80 90-е гг. ХХ в. все более активизируются усилия специалистов в деле разработки и совершенствования организационных форм и методов изучения детей с отклонениями в развитии, нуждающихся в специальном обучении и воспитании.
Осуществляется ранняя дифференциальная диагностика, разрабатываются психолого-диагностические методы исследования. По инициативе органов образования, Совета общества психологов в 1971 - 1998 гг. проводятся конференции, съезды, семинары по проблемам психодиагностики и комплектования специальных учреждений для аномальных детей. Министерство образования ежегодно организует курсы подготовки и переподготовки кадров, которые непосредственно осуществляют эту работу. Исследования в этой области продолжаются и по сей день. К сожалению, как отмечает В. И. Лубовский (1989), далеко не все научные положения и методологические подходы к диагностике отклонений в развитии, разработанные Л. С. Выготским, С. Я. Рубинштейн, А. Р. Лурия и другими, используются в настоящее время, и собственно психологическая диагностика осуществляется «на интуитивно- эмпирическом уровне», зависит от опыта и квалификации специалистов. Отрицательно сказывается на результатах диагностических исследований и тот факт, что психологи стали произвольно использовать отдельные фрагменты тестовых батарей, отдельные задания из

10 классических тестов (например, из теста Векслера), не получая целостной картины развития ребенка.
На современном этапе большое значение для развития диагностики отклонений в развитии имеют исследования В. И.Лубовского. Еще в 70-е гг. ХХ в. он занимался проблемами диагностики психического развития и выдвинул ряд важных положений, призванных сделать диагностику более точной и объективной. Так, отмечая наличие общих и специфических нарушений для каждой категории детей с отклонениями в развитии, В. И. Лубовский указывает на перспективы развития дифференциальной диагностики, подчеркивая важность сочетания количественной оценки уровня развития психических функций с качественным, структурным анализом, при преобладании последнего. В этом случае уровень развития той или иной функции выражается не только в условных баллах, но и имеет содержательную характеристику. Такой подход представляется весьма плодотворным, хотя его настоящая реализация станет возможной после кропотливой работы ученых и практиков в этом направлении. Обогащают современную диагностику психического развития нейропсихологические методы, которые в последние годы стали все более широко применяться. Нейропсихологические методики позволяют определять уровень сформированности корковых функций, помогают выявить основной радикал нарушений деятельности. Кроме того, современные нейропсихологические методики дают возможность использования именно качественно-количе-ственного подхода, объективизации результатов, выявления индивидуальной структуры нарушений.
1.3.Вопросы для обсуждения:
1.
Какими социальными проблемами была обусловлена разработка первых методов диагностики нарушений развития у детей.
2.
Почему выявление умственной отсталости первоначально было медицинской проблемой?
3.
Когда и в связи, с чем установление умственной отсталости стало психолого-педагогической проблемой?
4.
Какими социальными проблемами была обусловлена разработка первых методов диагностики нарушений развития у детей.
5.
Какой вклад в отечественную науку внёс АФ Лазурский? Что такое естественный эксперимент?
6.
В чём сущность положения ЛС Выготского об изучении «зоны ближайшего развития»
1.4.Контрольные задания
1.
Родоначальником научного изучения индивидуальных различий, создавший инструмент для их измерения – тест, был: а) Дж.Кеттелл ; б) Ч.Спирмен; в) Ф.Гальтон.

11 2.
Автором, создавшим первый психологический экспериментальный метод изучения законов памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов был: а) Г.Эббингауз; б) В.Вундт; в) А.Бине.
3.
Методика обучения глубоко умственно отсталых детей, частью которой были задания на сенсорное различение и развитие произвольных двигательных действий была разработана: а) Ж.Эскиролем; б) Э.Сегеном; в) Т.Симоном.
4.
Первым исследователем, использовавшим в психологической литературе термин
«интеллектуальный тест» был: а) Дж.Кеттел; б) Л.Термен; в) В.Вундт.
5.
Умственный возраст по Бине определяется на основании: а) даты рождения; б) среднего возраста лиц из выборки; в) числа правильных ответов при тестировании; г) расположения результата на кривой распределения интеллекта.
6.
Коэффициент
IQ, предложенный
В.Штерном определялся следующим способом…..(Умственный возраст / хронологический) . 100%
7.
В России необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости у детей возникла: а) в начале XX века; б) в конце XIX века; в) в середине XX века.
8.
Недостатком методики Г.Россолимо являлось то, что: а) не изучалось словесно-логическое мышление детей; б) детям не давались задания для установления их обучаемости; в) все ответы верны.
9.
Большой заслугой А.Ф.Лазурского стала изучение ребенка в: а) в условиях формирующего эксперимента; б) в условиях лабораторного эксперимента; в) в условиях естественного эксперимента.
10.
Л.С.Выготский… отстаивал динамический подход к изучению детей, считая обязательным не только учитывать то, что ребенок уже достиг на предыдущих жизненных циклах, но главным образом установить ближайшие возможности детей.

12 11.
Схема педологического исследования детей, предложенная Л.С.Выготским включала в себя следующие этапы:….,….,….. .
12.
На современном этапе развития психодиагностики отклонений в развитии большое значение имеют исследования…..,…,….
13.
Информация, получаемая с помощью психодиагностических методик полезна с точки зрения: а) предоставления информации о человеке вообще; б) выбора средств вмешательства, прогноза их эффективности.
14.
..… психодиагностические методики опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме.
1.5. Литература:
1.
Борисова Е.М. Современные тенденции развития психодиагностики //Психологическая наука и образование. – 1997. - №2. – С. 11-19.
2.
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб., 2002. С. 8-98.
3.
Гуревич К.М. Современная психодиагностика: пути развития //Вопросы психологии. – 1982. - №1.
4.
Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. – М., 2001. – Кн.3. С.
14-19.
5.
Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. – СПб., 2000.
6.
Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М., Ростов- на-Дону: «Феникс», 1996/
7.
Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: 1976.

Тема 2. Методы изучения детей с нарушениями в развитии
Аннотация. В данной теме дана характеристика основных методов в изучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Отражены требования, предъявляемые к диагностическому инструментарии.
Ключевые слова. Психодиагностика, метод, методика, валидность, надежность
Методические рекомендации по изучению темы.

Тема содержит лекционную часть, где в разделе "Лекция" имеются общие представления по теме;

После лекции необходимо ответить на вопросы для обсуждения в виде «Эссе»

Следующей практической работой является итоговый тест;

В раздел Обсуждений, где вы можете обсудить разные интересные факты, рассказать о чем то новом, или же просто спрашивать то, чего вы не поняли.
2.1. Классификация психодиагностических методов
Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важная форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

13
Метод - широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется техникой
Методика - конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций
(условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).
Классификация методов психодиагностики:

диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует.

вербальные и невербальные психодиагностические методики.

Третье основание, используемое для классификации психодиагностических методик, - это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данной методики. По этому основанию обычно различают: 1) объективные тесты; 2) стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают: а) тесты-опросники; б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда; и методики классификации; г) индивидуально ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток; 3) проективные техники; 4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры)
2.2. Характеристика основных методов психодиагностики: наблюдение; тесты;
опросники
Метод наблюдения.
Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования.
Метод наблюдения за деятельностью ребенка
Основные принципы:

максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений.

наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов.

избирательность записи. По результатам наблюдения психолог, выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет ему оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка.
Недостатками метода наблюдения:

длительность и субъективность;

классификация наблюдений проводится по разным основаниям.


14
Метод беседы
Беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами).
Цель беседы - обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. При проведении беседы психолог должен соблюдать следующие требования:
- беседа должна побуждать и поддерживать у родителей (педагогов) интерес;
- важно продумать организацию пространства и выбор времени для проведения беседы;
- эффективность беседы зависит от активности родителей (педагогов), поэтому между ее участниками необходимо создать доверительные отношения;
- психолог не должен открыто критиковать воспитательные действия родителей
(педагогов);
- важно предупредить возникновение у родителей (педагогов) ожидания немедленных результатов по итогам беседы;
- желательно участие в беседе обоих родителей;
- нужно стремиться к выработке у родителей (педагогов) реальных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях;
- во время беседы необходимо спланировать следующие встречи и определить их задачу.
Метод опроса педагогов (родителей)
Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип).
Метод экспериментального изучения ребенка
Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений.
Психологический эксперимент - это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций - экспериментально-психологических методик. Разнообразные экспериментально-психологические методики, апробированные многолетней практикой применения в клинике и специальном образовании, описаны в работах
С.Я. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой и др.
При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:

эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;

15

эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций;

построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;

экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений;

результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.
Основные экспериментально-психологические методики описаны С.Я. Рубинштейн в ее работе "Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике». Среди них особую популярность получили такие методики, как "Кубики Кооса", "Исключение неподходящего предмета", "Последовательность событий", "Опосредованное запоминание по
Леонтьеву", "Пиктограмма" и др. Многие из этих методик имеют модификации для разных возрастных групп. Некоторые методики адаптированы для лиц с нарушениями анализаторов.
Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования.
Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн:
- простое переспрашивание, т.е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;
- одобрение или стимуляция дальнейших действий, например, "хорошо", "дальше";
- вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);
- наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;
- подсказка, совет действовать тем или иным способом;
- демонстрация действия и просьба самостоятельно его повторить;
- обучение тому, как надо выполнять задание.
Опрос.
Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.
Методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации. Так, они могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и косвенной (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысле). Они могут иметь открытый или закрытый характер
Одим из наиболее распространенных видов опроса является интервью
Интервью. Это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим) Чаще всего интервью имеет следующую структуру

16 а) введение - настройка на беседу, на сотрудничество; б) свободные высказывания испытуемого; в) общие вопросы (например - "Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?"), г) подробное исследование; д) снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.
В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические.
Диагностическое интервью - это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправляемым
("исповедальным").
Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения
Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).
В психодиагностике существует еще один способ получения информации - это количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием "документальный источник" понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п.).
Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета.
Тесты.
Тесты - это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных
(и качественных) индивидуально-психологических различий.
Наибольший интерес представляют следующие показатели.
1. Особенности общения ребенка с экспериментатором: легко ли вступает в контакт, задает ли вопросы и какие, рассказывает что-нибудь о себе
2. Особенности мотивации: вызывают ли задания интерес, какова реакция на неуспех, как ребенок оценивает свои возможности и достижения.
3. Динамические характеристики деятельности: импульсивность, расторможенность, поспешность в выполнении заданий или заторможенность, медлительность, истощаемость.
4. Особенности внимания: отвлекаемость, переключаемость, колебания, показатели самоконтроля.
5. Характеристики моторики: быстрота движений, координация, сила мышечного тонуса, точность движений.

17 6. Речевые особенности: несформированность фразовой речи, трудности произношения, неверное употребление слов, оговорки, речевая инертность, нарушение регулирующей функции речи.
7. Способы выполнения заданий: решение методом проб и ошибок или с применением логических приемов, происходит ли перенос найденного способа на аналогичные задания.
По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные
(практические).
Опросники
Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами
(открытые опросники).
По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок
2.3.Проективный метод в изучении детей и подростков с ОВЗ
Истоки проективной методики следует искать в исследованиях Ф.Гальтона, изучавшего ассоциативный процесс. Гальтон первым убеждается в том, что так называемые свободные ассоциации определяются прошлым опытом личности. Позднее К.Г.Юнг, создает тест, позволяющий актуализировать скрытые переживания - комплексы личности.
В конце 19-начале 20 в., стремясь исследовать воображение, Ф.Е.Рыбаков в России, А.Бине во Франции и другие психологи экспериментировали с аморфными цветными и монохромными чернильными пятнами, которые напоминали людей, животных, разные события жизни.
Первая проективная методика, которая основывалась на психологической концепции проекции, появилась в 1938 г. и принадлежит американскому психологу Генри Мюррею, автору знаменитого теста тематической апперцепции (ТАТ). Ранее появившиеся методики, в том числе опубликованный в 1922 г. тест Роршаха, были осмыслены с позиций проективного подхода, сформировавшегося позднее.
Основные принципы в проективном исследовании личности:
1.
Направленность на уникальное в структуре или организации личности. Личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт.
2.
Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
3.
Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида. Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление

18 индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это теоретическое положение обычно называют проективной гипотезой.
Классификация проективных методик.
1.
Конститутивные.
2.
Конструктивные.
3.
Интерпретативные.
4.
Катартические.
5.
Рефрактивные.
6.
Экспрессивные.
7.
Импрессивные.
8.
Аддитивные.
2.4.Требования, предъявляемые к диагностическому инструментарию в психолого –
педагогическом обследовании детей и подростков с ОВЗ
Важнейшим средством повышения надежности психодиагностических методик является
стандартизация процедуры обследования. Под стандартизацией понимается единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Стандартизация рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.
Стандартизация процедуры обследования подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.
К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении обследования детей и подростков, можно отнести следующие:
1.
инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;
2.
ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;
3.
в процессе обследования детей не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;
4.
изучение детей следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;
5.
временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.
К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относится
надежность и валидность.
Надежность - означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

19
Повышения надежности психодиагностической методики:

единообразие процедуры обследования,

его строгая регламентация:

одинаковые для обследуемой выборки испытуемых обстановка и условия работы,

однотипный характер инструкций,

одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми, порядок предъявления заданий.
Валидность - обязательная и наиболее важная часть сведений о методике, включающая данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (теоретические ожидания, наблюдение, экспертные оценки, результаты других методик, достоверность которых установлена), связь изучаемой области поведения или особенностей личности с определенными психологическим конструктами.
Конструктная валидность – один из основных типов валидности, отражающий степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве конструкта могут выступать практический или вербальный интеллект, эмоциональная неустойчивость, интроверсия, понимание речи, переключаемость внимания. Конструктная валидность определяет область теоретической структуры психологических явлений, измеряемых тестом.
Конвергентная и дискриминантная валидности. При анализе конструктной валидности методики обычно формулируют ряд гипотез о том, как будет коррелировать разрабатываемый тест с другими тестами, направленными на конструкты, находящиеся в теоретически известной или предполагаемой связи с исследуемым.
Факторная валидность
Прямое отношение к характеристике конструктной валидности имеет факторный анализ, позволяющий строго статистически проанализировать структуру связей показателей исследуемого теста с другими известными и латентными факторами, выявить общие и специфические для группы сопоставляемых тестов факторы, степень их представленности в результатах, т.е. определить факторный состав и факторные нагрузки результата теста. Конструктная валидность
- внутренняя согласованность, отражающая то, насколько определенные пункты (задания, вопросы), составляющие материал теста, подчинены основному направлению теста как целого, ориентированы на изучение одних и тех же конструктов.
2.5.Вопросы для обсуждения:

В чем преимущество метрического подхода к изучению психического развития детей с нарушениями развития?

Недостатки метрического подхода к изучению психического развития детей с нарушениями развития?

20

В чем преимущества и недостатки проективного подхода к изучению психического развития детей с нарушениями развития?

В каких случаях для обследования ребенка целесообразно использовать проективные методики?
Контрольные задания:
1.
Какие из перечисленных методик соответствуют проективному подходу в психодиагностике?
A.
Опросник самооценки активности и настроения (САН);
B.
Тест «Несуществующее животное»;
C.
Цветовой тест Люшера;
D.
Тест «Дом-дерево-человек».
2.
Какие из перечисленных методик относятся к типу экспрессивных в проективной психодиагностике?
A.
«Рисунок семьи»;
B.
Тест «Несуществующее животное»;
C.
Цветовой тест Люшера;
D.
Тест «Дом-дерево-человек».
3.
Какие из перечисленных методик относятся к типу импрессивных в проективной психодиагностике?
B.
«Геометрические фигуры»;
C.
Тест «Несуществующее животное»;
D.
Цветовой тест Люшера;
E.
«Рисунок семьи».
4.
В психодиагностике особенностей личности и личностных проявлений используются методики:
A.
«Геометрические фигуры»;
B.
тест «Несуществующее животное»;
C.
тест ММPI;
D.
тест «Корректурная проба» Бурдона.
5.
В диагностике познавательных процессов и способностей используются методики:
A.
«Геометрические фигуры»;
B.
«Школьный тест умственного развития»;
C.
тест «Корректурная проба» Бурдона;
A.
тест «Пиктограммы».

21 6.
В диагностике психических состояний используются:
A.
опросник самооценки активности и настроения (САН);
B.
«Школьный тест умственного развития»;
C.
Цветовой тест Люшера;
D.
тест ситуативной тревожности.
7.
В диагностике ценностно-мотивационных проявлений личности применяются методики:
A.
опросник самооценки активности и настроения (САН);
B.
тест Рокича «Ценностные ориентации»;
C.
тест СЖО Д.Леонтьева;
E.
Тест Роттера «Локус контроля».
8.
Целостный подход в диагностике личности осуществляют методики:
A.
тест «Несуществующее животное»;
B.
тест Рокича «Ценностные ориентации»;
C.
«Геометрические фигуры»;
D.
тест «Дом-дерево-человек».
2.

Как называются, по классификации Л.Франка, следующие проективные методики?
1) Методики, в которых от испытуемого требуется завершение предложения, рассказа или истории
А. Импрессивные
2) Методики «Дом-дерево-человек», «Рисунок человека»,
«Рисунок семьи», «Несуществующее животное»
В. Экспрессивные
3) Тест Люшера, в котором испытуемый должен расставить в порядке предпочтения цвета 8 цветных карточек
С. Аддитивные
4) Методики, в которых предлагается осуществить игровое действие в специально заданных условиях, например, психодрама
D.Катартические
5) Тест тематической апперцепции, представляющий собой набор иллюстраций, на которые испытуемый должен составить рассказы, объяснения происходящего события
E.Интерпретативные

3.
На изучение какого психического процесса (или личности) направлена методика? (В графе, где указана направленность данной методики, ставится знак «+») (1уровень сложности)
Методика
Восприятие
Внимание
Мышление
и речь
Память Воображение
Личность
Доски Сегена

22
Разрезные картинки
Корректурные пробы
Отыскивание чисел
Кубики Кооса
Классификация предметов
Прогрессивные матрицы Ровена
Тест цветовых выборов Люшера
Тест Амтхауэра
Исключение неподходящего предмета
Объяснение смысла текстов
Объяснение сюжетных картин
Тест «дом-дерево- человек»
Установление последовательности событий
Тест Роршаха
Заучивание 10 слов
Пиктограммы
Опосредованное запоминание (по А.Н.
Леонтьеву)
ТАТ
Тест Розенцвейга
Тест креативности
Уровень притязаний
Исследование самооценки
Рисунок семьи
Тест Векслера
4.Как называются типы определения надежности теста, если надежность определяется…
1) …путем деления теста на две части, после чего рассчитывается корреляция между этими частями;
А. надежность ретестовая
2)…путем создания эквивалентных форм опросника и предъявление их одним и тем же испытуемым, после чего определение корреляции результатов;
В. надежность параллельных форм
3)…путем предъявления теста тем же самым
С. надежность частей теста

23 испытуемым через определенный промежуток времени и корреляцию результатов первого и второго тестирования
2.7.Литература:
1.
Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х кн. - М., 1982. Кн.1: С. 17-31.
2.
Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 352 с.
3.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.:
Издательство Владос – Пресс, 2003. – 160 с.
4.
Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. - М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПо «МОДЭК», 2009. - 208 с.
5.
Психологическая диагностика / Под ред.К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой - М.: Издательство УРАО,
1997. - 182 с.
6.
Носс И. Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии).- М., 1999.
7.
Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи: Практикум: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. –
СПб.: КАРО, 2008. – 432 с.
8.
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.:
Издательство «Книголюб», 2007.- 152с
9.
Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - СПб.: Речь, 2000. – 440 с.
10.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике.
- М., 1970.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница