Самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками)



Скачать 122.72 Kb.
Дата04.05.2016
Размер122.72 Kb.
ТипСамостоятельная работа




  1. Цели и задачи изучения дисциплины

Дисциплина ориентирует на выполнение профилактической, диагностических, лечебных, организационных видов деятельности. Её изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности (в соответствии с ГОС ВПО):

  • проведение первичной профилактики заболеваний;

  • диагностика заболеваний на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования;

  • диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях;

  • гигиеническое воспитание;

  • самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками).

Цель изучения дисциплины: дать основные представления о здоровом новорожденном ребенке, некоторых наиболее значимых патологических состояниях периода новорожденности.

Задачи изучения дисциплины:

  1. Ознакомить студентов с местом специальности в общей врачебной практике.

  2. Ознакомить студентов с особенностями санитарно-эпидемиологического режима в родильных домах и отделениях новорожденных детской больницы.

  3. Ознакомить студентов с особенностями адаптации здорового новорождённого ребёнка.

  4. Ознакомить студентов с этиологией, патогенезом, клиникой, диагностикой, лечением, профилактикой наиболее часто встречающихся заболеваний новорожденных.

  5. Сформировать у студентов знания и умения по некоторым неотложным состояниям в неонатологии.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать

  • основную специальную терминологию;

  • основные принципы санитарно-противоэпидемиологического режима отделения новорожденных детей;

  • основные физиологические особенности здорового новорожденного ребенка, течение транзиторных состояний периода новорожденности;

  • принципы естественного вскармливания новорожденного ребенка;

  • этиологию, патогенез, классификацию, клинику некоторых заболеваний новорожденных детей;

  • принципы лечения изучаемых патологических состояний, мероприятия по их профилактике.

Уметь

  • проанализировать санитарно-эпидемиологическую обстановку в родильном доме и отделении патологии новорожденных;

  • выявить признаки санитарно-эпидемиологического неблагополучия в стационаре;

  • анализировать данные перинатального анамнеза;

  • выявить клинические симптомы заболевания;

  • правильно интерпретировать объективные и лабораторные данные обследования;

  • поставить предполагаемый диагноз;

  • выделить предрасполагающие факторы, фоновые заболевания, влияющие на развитие данного патологического состояния;

  • дать объяснение особенностям назначенного ухода и вскармливания, терапии у данного ребенка.

владеть

  • навыками антропометрических измерений;

  • навыками проведения осмотра новорожденного ребенка;

  • навыками оказания первичной реанимационной помощи новорождённому в родильном зале.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость

(час.)

Аудиторные занятия:




лекции

22

практические занятия

30

Самостоятельная работа

26

Общая трудоемкость

78


4. Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр

Вид отчетности


12

нет



5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы



Разделы

Лекции

Трудоемкость

(час.)

Практические

занятия


Трудоемкость

(час.)

1

Введение в перинатологию и неонатологию.

4




2

Физиология периода новорожденности.

10

10

3

Основные патологические состояния периода новорожденности.

8

20


5.2. Содержание разделов

Раздел 1. Введение в перинатологию и неонатологию.

Тема 1. Введение в перинатологию и неонатологию. Понятие о перинатальном и неонатальном периодах.

Содержание темы.

Неонатология как наука. Понятие о перинатальном и перинатальном периодах. Достижения отечественных ученых в области физиологии и патологии новорожденного, охраны плода. История неонатологии и перинатальной службы в России, Архангельской области и городе. Основные научные школы. Основные направления работы кафедры. Основные направления развития неонатологии и перинатологии. Освоение высоких технологий.

Тема 2. Перинатальная психология.

Содержание темы.

Психологические особенности отношений матери и ребенка. Понятие симбиотической диады. Понятие о психологическом опыте плода. Базовые перинатальные матрицы.

Раздел 2. Физиология периода новорожденности.

Тема 3. Больница доброжелательного отношения к ребенку. Грудное вскармливание.

Содержание темы.

Критерии больниц доброжелательного отношения к ребенку. Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ «Об охране, поддержке и поощрения грудного вскармливания» 1979 г. Основные принципы успешного грудного вскармливания, пути их внедрения, важность применения в учреждениях родовспоможения и детства. Состояние вопроса в регионе. Оптимальное вскармливание новорожденных и детей раннего возраста – основа профилактики заболеваемости и снижения смертности. Преимущества грудного вскармливания и грудного молока. Механизм кормления грудью. Основные правила успешного грудного вскармливания (раннее прикладывание ребенка к груди, кормление «по требованию» малыша, ночное кормление, продолжительность кормления, сцеживание, обработка грудной железы). Исключительно грудное вскармливание. Жидкость, соки. Опасность применения пустышек, сосок. Основные правила международного кодекса по сбыту заменителей грудного молока. Опасность применения искусственных смесей. Политика города, тактика медицинского работника.

Тема 4. Санитарно-эпидемиологический режим родильного дома. Приказ МЗ РФ №345.

Содержание темы.

Организация обслуживание новорожденных в родильном доме. Санитарно - эпидемиологический режим родильного дома (приказ № 345). Понятие о нозокомиальных инфекциях. Тактика при выявлении их в родильном доме. Первичный туалет новорожденного ребенка.

Тема 5. Доношенный и недоношенный новорожденный. Оценка физического развития новорожденного. Понятие зрелости новорожденного.

Содержание темы.

Принципы оценки физического развития новорожденного ребенка. Гестационный возраст, антропометрия, оценка степени зрелости, состояние питания, стигмы дисэмбриогенеза.

Тема 6. Адаптация новорожденного ребенка к внеутробной жизни. Пограничные состояния новорожденных. Группы здоровья, группы риска новорожденных.

Содержание темы.

Пограничные состояния (с-м «только что родившегося ребенка», транзиторное кровообращение – адаптационные состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем. Физиологическая желтуха, транзиторная убыль массы тела, физиологические гипо-и гепертермия, пограничные состояния кожи). Клиника, особенности ухода за новорожденным.

Тема 7. Формирование микробиоценоза новорожденного. Методы микробиологического обследования.

Содержание темы.

Основные микробиологические термины и понятия. Понятие о микробиоценозе человека. Особенности формирования микробиоценоза новорожденного ребенка в течение первого года жизни. Определение колонизационной резистентности. Факторы влияющие на становление микробиоценоза новорожденного. Дисбиозы.

Правила и методы сбора, транспортировки материала для микробиологического исследования. Интерпретация результатов микробиологических исследований.

Раздел 3. Основные патологические состояния периода новорожденности.

Тема 8. Токсические эмбриофетопатии.

Содержание темы.

Понятие о эмбрио и фетопатиях. Алкогольная, никотиновая фетопатии, поражение плода при наркоманиях. Диагностика, клиника, принципы лечения, профилактика.

Тема 9. Внутриутробная гипоксия и асфиксия новорожденного. Первичная реанимационная помощь в родильном зале. Постгипоксические состояния.

Содержание темы.

Перинатальная гипоксия. Определение, классификация гипоксии. Причины хронической внутриутробной гипоксии. Патогенез. Методы антенатального наблюдения за плодом. Диагностические возможности, кардиотокография. Диагностика и лечение хронической гипоксии плода и посиндромная терапия новорожденного ребенка. Основные синдромы острого периода. Поражение органов и систем, перенесших хроническую гипоксию. Тактика введения новорожденных в постгипоксическом состоянии. Исходы хронической гипоксии. Причины, вызывающие острую асфиксию. Оценка по шкале Апгар, степень тяжести. Критерии диагностики асфиксии. Клинические проявления. Приказ №372 «О первичной реанимационной помощи новорожденному в родильном зале» 1996 г. Признаки новорожденности. Основные шаги оказания помощи новорожденному. Тактика при различных околоплодных водах. Дыхательная реанимация, показания к ИВЛ различными способами. Кардиореанимация – показания для непрямого массажа сердца. Тепловой режим.

Тема 10. Гемолитическая болезнь новорожденных.

Содержание темы.

Причины гемолитической болезни новорожденного. Природа иммунологического конфликта. Антенатальное течение гемолитической болезни плода, диагностика, лечение. Клиника гемолитической болезни новорожденных. Лабораторная диагностика. Неотложная помощь. Лечение. Показания к заменному переливанию крови.

Тема 11. Внутриутробные инфекции.

Содержание темы.

Этиология внутриутробных инфекций. Понятие о TORCH комплексе. Клинические проявления в зависимости от времени инфицирования. Критерии антенатальной и постнатальной диагностики.

Тема 12. Недоношенный ребенок.

Содержание темы.

Причины недонашивания беременности. Профилактика. Признаки недоношенности и незрелости новорожденных. Особенности недоношенного ребенка. Принципы выхаживания недоношенных детей. Вскармливание. Грудное вскармливание, другие виды вскармливания. Некоторые патологические состояния недоношенных новорождённых (респираторный дистресс-синдром, внутрижелудочковые кровоизлияния, ретинопатия недоношенных). Организация и преемственность родильного дома и отделений патологии недоношенных детей, показания для перевода на 2 этап выхаживания, критерии выписки домой.

Тема 13. Гнойно-септические заболевания новорожденных.

Содержание темы.

Сепсис новорождённых. Малые гнойные инфекции. Этиология, предрасполагающие факторы. Патогенез. Клинические проявления. Диагностика, лечение.

Тема 14. Синдром задержки внутриутробного развития (ЗВУР).

Содержание темы.

ЗВУР плода, этиологические факторы, патогенетические особенности, принципы диагностики, классификация. Особенности ухода и лечения новорожденных детей с ЗВУР.


5.3. Тематическое планирование




Разделы

Лекции

Практические занятия

1

I. Введение в перинатологию и неонатологию

1. Введение в перинатологию и неонатологию. Внутриутробное развитие ребенка. Скрининг заболеваний плода, его значение в профилактике заболеваний новорожденного ребенка. Пренатальный консилиум.

2.Перинатальная психология. Формирование симбиотической диады мать-ребенок.






2

II. Физиология периода новорожденности

1. Больница доброжелательного отношения к ребенку. Совместное пребывание матери и ребенка, значение для снижения заболеваемости внутри- больничными инфекциями. Преимущества грудного вскармливания. Питание беременной.

2. Консультирование кормящих матерей.

3. Гигиенические профилактические мероприятия для новорожденного, санитарно-эпидемиологический режим отделений новорожденных родильных стационаров и детских больниц.

4. Формирование биоценоза новорожденного. Методы микробиологического обследования.

5. Адаптация новорожденного ребенка к внеутробной жизни. Пограничные состояния.


1.Понятие о перинатальном и неонатальном периодах. Доношенный и недоношенный новорожденный. Оценка физического развития новорожденного. Понятие зрелости новорожденного. Сан.- эпид. Режим родильного дома. Приказ №345. Совместное пребывание матери и ребенка в родильном доме. Вскармливание. Принципы грудного вскармливания (согласно рекомендациям ВОЗ).

2. Адаптация новорожденного ребенка к внеутробной жизни. Пограничные состояния новорожденных. Группы здоровья, группы риска новорожденных. Методика обследования. Курация.





3

III. Основные патологические состояния периода новорожденности

1. Токсические фетоэмбриопатии. Роль здорового образа жизни беременной на развитие плода.

2. Задержка внутриутробного развития

3. Гнойно-септические заболевания новорожденного.

4. Недоношенный ребенок, причины невынашивания, физиологические и патологические особенности. Особенности заболеваний недоношенных, профилактика.



1.Гнойно-септические заболевания. Малые гнойные инфекции. Дифференциальный диагноз с неинфекционным поражением кожи. Клиника. Лечение. Профилактика.

2. Внутриутробная гипоксия и асфиксия новорожденного. Первичная реанимация. Приказ №372. Постгипоксические состояния. Родовые травмы (клиника, диагностика, лечение, профилактика).

3. Гемолитическая болезнь новорожденных (этиология, патогенез, клиника, прогноз, профилактика). Пренатальная диагностика гемолитической болезни новорожденных. Неотложная помощь в родильном доме. Консервативное и оперативное лечение. Осложнения гемолитической болезни. Осложнения фототерапии. Клиника. Лечение. Профилактика.

4. Внутриутробные инфекции.





5.4. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов


  1. Внутриутробное развитие плода.

  2. Влияние хронических заболеваний матери и патологии беременности на состояние новорождённых детей.

  3. Понятие о смешанном и искусственном вскармливании детей первого года жизни.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Неонатология /под ред. Н.Н.Володина, В.Н.Чернышова, Д.Н.Дегтярева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 446 с.

2. Шабалов Н.П. Неонатология. В 2 т./Н.П.Шабалов. – М.: МЕДпресс-информ, 2004.
6.2. Дополнительная литература

1. Неонатология: национальное руководство /Под ред. Н.Н.Володина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 848 с.

2. Основы перинатологии /Под ред. Н.П.Шабалова, Ю.В.Цвелева. – М.: МЕДпресс-информ, 2004.- 633 с.
6.3. Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы

www.raspm.telemednet.ru - cайт Российской Ассоциации Специалистов Перинатальной Медицины;



www.emedicine.com – образовательный сайт (англ. язык).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Видеофильмы, используемые для учебного процесса:

  1. Пособие по уходу за ребенком.

  2. Кто качает колыбель.

  3. Мама лучше.

  4. Реанимация новорожденных в родильном зале.

  5. Грудное вскармливание.

Наглядные пособия:

1. фототека патологических состояний у новорождённых детей (цифровой и бумажный варианты);

2. плакаты, стенды по темам занятий:


  • первичная реанимационная помощь;

  • недоношенный новорождённый;

  • алгоритм нарушений физического развития;

  • гемолитическая болезнь новорождённого;

  • динамика изменений уровней различных классов иммуноглобулинов в перинатальном периоде.

3. Муляжи новорожденного для оказания первичной реанимационной помощи новорожденному в родильном зале.

4. Занятие по гемолитической болезни новорожденного проходит в центре доклинической подготовки СГМУ


8. Содержание текущего и итогового контроля

8.1. Текущий контроль

Формы контроля:



  • тестовый контроль

  • задачи

Каталог: student -> faculty -> faculty -> med prof
med prof -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
med prof -> Рабочая учебная программа по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение. По направлению подготовки медико-профилактическое дело
med prof -> 1. Цели и задачи изучения дисциплины
med prof -> Рабочая учебная программа по дисциплине оториноларингология Для специальности 060104 Медико-профилактическое дело (врач)
med prof -> Структура и содержание рабочей учебной программы дисциплины Цели и задачи изучения дисциплины
med prof -> Рабочая учебная программа по дисциплине: гигиена питания по направлению подготовки: специальность 060105 «Медико-профилактическое дело»
med prof -> Рабочая учебная программа по дисциплине микробиология, вирусология, иммунология По направлению подготовки 060105 медико-профилактическое дело
med prof -> 1. Цели и задачи изучения дисциплины
med prof -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, эндокринология» По направлению подготовки 060105 Медико-профилактическое дело
med prof -> Рабочая учебная программа по дисциплине медико-профилактическое дело -060105 По направлению подготовки специалист


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница